Контакты

Санников, михаил васильевич. Взаимоотношения с российскими буддийскими организациями

Санников Михаил Васильевич - основатель буддийского монастыря расположенного на горе Качканар, лама, глава общины «Шадчуплинг».

Михаил Васильевич Санников родился 30 ноября 1961 года в г. Воткинске Удмуртской АССР в семье потомственных военных.

http://www.kommersant.ru/gallery/2388788

В мае 1980 года Санников был призван в ряды ВС СССР и в течение 8 месяцев проходил обучение на Ярославском полигоне войск ГБ. Закончив обучение в звании младшего лейтенанта.

В феврале 1981 года впервые был отправлен по контракту в Афганистан , где в течение нескольких лет был командиром диверсионно-разведывательной группы.

Санников Михаил участвовал также в специальных операциях КГБ по проверке боеготовности частей, дислоцированных непосредственно в СССР. Одной из постоянных главных задач его группы в Афганистане было уничтожение караванов с оружием, шедших к моджахедам из Пакистана .

Буддизм

В 1988 года впервые ездил поступать на учёбу в Иволгинский дацан.

В течение 1989-1991 годов Михаил Санников проходил обучение при Иволгинском дацане, хотя официально буддийский институт «Даши Чойнхорлинг» при Иволгинском дацане.

В 1991-1993 годах жил преимущественно в Гусиноозёрске, затем - в Тамчинском дацане Даши Гандан Даржалинг, где проходил практику по совершению ритуалов. Летом 1993 года первый раз совершил поездку в Монголию , где получил посвящение в тантру Ямантаки от ламы Санже-ла в затворе близ г. Орхонтуул. В октябре-ноябре того же года в том же затворе практиковал пхову, переданную ему ламой Нгедубом.

С конца января по середину августа 1994 года около Хархорина под руководством ламы Цырена Михаил Васильевич Санников проходил затвор по Шести йогам Нигумы.

Зимой 1995 года его Коренной Учитель, Д. А. Жалсараев, дал ему распоряжение о возведении буддийского дацана в России.

Храм было решено назвать «Шадтчуплинг» «Место практики и реализации». 16 мая 1995 года, в день буддийского праздника Доншод-хурал, Михаил Санников начал работы по возведению монастыря на указанном месте.

Произошедший в 1998 году пожар полностью уничтожил все возведённые на тот момент деревянные постройки храмового комплекса, и строительство пришлось начинать практически заново.

В 2001 году в Качканаре учениками Михаила Санникова была зарегистрирована как часть РАБШКК местнаярелигиозная организация.

К 2003 году была достигнута принципиальнаядоговорённость о содействии уральских организаций «Ассоциации» строительству монастыря «Шадчуплинг».Рассматривался вопрос и о непосредственной регистрации монастыря в качестве ретритного(затворнического) центра.

Рассматривался вопрос и о непосредственной регистрации монастыря в качестве ретритного(затворнического) центра.

В 17 километрах от города Качканара на высоте 843 м над уровнем моря, среди скал, есть «Земля Санникова». На маленьком пятачке Михаил Санников – бывший «афганец», а теперь «буддист», как называют его местные жители, - живет больше шести лет. Вместе с единомышленниками строит храм. С помощью коллег из газеты «Качканарский рабочий» мы побывали у этого человека.

Дорога в небо

Качканар и его окрестности – красота неописуемая. Особенно осенью. Нежно-голубое предзакатное небо отражается в огромном зеркале рукотворного Качканарского моря. Над его дальним берегом (если смотреть из города) возвышается большая золотая гора в форме правильного треугольника. За ее пик зацепилась серая тучка, неосмотрительно опустившаяся слишком низко.

Ночью, накануне нашей «экспедиции», она пролилась на гору дождем, подмочив в моих глазах ее «репутацию» как одного из красивейших мест на Урале. В лесу стало сыро, холодно и мрачно.

В качестве проводника и гида выступал фотограф «Качканарки» Виктор Николаевич Чупраков, исходивший эти места вдоль и поперек. За ним по камням взбиралась Жанна Ташлыкова – спортсменка, красавица и к тому же ответственный секретарь «Качканарки», Светлана Тетерина – ее коллега, организатор нашего похода, и я.

Минут через 40 восхождения мы поняли, что… не знаем, где искать «Землю Санникова»: мешал сильный туман. Усталые, голодные, мокрые и озябшие, одни среди равнодушного холодного леса, мы стали кричать Михаила, слабо надеясь, что он услышит незадачливых путешественников.

