Лингвистические сказки на уроках русского языка. Использование лингвистической сказки на уроках русского языка Что такое лингвистическая сказка примеры
Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). На своих уроках я стараюсь использовать различные приемы, повышающие интерес учеников к русскому языку. Особое внимание уделяю лингвистической сказке. Особенно в 5-6 классах, в которых обучаются школьники 10-12 лет. В силу психолого-физиологических особенностей они очень подвижны, и, если нет выхода их энергии, быстро устают. В то же время дети не могут долго слушать объяснения учителя, подолгу писать: внимание многих недостаточно устойчиво. По этой причине при их обучении приобретает известное значение элемент занимательности. Так что едва ли не один из главных инструментов познания мира у детей этого возраста – сказка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"
На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихс...
Игровые технологии на уроках истории как средство мотивации к изучению предмета.
Успешность любого человека во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию. В настоящее время много внимания уделяют развитию творческой активности и интереса ученик...
"Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику"
В современной системе образования особенную остроту приобретает вопрос оценивания результатов обучения учащихся в рамках внедрения ФГОС: сделать оценку учащихся более содержательной, объективной...
презентация к уроку русского языка слова обозначающие признаки предметов в 4 классе VIII вида
в презентации представлены задания на повторение и закрепление таких тем как:- слова обозначающие предметы;- слова обозначающие действия предметов;- слова обозначающие признак предмета....
Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику...
Лингвистические сказки
Сказка про Буквы и Звуки
В сказочной стране Русский язык есть городок под названием Алфавит. В
этом городке всего 33 домика, в котором живут звуки. Каждый домик имеет
свою особенную архитектуру. Называют домики буквами.
Ранним утром из домиков раздаются разные звуки: «ААА! ООО! ИИИ!
ЫЫЫ! УУУ! ЭЭЭ!». Это проснулись гласные звуки и начали петь,
гласные звуки очень любят петь, у них красивые голоса. Дружно живут
гласные звуки, их ровно 6. Любят гласные звуки петь дуэтом со звуком Й и
получается у них: «ЙА! ЙО! ЙЭ! ЙУ!».
Из других домиков слышится шипение: «ШШШ. ЖЖЖ. ЩЩЩ. ЧЧ
Ч». В этих домиках живут согласные звуки, их называют шипящие звуки. Из
других домиков раздаются тихие отрывистые звуки, похожие на глухой стук:
«П.Т. К. С. Ф. Ж.», эти звуки называют глухими согласными. А напротив
глухих согласных живут их друзья, звонкие согласные, голоса которых можно
услышать издалека: «Б. Д. Г. З. В. Ш.». Эти согласные неразлучные друзья,
очень похожи друг на друга, изза этого их называют ещё парными. Согласных
звуков намного больше, чем гласных, поэтому и домиков у них больше 21! В
остальных домиках поселились только глухие звуки: [Х, Ц, Ч, Щ], всего их 4,
и только звонкие согласные звуки:[Л, М, Р, Н, Й], всего их 5. А на окраине
этого городка, вдали от всех, стоят ещё два домика. Да только никогда звуки
из этих домиков не раздаются!!! Поэтому прозвали эти домикибуквы
мёртвыми. А называются буквы твёрдый (Ъ) и мягкий знак (Ь).
Почему буква Я в алфавите последняя стоит
Жила была буква Я. Буква Я была зазнайкой и хвастунишкой. Всё время
себя нахваливала: «Я самая умная! Я самая красивая! Я самая сильная! Я
самая хорошая!». «Без меня вам не прожить!», говорила буква Я остальным
буквам. Рассердились буквы алфавита на букву Я и отправили её в самый
конец алфавита. Пусть там будет. Оттуда не будет слышно её хвастовства. С
тех пор буква Я в алфавите самая последняя стоит.
Сказка о твёрдом и мягком знаке
Давно это было. В сказочной стране Русский язык в городе Алфавит жили
были два брата. Два родных брата, а характер у них разный. У одного
покладистый, мягкий, поэтому и назвали его Мягкий знак, а у другого
напористый, твёрдый, его назвали Твёрдый знак.
Однажды загоревал Мягкий знак и говорит Твёрдому знаку:
Горько мне, что нас называют мёртвыми буквами, и зачем мы живём на этом
белом свете?».
Пойдём к царице нашей Орфографии и узнаем своё предназначение,
предложил ему Твёрдый знак.
Отправились братья в дорогу. Долго ли шли, коротко ли, но пришли к
царице Орфографии. Царица им и отвечает: «Вас называют мёртвыми
буквами, потому что вы не обозначаете звуков. Но наделю вас силой
волшебной. Отныне ты, Мягкий знак, будешь обозначать мягкость согласных
букв в конце слова - боль, соль - и сможешь изменять значение слова! Ты
сможешь угол превратить в уголь! Ты будешь обозначать мягкость согласных
звуков и стоять перед твёрдыми согласными в середине слова: просьба,
письмо. А следующее ваше предназначение будет главным! Наделю вас силой
разделительной, и будете вы, как пограничники, разделять гласные буквы от
согласных. Ты, Мягкий знак, будешь разделять гласные И, Ю, Я, Ё, Е от
согласных в середине корня и на конце корня перед окончанием: вЬюга,
листЬя, муравЬи, белЬё, варенЬе. Ну а ты,Твёрдый знак, встанешь после
приставки, которые заканчиваются на согласную букву, перед гласными Я, Ё,
Е, Ю: подЪехал, предЪюбилейный, обЪявление, сЪёмка. Выдала
Орфография братьям удостоверения и Указ издала, чтобы отныне не
ссорились между собой гласные и согласные буквы да не вносили в слова
путаницу и раздор, а подчинялись Мягкому и Твёрдому знаку.
ОБ ОТ РАЗ В
С ПОД НАД
СОГЛАСНЫЕ
Ъ
Я Ю Е Ё
Ь
Я Ю Е Ё И
сЪёмка
подЪезд
обЪявление
предЪюбилейны
й
вьюга белЬё
семЬя
муравЬи
варенЬе
Во избежание беды великой строгонастрого Орфография запретила Мягкому
знаку вставать в сочетания букв РЩ, ЩН, НЩ, ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ.
