Контакты

Рабочей группы государственного совета российской федерации. Проект доклада рабочей группы президиума государственного совета российской федерации по вопросам противодействия проявлениям ре. О секретариате по обеспечению деятельности подгруппы рабочей гру

Проект Доклада рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам противодействия проявлениям религиозного экстремизма в Российской Федерации от 30 октября 2002 г.
«О совершенствовании деятельности государственных и общественных институтов по противодействию проявлениям религиозного экстремизма в Российской Федерации»
Проблема распространения политического и религиозного экстремизма в Российской Федерации на фоне глобальных геополитических перемен последнего времени становится одним из ключевых факторов, способствующих ослаблению российской государственности, росту нестабильности в обществе.
Общественность России все в большей степени осознает ту опасность, которую несет экстремизм социальному благополучию граждан.
Рост экстремистских проявлений сопровождает и усиливает сепаратистские настроения в отдельных субъектах Российской Федерации и направлен на создание для экстремистов благоприятной возможности реализации их целей и задач, в том числе террористическими методами.
Экстремизм во всех его проявлениях ведет к попранию прав и свобод граждан, подрывает общественную безопасность, государственную целостность и международный авторитет России, создает реальную угрозу основам конституционного строя, межнациональному и межконфессиональному миру.
Основные направления и приоритеты государственной политики Российской Федерации по противодействию политическому и религиозному экстремизму определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
Прежде всего, они состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка, нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, актов терроризма.
Решение поставленных задач обеспечивается соответствующими органами государственной власти во взаимодействии с общественными и религиозными институтами.
До недавнего времени законодательство Российской Федерации не содержало юридического определения экстремизма и экстремистской деятельности. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» устранил этот пробел и содержит конкретные критерии данного понятия, исключающие его произвольное толкование.
Согласно Закону, применительно к религиозным объединениям под экстремизмом понимается деятельность религиозных объединений по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
насильственное изменений основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
подрыв безопасности Российской Федерации;
создание незаконных вооруженных формирований;
осуществление террористической деятельности;
возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
унижению национального достоинства;
осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
Указанные деяния присущи отдельным религиозным объединениям и проявляются в религиозном фанатизме, фундаментализме, радикализме, использовании религиозной символики и фразеологии в политических и иных целях.

Оценка угроз национальной безопасности, связанных с проявлениями религиозного экстремизма

Тенденция нарастания экстремизма на религиозной основе во многом обусловлена существующими противоречиями во взаимоотношениях как между конфессиями, так и внутри их, ростом религиозной экспансии со стороны других государств.
Религиозная экспансия со стороны других государств привела к значительному росту новых религиозных движений. Количество зарегистрированных в Российской Федерации конфессиональных направлений возросло за десятилетие с 20 до 69. Интенсивный рост религиозных новообразований нарушает сложившийся в стране этноконфессиональный баланс, вызывает возрастание межконфессионального соперничества и недовольства основной части населения.
Вызывает озабоченность деятельность в нашей стране разного рода филиалов зарубежных религиозных, благотворительных и прочих организаций, формально не противоречащая положениям действующего российского законодательства, а на деле нередко способствующая проявлениям напряженности на религиозной почве.
В последнее время на традиционно православных территориях Российской Федерации активизировала свою миссионерскую деятельность Римско-католическая церковь. Напряженность в отношениях между Московским Патриархатом и Ватиканом усилилась в связи с решением Папы Римского Иоанна Павла II о повышении статуса четырех административных структур Римско-католической церкви до уровня епархий во главе с митрополитом и объявление территории России «церковной провинцией». Ведется активная работа по укреплению своих приходов, увеличению их числа, склонению отдельных священников и представителей Русской Православной Церкви к переходу в католицизм. В результате усиливается конфронтация с Русской Православной Церковью.
Практически во всех регионах страны расширяют сферу своего влияния религиозные объединения протестантов. На начало 2002 года в России зарегистрировано 4823 протестантских религиозных организаций, при устойчивой тенденции их количественного роста. При этом следует отметить, что значительный процент последователей вышеуказанных объединений составляет молодежь. Используя широкие финансовые возможности, зарубежные протестантские центры создают «дочерние» организации в различных регионах нашей страны, ведут активную пропагандистскую деятельность. Под видом оказания гуманитарной помощи многие новые протестантские организации формируют в различных группах населения позицию самоотчуждения по отношению к российскому государству, сложившимся в течение веков народным традициям, образу жизни, культуре. Серьезную обеспокоенность вызывает тот факт, что вышеуказанные тенденции особенно проявляются в приграничных регионах.
Наиболее активная экспансия новых протестантских организаций отмечается в Дальневосточном федеральном округе, где общее количество зарубежных религиозных организаций в настоящее время достигло 800 общин. Более половины из них не прошли государственной регистрации. Свыше 60 процентов из числа действующих в регионе религиозных структур финансируется из Южной Кореи и США. При этом в ряде областей региона новые протестантские религиозные организации, штаб-квартиры которых находятся за рубежом, заметно потеснили позиции традиционных российских конфессий.
Неуважительное отношение к российским традиционным конфессиям способствует формированию предпосылок к экстремистским проявлениям религиозного характера, в том числе и на бытовом уровне, возбуждению религиозной розни и антиобщественным действиям по религиозным мотивам, влияет на состояние межгосударственных отношений.
Представители иностранных псевдорелигиозных общин («Свидетели Иеговы», «Церковь объединения Муна», «Церковь саентологии» и др.), религиозные группирования, основанные на различных направлениях восточных вероучений, последователи сатанизма формируют разветвленные структуры, которые зачастую осуществляют противоправную деятельность. В ряде общин, находящихся под их влиянием, насаждается религиозный фанатизм, наносится ущерб нравственному, психическому и физическому здоровью их членов. По указанию руководящих центров их представители предпринимают попытки по проникновению в структуры органов власти, армию, правоохранительные органы с целью сбора информации, оказанию влияния на принятие важных политических решений, распространения идеологии вседозволенности и эгоизма.
Серьезную тревогу вызывают экстремистские проявления в деятельности некоторых исламских религиозных объединений.
При активном влиянии иностранных миссионеров и спецслужб на территории Российской Федерации распространяются несвойственные российским мусульманам радикальные и политизированные течения ислама, прежде всего, ваххабизм.
Анализ содержания деятельности зарубежных исламских экстремистских центров свидетельствует о том, что в их планы в отношении России входит противопоставление интересов российских мусульман интересам государства и общества, побуждение общественно-политической элиты регионов с преобладающим мусульманским населением к формированию условий для выхода из состава Российской Федерации и созданию новых государственных образований, ориентированных на страны исламского мира.
Исламский фактор пытаются разыгрывать в своих целях лидеры некоторых националистических и сепаратистских движений, что вносит дестабилизирующие элементы в общественно-политическую ситуацию в ряде регионов страны, особенно на Северном Кавказе, народам которого пытаются навязать не свойственный им мировоззренческий и религиозный выбор.
Кроме того, существующая конфронтация между российскими мусульманскими лидерами препятствует объединению организационных и материальных ресурсов ислама в России, является дестабилизирующим фактором, снижающим эффективность усилий по противодействию религиозному экстремизму.
Духовные управления мусульман России, большей частью раздробленные, часто оказываются не в состоянии эффективно противостоять организованному наступлению исламского экстремизма. В ряде случаев они попадают в материальную и иную зависимость от клерикальных кругов государств-спонсоров и фактически превращаются в проводников их интересов.
Под предлогом «возрождения культурно-исторических и нравственных ценностей ислама» экстремистские организации, имеющие штаб-квартиры в отдельных государствах Ближнего и Среднего Востока не останавливаются перед значительными материальными затратами для закрепления своих политических и экономических позиций в стратегически важных регионах России, пытаются придать религиозным чувствам мусульман антироссийскую направленность, инспирируют конфликты между представителями различных направлений ислама. Сторонники радикального ислама, занимая жесткую позицию по отношению к мусульманскому духовенству России, обвиняют его в отходе от канонов ислама, оттесняют от руководства общинами всеми возможными мерами, вплоть до физического уничтожения.
Наиболее серьезные последствия экспансии исламского экстремизма проявились на Северном Кавказе, где переплелись сложные политические, социально-экономические, национальные, конфессиональные проблемы. В Южном федеральном округе существует реальная угроза национальной безопасности, целостности и суверенитету страны, проявившаяся в форме агрессивного сепаратизма, выстраивающего свою стратегию на базе воинствующего национализма отдельных этнических групп населения и привнесенных в регион проявлений экстремизма на религиозной основе.
Силы международного терроризма, направляют свои усилия на дестабилизацию социально-политической ситуации в России, активизацию в этих целях деятельности экстремистских организаций в отдельных регионах Российской Федерации, под прикрытием религиозных, прежде всего, исламских лозунгов. Агрессия международных террористов на Дагестан в 1999 году, террористические акты в городах Буйнакске, Волгодонске, Каспийске, Пятигорске, взрывы домов в 1999 году и захват заложников в театральном комплексе в г.Москве в октябре 2002 года были совершены носителями идей радикального ислама. В Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках велась подготовка к захвату власти, в том числе и вооруженными методами, лицами, причисляющими себя к религиозно-экстремистской организации «Джамаат». Росту экстремистских проявлений способствуют попытки со стороны ряда зарубежных исламских организаций активизировать распространение на территории России радикальных форм исламской идеологии, в том числе путем финансирования деятельности экстремистских группировок. Особую опасность представляют попытки экстремистов расширить свою социальную базу, прежде всего за счет молодежи.
В этих целях зарубежные эмиссары направляют усилия на формирование в России своего кадрового резерва, организовывают направление молодых российских граждан на обучение в зарубежные исламские центры. По оценкам экспертов, в настоящее время более 2 тысяч российских граждан обучается в исламских учебных заведениях Алжира, Турции, Сирии, Саудовской Аравии, Катара, Иордании, Египта, Туниса, Пакистана, Малайзии и других стран арабского мира. Общее же количество российских граждан, прошедших обучение за последнее десятилетие в зарубежных исламских учебных заведениях превысило 20 тысяч человек.
Большинство обучающихся там россиян, пройдя подготовку в духе чуждых российскому исламу установок, после возвращения служат проводниками экстремизма и радикализма. В частности, многие российские последователи ваххабизма прошли подготовку за границей. Уже к настоящему времени сложилась тенденция к вытеснению лояльного и законопослушного духовенства более молодыми и образованными выпускниками зарубежных учебных центров. Это не только усложняет государственно-исламские отношения, но и создает угрозу интересам национальной безопасности страны.
Силы международного терроризма, столкнувшись с мощным, системным противодействием федеральных сил в Чеченской Республике и понеся там серьезные потери, пытаются перенести свою преступную деятельность на другие регионы страны. Подтверждением этого являются боевые столкновения органов правопорядка с незаконными вооруженными формированиями в конце сентября 2002 года в Республике Ингушетия.
Серьезную угрозу национальной безопасности страны представляют попытки навязать российскому обществу идею цивилизационного конфликта и якобы неразрешимых противоречий между христианами и мусульманами.
Кроме того, одним из глобальных последствий событий 11 сентября в США, а также событий октября 2002 года в Москве стал повсеместный рост исламофобии, которая подогревается некоторыми средствами массовой информации. Ни ислам как религия, ни мусульмане как вероисповедная группа не несут и не могут нести ответственность за подобные акции.
Анализ современного состояния угроз основам конституционного строя Российской Федерации показывает, что они носят комплексный характер, затрагивая жизненно важные интересы личности, общества и государства. Специфика и направленность этих угроз предопределяют основные направления укрепления и совершенствования общегосударственной системы обеспечения безопасности, включая защиту основ конституционного строя Российской Федерации.

