Контакты

Чин отпевания плащаницы пресвятой богородицы. Чин погребения пресвятой богородицы приходится на третий день после успения. На Святой земле

В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особенно торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий (Иерусалим, 1885 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии». В рукописях (греческих и славянских) служба открыта не ранее XV века. Служба совершается по подобию утрени Великой субботы и основная часть ее («Похвалы», или «Непорочны») представляет собой искусное подражание великосубботним «Похвалам». В XVI веке она была широко распространена на Руси (потом эта служба была почти забыта).

В XIX веке погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем (Непорочны с припевами, разделяющиеся на 3 статии).

В настоящее время в Киево-Печерской Лавре полный чин погребения Богоматери совершается на утрене под 17/30 августа по чину Гефсиманскому с некоторыми изменениями. На праздничном же всенощном бдении перед полиелеем бывает пение особым напевом перед иконой Успения первых стихир и стихов трех статии чина «Погребения Богоматери».

По благословению Святителя Московского Филарета в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры помимо Успения был установлен праздник воскрешения и взятия на небо Богоматери (17/30 августа). Накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника после 6 песни. В Иерусалиме, в Гефсимании эта служба погребения совершается патриархом накануне праздника - утром 14/27 августа.

«Похвала, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» - под таким названием был напечатан впервые в Москве в 1872 году этот чин, совершавшийся в Иерусалиме, в Гефсимании и на Афоне. Он был переложен с греческого языка профессором Холмогоровым в 1846 году; необходимые исправления были внесены Святителем Московским Филаретом. Это же «Последование» совершалось в Гефсиманском скиту. В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило снова распространение во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на второй или на третий день праздника.

Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому последованию помещен в «Службе на Успение» (изд. Московской Патриархии, 1950 г. 167) в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются полиелей и величание. В «Богослужебных указаниях на 1950 год» 168 помещен «Чин погребения», но в нем вместо великой вечерни перед утреней указано последование малого повечерия (по подобию службы в Великий Пяток). Последование утрени и «Похвалы» в «Богослужебных указаниях» напечатаны полностью (по Иерусалимскому исследованию).

Особенности службы погребения

В стихирах на «Господи, воззвах» последние пять стихир взяты из Иерусалимского последования. Стихира на «Слава» «Тебе одеющуюся светом, яко ризою» составлена в подражание подобной же стихиры в Великий Пяток на вечерне. Вход с кадилом. Паремии праздника. Лития (стихиры праздника).

«Слава»: «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная». «И ныне: «Священным учеником в Гефсиманию тело Матере Божия носящим».

При пении тропарей из алтаря через Царские врата износится на середину храма икона Успения или плащаница и полагается на аналое или на гробнице (если это плащаница). Совершается каждение плащаницы, всего храма и народа.

После тропарей поются «Непорочны» с припевами, разделенные на три статии. Между статиями - ектения и малое каждение (плащаницы, иконостаса и народа).

В конце третьей статии поются особые тропари «по Непорочных»: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся» с припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего».

После малой ектений - степенны, первый антифон 4 гласа «От юности моея». Полиелей и величание не поются. Далее - Евангелие и обычное последование утрени праздника. После Евангелия все прикладываются к иконе или плащанице, и настоятель помазует верующих освященным елеем.

Перед великим славословием на «Слава, и ныне» открываются Царские врата и священнослужители выходят на середину храма к плащанице.

После великого славословия при пении заключительного «Святый Боже» (как при выносе Креста) духовенство поднимает плащаницу, и вокруг храма совершается крестный ход, во время которого поется тропарь праздника и совершается трезвон. По окончании крестного хода плащаница полагается на середину храма. Далее - ектений и прочее последование утрени.

В. 16 января, т. е. через вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре в. в то же число - «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV – вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа - Вознесения Богоматери на небо).

