Контакты

Защита грузов от потерь или повреждения: всегда ли можно надеяться на CMR страхование? Страхование грузов и CMR страхование. Особенности и различия18.02.2015  Страшные истории международных перевозок

Страхование ответственности перевозчика – один из ключевых вопросов при управлении рисками в процессе импортной закупки.

Команда обнаружила, что значительная часть импортеров не знает о том, что почти все грузы, перевозимые из Европы, застрахованы по системе CMR-insurance . Рассказываем подробности.

Что такое CMR-страхование?

Отношения между участниками процесса перевозки международных торговых грузов автомобильным транспортом, закреплены в – (от франц. «Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route») – Европейской Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ). В Конвенции сказано о том, что грузоперевозчик обязан возместить любые убытки, которые будут связаны с частичной или абсолютной потерей перевозимого товара, возникшие по его вине .

Чтобы защитить перевозчика, исполняющего международные перевозки, было создано добровольное страхование гражданской ответственности, на профессиональном жаргоне перевозчиков – «CMR-страхование». Оформляя CMR-страхование, в случае потери или повреждения груза не по своей вине, перевозчик передает ответственность тому лицу, которое в этом виновно.

А в том случае, если ущерб был причинен грузу по вине перевозчика, ущерб покрывает страховая компания (в рамках лимита по КДПГ). Это аналогично схеме работы российского страхового полиса ОСАГО. Соответственно, CMR-страховка имеет лимит ответственности выше которого страховая компенсация не выплачивается.

Пример расчета лимита ответственности CMR-полиса

В КДПГ величина суммы страховой выплаты рассчитывается на основе стоимости груза, однако не может превышать 8,33 единицы SDR (Special Drawing Rights – Специальных Прав Заимствования) за килограмм. А именно – 8,33 SDR/kg или 920 SDR за одно недостающее место груза.

1) Допустим, вес Вашего груза (брутто) по CMR = 800,00 кг;
2) Смотрим стоимость единицы SDR на официальном сайте Международного валютного фонда ;
3) Берем стоимость в рублях одной единицы SDR на день оформления транспортных документов = 92.584900 Р/SDR (для примера взят курс на 31.05.2016);
4) Максимальный лимит ответственности перевозчика для груза весом 800 кг = 800 кг * 8,33 SDR * 92.584900 Р/SDR = 616 985,77 Р.

Если стоимость Вашего груза выходит за пределы рассчитанного по CMR-полису лимита рекомендуем воспользоваться дополнительным страхованием.

Выплаты по CMR-полису

По CMR-страховке Вы как грузовладелец можете получить компенсацию, когда вина перевозчика доказана в следующих случаях:

  • при повреждении или полной гибели груза;
  • при повреждениях, причиненных грузу самим собой во время перевозки или автомобилем, на котором перевозится груз;
  • при выдаче груза неуполномоченному лицу;
  • при просрочке доставки груза;
  • при рисках, связанных с таможней.

CMR-страховка НЕ БУДЕТ Вам выплачена, если груз пострадал из-за факторов, на которые перевозчик никак не мог повлиять – например, ограбление.

Сами перевозчики скептически относятся к данному виду страхования, так как для выплаты компенсации нужно, чтобы выполнилось множество условий. Большинство перевозчиков оформляют данные полисы в качестве минимальной защиты собственной ответственности.

CMR-полисы обходятся перевозчику (а значит и заказчику) существенно дешевле, чем полное страхование груза. В среднем обычный европейский перевозчик за год тратит около 2000 евро на CMR-страхование, и эта сумма плавно распределяется у него по оформленным заказам.

Особенности CMR-страхования

CMR-страхование имеет некоторые важные особенности, на которые стоит обратить внимание:

  • выплата страховки происходит только после того, как вина перевозчика подтверждена (в среднем это занимает около полугода);
  • полис CMR имеет лимит ответственности (см. пример расчета лимита выше) при превышении которого не предусмотрена компенсация;
  • стоимость товара в документе CMR и СМR-полисе страхования должны строго соответствовать друг другу, однако многие отправители в Европе забывают указывать ценность груза в накладных, поэтому стоит проследить за соответствием цен, если вы, конечно, не оформили полноценную страховку.

Дополнительное страхование

Как видите, CMR-страхование имеет ряд существенных недостатков, именно поэтому

2016-05-31 Linas Butkus 941 0

Ваш груз – небольшая коробка, которую вы планируете отправить на грузовом автомобиле в качестве сборного груза? Какие меры нужно предпринять для того, чтобы ваш груз был предохранён от повреждения или кражи? Достаточно ли убедиться, что у перевозчика есть CMR страховка, и она покроет возможный ущерб, или нужно подумать об отдельном страховании груза?

Во-первых, необходимо разобраться в сути этих видов страхования. CMR страхование охватывает ответственность перевозчика перед грузовладельцем. Иными словами, этот вид страхования защищает интересы перевозчика. Если во время перевозки груз будет повреждён или утрачен, и в связи с этим грузовладелец предъявит перевозчику претензию, то при наличии CMR страховки ущерб, причинённый грузовладельцу, покроет страховая компания. Без наличия CMR страховки ущерб придётся покрывать перевозчику из своего кармана.

