Контакты

Мелихово московская область деревянная церковь. Церковь рождества христова и церковь воздвижения честного и животворящего креста. Сооружения перед Крестовоздвиженским храмом

Село Мелихово.

«Числа 27 апреля поручик Андрей Григорьевич Наумов входил с прошением в Духовную консисторию о разрешении построить в его вотчине в сельце Мелихове деревянную церковь во имя Рождества Христова. Когда ж церковь отстроена будет, то положенные с оной Рождественской церкви деньги как он, Наумов, так и наследники его, по накладу все сполна платить обязуются без доимки».

Так в 1757 г. начинала своё существование Рождественская церковь в с. Мелихово. 16 марта 1759 г. новопостроенная церковь была освящена. Приход состоял из семи помещичьих и 39 крестьянских дворов. Пи церкви был поп Василий Васильев и дьячек Николай Антонов. Со временем приход захудал, денег на содержание причта церкви Рождества Христова оказалось недостаточно, вести в ней службу постоянно не было возможности, и, как тогда говорили, «церковь стояла без пения», церковной утварью скудна.

В 1829 г. с церкви снят антиминс и представлен в кафедральную ризницу.

В 1834 г. храм возобновлен местными помещиками господами Чуфаровскими, покрыт железом. Храм был приписан к соседнему, в с. Васькино, откуда приходил священник совершать богослужения по большим праздникам. Прихожане храма: титулярная советница Екатерина Ивановна Чуфарова, которая тут живет, и её дворовые и крестьяне, помещица коллежская асессорша Мария Николаевна Тончи и её крестьяне, сенатского регистратора Алексея Николаевича Чуфаровского (который тут живет постоянно) крестьяне и помещика коллежского регистратора Сергея Сергеевича Чуфаровского (который тут живет летом) крестьяне.

В клировой ведомости за 1869 г. соседнего с. Васькино записано: «Церковь Рождества Христова в селе Мелихове была построена в 1757 г. тщанием Андрея Григорьевича Наумова. Зданием деревянная, с такой же колокольней , возобновлена в 1834 г., иконостас возобновлен в 1857 г. престол один. Церковной утварью скудна. Причта издавна не имеется».

Прошло ещё четверть века, по ветхости была разобрана колокольня, покосился крест, прохудилась крыша, была повреждена тесовая обшивка четверика церкви.

Такой застал церковь Антон Павлович Чехов, когда в 1892 г. купил имение в Мелихове. Ещё не устроились на новом месте, как стали готовиться к Великому Празднику.

В 1892 г. началась дружба Чехова с публицистом и редактором журнала «Русская мысль» Виктором Александровичем Гольцевым (1850-1906). При Гольцеве «Русская мысль» стала не только популярнейшим русским журналом, но и одним из центров литературной и общественной жизни. Из всех современных русских писателей на страницах своего журнала Гольцев с особенной охотой печатал А.П. Чехова.

Серпуховским земельным комитетом в 1917 г. в усадьбе Мелихово была проведена опись, которая содержит перечень мебели и предметов быта с пометкой, какие из них принадлежали Чеховым. Впоследствии, большое количество чеховских вещей, оказавшихся в домах мелиховских старожилов, вернулось в усадьбу ставшую музеем. То, что в годы революции растащили местные крестьяне, сохранилось, а то, что было вывезено «с целью сохранения», исчезло.

После революции и после отъезда владельцев Мелихова, 12 дворов объединились в Товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ). Коллективу выделили чеховский сад. Сначала ругались при делёжке яблок из чеховского сада, потом их стали продавать в Москве . Узнав, что это яблоки из сада А.П. Чехова, москвичи охотно их покупали.

В 1927 г., при организации колхоза в Мелихове, в чеховском доме был устроен клуб. Когда рухнул безнадзорный чеховский дом, никто особо не жалел. Дом только мешал охранять сад. Из брёвен чеховского дома была построена в другом месте колхозная столовая.

С.М. Чехов писал в 1944 г.: «Мелиховского дома нет. Он разобран и в искаженном виде вновь поставлен на усадьбе Кувшинникова... в 1941 г. весь сад вымерз, и мертвые яблони и вишни срезаны... кухня перенесена на один из крестьянских дворов».

