Контакты

Парад суверенитетов в ссср. "парад суверенитетов" в ссср: понятие, причины Парад суверенитетов в ссср был

События в СССР конца 80-х и начала 90-х годов минувшего века дали миру понятие «парад суверенитетов». Трудно переоценить значимость этого процесса, который стал главной движущей силой распада Советского Союза. Как же происходил «парад суверенитетов»? Причины и последствия этого явления будут рассмотрены нами ниже.

Возникновение термина

Сам термин «парад суверенитетов» появился с легкой руки народного депутата РСФСР Петра Зерина. Именно он впервые применил данное выражение в конце 1990 года на съезде депутатов, дабы охарактеризовать тот процесс, который происходил в стране в связи с объявлением десятью республиками провозглашения государственной независимости. Тогда Пётр Зерин резко негативно отозвался об этих тенденциях, предсказывая, как следствие их, войну, усиление сепаратизма, наступление хаоса в правовом поле.

Но с этого момента понятие «парад суверенитетов» крепко закрепилось в политическом лексиконе. Другим популярным наименованием этого же процесса было «война законов», то есть «война» республиканского законодательства с общесоюзным.

Предыстория парада суверенитетов

Во второй половине 80-х годов XX века Советский Союз переживал острый экономический и политический кризис, который усугублялся падением цен на нефтепродукты, войной в Афганистане и общим коллапсом в административно-командной системе.

В 1985 году к власти в СССР пришел лидер новой формации - Михаил Горбачев. Он попытался путем довольно радикальных реформ вывести государство из кризиса. Данные реформы предполагали введение элементов рыночной экономики, гласность, партийный плюрализм. Данный курс активно стал проводиться с начала 1987 года и получил даже свое название - Перестройка.

Но, как показала жизнь, некоторые из данных реформ были слишком уж половинчатыми и недостаточными для коренного решения проблемы, другие же - слишком радикальными для советского общества того времени. В итоге все это привело к ещё большему углублению системного кризиса в стране. Кроме проблем в экономике и в управленческом аппарате, в регионах стали нарастать центробежные тенденции и местный сепаратизм, что в будущем вылилось в межнациональные конфликты и в «парад суверенитетов» в СССР.

Причины

Коренной причиной, которая вызвала «парад суверенитетов», был системный кризис в Советском Союзе, ведущий к тому, что правительство не смогло должным образом обеспечить сохранение целостности государства и приоритета на всей его территории общесоюзных законов. К тому же политика гласности, то есть дозволение беспрепятственно высказывать свое мнение о политической ситуации, чего раньше никогда в СССР не было, привела к тому, что с новой силой обрели жизнь межнациональные противоречия, которые до той поры, из-за жесткого административного контроля, были в замороженном состоянии.

Кроме того, начал проявляться «экономический сепаратизм», то есть нежелание промышленно развитых регионов делиться своими доходами с менее развитыми частями государства. Это привело к требованиям региональных властей экономической автономии, а то и полной независимости.

Начало «парада»

Начало «парада суверенитетов» принято связывать с провозглашением в ноябре 1988 года Декларации о суверенитете Эстонской СССР, которая подчеркивала приоритетность внутриреспубликанских законов над всесоюзными. Кроме того, в ней заявлялось о требовании пересмотра статуса Эстонии в составе Советского Союза. На тот момент это не вызвало слишком широкого резонанса в стране, так как было много других событий, будораживших общественность. И тем не менее именно данная декларация положила начало процессу, который принято называть «парад суверенитетов», в СССР.

Дальнейшее развитие «парада суверенитетов»

На протяжении 1989 года о своем суверенитете и главенстве республиканского законодательства над всесоюзным заявили две другие прибалтийские республики - Литовская ССР и Латвийская ССР, а также Азербайджанская ССР.

Первым территориальным образованием, которое заявило о выходе из состава крупнейшего государства мира, стала Нахичеванская АССР. Произошло это в январе 1990 года, после кровавого разгона силовиками протестующих в Баку. Впрочем, реального воплощения эта декларация независимости не получила.