Страхование груза, как следует из названия, охватывает страхование конкретного груза. Этот вид страхования защищает интересы грузовладельца. Кроме того, этот вид страхования обеспечивает гораздо более широкую страховую защиту, и позволяет избежать нежелательных ситуаций в разбирательстве гражданской ответственности между грузовладельцем с одной стороны, и перевозчиками, экспедиторами, складскими рабочими или, более того, с преступниками – с другой.

CMR страховка– в качестве альтернативы

Тем, кто не хочет иметь дополнительных хлопот, однозначно советуем страховать свой груз. Во-первых, не придётся тратить время на выяснение номера и содержания страхового полиса перевозчика или экспедитора. Во-вторых, не придётся участвовать в неприятных процедурах доказательства ущерба. Страховой брокер Вилюс Росинас, специализирующийся в области CMR страхования, подчеркнул, что недостаточно узнать лишь номер страхового полиса – его обязательно нужно проверить в страховой компании. Довольно часто выясняется, что владелец полиса не заплатил страховые взносы или не соблюдает других условий страховки. В таких случаях его страховой полис недействителен.

Однако, если грузовладелец не желает дополнительно застраховать свой груз, полис страхования гражданской ответственности перевозчика может быть альтернативным решением. Как уже говорилось, этот полис покроет ущерб грузовладельца, но только в том случае, если груз будет повреждён или утрачен в процессе перевозки (т.е. по вине перевозчика). К сожалению, если вину перевозчика доказать не удастся, страховой случай не попадёт под действие CMR страховки, и за возмещением ущерба придётся обращаться непосредственно к тому лицу, которое будет признано виновным в причинении ущерба. Определить виновное в причинении ущерба лицо может только суд.

CMR страховка будет недействительна также в том случае, если будет доказано, что ущерб возник вследствие преднамеренных действий перевозчика или его грубой неосторожности. Эти обстоятельства являются дополнительными причинами, из-за которых грузовладельцу не следует слепо полагаться на CMR страховку.

Дополнительное страхование груза удобно и в том смысле, что в случае причинения ущерба, грузовладелец напрямую получает компенсацию от страховой компании. В свою очередь, страховая компания в порядке регресса возвращает выплаченные по страховке средства у непосредственного виновника.

CMR страховка покроет ущерб, который был причинён грузу вследствие дорожно-транспортного происшествия, пожара, слишком низкой или слишком высокой температуры, повреждений от влаги, похищения транспортного средства вместе с грузом. Перевозчикам важно знать, что CMR страховка покрывает также тот ущерб, который третьим лицам причинил груз (например, разлившееся агрессивное химическое вещество, упавшие коробки и т.д.)

Как рассчитывается размер ущерба

При наличии CMR страховки, размер ущерба определяется по-разному. Как правило, расчёт ущерба производится на основании стоимости груза в момент его принятия к перевозке. Такой метод не позволяет искусственно увеличивать размер ущерба за счёт таможенных платежей или транспортных расходов.

Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки. Если такой информации нет – то на основании текущей рыночной цены. Если такая информация тоже отсутствует – то на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. Стоимость груза также можно определить на основании документов, выданных на месте погрузки (по инвойсу). Этот метод используется не только в Литве, но и в международной практике.

Кроме того, в CMR конвенции предусмотрено, что максимальный размер ответственности перевозчика не может превышать 8,33 СПЗ (Специальных прав заимствования, англ. SDR) за каждый недостающий килограмм веса брутто (т.е. с упаковкой) или 920 СПЗ за одно недостающее грузовое место. СПЗ – это условная денежная единица, курс которой «привязан» к четырём основным валютам: евро, доллару США, фунту стерлингов и йене. На сегодняшний день 1 СПЗ составляет 1,26 евро. Это значит, что ответственность перевозчика за 1 кг повреждённого или утраченного груза не может превышать 10,50 евро, а за 1 единицу грузового места – 1 159,20 евро.

При определении размера ущерба необходимо учитывать одну немаловажную деталь: перевозчик обязан возместить лишь тот ущерб, который будет доказан грузовладельцем, но не максимальную сумму. Для того, чтобы получить компенсацию на основании CMR страховки, ущерб необходимо доказать. Это значит, что суд должен установить не только содержание и объём ущерба, но и виновника, который его причинил. Иными словами, перевозчик не должен брать на себя вину заранее, это должен определить суд.

Если ущерб превышает установленный CMR Конвенцией предел

Как быть в тех случаях, если установленного CMR Конвенцией предела для возмещения ущерба недостаточно? Напомним, что положение CMR Конвенции применяется тога, когда в CMR накладной стоимость груза не указана. Если же в накладной стоит отметка об «особо ценном грузе», и указана стоимость груза, страховая компания (с условием, что ущерб грузу был причинён по вине перевозчика) обязана выплатит компенсацию на основании стоимости груза – об этом говорится в 24-й статье CMR Конвенции. А 26-я статья гласит, что «отправитель может указать, вписав в накладную и при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате, объявленную ценность груза на случай потери или повреждения груза, а также недоставки груза в оговоренный срок. В случае объявления ценности груза при доставке может быть потребовано независимо от возмещений, предусмотренных в статьях 23, 24 и 25, и в пределах суммы заявленной ценности груза возмещение, соответствующее дополнительному ущербу, нанесение которого доказано.».