От усадьбы А.П. Чехова ко второй половине 1940-х гг. сохранился только флигель. Чеховский дом и усадебный парк были возрождены, уже когда Мелихово стало музеем.

В 1930-е гг. церковь постигла печальная участь многих храмов: чеховские постройки разрушили, растащили брёвна. Но сохранилась старейшая часть церкви. А в 1966 г. храм был реставрирован. Восстановлением занимался Сергей Сергеевич Чехов, внучатый племянник Антона Павловича, художник. Он и студенты Суриковского института подвели фундамент, заново переложили крышу.

В 1989 г. опять была проведена реставрация храма директором и создателем музея-заповедника А.П. Чехова Юрием Константиновичем Авдеевым. Его могила, как и могила его жены Любови Яковлевны Лазаренко, находятся у левого придела церкви. Здесь же под простым памятником с крестом покоится прах Сергея Сергеевича Чехова.

В 1994 г. храм сгорел. В наше время восстановлен, и 26 августа 2007 г. освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

Рядом с храмом Рождества Христова в 1996 г. был построен зимний храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Он был расписан священником, иконописцем Вадимом Овсянниковым.

По южную сторону иконостаса выстроена каменная вифлеемская пещера, по северную - голгофа.

Деревянная церковь Рождества Христова в Мелихово была построена в XVI веке, но уже к XVIII веку этот великолепный образец русского народного зодчества пришел в упадок. Однако, после приобретения одноименной усадьбы одной из забот Чехова стало восстановление обветшавшей церкви. Антон Павлович организовал сбор средств среди прихожан, добавил собственных, и духовный центр села был возрожден. Достойный поступок удовлетворил религиозные запросы жителей прихода, спасая и несомненную историческую реликвию.

Дорога к храму проходит от , мимо пруда и земской школы в Мелихово, построенной по инициативе писателя, на его деньги. Уже из туристической схемы понятно, что цель нашего посещения — не единственный культовый объект села. Второй храм появился здесь в самом конце прошлого века, как временная постройка. Она понадобилась, когда церковь Рождества Христова в Мелихово дотла сгорела.

На время восстановления прихожане решили построить временную церковь, использовав заготовленный сруб избы священника. Крестовоздвиженский храм получился миниатюрным, но ликвидировать его пожалели и после воссоздания древнего. Пожалели понравившееся убранство, да и не в духе народа – святыни разрушать. Достаточно было предыдущих гонений на религию, когда массу храмов потеряли безвозвратно.

Храмы села Мелихово

Расположение двух церквей на схеме для посетителей показано довольно приблизительно, без соблюдения масштаба. При социализме, в режиме секретности топографических карт, схемы и карты для туристов искажались намеренно. Мифический враг не должен был получать точных сведений, ведь спутников и космической навигации не существовало. В духе старинных былин на развилке дорожек есть указатель.

Использование стилизованного под старину шрифта никого особо обмануть не способно, установлен камень недавно. Пожар случился в 1994 году, через 2 года второй храм в селе и появился, а указатель – никак не раньше. Но исполнители надписи и не рассчитывали никого обманывать, просто украшали родное село новой достопримечательностью. Для иллюстрации обзора пришлось запустить коптер, засняв местность и храмы.

Летающий фотограф выполнил сьемку с северной стороны, а дорожка к церквям идет с запада. На высотной фотографии это означает, что посетители идут справа налево. Столь малое расстояние объясняется уже изложенными обстоятельствами, сложившимися из-за возгорания старого храма. Дом священника располагали вблизи места службы, переносить фундамент и сам сруб не было никакого смысла.

Кроме ориентирования на местности, высотная фотография превосходно передает панораму живописных окрестностей. Мостик на подходящей дорожке, храмовая ограда и сохраненное церковное кладбище составляют передний план. Два совершенно разнотипных культовых строения утопают в зелени деревьев, затрудняющих фотосьемку с других ракурсов. Далее – поля и лесные массивы, типичные русские ландшафты.