Гораздо успешнее протекал «парад суверенитетов» в Прибалтике. В марте 1990 года Литовская ССР объявила о выходе из состава Советского Союза. В мае подобную процедуру повторили правительства Эстонской ССР и Латвийской ССР, а в августе - Армянская ССР. В мае 1991 года о принятии независимости возвестила мир Грузинская ССР.

Все остальные республики заявили о своем суверенитете, то есть о приоритете республиканского законодательства над общесоюзным. В то же время они сохраняли членство в составе СССР и пока не провозглашали своей полной независимости.

С попыткой реанимировать Советский Союз было связано проведение общесоюзного референдума, на котором ставился вопрос о сохранении СССР в измененном виде. Тогда большинство граждан высказалось за сохранение Союза, что позволило временно отсрочить распад государства.

События после путча

После Августовского путча началось массовое провозглашение республиками своей независимости. Уже 24 августа 1991 года это сделала Украинская ССР. Потом последовало провозглашение независимости остальных субъектов СССР. Последней данную процедуру совершила Казахская ССР (16 декабря 1991 года). Единственные республики, которые не заявляли о выходе из состава Советского Союза до самого его окончательного распада, были РСФСР и Белорусская ССР, хотя о своем суверенитете они объявили ещё в 1990 году.

Окончательный распад СССР

Так протекал «парад суверенитетов». Распад СССР был его закономерным следствием. Фактически крест на будущем страны Советов был поставлен в конце 1991 года на встрече первых лиц России, Украины и Беларуси в Беловежской Пуще. Тогда были выработаны соглашения о ликвидации СССР и создании международного объединения - Союза Независимых Государств. Позже к этому соглашению присоединились и лидеры других республик.

Юридически Советский Союз прекратил существование 26 декабря 1991 года, когда Верховный Совет самораспустился, а за день до этого сложил свои полномочия Президент страны Михаил Горбачев.

Последствия «парада суверенитетов»

«Парад суверенитетов» являлся главной движущей силой, которая привела к распаду СССР. Хотя коренные причины этого явления крылись гораздо глубже и были связаны с экономическим и управленческим коллапсом, который на тот момент царил в Советском Союзе.

Последствием «парада суверенитетов» было образование пятнадцати новых государств - бывших союзных республик. Кроме того, данный процесс коренным образом изменил геополитическую обстановку в мире. Не стало одной из двух сверхдержав, что превратило мировую политику из двуполярной в однополярную.

Новообразованным державам предстояло строить собственные национальные государства исходя из возникших политических реалий. Нигде это не было просто, но в одних странах прошло все более или менее гладко и без массовых кровопролитий. В других же до сих пор не стихают войны и вооруженные конфликты как последствие «парада суверенитетов» и распада СССР.

События в СССР конца 80-х и начала 90-х годов минувшего века дали миру понятие «парад суверенитетов». Трудно переоценить значимость этого процесса, который стал главной движущей силой распада Советского Союза. Как же происходил «парад суверенитетов»? Причины и последствия этого явления будут рассмотрены нами ниже.

Возникновение термина

Сам термин «парад суверенитетов» появился с легкой руки народного депутата РСФСР Петра Зерина. Именно он впервые применил данное выражение в конце 1990 года на съезде депутатов, дабы охарактеризовать тот процесс, который происходил в стране в связи с объявлением десятью республиками провозглашения государственной независимости. Тогда Пётр Зерин резко негативно отозвался об этих тенденциях, предсказывая, как следствие их, войну, усиление сепаратизма, наступление хаоса в правовом поле.

Но с этого момента понятие «парад суверенитетов» крепко закрепилось в политическом лексиконе. Другим популярным наименованием этого же процесса было «война законов», то есть «война» республиканского законодательства с общесоюзным.

Предыстория парада суверенитетов

Во второй половине 80-х годов XX века Советский Союз переживал острый экономический и политический кризис, который усугублялся падением цен на нефтепродукты, войной в Афганистане и общим коллапсом в административно-командной системе.

В 1985 году к власти в СССР пришел лидер новой формации - Михаил Горбачев. Он попытался путем довольно радикальных реформ вывести государство из кризиса. Данные реформы предполагали введение элементов рыночной экономики, гласность, партийный плюрализм. Данный курс активно стал проводиться с начала 1987 года и получил даже свое название - Перестройка.