Страховой брокер В. Росинас отметил, что, например, немецкие компании требуют, чтобы у перевозчиков, работающих в Германии, были специальные страховые полисы, в которых размер ответственности превышает 8,33 СПЗ.

Возмещение ущерба по CMR страховке

Так что же делать, если ваш груз, который вы дополнительно не застраховали, прибыл на место назначения в повреждённом виде, или вообще не прибыл?

В. Росинас говорит, что в таких случаях в адрес перевозчика или экспедитора (в зависимости от того, у кого вы заказывали услугу перевозки) необходимо направить претензию. О полученной претензии ваш «обидчик» обязан сообщить страховой компании. Далее всё относительно просто – если ущерб попадёт в определение «страхового случая», страховая компания должна будет выплатить вам компенсацию.

Как определить, будет ли достаточно положиться на CMR страховку перевозчика, или всё же следует застраховать свой груз дополнительно? В. Росинас говорит, что такие моменты, как надёжность и многолетний опыт работы перевозчика, а также благоприятные условия страхования (перечень рисков, включённых в страховой полис, и размер страховых сумм) должны повысить доверие к CMR страхованию.

Следует отметить и некоторые другие нюансы – в частности, вопрос об ущербе, который был причинён грузу в момент погрузки. В некоторых случаях этот ущерб может не попадать в рамки ответственности перевозчика. Чисто формально, перевозка начинается с того момента, как груз был полностью погружен в транспортное средство, а заканчивается тогда, когда груз был полностью отделён от транспортного средства. С учётом этих нюансов, необходимо удостовериться, что условия CMR страховки распространяются в том числе и на процесс погрузки/разгрузки.

Скорее всего, наши читатели уже поняли, что на фоне тонкостей, касающихся CMR страхования, элементарное страхование груза выглядит более привлекательно. Собеседник CargoNews.lt отметил, что обычно этот вид страхования стоит недорого – от нескольких десятых долей процента до нескольких процентов от общей стоимости груза. Окончательная стоимость этого вида страховки зависит от маршрута перевозки, номенклатуры груза, типа транспортного средства, возможного количества перегрузов, суммы франшизы, общей стоимости груза и варианта страховой защиты. Например, одноразовая страховка груза весом в 50 кг и общей стоимостью в 1000 евро (допустим, что это детские игрушки), с условием, что из Вильнюса в Берлин груз поедет как сборный, может стоить 30 – 70 евро. Это сугубо ориентировочный пример – страховой брокер подчеркнул, что любая страховка носит индивидуальный характер, поэтому одной, универсальной для всех, стоимости страховки груза быть не может.

Так или иначе, но для тех, кто не хочет тратить время и нервы на доказательства и не всегда приятное общение с перевозчиками и экспедиторами, советуем выбирать страховку груза. Она, по крайней мере, защищает интересы грузовладельца. Правда, и в этом случае необходимо внимательно прочесть текст, написанный мелкими буквами!

Объектом страхования являются не противоречащие законодательству Республики Беларусь имущественные интересы Страхователя (лица, чья ответственность застрахована), связанные:

    С его ответственностью по обязательствам, возникшим в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, в связи с ис-пользованием Страхователем (лицом, чья ответственность застрахована) транспортных средств для перевозки грузов, осуществляемой в соответст-вии с положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года с действующими изменениями (далее - Конвенция КДПГ/СMR), Межправительственных соглашений о международных грузовых перевозках, законодательством Республики Беларусь о перевозке грузов автомобильным транспортом, а также национальным законодательством государств, по территории которых осуществляется перевозка грузов;

    С расходами по утилизации (уничтожению) погибшего (пришедшего в негодность) груза;

    Судебными и внесудебными расходами (расходы по оплате услуг экспертов, адвокатов), возникшими в связи с удовлетворением правомерных и защиты от неправомерных претензий.

Договор страхования может быть заключен в следующих вариантах:

    Вариант 1: декларирование перевозок за определенный период. В этом случае все перевозки, осуществляемые в период действия договора страхования, считаются застрахованными. Страховая премия рассчитывается исходя из предполагаемого фрахта за весь период действия договора страхования.

    Вариант 2: декларирование каждой грузоперевозки. В этом случае незаявленная грузоперевозка (т.е. не продекларированная до ее начала) считается незастрахованной.

    Вариант 3: комбинированный способ. В этом случае перевозки, осуществляемые на транспорте Страхователя (лица, чья ответственность застрахована), считаются застрахованными без обязательного декларирования каждой перевозки (регистрационные номера транспортных средств оговариваются в договоре страхования или в приложении к договору страхования). Перевозки, которые осуществляются на привлеченном транспорте, не оговоренном в договоре страхования, декларируются до их осуществления.

    Вариант 4: декларирование транспортных средств с уплатой фиксированной страховой премии. В этом случае все перевозки, осуществляемые в период действия договора страхования на указанных в договоре страхования автомобилях, считаются застрахованными без последующего предоставления сведений о фактическом фрахте за период страхования.

Договор страхования заключается на основании письменного заявления Страхователя.

Договор страхования может быть заключен срок одной грузоперевозки либо на срок от 1 месяца до 1 года включительно.

