Контакты

Урок обобщения магнитное поле электромагнитная индукция. Обобщающий урок по физике "Магнитное поле. Электромагнитная индукция". Замечания и предложения на будущее

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Джанкойский профессиональный техникум »

Разработка открытого урока

по физике

Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

Разработал: преподаватель физики

Ашимова Г.А.

2016

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

Цели урока:

Образовательные : повторить, обобщить и систематизировать знания теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»; способствовать совершенствованию ранее полученных знаний

Развивающие : способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности и творческих способностей обучающихся; способствовать развитию памяти, логического мышления, внимательности, умений определять и объяснять понятия, анализировать и обобщать, относиться критически к своим ответам и ответам товарищей, а также способности использовать теоретические знания при решении задач.

Воспитательные : содействовать воспитанию чувства ответственности, самостоятельности, добросовестности, максимальной трудоспособности, воспитание умения работать в коллективе, умения слушать своих товарищей и делать вывод, воспитание положительной мотивации получения знаний, их практической направленности.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока : интеллектуальная игра «Покорение на Вершины Знаний»

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы обучения: групповая форма обучения и индивидуальная форма обучения.

Элементы образовательных технологий:

    информационно-коммуникационные технологии,

    технология проблемного обучения,

    технология уровневой дифференциации,

    игровые технологии.

ТСО, раздаточный материал: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация урока, видеоролики опытов: «Сила Ампера», «Работа силы Ампера» «Опыт Фарадея», «Явление самоиндукции»; раздаточный дидактический материал.

Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Формы организа-ции учебной деятель-ности

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

I . Организационный момент

Создать у обучающихся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку на уроке.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, осуществляет мотивацию учебной работы, сообщает тему урока и план работы.

Приветствуют преподавателя, знакомятся с раздаточным материалом на столах. Студенты самостоятельно формулируют цели урока (Приложение №1-Лист самооценки)

II . Повторение и обобщение знаний

1 этап – «Разминка».

Актуализация опорных знаний Тестирование (Приложение №2)

Самоконтроль знаний

Повторить ранее полученные знания о магнитном поле и электромагнитной индукции.

Индиви-дуальная

Демонстрирует на слайдах презентации вопросы к тестовым заданиям, комментирует задания, поясняет, объявляет критерии оценок.

После ответов студентов, объявляет правильные ответы, подводит итоги.

Обучающиеся отвечают на вопросы теста. Затем выставляют себе оценку в лист самооценки

Критерии выставления баллов

За каждые 4 правильных ответа выставляется 1 балл, максимум-5 баллов

2 этап – «Объясни опыт ». (Приложение №3)

Повторить, углубить и осмыслить ранее изученный материал, выделить опорные знания в данной теме. Научить находить причинно-следственные связи, делать выводы

Индиви-дуальная

Демонстрируются видео-ролики – «Сила Ампера», « Работа силы Ампера », «Опыт Фарадея», «Явления самоиндукции»

Разъясняет цель работы , задает вопросы обращает внимание обучающихся на главные выводы, законы, подводит студентов к осмыслению практического применения полученных знаний, оценивает ответы.

Вопросы:

    Что такое сила Ампера?

    Как определить направление силы Ампера?

    Как определить работу силы Ампера?

    Что называется электромагнитной индукцией?

    Условия возникновения индукционного тока.

    Определение самоиндукции.

    Почему не сразу прекращается свечение лампочки после выключения цепи .

    Почему одна из ламп зажигается позднее другой?

    Где на практике используют данные явления?

Обучающиеся объясняют опыт и отвечают на дополнительные вопросы.

За правильный ответ – 1 балл.

3этап – Физический диктант (Приложение №4)

Повторить основные понятия, величины по данной теме

Индиви-дуальная , парная

Предлагает студентам ответить на вопросы. Задание и регламент времени повторяются дважды. После записи ответов учащимся предлагается проверить выполнение задания.

Обучающимся предлагается поднять руки – тем, кто получил отметки «5», затем «4», «3» и у кого прочерки. Таким образом, преподаватель выясняет уровень выполнения учащимися диктанта.

Отвечают на вопросы физического диктанта, осуществляют взаимопроверку, выставляют свою оценку в лист самооценки.

Для этого обучающиеся меняются тетрадями с соседом по парте, раздаются листы с правильными ответами, далее ставят на полях «+», если ответ правильный и «-», если ответ неправильный.

Критерии оценок:

За 9-10 правильных ответов – оценка «5» За 7-8 правильных ответов – оценка «4» За 5-6 правильных ответов – оценка «3» Менее 5 правильных ответов – оценка «2 »

4 этап - «Найди ошибку!»

Работа в группах

Повторить основные формулы по изученной теме

Группо-вая

Раздает группам задание, объясняет порядок выполнения, оценивает ответы студентов.