Но, как показала жизнь, некоторые из данных реформ были слишком уж половинчатыми и недостаточными для коренного решения проблемы, другие же - слишком радикальными для советского общества того времени. В итоге все это привело к ещё большему углублению системного кризиса в стране. Кроме проблем в экономике и в управленческом аппарате, в регионах стали нарастать центробежные тенденции и местный сепаратизм, что в будущем вылилось в межнациональные конфликты и в «парад суверенитетов» в СССР.

Причины

Коренной причиной, которая вызвала «парад суверенитетов», был системный кризис в Советском Союзе, ведущий к тому, что правительство не смогло должным образом обеспечить сохранение целостности государства и приоритета на всей его территории общесоюзных законов. К тому же политика гласности, то есть дозволение беспрепятственно высказывать свое мнение о политической ситуации, чего раньше никогда в СССР не было, привела к тому, что с новой силой обрели жизнь межнациональные противоречия, которые до той поры, из-за жесткого административного контроля, были в замороженном состоянии.

Кроме того, начал проявляться «экономический сепаратизм», то есть нежелание промышленно развитых регионов делиться своими доходами с менее развитыми частями государства. Это привело к требованиям региональных властей экономической автономии, а то и полной независимости.

Начало «парада»

Начало «парада суверенитетов» принято связывать с провозглашением в ноябре 1988 года Декларации о суверенитете Эстонской СССР, которая подчеркивала приоритетность внутриреспубликанских законов над всесоюзными. Кроме того, в ней заявлялось о требовании пересмотра статуса Эстонии в составе Советского Союза. На тот момент это не вызвало слишком широкого резонанса в стране, так как было много других событий, будораживших общественность. И тем не менее именно данная декларация положила начало процессу, который принято называть «парад суверенитетов», в СССР.

Дальнейшее развитие «парада суверенитетов»

На протяжении 1989 года о своем суверенитете и главенстве республиканского законодательства над всесоюзным заявили две другие прибалтийские республики - Литовская ССР и Латвийская ССР, а также Азербайджанская ССР.

Первым территориальным образованием, которое заявило о выходе из состава крупнейшего государства мира, стала Нахичеванская АССР. Произошло это в январе 1990 года, после кровавого разгона силовиками протестующих в Баку. Впрочем, реального воплощения эта декларация независимости не получила.

Гораздо успешнее протекал «парад суверенитетов» в Прибалтике. В марте 1990 года Литовская ССР объявила о выходе из состава Советского Союза. В мае подобную процедуру повторили правительства Эстонской ССР и Латвийской ССР, а в августе - Армянская ССР. В мае 1991 года о принятии независимости возвестила мир Грузинская ССР.

Все остальные республики заявили о своем суверенитете, то есть о приоритете республиканского законодательства над общесоюзным. В то же время они сохраняли членство в составе СССР и пока не провозглашали своей полной независимости.

С попыткой реанимировать Советский Союз было связано проведение общесоюзного референдума, на котором ставился вопрос о сохранении СССР в измененном виде. Тогда большинство граждан высказалось за сохранение Союза, что позволило временно отсрочить распад государства.

События после путча

После Августовского путча началось массовое провозглашение республиками своей независимости. Уже 24 августа 1991 года это сделала Украинская ССР. Потом последовало провозглашение независимости остальных субъектов СССР. Последней данную процедуру совершила Казахская ССР (16 декабря 1991 года). Единственные республики, которые не заявляли о выходе из состава Советского Союза до самого его окончательного распада, были РСФСР и Белорусская ССР, хотя о своем суверенитете они объявили ещё в 1990 году.

Окончательный распад СССР

Так протекал «парад суверенитетов». Распад СССР был его закономерным следствием. Фактически крест на будущем страны Советов был поставлен в конце 1991 года на встрече первых лиц России, Украины и Беларуси в Беловежской Пуще. Тогда были выработаны соглашения о ликвидации СССР и создании международного объединения - Союза Независимых Государств. Позже к этому соглашению присоединились и лидеры других республик.

Юридически Советский Союз прекратил существование 26 декабря 1991 года, когда Верховный Совет самораспустился, а за день до этого сложил свои полномочия Президент страны Михаил Горбачев.