Страховым случаем признается факт причинения Страхователем (лицом, чья ответственность застрахована) в период действия договора страхования вреда жизни, здоровью и /или имуществу третьих лиц при перевозке груза в соответствии с положениями Конвенции КДПГ/СМR, что повлекло:
1. наступление ответственности Страхователя (лица, чья ответственность застрахована):

    За повреждение, полную или частичную утрату груза, принятого к перевозке в соответствии с Конвенцией КДПГ/СМR, кроме утраты груза вследствие выдачи его неправомочному получателю.

    За утрату груза, принятого к перевозке в соответствии с Конвенцией КДПГ/СМR, вследствие выдачи его неправомочному получателю;

    За финансовые убытки, понесенные клиентом Страхователя, в связи с просрочкой в доставке груза, уплатой провозных платежей, таможенных сборов и пошлин, связанных с перевозкой груза, принятого к перевозке в соответствии с КДПГ (п.4, п.5 ст. 23 КДПГ);

    За причинение в процессе перевозки груза вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, в том числе окружающей природной среде, перевозимым грузом.

    Перед таможенными органами, вследствие нарушения таможенного законодательства в связи с платежами, налагаемыми соответствующими органами на Страхователя (лицо, чья ответственность застрахована). По данному пункту страхованием не покрываются убытки, связанные с нарушениями, подпадающими под действие Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвен-ция МДП 1975г.) и убытки, связанные с уплатой таможенных сборов и пошлин, предусмотренные п. 4 ст. 23 Конвенции КДПГ

2. расходы Страхователя, (лица, чья ответственность застрахована), связанные с наступлением страхового случая:

    По утилизации (уничтожению) всего и части груза, непригодного для дальнейшего использования вследствие его гибели;

    По судебным и внесудебным расходам (расходы по оплате услуг экспертов, адвокатов) Страхователя (лица, чья ответственность застрахована), возникшие в связи с удовлетворением правомерных и защитой от неправомерных претензий, в той мере, в которой они были необходимы и соразмерны обстоятельствам страхового случая.

При наступлении случая , последствия которого могут привести к возникновению ответственности Страховщика по договору страхования, Страхователь обязан:

    Незамедлительно, как только ему стало известно о наступлении случая, но не позднее 3-х рабочих дней, сообщить Страховщику о случившемся. Уведомление должно быть сделано в письменной форме путем подачи заявления или направлением факсимильного сообщения с указанием обстоятельств, возможных причин и времени случая;

    Немедленно заявить о каждом случае противоправных действий третьих лиц (кража, грабежи т. п.), а также о каждом случае дорожно-транспортного происшествия, возгорания груза или транспортного средства в соответствующие органы страны, где произошел случай (полиция, милиция, пожарная служба и т. п.);

    Предпринять все разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобы уменьшить возможные убытки;

    Строго выполнять все указания Страховщика или его представителя (если они поступили);

    Немедленно информировать Страховщика о заявленных претензиях, исках и оспаривать исковое заиление в установленном законе порядке, а также предоставить Страховщику возможность участия в судебном процессе;

    Не признавать и не оплачивать предъявленную претензию без предварительного согласия Страховщика;

    Содействовать Страховщику в расследовании причин и обстоятельств страхового случая, в получении необходимых материалов;

Для выплаты страхового возмещения к заявлению о произошедшем событии Страхователь должен приложить:
1. комплект документов, полученный от заявителей претензии в обоснование требований к Страхователю, в том числе:

    Претензионное письмо;

    Оригинальный экземпляр товарно-транспортной накладной СМR с отметками грузополучателя о недостаче или повреждении груза; при сбор-ной отгрузке - грузовой манифест;

    Копию книжки МДП (Carnet-TIR).;

    Счет-фактуру на груз (инвойс), оформленный в установленном законодательством порядке;

    Аварийный сертификат, акт экспертизы;

    Расчет (калькуляция) убытка, заявляемого Страхователю;

    Если претензия предъявляется не грузополучателем, а страховой организацией, страховавшей груз, необходимо представить документ, подтверждающий переход к этой страховой организации права грузовладельца после выплаты страхового возмещения по страхованию груза.

2. комплект документов, получение и представление которых является обязательным для Страхователя (в зависимости от вида происшествия), в том числе:

    В случае дорожно-транспортного происшествия - справка и протокол дорожной полиции;

    В случае хищения груза или других противоправных действий третьих лиц - копия заявления о противоправном действии, справка и протокол, подтверждающие факт обращения в соответствующие органы и воз-буждения уголовного дела по факту указанных происшествий;

    В случае утраты или повреждения груза огнем - справка и протокол компетентных органов, подтверждающие факт происшествия и экспертная оценка состояния груза;

Одним из важнейших механизмов управления рисками в бизнесе, связанном с международными перевозками и импортными закупками, является страхование ответственности перевозчика или, как его иногда называют сами перевозчики, используя профессиональный жаргон, - СМР-страхование. Однако в общепринятом документальном варианте для полиса, защищающего права исполнителя в процессе международной перевозки, чаще используют не жаргонную фонему «страхование СМР», а полное название полиса или сокращение, произошедшее от французского названия Конвенции о договоре международной автомобильной грузоперевозки («Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route») - CMR.

Основание для CMR-страхования

О том, что по системе страхования рисков CMR-insurance страхуются практически все привозимые из Европы грузы, импортёрам, как правило, известно, но, тем не менее, далеко не всегда.