Стоит ли говорить, что крик «Иду!», раздавшийся в безнадежной туманной тишине, мы восприняли, как спасительный глас Божий.

Спустя некоторое время появился и сам Михаил – крепко сбитый, невысокого роста, в бушлате и экзотического вида панаме. Он оказался общительным, остроумным, ироничным человеком. Провел нас в свое убежище, расположенное в ущелье: два небольших деревянных домика (мастерская и сама «квартира»), неподалеку – каменная Ступа, символ Просветленного Ума. Из живности – кошечка Котя и лохматый «кавказец» Энгри.

Как же вы здесь живете – без электричества, телевизора, газет? – задали мы Михаилу вопрос, естественный для испорченных благами цивилизации людей.

Смотрю на небо – чистое, без дыма. Значит, войны нет. А остальное – неважно, - полушутя ответил наш спаситель.

Как Санников стал "амбарной мышью"

О войне он сказал не просто так: 4 года оттарабанил в стреляющих горах Афганистана. Под конец службы это и случилось. Во время одной из операций вдруг увидел через оптический прицел снайперской винтовки, как лошадь, навьюченная душманским грузом, взбирается по узкой горной тропе и… плачет крупными слезами… Когда по бедной животине приказали стрелять – отказался наотрез.

У Михаила был выбор: либо отбывать наказание на вредном химическом производстве, либо – в горно-спасательной службе (тот же штрафбат). Санников предпочел последнее: все-таки свежий воздух. Шесть (!) лет, как он выразился, таскал мешки в горах (уже не в Афгане).

В 27 лет вернулся в родную Пермскую область. О послеармейских временах вспоминает так: женился, построил дом, работал на речном флоте. А еще много размышлял о смысле жизни. Начал интересоваться религиозными вопросами.

На войне либо становятся безбожниками: если Бог есть, то как он мог такое допустить? Либо, наоборот, приходят к Богу, - говорит Санников, разливая по кружкам свой любимый зеленый чай.

Мы сидим, поджав ноги, на дощатом настиле, покрытом одеялами. Хижина добротная, но тесноватая. Сквозь единственное маленькое оконце внутрь скупо льется свет серого дня, освещая аскетичную обстановку. Из «мебели» - только упомянутый настил-«диван» (он же одновременно и стол). Да еще полки, на которых стоят книги по религии, истории, психологии, а также различные руководства по строительству. В углу печка с треском «переваривает» дрова. Рядом с ней умывальник. (Девушки подмечают, что полотенце, висящее над ним – идеальной белизны). На стенах развешаны уральские пейзажи, танки (буддийская религиозная живопись), портреты тибетских лам.

Мне повезло: я вовремя встретил одного человека, - продолжает рассказ наш собеседник. – Он-то и поведал притчу, которая спасла меня от религиозных метаний. Летает воробей над полем, тут зернышко найдет, там чего клюнет. Вдруг видит – мышь на камне лежит, - греется на солнышке. Он к ней подлетает, спрашивает: «Ты чего это, мышь? Почему пищу не ищешь?» Мышка ему и отвечает: «А на что мне? Я же в амбаре живу!»

Непонятно только на первый взгляд. Воробей – это человек, который ищет смысл в жизни. К одному учению пристанет, к другому, так и останется ни с чем. А «мышь» уже нашла свою религию – и в ее распоряжении – все зерна священных знаний, скопленных за тысячелетия.

Михаил в качестве «амбара» выбрал буддизм – самую древнюю из 4-х мировых религий. В 28 лет он решил стать монахом. Поступил в буддийский монастырь, что находится в 25 км от Улан-Удэ в поселке Верхние Иволги.

Жизнь в монастыре

Главное, пожалуй, отличие буддийских монастырей от христианских – в них нет обряда пострига, после которого человек уже не может вернуться в мирскую жизнь. Буддийским «инокам» - хуваракам, что переводится как слушатель – предоставляется свобода выбора, они вольны покинуть монастырь в любой момент. Каждый сам решает свою судьбу.

Ведь главный постулат буддизма – ответственность. За свои мысли, действия. Плохой поступок нельзя «аннулировать», исповедавшись перед священником. Его придется искупать в этом или следующем рождениях. Будда говорил: «Чтобы понять, что вы делали в прошлых жизнях, взгляните на свою теперешнюю жизнь. Чтобы узнать, каким будет ваше будущее, посмотрите на ваши нынешние мысли и поступки».

В монастырь приходят с самыми благородными мыслями. Но примерно 60 процентов поступивших уходят, не выдержав суровых монашеских будней.