А на память дала ему древнее писание, которое испокон веков было.
СОЧЕТАНИЯ БУКВ
РЩ, ЩН, НЩ, ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ
пиши без Ь!!!
БОРЩ РУЧКА ОДУВАНЧИК
ЧТЕНИЕ ХИЩНИК
Сказка о частях слова
Жилибыли части слова: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание.
Дружно жили, друг к другу в гости ходили. Каждая часть слова жила в своём
доме. Угадай, кто в каком домике живёт?
Однажды собрались Приставки, Суффиксы и Окончания вместе, а Корень
не пригласили, и заскучали.
– Почему мы так скучно живём? – сказала Приставка.
– Потому, что без интересного и полезного дела жить скучно, – ответил
Суффикс.
– Тогда давайте вокруг наших домов разведём красивый и богатый сад слов!–
предложило Окончание.
Части слова с радостью принялись за дело, но у них ничего не получилось,
никак не росли деревья со словами. Взялись за дело приставка По, суффикс
К и окончание И, но ничего у них не вышло, нет дерева с таким названием
ПО + К + И. Расстроились части слова и обратились за помощью к
Волшебнику, которого зовут Русский язык. Они его спросили:
Уважаемый Русский язык, почему в нашем саду не растут деревья слов?
Без корня дерево слов не вырастит. Без корня слов не бывает. Корень – это
главная часть слова, в которой заключено значение всего слова, ответил им
Русский язык.
Поняли свою ошибку части слова и побежали к Корню. Он подарил им
корень ЦВЕТ . Посадили они его, и выросло дерево однокоренных слов да
большоепребольшое, красивое, многомного на нём было листочковслов. Все
слова на этом дереве они назвали однокоренными, потому что выросли все из
одного корня. Обрадовались части слова и впредь решили дружить с корнем.
Приставка всегда стояла перед корнем, а суффикс после корня, и вместе они
выращивали новые деревья. Окончание же придавало словам особую форму.
Вскоре всем на загляденье дома частей слов окружал большой красивый сад.
Сказка об однокоренных словах
Жилибыли слова с корнем ГОР - горы, горец, горный.
Дружно жили, да и как иначе, ведь они были одной семьёй. У них был один
корень, одни истоки, похожи они были друг на друга, были близкими по
значению. Поэтому эту семью называли однокоренные слова. Однажды в их
горную местность из далёкой стороны пришло слово Горе. И сказало Горе: «Я
ваша дальняя родственница, у нас с вами один корень ГОР , примите меня в
свою семью». Приняли её в свою семью слова, относились к Горю с
уважением, во всём её слушали. С тех пор начались в семье ссоры да раздоры.
За какое бы дело ни брались однокоренные слова - ничего у них не
получалось.
Задумались слова и поняли, что мир покинул их семью, когда Горе
поселилось вместе с ними. Поняли слова, что Горе не их родственница, хоть
корень у них одинаковый, да характер у них другой, значение разное. Ничего
общего у них не было. Выгнали однокоренные слова Горе и снова зажили
дружно и счастливо.
Сказка о суффиксебогатыре, суффиксахтрудягах и суффиксах
малютках
В сказочной стране Русский язык в городе Состав слова жилибыли
суффиксы. Все остальные части слова уважали суффиксы за их талант и
трудолюбие. Они всё время образовывали новые слова. Встанут после корня и
получится новое слово. У каждого суффикса есть своё значение. Суффикс
ИЩ части слова называли богатырём, так как силищей обладал он
неимоверной. Все маленькие предметы превращал в большие. С ним все слова
чувствовали себя сильными и большими. Дом превращался в домИЩе, рука в
ручИЩу, глаза в глазИЩе, хвост в хвостИЩе. Суффиксы ТЕЛЬ, ИСТ,
ЧИК, ЩИК называли трудягами. Встанут суффиксытрудяги после
корня и получаются слова со значением труда. На гитаре начинает играть
гитарист, в футбол играть футболист, на тракторе работает тракторист, груз
грузит грузчик, а на барабане барабанит барабанщик, детей учит учитель,
романы пишет писатель.
Однажды суффиксы ЧИК И ЩИК поссорились. Решил ЧИК слово
грузчик образовать, а ЩИК ему перечет: «Нет, здесь я буду стоять! Будет
слово писаться грузщик!». Крепко поссорились братья, дело до драки дошло.
Хорошо вовремя вмешалась в их ссору царица той страны Орфография, она
то их и рассудила. Она сказала: «По законам нашим древним ты, ЧИК,
должен стоять после букв ДТ, ЗС и Ж. А ты, ЩИК, во всех остальных
случаях!». Помирились братья и с тех пор живут дружно и не ссорятся, свято
соблюдают законы Орфографии.
В городе Состав слов много суффиксов живут. Но особой любовью
пользуются суффиксымалютки. Все их любят за их характер ласковый и
называют их уменьшительноласкательные. Они все слова делают добрыми,
маленькими и ласковыми: дом - домик, глаза - глазки, лес - лесок, серый
- серенький, дочка - доченька, слон - слонёнок, звезда - звёздочка.
Сказка о приставках ПРЕ и ПРИ
Жилибыли приставки ПРЕ и ПРИ. Вставали они всегда перед корнем,
поэтому их и назвали приставками. Приставка ПРЕ всегда всем восхищалась
«Прекрасно! Прелестно!» или возмущалась «Прескверный!» и придавало
слову высшую степень качества и действия. Она всё либо ПРЕуменьшала,
либо все ПРЕувеличивала. Все слова с ней становились очень красивыми,
очень добрыми и очень важными, в общем оченьочень! Добрый становился с
приставкой ПРЕ предобрым, то есть очень добрым, успешный - преуспевал
во всём, то есть достигал особого успеха в чёмнибудь! Приставка ПРЕ
дружит с приставкой ПЕРЕ и часто заменяет её.
ПЕРЕступить - ПРЕступить. ПЕРЕгородить - ПРЕграждать.