Конвенция, которая регламентирует большую часть вопросов, связанных с международными перевозками, определяет права и ответственность трёх сторон-участников процесса: отправителя, получателя и грузоперевозчика. В отношении грузоперевозчика в Конвенции говорится, что тот обязан возместить убытки, связанные с частичной или полной утратой перевозимого груза, если эти убытки возникли по его вине. Чтобы защитить перевозчика от финансовых потерь и обеспечить страховку рисков, было введено страхование гражданской ответственности на добровольной основе.

Чёткое разделение зоны ответственности между самим перевозчиком и третьими лицами, по вине которых могло произойти повреждение груза, вводит лимит ответственности для перевозчика и обнаруживает не только привлекательные стороны CMR-страхования.

Система CMR – это добровольное страхование, применяемое в международных перевозках, которое можно и не производить. Однако, даже несмотря на скептическое отношение ряда перевозчиков к этой категории страхования из-за сложностей с получением возмещения, на практике гражданская ответственность перевозчика страхуется почти всегда.

  • Во-первых, наличие такой страховки служит косвенным репутационным признаком для грузовладельца при выборе транспортной компании.
  • Во-вторых, благодаря этому полису при наступлении страхового случая страховая компания возмещает ущерб перевозчику, застраховавшему свои профессиональные риски, а владелец груза уже с перевозчика потом взыскивает ущерб. (Некоторые форматы страховки обуславливают гарантированное получение возмещения пострадавшей стороной, то есть, собственником груза).

Стоимость такого ущерба будет включать не только стоимость передаваемого для перевозок груза, но и стоимость услуг самого перевозчика, таможенные сборы, пошлины и прочие процессуальные расходы.

Таким образом, самые большие риски, связанные с международными перевозками, присутствуют в профессиональной деятельности грузоотправителя и грузоперевозчика, и каждый из них застраховывается от возможного ущерба по-своему:

  • грузоотправитель страхует груз,
  • грузоперевозчик оформляет CMR-полис.

Поскольку это два разных полиса, CMR-страхование не становится полноценной альтернативой страхованию груза, и поэтому часто CMR-полис дополняется классической страховкой груза.

При оформлении CMR-полиса грузоперевозчик, в случае повреждения груза не по своей вине, передаёт ответственность виноватому лицу. Если виновником повреждения был сам перевозчик, то покрытие причинённого ущерба берёт на себя страхования компания. Однако максимальная величина, доступная для покрытия страховой компанией, ограничена лимитом, регламентированным Конвенцией. В размере, большем указанной там величины, страховая компенсация выплачиваться не будет.

Размер суммы выплаты по страховке, согласно положениям Конвенции, рассчитывается, исходя из стоимости груза, но он не может быть больше 8,33 единицы SDR за килограмм или 920 единиц SDR за одно недостающее место груза.

SDR расшифровывается как Special Drawing Rights. На русский язык SDR переводится как Специальное Право Заимствования. SDR представляется собой резервное платёжное средство, указанное в Конвенции в качестве расчётной единицы. Банкноты, соответствующие ей, не выпускались – SDR существует только в безналичной форме. Процентная ставка SDR пересматривается каждую неделю в соответствии со средневзвешенной величиной процентных ставок, устанавливаемых на денежных рынках на краткосрочные займы. На официальном сайте МВФ можно посмотреть текущую стоимость SDR, что необходимо для произведения расчётов по определению максимального лимита ответственности. В Конвенции указано, что сумма должна быть переведена в национальную валюту той страны, суды которой будут рассматривать дело.

С учётом этого пошаговое вычисление лимита ответственности выглядит следующим образом:


Если фактическая стоимость перевозимого груза выше получившейся суммы, а снижение рисков приоритетно, то необходимо использовать другие дополнительные виды страхования.

Выплаты по CMR-полису: особенности и возможности

Договор гражданской ответственности перевозчика заключается между страховой компанией и грузоперевозчиком. В станах, подписавших международную Конвенцию о договоре дорожной перевозки, так страхуется ответственность перевозчика при выполнении заказа. Полис в большинстве случаев, покрывает ответственность:

  • за утрату и порчу груза (повреждения могут быть нанесены и автомобилем, и грузом самому себе),
  • за нарушение сроков доставки и понесённые в связи с этим потери владельца груза,
  • за неверную адресацию при доставке (с возмещением расходов на перемещение груза по верному адресу),
  • за выдачу груза неуполномоченному лицу,
  • за нарушение инструктажа отправителя и неверное оформление документации, произошедшее по вине грузоперевозчика,
  • за вред, причинённый третьим лицам (имуществу и здоровью),
  • за несоблюдение таможенных правил в ходе ввоза, транзита и вывоза груза (с учётом возможных штрафов и взысканий).

При этом страховка не выплачивается, если груз пострадал вследствие действия неподконтрольных факторов – например, при ограблении, пожаре, ДТП, намокании, опрокидывании транспорта, угона. Также в условиях ряда страховых компаний, предлагающих CMR-полисы, указано, что не покрывается ответственность перевозчика, если:

  • была допущена халатность в отношении перевозимого груза,
  • нарушены правила упаковки,
  • груз был отправлен в уже повреждённом состоянии,
  • при перевозке были использован транспорт с существенными техническими неисправностями (в том числе – рефрижераторных кузовов) или транспорт, не указанный в страховом полисе.