На доске записана серия формул. Группам выдаются листы с формулами. В четырех из пяти формул допущены ошибки. Задача обучающихся - найти ошибки, указать на правильную запись формулы.

Регламент времени-5 минут

Затем группа выходит к доске, по очереди указывает на ошибки или утверждают, что формула записана верно. Группа зарабатывает столько баллов, сколько будет правильных ответов. Студенты выставляют оценки в лист контроля знаний.

5этап – Решение задач - ( Приложение №5 ).

На доске выражение: Знать физику – значит уметь решать задачи. (Энрико Ферми)

Группы получают дифференцированные задания.

Группы имеют право выбора задания

Повторить применение основных законов по данной теме при решении задач.

Группо-вая

Формулирует цель данного этапа, мотивирует деятельность обучающихся по решению задач, объясняет выбор типа задач, проверяет правильность решения и оформления задач, подводит итоги.

Самостоятельно решают задачи в тетрадях. Затем один из студентов выходит к доске и записывает решение выбранной задачи.

Обучающиеся выставляют оценки в лист контроля знаний.

III . Итог урока.

П одвести итог урока, оценить работу

Индиви-дуальная

Осуществляет указания по подсчёту средней оценки и подводит итоги работы обучающихся и урока.

Студенты подсчитывают средний балл за урок и сдают лист контроля преподавателю.

Выставление оценок за урок.

Критерии оценок:

«5»- 24,25 баллов

«4»- 20-23 баллов

«3»- 15-19 баллов

«2»- менее 15 баллов

IV .Домашнее задание:

(Приложение №6)

Объявляет домашнее задание:

    Составить кроссворд по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».

    Заполнить таблицу: «Сравнительные характеристики свойств магнитного и электрического полей» (Приложение №6)

Записывают домашнее задание в тетради

Рефлексия (Приложение №7)

Провести рефлексию, оценить свое настроение

Индиви-дуальная

Предлагает обучающимся провести рефлексию (мотивации и способов деятельности) – Установить флажки на плакате с изображением горы «Вершина знаний»

Анализируют и оценивают свою работу на уроке. Прикрепляют флажки на плакате с изображением горы «Вершина знаний»

Приложение №1

Лист оценивания

Ф.И. студента

Этапы урока; способ оценки

Индивидуальная работа

Работа в группах

    Разминка (тестирование)

(самоконтроль )

(максимум- 5 баллов)

2. Объясни опыт

(оценивает

преподаватель)

( максимум- 5 баллов )

3. Физический

диктант

(взаимоконтроль)

( максимум- 5 баллов)

4. «Найди ошибку»

(оценивает преподаватель )

( максимум- 5 балла)

5. Решение задач

(оценивает преподаватель

( максимум- 5 баллов)

Общий

балл

Оценка за урок

Критерии оценок:

«5»- 24,25 баллов

«4»- 20-23 баллов

«3»- 15-19 баллов

«2»- менее 15 баллов.

Приложение 2

Тест по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

1. Что является источником магнитного поля?

А) неподвижная заряженная частица; В ) любое заряженное тело;
С ) любое движущееся тело; D ) движущаяся заряженная частица.
2. Что является основной характеристикой магнитного поля?
А) магнитный поток;
B ) сила Ампера;

C ) сила Лоренца; D ) вектор магнитной индукции.

3. Выберете формулу для расчета модуля вектора магнитной индукции.
А) ;
B ) ; C ) ; D ) .

4. Укажите направление вектора магнитной индукции поля в точке А, находящейся на оси кругового тока. (рис. 1).

рис.1

А) вправо; B ) влево; C ) к нам; D ) от нас; E ) вверх; F ) вниз.
5. Выберете формулу модуля вектора силы Ампера.
А);
B ) ; C ) ; D ) .

6. На рис.2 стрелкой указано направление тока в проводнике, расположенного между полюсами магнита. В каком направлении будет двигаться проводник?

рис.2

А) вправо; B ) влево; C ) к нам; D ) от нас; E ) вверх; F ) вниз.
7. Как действует сила Лоренца на покоящуюся частицу?
А) действует перпендикулярно вектору магнитной индукции;
B ) действует параллельно вектору магнитной индукции;
C ) не действует.
8. В какой точке рисунка (см. рис. 3) магнитное поле тока, протекающего по проводнику МN, действует на магнитную стрелку с наименьшей силой?

рис.3

А) В точке А; B ) В точке Б; C )В точке В.

9.Как взаимодействуют два параллельных проводника, если электрический ток в них протекает в противоположных направлениях?

А) Сила взаимодействия равна нулю.

В)Проводники притягиваются.

С) Проводники отталкиваются.

10. Как взаимодействуют две катушки (см. рис. 4) при прохождении по ним токов указанных направлений?