А приставка ПРИ всё время чтото присоединяла (пришить, приклеить)
приближала (прибежать, прилететь) да прибавляла (придать). А ещё
приставка ПРИ указывала дорогу путникам и указывала на близость
расположения объектов. Если чтото находилось рядом с озером, его она
называла приозёрный, рядом с городом - пригородный, находится чтото
рядом со школой, значит, пришкольный, а у дороги - придорожный.
Всегда приставка ПРИ старалась все дела доводить до конца. Она думает
думает да придумает, строитстроит да пристроит. Но бывало что приставка
ПРИ и не в полной мере выполняла какиенибудь действия. Не сядет, а чуть
чуть присядет, не откроет окно, а чуть чуть приоткроет.
А в некоторых словах приставки ПРЕ И ПРИ просто срослись с КОРНЕМ и
их перестали выделять как приставки, а воспринимают как единое целое,
запомните их:
ПРИ природа, притязание, присяга, приспешник, привидение,
пригодный;
ПРЕ прелестный, претить, претерпевать, преткновение, презирать,
прельщать, пренебрегать.
Так приставки и до сих пор живут в Русском языке и хорошо выполняют
свою работу - образовывают новые слова.
Сказка про соединительные гласные Е, О и сложные слова
Жилбыл один Мастер, который любил создавать разные невиданные и
диковинные машины. Однажды он создал машину, которая сама летает, сама
варит, везде ходит. А как назвать свои изобретения не знал. Пошёл Мастер к
волшебнику Русскому языку - помощи просить. Посмотрел Русский язык на
эти чудомашины и сказал: «Хорошо, я тебе помогу». И призвал Русский язык
корень слова САМ, ЛЁТ, ВАР, ХОД да гласные О и Е. Повелел Русский
язык частям слова образовать новые слова, которые бы стали названиями для
машин Мастера. Гласные О и Е сразу принялись за работу. Соединила гласная
О корень САМ с корнем ЛЁТ и получилось слово - САМоЛЁТ, этим
словом назвали машину, которая сама летает. А словом САМоВАР назвали
предмет, который сам варит. А гласная Е соединила слово ВЕЗДЕ и корень
ХОД и получилось слово ВЕЗДеХОД.
Обрадовался Мастер, поблагодарил Русский язык и отправился к себе в
мастерскую другие машины изобретать.
А гласным О и Е так понравилось новые слова придумывать, что они
продолжили соединять корни. Много слов они придумали, так появились в
русском языке слова земледелие, снегопад, птицеферма, путешествие,
вертолёт, скалолаз и многие другие.
Однажды заспорили гласные О и Е, между каких корней какой гласной
вставать. Пришла царица Орфография и рассудила их спор. Она сказала:
«Ты, гласная О, будешь стоять после твёрдых согласных. А ты, гласная Е,
будешь стоять после буквы Ц и мягких согласных». А ещё присвоила
Орфография гласным О и Е звание соединительные, а слова, которые
создавали соединительные гласные, назвала сложными.
Почему «ЖИ» и «ШИ» пишутся с буквой И, а «ЧА» и «ЩА» с буквой А и
буквой У
Когдато давнымдавно шипящие буквы Ж, Ш были только мягкими
согласными и дружбу водили с такой же красивой и нежной гласной И, а
букву Ы на дух не переносили. Она всегда дружила только с твёрдыми
согласными. Но шло время и звуки Ж и Ш изменились, отвердели, стали
твёрдыми согласными, но дружбу не предали. Всем сказали: «ЖИ и ШИ
пишите с буквой И! ЖИвот. МаШИна». Так они и по сей день всегда пишутся
с буквой И. А навязчивую букву Ы не пускают, как бы она ни просилась!
А вот мягкие согласные Ч, Щ сразу подружились с гласной А и У. Между
ними сразу вспыхнули нежные ЧУвства! Буквы Ч и Щ ЧАсто с ними
прогуливались в ЧАще, в реке ловили ЩУку. Гласные Ю и Я уговаривали их
дружить с ними, говорили что будут подчёркивать их мягкость, нежность и
красоту! При виде шипящих согласных Я и Ю начинали петь: «Ах, какие же
они прекрасные эти мягкие щипящие!». Но никакие их признания в любви,
обещания, уговоры и даже угрозы не разлучили буквы ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ.
Вот уж правду говорят настояЩАя дружба в огне не горит и в воде не
тонет!
Как Незнайка русский язык учил
Однажды Незнайка решил грамотным стать. Надоело ему, что его все
называют незнайкой. Всем решил доказать, что не так уж и сложно грамотно
писать. Подумаешь! Незнайка к тому же был ещё и большим зазнайкой!
Принялся Незнайка русский язык изучать.
Но скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Начал писать слова с
корнями ГОРГАР, КОСКАС, ЗОРЗАР, ЛАГЛОЖ, КЛАНКЛОН. Ой,
кругом голова пошла! Никак не может разобраться Незнайка, когда в этих
корнях писать букву А, а когда О!?
В поиске ответа на этот вопрос решил Незнайка отправиться к царице
Орфографии, которая правописанием слов управляла. Долго ли шёл, коротко
ли, да пришёл Незнайка к царице Орфографии и просит её:
Уважаемая Орфография, научи, как правильно писать гласные А и О в
корнях с чередованием!»
Ах, эти корниблизнецы, озорники ужасные! Всё время людей путают! Но
беде твоей помогу, отвечает ему Орфография.
И поведала царица Незнайке тайну, как различать написание корней ГОР
ГАР, КОСКАС, ЗОРЗАР, ЛАГЛОЖ, КЛАНКЛОН. Она сказала ему:
«Корень КАС очень дружит с суффиксом А, увидишь после корня КАС
суффикс А, то всегда и в корне пиши букву А, а если этого суффикса нет,
то тогда в корне пиши букву О. Например, прикасаться, но прикоснуться! В
корне ГАР гласная А пишется всегда под ударением, а гласная О всегда без
ударения. Запомни: загар, но загореть!