В их числе – «двоечники», не проявившие должного усердия в науках и провалившиеся на экзаменах, которые проводятся регулярно. Круг изучаемых предметов довольно широк: философия буддизма и общая философия, история религий и буддизма, языки тибетский, английский, санскрит, риторика, ведение диспутов, основы медицины, эзотерика и т.д.

Неужели не скучали в монастыре по светской жизни, не бегали в «самоволки»? – спрашиваю Михаила.

Случалось, бегали, - честно отвечает тот, - в кино, на футбол сходить, просто по городу погулять.

Особенно этим грешили «первокурсники». У их же монастырских собратьев постарше развлечения были более «прикладного» религиозного характера.

Как-то мы подметали территорию возле Ступы (культовое сооружение, памятник Просветленному Уму Будды, он напоминает пирамиду и символизирует вертикальную модель мироздания) – и заметили, что, побыв возле него, наш учитель Пемо Джанг… не оставляет следов на земле, - рассказывает Михаил.

Тогда мы решили провести эксперимент: выкопали неглубокую ямку полметра на полметра, над ней положили тонкие рамки из дерева, накрыли их газетами, все присыпали землей. И что же? Учитель спокойно прошел по нашей ловушке, ухмыльнулся и пошлее дальше!

Или еще был случай. Мой друг Саша Пчелкин, как-то ремонтируя забор, наступил на гвоздь. Ступня сильно распухла. Подходит учитель: «Что, болит нога? Я освобождаю тебя от этой работы – возьми мешок у завхоза, сходи на огород – принеси капусты». А это 4 км туда и обратно. Саша, скрипя зубами от боли, пошел. Вернулся, а нога совсем уже и не болит…

После 6 лет обучения в монастыре пришло время и Михаилу отправляться в путь – на место служения. Разговор с наставником по этому поводу был недолгим.

Учитель сказал, - вспоминает Михаил, - что у нас в России везде есть монастыри и ритритные центры (места медитационного уединения). А в самом сердце страны, на Урале – нет. Я добавил, что и люди здесь прекрасные живут, и горы (обязательное условие для размещения монастыря) есть. Учитель, ни разу не бывавший не то что в Качканаре, а вообще на Урале, показал на карте точку, подробно описал место, где мне предстояло строить монастырь. Я не стал задавать никаких вопросов…

Место, где исполняются желания

Так на тибетский манер переводится слово «Качканар». В указанную учителем точку лама Тэнзин Докшит (новое имя Санникова) приехал в 1995 году. С собой был только рюкзак с книгами, одеждой, «быстрой» китайской лапшой, да немного денег.

Первый «хуварак» к ламе пришел уже через неделю: случайно познакомились в городе. Сейчас у Санникова с десяток учеников. С каждым из них он работает индивидуально. Кроме того, летом приезжают 50-60 студентов из уральских вузов. Особенно много ребят с факультетов психологии, философии. (Мы гостили у ламы осенью, поэтому их уже не застали).

Надо сказать, что Санников никого к себе не зазывает. Буддизм вообще не приемлет миссионерства. Если человек духовно созрел, он сам приходит. Если не созрел, то, как гласит старая пословица, можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить.

Люди узнают о цветке духовности, распустившемся на диких качканарских скалах, от знакомых. Некоторых ребят в поездку отправляют… родители, - глядя на друзей своих чад, вернувшихся из монастыря домой спокойными и умиротворенными.

Цель уединения – не закрыться и уйти от мира, а в горной тишине разобраться в самом себе, победить свои страсти, - говорит Санников.

С одной стороны, он все возрастающему потоку интересующихся буддизмом рад, с другой – времени на всех не хватает. Надо ведь с каждым побеседовать, ответить на волнующие вопросы.

Многие ребята хотят сразу обучаться тайным наукам, йоге, - улыбается Михаил, - и бывают немного разочарованы тем, что поначалу приходится выполнять тяжелую физическую работу. Но буддизм не приемлет теории без практики.

И первая из практик, которую постигают прибывшие в храм, - откалывание камней от скал, таскание их на строительство монастыря. (Физический труд способствует установлению контроля над умом – главной цели буддизма).

Сегодня лама и его единомышленники достраивают Ступу. Уже закончены первые этажи мастерской и трапезной. Подготовлены площадки под баню, душевые, учебный класс, теплицу, выкопан котлован для пруда. На очереди – храмовый зал, библиотека, чайный домик. В плане есть даже создание фермерского хозяйства в недалекой деревне Кучум, чтобы обеспечивать монастырь овощами и молочными продуктами.