В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с в., когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не -го, а в. - сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе , где уже в в. существовало множество храмов, посвященных Богородице. Один из них - Влахернский , построенный императрицей Пульхерией . Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Архиеп. Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока» указывает на то, что согласно свидетельству Стишного пролога (древнего месяцеслова в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и что свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII в. мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.

Праздничное богослужение

Древнейший известный чин службы празднику содержится в грузинском переводе иерусалимского Лекционария -VII в. . Он совершался в базилике Успения в Гефсимании и включал в себя: тропарь на 6 гл. «Егда преставилася еси…»; прокимен гл. 3 «Величит душа моя Господа»; чтения (Притч 31. 30–32, Иез 44, 1–4, Гал 3. 24–29); аллилуарий «Слыши Дщи и виждь»; то же, что и сейчас, Евангельское чтение (Лк 1.39–50, 56).

Рассмотренный Устав Великой Церкви назначает для празднования лишь один день. Древнейший же монастырский послеиконоборческий устав - Студийский Ипотипосис в. - полагает также попразднство для праздника (наряду с Преображением , Воздвижением , Рождеством Богородицы , Рождеством Христовым , Богоявлением и Сретением).

Богослужение же в самый день Успения ничем не отличается от обычного праздничного.

В приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) в настоящее время чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене , что соответствует иерусалимской традиции, либо на праздничном всенощном бдении , либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически (как третий день после Успения), и исторически (такова была практика в Гефсиманском скиту)).

Литургическая символика иконографии Успения Пресвятой Богородицы

Византийская иконография Успения Богоматери в своей канонической форме сформировалась к концу в. Это подтверждается датированной пластиной слоновой кости для оклада Евангелия императора Оттона III ( г.) из Баварской государственной библиотеки в Мюнхене. Данная композиция была не только сценой повествовательного праздничного цикла - изображением смерти Марии , но и образом литургии с Христом -архиереем, если учитывать тексты, которые служили основой иконографии, в первую очередь, апокрифическое Сказание Псевдо-Иоанна Богослова и Слова Иоанна Дамаскина на Успение Богоматери.

«Сегодня сокровище жизни, бездна благодати... покрывается живоносной смертью и безбоязненно приступает к ней Та, Которая в чреве носила Ниспровержителя смерти, если вообще допустимо именовать смертью всесвященное и животворное Ее отшествие»; «Взглянув на Нее, смерть убоялась, ибо от своего нападения на Сына Ее [смерть] опытом научилась и, стяжав уже [этот] опыт, стала благоразумнее»; «Но как святое и непорочное тело Господа, которое от Нее стало воипостасным Слову, на третий день воскресло от гроба, так и Матери [надлежало] быть отнятой у гроба и переселиться к Сыну. И как Он Сам снисшел к Ней, так и Ей [надлежало] подняться в большую и сокровеннейшую скинию... в самое небо (Евр. 9:11-24)».

«Ныне земная трапеза, неискусобрачно носившая Небесный Хлеб Жизни... была взята от земли на Небо...»; «Этот гроб драгоценнее древней Скинии, ибо он принял... живоносную трапезу, хранившую не хлебы предложения, но хлеб небесный...»; «Сладок, поистине сладок винный напиток и питателен хлеб. Первый веселит, а второй укрепляет сердце человека. Но что может быть сладостнее Матери Бога моего?»

Приведем выдержку из Первого Слова на Успение Богородицы Иоанна Дамаскина :

«...Богу Слову, Сотворившему скинию во чреве Твоем, человеческая природа принесла испеченный в горячей золе хлеб, то есть начатки своих плодов, из Твоих пречистых кровей. [Эти начатки] как бы испек и сделал хлебом божественный Огонь...»

В его же Втором Слове на Успение Мария определена как «...сладостный Сосуд манны или, лучше сказать, истинный ее источник...».