Деятельность органов государственной власти по противодействию религиозному экстремизму

Учитывая масштаб угроз, связанных с распространением политического и религиозного экстремизма, государством осуществляются меры как законодательного, так и правоприменительного характера.
23 марта 1995 года был принят Указ Президента Российской Федерации № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации».
26 сентября 1997 года принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Указом Президента Российской Федерации от 15 ноября 1998 года № 6987 были утверждены «Комплексный план мероприятий по противодействию исламскому экстремизму» и «Перечень первоочередных мероприятий по противодействию и распространению радикальных исламских течений на территории Российской Федерации в 1998 - 2000 году».
Это были первые нормативные правовые документы, определившие реальные угрозы национальной безопасности России со стороны политического радикализма, национализма и сепаратизма, выступающими под знаменем ислама и пользующимися поддержкой внешних антироссийских сил. Они расширили правовую базу борьбы с проявлениями религиозного экстремизма.
10 января 2000 года Указом Президента Российской Федерации утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 года № 629 утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)»,
25 июля 2002 г. принят Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Во многих субъектах Российской Федерации также были приняты нормативные правовые акты, нацеленные на борьбу с политическим и религиозным экстремизмом.
В 1999 г. в Республике Дагестан был принят Закон «О запрете ваххабитской и. иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». Однако, несмотря на то, что принятие такого законодательного акта было в тех условиях вполне правомерно и объяснимо, анализ правоприменительной практики этого закона показывает, что за три года по его статьям не было привлечено к ответственности ни одного лица.
Парламентом Кабардино-Балкарской Республики принят закон «О запрете экстремистской религиозной деятельности и ответственности за правонарушения, связанные с нарушением религиозной деятельности».
В Карачаево-Черкесии действует закон «О противодействии политическому и религиозному экстремизму», в Республике Адыгея - «О свободе совести и религиозных объединениях», в Республике Ингушетия -закон «О регулировании некоторых вопросов религиозной и миссионерской деятельности в Республике Ингушетия». Губернатором Ставропольского края издано постановление «О мерах по противодействию политическому, национальному и религиозному экстремизму на территории Ставропольского края».
Противодействие религиозному экстремизму становится насущной проблемой сегодняшнего дня и требует от органов государственной власти всех уровней принятия решительных, эффективных мер и согласованных действий, направленных на предупреждение и пресечение проявлений любых его форм.
Эта работа носит долгосрочный характер и строится с учетом вышеуказанной нормативной базой. Особое внимание обращено на те общественные объединения и религиозные организации, деятельность которых противоречит уставным целям и задачам и направлена на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности государства, подрыв внутренней безопасности страны, усиление сепаратизма, создание незаконных вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной вражды.
В 2000-2002 годах Генпрокуратурой России, МВД России, ФСБ России, ГТК России и Минпечати России были проведены проверки исполнения Указа Президента Российской Федерации № 310 и законодательных актов, направленных на борьбу с проявлением фашизма и иных форм политического экстремизма. Результаты проверок повсеместно рассмотрены на заседаниях расширенных коллегий или координационных совещаниях.
Создана Межведомственная группа по вопросам исполнения законодательства, направленного на борьбу с проявлениями фашизма и политического экстремизма. Обсуждены и намечены меры по усилению противодействия политическому и религиозному экстремизму.
По данным Генеральной прокуратуры РФ, по фактам национальной, расовой и религиозной вражды (возбужденных по статье 282 УК РФ) в производстве в 1998 году находилось 25 дел, в 1999 г. - 44 дела, в 2000 г. -37 дел, в 2001 г. - 39 дел; для рассмотрения в суды направлено: в 1998 г. - 5 дел, в 1999 г. - 9 дел, в 2000 г. - 6 дел, в 2001 г. - 5 дел. В 2002 году расследуется 49 уголовных дел, в суды направлено 12 дел (из них 3 уже рассмотрены).
Вместе с тем, принятый в июле 2002 года Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» очень медленно вводится в практику. До настоящего времени на территории России отмечены только 2 случая его практической реализации.
В июле-сентябре завершились судебные процессы по делу о попытке государственного переворота в Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесии. Осуждены все обвиняемые, причисленные к религиозной экстремистской организации «Джамаат», действовавшей на территории республики с начала 90-х годов.
В результате скоординированных мер различных ведомств проведены контрпропагандистские мероприятия по дискредитации деятельности миссионеров из организации «Таблиг». Удалось свернуть в России деятельность саудовского фонда «Аль-Ибрагим», с территории страны выдворен ряд его проповедников, в 32 регионах России прекращена деятельность филиалов «Союза мусульман России», в Минюсте России аннулирована регистрация этой организации.
ФСБ России и МВД России осуществлен комплекс мероприятий по пресечению действий на территории России, в первую очередь на Северном Кавказе, ряда экстремистских группировок, таких, как «Хезболла», «Хамас», «Братья-мусульмане», «Серые волки», «Талибан» и др.
В Республике Башкортостан пресечены попытки создания на базе Союза башкирской молодежи новой политической организации экстремистского толка, целью которой должно было быть отстаивание «суверенитета Башкортостана» и противодействие политике федерального правительства по укреплению государства.
Проводится работа по выявлению и пресечению деятельности на территории Российской Федерации различного рода тоталитарных сект и организаций деструктивного характера. Так, в Астраханской области выявлен и выдворен из страны миссионер Эстонской Христианской церкви (пятидесятников) Соол Райт, находившийся в России с нарушением Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и незаконно занимавшийся проповеднической деятельностью. Прокуратурой Республики Коми выявлен ряд нарушений Закона « О свободе совести и религиозных объединениях» в деятельности секты»Свидетели Иеговы». По результатам проверки руководитель печорского филиала секты Меньшенин В.А. привлечен к административной ответственности, районным надзирателям секты гражданам Германии супругам Бальдовски закрыт въезд в Россию сроком на 5 лет. В Республике Татарстан в текущем году за пределы России выдворены 14 иностранцев, действия которых представляли угрозу терроризма и экстремизма.
В Дальневосточном федеральном округе определен круг организаций, в отношении которых органам юстиции необходимо усилить контроль, в том числе и при их регистрации. В системе управления и структуре этих организаций присутствуют религиозные и псевдорелигиозные объединения.
Пресекается распространение газет, листовок, литературы и других материалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение национальной и религиозной вражды, насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства. В 2000 - 2002 гг. за нарушение требований ст.4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» МПТР России вынесло редакциям СМИ 40 предупреждений. В том числе за разжигание религиозной нетерпимости и розни вынесены официальные письменные предупреждения газетам «Славянин», «Эрзянь Мастор», «Уральская жизнь», «Казачий кругъ», «Русская община Екатеринбурга». Эти издания в своих публикациях допускали целенаправленную пропаганду превосходства одной религии над другой, грубые выпады в адрес граждан, придерживающихся той или иной веры, глумление над святынями церквей. К сожалению, действующие на момент вынесения предупреждений законодательные нормы не позволяли квалифицировать действия этих редакций как экстремистские. Принятые меры способствовали снижению активности организаций экстремистской направленности.