Что же касается целей самого монастыря «Шад Тчуп Линг» (с тибетского переводится как «место практики и реализации»), то они таковы: сохранять многовековые монашеские и йогические традиции: вести образовательную деятельность (планируются лекции для всех желающих по истории и философии буддизма, астрологии, тибетской медицине, живописи и т.д.). Монастырь, надеется Санников, станет международным медитационным и психотерапевтическим центром.

На мой вопрос, как относится к планам ламы Православная Церковь, Санников отвечает: «Нормально. Сейчас во время правления владыки Викентия, у нас нет разногласий».

А вот во времена Никона особо усердные ревнители православной веры возмущались: дескать, какой-такой баптист-буддист? И почему его храм быдет располагаться выше наших православных?!.

Первый и последний выход в свет

Встает Михаил рано. Колет камни, предварительно разогрев их с помощью костра, чтобы давали трещины. Также выполняет различные Практики, способствующие развитию ума, медитирует. (Хотя слово это не очень любит, говорит, есть красивый русский синоним – созерцание). Цель Практик – сделать ум подобным алмазу: чистым, прочным, острым инструментом.

Постоянной финансовой помощи ламе не оказывается – идея должна сама доказать свою жизнеспособность. Пожертвования Санников принимает, но только строительными материалами. Объясняет это тем, что не хочет чувствовать себя обязанным.

Но, естественно, лама не живет одним только «святым духом». Он очень любит чай. О нем может говорить часами. Спиртного не пьет совсем. Питается аскетично: макароны, каша, грибы. Хотя было время, плавал коком на лайнере и готовил акульи плавники под соусом авокадо. Своих лающих и мяукающих друзей кормит тем же, что ест сам.

Чтобы заработать денег, Санников зимой спускается в город, кладет кафель, выполняет другие работы по строительству.

Летом и осенью собирает грибы-ягоды. На зверье не охотится из принципиальных соображений.

Еще «горец» выращивает овощи, цветы. Специально для этих целей оборудовал клумбы. Скоро установит ветряки, движок, которые будут вырабатывать энергию. Тогда можно будет провести свет, даже установить компьютер с выходом в Интернет через радиомодем – буддийский монах отлично разбирается в технике.

На «большой земле», в Екатеринбурге, он бывает редко. С содроганием вспоминает последнюю «вылазку»: друзья уговорили сходить на юбилей одного из городских телеканалов. Долго не соглашался, но когда узнал, что будут пони, - Михаил обожает лошадей, - согласился. О чем очень скоро пожалел: среди празднующих маленькие лошадки были единственными трезвыми существами. Самое угнетающее впечатление на Санникова произвели дети, которые «профессионально», как он выразился, ругались матом.

Это мой первый и последний «выход в свет» на ближайшие 10 лет, - уверен Михаил.

Пророчество тибетского ламы

Буддисты, по словам Санникова, живут «без родины и флага». Потому как не мудро к чему бы то ни было привязываться, ибо все земное – это майя, иллюзия. Привязанность к ним порождает страдания и ставит крест на возможности выйти из колеса рождений и смертей.

Но все-таки Качканарский лама любит Россию, верит в то, что наступят для нас лучшие времена. По его словам, о скором возрождении «северной страны» (судя по многочисленным деталям, это может быть только Россия) говорил и лама-пророк, живший в Тибете много лет назад. Все предсказанные события (например, оккупация Тибета китайцами) – сбылись.

…Мы до позднего вечера говорили с ламой. Облако, заинтересованное нашей беседой, заглядывало туманным ликом в окно, свистел ветер, продираясь сквозь скалы. В жилище Санникова горела «вечная свечка» (такое хитроумное приспособление), умиротворенно урчала в ногах Котя.

В мире все взаимосвязано, все живое, нет ничего мертвого, - говорит Санников. И принимается доказывать постулаты буддизма… с помощью понятий ядерной физики.

…Есть древняя притча о том, как по-разному люди осознают себя свое место в жизни. У трех людей, возводящих какое-то сооружение, спросили, чем они занимаются. Один сказал: «Копаю землю». Другой – «Дроблю камни». А третий ответил: «Я строю храм»…

Качканарский лама строит храм среди качканарских скал и, одновременно, - внутри себя.

…Когда в редакции «Качканарского рабочего» мы подводили итог удачно прошедшей «экспедиции», кто-то из моих коллег сказал: «Как все-таки хорошо, что теперь есть «Земля Санникова», где любой путник может получить приют, переночевать, поговорить с этим необычным человеком».

А заблудившийся – покричать Михаила, и тот откликнется на зов, придет, поможет.