Примечательно, что самый текст Третьего Слова на Успение Иоанн Дамаскин начинает с того, что его цель - «предложить и себе самому, и вам, здесь присутствующим, о, божественное, священное собрание, душеполезное и спасительное яство...». Во Втором Слове святого отца подчеркнута роль апостолов в приобщении народов к причастию, и явление их вокруг гроба уподоблено собранию священников на литургии:

«Тех, которые были рассеяны по всей земле, [которые] уловляли людей... языками Духа, [которые] неводом слова извлекали [их] из бездны заблуждений, [чтобы привести] к духовной и небесной трапезе тайной вечери, где [подается] священное яство духовных пиров Небесного Жениха... в Иерусалим доставило облако...»

Во многих текстах на Успение подчеркивается нетленность тела Богоматери. У Космы Маюмского читаем: «Царь и Бог всего показывает на тебе (дела) сверхъестественные: ибо, как в рождении сохранил Он (тебя) Девою, так и в гробе тело (твое) соблюл нетленным». В таком контексте это не могло не сопрягаться с идеей нетленности евхаристических даров.

Вновь обратимся к Первому Слову на Успение Богородицы Иоанна Дамаскина :

«...божественное Твое тело: священное всенепорочное, исполненное божественного благоухания, изобильный родник благодати, будучи положено во гробе, а затем восхищено в область лучшую и высшую, не покинуло [свой] гроб без дара, но сообщило ему божественные благословение и благодать, оставило его как источник исцелений и всяческих благ для всех приходящих с верой».

В Словах на Успение Иоанна Дамаскина Мария называется сокровищницей подлинной Премудрости, Царским престолом, ложем, а ложе - храмом, престолом. Это соответствует включению в Слова многочисленных цитат и образов, почерпнутых из Книг Ветхого завета , уподобляющих Христа, воплощенной Премудрости, новому Соломону, а Марию - его Невесте; перенесение тела Марии с Сиона в Гефсиманию уподоблялось третьему перенесению Ковчега завета Соломоном в Святая Святых; сам гроб называется прекрасной Невестой, брачным чертогом. В Третьем Слове на Успение Богоматери Иоанна Дамаскина читаем:

«Ложе божественного воплощения Слова упокоилось в преславном гробе, как в опочивальне, откуда оно взошло в небесный брачный чертог, так что, пресветло царствуя с Сыном и Богом, оставило гроб ложем для живущих на земле... Это ложе способствует не плотскому соединению любящих земной любовью, но доставляет тем, которые пленены Духом, жизнь святых душ, предстояние перед Богом, лучшее и сладчайшее из всех благ». Евхаристия же являлась наивысшим выражением этой любви и уподоблялась брачной вечере Жениха Христа, Сына Великого Царя.

Чин погребения Божией Матери в храме Московской Духовной академии

По благословению Святейшего Патриарха, чин погребения Божией Матери совершается в храме Московской Духовной академии в день праздника вечером (хотя по Уставу положено на третий день). Богослужение начинается со всенощного бдения. (Вначале праздничная вечерня, а затем утреня). На «Бог Господь...» при пении (Болгарским распевом) особых тропарей из Иерусалимского «Последования» — «Благообразных ученик лик…», «Слава»: «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная», «И ныне»: «Священным учеником, в Гефсиманию тело Матере Божия носящим...», — поющихся распевом на подобен «Благообразный Иосиф...», духовенство выходит к плащанице, и поются «Непорочны» на 3 статии. Перед 1-й статией совершается полное каждение, перед 2-ой и 3-й - малое. После 3-й статии поются особые тропари: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся...» с припевом «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего». В это время совершается каждение всего храма. Затем — малая ектения, антифон 4-го гласа: «От юности моея...» (полиелей и величание не поются), прокимен «Помяну имя Твое...» и Евангелие от Луки, зач. 4-е. Потом — «Слава»: «Молитвами Богородицы...», «И ныне» — то же, «Помилуй мя, Боже...» и стихира праздника. Далее — «Спаси, Боже, люди Твоя...», возглас и оба канона праздника, читаемые из Минеи. Они же помещены и в Иерусалимском «Последовании».