Секрет написания остальных корнейблизнецов узнаешь из древнего
писания. И дала Орфография Незнайке писание древнее и сказала: «Это
писание волшебной силой обладает! Береги его как зеницу ока. Выучи всё, что
там написано и станешь самым грамотным человеком на Земле!»
Корни
Правило
Примеры
клан клон
Под ударением пишется А, без
ударения О
Кланяться
преклоняться
лаг лож
Перед буквой Г пиши А, перед
буквой Ж пиши О
зар зор
Без ударения А, под ударением О Заря зорька
скак скоч
Перед буквой К пишется – А,
перед буквой Ч пиши О
Скакать вскочить
плав плов
Буква О пишется только в
словах:
пловец, пловчиха
мак мок
Мак пишется в словах со
Макать промокает
значением «опускать чтонибудь в
жидкость», а мок «пропускать
жидкость»
чет чит
В корне пишется И, если после Счесть считать
бер бир
корня слова стоит суффикс а.
Соберу собирать
пер пир
дер дир
мер мир
блест блист
стел стил
жег жиг
«Если после корня А,
в корне И пиши всегда,
Вот пример, запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»
Запереть запирать
Раздеру раздирать
Замереть замирать
Блестеть блистать
Стелить застилать
Сжечь сжигать
Используемые ресурсы
1. Справочник по русскому языку «Грамматика в таблицах и вопросах» П.М.
Баев, Издательство «Просвещение» Ленинградское отделение, Ленинград
1968
2. Бесплатные изображения https://pixabay.com/ru/
3. Бесплатные изображения FotoHomka.ru
4. httpwwwalekszschoolnarodruimagesp56neznaykajpg.
Криворожская общеобразовательная школа І-ІІІ степеней № 99
учитель русского языка и
зарубежной литературы
специалист высшей категории
Лысякова ТамараНиколаевна,
учащиеся школ ы
Кривой Рог-2017
Ингулецкий районный отдел образования
Криворожская общеобразовательная школа І-ІІІ степеней №99
л итературы, специалист высшей категории , старший учитель
Рецензенты: Младёнова А.Г., методист РОНО
Булгакова Н.Ю., директор
КЗШ № 99
І.
Особенности лингвистической сказки:
1
Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.
Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, сказочные герои. Конечно, она очень многое взяла от фольклорной сказки.
Композицию лингвистических сказок составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка.
ІІ.
Отличие лингвистической сказки
от обычной, фольклорной.
Лингвистическая сказка поучительна.
Сюжет построен на лингвистических
понятиях. Она является
разновидностью предметной сказки.
Герои – буквы или слова.
Герои находятся в особенном месте – царстве, королевстве. Все они
разные - сильные, добрые,
капризные,
непредсказуемые…
В лингвистических сказках нельзя
допускать фактических ошибок (знание
русского языка, знание лингвистического
материала, всех условий написания той
или иной орфограммы обязательно.
А иначе вы сочините неправильную сказку).
ІІІ.
Алгоритм написа
ния
лингвистическ
ой
сказк
и
* Определите, на кого рассчитана сказка и в какой ситуации
будет
рассказана.
* Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом
понятии.
* Подумайте, какие герои будут действовать.
* Продумайте композицию, придумайте сюжет.
* Составьте план.
* Запишите сказку. Если необходимо, сделайте
иллюстрацию.
* Проверьте, нет ли логических или фактических ошибок.
* Отредактируйте текст.
* Подготовьтесь к устному воспроизведению, продумайте,
какие жесты
(телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.
* Прорепетируйте выступление.
І V . Сборник лингвистических сказок (авторские работы учащихся) 2
Лингвистическая сказка про морфемы
В королевстве Морфемике жили удивительные значимые единицы языка - самые наименьшие, без которых не могут существовать слова в русском языке, - МОРФЕМЫ. У каждой из них были свои привычки, свой характер и даже своё имя. Например, ту морфему, которая всегда выскакивала вперёд и вставала перед главной значимой единицей в слове, называли Префиксом. Он был таким гордым, таким недоступным, что с ним никто и
не спорил, и только главная значимая единица слова – Корень, считая Префикс своим другом, мог делать ему замечания и останавливать его хвастовство.
Суффикс был не всегда уверен в себе и часто всё преуменьшал: реку мог превратить в речонку, руку в ручонку, книжку в книжонку. И всё бы ничего, только иногда словам становилось обидно, ведь с приходом суффикса в это слово оно в корне меняло своё значение; Суффикс мог придать слову обидное уменьшительно - ласкательное значение: красивый забор превращался всего лишь в заборик, или в заборчик, а вкусный большой пирог, который могли бы покушать все учащиеся нашего класса, - в маленький пирожочек, и наесться им не сможет даже один человек. Но иногда Суффикс тоже начинал хвастаться и преувеличивать, и тогда глаза становились глазищами, страшными и некрасивыми, руки – ручищами, а волк, которого и так боялись многие литературные герои, - волчищем.
Из-за своей стеснительности Суффикс никогда не стремился вперёд и вставал в слове после Корня, а иногда даже после других Суффиксов.
Все Морфемы уже привыкли к тому, что когда они все вместе собирались в одном слове, то маленькая значимая часть слова, которая называла себя Окончанием, всегда пристраивалась в конце слова, а иногда слова отталкивали её от себя и говорили, что ей нет здесь места. Так
поступали неизменяемые слова - Наречия: одинаково, быстро, вверх и другие, и Окончание, не обижаясь, уходило в сторону.
Не смогло подружиться Окончание и ещё с одной значимой 3
частью изменяемого слова – Основой. Она никак не хотела стоять рядом с окончанием и при разборе слова всегда отделяла все морфемы слова от окончания, подчёркивая снизу часть слова без Окончания сплошной жирной чертой.
Но все почему-то привыкли к этому и ничего не хотели менять, и только иногда обращались за советом к Корню, ведь он – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Так и живут до сих пор в королевстве языка все эти маленькие Морфемы,
у каждой из которых своё имя, своё место и своё значение. Не спорят, не дерутся, не обижают друг друга, будто хотят и нам сказать: «Живите дружно, дети! Помните! У каждого из вас своя роль и своё место на Земле и в жизни!»