Андрей КАРКИН
«Областная газета» 26.10.2001 г.

См. также:
Александр АРХИПОВ "Монах" ("АиФ", №39, 2003)



План:

    Введение
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы и образование
    • 1.2 Служба в КГБ
    • 1.3 Поступление на учёбу в Иволгинский дацан
    • 1.4 Обучение в Бурятии и Монголии
    • 1.5 Строительство храма на горе Качканар
  • 2 Взаимоотношения с российскими буддийскими организациями
    • 2.1 Отношения со школой гелуг после окончания обучения
    • 2.2 Отношения со школой Карма Кагью
  • Литература
  • 4 Материалы в СМИ
  • Примечания

Введение

Михаил Васильевич Санников (Ти́нгдзин До́кшит; 30 ноября 1961, Воткинск, Удмуртская АССР, РСФСР, СССР) - религиозный деятель, глава общины «Шадчуплинг».


1. Биография

1.1. Ранние годы и образование

Михаил Васильевич Санников родился 30 ноября 1961 года в г. Воткинске Удмуртской АССР в семье потомственных военных. По окончании 8 класса общеобразовательной школы поступил в православную Московскую Духовную Академию (г. Загорск), однако, проучившись в ней меньше месяца, сдал документы и вернулся домой. Сдав зимой 1979 года экстерном экзамены за 10 класс общеобразовательной школы, остаток года провёл в школе на должности лаборанта при кабинетах физики и химии. В 1979 года был без экзаменов принят в Пермский Сельскохозяйственный Институт; сдав экстерном экзамены и защитив дипломный проект, окончил его в январе 1980 года. Попутно закончил курсы гражданской авиации.


1.2. Служба в КГБ

В мае 1980 года был призван в ряды ВС СССР и в течение 8 месяцев проходил обучение на Ярославском полигоне войск ГБ. Закончив обучение в звании младшего лейтенанта, в феврале 1981 года впервые был отправлен по контракту в Афганистан, где в течение нескольких лет был командиром диверсионно-разведывательной группы. Участвовал также в специальных операциях КГБ по проверке боеготовности частей, дислоцированных непосредственно в СССР. Одной из постоянных главных задач его группы в Афганистане было уничтожение караванов с оружием, шедших к моджахедам из Пакистана.

Однажды, во время очередной операции, он увидел в прицел снайперской винтовки, что лошадь, вёзшая на себе тюки с душманским оружием, поднимаясь в гору, плачет. Он отказался стрелять по ней, за что оказался в горноспасательной службе на Памире, позже на Алтае. В 1987 года в звании капитана вышел на пенсию по инвалидности; в течение нескольких месяцев работал в морге Ленинского района г. Перми санитаром и помощником патологоанатома. Экстерном выучился в Нижнетагильском художественном училище, немного проработал коком на Камском речном флоте.


1.3. Поступление на учёбу в Иволгинский дацан

От своего бывшего наставника в японской борьбе на мечах (кэндо) узнал о существовании в СССР, в Бурятии, живой традиции буддизма и о том, что там возможно получить буддийское образование. В 1988 года впервые ездил поступать на учёбу в Иволгинский дацан, однако в связи с тем, что на момент приезда все группы курса были уже укомплектованы, поступил в него лишь в следующем году. По результатам вступительного собеседования был определён в группу, специализировавшуюся по буддийской Тантре, которую отбирал лама Д. А. Жалсараев, и принял монашеские обеты под именем Тингдзин Докшит . Всего в группу было набрано 12 человек, преимущественно русских.


1.4. Обучение в Бурятии и Монголии

В течение 1989-1991 годов Михаил Санников проходил обучение при Иволгинском дацане, хотя официально буддийский институт «Даши Чойнхорлинг» при Иволгинском дацане был открыт только в 1991 году, при этом сначала факультетов было только два: философский и медицинский, а тантрический был открыт позднее. В это время Михаил Санников познакомился с Д. Б. Аюшеевым, впоследствии возглавившим Буддийскую традиционную Сангху России в статусе Пандито Хамбо-ламы и также в это время находившимся при дацане.

В 1991-1993 годах жил преимущественно в Гусиноозёрске, затем - в Тамчинском дацане Даши Гандан Даржалинг (пос. Гусиное Озеро), где проходил практику по совершению ритуалов. Летом 1993 года первый раз совершил поездку в Монголию, где получил посвящение в тантру Ямантаки от ламы Санже-ла в затворе близ г. Орхонтуул (Сэлэнгэ) [источник не указан 109 дней ] . В октябре-ноябре того же года в том же затворе практиковал пхову, переданную ему ламой Нгедубом [источник не указан 109 дней ] .