Своего рода «лазейкой» в целях злоупотребления свободой массовой информации является положение статьи 12 Закона РФ «О средствах массовой информации», в соответствии с которой периодические печатные издания тиражом менее одной тысячи экземпляров освобождаются от регистрации. Не указывая выходных данных малотиражного издания либо указав вымышленные выходные данные, производители имеют реальную возможность избежать ответственности за использование СМИ в целях совершения правонарушений, в том числе и направленных на возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды.
В противодействии экстремизму важнейшее место принадлежит профилактике распространения экстремистской идеологии среди различных слоев населения, в первую очередь среди молодежи и подростков, наиболее восприимчивых к экстремистской пропаганде. В настоящее время государство и общество уделяют этой работе крайне мало внимания, чем активно пользуются представители деструктивных организаций. Необходимо совместно с органами исполнительной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями обеспечить принятие мер по усилению профилактики безнадзорности несовершеннолетних, противодействию вовлечения молодежи и подростков в общественные и религиозные объединения экстремистской направленности.
В системе органов государственной власти.ощущается дефицит экспертов и квалифицированных кадров, способных на современном уровне решать назревшие проблемы в данной области общественных отношений. В подготовке и переподготовке таких кадров необходимо использовать возможности ведущих российских В У Зов, как в Москве, так и в других регионах.
Очевидно, что задача налаживания эффективного противодействия проявлениям религиозного экстремизма в нашей стране едва ли решаема без учета внешних факторов, прямо или косвенно способствующих распространению этого опасного феномена, разработки и реализации комплексной системы мер, призванных поставить этому надежный заслон.
В 2001 году по инициативе России в рамках ОБСЕ сформирована рабочая группа по вопросам толерантности. В настоящее время ведутся консультации по вопросу подключения России к реализации т.н. Программы заинтересованных структур ООН, в рамках которой вопросам развития международного сотрудничества по проблематике терпимости уделяется большое внимание.
Тесное сотрудничество по данной проблематике осуществляется с Советом Европы (СЕ), в том числе в рамках взаимодействия с Европейской комиссией против расизма и нетерпимости и Консультативным Комитетом Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств. В Секретариате СЕ прорабатываются практические аспекты реализации одобренной Комитетом министров Совета Европы в ноябре 2001 г. инициативы Генсекретаря В.Швиммера «О развитии диалога между религиями и культурами в целях ослабления факторов, порождающих терроризм».
Важное значение в контексте укрепления внешних контактов Русской Православной Церкви имеет решение ее Святейшего Синода о преобразовании постоянной делегации Московского Патриархата при Европейском Союзе в Представительство Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе.
Вопросы противодействия религиозному экстремизму, исходя из общего подхода к проблеме новых угроз и вызовов, требует объединения усилий всего мирового сообщества.
В рамках партнерских отношений с наиболее крупными и влиятельными центрами современного мира, включая США, страны Евросоюза, Китай, Индию, исламские государства, проводится линия на выработку надежных гарантий нераспространения религиозного экстремизма при опоре на центральную координирующую роль ООН и международное право. Эта задача логично вписывается в усилия России по созданию глобальной системы противодействия новым угрозам и вызовам, которая включала бы соответствующие многосторонние механизмы взаимодействия, в том числе по раннему предупреждению и предотвращению возникающих угроз, решительному и адекватному реагированию на их проявления.
Подход к данной проблеме демократических европейских стран должен служить ориентиром и для Российской Федерации.
В этой связи постоянного отслеживания требует деятельность экстремистских религиозных организаций за рубежом, особенно в арабских государствах, а также Афганистане, Пакистане, Индонезии и других. Вместе с тем следует иметь в виду, что такого рода структуры активно функционируют не только в регионах своего традиционного влияния, но и в таких западных государствах, как Великобритания, Италия и другие, в которых для их активности, несмотря на события 11 сентября 2001 г., по-прежнему во многом сохраняется либеральный режим.
В особом внимании нуждается ситуация в центрально-азиатских странах СНГ, в частности, в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии, где активно заявляют о себе такие организации экстремистско-террористического плана, как «Исламское движение Узбекистана», «Хизб-ут-Тахрир».
Непросто складывается обстановка и в закавказских государствах СНГ. Хотя на территории Азербайджана деятельность филиалов ряда международных исламских организаций, причастных к пропаганде идей фундаментализма, находится под запретом, тем не менее эта деятельность привела к появлению в северных и центральных районах страны ячеек «ваххабитов», численность которых, по некоторым, сведениям достигает 7 тыс. человек. Что касается Грузии, то ее территория, как известно, используется международными террористами, чеченскими бандформированиями и религиозными экстремистами как тыловая база для бандитских рейдов и осуществления идеологической экспансии в сопредельные российские регионы. Имеются сведения о росте числа приверженцев «ваххабизма» в районах компактного проживания в Грузии чеченцев-кистинцев, открытии там религиозных школ.
В вопросе о религиозном экстремизме следует исходить из того, что это - долговременный фактор мировой политики, и преодолеть его, а также сопряженную с ним террористическую угрозу в обозримой перспективе вряд ли удастся. Основная задача - не допустить превращения России в главную мишень терроризма под исламским флагом. Этой задаче отвечает продолжение взвешенной линии России на четкое соблюдение принципов Устава ООН при осуществлении силовых действий в контексте противодействия международному терроризму и экстремизму.
Как было сказано выше в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации органами государственной власти в последние годы были осуществлены определенные меры по противодействию проявлениям экстремизма на религиозной основе. В их числе принятие Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», федеральных законов «О противодействии экстремистской деятельности» и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», законодательных актов субъектов Российской Федерации о противодействии экстремизму, в том числе и на религиозной основе.
Однако, определенный положительный эффект, полученный в ходе их реализации, оказывается неадекватным остроте проблем, связанных с проявлениями религиозного экстремизма. Как показывает практика, требуется комплексный подход к осуществлению противодействия экстремизму, при котором предусматривались бы меры не только регулирующего и запретительного, но и превентивного характера. Определенное место в работе по предупреждению такого опасного социально-политического явления, как экстремизм, должны занять общественные институты и религиозные объединения.
Целесообразно самым внимательным образом, с учетом мнений разных сторон, международного опыта проанализировать в чем сегодня пробуксовывает механизм государственно-церковных отношений, и принять необходимые управленческие решения в этой сфере.
Несмотря на предпринятые в последнее время конкретные шаги, направленные на противодействие распространению религиозного экстремизма, прежде всего в сфере законодательства, в практической деятельности продолжает присутствовать непоследовательность и разобщенность усилий органов государственной власти всех уровней по созданию условий для достижения внутри- и межрелигиозного согласия, а также неудовлетворительное взаимодействие с лидерами религиозных конфессий, в том числе с мусульманским духовенством, что не позволяет эффективно противостоять распространению религиозного экстремизма.

