Контакты

Пятилетка восстановления народного хозяйства. Первые послевоенные пятилетки. Источники средств для индустриализации

План развития народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны, рассчитанный на 1946-1950 годы.

9 февраля 1946 года И. Сталин поставил задачу пятилетки: «восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах». План пятилетки был разработан под руководством А. Вознесенского, который к окончанию пятилетки был расстрелян в результате Ленинградского дела. Замысел плана предусматривал сохранение восточной промышленной базы, образовавшейся во время эвакуации 1941-1942 годов и восстановление промышленности территории, пострадавшей от войны. Таким образом, планировалось не просто восстановление, а значительное превышение довоенного экономического потенциала.

Закон о четвёртом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны был принят 18 марта1946 года Верховным советом СССР. Он предусматривал увеличение довоенного уровня промышленного производства на 48%, черной металлургии на 35%, электроэнергии - на 70%, добычи угля на 51 %, нефти — на 14 %.

Благодаря энтузиазму трудящихся, стремившихся как можно скорее преодолеть послевоенную разруху, организационному таланту послевоенного поколения руководителей, за годы четвертой пятилетки удалось полностью восстановить основные промышленные предприятия, включая Днепрогэс, Сталинградский тракторный завод, Кировский завод в Ленинграде и др. На месте разрушенных строились по сути новые городские центры. В 1947 году было принято решение о строительстве в Москве высотных зданий, соответствующих ее роли как столицы сверхдержавы. К 1954 году в столице возведены семь высотных зданий. В ходе пятилетки был осуществлен советский атомный проект.

Восстановление промышленности и городов тяжелым прессом легло на плечи деревни. Государство, как и в период ускоренной индустриализации, изымало из деревень «излишки» хлеба. В 1946 году Молдавию, юго-западную Украину и центрально-черноземную зону поразила засуха и голод 1946-1947 годов. Если в 1945 году валовой сбор зерна составлял 47,3 млн., то в 1946 г. - 39,6 млн.

14 декабря 1947 года была проведена денежная реформа. На продукты были введены единые государственные цены, которые повысились по сравнению с ценами по карточкам. В дальнейшем проводилось снижение цен на потребительские товары, и соотношение цен и зарплат стало приближаться к довоенному.

В 1949 году промышленное производство СССР превысило довоенное. По официальным данным в 1950 году производство электроэнергии составило 91 млрд квт.ч. (в 1940 году - 48,3, в 1945 - 43,3), нефти - 37,9 млн т (в 1940 году - 31,1, 1945 г. - 19,4), угля 261,1 млн т (в 1940 году - 166, в 1945 - 149,3), стали 27,3 млн т (в 1940 году - 18,3, в 1945 - 12,3), металлорежущих станков 70,6 тыс. (в 1940 году - 58,4 тыс., в 1945 - 38,4 тыс.), автомобилей - 362,9 тыс. (в 1940 году - 145,4 тыс., в 1945 - 74,6 тыс.).


Цели: 1. Познакомить учащихся с особенностями восстановления народного хозяйства 2. Подвести их к пониманию сути изменений во взглядах руководства страны на дальнейшее её развитие 3. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.


Война привела к колоссальным материальным и людским потерям нашей страны: Была утрачена треть национального богатства. 27 млн. убитых и 2 млн. инвалидов. Посевные площади сократились на 37 млн. га Было разрушено: 1710 городов 70 тыс. сел и деревень заводов и фабрик 1135 шахт 65 тыс. км железнодорожных путей 16 тыс. паровозов 428 тыс. железнодорожных вагонов 1. Экономические последствия войны.


1. Экономические последствия войны. В послевоенное время внутренняя и внешняя политика страны была обусловлена развитием двух основных тенденций: проявлением демократических элементов усилением тоталитарных отношений. Были возможны два варианта развития общества: Первый – смягчение довоенной мобилизационной модели развития отказ от чрезвычайщины отказ от репрессий развитие процессов демократизации. Второй – восстановление довоенной модели развития, сохранение тоталитарного режима.