С конца января по середину августа 1994 года около Хархорина под руководством ламы Цырена проходил затвор по Шести йогам Нигумы [источник не указан 109 дней ] . Он же даровал ему посвящения в тантры Хеваджры и Чакрасамвары [источник не указан 109 дней ] . После недолгого возвращения в Иволгинский дацан вернулся в Хархорин, в Эрдэни-Дзу и оставался там до ноября того же года, участвуя в восстановлении монастырского ограждения из ступ под руководством Пабо-ламы.


1.5. Строительство храма на горе Качканар

Одна из ступ на горе Качканар в процессе строительства

После окончания обучения в Иволгинском дацане Михаил Санников собирался окончательно эмигрировать в Монголию, Однако зимой 1995 года его Коренной Учитель, Д. А. Жалсараев, дал ему распоряжение о возведении буддийского дацана в России. Он мотивировал это тем, что на западе России имеется уже один буддийский храм - петербургский дацан «Гунзэчойнэй», на востоке - храмы буддийской Бурятии, но посередине, на Урале - ничего нет. Жалсараев указал место, где такой храм должен был быть возведён - вершина горы Качканар (Свердловская область).

Храм было решено назвать «Шадтчуплинг» «Место практики и реализации». 16 мая 1995 года, в день буддийского праздника Доншод-хурал, Михаил Санников начал работы по возведению монастыря на указанном месте. Практически весь оставшийся, а также следующий, годы он провёл в каменных работах на горе, периодически спускаясь в близлежащий город Качканар, чтобы заработать денег на пропитание.

Произошедший в 1998 году пожар полностью уничтожил все возведённые на тот момент деревянные постройки храмового комплекса, и строительство пришлось начинать практически заново.

Храм «Шадтчуплинг» строится силами самого Михаила Санникова и немногочисленной общины лиц, принявших у него начальные монашеские обеты. Материально строительство обеспечивается общиной его учеников-мирян, проживающих на Среднем Урале. Строительство чрезвычайно осложняется труднодоступностью и удалённостью месторасположения храма от транспортной инфраструктуры, а также политикой руководства Качканарского горно-обогатительного комбината, претендующего на разработку рудных месторождений, находящихся недалеко от строительной площадки храма. Осенью 2006 года на гору поднимался очередной директор Качканарского горно-обогатительного комбината (принадлежит Абрамовичу), предложил 5 млн рублей и помощь в переезде монастыря на другое место. Санников усмехнулся и ответил: мы, мол, запросим ровно в два раза больше, чем вы сможете заплатить. Тот посмеялся, оставил пряники и ушёл.


2. Взаимоотношения с российскими буддийскими организациями

Перемены, произошедшие в жизни страны в первой половине 1990-х годов и повлиявшие на процесс становления буддийских религиозных организаций в новой России, в том числе рост националистических настроений в этнических республиках РФ, а также растущая популярность буддизма среди городского населения в нетрадиционных для буддизма регионах предопределили сложные отношения Михаила Санникова с современными буддийскими объединениями России.


2.1. Отношения со школой гелуг после окончания обучения

В декабре 1996 года Михаил Санников посетил Иволгинский дацан с целью получения документа, удостоверяющего окончание учёбы, в чём как ему, так и остальным его соученикам у Жалсараева было отказано под предлогом того, что дела по русским выпускникам переданы в ведение петербургского дацана «Гунзэчойнэй». Вследствие этого в начале 1997 года Михаил Санников предпринял поездку в Санкт-Петербург, где встретился ещё с несколькими учениками группы Жалсараева, ожидавшим решения вопроса о выдаче диплома. Настоятель дацана, Данзан-Хайбзун (Самаев) в это время находился в Тунке, а его заместитель, Доньёд-лама ничем не мог помочь в этой проблеме.

В 1998 году во второй половине июня лама вновь посетил дацан «Гунзэйчойнэй» с намерением встретиться по тому же вопросу с Еше Лодой Ринпоче, который должен был посетить дацан для дарования монашеской сангхе посвящения в Ямантаку. Хотя это посвящение действительно состоялось, организация церемонии - присутствие вопреки объявленному большого количества мирян, а также ограничение времени пребывания Ело Ринпоче лишь самой процедурой посвящения со стороны его сопровождающих - не позволила ни ему, ни даже Доньёд-ламе осуществить длительную встречу с Ринпоче, хотя такую договорённость лама Доньод осуществил заранее.