Задачи государственных и общественных институтов по противодействию проявлениям религиозного экстремизма

В области совершенствования государственно-конфессиональных отношений:
Рассмотреть вопрос об образовании федерального органа, ведающего проблемами национальных и государственно-религиозных отношений. Рекомендовать руководителям субъектов Российской Федерации образовать соответствующие структуры в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Создать при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах совещательные (консультативные) органы по вопросам государственно-религиозных отношений с непосредственным участием в их деятельности представителей общественных и религиозных объединений.
Аппаратам полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в ходе проведения комплексных проверок, субъектов уделить внимание ходу реализации Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Определить Главным федеральным инспекторам в субъектах Российской Федерации задачи по контролю за реализацией Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
Постоянно осуществлять анализ этнокультурной и религиозной обстановки в стране и федеральных округах для органов государственной власти, принимающих решения по данным вопросам. В этих целях:
разработать карты религий и народов федеральных округов;
распространить сеть этноконфессионального мониторинга и раннего предупреждения конфликтов на все субъекты Российской Федерации;
создать рабочую группу сети этноконфессионального мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, в состав которой включить научных работников, экспертов Совета Безопасности Российской Федерации.
Способствовать преодолению раздробленности и узконациональной ориентированности мусульманского духовенства, добиваться
объединения усилий духовенства в борьбе с религиозным экстремизмом. Содействовать созданию координационного совета, в состав которого входили бы муфтии Российской Федерации.
На всех уровнях оказывать организационное, правовое и иное содействие религиозным организациям, участвующим в формировании у населения антиэкстремистских взглядов, патриотизма, политической культуры и гражданского сознания, особенно в среде молодежи.
Разработать и реализовать комплекс мер по государственной поддержке традиционных религиозных организаций в реализации ими общественно-значимых программ и мероприятий.
Включить в список уполномоченных государственных органов, занимающихся контролем и регламентацией деятельности религиозных организаций, межведомственный экспертный совет с обязательным включением в его состав представителей правоохранительных органов;
Усилить кадровый состав экспертных советов, осуществляющих государственную религиоведческую экспертизу деятельности религиозных организаций, представителями правоохранительных органов.