2. Экономические дискуссии. При разработке 4 пятилетнего плана Госплан во главе с Н.Вознесенским предложил ряд смелых идей: свободную торговлю сельхозпродуктами, акционирование промышленного производства, реформирование денежной системы, открытие кооперативных магазинов, ликвидация части колхозов. Но в 1952 г.в статье «Экономические проблемы социализма в СССР» Сталин отверг эти предложения и страна возвратилась к административно хозяйственной экономике. Н.А.Вознесенский


В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на гг. Основные задачи плана: 1. восстановить пострадавшие от войны районы страны в течение 3 лет. 2. достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Планом предусматривалось: 1. Обеспечить рост промышленного производства на 48%, сельскохозяйственного – на 27%. 2. За годы пятилетки: построить 2700 новых предприятий восстановить 3200 разрушенных предприятий 3. Четвертая пятилетка.


Основной упор делался на развитие: Тяжелой промышленности (в первую очередь машиностроения) Железнодорожного транспорта Планировался среднегодовой рост зарплаты на 48% Проблемами восстановительного периода были: нехватка квалифицированных кадров. дефицит финансовых средств. возвращение демобилизованных. (Численность армии сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 г.), необходимость поддержки восточноевропейских государств. необходимость скорейшего укрепления обороноспособности страны в условиях начинающейся «холодной войны»


Главным источником восстановления оставалось село - закупочные цены в раз были ниже розничных. СССР получал репарации от Германии, вывозил с ее территории оборудование и станки. (Советский Союз получил с Германии репарации на сумму 4,3 млрд. долл. В счет репараций из Германии и других побежденных стран в Советский Союз вывозилось промышленное оборудо­вание, включая даже целые заводские комплексы.)














4. Развитие сельского хозяйства За годы четвертой пятилетки планировалось поднять сельское хозяйство на 27%. Засуха 1946 г Молдавия Украина Черноземье 4 ц. с га Голод Украина умерло 1,5 млн. чел Отсутствие помощи – потеря влияния Внешнеполитиче ская ситуация. Вывоз погибло 3 млн. голов скота. 1,7 млн. т хлеба в страны Восточной Европы


5. Четвертая пятилетка.Итоги г промышленность сельское хозяйство Рост 70% Рост 48%


1. Были восстановлены разрушенные во время войны электростанции, металлургические, машиностроительные, добывающие заводы. 2. В стадии восстановления находились легкая промышленность и добыча угля г




План предусматривал промышленность сельское хозяйство Увеличение вложений в 2 раза больше, чем в 4-й пятилетке Приоритетно развивать тяжелую промышленность. Обеспечить рост промышленного производства на 70%. Техническое переоснащение аграрного сектора Увеличение урожайности зерновых в 1,5 раза Многие показатели этой пятилетки выполнены не были.


7. Развитие науки техники Огромное значение придавалось развитию фундаментальной науки, Причина нацеленность на военную сферу. открыты филиалы АН СССР Дагестан Карелия Якутия В 1949 г.под руководством академика И.Курчатова был успешно реализован советский атомный проект и взорвана 1-я советская атомная бомба. В 1949 г.была запущена высотная геофизическая ракета. В апреле 1946 г.появились первые реактивные истребители ЯК-15 и МиГ-1. В 1946 г.началось вещание в диапазоне УКВ.В 1951 г. несмотря на гонения, которым подверглась кибернетика, академик С.Лебедев смонтировал первую советскую ЭВМ. К сожалению все эти открытия и изобретения уходили в военную сферу и никак не сказывались на улучшении жизни советских людей. С.Лебедев



План и основные задачи четвертой пятилетки

С 1 января 1946 года по 31 декабря 1950 года в СССР осуществлялось проведение четвертого по счету пятилетнего плана по развитию отраслей народного хозяйства страны. Этот период характеризуется началом послевоенного периода восстановления.

Замечание 1

Главная хозяйственно-политическая задача четвертой пятилетки состояла в полном восстановлении отраслей народного хозяйства Советского Союза, восстановлении пострадавших после Великой Отечественной войны областей страны, восстановлении и дальнейшем повышении уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, а также дальнейшем развитии экономики.