В это время не помазывают. Духовенство уходит в алтарь, а на великое славословие вновь выходит к плащанице. Совершается каждение (трижды) вокруг плащаницы, земной поклон и обнесение плащаницы вокруг храма. Предстоятель идет с Евангелием под плащаницей в полном облачении. В это время хор поет «Святый Боже...». После обнесения плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника («Премудрость, прости» не говорится). Совершается каждение (трижды) вокруг плащаницы и помазание елеем. Затем — ектении и отпуст.

Чин погребения Божией Матери в древнем богослужении

В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1885 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии». Она открыта в рукописях (греческих и славянских) не ранее XV века и составлена несколькими греческими песнопевцами сравнительно поздних времен, среди которых имя великого ритора Еммануила. Служба совершается по подобию службы утрени Великой Субботы, и основная часть ее — «Похвалы», или «Непорочны», — представляет собой очень искусное подражание великосубботним «Похвалам». В XVI веке она была широко распространена на Руси. Потом эта служба была почти забыта.

В синодальный период (в XIX в.) чин погребения Божией Матери совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе; в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту (близ Троице-Сергиевой Лавры).

В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался («Непорочны» с припевами, разделяющиеся на три статии) на всенощном бдении праздника перед полиелеем.

В Гефсиманском же скиту возле Троице-Сергиевой Лавры при митрополите Московском Филарете праздновался, кроме Успения, и праздник Воскрешения и взятия на Небо (с телом) Богоматери — 17 августа; накануне, на всенощном бдении, совершалось Иерусалимское последование.

В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 года) этот чин в древности совершался на всенощном бдении праздника (после 6-й песни канона): читались статии, затем следовали антифон, прокимен и Евангелие.

В Иерусалиме же, в Гефсимании, эта служба погребения совершается патриархом и в наши дни — накануне праздника, утром 14 августа.

В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставлеение Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило снова распространение у нас во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на 2-й или 3-й день праздника.

Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому «Последованию» помещен в книге «Церковная Служба на Успение Божией Матери», в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются лишь полиелей и величание. В «Богослужебных указаниях на 1950 год» также помещен «Чин погребения», но в нем вместо великой вечерни дано последование малого повечерия (по подобию службы Великой Субботы) и после него — утреня с «Похвалами» (по Иерусалимскому «Последованию»).

Особенности всенощного бдения с чином погребения

Возглас: «Слава Святей...», псалом 103-й, «Блажен муж...». «Господи, воззвах» — 8 стихир: 3 из Минеи и 5 из Иерусалимского «Последования». «Слава, и ныне» — стихира праздника. (Если погребение совершается в субботу, то на «Слава» — стихира праздника, на «И ныне» — догматик текущего гласа). Вход. Прокимен, глас 2: «Воскресни, Господи, в покой Твой...». Стих: «Клятся Господь Давиду...». Паримии три, которые читались на самый праздник. На литии — 6 стихир (из Минеи). На стиховне — 4 стихиры со своими стихами (из Минеи). На благословении хлебов — тропарь праздника (трижды).

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по литургике.

Среда. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Ми́рона.

Прп. Али́пия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах. Иконы Божией Матери, именуемой «Свенская-Печерская» .

В некоторых храмах ради особого чествования праздника Успения в один из ближайших дней периода попразднства (обычно накануне третьего дня вечером) совершается служба Погребения Божией Матери (А) . В тех храмах, где служба Погребения Божией Матери не совершается, поется служба мч. Мирона (без праздничного знака) в соединении со службой попразднства Успения (Б) .

А. Служба Погребения Божией Матери представляет собой всенощное бдение, состоящее из великой вечерни со входом и литией, утрени с пением непорочных и похвал Пресвятой Богородицы и 1-го часа.