рис.4

А) притягиваются; B ) отталкиваются; C ) не взаимодействуют.
11. Как называется явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока через контур?

А) Электростатическая индукция. B ) Явление намагничивания.

С) Самоиндукция D )Электролиз. Е) Электромагнитная индукция.

12. Кто открыл явление электромагнитной индукции?

А) X . Эрстед. B )Ш. Кулон. C ) А. Вольта.

D ) А. Ампер. E ) М. Фарадей. F ) Д. Максвелл.

13.Как называется физическая величина, равная произведению модуля В индукции магнитного поля на площадь S поверхности, пронизываемой магнитным полем, и косинус
угла а между вектором В индукции и нормалью п к этой поверхности?

А) Индуктивность. B ) Магнитный поток. C ) Магнитная индукция.

D ) Самоиндукция. E ) Энергия магнитного поля.

14. Каким из приведенных ниже выражений определяется ЭДС индукции в замкнутом контуре?

A ) B ) C ) D ) E )

15. При вдвигании полосового магнита в металлическое кольцо и выдвигании из него в кольце возникает индукционный ток. Этот ток создает магнитное поле. Каким полюсом обращено магнитное поле тока в кольце к: 1) вдвигаемому северному полюсу магнита и 2) выдвигаемому северному полюсу магнита.

A) 1 - северным, 2 - северным. B ) 1 - южным, 2 - южным.

C ) 1 - южным, 2 - северным. D ) 1 - северным, 2 - южным.

16. Единицей измерения какой физической величины является 1 Вебер?

А)Индукции магнитного поля. B )Электроемкости.

C )Самоиндукции. D ) Магнитного потока. E ) Индуктивности.

17. Как называется единица измерения индуктивности?

А) Тесла. B ) Вебер. C )Гаусс. D ) Фарад. E ) Генри.

18. Каким выражением определяется связь энергии магнитного потока в контуре с индуктивностью L контура и силой тока I в контуре?

А). B ). C ) LI 2 , D ) LI

19 . Возникающий в замкнутом контуре индукционный ток своим магнитным полем противодействует тому изменению магнитного потока, которым он был вызван, – это …

А) Правило правой руки. B ) Правило левой руки.

C ) Правило буравчика. D ) Правило Ленца.

20 . Две одинаковые лампы включены в цепь источника постоянного тока, первая последовательно с резистором, вторая последовательно с катушкой. В какой из ламп (рис. 5) сила тока при замыкании ключа К достигнет максимального значения позже другой?

рис. 5

А) В первой.

B ) Во второй.

C ) В первой и второй одновременно.

D ) В первой, если сопротивление резистора больше сопротивления катушки.

E ) Во второй, если сопротивление катушки больше сопротивления резистора.

Приложение № 3

Задание «Объясни опыт»

Видеоролики опытов: сила Ампера, работа сил Ампера, опыт Фарадея, явление самоиндукции.

Описание опытов

Опыт

Работа сил Ампера.

Под действием силы Ампера проводник перемещается в ту или другую сторону в зависимости от направления силы тока, и, следовательно, сила совершает работу.

Опыт Самоиндукция.

Две лампочки соединены с источником тока, одна через реостат, другая через катушку индуктивности. При замыкании ключа видно, что лампочка, подключенная через реостат, зажигается раньше. Лампочка, подключенная через катушку индуктивности, зажигается позже, поскольку в катушке возникает ЭДС самоиндукции, которая препятствует изменению силы тока. Если часто замыкать и размыкать цепь, то лампочка, подключенная через катушку индуктивности не успевает загораться.

Опыт.

Сила Ампера.

При пропускании тока через проводник, находящийся в магнитном поле на него действует сила направленная перпендикулярно силовым линиям магнитного поля. Когда изменяют направление силы тока, направление силы меняется на противоположное.

F = IBlsin

Опыт_Фарадея.

При внесении магнита в катушку, соединенную с амперметром в цепи возникает индукционный ток. При удалении так же возникает индукционный ток, но другого направления. Видно, что индукционный ток зависит от направления движения магнита, и каким полюсом он вносится. Сила тока зависит от скорости движения магнита.

Приложение 4

Физический диктант, рассчитан на 8-10 минут, предназначен для оценивания знаний по «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ»

Физический диктант состо и т из 10 основных физических терминов, явлений, формул, и 10 вопросов к ним.