Последствия «парада суверенитетов»

«Парад суверенитетов» являлся главной движущей силой, которая привела к распаду СССР. Хотя коренные причины этого явления крылись гораздо глубже и были связаны с экономическим и управленческим коллапсом, который на тот момент царил в Советском Союзе.

Последствием «парада суверенитетов» было образование пятнадцати новых государств - бывших союзных республик. Кроме того, данный процесс коренным образом изменил геополитическую обстановку в мире. Не стало одной из двух сверхдержав, что превратило мировую политику из двуполярной в однополярную.

Новообразованным державам предстояло строить собственные национальные государства исходя из возникших политических реалий. Нигде это не было просто, но в одних странах прошло все более или менее гладко и без массовых кровопролитий. В других же до сих пор не стихают войны и вооруженные конфликты как последствие «парада суверенитетов» и распада СССР.

Перестроечные реформы не дали быстрого позитивного результата. Экономическая ситуация ухудшилась.
В условиях развития гласности и демократии начались открытые национальные конфликты:

· митинги и демонстрации в Алма-Ате (Казахстан) против русификации (1986);

· создание народных фронтов в союзных республиках, превратившихся в центры сепаратистских движений (с 1988 г.), требовавших выхода из СССР;

· Карабахская проблема, конфликт между Арменией и Азербайджаном. В 1988 г. Нагорно-Карабахская автономная область, входившая в состав Азербайджана, но населенная армянами, требовала передачи своей территории в состав Армении. Это стало основой конфликта, в том числе и вооруженного, между двумя республиками. Проблема Карабаха не урегулирована до сих пор;

· трагедией стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 г., когда при помощи войск была разогнана националистическая демонстрация. Многие получили ранения, а 19 человек погибли;

· волнения в Узбекистане в результате противостояния между турками-месхетинцами и узбеками (1989 г.);

· межэтнические столкновения в Киргизии (1989 г.);

· вооруженные столкновения в Абхазии (с 1989 г).

С 1990 г. в стране начался «парад суверенитетов». Декларации о суверенитете приняли большинство союзных республик. В этот процесс внесла свою лепту и Россия. 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР 907 голосами против 13 принял Декларацию о государственном суверенитете. В настоящее время этот день – национальный праздник Российской Федерации.
В этих условиях руководство СССР приняло решение о начале разработки нового союзного договора, который должен был предоставить широкие права союзным республикам и создать разумный баланс полномочий между ними и центром.
Но конфликты между республиками и Москвой продолжались. В январе 1991 г. резко обострилась ситуация в Литве, которая принимала законы, направленные на правовое оформление независимости. Политический ультиматум М.С. Горбачева и попытка военно-силового решения этого вопроса привели к столкновениям армии с населением Вильнюса, в результате которых погибли 14 человек. Эти события вызвали бурный резонанс в мире и внутри страны, скомпрометировав высшее советское руководство, и прежде всего М.С. Горбачева.
17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о сохранении СССР; 76 % голосовавших высказались за сохранение Союза. Шесть республик (Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдавия) бойкотировали референдум. Одновременно прошел российский референдум о введении поста Президента РСФСР (70 % проголосовали «за»). Выборы первого Президента России состоялись 12 июня 1991 г., на которых победил Б.Н. Ельцин, получивший 57,3 % голосов.
В подмосковной государственной резиденции Новоогарево в апреле 1991 г. начались консультации М.С. Горбачева и руководителей девяти союзных республик об условиях сохранения СССР («9+1»). Они проходили очень трудно, но ценой серьезных уступок М.С. Горбачева лидерам республик к концу июля 1991 г. был подготовлен текст нового союзного договора, содержание которого носило крайне противоречивый характер. Объединение республик в новом Союзе Суверенных Государств предполагалось на конфедеративной основе. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.