Сооружения перед Крестовоздвиженским храмом

Маленький синий храм предстает первым перед идущими со стороны чеховской усадьбы. Однако первым встретившимся строением является его колокольня, не очень затейливое строение из дерева. Конечно, называть это колокольней неправильно, точнее именовать звонницей. Они и прежде нередко строились отдельно стоящими, начиная со старейшей Софийской звонницы, возможно, ранее.

Временный характер звонницы, предполагавшийся после суматохи пожара, предопределил характер строения. Вместо фундамента использованы каменные глыбы, на которых установлены балки основания. Перевязанные поперечинами угловые стойки, пирамидальная крыша да ограждение из досок – вот и вся звонница. Сносить или переделывать ее не стали и после восстановления главного храма, им осталась церковь Рождества Христова в Мелихово.

Между звонницей и новым храмом обнаруживается еще одно сооружение, смысл и назначение которого поначалу озадачивают. Это символическое изображение холма для казней, где на кресте был распят Иисус Христос. Голгофу обычно имитировали внутри храмов, особенно часто в Крестовоздвиженских, или Воздвижения Животворящего Креста Господня. В здешнем случае площадь церкви явно недостаточна.

Обычно Голгофу сооружали из камней в виде холма, увенчанного крестом не ниже человеческого роста. При храме в Мелихово возвышенность имитируется сооружением похожей формы из дощечек, с приспособлением для водружения креста. Отчего крест оттуда снят и просто прислонен к Голгофе, неизвестно. В таком виде со стороны культовый символ больше похож на стилизованную новогоднюю елку.

Крестовоздвиженская церковь

Предполагаемый временным храм из обычного сруба соорудили, пристроив с востока алтарную апсиду. Вход выполнили традиционно с западной стороны, это видно на заключительном фото обзора. Проем с северной стороны, видимой на этом фото, заделали, поместив под навесом изображение креста. Конек обычной для избы двускатной крыши увенчали малым барабаном и куполом с крестом.

Наружный облик бревенчатого сруба облагородили обшивкой досками с последующей покраской, фасады украсили небольшими фрагментами деревянной резьбы. Крыши как основного объема, так и пристроек с востока и запада перекрыты оцинкованным железом. Это уже свидетельство будущего долговременного существования, что отчасти объясняется наличием отопления и возможностью службы зимой.

Церковь Рождества Христовая в Мелихово и ее интерьер

Живописец Вадим Овсянников обновлял роспись иконостаса в старом храме перед пожаром, был потрясен случившимся. Прежний настоятель вскоре умер от сердечного приступа, сельчане просили художника заменить его. Человек закончил нужное обучение, был рукоположен в сан и возглавил приход. Не утратив прежних навыков, он украшал якобы временный храм, который сейчас приписан к восстановленному.

Архитектурно церковь Рождества Христова в Мелихово – классический образец русского деревянного зодчества. На высоком четверике установлен вписанный восьмерик, выше – три уменьшающихся барабана и купол с крестом. Невидимая на фото алтарная апсида с восточной стороны дополнена похожей пристройкой на западе. Отличием от апсиды является наличие крылечка, укрытого навесом.

Несмотря на небольшой внутренний объем, церковь оборудована в полном соответствии с православными канонами. Красив алтарный иконостас с тремя рядами икон, украшены образами створки Святых врат. В декорировании использованы резьба и позолотаю Солея и центр храма устланы коврами. Есть даже дополняющая алтарную преграду узорчатая решетка из металла, не во всех крупных храмах имеющаяся

Перед кованой решеткой — центральный аналой с образом Христа, опорная часть которого тоже выполнена кузнечным способом, из бронзовых прутков. По сторонам аналоя выставлены поминальные подсвечники прямоугольной формы, куда полагается ставить заупокойные свечи умершим. Для заздравных свечей предназначены подсвечники с круглыми столешницами, здесь место для пожеланий живущим.

Обратный путь

Обратный путь от деревянного шедевра к усадьбе снова пролегает мимо синего храма, видим его вход. Пристройка с запада здесь тоже присутствует, к ней подходит крыльцо с перилами, но без навеса. Двускатная крыша примыкает к основной, на нее заходит декоративный острый козырек по оси главы. Ради интереса проверяем ориентацию по кресту, — все верно, приподнятый конец нижней перекладины показывает на север.