(Студент сам выбирает верный, на его взгляд, ответ и ставит номер своего ответа напротив номера вопроса)

I ВАРИАНТ

Вопрос

Ответ

1

МАЙКЛ ФАРАДЕЙ

__

2

АМПЕР

__

3

ИНДУКТИВНОСТЬ

__

4

МАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

__

5

СИЛА ЛОРЕНЦА

__

6

САМОИНДУКЦИЯ

__

7

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

__

8

СОЛЕНОИД

__

9

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

__

10

ИНДУКЦИОННЫЙ ТОК

__

II ВАРИАНТ

Вопрос

Ответ

1

ИНДУКЦИОННЫЙ ТОК

__

2

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

__

3

СОЛЕНОИД

__

4

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

__

5

САМОИНДУКЦИЯ

__

6

СИЛА ЛОРЕНЦА

__

7

МАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

__

8

ИНДУКТИВНОСТЬ

__

9

АМПЕР

__

10

МАЙКЛ ФАРАДЕЙ

__

ВОПРОСЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ

учебные – закрепить и обобщить знания, умения, навыки, формировать представление о процессе научного познания;

познавательные – дальнейшее формирование умений объяснять физические явления, используя явление электромагнитной индукции и правило Ленца;

развивающие – совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся, коммуникативные свойства речи; ознакомление с примером обобщения и систематизации изученного; формирование умения обобщать материал (по вопросам: электромагнитная индукция, правило Ленца, магнитный поток, закон электромагнитной индукции, вихревое электрическое поле, самоиндукция, энергия магнитного поля тока, электромагнитное поле); развитие кругозора школьников;

воспитательные – формировать материалистическое мировоззрение учащихся и нравственные качества личности; показ использования явления электромагнитной индукции в науке и технике.

Краткий конспект урока.

  1. Организационный момент
  2. (Задача: создание благоприятного психологического настроя).

  3. Подготовка к повторению и обобщению пройденного материала

(Задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся; приём обучения – беседа).

  • Мотивация.

В 1821 г. великий английский учёный записал в своём дневнике: “Превратить магнетизм в электричество” (Рисунок 1 ). Через 10 лет эта задача была им решена.

Тема нашего урока – явление электромагнитной индукции.

  • Формулировка цели урока.

Электромагнитная индукция – это физическое явление. Существует единый подход к изучению физических явлений (см. Обобщённый план изучения явления. ). Цель урока – закрепить и обобщить знания, умения, навыки по теме электромагнитная индукция.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся
  2. (Задача: повторить и углубить знания, необходимые для повторения пройденного материала; приём обучения – эвристическая беседа; форма организации познавательной деятельности (ФОПД) – фронтальная; метод обучения - репродуктивный).

    Повторение основных понятий по теме (явление электромагнитной индукции, правило Ленца и т. д.).

  3. Повторение пройденного материала

(Задача: повторить основные понятия и законы; ФОПД – самостоятельная работа в группе; методы обучения – исследовательский, индуктивный). Повторить основные требования по технике безопасности.

  • Формирование групп по 2 – 3 человека, каждая из которых получает задание.

Карточка № 1. Открытие электромагнитной индукции.

  1. Когда и кем было открыто явление электромагнитной индукции?
  2. В чём заключается явление электромагнитной индукции?

Карточка № 2. Эксперимент.

  1. Опыт Фарадея (гальванометр, катушка, магнит).
  2. а) установка опыта;
    б) демонстрация опыта.

  3. При каком условии в замкнутом проводящем контуре возникает ток?
  1. Правило Ленца (формулировка).
  2. Как определяется направление индукционного тока? (Применение правила Ленца).

Карточка № 4. Магнитный поток.

  1. Какая физическая величина характеризует магнитное поле в каждой точке пространства?
  2. Какая физическая величина характеризует распределение магнитное поля по поверхности, ограниченной замкнутым контуром?
    а) формула;
    б) единицы измерения.

Карточка № 5. Задача (применение правила Ленца).

Определить направление индукционного тока в замкнутом контуре.

Карточка № 6. Закон электромагнитной индукции.

  1. Как формулируется закон электромагнитной индукции?
  2. а) математическая запись;
    б) формулировка закона.

  3. Почему в законе электромагнитной индукции стоит знак “минус”?

Карточка № 7. Задача (закон электромагнитной индукции).

Круговой проволочный виток площадью 2·10 -3 м 2 находится в однородном магнитном поле, индукция которого равномерно изменяется на 0,1 Тл за 0,4 с. Плоскость витка перпендикулярна линиям индукции. Чему равна ЭДС, возникающая в витке?

Карточка № 8. Вихревое электрическое поле.

Сравните электростатическое и вихревое электрические поля и ответьте на следующие вопросы: что является источником каждого из этих полей? Как обнаруживаются поля? Чему равна работа перемещения заряда по замкнутой траектории в этих полях? Чем отличаются силовые линии этих полей?

Карточка № 9. Возникновение ЭДС индукции.

  1. Какова природа сторонней силы, вызывающей появление индукционного тока в неподвижном проводнике?
  2. Какова природа сторонней силы вызывающей появление индукционного тока в движущемся проводнике (формула, величины входящие в формулу)?

