Контакты

Написать о жизни людей времен утопии. Томас Мор и его роман «Утопия. Экзамен: История Мировой Культуры

Перечитывала на днях одну из своих любимых книг - «Маленький принц», Экзюпери. Взяла за правило, когда забываюсь и «облипаю слоем взрослой жизни», когда перестаю «видеть барашка, сквозь стенки ящика», обязательно возвращаться к чему-то хорошему и доброму. Вот и перечитываю свои «библии», чтоб не утонуть и не потерять себя.

Кристина Цуркану, журналист

Наверное, у каждого есть своя философия жизни, понимание того, как правильно и верно должно быть. Свои нормы, рамки, законы. Кто-то списывает мои ощущения на возраст, кто-то на неопытность, кто-то на неприспособленность к жизни.

Я, в общем-то, думаю, что несмотря ни на что, мне всё же немного повезло в своём мировосприятии. Это моё мнение.

Всё относительно: кто-то со мной согласится, кто-то посмеётся, кто-то осудит. Читала и вспоминала свою племянницу. Ей семь лет. Жутко она меня раздражала, когда вбегала в комнату с какими-то «важными делами», в тот момент, когда я работала.

Ей необходимо было что-то мне рассказать или показать, а я нервничала и гнала её прочь.

Я, как большая взрослая остолопина сердилась и считала все эти моменты пустяшным делом. Подумаешь, «Кристина я сейчас расскажу тебе такой секрет», ведь есть дела куда поважнее секретов: работа, проблемы, взрослая жизнь, в которой надо быть сосредоточенной, собранной, сдержанной.

И вот именно в моменты, когда я обращаюсь больше к логике, чем к чувствам и эмоциям, я понимаю, что я в плену у «грубой суровой реальности» и с этим срочно надо что-то делать, иначе я пополню ряды людей не моей философии, не то чтобы неверной или плохой, просто не моей.

И я забуду, что я тоже была такой – маленькой, дикой, взрывной.

Помню, как моя мама когда-то часто ругала меня за «невоспитанность», я не здоровалась с соседями, и её это расстраивало. Я позволяла себе «ржать как лошадь» на людях, а это моветон. Я вела себя неподобающим образом, так как мне хотелось.

Наверное, с течением лет, я стала сдержаннее и всё же переняла какие-то правила «адекватного взрослого» поведения. Поэтому, я нервничаю из-за племяшки, которая иногда меня дёргает. И я, к глубокому своему сожалению сержусь на неё и приговариваю: «вот мы такими никогда не были». А мы были, были ещё хуже, просто забыли.

Я забыла, что была ребёнком, кто-то забыл, что он был простым человеком, кто-то рядовым сотрудником, кто-то, добиваясь успеха, проходил «все круги ада».

Мы не родились взрослыми, опытными, начальниками или профи.

Мы все когда-то были глупыми, «зелёными», ничего не смыслящими и не знающими. Прежде, чем читать по слогам, мы учили азбуку. Мы умели довольствоваться малым: белым песком и изумрудной речкой.

Мы смеялись, когда было смешно и плакали, когда было больно, и говорили об этом, и знали, что нас поймут и поддержат. Ничего сложного не было тогда. Никакого стеснения и предрассудков. Всё было естественным, живым и настоящим.

Всё было понятным.

Наверное, если бы каждый из нас не забывал себя «прошлого», мы чаще улыбались бы друг другу, просто так. Были более терпеливы и внимательны, не только к себе, но и к окружающим. Мы бы помнили, что «зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь».

Что же такое идеальный мир или Утопия?

У каждого человека своё восприятие утопии. Утопия - это идеальное устройство мира, без изъянов. Но так как все люди разные, значит и идеальный мир у каждого разный.

У большинства людей утопия выглядит, примерно, так: люди свободны, оптимистичны, у каждого человека есть определённое место в обществе, профессия человека передается из поколения в поколение. Такое общество описывалось во многих книжках, например, “Утопия” Т. Мора, “ Христианополис" И. В. Андре и другие. Но у этого образа идеального мира есть недостаток - обыденность, побуждающая изначально одного человека восставать против системы, а позже, и всех остальных. У людей появляется жажда новых ощущений, попытка поиска чего- то иного, нового: драйва, острых ощущений, экстаза и так далее. И с этого момента начинается хаос и конец “идеального мира”.