Стала выстраиваться новая система, которая распределяла функции по управлению народным хозяйством страны между партией и государственными органами власти.

Основу четвертой пятилетки составлял закон "О пятилетнем плане по восстановлению и развитию народного хозяйства". Этот закон был принят сессией Верховного Совета СССР.

Перед послевоенной экономикой Советского союза стояло 2 большие задачи. Во-первых, нужно было провести реконверсию. Во-вторых, восстановить экономику.

Для осуществления реконверсии в период с 1945 по 1946 годы были предприняты следующие действия:

  • Были реорганизованы наркоматы (Наркомат танковой промышленности переформирован в наркомат транспортного машиностроения, наркомат минометного вооружения - в наркомат машиностроения и приборостроения, наркомат боеприпасов преобразован в наркомат сельскохозяйственного машиностроения);
  • Был полностью ликвидирован Гос. Ком. Обороны. Его функции по хозяйственному управлению новь были переданы Совету Народных Комиссаров, которые, впоследствии, были преобразованы в министерства.
  • Был образован Государственный комитет по снабжению народного хозяйства и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство.

Особенности четвертой пятилетки

В годы четвертой пятилетки была разработана денежная реформа. Применение этой реформы осуществлялось одновременно со снижением цен и полной отменой системы карточек.

Результатом стал рост покупательной способности рубля и повышение уровня реальной зарплаты.

В этот же период была проведена конверсия облигаций Государственного займа, которая позволила собрать статистические данные для проведения конверсии остальных займов. Новая денежная реформа позволила осуществить обмен наличности на новые купюры в номинальном соотношении 10 к 1.

Замечание 2

Все вклады подверглись переоценке, причем эта переоценка была осуществлена в дифференцированном виде. Мелкие вклады, суммой до 3 тыс. руб., на долю которых приходилось 80% от общего числа всех вкладов, переоценке не подвергались, что позволило их владельцам получить существенную «премию». Для вкладов, суммой от 3 до 10 тыс. руб. соотношение обмена было установлено в размере 3 к 2, а для крупных вкладов, суммой от 10000 руб. и выше это соотношение составляло 2 к 1.

Произошло значительное снижение розничных цен, которое в среднем составило 17%. Цены на колхозных рынках снизились более чем втрое.

Проводимая финансовая реформа также позволила существенно укрепить систему государственного кредита. В период осуществления реформы и после её окончания наблюдался большой поток вкладов. Прежде всего, эта реформа нанесла удар по спекулянтам, которые держали свои накопления на руках.

В 1948 г. произошла конвертация всех государственных займов предыдущих лет в Государственный займ со ставкой в 2%. Впоследствии, в период с 1949 по 1957 годы ежегодно осуществлялся выпуск нового государственного займа.

В конце февраля 1950 г. произошла ревальвация рубля к доллару. Теперь доллар стал стоить 4 руб., вместо прежних 5,3 руб.

Помимо всего прочего, следовало решить еще одну непростую задачу - отмену карточной системы распределения товаров.

Карточная система во времена Второй мировой войны существовала во многих странах.

Цены на товары массового спроса были существенно выше, чем в довоенное время. После проведения денежной реформы и до 1954 года каждый год государством осуществлялось снижение цен, и в 1954 году уровень цен составлял чуть выше 40% от уровня 1947 года, однако, они все еще превышали цены довоенного периода.

Ежегодное понижение розничных цен на товары способствовало тому, что значительно увеличился уровень благосостояния одновременно всего советского населения, при этом в самом большом выигрыше оказывалась наименее оплачиваемая часть населения, в том числе крестьянство.

Государство продумало и момент с ажиотажной скупкой товаров в связи с отменой карточек. Перед их отменой был предварительно сформирован товарный запас величиной 1,7 млрд. руб. После того, как отмена карточек была проведена с одновременным переходом к единым розничным ценам, резерв был разделен и поступил в торговые сети городов (в размере 1,1 млрд. руб.) и сельской местности (в размере 0,6 млрд. руб).