Лингвистическая сказка «Кто главней?»
Морфемы. Корень.
Вы верите в чудеса? С вами никогда не происходило ничего необычного? А вот со мною недавно произошло нечто удивительное и сказочное, что дало мне уверенность в том, что чудеса случаются и в нашей школьной жизни!
Учитель русского языка Тамара Николаевна задала нам задание: к следующему уроку повторить все правила о морфемах русского языка и их значениях. Я пришла домой и начала учить уроки. Очередь дошла до русского языка. Я вынула из портфеля учебник, положила перед собой тетрадь творческих работ, в которой мы записываем рифмованные правила на изучаемые темы… И только открыла учебник на нужной странице, как почувствовала, что мои глаза сами собой закрываются, а веки
слипаются. Бороться с желанием подремать не было сил, и я заснула
Проснулась я через несколько минут от какого-то непонятного шуршания: то ли маленькие звоночки вдалеке позванивали то звонче, то совсем затихая; то ли скрежетало что-то. Я прислушалась и услышала тихий
разговор. Присмотрелась и увидела, как на раскрытом учебнике 4
русского языка для 6-го класса, свесив маленькие ножки в блестящих сапожках, сидят крошечные человечки и ведут между собой беседу, которая иногда переходила в спор. Я осторожно, чтобы не выдать себя ни одним движением, наблюдала за ними, а они продолжали разговор.
Разве ты не знаешь, что Корень – это главная морфема среди нас. Он заключает в себе общее значение всех родственных слов. Не будем мы дружить с Корнем, и всё в нашей жизни нарушится, - говорил самый странный из всех маленьких человечков, которых мне удалось рассмотреть.- Ты только представь себе, как тебе быть, если за тобой не будет стоять Корень! Возьми хотя бы слова прилететь, или залететь. Убери из них корень -ЛЕТ-, и что останется? В первом случае: приеть, во втором – заеть. Но ведь таких слов в русском языке нет, это даже не слова, потому что они не несут никакого лексического значения! А ты, Префикс, всё хвастаешься, что самый главный в слове, и оно без тебя не может существовать. Я докажу тебе, что очень даже может, вот смотри: лететь. В этом слове вовсе нет Префикса, то есть тебя, но слово без тебя прекрасно себя чувствует. Другое дело, что ты, Префикс, можешь образовывать новые слова, потому и бываешь Словообразовательным.
Не знаю, чем бы закончился их спор, но тут из моих рук выпала ручка, человечки вздрогнули и исчезли, словно растворились на страницах учебника. Ещё несколько минут я была в недоумении. Что это? Сон или явь? Но что бы это ни было, а сказочные герои напомнили мне о морфемах, значимых частях слова, их роли, значении и месте в слове. В ушах зазвучали сами собой рифмованные правила, которые я учила раньше:
Корень - главная значимая часть, родственные связи дарят корню власть,
Выбери умело линию родства: однокоренные подбери слова!
И другое: За корнем суффикс обогрел местечко,
Не словом угодил, а лишь словечком.
Река большая превратилась в речку,
Лес – в лесника, а печь – всего лишь в печку! 5
Как ни странно, а правила вспоминались одно за другим легко. Вот что значит учить их уверенно, серьёзно, закрепляя и развивая свою память!
Сказку написала ученица 6-А класса Антипенко Юлия
Лингвистическая сказка про корень слова
Эта сказочная история произошла давно. В какой стране это случилось, не каждый человек может определить, а только тот, кто хорошо знает русский язык и дружит с ним. Но ты, мой собеседник, не переживай, всё ещё можно исправить, и я тебе в этом помогу. Я расскажу тебе сказку. Слушай и запоминай!
Эта сказочная страна живёт на страницах учебника русского языка, и зовут её Морфемика. Само слово «морфе», от которого произошло её название, родилось в древней Греции и означает «форма». В стране этой немного королевств, но в каждом из них правят свои короли и королевы, которые считают, что только их королевства самые красивые, самые удивительные, и живут в них самые мудрые и самые неповторимые жители.
Именно так считал король Корень, чьё королевство было самое большое в Морфемике и по территории, и по количеству жителей. А всё это потому, что Морфемика назвала его главной значимой единицей языка среди других наименьших значимых единиц, из которых складываются слова русского языка. Без его участия ничего не происходило в Морфемике, не образовывались новые слова, а тем более родственные или однокоренные, ведь король Корень так умел управлять своим королевством, что держал в руках всю власть – общее значение родственных слов. А «родственников» у
него было очень много, всех их он уважал и расселил семьи родственных слов в отдельных городах, каждый из которых не был похож на остальные.
Так в Цветочном городе жили Цветы, Цветики, Цветочки, и были у них цветные дома и цветочные поляны возле домов. А деревья вокруг были с разноцветными листьями. И дорожки в садах и скверах тоже были разноцветные. А в Лесном городе всё было сказочным: лес, лесные поляны,
лесополосы с высокой зелёной травой и маленькими пушистыми 6
ёлочками, и жили в этом Лесном городе необычные, но дружные жители – Лесовики. Лесовички, которые очень любили играть и веселиться.
В Водяном городе жили Вода, Водица, Водичка, разные Водяные, росли водяные лилии и кувшинки, а в заводях водились усатые сомы, которые иногда выглядывали из воды. И никогда жители разных городов в королевстве, которым правил Корень, не враждовали между собой, а жили дружно. Вы спросите: «Почему?»
Да потому, что все жители этих городов знали, что в их груди бьётся одинаковое доброе сердце, что все они родственные друг другу.
А у некоторых из них было даже два сердца, два корня, например, в словах
ПЕШЕХОД, САМОЛЁТ, ВЕЗДЕХОД, КРЕСЛО – КРОВАТЬ. Такие слова называют в русском языке сложными.
А ещё я хочу вам сказать о том, что однокоренные слова часто используются как средства связи предложений в тексте.