В большинстве утопий одно из основных мест занимает - определенный культ или религия. Так как религия - это вера, а, как всем известно, вера, доведенная до фанатизма, может заставить человека делать любые вещи, то этим пользуются меркантильные люди, пытающиеся создать “идеальный мир” с корыстью. И пример такого использования можно заметить в истории Средневековой Европы, Нацистской Германии или Советской России.

Ещё один немаловажный аспект в мире - это противостояние добра и зла. Так как утопия - это идеальный мир, то в нём нет зла. Но всем известно, что в любом мире, где есть добро, должно быть и зло. И в таком случае появляется вопрос: «Нужно ли избавляться от зла?». И ответ, по моему мнению, есть:“ НЕТ ”. Это противостояние делает из человека - индивидуальность. Человек - это симбиоз двух сторон: добра и зла, которые борются в нем, и заставляют его думать, соображать, мыслить.

Я соглашусь с тем, что люди в идеале не должны от кого-то зависеть, но и полную свободу тоже нельзя давать, это чревато анархией и хаосом. Если человеку позволить полную свободу выбора, то это может привести к таким вещам как: убийство, насилие и массовым беспорядкам.

В моем представлении люди, безусловно, должны получать чувство полноты жизни, но при условии, чтобы это не навредило им самим и окружающим. Человек должен сам выбирать, кем он должен быть. Ещё одна вещь в моём мире - это развитие. Если посмотреть на окружающий мир, то можно заметить, что большинство недавних открытий несут больше вреда, чем пользы. А в своем мире я бы хотел убрать возможность создания того, что несёт хоть малейшую опасность. Ну и последняя вещь и самая главная, о которой я хотел бы написать - это любовь. Любовь - это то чувство, которое можно испытать, и не понять это. Люди много пишут, рассказывают, даже составляют теории о ней, но никто не может сказать, что такое любовь. Человек, испытывающий её, никогда не сможет сказать, что это такое. Чтобы каждая утопия существовала, люди должны любил друг друга.

Но, к сожалению, у моего мира то же есть недостаток, и это - сам человек. Далеко не каждому будут по нраву мои идеалы.

Так что, думаю, надо довольствоваться тем что есть и пытаться найти тот самый “идеальный мир” который понравиться всем.

P.S. Всем любви и мира!

Экзамен: История Мировой Культуры

В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515- 1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". Уже при жизни это сочинение, кратко называемое "Утопией", принесло Мору всемирную славу.

Само слово "Утопия" придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: "ou" - "не" и "topos" - "место". Буквально "Утопия" означает "место, которого нет" и недаром сам Мор переводил слово "Утопия" как "Нигдея".

В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.

Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей высказывает свое критическое мнение об увиденном им современном положении в Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, - Рафаэль Гитлодей излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.

Уже давно замечено, да этого не скрывает и сам автор, что "Утопия" задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского "Государства" - как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, так, как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому вполне понятно, что в "Утопии" можно найти определенный синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с "философией Христа".

Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном - общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире. Рафаэль Гитлодей обличал своих современников: "Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны".

Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах справедливости. И недаром Гитлодей с восхищением описывает "мудрейшие и святейшие установления утопийцев, которые весьма успешно управляют государством с помощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает".

Как возможно существование общества справедливости? Томас Мор обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: "Для общественного благополучия имеется один-единственный путь - объявить во всем равенство". Равенство предполагается во всех сферах - в хозяйственной, социальной, политической, духовной и т. д. Но прежде всего в имущественной сфере - в Утопии отменена частная собственность.

Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает условия для рождения общества всеобщей справедливости: "Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы". Более того, "оттого что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего". И - "хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты".

В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег - деньги в Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т. д.

Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью - это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности. Более того, сам факт добровольного согласия утопийцов жить без частной собственности и денег связан прежде всего с высокими нравственными качествами жителей острова.

Рафаэль Гитлодей описывает утопийцев в полном соответствии с теми идеалами гармонически развитой личности, которые вдохновляли мыслителей Эпохи Возрождения. Все утопийцы - это высокообразованные, культурные люди, которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным. Будучи самым серьезным образом озабочены идеями общественного блага, они не забывают заниматься собственным телесным и духовным развитием.

В Утопии, по убеждению Томаса Мора царит полная веротерпимость. На самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, которого утопийцы называют Митрой.