Карточка № 10. Самоиндукция.

  1. Что называют самоиндукцией? Объясните опыт.
  2. Что называют индуктивностью проводника?
    а) от чего зависит;
    б) единицы измерения;
    в) чему равна ЭДС самоиндукции (формула).

Карточка № 11. Энергия магнитного поля тока.

  1. Почему для создания тока источник должен затратить энергию?
  2. Чему равна энергия электрического тока (формула, величины входящие в формулу, единицы измерения)?

Карточка № 12. Электромагнитное поле.

  1. В результате каких процессов возникает переменное магнитное поле? / переменное электрическое?
  2. Перечислите свойства электромагнитного поля.

Выполнить опыт;
- решить задачу;
- ответить на вопросы;
- подготовить сообщение для устного или письменного ответа (одного представителя группы). Время работы 5 – 6 мин. (учащиеся выполняют задания, учитель оказывает консультативную помощь).

  • Отчёты групп
  • (задачи: доказать связь электрических и магнитных полей, развивать речевую культуру отвечающих, умение обобщать материал и выделять главное, воспитывать нравственные качества личности, связанные с взаимоотношениями в классном коллективе; метод обучения - индуктивный; приём обучения – эвристическая беседа).

Прослушать сообщения представителей групп и сделать выводы, которые оформляются учителем на доске (Рисунок 2 ).

  1. Обобщение пройденного материала

(Задача: закрепить и обобщить знания, умения; метод обучения – репродуктивный; приём обучения – беседа).

Обобщить выводы, сделанные группами и оформленные учителем на доске, а также повторить явление электромагнитной индукции по обобщённому плану изучения явления.

Обобщённый план изучения явления.

  1. Внешние признаки явления.
  2. Условия его протекания.
  3. Экспериментальное воспроизведение явления.
  4. Механизм протекания явления.
  5. Количественные характеристики явления.
  6. Его объяснение на основе теории.
  7. Практическое применение явления.
  8. Влияние явления на человека и природу.
  1. Подведение итогов урока
  2. (Задача: формировать систему знаний о процессе научного познания; методы обучения – индуктивный, репродуктивный).

    Для повторения явления электромагнитной индукции мы использовали метод научного познания. Его основы заложил в средние века Г. Галилей. Схема метода такова:

    Накопление фактов;

    Построение теории;

    Опытное доказательство гипотезы;

    Практическое применение теории.

    Метод научного познания позволяет объективно отражать действительность не только в физике, но и в других областях науки.

  3. Информация о домашнем задании
  4. (Задача: разъяснить методику выполнения домашнего задания, мотивировать обязательность выполнения).

    На дом: краткие итоги главы 1, составить конспект по теме, используя обобщённый план изучения явления.

  5. Выявление результата урока

(Задача: получить информацию о степени усвоения материала учащимися; ФОПД – индивидуальная; приём обучения - упражнения).

Учащимся можно предложить задания с выбором ответа или физический диктант.

ДЕМОНСТРАЦИИ: опыт Фарадея (магнит, катушка, гальванометр), явление самоиндукции (источник тока, реостат на 50 Ом, катушка на 3600 витков, две низковольтовых лампы, ключ), портрет Фарадея, ребус (

Цель урока : проверить знания учащихся по вопросам изученной темы, совершенствовать навыки решения задач различных видов.

Ход урока

Проверка домашнего задания

Ответы учащихся по подготовленным дома таблицам

1. Применение электромагнитной индукции

2. Теория вихревого поля .

Изменяющееся магнитное поле вызывает появление особого электрического поля – вихревого , которое и вызывает смещение покоящихся электрических зарядов.

Объяснение Максвелла явления электромагнитной индукции.

~ Ē смещение зарядов ξ i

Вихревое электрическое поле...
названо так ΔЕ/Δt≠0

потому, что в нем, в отличие от ΔE/Δt = 0

электростатического, линии напряженности

замкнуты.

Вихревое электрическое поле возбуждается не электрическими зарядами, а переменным магнитным полем. 1. Направление силовых линий совпадает с направлением индукционного тока. 2. F̄= qĒ 3 Работа поля на замкнутом пути не равна нулю. 4. Работа по перемещению единичного положительного заряда численно равна ЭДС индукции в этом проводнике.

Решение вычислительных задач

№1. В катушке ток изменяется в течение 0,25с на 5 А. При этом возбуждается ЭДС самоиндукции равная 100 В. Какова индуктивность катушки?

Решение. ξi= — LΔI/Δt; L = — ξi Δt/ΔI; L= — 100·0,25/5 = — 5 Гн

Решение. WМ=L I2/2; WМ= 20·36/2= 360.