Итоги четвертой пятилетки

За годы проведения четвертой пятилетки были восстановлены и введены в эксплуатацию практически все крупнейшие объекты промышленности. Капитальные вложения в отрасли народного хозяйства составляли около 48 млрд. руб. Была восстановлена Днепрогэс, отрасли металлургии также практически восстановились, были восстановлены и введены в эксплуатацию заводы Юга и шахты Донбасса.

Уже к концу 1948 г. вся советская промышленность вышла на уровень, зафиксированный в довоенное время.

Активно восстанавливался и жилищный фонд. Свыше 200 млн. м² жилой площади было восстановлено и отстроено. При этом, как и прежде, всё жильё было предоставлено государством бесплатно. Заданный в четвертую пятилетку план по ее завершению был выполнен и даже перевыполнен.

За этот период было сделано очень многое.

В эти годы были введены в эксплуатацию такие знаковые предприятия, как Закавказский металлургический завод, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Рязанский станкостроительный завод и др. Всего порядка 6,5 тыс. предприятий.

Четвёртая пятилетка - четвёртый пятилетний план развития народного хозяйства СССР и соответствующий ему этап истории страны с 1 января 1946 г. до 31 декабря 1950 включительно. Начало периода послевоенного .

Главная задача пятилетки

Формула главной задачи 4-й пятилетки - «послевоенное восстановление народного хозяйства СССР и его дальнейшее мирное развитие ».

После войны И.В.Сталин, по ряду признаков, стал выстраивать новую систему распределения функций управления народным хозяйством между партией и органами государственной власти. Так или иначе, 4-я пятилетка была единственной в истории экономики СССР, план которой не выносился на рассмотрение съезда партии. Если главный документ 1-го пятилетнего плана имел статус директив, а 2-й и 3-й пятилеток - резолюций партсъездов, то в основе 4-й пятилетке это был «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства», принятый сессией Верховного Совета СССР.

Одновременно с принятием закона о пятилетнем плане Верховный Совет СССР преобразовал высшие институты управления экономикой: СНК - в Совет министров СССР, а наркоматы - в министерства.

В 1947 г. были образованы Госснаб (госкомитет по снабжению народного хозяйства) и Гостехника (госкомитет по внедрению новой техники в народное хозяйство).

Денежная реформа

Важнейшим событием 4-й пятилетки в сфере финансов и торговли стала денежная реформа 1947 г., проведённая одновременно с массовым снижением цен и отменой карточной системы. В результате выросла покупательная способность рубля и повысилась реальная зарплата. Проведённая тогда же конверсия облигаций Государственного займа 1938 г. позволила собрать статистику для организации конверсии остальных займов, которая состоялась в следующем году.

В ходе реформы бумажная наличность была обменена на новые купюры в соотношении номиналов 10:1. Примечательно, что набор их колеров по номиналам полностью повторял последние банкноты царской России. Вклады подверглись дифференцированной переоценке. Мелкие (до 3000 руб), составлявшие 80% всех вкладов, не переоценивались, и таким образом их владельцы получили существенную «премию». Для сумм от 3 до 10 тыс.руб. отношение обмена было установлено 3:2, а от 10000 руб. и выше - 2:1. Розничные цены снизились в среднем на 17%, а цены колхозных рынков более, чем в 3 раза.

Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после её проведения.Реформа ударила прежде всего по спекулянтам, державшим свои накопления на руках. При том, что наличноденежная масса уменьшилась с 43,6 до 14 млрд руб., не было предъявлено к обмену дензнаков на сумму около 4 млрд руб.

В 1948 г. все госзаймы предшествующих лет были конвертированы в Государственный 2% заём 1948 г., после чего в 1949–57 гг. ежегодно выпускался новый государственный заём.

28 февраля 1950 г. была произведена ревальвация рубля к доллару, с 5,3 до 4 рубля. Новое золотое содержание рубля было определено равным 0,222168 г.

Среднегодовые затраты на займы составляли в 1956 г.: на одно крестьянское хозяйство 214 руб. (17,83 в месяц), а у рабочих и служащих 76,6% месячной зарплаты (6,4% в месяц).