Описывать обратный путь нет резона, он зеркален, как сборка автомата Калашникова в старом оружейном наставлении. Осмотрев оба храма села Мелихово, путешественники никак не минуют писательской усадьбы. Шаговая доступность, интересная история и привлекательность снаружи и внутри делают эти церкви привлекательными туристическими объектами. Не упускайте возможность побывать здесь, посещая усадьбу Чехова.

(Московская епархия)

В году в селе Мелихове впервые был построен храм на средства купца Андрея Григорьевича Наумова.

16 марта года деревянная церковь с колокольней была освящена в честь Рождества Христова , назначены туда были священник Василий Васильев и дьячок Николай Антонов, и приход состоял из семи помещичьих и 39 крестьянских домов.

В году службы прекратились вовсе, и возобновились лишь в году, храм был отремонтирован на средства местных помещиков Чуфаровских, из соседнего села Васькино приходил по большим праздникам служить священник.

В году возобновили иконостас, но церковь была бедна, и через четверть века по ветхости разобрали колокольню, крест покосился, крыша текла во многих местах.

Вот такой и застал мелиховскую церковь Антон Павлович Чехов , когда в году купил имение в Мелихове. Он писал А.С. Суворину 6 апреля 1892 года:

"У нас Пасха, церковь есть, но нет причта. Собрали со всей округи 11 рублей и наняли иеромонаха из Давидовской пустыни, который начал служить с пятницы. Церковь ветхая, холодная, окна с решетками… Пасхальную утреню пели мы, то есть моя фамилия и мои гости, молодые люди. Вышло очень хорошо и стройно, особенно обедня. Мужики остались предовольны и говорят, что служба у них не проходила так торжественно" .

В году по просьбе крестьян Чехов расширил церковь: были обновлены два придела, построена колокольня с «зеркальным крестом», видимым за восемь верст. Усердным прихожанином был отец писателя - Павел Егорович Чехов, в прошлом регент в одном из таганрогских храмов.

В 1930-е годах чеховские постройки разрушили, бревна растащили. В храме устроили зернохранилище, иконы и иконостас сожгли. Остались только четыре больших иконы - ими закрывали зерно. Потом зерно убрали, храм обили фанерой и сделали гостиницу для туристов, посещавших музей А.П. Чехова. Но сохранилась старейшая часть церкви.

В году храм отреставрировали. Восстановлением занимался художник Сергей Сергеевич Чехов, внучатый племянник писателя. Со студентами Суриковского института он подвел фундамент, заново переложил крышу.

В году директором и создателем музея А.П. Чехова Ю.К. Авдеевым были проведены большие реставрационные работы, он и забрал четыре сохранившиеся иконы в музей, две из которых впоследствии были переданы церкви и находятся в алтаре.

В году храм практически полностью сгорел. Из огня силами местных жителей удалось спасти лишь несколько икон, да ещё уцелел деревянный купол, который и сейчас стоит возле звонницы.

В году на старом фундаменте по старым обмерам храм был вновь построен. Основным материалом, как и для прежнего храма, была взята ель. Храм стал также деревянным, с резным иконостасом и клиросом, с росписью в спокойных северных традициях.

В году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) совершил великое освящение храма.

Приписные храмы

  • иконы Божией Матери "Целительница" , домовый больничный храм на первом этаже хирургического корпуса ЦРБ № 1 города Чехова.

Настоятели

Использованные материалы

  • "История храма", страница приходского сайта:
  • "Храм Рождества Христова села Мелихово", страница официального сайта Чеховского благочиния:

Этот храм в народе называют «чеховским». Не только потому, что великий писатель жил в ста метрах от него, в своей усадьбе, но и потому что именно Антон Павлович восстановил эту церковь вскоре после своего переезда в Мелихово.
Храм на местном кладбище был построен как обетный в 1757 году. У мелиховского купца Наумова тяжело заболела дочь, врачи разводили руками, но любящий отец сумел отмолить ребенка. Из-за маленького прихода церковь часто «стояла без пения и утварью скудна». Попытки купцов из соседних сел реанимировать храм терпели неудачи. К 1892 году, когда Чехов купил в Мелихово усадьбу в этом деревянном строении уже трудно было узнать дом Божией – колокольню разобрали, крест покосился, крыша текла во многих местах.
Мелихово Чехов называл «благоприобретённой Австралией». Этот «материк», по мечтам писателя, должен был принести ему счастливое уединение и спокойствие. Но вышло наоборот – купленная усадьба оказалась в плачевном состоянии, да и в деревне, что расположилась сразу за забором его имения, хватало проблем, мимо которых Антон Павлович пройти не смог.
Он начал строить школы и больницы для окрестных сел, лечил бесплатно местных жителей, и, конечно, сразу взялся за Христорождественский храм.
«Собрали со всей округи 11 рублей и наняли иеромонаха из Давыдовской пустыни, который начал служить с пятницы. Церковь ветхая, холодная, окна с решётками. Пасхальную утреню пели мы, то есть я и моя фамилия и мои гости, молодые люди. Вышло очень хорошо и стройно, особенно обедня». - писал Чехов в ту пору.
Эта церковь в 20 веке стала камнем преткновения для чеховедов, которые пытались доказать всем атавистичность писателя. На самом деле у Антона Павловича были сложные отношения к церкви из-за того, что в детстве его фанатично верующий отец заставлял детей регулярно петь на клиросе, прислуживать в Таганрогских храмах и молиться на коленях чуть ли не круглосуточно. «Я боюсь религии, и когда прохожу мимо церкви, то мне припоминается мое детство и становится жутко» - говорит герой чеховской повести «Три года», написанной, к слову, в Мелихово. Сам же Чехов уже во взрослой жизни любил присутствовать на богослужениях и слушать звон колоколов. Под них ему легче думалось. Он часто говорил также, что будь у него деньги он построил бы церковь по своему вкусу.
Возведение колокольни в Мелихово и восстановление храма стало для него задачей номер один. «Посылаем во все стороны воззвания о пожертвованиях. Мужики подписываются на больших листах и прикладывают тусклую грязную печать, а я посылаю по почте» - писал Чехов в начале лета 1896 года. Дело скорилось и 11 июля он сообщил Суворину, что «колокольня уже красится».
Антон Павлович помогал восстанавливать храм не только деньгами. Часто он присутствовал при работах, был на подхвате, наблюдал за рабочими. Все это затем отразилось в его «рассказе провинциала» «Моя жизнь», написанным в Мелихово в том же 1896 году.
«… мы вместе работали в кладбищенской церкви, где шпаклевали иконостас для позолоты. Это была работа чистая, покойная и, как говорили наши, спорая. В один день можно было много сработать, и притом время бежало быстро, незаметно. Ни брани, ни смеха, ни громких разговоров. Само место обязывало к тишине и благочинию и располагало к тихим, серьезным мыслям»
И еще: «Дни проводил я в этой тишине, в церковных сумерках»
Храм простоял таким, как его отремонтировал Антон Павлович, до 30-ых годов 20 века, пока атеистическая власть не превратила его сначала в зернохранилище, а затем в гостиницу для посетителей музея Чехова.
Реставрация храма началась в 1989 году, ей руководил внучатый племянник писателя Сергей Сергеевич Чехов, внезапно умершей в молодом возрасте – похоронен возле восстановленного им храма.
В 1994 году церковь почти полностью сгорела – замкнула проводка. Тогдашний настоятель, отец Владимир, не смог перенести этого горя и оставив служение вскоре умер от сердечного приступа.
Новым настоятелем стал Вадим Овсянников – художник, который незадолго до пожара расписывал иконостас, и оказался невольным свидетелем трагедии. Выучиться в семинарии и принять сан его уговорили местные жители.
Церковь Рождества Христова восстановили к 2004 году. Пока строили большой храм – в ста шагах от него срубили малый, в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, который расписал отец Вадим.
Обе мелиховские церкви сегодня действующие.