№3. Определить ЭДС индукции в рамке, содержащей 20 витков, и находящейся в магнитном поле. Известно, что магнитный поток изменяется за 0.16 с от 0,1 до 0,26 Вб.

Решение. ξi = nΔФ/Δt; ΔФ= Ф2- Ф1; ξi = 20·0,16/0,16 = 20 B.

№4. Проводник длиной 50 см перемещается в однородном магнитном поле с индукцией 0,4 Тл под углом 60ʹ к силовым линиям. С какой скоростью должен двигаться проводник, чтобы в нем возникла ЭДС, равная 1 В?

Решение. ξi = VBLsinα; V= ξi/ BLsinα V= 10 м/с

Подведем итоги урока

Домашнее задание: §11, № 936, 935.

Подробности

По типу это урок изучения и закрепления нового материала, который проводится как урок-исследование. На уроке используется мультимедийная презентация. На данном уроке использована индивидуальная и коллективная формы организации обучения. Во время урока был использован словесный метод, наглядный метод - это метод иллюстраций (плакат) и метод демонстраций (опыт, презентация), а также метод проблемного изложения. Во время урока используется личностно-ориентированное обучение.

На уроке вводятся основные понятия электродинамики: электромагнитная индукция, индукционный ток, взаимосвязь между магнитным и электрическим полями. На уроке используется технология деятельностного обучения, основной акцент делается на самостоятельную работу учащихся по усвоению новых знаний. Создается проблемная ситуация. Школьникам известно, что вокруг проводника с током возникает магнитное поле. Способно ли магнитное поле вызывать появление электрического тока?

Во время урока применялся дифференцированный подход в виде разноуровневого теста.

Тема урока: «Явление электромагнитной индукции»

Тип урока: урок комплексного получения знаний, умений, навыков

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

· фронтальная (фронтальная беседа на всех этапах урока);

· групповая

Цели урока:

· обучающие: изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения, показать причинно – следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции, способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний;

· развивающие: способствовать развитию умения работать в группе, развивать логическое мышление и внимание, умение анализировать, сопоставлять полученные результаты, делать соответствующие выводы.

· воспитательные: воспитывать познавательную потребность и интерес к предмету;

Оборудование: полосовой магнит, соединительные провода, гальванометр, миллиамперметр, катушки, источник тока, ключ, виток, магнит дугообразный, реостат, трансформатор, прибор для демонстрации электросварки.

На доске: плакат, на котором указываются этапы работы класса

Ход урока

Организационный момент

Добрый день, учащиеся. Приветствую вас на сегодняшнем уроке физики, который проведу я, Лунёва Елена Николаевна, а вы мне в этом поможете. Тема нашего урока «Явление электромагнитной индукции». Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь. Озвучить цели и задачи урока. Наш урок пройдёт под девизом: «Вспоминай – смотри – делай выводы – поделись идеями». У вас на столах лежат карточки, с изображениями человечков, которыми воспользуемся в конце урока.

Рефлексия: посмотрели друг на друга – улыбнулись, глядя друг другу в глаза.

Работа по теме урока

Мотивация и актуализация знаний.

1.На рисунке изображены три точки: А, М, N. В какой из них магнитное поле тока, протекающего по проводнику ВС, будет действовать на магнитную стрелку с наибольшей силой, с наименьшей силой?

2. Через катушку, внутри которой находится стальной стержень, пропускают ток указанного направления. Определите полюсы у полученного электромагнита. Как можно изменить положение полюсов у этого электромагнита?

3. На рисунке изображены два оголённых проводника, соединённых с источником тока, и лёгкая алюминиевая трубочка АВ. Определите направление тока в трубочке АВ, если в результате взаимодействия этого тока с магнитным полем, трубочка катится по проводникам в направлении, указанном на рисунке. Какой полюс источника тока является положительным, а какой отрицательным?

4. На рисунке изображён проволочный контур, помещённый в однородное магнитное поле. При какой ориентации контура по отношению к линиям магнитной индукции магнитный поток, пронизывающий площадь этого контура, максимален, равен нулю?

5.Объясните опыт Эрстеда.

Постановка проблемы.

1820г. Эрстед сделал вывод: «Электричество порождает магнетизм».

Как вы думаете: «Может ли магнетизм порождать электричество»?

Такую задачу в начале XIX века пытались решить многие учёные. Поставил её перед собой и английский учёный М.Фарадей. В 1822г. он в своём дневнике записал «Превратить магнетизм в электричество».

Что нужно сделать, чтобы имея магнитное поле, получить электрический ток?

Выслушать высказывания учеников.

Почти 10 лет потребовалось М.Фарадею, чтобы её решить.

Опыт Фарадея: катушка, соединённая с гальванометром, к этой катушке приближаем и удаляем магнит.