В области совершенствования нормативной правовой базы по противодействию религиозному экстремизму:
Провести анализ правоприменительной практики противодействия проявлениям религиозного экстремизма, при необходимости подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.
Внести изменения и дополнения в УК и УПК России, предусматривающие:
отнесение преступлений, предусмотренных ст.ст. 2821, 2822 УК РФ («возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды») и ст. 239 УК РФ к альтернативной подследственности;
внесение изменений в статьи 280, 282 и 239 УК РФ в части, касающейся увеличения максимальной санкции за совершение этих преступлений до 6 лет лишения свободы, тем самым переведя их в категорию тяжких преступлений с правом проведения по ним оперативно-технических мероприятий;
внести дополнения в ст.232 УК РФ, предусмотрев введение уголовной ответственности за издание, распространение печатных изданий, видеопродукции, возбуждающих религиозную вражду и национальную рознь, призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ и ее территориальной целостности;
Верховному Суду Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации подготовить методические рекомендации к правоприменительной практике по ст.ст. 239 и 2821,2822 УК РФ.
Дополнить соответствующие статьи Федеральных законов «О гражданстве Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» положением. предусматривающим возможность отказывать в предоставлении гражданства России иностранному гражданину или лицу без гражданства без объяснения причин в целях обеспечения государственной безопасности.
Внести изменения и дополнения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»:
предусмотреть ответственность централизованной религиозной организации за противоправную деятельность входящих в нее местных религиозных организаций;
законодательно закрепить запрещение использования в деятельности религиозных общин методик, включающих гипнотическое воздействие на личность или применение наркотических и фармакологических препаратов;
выработать единую (письменную) форму согласия родителей и лиц их замещающих на участие несовершеннолетних в деятельности религиозных организаций;
предусмотреть обязательное уведомление органов местного самоуправления о создании религиозной группы;
предусмотреть в качестве одного из оснований ликвидации религиозного объединения принуждение его членов, последователей или иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу руководителей или иных членов религиозного объединения, а так же в пользу иных лиц.
Внести изменения в действующее законодательство. предусматривающее возможность наложения временного, до вынесения судебного решения, ареста тиражей изданий книжной продукции спорного содержания.
Проработать вопрос о введении вынесения правоохранительными органами официального предостережения, имеющего статус юридического акта.

По активизации работы правоохранительных органов:
Изучить следственно-судебную и правоприменительную практику, усилить деятельность правоохранительных органов по выявлению и пресечению проявлений национального и религиозного экстремизма.
Администрации Президента Российской Федерации, Правительству Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации разработать и осуществить комплекс мер, направленных на исключение возможности проникновения в органы государственной власти, а также правоохранительные органы представителей экстремистских организаций.
Создать межведомственный банк данных о различного рода проявлениях политического и религиозного экстремизма. В целях предупреждения перерастания административно наказуемых деяний в преступную экстремистскую деятельность, предавать публичной огласке списки религиозных объединений, в адрес которых вынесены предупреждения и предостережения. Указанный список может быть разослан в государственные органы и использоваться в качестве информационно-рекомендательного материала при рассмотрении вопросов о государственной регистрации, целесообразности взаимодействия с теми или иными объединениями.
Усилить контроль со стороны государственных органов, в том числе юстиции и прокуратуры, за соответствием деятельности религиозных организаций их уставам и действующему законодательству Российской Федерации. Создать в структурах МВД России, Минюста России, ФСБ России, Генпрокуратуры России соответствующие структурные подразделения, нацеленные на противодействие религиозному экстремизму.
Разработать и осуществить комплекс мер по повышению эффективности профилактики преступлений экстремистского характера, установлению, задержанию и привлечению к ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-, аудио-, видео- и иные материалы, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды и другие проявления экстремистской деятельности.

В информационно-пропагандистской сфере:
Разработать в рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)» комплекс мер пропагандистского характера, направленных на разоблачение разрушительной идеологии экстремизма, его деструктивных целей.
Осуществить комплекс мер по разоблачению идеологии религиозного экстремизма. Разработать программу, содействующую созданию позитивного имиджа мусульман и ислама в России. Общественным и религиозным институтам, средствам массовой информации в приоритетном порядке распространять и пропагандировать исторический опыт добрососедского сосуществования в многонациональной России последователей различных культур и религий. Разъяснять глубокое различие между ваххабизмом и исламом, традиционным для России.
Через средства массовой информации усилить работу по разъяснению сущности современных религиозных течений, а также организовать целенаправленное освещение фактов антиконституционной деятельности экстремистских организаций и сообщать общественности о принятых мерах по пресечению их деятельности.

В области образования:
Разработать и реализовать во взаимодействии с религиозными объединениями систему государственных мер поддержки религиозного образования в Российской Федерации, направленную на совершенствование организации учебного процесса, обеспечение его соответствия государственным образовательным стандартам, подготовку преподавательских кадров по светским дисциплинам.
Изучать в образовательных учреждениях в рамках региональных программ позитивные традиции и обычаи народов и народностей, населяющих данный регион.
Содействовать выработке унифицированных образовательных стандарты для всех мусульманских религиозных учебных заведений, что даст возможность создания единого образовательного пространства. Оказать содействие духовным управлениям мусульман в формировании единой системы исламского образования в России, поддержать инициативу мусульманских организаций по созданию Совета ректоров исламских учебных заведений, а также Совета улемов России.
Расширить подготовку кадров, занимающихся государственно-церковными отношениями. Организовать подготовку в государственных ВУЗах религиоведов для проведения квалифицированных экспертиз. Повысить прикладное значение исследований, проводимых российскими исламоведами.
Упорядочить процесс направления молодежи для обучения в религиозные учебные заведения за рубеж.
Завершить повсеместную проверку функционирующих на территории Российской Федерации религиозных учебных заведений, обратив особое внимание на содержание образовательных программ, наличие лицензий, законность привлечения иностранных специалистов к образовательному процессу, соблюдение финансовой дисциплины.
Проработать вопрос об учреждении российского исламского университета с образованием при нем научно-методического центра по выработке единых образовательных программ и учебников для высших и средних мусульманских учебных заведений.

В сфере международной деятельности:
Активизировать разноуровневый диалог с зарубежными государствами, включая бывшие советские республики Центральной Азии, по вопросам противодействия распространению религиозного экстремизма с целью обмена опытом, поиска эффективных решений, а по ряду аспектов и определения вариантов совместных действий.
На основании Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» упорядочить выдачу въездных виз иностранным религиозным деятелям, въезжающим в страну с целью осуществления профессиональной миссионерской (благотворительной) деятельности, особенно из стран, где наиболее широко распространены радикальные течения ислама.
Упорядочить деятельность на территории России зарубежных миссионеров, усилить государственный контроль за финансовой и иной помощью со стороны иностранных религиозных структур. С учетом принятия федеральных законов «О противодействии экстремистской деятельности» и «О правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации» МВД России, МИД России, Минюсту России, ФСБ России, Генпрокуратуре России провести анализ деятельности иностранных миссионеров в Российской Федерации на предмет выявления угроз национальной безопасности Российской Федерации.
Совместно с заинтересованными ведомствами организовать проверку деятельности организаций, отделений, представительств иностранных некоммерческих неправительственных объединений на предмет соответствия их деятельности требованиям законодательства.

Сегодня в Москве на Старой площади прошло заседание рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О комплексном развитии пассажирских перевозок в субъектах Российской Федерации».

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов выступил в качестве руководителя рабочей группы и выступил с докладом о целях и задачах по развитию пассажирских перевозок:

«Развитие пассажирского транспорта отстает от потребностей экономики. Эта сфера является главным источником социально-экономических проблем, а должно быть наоборот. Ульяновская область является одним из регионов, в котором функционируют все виды транспорта. Через нас проходит международная воздушная линия, соединяющая Америку, Японию, Китай. Располагаем двумя аэропортами международного класса. Имеется два речных порта. Вроде бы всё хорошо, но говорить о том, что эффективно используем весь этот потенциал, в любом случае нельзя. Не ошибусь, если скажу, что аналогичные выводы можно сделать в отношении и других субъектов РФ. Главная задача — не только вскрыть имеющиеся в каждой отрасли пассажирских перевозок проблемы, но и сделать это комплексно. Нужно учесть все факторы: нормативные, инфраструктурные, организационные, стоимость, безопасность, качество перевозок», — заявил губернатор Сергей Морозов.