В 2002 году группа учеников Михаила Санникова отправила в Иволгинский дацан запрос о документах, удостоверяющих его образование. Согласно ответу, в архиве дацана таких документов не имелось, а сам вопрос был переадресован к Еше Лодой Ринпоче. Однако в результате очередной поездки Михаила Санникова к Еше Лодой Ринпоче, на этот раз в основанный им центр «Ринпоче-багша» (Бурятия) зимой 2006 года встретиться с ним вновь не удалось. Отсутствие формального документа, удостоверяющего факт буддийского образования Михаила Санникова, служит поводом к критике его личности, деятельности и взглядов со стороны некоторых руководителей мирских буддийских общин Урала.


2.2. Отношения со школой Карма Кагью

Основные посвящения, полученные Михаилом Санниковым, происходили из школ линии Кагью [источник не указан 109 дней ] , и это обусловило его попытки налаживания отношений с крупнейшей организацией, представляющей её в России - «Российской Ассоциацией Алмазного Пути школы Карма Кагью».

В конце мая 2000 года по приглашению Президента Элистинского Дхарма-центра Карма Кагью Михаил Санников посетил строительство ступы в Элисте (Калмыкия), где получил от ламы Норбу фрагменты закладок, использовавшихся в строительстве, которые по возвращении в Качканар были использованы в числе остальных для строящейся на горе ступы.

В 2001 г. в Качканаре учениками Михаила Санникова была зарегистрирована как часть «Российской Ассоциации Алмазного Пути школы Карма Кагью» местная религиозная организация. В результате нескольких личных встреч и переписки Михаила Санникова и основателя «Ассоциации» Оле Нидала в течение 2002-2003 гг. была достигнута принципиальная договорённость о содействии уральских организаций «Ассоциации» строительству монастыря «Шадчуплинг». Рассматривался вопрос и о непосредственной регистрации монастыря в качестве ретритного (затворнического) центра «Ассоциации». Однако в связи с ориентацией «Ассоциации» на преимущественно мирской, немонашеский буддизм, а также требованием исключить из образовательной программы материалы, не принадлежащие школе Карма Кагью, реальные взаимоотношения зашли в тупик.


Литература

Пореш В. Тибетский буддизм в России // «Современная религиозная жизнь России», Т.3, / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. - М., «Логос», 2005, ISBN 5-98704-004-2

4. Материалы в СМИ

  • Архипов А. Монах // «Аргументы и факты - Урал», № 39, 2003
  • Бессарабова А. Наш корреспондент попробовал стать буддийским монахом // «Мир новостей», 20.12.2005
  • Жуковская А. Судьба разведчика по-уральски. Резидент стал буддийским монахом // «Аргументы и факты - Урал», № 34, 2006
  • Самоделова С. Земля Санникова // «Московский комсомолец», 12.01.2006
  • Хазов А., Суворова Т. Уральский буддизм. //«Уральский следопыт», № 7, 2002
  • Шорин А. Буддийский монастырь под угрозой сноса // «Областная газета», 14.09.2006.

Михаил Васильевич Санников — религиозный деятель, глава общины «Шадчуплинг».

Биография

Ранние годы и образование

Михаил Васильевич Санников родился 30 ноября 1961 года в г. Воткинске Удмуртской АССР в семье потомственных военных. По окончании 8 класса общеобразовательной школы поступил в православную Московскую Духовную Академию, однако, проучившись в ней меньше месяца, сдал документы и вернулся домой. Сдав зимой 1979 года экстерном экзамены за 10 класс общеобразовательной школы, остаток года провёл в школе на должности лаборанта при кабинетах физики и химии. В 1979 года был без экзаменов принят в Пермский Сельскохозяйственный Институт; сдав экстерном экзамены и защитив дипломный проект, окончил его в январе 1980 года. Попутно закончил курсы гражданской авиации.

Служба в КГБ

В мае 1980 года был призван в ряды ВС СССР и в течение 8 месяцев проходил обучение на Ярославском полигоне войск ГБ. Закончив обучение в звании младшего лейтенанта, в феврале 1981 года впервые был отправлен по контракту в Афганистан, где в течение нескольких лет был командиром диверсионно-разведывательной группы. Участвовал также в специальных операциях КГБ по проверке боеготовности частей, дислоцированных непосредственно в СССР. Одной из постоянных главных задач его группы в Афганистане было уничтожение караванов с оружием, шедших к моджахедам из Пакистана.