Важно также, чтобы стоимость товара в CMR-накладной и в CMR-полисе полностью совпадали.

Выплата страховки происходит после того, как подтверждается вина перевозчика. В связи с техническими сложностями (разнообразием характеристик доставляемых грузов, удалённостью транспортного средства и т.д.) сделать это иногда довольно сложно и на практике процесс занимает около полугода. Для облегчения процедуры установления виновного в случае происшествия нередко привлекаются экспертные организации. Однако полис CMR, на который европейский перевозчик тратит порядка 2000 евро в год, обходится значительно дешевле полного страхования груза, что в некоторых случаях делает эту категорию страхования целесообразной и выгодной.

Сфера страхования является обязательной частью жизни каждого владельца автомобиля. Но к сожалению, при попадании в ситуации, описанные как страховые случаи, далеко не всегда получается быстро урегулировать проблему со страховыми выплатами. О том, как происходят выплаты по страховке из-за ДТП, следует поговорить в этой статье.

Страховое возмещение — это выплата от страховой компании на основании заключенного страхового соглашения с пользователем. Данная выплата осуществляется в том случае, если страхователь попал в неблагоприятную дорожную обстановку, трактуемую соглашением в качестве страхового случая.

Получить страховую компенсацию можно в денежном выражении. Причем допускается как безналичный, так и наличный расчет. Кроме того, компенсация может иметь нематериальную форму. Это к примеру, если страхователь в качестве страхового возмещения выбрал ремонт своего транспортного средства на одном из СТО, с которым подписано соглашение у его страховой компании. Естественно, что все ремонтные работы будут осуществлены за счет страховщиков.

Важно! Страховое возмещение по ОСАГО осуществляется исключительно в адрес пострадавшей стороны. Тот водитель, который был признан виновником аварийной ситуации на дороге, на компенсацию по ОСАГО может не рассчитывать.

Выплаты по страховке после ДТП осуществляются страховой компанией после письменного обращения со стороны страхователя, и подачи им соответствующей документации. При этом, зачастую между сторонами страхового соглашения возникают конфликтные ситуации, поскольку страховщики ставят перед собой цель заплатить поменьше, а страхователи — получить побольше.

Что касается размеров страховых компенсаций, то они колеблются в таких пределах.

  1. Если полис ОСАГО был оформлен после 1.10.2014 года, граничная сумма компенсации равна 400 тыс. рублей.
  2. Если полис ОСАГО оформлен до 1.10.2014 года, то в таком случае максимальные объемы выплат составляют:
    120 тыс. рублей при причинении имущественного ущерба одному потерпевшему;
    160 тыс. рублей при имущественном ущербе нескольким пострадавшим.

Стоит отметить, что данные пределы страховых компенсаций действуют в тех аварийных ситуациях, в которых оформление ДТП происходит при активном участии дорожной полиции. Если же имеет место оформление ДТП в соответствии с Европротоколом, то некоторые лимиты компенсации устанавливаются в других объемах.

Отдельные лимиты страхового возмещения устанавливаются для тех случаев, когда в результате дорожного столкновения у пострадавшего диагностируются травмы и повреждения разной степени тяжести. В настоящее время граничные пределы компенсации установлены в следующих границах.

  1. Если полис ОСАГО был получен в срок, начиная с 1 апреля 2015 года, то в этом случае потерпевший может рассчитывать на возмещение в 500 тыс. рублей.
  2. Если страховой полис оформлен до 1 апреля 2015 года, то предельная норма страховой компенсации устанавливается на уровне 160 тыс. рублей.

При этом стоит отметить, что лимиты устанавливаются на каждый конкретный страховой случай. Размер компенсации одинаковый для всех пользователей. И, следовательно, не имеет значения, в какую СК лучше обратится, все они работают на основании единых нормативов.

До 2 августа 2014 года пострадавший в результате аварийной ситуации имел право обращаться за страховой компенсацией к любому страховщику (своему или же виновника ДТП). Теперь же все страховые возмещения проходят исключительно через свою страховую компанию.

Для того, чтобы иметь возможность обратится к своим страховщикам за оформлением страховой компенсации, необходимо наличие нескольких обязательных условий:

  • ущерб был диагностирован исключительно только в отношении машины;
  • в аварийном происшествии участвовало минимум 2 автомобиля;
  • все участники дорожного столкновения на момент аварии имеют действительные полисы ОСАГО.

Важно! Если страховой период пользования автомобилем окончился, но при этом действие ОСАГО нет, то договор будет считаться действительным.

Если же имеет место случай бесконтактного ДТП, то есть прямое столкновение автомобилей отсутствует, то в таком случае проблема касательно прямого возмещения убытков и упрощенной процедуры оформления документации о ДТП урегулированию не подлежит.

Часто встречаются ситуации, когда пострадавшие в результате аварийного столкновения вынуждены обращаться с жалобой в РСА (Российский Союз Автостраховщиков). Зачастую это происходит по следующим причинам:

  • когда виновник дорожного происшествия скрылся с места преступления и установить его личность нет никаких возможностей;
  • если у виновника аварийной обстановки на момент столкновения отсутствует полис ОСАГО, либо в случае, когда срок его действия вышел;
  • если СК виновника автомобильной аварии была лишена лицензии на оказание услуг по страхованию автомобилей, или же она была признана банкротом.