Что вы наблюдаете, когда магнит приближается к катушке?

Почему отклонилась стрелка?

Магнит находится в катушке, что вы видите?

Почему стрелка не отклонилась?

Удаляем магнит от катушки, что наблюдаем? Почему стрелка отклонилась? В какую сторону стрелка отклонилась?

Почему в катушке возникает ток?

А можно ли изменить величину тока?

Каким образом? Что для этого нужно сделать?

Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Вывод: Электрический ток возникает при изменении числа линий магнитной индукции, пронизывающих замкнутый контур.

Мы с вами рассмотрели только один способ возникновения электрического тока. Существует ещё несколько способов получения электрического тока. И сейчас мы с вами будем работать в группах и решим экспериментальные задачи.

Работа в группах.

1 группа: полосовой магнит, соединительные провода, миллиамперметр, катушка.

Задание: Приближайте магнит к катушке и удаляйте магнит от катушки.

Что вы наблюдаете?

Почему возник электрический ток?

Что буде происходить, если закрепить магнит и начать двигать катушку относительно магнита?

2 группа: источник тока, две катушки (одна вставляется в другую), соединительные провода, миллиамперметр, ключ.

Замкните ключ. Перемещайте одну катушку относительно другой катушки. Что вы наблюдаете?

Замыкайте и размыкайте ключ, и пронаблюдайте, что будет происходить?

Почему в цепи возникал электрический ток?

Сделайте вывод из проделанных опытов.

3 группа: источник тока, реостат, 2 катушки с железным сердечником, соединительные провода, миллиамперметр.

Медленно перемещайте бегунок реостата и пронаблюдайте, будет ли в цепи возникать электрический ток?

Почему возникает электрический ток?

Теперь бегунок реостата перемещайте быстрее. Что вы можете сказать про величину тока?

Сделайте вывод из проделанных опытов.

4 группа: два магнита закреплённые в штативах, проволочная рамка, соединительные провода, миллиамперметр.

Вращайте медленно рамку между полюсами магнита. Что будет происходить?

В какие моменты отклоняется стрелка миллиамперметра?

Почему в рамке то появляется ток, то исчезает?

Сделайте вывод из проделанного опыта.

Обсуждение результатов эксперимента

Способы получения электрического тока.

Движение магнита относительно катушки;

Движение катушки относительно магнита;

Замыкание и размыкание цепи;

Вращение рамки внутри магнита;

Перемещение бегунка реостата;

Движение одной катушки относительно другой.

Этот ток называется индукционный, его название указывает только на причину возникновения тока.

Причины возникновения электрического тока.

1. При изменении магнитного потока, пронизывающего охваченную проводником площадь;

2. За счёт изменения силы тока в цепи;

3. За счёт изменения ориентации контура по отношению к линиям магнитной индукции.

Ребята давайте сделаем общий вывод из продемонстрированных опытов.

Вывод: В замкнутом контуре, который помещён в переменное магнитное поле, возникает электрический ток, тогда и только тогда, когда число силовых линий, пронизывающих контур изменяется.

Явление которое мы с вами рассматривали называется электромагнитной индукцией.

Определение: Явление электромагнитной индукции заключается в возникновении индукционного тока в проводящем контуре, который либо покоится в переменном во времени магнитном поле, либо движется в постоянном магнитном поле, таким образом, что число линий магнитной индукции, пронизывающих контур, меняется.

4. Применение электромагнитной индукции.

Открытие электромагнитной индукции принадлежит к числу самых замечательных научных достижений первой половины XIX века. Оно вызвало появление и бурное развитие электротехники и радиотехники. Электромагнитная индукция используется в современной технике: детекторы металла, электродинамический микрофон, в поездах на магнитных подушках, в бытовых микроволновых СВЧ-печах, считывание видео и аудиоинформации с магнитных лент.

Фарадей первым сконструировал несовершенную модель генератора электрического тока, превращающего механическую энергию вращения в ток, состоящую из медного диска, вращающегося между полюсами сильного магнита. Зафиксированный гальванометром ток был слаб, но было сделано самое важное: найден принцип построения генератор тока. Устройство и принцип работы генератора вы будете изучать на следующем уроке.

Электромагнитная индукция используется в различных технических устройствах и приборах. Рассмотрим такое устройство – это трансформатор.

Трансформатор – это устройство, применяемое для повышения или понижения переменного напряжения.

Устройство трансформатора: магнито – мягкий стальной сердечник, на который надеты две катушки с проволочными обмотками. Первичная обмотка – подключается к источнику переменного напряжения, вторичная обмотка – подключается к нагрузке.

Опыт: 1. Ко вторичной обмотке трансформатора подключить лампочку. Показать, как горит лампочка, когда мы убираем сердечник, соединяющий обмотки, и когда мы замыкаем катушки сердечником.