Однажды, во время очередной операции, он увидел в прицел снайперской винтовки, что лошадь, вёзшая на себе тюки с душманским оружием, поднимаясь в гору, плачет. Он отказался стрелять по ней, за что оказался в горноспасательной службе на Памире, позже на Алтае. В 1987 года в звании капитана вышел на пенсию по инвалидности; в течение нескольких месяцев работал в морге Ленинского района г. Перми санитаром и помощником патологоанатома. Экстерном выучился в Нижнетагильском художественном училище, немного проработал коком на Камском речном флоте.

Поступление на учёбу в Иволгинский дацан

От своего бывшего наставника в японской борьбе на мечах узнал о существовании в СССР, в Бурятии, живой традиции буддизма и о том, что там возможно получить буддийское образование. В 1988 года впервые ездил поступать на учёбу в Иволгинский дацан, однако в связи с тем, что на момент приезда все группы курса были уже укомплектованы, поступил в него лишь в следующем году. По результатам вступительного собеседования был определён в группу, специализировавшуюся по буддийской Тантре, которую отбирал лама Д. А. Жалсараев, и принял монашеские обеты под именем Тингдзин Докшит. Всего в группу было набрано 12 человек, преимущественно русских.

Обучение в Бурятии и Монголии

В течение 1989-1991 годов Михаил Санников проходил обучение при Иволгинском дацане, хотя официально буддийский институт «Даши Чойнхорлинг» при Иволгинском дацане был открыт только в 1991 году, при этом сначала факультетов было только два: философский и медицинский, а тантрический был открыт позднее. В это время Михаил Санников познакомился с Д. Б. Аюшеевым, впоследствии возглавившим Буддийскую традиционную Сангху России в статусе Пандито Хамбо-ламы и также в это время находившимся при дацане.

В 1991-1993 годах жил преимущественно в Гусиноозёрске, затем — в Тамчинском дацане Даши Гандан Даржалинг, где проходил практику по совершению ритуалов. Летом 1993 года первый раз совершил поездку в Монголию, где получил посвящение в тантру Ямантаки от ламы Санже-ла в затворе близ г. Орхонтуул. В октябре-ноябре того же года в том же затворе практиковал пхову, переданную ему ламой Нгедубом.

С конца января по середину августа 1994 года около Хархорина под руководством ламы Цырена проходил затвор по Шести йогам Нигумы. Он же даровал ему посвящения в тантры Хеваджры и Чакрасамвары. После недолгого возвращения в Иволгинский дацан вернулся в Хархорин, в Эрдэни-Дзу и оставался там до ноября того же года, участвуя в восстановлении монастырского ограждения из ступ под руководством Пабо-ламы.

Строительство храма на горе Качканар

Одна из ступ на горе Качканар в процессе строительства

После окончания обучения в Иволгинском дацане Михаил Санников собирался окончательно эмигрировать в Монголию, Однако зимой 1995 года его Коренной Учитель, Д. А. Жалсараев, дал ему распоряжение о возведении буддийского дацана в России. Он мотивировал это тем, что на западе России имеется уже один буддийский храм — петербургский дацан «Гунзэчойнэй», на востоке — храмы буддийской Бурятии, но посередине, на Урале — ничего нет. Жалсараев указал место, где такой храм должен был быть возведён — вершина горы Качканар.

Храм было решено назвать «Шадтчуплинг» «Место практики и реализации». 16 мая 1995 года, в день буддийского праздника Доншод-хурал, Михаил Санников начал работы по возведению монастыря на указанном месте. Практически весь оставшийся, а также следующий, годы он провёл в каменных работах на горе, периодически спускаясь в близлежащий город Качканар, чтобы заработать денег на пропитание.

Произошедший в 1998 году пожар полностью уничтожил все возведённые на тот момент деревянные постройки храмового комплекса, и строительство пришлось начинать практически заново.

Храм «Шадтчуплинг» строится силами самого Михаила Санникова и немногочисленной общины лиц, принявших у него начальные монашеские обеты. Материально строительство обеспечивается общиной его учеников-мирян, проживающих на Среднем Урале. Строительство чрезвычайно осложняется труднодоступностью и удалённостью месторасположения храма от транспортной инфраструктуры, а также политикой руководства Качканарского горно-обогатительного комбината, претендующего на разработку рудных месторождений, находящихся недалеко от строительной площадки храма. Осенью 2006 года на гору поднимался очередной директор Качканарского горно-обогатительного комбината, предложил 5 млн рублей и помощь в переезде монастыря на другое место. Санников усмехнулся и ответил: мы, мол, запросим ровно в два раза больше, чем вы сможете заплатить. Тот посмеялся, оставил пряники и ушёл.

Понравилась статья? Поделитесь ей