Теперь ты много знаешь о Морфемике и Корне, главной значимой части (морфеме) слова. Если захочешь узнать о других, я готов тебе рассказать, но это будет уже в следующую нашу встречу.
Сказку написал ученик 6-А класса Ткачук Александр
Части речи
Бал частей речи
Давным – давно была на свете империя под названием Русский язык. Но распалась могучая империя в результате междуусобных войн на отдельные княжества – королевства. Жили в них части речи – самостоятельные и служебные, но жили каждый по себе, без общения. И никто из них не решался первым проложить мост дружбы.
Наконец не выдержал Глагол. Он решил, что проведёт в своём княжестве большой бал, на который пригласит все части речи. Так он и сделал. Очень хотелось ему помочь империи вернуть своё могущество.
На бал съехались все части речи. Первым прибыло 7
Имя Существительное, затем Имя Прилагательное и все другие части речи.
Заиграла музыка. Мелодия вальса заворожила всех. Глагол пригласил на тур вальса Имя Существительное. Они так весело кружились, так мило улыбались друг другу, что не замечали никого и ничего. Задели Имя Прилагательное, слегка толкнули Местоимение. Имя Существительное не заметило, как наступило на ногу Частице. Она рассердилась и сказала: «Не обижайте служебные части речи! Будьте культурными и вежливыми с нами!»
А формообразующие частицы б и бы добавили: «Если бы не было нас на этом балу, то и вы не так веселились бы ».
Тут и модальные частицы подали свой голос: «Да разве могут понять нас самостоятельные части речи, ведь они такие важные. Как жаль, что между нами нет дружбы. А всё потому, что мы живём в разных княжествах!»
Да, - вступил в разговор Король Глагол. – Вы правы. Нам всем надо жить в мире и согласии, только тогда будет могучей наша империя Русского языка.
А междометие воскликнуло:
Ах, как прекрасно, когда у тебя есть друзья!
И все части речи на этом балу решили, что будут жить в дружбе и согласии сообща, а не в разных княжествах, потому что не может ни дна часть речи существовать в одиночестве.
Сказку написала учитель русского языка Лысякова Т.Н.
Лингвистическая сказка об имени существительном
В королевстве Морфологии жили разные части речи. Они часто встречались друг с другом, спорили, разговаривали, но самое главное, умели дружить друг с другом.
Правила королевством мудрая и справедливая Морфология. Однажды она решила провести в своём королевстве праздник, чтобы части речи получше узнали друг друга, изучили обычаи, нравы, особенности каждого. Она отправила гонцов с известием о празднике к каждой их частей речи. Первым гонцы известили Имя Существительное:
Королева Морфология приглашает Вас, многоуважаемое 8
Имя Существительное, на чудесный праздник частей речи. Праздник состоится завтра вечером в серебряном зале на втором этаже замка, - сказали гонцы.
Ах, как чудесно! – воскликнуло Имя Существительное. Ведь, право, без меня этот праздник не будет таким красивым и весёлым, ведь я такая часть речи, которая обозначает предметы, людей, животных…Это ко мне все обращаются с вопросами: кто? Что? Только я бываю собственным и нарицательным.
Мы, Имена Существительные, очень любим перемены, потому изменяемся по падежам и числам, можем относиться к одному из трёх родов – мужскому, женскому и среднему и даже быть общего рода; мы бываем одушевлёнными и неодушевлёнными. Мы также непостоянны и в другом: можем быть 1. 2,
3-его склонения, а также несклоняемыми и разносклоняемыми.
Нас, Имён Существительных, больше в речи, чем других частей речи. Смотрите, даже в вашем приглашении слов – Имён Существительных гораздо больше!
Мы не спорим с Вами, уважаемое Имя Существительное. Приходите на праздник, и там Вы поймёте и узнаете всё, что необходимо, - сказали гонцы, отдали приглашение и удалились. А Имя Существительное начало готовиться к празднику. Автор сказки Лысечко Александр, ученик 6-Б класса
Лингвистическая сказка о слитном и раздельном написании частицы НЕ с именами существительными
Давным – давно это было… В королевстве Русского языка жили дружно части речи и никогда не ссорились. И никто уже не вспомнит, как это произошло, но разделились части речи на главные – самостоятельные и служебные, и стали жить в разных замках королевства, редко встречаясь друг с другом. Каждая из частей речи понимала, что так долго продолжаться не может, но никто не делал первого шага к примирению.
И вот однажды Имя Существительное решило:
Надо провести общее собрание всех жителей королевства. Объявить 9
об этом по радио, телевидению, в прессе. Так оно и сделало. Собрание было назначено на 12 часов дня в средний день недели – среду.
Из всех замков все части речи – самостоятельные и служебные – вышли на площадь. Имя Существительное поднялось на трибуну и начало говорить:
В королевстве Русского языка живут разные части речи. У каждой из нас
есть свои морфологические признаки и своя грамматическая роль в предложении, в речи. У кого-то она более важная, основная, а у кого-то служебная.
Вот – вот, опять обижают нас, частиц, - сказала Отрицательная частица Не - Мы, частицы, союзы, предлоги - маленькие да удаленькие. Не надо считать нас второсортными! Там, где частицы НЕ появляются рядом с
Вами, Именами Существительными, вместе с союзом а , изменяется Ваше правописание, потому что мы, частицы НЕ, пишемся с Вами раздельно, если в предложении есть противопоставительный союз а.
- Извините, - сказало Имя Существительное, - я не обращало на это внимания.
- Невежда, - сказал союз а , нельзя говорить неправду!
Имя Существительное продолжило:
Мы хотели бы жить с вами, отрицательные Частицы, в дружбе, как мы
живём с теми частицами, которые стали приставками или частью корня, ведь тогда мы с ними – одно целое слово, иногда даже не можем обойтись друг без друга, как, например, в словах: невежда, негодник, неряха, ненависть; или можем существовать раздельно, но не хотим расставаться. Вы можете проверить это, заменив слово синонимом без НЕ : недруг (враг), ненастье (плохая погода), неудача (провал)
Нет, - решительно сказала отрицательная Частица НЕ . Потому мы и служебные части речи, что служим для отрицания значений слов в предложении. И жить мы будем в отдельных замках и писаться раздельно с такими частями речи, как Имя Существительное, Имя Прилагательное,
Причастие, если в предложении есть союз а , а с Глаголами – 10
раздельно всегда!