В свою очередь помощник Президента Игорь Левитин отметил необходимость урегулирования вопросов контрольно-надзорной деятельности в отрасли пассажирских перевозок, введения риск-ориентированного подхода и ведения учёта невостребованных средств, выделенных из бюджета на оплату перевозки льготных категорий пассажиров. Также Левитин предложил освободить от НДС авиаперевозки, маршруты которых исключают Москву (например, Ульяновск-Сочи).

О проблеме нелегальных перевозчиков

  • Система
  • Служба
  • Персоналии
  • Государственный совет РФ

    Одним из органов с особым статусом, который возглавляет Президент России, является Государственный совет Российской Федерации .

    Он был образован в 2000 г.

    Государственный совет РФ - совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти .

    Орган формируется Президентом России. Помимо председателя совета в его входят члены. Имеется и секретарь, который не входит в состав органа. Данные обязанности возлагаются Руководителем Администрации Президента РФ на одного из помощников Президента РФ. Сейчас это

    Членами Государственного совета РФ являются:

    • Председатель Совета Федерации ФС РФ;
    • Председатель Государственной Думы ФС РФ;
    • полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;
    • высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов федерации;
    • руководители фракций в Государственной Думе ФС РФ;
    • могут включаться иные лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности .

    Основными задачами совета выступают:

    • содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
    • обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ;
    • обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента России, постановлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений Президенту России;
    • содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • рассмотрение по предложению Президента России проектов федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение;
    • обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;
    • обсуждение информации Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета;
    • обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации;
    • обсуждение по предложению Президента России иных вопросов, имеющих важное государственное значение .

    Организационно Государственный совет РФ выглядит следующим образом.

    Ключевую роль в деятельности совета играет его председатель. Помимо формирования персонального состава госсовета и его органов, он:

    • определяет место и время проведения заседаний Государственного совета РФ и его президиума;
    • председательствует на заседаниях совета и президиума;
    • формирует на основе предложений членов президиума план работы госсовета и повестку дня его очередного заседания;
    • дает поручения членам и секретарю Государственного совета РФ .

    Немалая нагрузка ложится на секретаря, который:

    • обеспечивает подготовку проекта плана работы совета, составляет проекты повестки дня его заседаний, организует подготовку материалов к заседаниям, а также проектов соответствующих решений;
    • информирует членов госсовета о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания, обеспечивает их необходимыми материалами;
    • подписывает протоколы заседаний Государственного совета РФ;
    • несет ответственность за обеспечение деятельности совета;
    • организует работу консультативной комиссии и обеспечивает деятельность постоянных и временных комиссий и рабочих групп, создаваемых Государственным советом РФ и президиумом;
    • исполняет иные поручения председателя госсовета .

    Сегодня в совете 100 членов, плюс председатель и секретарь.

    В целях решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета РФ в составе 9 членов совета. В частности, он рассматривает план работы госсовета, а также повестку дня очередного заседания и материалы к нему. Персональный состав президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации раз в полгода. Заседания проводятся, как правило, не реже 1 раза в 3 месяца.

    Консультативная комиссия оказывает консультационную помощь членам госсовета и президиума по вопросам, включенным в план работы Государственного совета РФ. Отличием консультационной комиссии от других органов госсовета в том, что ее члены участвуют в работе совета.

    Для подготовки материалов по вопросам, которые предполагается рассмотреть на заседании Государственного совета РФ или его президиума, создаются постоянные и временные комиссии и рабочие группы. Отдельные виды работ могут выполняться учеными и специалистами на договорной основе.
    Заседания госсовета проводятся регулярно, как правило, не реже 3-х раз в год. По решению председателя могут проводиться внеочередные заседания.

    П. 1 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).
    П. 7 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