В этом смысле на Мора несомненное влияние оказало учение Марсилио Фичино о "всеобщей религии". Но в то же время Томас Мор идет и дальше Фичино, ибо напрямую связывает идею Единого Бога с пантеистической идеей Божественной природы: "При том, что в Утопии не у всех одна и та же религия, все ее виды, несмотря на их разнообразие и множество, неодинаковыми путями как бы стекаются к единой цели - к почитанию Божественной природы". И пантеизм выражен Мором с наибольшей силой из всех предшествующих гуманистов.

Религиозные убеждения утопийцев гармонично сочетаются с их великолепным знанием светских наук, в первую очередь, философии: "...Никогда они не говорят о счастье, чтобы не соединить с ним некоторые начала, взятые о религии, а также философии, использующей доводы разума, - без этого, они полагают, само по себе исследование истинного счастья будет слабым и бессильным". Причем, удивительным образом, философские учения утопийцев в точности похожи на учения гуманистов, хотя, как известно, остров Утопия никак не связан с другой землей.

Религиозно-философские воззрения утопийцев в сочетании с принципами равенства, создают условия для высокого уровня развития нравственных начал на острове. Рассказывая о добродетелях жителей Утопии, Томас Мор, устами Рафаэля Гитлодея, излагает опять же гуманистическую "апологию наслаждения". Ведь в понимании гуманистов сами человеческие добродетели были напрямую связаны с духовными и телесными наслаждениями.

По сути дела, Утопия - это гуманистический образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможность расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопиец прекрасно понимает - его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.

Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т. д. стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об "идеальном государстве".

    Ответил: Ксения Шевченко

Российский Союз молодёжи

Саратовская областная организация

Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»

НОМИНАЦИЯ

Сочинение - эссе на тему:

« Россия – Родина моя»

Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»

Кадет МЧС:Нургалиева Юлия Хайдаровна

Руководитель: преподаватель

русского языка и литературы высшей квалификационной категории Мельникова Людмила Анатольевна

Балаково

Тихо щёлкнул пульттелевизора, погас голубой экран. Я устала от обрушевшейся на меня информации. Землетрясение,межнациональныеконфликты, бомбардировки, террористические акты, уносящие человеческие жизни. Мирперешагнул порог нового тысячелетия. С надеждой и тревогой за судьбы цивилизации мы смотрим в будущее. По каждому пути развития пойдет человечество? Что его ждёт? А может, это будут неведомые доселе нам варианты развития? Ответы даёт сама жизнь. Навеянный этими мыслями ко мне явился сон: Россия - 2101 год.

Я увидела удивительный мир природы, заботливо ухоженной человеком. Земля, реки, леса - всёдостояние человечества. В России давно уже ушли в небытие войны и межнациональные конфликты. Все усилия людей направлены на мирный труд и созидание. Уже давно канули в лету различные границы и автономии. Россия - единое и неделимое государство. Управляет страной Высший Совет, в который избираются люди, добившиеся выдающихся знаний.

Поскольку человечество уже давно ушло от конфликтов и ядерный "гриб" уже не угрожает ему, то все помыслы и силы человечества отданы науке и работе.

Уже давно человечество не сжигает нефть, уголь и газ. Это невосполнимые запасы Земли. Человек уже давно научился моделировать климат по своему усмотрению. Широко используется энергия солнца, океана, ветра. Энергия атома применяется как топливо для ракет, бороздящих бескрайние межгалактические просторы. Уже давно над человечеством не стоит проблема голода. В пищу повсеместно употребляютсякладовые морей и океанов, а ученые-биоинженеры вывели невиданные сорта растений, дающие огромные урожаи, а также высокопродуктивных животных. А главное достояние государства - человек. Россия - правовое государство. Для этого в России был разработан свод законов.

Законы гуманны, справедливы, закрепляют права каждого человека - право на жизнь, на достойное существование. Чем шире эти права, тем больше они гарантированы, тем свободней личность.

Достугнув таких высот развития, люди искоренили такие глобальные проблемы современности, как наркомания, алкоголизм, курение. Также они добились всеобщей занятости. Работать, заниматься наукой, приносить людям пользу станет престижно, а воспоминания о рабском непосильном труде будут восприниматься, как тяжёлый сон. Выдающихсяуспехов достигла и медицина. Уже давно побеждены неизлечимые прежде болезни, а врачи - геронтологи добились продолжения человеческой жизни до двухсот лет. Стали реальностью межгалактические полёты, освоение новых неизвестных прежде нам планет. Люди научились строить города на дне океанов и морей,путешествовать во времени и пространстве, а впереди у них ещёстолько же неизведанного. Хотела бы я жить в таком государстве? Да, безусловно!

Понравилась статья? Поделитесь ей