Так и живут до сих пор в русском языке отдельно самостоятельные и служебные части речи.
Сказку написал Ткачук Александр, ученик 6-А класса
Лингвистическая сказка о слитном и раздельном написании НЕ с именами существительными
Давным-давно существовала на свете империя под названием Русский язык. Но распалась могучая империя в результате конфликтов на отдельные княжества. Жили в них самостоятельные и служебные части речи
Однажды король Глагол правил бал. Он пригласил на него все части речи. Чтобы решить, наконец, как жить дальше и как вернуть былое могущество империи Русского языка.
Заиграла музыка… Первый тур вальса Глагол танцевал с Именем Существительным. Они так весело кружились, что не замечали, как задевали других танцующих частей речи. Имя Существительное слегка наступило на ногу частице. И сказала, рассердившись, частица Не : «Не обижайте служебные части речи! Будьте вежливыми с нами! Мы, частицы, союзы, предлоги, - маленькие да удаленькие. Там, где мы появляемся рядом с Вами
вместе с союзом а , изменяется Ваше правописание, потому что мы, частицы НЕ , пишемся с Вами раздельно, если в предложении есть противопоставительный союз а .
Извините, - сказало Имя Существительное, - я не заметило Вас.
Невежда, - сказал союз а , - нельзя говорить неправду.
Мы хотели бы жить с Вами, отрицательные частицы, в дружбе, как живём с теми частицами, которые стали приставками, или частью корня, ведь тогда мы с ними – одно целое слово, иногда даже не можем обойтись друг без друга, как, например, в словах: невежда, неряха, ненависть… Или можем существовать раздельно, но не хотим расставаться. Вы можете проверить это, заменив слово синонимом без НЕ : недруг (враг), неприятель (враг),
неудача (провал). 11
Нет, - решительно сказала отрицательная частица НЕ . - Мы потому и служебные части речи, что служим для отрицания слов или их значений в предложении, поэтому будем держаться от Вас в стороне и писаться раздельно.
Так и не удалось Глаголу сдружить самостоятельные и служебные части речи, а жаль, ведь тогда правописание в русском языке стало намного проще!
Сказку написала ученица 6-А класса Пахомова София
Лингвистическая сказка «Как появились части речи?»
Давным – давно в царстве Морфологии жили – были Дед да Баба.
Дед – Русский язык, баба – Морфология. И не было у них никакого богатства – ни золота - серебра, ни родных – близких.
Вот как – то раз Дед и говорит Бабе:
Эх, Баба, одни мы с тобой живём, и никто не задаёт нам вопросов: КТО мы такие и ЧТО мы делаем на свете белом, и некому нам на них отвечать.
Ох, Дед, я и сама рада была бы завести себе хотя бы маленькое Существительное, да где же его взять – то?
А ты по словарям поскреби, по энциклопедиям помети, в учебниках почитай, ведь ты у меня грамотная, может быть, чего – нибудь и найдёшь!
Баба по словарям поскребла, по Большой Советской Энциклопедии помела, учебник для 6 класса под редакцией Баландиной открыла, почитала, и вот…
слепила некий Колобок.
Обрадовались Дед да Баба и дали Колобку имя – Существительное.
И начали Дед да Баба учить Существительное разговаривать. Дед, указывая на предмет, спрашивает: «Кто это?» или «Что это?» Баба говорит название предмета, а Существительное всё слушает и запоминает.
Подросло имя Существительное, и скучно ему стало: одни и те же вопросы ему задают, одни и те же предметы называют… Заметили это Дед Русский язык да Баба Морфология и решили они слепить других колобков, чтобы появились у имени Существительного друзья.
Так появились в царстве Морфологии части речи – 13
имя Существительное, имя Прилагательное, имя Числительное, Глагол, Местоимение, Наречие.
А вскоре имя Существительное попросило Деда с Бабой, чтобы они ещё раз помели по энциклопедии, поскребли по словарям и слепили им новых друзей, которых им так не хватало, – Служебные Части Речи.
Но это уже другая история…
Сказку написала Копыл Наташа, ученица 6-А класса
Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво –
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить.
М. Цветаева.
Лингвистическая сказка
Особенности лингвистической сказки.
Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.
Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения. Композицию лингвистических сказок составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка.
В лингвистической
сказке
в концовках говорится о лингвистических понятиях. Как бы
делается вывод из того, о чём в сказке рассказывалось.
Отличие лингвистической
сказки
от обычной, фольклорной.
Лингвистическая сказка
поучительна.
Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.
Герои – буквы или слова. Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.
В лингвистической сказке нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).
Существуют
три основные коммуникативные задачи лингвистической сказки:
Научить, объяснить новый материал.
Проверить знания по теме.
Развлечь, увлечь, заинтересовать, повысить интерес к предмету (русскому языку).
Сказка
– это первично-вторичный текст, т.е. сказка, может создаваться на основе другой
сказки, может быть абсолютно оригинальной. По способу передачи информации
сказки являются поликодовыми текстами, т.е. текстами, которые кодируют и
передают информацию на разных уровнях.
Как написать
лингвистическую сказку
Определи, на кого рассчитана сказка, и
в какой ситуации будет рассказана.
Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.
Подумай, какие герои будут действовать. Продумай композицию, продумай сюжет.
Составь план. Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.
Проверь, нет ли логических или фактических ошибок. Отредактируй текст.
Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты
Лексика
На море, на океане
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под тем дубом стол золочёный,
Садись, кушай,
Мою сказку слушай .
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-поживали Лексика, Графика и Орфоэпия.
Правил этим царством король Словообразование. Любовь и уважение, дружба и забота друг о друге царили в королевстве. Но однажды к королю пришла Лексика и стала жаловаться, что Графика очень перегружена работой и поэтому отказывается помогать ей в составлении толкового словаря. Очень удивился король Словообразование, что в его царстве появилось недовольство.