Примечание. Совершение службы Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, принятым литургической жизнью Церкви. В современной редакции действующего в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет. Впрочем, умолчание Типикона об этой службе не полагает серьезных препятствий к ее совершению .

Приводим авторитетное высказывание о службе Погребения Божией Матери – из Православного календаря на 1929 г., изд. Митрополита : «В последнее время входит в широкое употребление чин Погребения Божией Матери, соединяемый со службой Успения. По установившемуся (по-видимому, с ХV–XVI вв., так как более древних рукописей этого чина нет) обычаю, чин совершается в Иерусалиме, при гробнице Божией Матери, накануне праздника Успения утром. В других Церква́х Востока этот чин соединяется со службой праздника. Однако в Уставе Великой (Константинопольской) церкви под 15 августа читаем примечание: „Тотчас после катавасии 9-й песни в некоторых местах, где этот праздник совершается с особой торжественностью, существует обыкновение, как бы для большей славы и чести Богородицы, петь так называемые Похвалы Богоматери – по подражанию поемых на утрене Великой Субботы. (На православном Востоке в древнее время существовал и другой чин, не подражательный, но у нас он не получил распространения. – Сост. ) Великая , осуждающая всякие новшества и искажения, открыто отвергает это и строго воспрещает, хотя бы это и делалось ради чести Богоматери”. …Последование Погребения Богоматери в виде одних только похвальных статей, то есть тропарей в соединении с 17-й кафизмой, издавна (но с какого времени, неизвестно) совершалось вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в костромском Богоявленском монастыре. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, со времени митрополита Филарета весь чин Погребения совершался на 3-й день праздника. Принимая приведенное суждение об этом предмете в смысле не столько осуждения самого чина, сколько соединения его со службой праздника, можно было бы допустить совершение его, как в Гефсиманском скиту, на 3-й день праздника».

В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения Божией Матери с греческого языка на церковнославянский для Гефсиманского скита был осуществлен проф. М. С. Холмогоровым с присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским) Иерусалимского последования и тщательно пересмотрен и исправлен самим святителем Филаретом, глубоким знатоком греческого и церковнославянского языков. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностию, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», – писал наместнику Троице-Сергиевой лавры преподобному Антонию (Медведеву) о своей редакции текста Иерусалимского последования Московский святитель 28 октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под названием «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый на́десять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2-е издание.

До всенощного бдения Плащаница с изображением Успения Божией Матери с подобающим благоговением полагается на престол (это бывает только в случае, если выноса Плащаницы не было в сам день Успения). Перед престолом ставится выносной свещник с возжженной свечой. Совершается каждение окрест престола и Плащаницы.

На великой вечерне поем «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Успения, глас 1-й – 3 («О, ди́вное чу́до…», «Ди́вны Твоя́ та́йны, Богоро́дице…», «Твое́ сла́вят успе́ние…»), и Иерусалимского последования – 5: глас 6-й: «Дне́шний день та́йно…»; глас 2-й: «Егда́ от ми́ра, Жизнь су́щи…», «Егда́ во гро́бе, Мариа́м…», «Егда́ трие́ свяще́нницы…», и глас 5-й: «Тебе́, оде́ющагося све́том, я́ко ри́зою…» . «Слава, и ныне» – Успения, глас 1-й: «Богонача́льным манове́нием…».

Вход. Прокимен, глас 2-й: «Воскресни́, Го́споди, в поко́й Твой…»; стих: «Кля́тся Госпо́дь Дави́ду и́стиною…». Паримии Богородицы – 3.

Стихиры на литии и на стиховне – праздника Успения.

По Трисвятом – тропарь Успения, глас 1-й: «В рождестве девство сохранила еси…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропари Иерусалимского последования, глас 2-й: «Благообра́зных учени́к лик…» (дважды). «Слава» – «Егда́ снизшла́ еси́ к сме́рти…», «И ныне» – «Свяще́нным ученико́м…».

