Контакты

Солнце растения и мы рабочая тетрадь. Конспект урока по окружающему миру "солнце, растения и мы с вами вместе". Что мы узнали




Отгадайте названия частей растений… 1.Часть растения, в котором образуются семена. ПЛОД 2.Часть растения, по которому проходят питательные вещества. СТЕБЕЛЬ 3.Часть растения, которая находится под землёй. КОРЕНЬ 4.Части растения, с помощью которых оно дышит. ЛИСТЬЯ 5.Части растения, которые помогают растению размножается. СЕМЕНА 6.Часть растения, из которого развиваются плоды. ЦВЕТОК


Найдите в тексте ошибки… У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зелёные. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена. В тексте 4 ошибки: У хвойных растений есть листья, это – хвоинки. У лиственницы листья опадают на зиму. Хвойные растения не цветут. У хвойных растений нет плодов.









Спасибо за урок! Домашнее задание: В учебнике- стр, В тетради – стр Вывод: растения дышат кислородом, но и образуют его при питании. Причём при питании растения выделяют значительно больше кислорода, Чем поглощают при питании.

Окружающий мир

Солнце, растения

и мы с вами

3 класс

(УМК «Школа России»)

Учитель начальных классов МКОУ «СОШ №11» г.о.Нальчик

Казанцева Е.И.


  • 1. Почва – это… о) верхний плодородный слой земли; в) полезное ископаемое; м) песок и глина. 2. Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы: б) сыпучесть; к) темный цвет; т) плодородие; у) водонепроницаемость. 3. Почва состоит: ф) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве; ж) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве; л) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей. 4. Ботаника – это… е) наука о животных; и) наука о растениях ; ю) наука о грибах. 5. Из почвы растения получают: т) остатки растений и животных; р) перегной, песок, глину; ч) воздух, воду, соли. 6. Ученые выделяют… групп растений: к) 4; ц) 6; н) 5. 7. К растениям не относятся: и) кустарники; е) деревья о) воздух; я) травы.


  • Почему растения называют зелёной одеждой Земли?
  • Перечислите группы растений и дайте им краткую характеристику.


роза, лиственница, морская капуста, папоротник,

клён, кедр, одуванчик, мох сфагнум.





Солнце, растения

и мы с вами


Охранять растения – значит

заботиться обо всём живом.


Перед нами стоят цели:

1) ознакомиться со способом дыхания растений:

2) ознакомиться со способом питания растений;

3) показать взаимосвязь солнечной энергии, зелёных растений и живых организмов Земли


Дыхание растений

Углекислый газ

Кислород

Углекислый газ

Кислород



Питание растений

Сахар

Крахмал

Углекислый газ

Кислород

Вода


Используя энергию Солнца растения путем сложных химических превращений из простых неорганических веществ образуют необходимые им органические вещества. Этот процесс называется

фотосинтезом .



Самостоятельная работа

Выполните в рабочей тетради задания № 1 - 3, (стр. 43 - 44).


Проверь себя!

Углекислый газ

Кислород

Кислород

Углекислый газ


Проверь себя!

Углекислый газ

Сахар

Крахмал

Кислород

Растворённые соли

Вода


Используя схемы в учебнике, впиши названия газов.

При дыхании растение поглощает

кислород,

а выделяет

углекислый газ.

При питании растение поглощает

углекислый газ,

кислород.

а выделяет


Укажи стрелками:

Процесс, при котором растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.

Процесс, при котором растение поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.


В листьях растений на свету из воды и углекислого газа образуются питательные вещества, необходимые растениям. Эти питательные вещества используют также животные и люди. Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Вот почему охранять растения - это значит заботиться обо всём живом.


  • 1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220–280 кг углекислого газа и выделяет 180–200 кг кислорода. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? 2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды?
  • 3. Какой газ выделяют растения при дыхании?
  • 4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?
  • 5. Какой газ необходим для дыхания растений?

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял!


Домашнее задание : стр. 74-77, учить, выполнять задания в Р.Т. стр. 44 – написать от имени своей семьи благодарственное письмо растениям за вклад в поддержание жизни на Земле.

  • Источники информации
  • Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. - 8-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 159 с. : ил. - (Школа России).

    Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2014. - 384 с. -(В помощь школьному учителю).

    Тихомирова, Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 3 класс: к учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас: 3 класс» / Е.М. Тихомирова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Эк­замен», 2007. - 398, с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

    http://krasottka.ru/wp-content/uploads/2012/02/%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8B-%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B5.gif - солнце

    http://scwaz.com/wp-content/uploads/2011/02/tree.gif - дерево

    Тип урока: комбинированный

    Цель

    — формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

    Проблема:

    Как связаны между собой Солнце, растения и люди?