О том, на кого будет возложена ответственность за осуществление страховых выплат в случае признания страховой компании банкротом или же отзыва ее лицензии, следует комментарий Верховного Суда РФ.

Страховка ОСАГО когда выплата при ДТП не полагается

Выплата страховки ОСАГО при ДТП, если виновен не осуществляется. Если же виновник не установлен, или же он скрылся с места аварии, то в такой ситуации страховое возмещение необходимо будет требовать через РСА, поскольку ваши страховщики скорее всего откажут. Если сложилась такая ситуация, при которой страховая компания виновника происшествия ликвидирована, объявлена банкротом или же исключена из РСА, то пострадавший имеет возможность направить свое заявление о выплате компенсации в другую страховую компанию, расположенную:

  • в регионе РФ, где имело место ДТП;
  • по своему месту жительства.

Выплаты по страховке после ДТП ОСАГО будут осуществлены в установленный законом срок. Стоит отметить, что договор страхования и законодательство предусматривают определенные основания для того, чтобы произошедшее дорожное столкновение было квалифицировано как страховой случай. В соответствии с этими основаниями, компенсации ущерба предусмотрены пострадавшей стороне.

Таким образом, можно сделать вывод, что получение компенсационных платежей предусматривается исключительно для пострадавшей стороны. Что касается виновника происшествия, то в отношении его выплаты по ОСАГО осуществлены не будут.

В некоторых случаях страховая компания может отказать в осуществлении выплат по страховому случаю на основании законодательства. В частности, к ситуациям, когда выплаты не будут произведены по закону, относят:

  • если за рулем автомобиля находился гражданин, имя которого не указано в страховом полисе (исключение составляют ситуации, когда оформляется страховка на неограниченный круг лиц);
  • если повреждения транспортному средству и здоровью водителя были причинены опасным грузом, который не был застрахован;
  • компенсацию морального ущерба, а также упущенной выгоды;
  • сумма страхового возмещения, установленная выше законодательных лимитов по ОСАГО;
  • если причинение ущерба было связано с осуществлением экспериментальной, спортивной или учебной деятельности;
  • если ДТП произошло во время работ на территории предприятия или организации.

Кроме этого, если компенсационные выплаты вообще не производятся, то также можно выделить случаи, когда страховщики погасят задолженность по страховому возмещению, но при этом получат право требования возврата денег в соответствии с процедурой регресса. Это означает, что страховая компания произведет выплаты страховки после ДТП в срок, но при этом имеет право обратиться в суд и потребовать от клиента выплаченные ему ранее средства. Это возможно в следующих ситуациях:

  • если на момент совершения дорожного происшествия было установлено, что клиент пребывал за рулем в состоянии алкогольной или наркотической интоксикации;
  • если водитель ТС умышленно причинил вред здоровью, жизни или имуществу других лиц;
  • если водитель находился за рулем машины, не имея на это прав;
  • если после столкновения клиент покинул место происшествия, тем самым нарушив действующие ПДД;
  • авария имело место в тот период, который не предусмотрен договором страхования.

Ни для кого не секрет, что на данный момент ОСАГО имеет четко фиксированные предельные суммы выплат. Если случилось так, что ущерб превышает установленные границы, остаток суммы будет взыскан непосредственно с виновника ДТП. Если вы желаете обезопасить себя от возникновения подобной ситуации, можно застраховать свое авто по полису ДСАГО.

Стоимость этой страховки составляет около 1 тыс. рублей, а действие полиса распространяется на все суммы, которые превышают лимит выплат ОСАГО. Как правило, страховое возмещение по ДСАГО предусмотрено в сумму 1 млн. рублей. Эти деньги перекроют разницу в выплатах.

Таким образом, ДСАГО является отличным дополнением к обязательному страховому полису ОСАГО, и поможет избежать немало неприятностей, которые могут произойти с вами и вашим автомобилем.

Выплата страховки виновнику ДТП

Говоря о порядке выплат страховки по ДТП, стоит отметить, что все зависит от специфики каждого конкретного случая.

Получить страховое возмещение по ОСАГО можно в том случае, если вы проходите не только как виновник аварии, но и как пострадавший. Такая ситуация имеет место в тех случаях, когда в дорожном происшествии участвует несколько автомобилей, и при этом, нарушение правил было произведено не только вами, а и другими участниками столкновения. Если подобное произошло с вами, то страховая компания выплатит второму участнику ДТП компенсацию, а в свою очередь его страховая компания, возместит ваш ущерб, который был причинен их клиентом.

Тем не менее, стоит быть готовым к такой ситуации, когда страховая компания не горит желанием выплачивать вам деньги, и в таком случае обращается в суд, где и будет решаться данное дело. А тут все будет зависеть от нескольких факторов. Во-первых, от того, как именно судья трактует закон об ОСАГО. Как на странно, но правовые коллизии дают возможность совершенно разной трактовки.

Ну а во-вторых, окончательный итог процесса будет зависеть от выбранного вами юриста. Если попытаться вести свое дело самостоятельно без привлечения квалифицированного адвоката, то скорее всего решение будет не в вашу пользу. Если же привлечь на свою сторону грамотного специалиста, то есть возможность выиграть дело.