Политика розничных цен

На первую послевоенную пятилетку легла непростая задача отмены карточной системы распределения ряда товаров массового спроса. Карточные системы и нормативы распределения во время второй мировой войны действовали и в ряде крупнейших капиталистических экономик; нормирование распределения прочно закрепило за собой роль одного их мощнейших инструментов государственно-монополистического регулирования. К нему буржуазное государство прибегает при каждом случае, когда либеральные принципы свободы рынка и ценообразования в силу тех или иных факторов чреваты катастрофическими последствиями для господства капитала.

Антисоциальный характер буржуазного государства в полной мере проявляется в те моменты, когда по завершении полосы усиленного госрегулирования приходится отменять нормы и карточки. Так, зимой 1945-1946 года западные зоны побеждённой Германии по вине союбзников потерпели самую настоящую гуманиторную катастрофу, когда от голода и холода погибли десятки тысяч мирных жителей - стариков, женщин и детей. Полуголодное существование влачили в эти годы и жители рядва другиз периферийных стран, например, Норвегии. Помощь, предоставленная впоследствии по , имела на этом фоне значительный пропагандистский эффект и позволила мировому империализму удержать в своей орбите страны, население которых в годы мировой войны стало объективно склоняться к социализму.

Гипотетическая возможность получения кредитов Советским Союзом по этой линии, о которой рассуждают некоторые публицисты, была блефом. Реальный объём инвестиционных ресурсов и товарной массы, которые могли предоставить США другим странам по окончании войны, были внушительны, но не безграничны. Для СССР с учётом масштабов разрушений и численности населения требовалось едва ли не больше, чем континентальной Западной Европе - США чисто физически не смогли бы предоставить Советскому Союзу такие средства. Поэтому «кабальные условия» предоставления средств служили дополнительной гарантией тому, что СССР не спутает все карты, формально запросив у Запада кредиты под машины, оборудование и товары массового спроса.

Цены на товары оставались выше предвоенных, и поэтому после денежной реформы и вплоть до 1954 г. ежегодно проводилось их снижение. В 1954 г. цены составляли уже 43% от уровня 1947 г., но ещё превышали предвоенные. Ежегодное снижение розничных цен служило инструментом повышения благосостояния одновременно всего населения, при этом в наибольшем выигрыше оказывались наименее оплачиваемые слои населения, в том числе крестьянство.

Чтобы предотвратить ажиотажную скупку товаров, перед отменой карточек был предварительно накоплен товарный запас на сумму 1,7 млрд. руб. После отмены карточек, с переходом к единым розничным ценам резерв был «разбронирован» и поступил в торговые сети городов (1,1 млрд.руб.) и сёл (0,6 млрд руб.).

Некоторые итоги пятилетки

За 4-ю пятилетку было восстановлены и введены в действие 6,2 тыс., или практически все крупные промышленные объекты. Капиталовложения в народное хозяйство составили 48 млрд. руб. Был восстановлен Днепрогэс, металлургия, заводы Юга и шахты Донбасса. К концу 1948 г. промышленность вышла на довоенный уровень. В городах и посёлках восстановили и построили 201 млн.м² общей площади, в т.ч. 2,7 млн. индивидуальных домов на селе. Всё жильё государство предоставляло, как и прежде, бесплатно.

Восстановительная четвертая пятилетка (1946–1950 гг.)

Четвертая пятилетка была официально объявлена восстановительной, однако восстановление народного хозяйства СССР (около 6,2 тыс. предприятий за 1946–1950 гг.), лишь с оговорками можно назвать послевоенным. Приходилось удерживать в Советской армии 3 млн человек в самом трудоспособном возрасте и военные расходы па уровне 25% бюджета. Хотя профиль некоторых министерств был изменен с военного на гражданский (боеприпасов – на сельскохозяйственное машиностроение, минометного вооружения – на приборостроение), а прославленные заводы осваивали новую продукцию гражданского назначения (например, Уралмашзавод – экскаваторов и комплектных установок для бурения нефти, Уралвагонзавод – большегрузных платформ), "демобилизации" промышленности в целом не могло произойти. Самым выдающимся нововведением пятилетки стало начало производства автомата Калашникова , принятого на вооружение в Советской армии (1949 г.) и впоследствии получившего мировую известность.

