Контакты

Не с теми я, кто бросил землю. Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю (Ахматова Анна) Им песен я своих не дам

«Не с теми я, кто бросил землю…» - одно из самых известных и цитируемых стихотворений Ахматовой , относящееся к гражданской лирике.

Краткая история создания

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» датировано июлем 1922 года и входит в сборник «Anno Domini MCMXXI». Велика вероятность, что создавалось оно под впечатлением от событий, происходивших в то время с советской интеллигенцией. В мае 1922 года Ленин отправил Дзержинскому записку, в которой говорилось о подготовке к высылке «писателей и профессоров, помогающих контрреволюции». Уже в июне за границу отправили первых двух человек. 16 июля появилось письмо Ленина, адресованное Центральному комитету и предлагающее арестовать, а затем выслать несколько сотен представителей интеллигенции, причем без объяснения причин. Впоследствии планы эти начали реализовываться. Если Ахматова знала о намерениях Ленина, что вполне допустимо, то стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» - реакция на действия властей. Если не знала, то произведение, скорей всего, посвящено людям, уехавшим из России после падения царского режима.

Тематика, сюжет, композиция

Сюжета у стихотворения нет. Внимание читателей сосредоточено на мыслях и чувствах лирического героя. Принято полагать, что основная тема произведения – тема эмиграции. «Не с теми я, кто бросил землю…» часто рассматривают в качестве жесткого высказывания, направленного против людей, покинувших Россию после Великой Октябрьской революции. Доля изгнанника в стихотворении – это тяжелая доля. Хлеб эмигранта пахнет полынью, дорога его темна. Тем, кто остался на родине, тоже приходится трудно – пребывающая в «глухом чаду пожара» Россия опасна. Им остается только надеется на то, что время расставит все по местам, что впоследствии «оправдан будет каждый час». Композиционно произведение строится на антитезе – уехавшие противопоставляются оставшимся.

Существует и другое толкование стихотворения. Например, поэт Дмитрий Бобышев, в начале 60-х годов входивший в ближайший круг общения Ахматовой, считал, что не эмиграция – главная тема. По его мнению, упомянутые в произведении люди, бросившие землю на растерзание врагам, - это те, кто подписал Брестский мир в 1918 году, ознаменовавший выход Советской России из Первой мировой войны и поражение в ней. При таком толковании грубая лесть, которой не внемлет лирическая героиня, исходит не от эмигрантов, а от представителей новой власти. Если принять эту трактовку, то по-другому начинает звучать вторая строфа. Получается, она рассказывает о тех, кого советская власть изгнала из страны, а не о тех, кто сам уехал, и к ним героиня действительно испытывает жалость. В таком случае смысловая оригинальность заключается в том, что речь в стихотворении идет о противостоянии властям, о людях, которых вынудили покинуть родную землю, и об оставшихся, на чью долю в дальнейшем также выпадет немало испытаний.

Лирический герой

Восприятие образа лирического героя практически полностью обусловлено выбранной трактовкой стихотворения. Впрочем, есть и некоторые общие черты. В независимости от толкования произведения понятно, что его лирическая героиня – сильная личность, способная стойко переносить трудности, не желающая поступаться своими моральными принципами и готовая к борьбе.

Размер, рифмы, тропы

Стихотворение написано ямбом. Рифмовка использована перекрестная, рифмы есть как мужские, так и женские. Среди средств художественной выразительности, встречающихся в произведении, - эпитеты («грубая лесть», «глухой чад»), сравнение (изгнанники сопоставляются с заключенными, больными), аллитерация на «р» (первые две строчки). Кроме того, важную роль играет сочетание «высокой» лексики («не внемлю», «растерзание») с бытовой («хлеб чужой»).

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью...», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» было написано А.А. Ахматовой в 1922 году. Оно вошло в сборник «Anno Domini». Произведение относится к гражданской лирике. Построено оно на основе противопоставления эмигрантов, людей, бросивших Россию, и людей, оставшихся верными своей Отчизне в непростые для нее времена. Основная тема стихотворения – Родина, патриотизм, трагическая судьба человека, переживающего трудные минуты вместе со своей страной.
Уже первая строфа построена по принципу антитезы. Поэт отделяет себя от «изгнанников», людей, «бросивших землю». И здесь звучит мотив искушения. Причем понятие «враг» у Ахматовой символически расширяется: она подразумевает не только защитников советского, бесчеловечного режима, палачей, отравивших «воду», но и демона-искусителя, вносящего в сердце поэта дух сомнения, скептицизма:


Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Тот же самый мотив искушения звучит у Ахматовой в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…», написанном в 1917 году:

Однако лирическая героиня в этом стихотворении преодолевает искушение, предпочитая остаться на Родине. Этот же мотив звучит и в новом стихотворении. «Изгнанники» у поэтессы не только несчастны и их дорога «темна», они – «жалки». Несмотря на то, что в русской поэзии образ изгнанника, странника часто опоэтизирован, у Ахматовой он теряет весь свой романтический ореол. По ее мнению, изгнанничество лишь унижает человека.


Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

Следующая строфа рассказывает о непростой судьбе тех, кто остался на Родине и разделил с ней ее беды, трудности, трагедии:

В последней строфе поэт как бы прозревает грядущий смысл этой трагической судьбы целого поколения:


И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…

И здесь перекликается с Ф.И. Тютчевым, с его стихотворением «Цицерон». «Лирическая героиня…, не отклоняя от себя «ни единого удара» судьбы, становится участницей трагедии, полной высоких страстей и самопожертвования» . Однако тютчевская патетика, возвышенность, торжественность сменяются у поэтессы простотой, когда трагедия становится реальностью:


Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Таким образом, в основе композиции стихотворения лежит принцип антитезы. В первой строфе лирическая героиня словно обозначает резкую границу между собой и «бросившими землю». Вторая строфа посвящена «изгнанникам». Третья и четвертая строфы – трагической судьбе своего поколения и великому смыслу, значительности этой жизни. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Ахматова использует скромные средства художественной выразительности:
Метафору («кто бросил землю На растерзание врагам»), эпитет («грубой лести», «в глухом чаду»), ряды однородных членов, морфологический неологизм и оксюморон («Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас»). В стихотворении встречается «высокая» лексика («не внемлю», «изгнанник», растерзание») и «сниженная», бытовая («грубая лесть», «хлеб чужой»), аллитерации («кто бросил землю На растерзание врагам»).
Таким образом, в сборнике «Anno Domini» поэтесса выходит за грань тематики интимных, глубоко личностных переживаний. Лирическая героиня ее глубоко переживает происходящие в мире события, разделяя трагическую судьбу страны.

С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание. Страшная картина нарисована уже в самом начале стихотворения. Далее, поэтесса говорит о тех предателях, что им она не отдаст свои песни, то есть не будет сочинять стихов, которые выразили бы какую-то их идею. Ведь даже предательство Родины можно было бы оправдать красивыми словами. И Ахматова не слушает грубую лесть, хотя, понятно, что они пытаются талантливую поэтессу заманить на свою сторону.

Речь, конечно, о революционных событиях в России. Когда кто-то согласился с Советами, перешел на сторону красных большевиков.

Во второй строфе говорится о тех, кто остался с другой «белой» стороны. Здесь речь об иммигрантах, об интеллигенции, которым сочувствовала Ахматова. Конечно, судьба изгнанника незавидна. Его сравнивает поэтесса с заключенным, с больным, странником. Для описания его пути используется эпитет «темный», а его хлеб вдруг горько пахнет полынью.

Но вот автор говорит о себе и таких, как она. Они не предатели, но и не изгнанники. Они остались в чаду, сравнение которое показывает адский огонь гражданской войны. Слова о погубленном остатке юности намекают на то, что сподвижники Ахматовой уже не юноши, но ещё и не совсем взрослые люди, но беспечности они предпочли борьбу. Так они не отклонили ни одного удара, то есть не испугались.

В последней строфе Ахматова говорит, что позже их оценят – каждый их час. Сразу героев настоящих не видно… И в самом финале строки, которые станут эпиграфом к стихотворению «Родная земля». Строки о бесслезных людях. И контраст в конце: надменные и простые одновременно они. Надменны, видимо, они во всем трусам и предателям.

Это стихотворение об избранности и героизме.

Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю… Ахматовой

Стихотворения поэтессы Ахматовой Анны многих людей просто покорили, ведь ее произведения написаны от души. Свои мысли она показывала в своих же простых, но даже в какой-то степени – сложных стихотворениях.

Именно это стихотворения Ахматова написала в тот сложный моменты, когда ей нужно было решаться, что выбрать – спасение, но подлость для своей души, или же – быть верной самой себе, но вместе с тем – это опасно. Вот такие размышления были в тот момент у поэтессы в голове.

И дело было в том, что была революция. И когда она прошла, можно было уезжать из России, которая была разграбленной и разрушенной, так как в тот момент там было особенно трудно жить и существовать. Именно потому большинство людей собирались и уезжали.

Но Анна Ахматова сделала свой выбор, ее совесть осталась чиста. Она осталась вместе со своим сыном в России. Она не боялась репрессий и голода, она была сильной женщиной.

Это стихотворение считается критиками – патриотичным. Ведь в своих первых строках стихотворения поэтесса пишет о том, что она не с теми, кто предал, таким образом, свою страну. К тому же, Ахматова не представляла себя вне своей страны. Так как всегда любила и уважала родину. Поэтесса даже поставил на кон – свою карьеру. И даже когда была блокада, поэтесса ни разу за то время не пожалела о своем решении. Но самое большое огорчение и трагическое событие заставили написать женщину это стихотворение. Так как вскоре ее мужа, Николая Гумилева, расстреляли, после того, как арестовали. Но, как ни странно, Ахматову даже это не остановило. Она все равно не стала предательницей родины.