При пении «Бог Господь» и тропарей «Благообра́зных учени́к лик…» Плащаница северными вратами износится из алтаря к уготованному надгробию на середину храма. Настоятель – в полном облачении. По положении Плащаницы на гробницу бывает каждение Плащаницы, трижды окрест. По обычаю, может совершаться полное каждение храма.

Примечание. Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника Успения, то во время пения тропарей священнослужители выходят из алтаря на середину храма к Плащанице . Плащаница кадится трижды окрест. По обычаю, может совершаться полное каждение храма.

Затем непорочны с похвалами на священное преставление Богоматери – на три статии. Как правило, похвалы читаются священником, а стихи псалма поются хором или тоже читаются; впрочем, существует и иная практика исполнения непорочных, когда и стихи псалма, и похвалы поются.

Диакон непрерывно кадит перед Плащаницей.

Две последние похвалы каждой статии поются на «Слава» и на «И ныне», после чего вновь поется первая похвала данной статии.

После 1-й статии – малая ектения, возглас: «Яко благослови́ся Твое имя и просла́вися Твое Ца́рство…».

После 2-й статии – малая ектения, возглас: «Яко святи́ся и просла́вися всечестно́е и великоле́пое имя Твое…».

После малых ектений в конце 1-й и 2-й статии иерей совершает малое каждение.

После 3-й статии – благословенны, глас 5-й, с особым припевом: «Благослове́нная Владычице, просвети́ мя светом Сына Твоего», – «Ангельский собор удиви́ся, зря Тебе в мертвых вмени́вшуюся…». На благословеннах совершается каждение всего храма. (Непорочны отменяют полиелей, величание также не поется.)

Затем малая ектения, возглас: «Яко Тя хва́лят вся силы Небесныя…».

Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие – Лк., зач. 4. «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира, глас 6-й: «Егда́ преставле́ние пречи́стаго Твоего́ те́ла готовля́шеся…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».

Поются оба канона праздника Успения, ирмосы 1-го канона – по дважды. Тропари обоих канонов без повторений.

Катавасия – ирмосы 2-го канона, «на два лика».

По 3-й песни – ипакои Успения, глас 8-й: «Блажи́м Тя вси ро́ди…» (единожды).

По 6-й песни – кондак и икос Успения, глас 2-й.

На 9-й песни – припевы Успения, без повторений («Честнейшую» не поем). Обычное каждение.

1-й лик: «А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше…», ирмос: «Побежда́ются естества́ уста́вы…».

2-й лик – то же.

1-й лик: «А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше…», тропарь: «Дивля́хуся а́нгельския си́лы…».

2-й лик: «А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше…», тропарь: «Опря́та лик апо́стольский…».

1-й лик – ин припев: «Велича́й, душе́ моя́…», тропарь: «Прииди́те в Сио́н…».

2-й лик: «Велича́й, душе́ моя́…», тропарь: «Прииди́те, ве́рнии…».

1-й лик: «Велича́й, душе́ моя́…», тропарь: «Приими́ от нас песнь…».

Затем оба лика вместе поют припев второго канона: «Велича́й, душе́ моя́…», и ирмос второго канона: «Всяк земноро́дный…» (так как назначена одна катавасия, а именно – ирмосы второго канона).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Успения (трижды).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Успения, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Успения, глас 6-й: «На безсме́ртное Твое́ успе́ние…».

Если вынос Плащаницы был в самый праздник, то на стихирах предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв).

В конце пения стихир на хвалитех духовенство царскими вратами исходит из алтаря к Плащанице. Перед Плащаницей произносится возглашение «Слава Тебе, показавшему нам свет». Поется великое славословие. Во время славословия совершается троекратное каждение Плащаницы, а при пении погребального «Святый Боже…» священнослужители, положив пред Плащаницей три поклона, поднимают ее и с крестным ходом (который совершается обычным порядком) при продолжающемся пении «Святый Боже…» и перезвоне колоколов обносят вокруг храма. По завершении крестного хода – трезвон. По внесении Плащаницы в храм ее полагают на гробницу. (Плащаницу не подносят к царским вратам, как в Великую Субботу; «Премудрость, про́сти» перед царскими вратами не возглашается.) Во время положения Плащаницы на гробницу хор поет тропарь праздника Успения, и совершается пома́зание елеем у Плащаницы. Ектении и отпуст.