Наиболее важным для технического прогресса в четвертой пятилетке стало развитие производства металлорежущего оборудования. В новой ударническо-пропагандистской кампании на первый план были выдвинуты новаторы-токари в скорости резания металлов на станкостроительных заводах в Москве (П. Быков) и Ленинграде (Г. Борткевич). Значительному по сравнению с довоенным периодом росту станкостроения способствовало трофейное оборудование, но прежде всего сказались результаты массового технического образования. Его выход на новый уровень позволил также, например, продолжить строительство нефтеперерабатывающих заводов уже без американской помощи. За четвертую пятилетку Волго-Уральская провинция впервые опередила Баку по добыче нефти. Рост нефтепромышленности обеспечивал жидким топливом новую моторную технику, выпуск которой начался на трофейном оборудовании – в том числе легковые автомобили "Победа" и "Москвич".

Важным событием четвертой пятилетки стала конфискационная денежная реформа (1947 г.), совмещенная с отменой карточной системы военных лет. Реформа сопровождалась деноминацией рубля (10: 1), но при этом счета на сберкнижках до 3 тыс. руб. оставались неизменными, от 3 до 10 тыс. переоценивались как 3: 2, от 10 до 100 тыс. – 2: 1, и только свыше 100 тыс. – 10:1; облигации займов – 3:1. Реформой было обесценено до трети сбережений населения (сельского, ввиду отсутствия в деревнях сберкасс, имевшего возможность хранить деньги только наличными, – более половины), но достигнуто сжатие денежной массы, которое позволило ежегодно с 1948 г. проводить весеннее снижение розничных цен в государственной торговле. До 1954 г. цены на продовольственные товары были снижены в среднем в 2,1 раза, на промтовары – в 1,7 раза, что создавало у городского населения впечатление изменений к лучшему, но их оборотной стороной, как повелось при Сталине, было угнетение деревни.

Угнетенное состояние сельского хозяйства

Первый послевоенный год оказался (как и во всей Европе) неурожайным. Сбор зерна с гектара в 1946 г. (4,6 ц) был почти вдвое меньше, чем в 1940 г. (8,6 ц), а валовой сбор (39,6 млн т) – почти в 2,5 раза меньше (95,6 млн т). Несмотря на это, для укрепления не только "лагеря социализма", но и позиций коммунистических партий в западных странах (особенно во Франции), Сталин вновь организовал экспорт зерна, обрекая сотни тысяч жителей России, Украины, Молдавии на голодную смерть в 1946–1947 гг.

В эти годы проходила коллективизация в недавно советизированных республиках и областях (Прибалтика, Западная Белоруссия, Западная Украина, Молдавия), сталкиваясь с ожесточенным сопротивлением местных жителей – и пополняя число заключенных ГУЛага. Оно росло также за счет осужденных за хищения хлеба (около 400 тыс. человек; кроме того, свыше 10 тыс. колхозных руководителей было осуждено за недостаточную жесткость по реализации плана заготовок или утайку зерна от государства). Правительственный указ о "посягательстве на государственную и колхозную собственность" предусматривал за хищения от 5 до 25 лет лагерей. По инициативе первого секретаря ЦК Компартии Украины Н. Хрущева был введен закон о ссылке в Сибирь руководителей колхозов, нс выполнявших хлебозаготовки.

Крестьяне могли выживать только за счет ЛПХ, но и здесь они страдали от нажима государства; использовавшиеся в военные годы для личных посевов и выпаса скота, огородничества и садоводства колхозные земли были отобраны у колхозников, а налоги на урезанные ЛПХ увеличены. За пятилетку удельный вес ЛПХ в доходах колхозников сократился с 69,5 до 45,3%.

Тяжелые условия жизни и труда в деревне гнали людей с земли на асфальт. За 1946–1953 гг. отток населения в города составил 8 млн человек. Дети колхозников различными путями пытались вырваться из деревни: через службу в армии, высшее образование, оргнаборы на "великие стройки коммунизма", в которых был задействован также контингент ГУЛага, выросший за 1945– 1950 гг. на 1,1 млн и достигший 2,56 млн человек.

Понравилась статья? Поделитесь ей