60. Распад СССР и образование СНГ: причины и последствия

В середине 80-х гг. в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. Непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты.
Причины обострения межнациональных конфликтов:
-экономический кризис;
-социальный кризис;
-непоследовательность и противоречивость национальной политики;
-кризис коммунистической идеологии и потеря руководством страны контроля над ситуацией.
В ряде районов (Нагорный Карабах -1988г. Армения и Азербайджан, Абхазия –выделение Абхазской АССР из состава Грузии, Узбекистан, Киргизия) межнациональные конфликты приняли форму вооруженного противостояния.
В союзных республиках усиливаются сепаратистские настроения, выразителями которых стали народные фронты. Начинается парад суверенитетов – в союзных республиках принимаются документы о государственном суверенитете. Предложенный Горбачевым проект нового Федеративного договора предусматривавший фактически преобразование СССР в конфедеративное государство, не получил поддержки как и в ряде союзных республик, так и среди представителей союзного руководства и стал одной из причин попытки отстранения Горбачёва от власти в августе 1991 г.
В августе 1991 года был создан Гос. Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) представителями властных структур, несогласными с проектов нового Союзного договора. В ГКЧП входили Бакланов, Крючков, Павлов –премьер-министр, Пуго-министр внутренних дел, Стародубцев, Тизяков, Янаев. В крупные города были введены войска, была приостановлена деятельность партий. Президент Ельцин призвал граждан к неповиновению и забастовке. В течении 3 дней стало ясно, что выступление ГКЧП общество не поддержало. Члены ГКЧП были арестованы. Эти события приблизили распад СССР.
В декабре 1991 года в Беловежской пуще состоялось совещание руководителей трех государств – России (Ельцин), Украины (Кравчук) и Белоруссии (Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 года. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ.
В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики.
Распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были:
-в экономической области - либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом «шоковой терапии»;
-в политической области - запрет КПСС (ноябрь 1991 г.); ликвидация системы Советов в целом (21 сентября - 4 октября 1993 года).
После распада СССР большинство межнациональных конфликтов немедленно перешли в фазу вооружённых столкновений:
-Карабахский конфликт - война армян Нагорного Карабаха за независимость от Азербайджана;
-Грузино-абхазский конфликт - конфликт между Грузией и Абхазией;
-Грузино-южноосетинский конфликт - конфликт между Грузией и Южной Осетией;
-Осетино-ингушский конфликт - столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе;
-Гражданская война в Таджикистане - межклановая гражданская война в Таджикистане;
-Первая чеченская война - борьба российских федеральных сил с сепаратистами в Чечне;
-Конфликт в Приднестровье - борьба молдавских властей с сепаратистами в Приднестровье.
Распад рублёвой зоны
-В течение 1992-1993 годов практически все союзные республики вводят собственные валюты. Исключением является Таджикистан (российский рубль сохраняет хождение до 1995 года), непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (вводит приднестровский рубль в 1994 году), частично признанные Абхазия и Южная Осетия (сохраняется хождение российского рубля).
Распад единых Вооружённых Сил
В течение первых месяцев существования СНГ лидеры основных союзных республик рассматривают вопрос о формировании единых вооружённых сил СНГ, однако этот процесс развития не получил. Министерство обороны СССРфункционировало как Главное командование Объединённых Вооружённых сил СНГ до декабря 1993 года.
Безъядерный статус Украины, Белоруссии и Казахстана
В результате распада СССР число ядерных держав увеличилось, так как на момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие дислоцировалось на территории четырёх союзных республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана.
Совместные дипломатические усилия России и Соединённых Штатов Америки привели к тому, что Украина, Белоруссия и Казахстан отказались от статуса ядерных держав, и передали России весь военный атомный потенциал, оказавшийся на их территории.
Отмена единого советского гражданства
Распад СССР повлёк за собой введение новыми независимыми государствами своего гражданства и замену советских паспортов на национальные. В России замена советских паспортов окончилась только в 2004 году, в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике они сохраняют хождение по сей день.

С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленчиских структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии, и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989) и Молдавской ССР (1990) Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания призедентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. 1 съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н.Ельцин, вице-призедентом-А.В.Руцкой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. 4 съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения". В документе отмечалось, что основой обновлённого Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведён всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновлённого Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

Финал политического кризиса

В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарёво (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С.Горбачёва с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновлённого Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления,принятие новой Конституции,изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе.Приверженцы М.С.Горбачёва видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опастности гражданской войны в стране. Руководители движения "Демократическая Россия" выдвинули идею о подписании временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти.Группа учёных-обществоведов выступила с протестом против пректа договора.Подготовленный к подписанию документ был расценён как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сеператистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

В ночь на 19 августа президент СССР М.С. Горбачёв был отстранён от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М.С.Горбачёва-в связи с состоянием его здоровья-исполнять президентские обязонности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП - Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-призедент Г.И.Янаев, премьер - министр В.С.Павлов, председатель КГБ В.А.Крючков, министр обороны Д.Т.Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б.Н.Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот.Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа бал положен конец её существованию как правящей государственной структуры.