Конечно,- обиженно сказала Графика. – Лексика требует, чтобы я несколько раз записывала одно и то же.
Неправда,- возразила Лексика.- Сначала мы записали значение отдельных слов, например, заведующий, хозяйство. А сейчас надо растолковать значение словосочетания заведующий хозяйством.
Всё равно не буду писать. Я устала!- упрямо твердила графика. Пока они спорили, король Словообразование думал. Затем он улыбнулся и сложил части основ: завхоз. Королю понравилось образовывать новые слова сложением частей основ.
Универсальный магазин - универмаг, заведующий учебной частью - завуч. Это было похоже на игру с матрёшкой, когда кукла в кукле. Всем понравился такой способ образования сложносокращённых слов. И его стали широко использовать в русском языке. И снова мир воцарился в королевстве.
Вам - сказку,
А мне – бубликов связку,
Образование притяжательных прилагательных.
Однажды к Синтаксису пришли Словосочетания. Были среди них такие: «ремень отца», «фартук бабушки», «хвост волка» и прочие, прочие, прочие. Толкались они, пихались, перекрикивались – видно не в ладу были слова друг с другом.
Вперёд выступило Слово «ремень». И так молвило оно: «Ваше Величество Синтаксис! Приказали вы нам, словам, объединяться в словосочетания. Всё в точности мы выполнили, да только не хотят зависимые существительные подчиняться, вот, что хотите делайте, говорят, а не подчинимся!»
Вышло Слово «отец» из того же словосочетания: «Мы же не прилагательные, род, число и падеж которых зависит от слова, рядом с которым они стоят. Вы уж помогите нам, рассудите нас, царь-батюшка. Замените существительные прилагательными, а то из-за ссор наших совсем царство развалится!»
Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, а не поможешь, может случиться бунт. «Создам-ка я новые прилагательные!» - решил он и позвал графиню Морфологию.
«Лично я не против новой группы прилагательных, - сказала графиня Синтаксису. – От них будет много пользы, но есть ли у Словообразования нужные суффиксы?»
По повелению короля пригласили герцога Словообразование, а он, садовая голова, толком не разобравшись в приказании, взял с собой лишь два суффикса: -ов- и –ин-, да несколько пажей-окончаний прихватил.
А с суффиксами всё получилось замечательно: присоединили –ов- к основе слова «отец», и получилось прилагательное «отцов»; присоединили –ин- к основе слова «бабушка», и получили «бабушкин».
А что же делать со словом «волк»? Подумал Синтаксис, да и присоединил к нему окончание –ий: получилось «волчий». Да и с другими похожими словами так же поступил. А чтобы новые прилагательные не догадались о таком конфузе, повелел король считать –ий суффиксом. И дал он прилагательным имя.
Так появилась новая группа прилагательных – притяжательные.
Ярославцев Георгий
Не- с существительными.
Не - всегда была дружелюбной и доброй приставкой. Кого ни встретит по дороге, со всеми здоровается, общается, и вместе с новыми знакомыми (ну или старыми, что не так важно) весело проводит время.
Поначалу словам нравилось её общество. Но вскоре приставка уже надоела всем своей тягой к общению, жаждой помощи и ещё другими качествами. И решили они, что смогут без неё обойтись, и оборвали узы дружбы.
Приставка в слезах ушла. Слова же повели себя очень беспечно и даже не позаботились о своём виде без приставки Не: кто-то из гордого воина без неё превратился в клоуна, кто-то в Чудо-Юдо, которому названия даже нет, а некоторые вообще стали нелепыми.
Все смеялись над этими словами. И огни стыда мелькали на их щеках каждую секунду.
Пришли все они к Не-, извинились. И вновь забегали искры дружбы по сказочной стране Русского Языка.
Силин Анатолий
Гор и Гар.
Жила-была в стране Русского Языка царица Грамматика. Служили ей два брата – Гор и Гар. И никак не могла она различить их – так похожи были братья меж собой. Оба удалые, молодые, бойкие, озорные – загляденье прям.
Прочие не обратили бы на такое недоразумение внимания, однако Грамматика была такова, что обращала свой взор на всё. Собрала она совет. Явились Гласные, Согласные, Ударения, Суффиксы, Приставки… В общем, пришли все, на ком держалась чистота Русского Языка.
«Вы служили мне много лет, - говорит Грамматика гостям, - так послужите ещё раз. Научите меня различать двух слуг моих, братьев Гор и Гар! А наградой я не обижу».
Никто не знал, что делать. Но тут вышло вперёд Ударение, взвилось над головами присутствующих и остановилось над буквой «А». Да так и осталось там навсегда.
И теперь, лишь завидев Ударение над «А», Грамматика знает – это братец Гар. А нет ударения – вот и братец Гор.
Стыценко Владислав
Кто главней?
В одной стране жили-были Прилагательные. Качественные и Относительные всё время были не в ладах, ссорились, ругались.
Мы самые главные, - говорили Качественные прилагательные, - ведь характеризуем предмет в той или иной степени. Вот, например, слово «тёмный» - темнее, более тёмный, темнейший…
Так перечисляли они тысячи примеров. В споре это было их козырем и заодно самым любимым занятием.
И что? Мы всё равно главнее! – возмущались Относительные прилагательные. – Мы не можем быть в той или иной степени, нас можно заменить существительными – вот в чём наша особенность! Деревянный стол – стол из дерева. Видите? Что там какие-то степени?..
Вот такие ответы приводили Относительные.
Так спорили они много дней. Вскоре это надоело третьим, Притяжательным прилагательным. Они вмешались в спор.
Как вы можете ссориться из-за того, кто главней? Мы, вот, тоже можем так сказать: «Мы, мол, показываем, кому принадлежит предмет, чей он: лисий хвост, отцова рубаха». Но поймите – мы все равны, все дополняем друг друга. Неужели вы не понимаете?
Осознали свою ошибку Качественные и Относительные прилагательные и помирились.
Мынова Маргарита