    П. 4 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

    П. 9 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

  • Подготовка реформы (июнь 1987 – июль 1988 г.)
  • Общественное принятие реформы (август–декабрь 1988 г.)
  • Зависание реформы (январь 1989 – июль 1990 г.)
  • 3. Запуск реформы образования в Российской Федерации Опережающий характер реформы образования в России
  • «Дорыночный» период реализации реформы. Программа стабилизации и развития российского образования (август 1990–1991 г.)
  • Продвижение реформы образования в условиях обвального вхождения в рынок (1992 г.)
  • 4. Итоги первых этапов реформы образования Подготовительные этапы
  • Прорывной этап и последующее переходное состояние реформы
  • Часть II«Заблокированная переходность». Восьмилетний застой
  • 5. Очередной срыв попытки модернизации России
  • Неспособность новой российской власти к цивилизационному обновлению страны. Российский термидор
  • Итоги 1990-х годов
  • 6. Уход государства из образования Образование в ряду «новых нищих»
  • Заработная плата как проблема политики
  • Налоговый блеф
  • Налоговый кодекс: глухие и согласные
  • 7. Деформации образовательной политики Смена типа образовательной политики, ее «оведомствление»
  • Аполитичность образовательной политики
  • Псевдотехнологичность образовательной политики
  • Спекуляции на «эволюционном развитии» и «стабилизации образования»
  • «Бездетность» образовательной политики и ее неспособность защитить права ребенка
  • 8. Начало отката Антиреформаторские попытки пересмотра Закона «Об образовании»
  • Закон удалось отстоять и улучшить
  • Борьба против негосударственного образования
  • Московская декларация
  • Обращение участников Марша молчания частных школ к деятелям образования, науки и культуры, к средствам массовой информации
  • 9. Образовательная политика объединенного министерства: активизация контрреформаторской деятельности
  • Мезальянс
  • Попытки внедрения псевдостандартов общего образования
  • В клетке «типологии»
  • Эпидемия санитарного надзора
  • 10. Почему «очередной этап реформы образования» превратился в очередную политическую авантюру Социально-педагогический фон «очередного этапа реформы образования»
  • Нарастание долгов по зарплате и активизация забастовочного движения учительства
  • Ход несостоявшегося этапа реформы
  • Уроки несостоявшегося этапа
  • 11. Ложные ориентиры образовательной политики
  • Авантюра 12-летки
  • Попытки клерикализации образования
  • Часть III Недолгий возврат к реформаторскому курсу. Попытка модернизации российского образования
  • 12. Модернизация российского образования – новый вектор образовательной политики Стратегический итог образовательной политики второй половины 1990-х годов
  • Смысл модернизации образования
  • Модернизация образования как гражданская инициатива. Программа Кузьминова–Грефа
  • Парламентские слушания: модернизация или консервация?
  • Иррациональная или рациональная экономика образования
  • Мертвое или живое содержание образования
  • Кому нужна и кому не нужна модернизация образования? Пробуксовка модернизации
  • 13. Подключение Государственного совета Российской Федерации к разработке стратегии модернизации образования Цель рабочей группы Госсовета
  • Конкретные новации рабочей группы
  • I. По доступности и бесплатности образования.
  • II. По обеспечению современного качества образования.
  • III. По модернизации экономики образования.
  • IV.Повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических работников и усиление их государственной поддержки.
  • V. Реорганизация системы управления образованием.
  • Итоги работы Госсовета и совмещение его линии с правительством. Принятие «Концепции модернизации российского образования»
  • 14. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания школьного образования
  • Обновление содержания образования – главная задача модернизации школы
  • Базовые принципы и новые концептуальные основы разработки стандарта общего образования
  • 1.Модернизация содержания образования в соответствии с требованиями современности при сохранении лучших традиций российской школы.
  • 2.Разгрузка содержания образования и обеспечение психического и физического здоровья учащихся.
  • 3.Соответствие образовательного стандарта возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования.
  • 4.Личностная ориентация образования, востребованность его результатов в жизни, обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании.
  • 6.Усиление социально-гуманитарной направленности образования, способствующей утверждению ценностей гражданского общества, становлению и социализации личности ученика в условиях современного мира.
  • 9.Воспитывающий потенциал стандарта, его направленность на формирование духовно-нравственной сферы личности, позитивных общественно-значимых установок и ориентиров.
  • 10.Целостность содержания образования и его преемственность на разных ступенях школы.
  • Переходный стандарт
  • Единый государственный экзамен: замыслы и итоги Замысел егэ
  • Причины провала егэ
  • Результаты провального эксперимента
  • Образовательная политика в свете егэ
  • Часть ivСлом модернизации образования. Образовательная политика рыночного экстремизма и попытки ее корректировки
  • 16. Политика социального дарвинизма «Рыночный большевизм»
  • Монетизация льгот – «медвежья услуга» власти и обществу
  • Второй исход государства из образования. Погром Закона «Об образовании»
  • Поправки, предложенные комитетом по образованию и науке гд рф и принятые госдумой рф1
  • Погром в законе1 Заявление членов Комитета Государственной Думы по образованию и науке
  • 2.Среди 41 закона, которые требует отменить правительство:
  • 3.Помимо уничтожения социальных законов целиком правительство предлагает исключить из действующих законодательных актов:
  • 6.Мы призываем образовательное и научное сообщество:
  • Попытка разгрома науки
  • Раскассирование «бюджетной сферы»
  • Общество и новая социальная политика
  • 17. Реформа против образования «Административная реформа» и рукотворный кризис в образовании
  • Засекреченная подготовка новой реформы образования и ее первый сенсационный проект
  • Налог на молодость Новая инициатива Министерства образования: полтора года обязательной трудовой повинности, а потом – в армию1
  • Четыре скандальные сенсации
  • Торжество невежества
  • Вторая попытка неореформаторов и ее оценка в образовательном сообществе
  • «На зурабовские грабли…» (Отзыв трех министров образования России на «Приоритетные направления…» Минобрнауки)1
  • Общая характеристика документа
  • Меры, предлагаемые документом, проведение которых абсолютно недопустимо
  • II.Пересмотр структуры стандарта общего образования с целью устранения из него «Обязательного минимума».
  • Меры, которые нуждаются в существенной корректировке, доработке и переработке
  • Чего нет в документе, но обязательно должно быть
  • I.Кадры системы образования.
  • II.Материальная база системы образования.
  • III.Социальные последствия и ресурсное обеспечение предлагаемых изменений в образовании.
  • Общий вывод
  • Сравнительный анализ реального объема школьного образования
  • Корневые политические, социальные и социально-педагогические пороки образовательной политики рыночного экстремизма
  • 1. «Минимизация государства»
  • 2. Образование: от социальной нормы – к товару
  • 3. Отсечение социальных целей образования
  • 4. Коммерциализация образования, или Тотальное погружение в гано
  • 5. Образование – прислуга или двигатель экономики
  • Общество не приняло антисоциальную реформу образования
  • 18. Попытки власти вытащить образовательную политику из провала «Сентябрьские тезисы» президента в. Путина
  • Аппаратный суррогат «национального проекта» в образовании
  • Госсовет взял курс на реформу образования, минуя предложения Минобрнауки
  • II. Приоритетные задачи развития системы образования
  • III. Ключевые условия эффективности образовательной политики государства
  • Минобрнауки саботирует предложения Госсовета рф
  • В школу будут ходить до 20 лет1
  • Открытая страница
  • Идеология педагогического примитивизма Предложенный стандарт создает крайне узкий коридор образовательных возможностей
  • Битва со стандартом
  • Народ не безмолвствует
  • Повестка дня
  • Вместо заключения Саморазвитие – ведущая тенденция в российском образовании
  • 13. Подключение Государственного совета Российской Федерации к разработке стратегии модернизации образования Цель рабочей группы Госсовета

    Торможение процесса модернизации образования и затянувшиеся вокруг нее дискуссии побудили руководство страны более пристально посмотреть на образовательные проблемы и привлечь к их решению Государственный совет Российской Федерации. В этой связи по поручению президента В.В. Путина при президиуме Госсовета была создана рабочая группа по вопросам реформы образования, которой предстояло подготовить доклад, аналитические и справочно-информационные материалы о состоянии российского образования и необходимых в нем изменениях. Деятельность рабочей группы началась в апреле 2001 г. и продолжалась до конца июля. (В состав рабочей группы вошел и автор настоящих строк, которому, совместно с С.Ю. Степановым, была поручена подготовка проекта ее итогового доклада.)

    Рабочая группа ставила перед собой задачу рассмотреть проблемы образования не в узко ведомственных, отраслевых рамках, а в масштабе общенациональных, общегосударственных интересов . Решение этой задачи далось далеко не сразу. Руководителю рабочей группы председателю правительства Республики Карелия С.Л. Катанандову пришлось приложить немало усилий, чтобы преодолеть ведомственные стереотипы и пересадить ряд членов экипажа рабочей группы с отраслевого суденышка на общегосударственный, общероссийский корабль.

    Состав рабочей группы представлял собой не только все слои образовательного сообщества, но и весь общественно-политический спектр России – от «правых»экономистов-радикалов до«левых»поборников известного тезиса«советское – значит отличное». В этой сложной конфигурации группы единственно верным было принятое решение – добиваться по всем вопросам консенсуса. Это решение, правда, предельно затрудняло работу и заведомо отсекало ряд перспективных (как, впрочем, и консервативных) идей, что делало подготавливаемый документ в значительной мере сглаженным, округлым. Но оно, повторим, было единственно мудрым и глубоко конструктивным, ибо, во-первых , привело к выработкеобщенационального согласия в сфере образования, которая и должна быть прежде всего сферой общественного договора, а не противостояния, и,во-вторых , дало образцы достижения такого договора-согласия в других сферах российской жизни, при решении других социально значимых проблем.