    Задачи:

    рассмотреть связь солнца, растений и людей;

    познакомить, как дышат и питаются растения;

    показать роль растений в поддержании жизни на Земле.

    Предметные результаты

    Научатся

    Устанавливать связь солнца, растений и людей;

    Рассказывать о дыхании и питании растений;

    Показывать роль растений в поддержании жизни на Земле.

    Универсально учебные действия (УУД)

    Регулятивные: составлять план и последовательность действий; использовать знаково-символические средства.

    Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

    Коммуникативные:

    участвовать в диалоге при выполнении заданий;

    оценивать действия одноклассников.

    Личностные результаты

    Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде.

    Основные понятия и определения

    Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека.

    Проверка готовности к усвоению нового материала

    Вспомни, как дышат и питаются растения. Как обнаруживать взаимосвязи между нежи-вой природой, растениями и человеком,

    Вспомни, что поглощают растения из почвы

    Растения — живые существа, значит, они ды-шат и питаются. Дышат растения так: из возду-ха они поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ. А как расте-ния питаются?

    Изучение нового материала

    Тайна растений

    Вы знаете, что своими корнями растения вса-сывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Но как же растения по-лучают главные питательные вещества — сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть. Даже знаменитые учёные долго не могли разгадать эту тайну, но сейчас она раскрыта.

    Выяснилось, что листья растений — это удиви-тельные «повара», которые из частиц воды и уг-лекислого газа «готовят» пищу — сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Работает чудесная «кухня» только на свету!

    Почему же для её работы требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несёт энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для работы любой машины и жизни любого существа

    Когда учёные разгадали тайну питания расте-ний, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить питательные вещества. Это дела-ют только растения. А животные и люди едят растения и получают необходимую для жизни энергию.

    Учёные сделали и другое открытие: в зелёной «кухне» вместе с питательными веществами обра-зуется... кислород! Растения выделяют его в воз-дух. Если бы на Земле не росли растения, в воз-духе не было бы кислорода. Животные и люди не смогли бы тогда жить на Земле!

    Как видишь, нужно очень бережно относиться ко всем растениям. Ведь если бы не было их, не было бы и нас.

    Осмысление и понимание полученных знаний

    1 .Рассмотрите схемы . Сравните их: в чём сходство и различие процессов дыха-ния и питания растений. Свой ответ обсудите в классе.

    2.На основе схем учебника изготовьте моде-ли, показывающие дыхание и питание растений. Расскажите с их помощью об этих процессах. Проверьте друг друга. При необходимости ис-правьте ошибки, перемещая детали моделей.

    3.Ответьте на вопросы: какую роль в питании растения играют корень, стебель, листья? Поче-му так легко дышится в лесу, парке и других местах, где много зелени? Попросите учителя проверить вас.

    Самостоятельное применение знаний

    Проверь себя

    1. Как дышат растения? 2. Как питаются рас-тения? 3. Как связаны между собой Солнце, растения и люди? 4. Почему животные и люди не могли бы жить на Земле без растений?

    Вывод. В листьях растений на свету образуются питательные вещества. Эти питательные вещества используют животные и люди. Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Поэтому охранять растения — значит заботиться обо всём живом

    Домашнее задание

    1.Составь схему, которая показывает, что да-ют растения животным и человеку.

    2.Напишите от имени своей семьи благодар-ственное письмо растениям за их вклад в под-держание жизни на Земле. Постарайтесь краси-во оформить его. Приготовьтесь торжественно зачитать письмо на следующем уроке.

    Органы дыхания у растений Устьица

    Дыхание лесов -

    1. С помощью схем в учебнике дострой модель-аппликацию. Для этого вырежи таблички из Приложения и расположи их в соответствующих окошках (не наклеивай!).

    А теперь попробуй без помощи учебника построить модель (перемешай таблички и заново их разложи).
    Устрой мини-экзамен соседу по парте. Расположи таблички так, чтобы были 2-3 ошибки. Пусть сосед найдёт их и исправит (положит таблички правильно).
    Попроси соседа по парте устроить такой же экзамен для тебя.
    Когда вы будете уверены в своих знаниях, наклейте таблички в тетрадь.

    2. Обобщи полученные сведения о дыхании и питании растений. Впиши в текст названия газов.

    При дыхании растение поглощает кислород , а выделяет углекислый газ .

    При питании растение поглощает углекислый газ, растворённые соли и воду , а выделяет кислород .