Также, поэтесса пишет о том, что не признает новой власти, так как их лесть – настолько груба, что это явно видно и настолько фальшиво, что становиться просто грубостью. К тому же, Ахматова отмечает, подчеркивая, что никогда не получат они ее произведения, которые она писала от души своей. Получается так, что Ахматова отказывается от предложения писать стихи, которые восхваляли бы новое правительство. Так как для нее – это малодушие и ложь.

В стихотворение идет речь о тех людях, которые оказались трусами и уехали за границу. Автор пишет о своей жалости к ним, и выражает мысль, что они пошли не той дорогой. Ахматова не боится, она пишет, гордясь, о том, что ни единый удар не был отклонен. В стихотворении Ахматова выражает уверенность, что каждому воздастся по заслугам.

Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Я пережил свои желанья

    Свое произведение «Я пережил свои желанья» А.С. Пушкин написал в 1821 году, когда он находился в южной ссылке. Это время оказалось сложным периодом для поэта, поскольку обстоятельства жизни

  • В раннем творчестве Есенина написано достаточно большим количеством произведений, которые были посвящены неописуемой красоте окружающей природы. Это не вызывает не малейшего удивления так, как его юношеские годы прошли в селе

  • Анализ стихотворения Бледнеет ночь Бунина

    Данное произведение относится к юношескому периоду творчества поэта. Стихотворение Бунин написал в 1888 году, в котором он старается переосмыслить и проанализировать мотивы, которые близки для Лермонтова и Фета.

  • Анализ стихотворения Благовонная ночь, благодатная ночь Фета

    Ночная пора является для Афанасия Фета особенной, он посвятил ей множество пейзажных зарисовок. Некоторые из них показывают, почему автор испытывает подобные нежные чувства к темному времени суток

  • Анализ стихотворения Полевые цветы Бунина 3, 8 класс

    Из многих стихотворений И. А. Бунина, посвященных пейзажной лирике, наиболее глубокие философские размышления представлены в произведении «Полевые цветы».


Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час...

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

1. Тема - назначение человека на войне.

2. Идея - память о людях, воевавших за Родину, будет жить вечно.

3. Рифма - перекрёстная (1 рифмуется с 3, 2 с 4).

4. Размер - двусложный, ямб (ударение на 2 слог).

5. Изобразительные средства:

метафора: "кто бросил землю", "им песен я своих не дам", "остаток юности губя", "оправдан будет каждый час"

эпитеты: "грубой лести", "темна твоя дорога", "в глухом чаду пожара", "в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас"

сравнение: "изгнанник, как заключенный, как больной".

Обновлено: 2013-07-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час.. .
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Анализ стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю» Ахматовой

А. Ахматова принадлежала к числу тех людей, которые приняли очень мужественное решение в годы революции и последовавшей за ней Гражданской войны. Многие представители творческой интеллигенции предпочли покинуть страну, опасаясь за собственную жизнь. Поэтесса горячо любила свою Родину и считала бегство настоящим предательством. Советская власть неоднократно предлагала ей беспрепятственно уехать, но получала неизменный отказ. В 1922 г. из СССР был отправлен так называемый «философский пароход», который стал последней официальной возможностью для эмигрантов. В этом же году Ахматова написала стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…».

Поэтесса проводит резкую черту между собой и теми, кто проявил малодушие и трусость, оставив свою страну «на растерзание врагам». Она прекрасно понимает, что ее жизнь будет очень тяжелой. Ахматова не питает бесплодных надежд на свержение советского строя. Главное для нее – оставаться вместе со своей Родиной в годы величайших бед и испытаний. Она упрекает и тех, кто резко сменил свои убеждения в угоду новой власти. Несмотря на непрекращающуюся критику и гонения, поэтесса намерена твердо отстаивать свои взгляды («им песен я… не дам»).

Ахматова испытывает одновременно презрение и жалость к тем, кто покинул свою страну. Она уверена, что на чужбине русские люди будут всегда выглядеть несчастными изгоями и предателями. Стоит отметить, что предсказание поэтессы было справедливым. Многие эмигранты пополнили ряды иностранного низшего класса: генералы становились шоферами, а аристократки – проститутками.

Ахматова с гордостью говорит о тех, кто не побоялся остаться в России. Ежеминутно находясь на грани жизни и смерти, эти люди испытывали невероятные страдания. Они не пытались смягчить своих безжалостных врагов, воспринимая все происходящее как высшую кару. Поэтесса уверена, что в будущем ее поступок получит справедливую оценку потомков. Она понимает, что кровавые события навсегда оставили в ее душе неизгладимый след («нет людей бесслезней»). Это закалило ее характер и дало возможность выжить.

Дальнейшая трагическая судьба Ахматовой широко известна. Несмотря на тяжелые личные потери и преследования она до конца жизни последовательно отстаивала свои идеалы. Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» можно считать пророческим манифестом поэтессы, которому она никогда не изменяла.

Понравилась статья? Поделитесь ей