    Как отмечалось в «Общей газете», рабочая группа Госсовета«пошла на беспрецедентный шаг»: ее деятельность проходила в открытом режиме, в постоянном диалоге с обществом и образовательным сообществом 1 . Организовывались выездные заседания рабочей группы на места, встречи с педагогической общественностью и руководителями образования, постоянные консультации с регионами, предложения которых составили в итоге несколько объемистых томов. Заседания рабочей группы были всегда открыты для журналистов, систематически освещавших ход работы в печати. Развернутый материал для обсуждения, характеризующий промежуточные итоги этой работы –«Основы современной образовательной политики (стратегические тезисы)», был опубликован в газете«Первое сентября»26 июня 2001 г. Спустя несколько недель, 18 июля Администрация Президента РФ передала прессе уже одну из последних версий доклада рабочей группы. Итоговая (32-я) версия была утверждена рабочей группой 31 июля, на следующий день представлена в Госсовет и еще до обсуждения доклада на Госсовете размещена на нескольких сайтах в Интернете, частично опубликована в газете«Коммерсантъ»6 августа и в еженедельнике«Управление школой»21 августа 2001 г.

    Давая поручение Госсовету (в состав которого входят крупные политические фигуры – все руководители субъектов Российской Федерации) рассмотреть в ряду других острейших проблем реформирования страны вопросы образования, В.В. Путин несомненно хотел получить свежий, непредвзятый взгляд на состояние и болевые точки образования. Взгляд, свободный от отраслевых пристрастий и стереотипов различных ведомств, отражающий общенациональные, общегосударственные интересы. Этот взгляд мог совпадать (и во многом совпал) с позицией правительства, мог и отличаться (и действительно в существенной мере отличался) от этой позиции. В итоге президент получал двустороннее видение ситуации в образовании, две точки зрения, которые должны были содействовать выработке единой линии образовательной политики.

    Это был трезвый, нормальный политический шаг. Шаг, показавший, во-первых, что принципиальных разногласий у Госсовета и правительства в данном вопросе нет и, во-вторых, что есть существенные и даже принципиальные различия в подходах к его решению, в выборе способов и средств этого решения. В целом же стало очевидно, что Госсовет и правительство работали на взаимодополнение и взаимообогащение, на прояснение ряда спорных позиций.

    Самое главное, что показала данная параллельная работа, – это полное понимание ее участниками неотвратимости модернизации образования и выбор единого вектора движения по избранному пути. В этом суть принципиального сходства позиций Госсовета и правительства, при сходстве, а подчас и тождественности многих конкретных шагов. Доклад рабочей группы Госсовета не отрицал подавляющей части положений программы правительства. Он лишь уточнял, корректировал некоторые из этих положений.Но при этом он существенно расширял общий диапазон рассмотрения проблем образования и не менеесущественно углублял само рассмотрение этих проблем.

    И здесь начиналась сфера принципиальных отличий подходов рабочей группы Госсовета. Ибо предложенный ею доклад следовал иной логике, нежели документы правительства, был выполнен в ином формате и, если хотите,в иной идеологии .

    Глубинная, коренная особенность образовательной политики (безотносительно к тому, понимают это или не понимают конкретные руководители образования)состоит в том, что она выстраивается в органичном соединении четырех контекстов, в четырехмерной системе координат – политической, социальной, экономической и собственно образовательной . Только при таком ее построенииобразовательная политика выходит за ведомственно-отраслевые барьеры иприобретает свой подлинный смысл – как сфера выработки и реализации общенациональных интересов и приоритетов в образовании . (И соответственно только фигура такого масштаба, которая способна воспринять все эти контексты, может быть подлинным руководителем образования.) Выпадение образовательной политики хотя бы из одного из названных контекстов делает ее в лучшем случае неполноценной и неадекватной, в худшем – ущербной, деформированной.

    Между тем практически все документы правительства, равно как и почти все другие документы, программы, концепции, подготовленные Министерством образования и РАО, выпадают из этой четырехмерной системы координат. Они преимущественно одномерны . Программы правительства, к примеру, лежат в основном в плоскости экономической, редко касаясь даже социальной оси. Подготовленная же Российской академией образования«Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)»не видит ничего, кроме своей педагогической плоскости, и потому с точки зрения политической, социальной и экономической это попросту пустой звук.

    Первое принципиальное, сущностное отличие доклада рабочей группы и состояло именно в том, что он попыталсяцелостно осмыслить и охватить задачи образовательной политики на том этапе,целостно представить саму эту политику – в названном четырехмерном пространстве, не пренебрегая ни одной осью координат. Отсюда – его политическое и социальное звучание, чего не было в других документах. Отсюда и честное, прямое политическое заявление о необходимостивозвращения государства в образование , что составляетпервое, ключевое условие его модернизации. Отсюда, в частности, и политический ход на придание государственного статуса муниципальной общеобразовательной школе – как опять же политическое признание издержек«детской болезни»ранней муниципализации образования.

    Второе – не менее, если не более важное отличие (связанное с первым) – это взгляд рабочей группы Госсовета на образование не с сугубо технократически-экономических позиций, что отличает основную часть правительственных документов, а со стороны его объемных, глубинных гуманитарных смыслов. Это и есть таиная идеология доклада рабочей группы, о чем упоминалось ранее. Отсюда – появление в этом докладе таких отсутствующих в правительственных документах фундаментальных социально-гуманитарных проблем, как«образование и здоровье»,«охрана детства»,«социальный статус педагогических кадров»и др.

    Третье существенное отличие доклада рабочей группы заключалосьв выборе иного, чем у правительства,диапазона рассмотрения проблем образования . Доклад не был узко ситуативен и не ограничен рамками текущих задач. Он ставил эти задачи в контекст мировых тенденций развития образования и опыта изменений в российском образовании последнего десятилетия, в контекст анализа существовавшего состояния образовательной системы и тех новых социальных требований, которые предъявлялись ей на новом этапе развития страны. Отсюда – принципиально иная панорама развития образования, принципиально иное видение многих текущих задач.

    Наконец, четвертое принципиальное отличие состояло в иной методологии построения самого доклада рабочей группы Госсовета, в ином способе его конструирования. В отличие от большей части правительственных программ, в частности от Федеральной программы развития образования или образовательного раздела принятой 10 июля 2001 г.«Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 гг.)», где обычно идет инвентарное, рядоположенное перечисление проблем и где, по признанию самих высокопоставленных правительственных чиновников,«мозаика не складывается в целостную картину», доклад рабочей группы Госсовета имел отчетливо выраженныйсистемный характер . В нем была предпринята попытка выстроить самые разнообразные образовательные проблемы в единый, логически осмысленный комплекс, тесно увязать стабилизационные и модернизационные задачи в образовании, рассмотреть эти задачи в органичной взаимосвязи с реформами в других сферах российской жизни, в частности под углом зрения обеспечения их необходимым кадровым ресурсом. Отсюда – не рядоположенность, а достаточно жесткая логика рассмотрения проблем, четкое выделение основных задач и приоритетов, чего, увы, не было в образовательных программах правительства.

    При этом доклад рабочей группы включал в себя и концептуальную, и операциональную составляющие (чего также не было в правительственных программах), детально раскрывая в рамках последней комплекс конкретных мер по каждому приоритетному направлению модернизации образования.

    Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

    1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

    2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

    3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

    4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

    5. Электронное обращение не рассматривается при:
    - отсутствии фамилии и имени заявителя;
    - указании неполного или недостоверного почтового адреса;
    - наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
    - наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
    - использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
    - отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
    - наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

    6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

    7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

    8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

    Понравилась статья? Поделитесь ей