Храм на местном кладбище был построен как обетный в 1757 году. У мелиховского купца Наумова тяжело заболела дочь, врачи только разводили руками, но любящий отец сумел отмолить ребенка. Из-за маленького прихода церковь часто «стояла без пения и утварью скудна». Попытки купцов из соседних сел реанимировать храм терпели неудачу. К 1892 году, когда Чехов купил в Мелихово усадьбу, в этом деревянном строении уже трудно было узнать дом Божий: колокольню разобрали, крест покосился, крыша текла во многих местах.

Мелихово Чехов называл «благоприобретенной Австралией». Этот «материк», по мечтам писателя, должен был принести ему счастливое уединение и спокойствие. Но вышло наоборот: купленная усадьба оказалась в плачевном состоянии, да и в деревне, что расположилась сразу за забором его имения, хватало проблем, мимо которых Антон Павлович пройти не смог.

Он начал строить школы и больницы для окрестных сел, лечил бесплатно местных жителей и, конечно, сразу взялся за Христорождественский храм.

«Собрали со всей округи 11 рублей и наняли иеромонаха из Давыдовской пустыни, который начал служить с пятницы. Церковь ветхая, холодная, окна с решетками. Пасхальную утреню пели мы, то есть я и моя фамилия и мои гости, молодые люди. Вышло очень хорошо и стройно, особенно обедня», - писал Чехов в ту пору.

Эта церковь в XX веке стала камнем преткновения для чеховедов, которые пытались доказать всем атавистичность писателя. На самом деле у Антона Павловича были сложные отношения к Церкви из-за того, что в детстве его фанатично верующий отец заставлял детей регулярно петь на клиросе, прислуживать в таганрогских храмах и молиться на коленях чуть ли не круглосуточно. «Я боюсь религии, и когда прохожу мимо церкви, то мне припоминается мое детство и становится жутко», - говорит герой чеховской повести «Три года», написанной, к слову, в Мелихове. Сам же Чехов уже во взрослой жизни любил присутствовать на богослужениях и слушать звон колоколов. Под них ему легче думалось. Он часто говорил также, что, будь у него деньги, он построил бы церковь по своему вкусу.

Возведение колокольни в Мелихове и восстановление храма стало для него задачей номер один. «Посылаем во все стороны воззвания о пожертвованиях. Мужики подписываются на больших листах и прикладывают тусклую грязную печать, а я посылаю по почте», - писал Чехов в начале лета 1896 года. Дело спорилось, и 11 июля он сообщил Суворину, что «колокольня уже красится».

Антон Павлович помогал восстанавливать храм не только деньгами. Часто он присутствовал при работах, был на подхвате, наблюдал за рабочими. Все это затем отразилось в его «рассказе провинциала» «Моя жизнь», написанным в Мелихово в том же 1896 году.

«…мы вместе работали в кладбищенской церкви, где шпаклевали иконостас для позолоты. Это была работа чистая, покойная и, как говорили наши, спорая. В один день можно было много сработать, и притом время бежало быстро, незаметно. Ни брани, ни смеха, ни громких разговоров. Само место обязывало к тишине и благочинию и располагало к тихим, серьезным мыслям»

И еще: «Дни проводил я в этой тишине, в церковных сумерках»

Храм простоял таким, как его отремонтировал Антон Павлович, до 30-х годов XX века, пока атеистическая власть не превратила его сначала в зернохранилище, а затем в гостиницу для посетителей музея Чехова.

Реставрация храма началась в 1989 году, ею руководил внучатый племянник писателя Сергей Сергеевич Чехов, внезапно умерший в молодом возрасте, - похоронен возле восстановленного им храма.

В 1994 году церковь почти полностью сгорела - замкнула проводка. Тогдашний настоятель, отец Владимир, не смог перенести этого горя и, оставив служение, вскоре умер от сердечного приступа.

Новым настоятелем стал Вадим Овсянников - художник, который незадолго до пожара расписывал иконостас и оказался невольным свидетелем трагедии. Выучиться в семинарии и принять сан его уговорили местные жители.

Церковь Рождества Христова восстановили к 2004 году. Пока строили большой храм, в ста шагах от него срубили малый, в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня , который расписал отец Вадим.

Обе мелиховские церкви сегодня действующие.

Дороги России

Понравилась статья? Поделитесь ей