События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств-России(Б.Н.Ельцин), Украины(Л.Кравчук) и Белоруссии (С.Шукшевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договорённость о создании СНГ-Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились ещё восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

процесс, начавшийся с приходом к власти в СССР М. С. Горбачева и начатой им перестройки. Развал СССР повлек за собой образование новых государств на постсоветском пространстве. Кроме того, на территории Российской Федерации так же образовалась тенденция к обособленности некоторых бывших частей РСФСР от общего центра.

Парад суверенитетов получил дальнейшее развитие во времена правления Б. Н. Ельцина, который знаменит своей крылатой фразой: «Берите суверенитета, сколько проглотите» - оная сентенция направлялась руководителям всех бывших автономных областей и республик в составе РСФСР. И грех было этим руководителям не воспользоваться таким положением вещей - суверенитета хапнули столько, что подавились. Первой подавилась Чечено-Ингушская республика, которая скорчилась в агонии и распалась на два субъекта федерации. А затем в Чечне началась антитеррористическая операция, которая идет до сих пор, хотя все браво сообщают, что наведен конституционный порядок.

Естественно, что парад суверенитетов не затронул те области, в которых традиционно проживал Русский народ (в некоторых составляя 100 % населения). Таким субъектам федерации было отказано во всем - они могли быть только областями, никаких национальных интересов, никакого суверенитета. Так что создание т. н. «Русской республики» отменялось. Суверенитет получали только малые народы, а большой народ продолжал их обслуживать, находясь на положении тяглового скота, который развивает суверенное государство в составе Российской Федерации (это - дословные слова из конституций некоторых национальных республик), но при этом не имеет там никаких прав - все права у титульного народца.

См. также: административная реформа, вертикаль власти, конституция, самоопределение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВ

1. Принятие деклараций о государственном суверенитете республик и автономий в составе СССР и РСФСР (Российской федерации). В 1990 г. Б. Ельцин ездил по стране под лозунгом «Берите суверенитета, сколько проглотите». С этого началась повальная суверенизация автономных и союзных республик, продолжавшаяся с августа по октябрь 1990 года и получившая название «парад суверенитетов». За этот период была принята декларация о государственном суверенитете Карельской АССР, провозглашен государственный суверенитет Коми ССР, Татарской ССР, провозглашена Гагаузская республика в составе СССР (Молдова), принята Декларация о суверенитете Абхазии (Грузия), провозглашены государственные суверенитеты Удмуртской республики и Якутской-Саха ССР, принята декларация о создании Приднестровской Молдавской ССР, Чукотский автономный округ объявил о своем суверенитете в статусе автономной республики, Декларации о государственном суверенитете приняты в Башкирской ССР, Бурятской ССР, Калмыцкой ССР, Марийской ССР, Чувашской ССР, Декларации о суверенитете и статусе автономной республики в Ямало-Ненецком и Горно-Алтайском автономных округах, Декларация о суверенитете Иркутского региона и т. д.

Времена парада суверенитетов в России прошли. Но угроза потери отдельных земель сохраняется, а потому вопрос, доживет ли страна в нынешних границах до XXII века, представляется совсем не праздным.

(«Политбюро» (Москва). 17.03.2003).

Ельцинский «парад суверенитетов» сменяется унификацией регионов. Феодальная раздробленность уходит в прошлое, уступая место унитарному государству, где все губернии подведены под общий знаменатель.

(«Российские вести» (Москва). 26.02.2003).

В электронных архивах российской прессы термин «парад суверенитетов» впервые встречается в «Российской газете», в стенограмме заседания внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР, в декабре 1990 г., в выступлении депутата П. И. Зерина. Отличное определение

Неполное определение ↓

Понравилась статья? Поделитесь ей