Что вы наблюдаете? Почему в первом случае лампочка горит слабее, чем во втором случае?

2. С трансформатора убрать вторичную катушку и вместо этой катушки на стержень одевать и снимать проволочный виток, сначала без сердечника.

Что вы наблюдаете?

Затем замкнуть цепь сердечником.

Что вы наблюдаете? Почему лампочка горит ярче?

3. Вместо второй катушки используем прибор для демонстрации сварки. Показать как появляется искра, как плавятся электроды.

Закрепление изученного материала.

Что мы изучили на сегодняшнем уроке?

В чём заключается явление электромагнитной индукции?

Какие условия необходимы для существования явления электромагнитной индукции?

Какими способами можно получить индукционный ток?

От чего зависит величина индукционного тока?

Подведение итогов. Домашнее задание.

1. § 49, упр.39

2. Оформить творческие работы

Открытый урок по физике в 11 классе.
Обобщающий урок:«Электромагнитная
индукция»
Разработала учитель физики Сокольчинской СОШ №3
Холмогорова А.А.
Предмет. Класс Физика 11 класс
Тема урока Обобщающий урок по теме: «Электромагнитная индукция»
Цели урока Обучающие
1.Обобщить и систематизировать знания учащихся поданной теме.
2.Исследовать зависимость индукционного тока от магнитного потока. Развивающие
Формировать логическое мышление, умение исследовать, анализировать, делать выводы. Воспитательные
Воспитывать чувства колективизма,
Аккуратности, бережного отношения к компьютеру.
Вид используемых на уроке ИКТ «Открытая физика» часть 2, позволяющая исследовать явление электромагнитной индукции с помощью интерактивных компьютерных моделей, проверка полученных знаний в форме компьютерного тестирования.
Организационная структура урока.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Актуализация знаний Формулирует вопросы, актуализирующие опорные знания по теме урока.
1.В чем заключается явление электромагнитной индукции? Кем и когда было открыто это явление?
2.По рисунку определите направление индукционного тока в проводнике
3.Сформулируйте за кон электромагнитной индукции.
4.Какую силу называют силой Лоренца? Как определить ее направление?
5.На рисунке изображен замкнутый проводник, движущийся в однородном магнитном поле. Определить направление индукционного тока.
6.В чем заключается явление самоиндукции?
7.В каких единицах выражается индуктивность?(После ответа можно рассказать историю почему писатель взял псевдоним О Генри)
8.Записать формулу для нахождения энергии магнитного поля тока. Включаются в деловой ритм урока, отвечают на вопросы, делают записи.
Один ученик у доски, остальные в тетради определяют направление индукционного тока.
Записывают формулу, дают определение.По правилу находят направление.
1 Гн
Исследовательская работа. Учитель предлагает рассмотреть компьютерные модели. См. приложение. Изучают компьютерную модель, используя диск «Открытая физика часть2». Делают выводы и отвечают на вопросы в приложении.
Контроль и самопроверка знаний. Учитель предлагает проверить знания учащихся по данной теме с помощью теста из «Открытой физики часть 2» «Электромагнитная индукция» Проверяют свои знания в форме компьютерного тестирования. Получают информацию о реальных результатах учения.
Рефлексия. Учитель мобилизирует учащихся на оценку своей деятельности во время урока. Осмысливают свою деятельность на уроке, проводят самооценку своих результатов. Отвечают на вопросы:
1. Понравился ли тебе урок?



Приложение.
Откройте в разделе электромагнитная индукция окно с изображением схемы движения проводника в однородном магнитном поле.
- Нажмите кнопку старт. Пронаблюдайте, как изменяется магнитный поток, за какое время прошло это изменение. Запишите формулу для вычисления ЭДС индукции. Вычисли ЭДС и сравни полученный результат с данным.
-На данном рисунке определи направление индукционного тока и запиши.
2. Открой окно модели опыт Фарадея1.
- Опускайте и поднимайте магнит сначала медленно затем быстро. Тоже самое проделайте с катушкой. В каком случае магнитный поток изменяется быстрее? Сделай вывод.
3. Открой окно модели опыт Фарадея2. Рассмотрите модель.
Как меняется ток при замыкании и размыкании первичной обмотки? Почему в индикаторной катушке наблюдается краткий импульс тока?
4. Открой тест из раздела «Электромагнитная индукция». Ответы на вопросы запиши в тетрадь, необходимые вычисления делай тоже в тетради. Обоснуй свои ответы.
5. Подведение итогов.
-ответь на следующие вопросы:
Рефлексия. 1. Понравился ли тебе урок?
2.Какие моменты урока считаешь наиболее интересными?
3.Какие трудности испытывал на уроке?
4.Замечания и предложения на будущее.

Понравилась статья? Поделитесь ей