    3. Наш Попугай - любитель тайн и загадок - предлагает тебе задание. Соедини листья так, чтобы получились названия веществ, которые образуются в зелёной «кухне» растения.

    Сахар, крахмал

    4. Составь схему по заданию учебника (с. 77).

    Объясни свою схему. Сравни её со схемами, которые составили другие ребята. Обсудите вашу работу и оцените её.

    5. А здесь напиши от имени своей семьи благодарственное письмо растениям за их вклад в поддержание жизни на Земле.

    Я и моя семья очень благодарны растениям, которые поддерживают нашу жизнь! Растения дают нам кислород, еду и многое другое. Без растений наша планета превратилась бы в пустыню с голыми скалами и не было бы на планете ни животных, ни нас людей.

    Тема: «Солнце, растения и мы с вами»Цель: познакомить с дыханием и питанием растений.
    Планируемые результаты:
    - учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой и живой природой, растениями и человеком;
    - учащиеся научатся моделировать эти взаимосвязи и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям;
    - преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы;
    - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
    Оборудование:
    Карточки у учащихся и учителя для моделирования процессов питания и дыхания растений, таблицы, компьютер, экран.
    ХОД УРОКА
    I.Организационный момент
    Проверяем готовность к уроку.
    II.Актуализация знаний
    1.Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос):
    - Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»?
    - Перечислите, какие вы знаете группы растений?
    - Приведите примеры различных видов растений, которые записали в рабочей тетради.
    - Перечислите основные части растений?
    2.Игра «Кто знает?» (Работа в парах по таблице):
    Растение Органы растения Цифра
    Капуста Плоды
    Семена
    Корни
    Листья
    Стебли Слива Огурец Горох Морковь Кукуруза У вас на столе лежат таблицы. Их надо дополнить. Работаете в парах, а затем будем проверять.
    III.Самоопределение к деятельности.
    Мы перечислили основные части растений. А теперь подумаем, без чего не могут обходиться растения? (солнце, свет, почва, вода)
    Тема нашего урока «Солнце, растения и мы с вами». Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (Слайд 1)
    Ребята, а как слова «солнце», «растение», «человек» распределить в две группы? (объекты живой и неживой природы) (Слайд 2)
    Какие признаки живой природы мы знаем? (дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются и умирают) (Слайд 3)
    Все это относится и к растениям. И сегодня мы поговорим о том, как растения дышат и питаются.
    Цель нашего урока: познакомится с питанием и дыханием растений (Слайд 4)
    Какие задачи мы перед собой поставим, исходя из темы урока и нашей цели?
    Узнать о том, как растения дышат
    Узнать о том, как растения питаются
    Обнаружить взаимосвязь между неживой природой, растениями и человеком.
    Смоделировать взаимосвязи между растениями и неживой природой. (Слайд 5)
    IV.Работа по теме урока
    1.Беседа и рассказ учителя
    Дыхание растений (слайд 6)
    Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. Нам это показали проведенные ранее опыты.И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.
    В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.
    Питание растений (слайд 7)
    Откуда растения получают питательные вещества и воду? (почва)
    А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли)
    Ребята, а как вы думаете, есть ли в почве сахар или крахмал? (нет)
    Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?
    Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.
    Итак, основные питательные вещества растения получают из почвы. Это минеральные соли и вода. Но мы знаем, что растения не могут жить без света солнышка. Зачем же нужно оно? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и вода для роста клеток листьев.
    А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.
    V.Закрепление изученного материала
    Работа с моделями (Дети работают у себя в тетрадях, учитель на доске).
    Попробуем эти процессы смоделировать. Первое. Как растения дышат?
    Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель дыхания растений.
    Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.
    Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель питания растений.
    Кто из вас уже понял, как взаимосвязаны объекты живой природы – растения и солнце – объект неживой природы?
    Осталось решить последнюю задачу. Как связаны растения и мы с вами? (растения при питании выделяют кислород, в растениях содержатся питательные вещества)
    VI.Рефлексия
    В своих тетрадях дома наклейте карточки правильно, чтобы смоделировать процессы питания и дыхания растений.
    А внизу с. 42 поставьте флажок нужного цвета. Зеленый если на уроке все понимали и получалось. Желтый – если что-то осталось непонятным или не получалось. Красным – если не поняли ничего и ничего не получилось.
    VII. Итог урока
    Какова была цель нашего урока? (слайд 8)
    Сумели ли мы решить поставленные задачи? (Слайд 9)
    Что интересного узнали на уроке?
    Спасибо за внимание! (Слайд 10)
    Резерв: написать благодарственное письмо растениям.


    Приложенные файлы

    Понравилась статья? Поделитесь ей