Примечание. Существует практика, согласно которой Плащаница после крестного хода вносится в алтарь (при пении тропаря праздника Успения), полагается на престоле, после чего совершается каждение престола и Плащаницы. Затем произносятся обычные ектении и отпуст утрени. (Помазание елеем не совершается.) После закрытия царских врат и завесы Плащаница благоговейно полагается на месте ее хранения.

На часах – тропарь и кондак Успения.

На 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе…» принято петь кондак Успения, глас 2-й: «В молитвах неусыпа́ющую Богородицу…».

На Литургии блаженны Успения, 1-го и 2-го канонов, песнь 3-я (1-го канона со ирмосом) на 6.

Примечание. Рядовая песнь праздничного канона дается с учетом того, что чин Погребения Божией Матери совершается вечером накануне третьего дня попразднства.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь Успения. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Успения.

В храме Богородицы – тропарь Успения. «Слава, и ныне» – кондак Успения.

В храме святого – тропарь Успения, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Успения.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Успения.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник праздника Успения.

По отпусте Литургии духовенство исходит к Плащанице из алтаря царскими вратами. Трижды покадив Плащаницу, при пении тропаря: «В рождестве девство сохранила еси…», «Слава, и ныне» – кондака: «В молитвах неусыпающую…», вносят ее в алтарь, полагают на престоле, и совершается каждение престола и Плащаницы. Царские врата и завеса затворяются, и Плащаница благоговейно полагается на месте ее хранения.

Примечание. Существует практика, согласно которой Плащаница относится в алтарь в конце службы Погребения Божией Матери (см. примечание выше).

Б. На вечерне кафизма 9-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и мученика, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Яже Небе́с вы́шшая…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Всенепоро́чная Неве́ста…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).

По 3-й песни – кондак мученика, глас 4-й; седален мученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «От земли́ на Небеса́…» (см. в Минее 17 августа). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 3-й: «Прииди́те, вси концы́ земни́и…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 3-я – 6 (1-го канона со ирмосом).

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника; кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма; кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник праздника.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля 2016 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба иконе Божией Матери, именуемой «Свенская-Печерская». Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4562190.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru). Ср.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 1. С. 114–130.

Так, например, Типикон ничего не сообщает о праздновании Божией Матери «Живоносный Источник» в пятницу Светлой седмицы, ограничиваясь следующим замечанием: «Не́цыи же в сей пято́к Све́тлыя седми́цы пою́т после́дование Ники́фора Ка́ллиста Ксанфопу́ла, на Пресвяту́ю Богоро́дицу Живоприе́мный Исто́чник, я́коже и все после́дование напеча́тася в Пентикоста́риах: в Ти́пицех же ни в каки́х не обрета́ется » (Типикон, гл. 50, «В пяток Светлыя седмицы на утрени», 1-е «зри»). Последние слова Типикона не дают повода к отмене этого праздника. Напротив, обратившись к самому чинопоследованию, напечатанному целиком, как отмечалось, в Цветной Триоди, в четверток вечера Светлой седмицы находим такое высказывание: «…Не бо обрето́хом в Ти́пице сицева́го после́дования, но положи́ся любве́ ра́ди Пресвяты́я Богоро́дицы ».

В Минее-Август (Ч. 2. М., 1989, 2002. С. 53) неточность: «Тебе, одеющуюся светом, яко ризою…».

Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника Успения, настоятель облачается во все священнические одежды только к пению великого славословия.