Главной проблемой подобных ситуаций является рассмотрение судом нескольких исков. Это будет способствовать путанице, разобраться с которой далеко не каждому человеку под силу. Если иски будут объединены в один процесс, то ситуация несколько упростится.

Еще одним спорным моментом будет компенсация виновнику той суммы денег, которая была уже уплачена страховой компанией в пользу потерпевшего. Здесь могут быть самые разные последствия. Известно, что в некоторых случаях имеет место прецедент, когда виновник сам возмещал весь ущерб пострадавшему, а потом обращался в свою страховую с полным пакетом документов на компенсацию. При этом весь необходимый документальный пакет был предоставлен в полном соответствии с действующим законодательством. И самое интересное заключается в том, что суд удовлетворял его требования, даже несмотря на то, что Закон «Об ОСАГО» не предусматривает подобные возможности компенсации.

Исходя из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что законодательство не предусматривает возможность получения виновником аварии компенсационных платежей. В то же время пострадавший получит возмещение исключительно в пределах той суммы, которая предусмотрена законом. Конечно же, чтобы обезопасить себя от подобных проблем, проще дополнительно оформить страховой полис КАСКО. В такой ситуации все ваши расходы будут покрыты, но при условии, что данное дорожное происшествие будет классифицировано как страховой случай по КАСКО.

Документы для выплат страховки при ДТП

Правила выплаты страховки при ДТП предусматривают, что помимо письменного заявления, клиент обязан также приложить целый ряд документов. Они в свою очередь делятся на основные и дополнительные.
К основной документации, которая потребуется страхователю в любом случае, относят:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт), а также его копия, предварительно заверенная в нотариальной конторе. Если заявитель является иностранным подданным, то также потребуется перевод документа, заверенный в посольстве;
  • банковский счет или другие реквизиты, на которые страховая компания будет должна осуществить выплаты;
  • копия Протокола и Постановления об административном нарушении, а также копия Определения об отказе в возбуждении дела по нарушению административного законодательства;
  • извещение о ДТП, заполненное согласно требованиям законодательства;
  • справка о совершении ДТП № 154.

Кроме того, страховая компания может запросить от клиента предоставление дополнительной документации, которая представлена в виде:

  • договора аренды или лизинга (если машина находится в собственности другого человека);
  • данные независимой экспертизы, проведенной клиентом, и квитанция на оплату услуг эксперта;
  • документы, указывающие на расходы водителя при эвакуации поврежденной машины, ее доставки до места хранения или ремонта, и траты на хранение поврежденной машины.

В соответствии с действующими законодательными предписаниями, страхователь обязуется предоставить страховой компании оригиналы вышеуказанных документов, или же их копии, которые были предварительно завизированы у нотариуса.

Бывают такие ситуации, когда обращение о страховой компенсации исходит не от собственника машины, а от его официального представителя. В таком случае необходимо к заявлению также приложить:

  • нотариальную доверенность на ведение дел подобного характера;
  • согласие органов опеки и попечительства, если выплаты будут совершены в пользу несовершеннолетнего.

Важно! При сдаче документации в страховую компанию, убедитесь, что вам будет выдана расписка, указывающая полный перечень документов, полученных от вас, с указанием даты приема, печатью организации и подписью уполномоченного сотрудника страховой компании.

Если же какой-то документ отсутствует, или же страховой компании нужны дополнительные сведения об обстоятельствах аварии, то СК обязана уведомить о данном факте клиента:

  • в тот же день, когда подается письменное заявление;
  • в течении 3-х дней с момент принятия документации.

Стоит отметить, что страховщики не имеют права требовать те документы от клиента, которые не предусмотрены действующим законодательством и перечнем, согласованным в соответствии с Законом «Об ОСАГО».

Выплата страховки при ДТП сроки

В соответствии с Законом «Об ОСАГО» срок выплаты страхового возмещения устанавливается в течении 30 дней с момент принятия документации на рассмотрение. При этом, в данный промежуток времени также включается срок, установленный для проведения экспертной оценки (5 дней).

Если в течении установленного срока деньги не будут перечислены заявителю, то он имеет право через суд добиться выплат, при этом также взыскав со страховой компании неустойку за просрочку платежей. Кстати, в законе не указано, как именно отсчитываются 30 дней. Являются это трудовые дни, или же календарные. Тем не менее, судьи и законодательство принимают сторону заявителя.
Если страхователь утверждает, что выплата была произведена в срок, то к 30 дням стоит прибавить несколько дней на проведение операции и зачисление средств на ваш банковский счет.

В соответствии с действующим законодательством, каждый день просрочки обойдется страховой компании в 1/75 ставки рефинансирования, установленной на момент окончания, отведенного для расчетных операций срока.

Стоит обратить внимание, что зачастую на выплату по ОСАГО может уйти длительное время. Известны случаи, когда судебное рассмотрение дела длилось в течении нескольких лет. Зачастую это происходит из-за несогласия страховой компании платить по счетам, и умышленному назначению заведомо меньшей суммы выплат.

Также стоит заметить, что данная практика ведения дел характерна для небольших страховых компаний. Крупные игроки на рынке стараются решать все предельно честно и быстро. Но даже они не упускают шанс занизить сумму компенсации, полагая, что пользователь не будет заинтересован в судебном процессе.

Понравилась статья? Поделитесь ей