28 августа (15 по ст. ст.) Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы. В дни его празднования во многих храмах совершается чин Погребения Божией Матери. Сегодня мы поговорим об истории этого последования, о современной практике его совершения.

По преданию, которое восходит к свидетельству Дионисия Ареопагита, Преблагословенная Дева Мария по кончине Своей погребена была апостолами в Гефсимании. Там, где покоились Ее праведные родители и Иосиф Обручник. Через три дня после похорон прибыл в Иерусалим апостол Фома. Он сильно скорбел, что не смог попрощаться с Богородицей. Апостолы пожалели его и отвалили камень от могильной пещеры. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было. Господь воскресил Свою Матерь и взял к Себе с пресвятым Ее телом, поставив выше всех ангелов.

В день праздника Успения в православных храмах совершается торжественное всенощное бдение. В современной практике празднование Успения Пресвятой Богородицы часто связывается с чином Погребения Божией Матери. Эта служба в одном из греческих изданий конца 19 в. носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Она встречается в рукописях – греческих и славянских – не ранее 15 в., составлена греческими песнописцами, среди которых – великий ритор Еммануил. Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы.

На Святой земле

На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения Христова, хранится Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы. С праздника Преображения Господня пред ней ежедневно служатся молебны, акафисты и вечерни. 25 августа (по н. ст.) в два часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании Литургии настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед Плащаницей. Затем Плащаница торжественно переносится в Гефсиманию. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, Плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери.

Утром 27 августа совершается сама служба Погребения Богоматери, состоящая из пения 17 кафизмы с припевами - похвалами, подобными великосубботним. Служба совершается Патриархом.

Русская традиция

На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в 16 в., но затем был почти забыт. В Синодальный период погребальный чин на Успение совершался в России в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре, в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. Причем в Киево-Печерской Лавре этот чин не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем, так же как и в Троице-Сергиевой Лавре. А в Гефсиманском скиту, по благословению святителя Филарета Московского, чин погребения служили по иерусалимской традиции –накануне праздника Успения Божией Матери.

Чинопоследование

В настоящее время в приходской практике чин Погребения совершается либо накануне праздника Успения, 27 августа на утрене, что соответствует иерусалимской традиции, либо на праздничном всенощном бдении, либо в один из ближайших дней периода попразднства, обычно вечером 29 или 30 августа.

Богослужение в этот день начинается с всенощного бдения. На «Бог Господь…» при пении особых тропарей из Иерусалимского последования «Благообразных ученик лик», «Слава» — «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати бессмертная», «И ныне» — «Священным учеником в Гефсиманию тело Матери Божия носящим…», поющихся распевом на подобен «Благообразный Иосиф…», духовенство выходит к Плащанице. В это время читаются статии «непорочны». Перед первой статией совершается полное каждение, перед второй – малое, после третьей статии поются особые тропари: «Архангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся…» с припевом «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего». В это время совершается каждение всего храма. Затем малая ектения, антифон четвертого гласа: «От юности моея…», прокимен и Евангелие. Потом поется стихира праздника, произносится ектения, возглас и читаются каноны из Минеи.

В это время не совершается елеопомазание. Духовенство уходит в алтарь, а на великом славословии вновь выходит к Плащанице. Совершаются троекратное каждение вокруг Плащаницы, три земных поклона и обнесение Плащаницы вокруг храма крестным ходом. Предстоятель в полном облачении идет с Евангелием под Плащаницей. В это время хор поет «Святый Боже…». После обнесения Плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника. Затем совершаются каждение вокруг Плащаницы и помазание елеем, ектении и отпуст.

За последнее десятилетие Чинопоследование Погребения Божией Матери очень полюбилось русскому народу. В нашем храме оно ежегодно совершается в один из ближайших дней после праздника Успения Пресвятой Богородицы. В этом году оно будет совершаться вечером 28 августа.

Алексей Савин
Троицкий листок

Просмотрено (1017) раз

Понравилась статья? Поделитесь ей