Простые предложения в бессоюзном сложном предложении примеры. БСП правила: примеры, знаки препинания в бессоюзных сложных предложений. Что мы узнали
В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения бессоюзного сложного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.
Запятая в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и .
Ср.: Метель не утихала , небо не прояснялось (Пушкин). - Метель не утихала, и небо не прояснялось; Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли , через минуту уже не было слышно шума (Чехов). - Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:
Налево чернело глубокое ущелье ; / 1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари / 2 (Лермонтов).
Двоеточие в бессоюзном сложном
1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть .
Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). - Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.
Обратите внимание!
Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.
Обычай мой такой : подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно : нельзя сидеть сложа руки (Чехов).
2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что .
Ср.: Я знал : удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). - Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.
Обратите внимание!
Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что , а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.
Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). - Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Он подумал , понюхал : пахнет мёдом (Чехов). - Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.
3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что .
Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражение : землетрясение было не к добру (Тынянов). - Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышно : они не поют в часы зноя (Тургенев). - Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя .
Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:
1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу :
Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Крылов). - Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер - всё дрогнуло , ожило , засмеялось (М. Горький). - Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.
2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но .
Ср.: Служить бы рад - прислуживаться тошно (Грибоедов). - Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость - я хозяин (Багрицкий). - Он гость, а я хозяин.
3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате .
Ср.: Я умираю - мне не к чему лгать (Тургенев). - Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл - пусть меня научат (Маяковский). - Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.
Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).
4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если .
Ср.: Кошки грызутся - мышам приволье (пословица). - Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик - будут и грибки (Пушкин). - Если будет дождик, будут и грибки.
Примечание Если второе предложение в бессоюзном сложном предложении начинается с частицы так , то вместо тире ставится запятая, например: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).
5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно .
Ср.: Молвит слово - соловей поёт (Лермонтов). - Молвит слово, будто соловей поёт.
6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков :
Приказ есть приказ - так его воспитали (Воробьёв).
Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):
План разбора бессоюзного сложного предложения
- Указать тип сложного предложения (бессоюзное сложное предложение).
- Указать, из скольких частей состоит бессоюзное сложное предложение (выделить грамматические основы).
- Указать значение (смысловые отношения) между частями бессоюзного предложения. Обосновать постановку знака препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
- Построить схему бессоюзного сложного предложения.
Образец разбора
Дуб держится - к земле тростиночка припала (Крылов).
Бессоюзное сложное предложение; состоит из двух простых частей: 1) дуб держится ; 2) к земле тростиночка припала ; грамматические основы: 1) дуб держится ; 2) тростиночка припала . Второе предложение содержит противопоставление (между частями можно вставить союз а : Дуб держится , а к земле тростиночка припала ). Поэтому между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире.
- .
противоп.
Разделы: Русский язык
Тип урока: изучение нового материала и первичного его закрепления.
Цели урока:
- Образовательная : ознакомление учащихся с основными признаками бессоюзных сложных предложений и знаками препинания в них; формирование умения расставлять знаки препинания в БСП.
- Развивающая : развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи обучающихся, орфографической и пунктуационной зоркости через практическую деятельность.
- Воспитательная : воспитание любви к родному языку на примере художественных текстов Н.Рубцова, А.С.Пушкина и других классиков русской литературы; воспитание любви к родному городу, родному краю.
Задачи:
- формирование умения определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- формирование навыка преобразование БСП в сложносочиненные и сложноподчиненные предложения на основе общности значения;
- создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетенции обучающихся через работу в парах;
- развитие умение анализировать языковой материал, проводить самоконтроль и самооценку, формулировать собственные выводы.
К концу урока ученики должны
- знать: признаки бессоюзных сложных предложений;
- уметь : находить БСП в тексте, отличать БСП от других видов сложных предложений; устанавливать смысловые отношения между частями БСП, расставлять знаки препинания.
Повторение: признаки сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал для учащихся, опорная таблица «Знаки препинания в БСП»
Используемые ЦОР: слайды, тесты.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, парная.
ХОД УРОКА
1 этап. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Ребята, А.П.Чехов когда-то сказал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью
» (Презентация
, слайд №1).
- Как вы понимаете слова известного писателя?
- Верность слов А.П.Чехова мы и проверим сегодня на уроке: будем вместе размышлять, анализировать, исследовать, сопоставлять.
Задание детям: открыть тетрадь, подписать число.
Ребята, обратимся еще к одному из высказываний А.П.Чехова: «Много знаков, но каждый имеет свое значение и место»
(слайд №2)
- О каких знаках идет речь в высказывании?
- Вы согласны с этим утверждением?
- А другой великий классик русской литературы А.С.Пушкин говорил о знаках препинания так: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание» (слайд № 3)
- Правильность суждений А.С.Пушкина и А.П.Чехова мы также должны доказать на уроке.
2. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного материала
Цель: повторение знаний о видах сложных предложений: ССП и СПП.
Ребята, с какими видами сложных предложений мы с вами уже познакомились?
Итак, как всегда, прежде чем приступить к изучению новой темы, нам необходимо повторить изученное, чтобы мы смогли успешно подготовиться к итоговой аттестации
1. Теоретическая разминка «Верно - неверно» (слайд № 4)
1) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой)
2) В СПП предложения связываются только при помощи союзов.
3) В ССП обе части равноправны.
4) В ССП перед союзом И всегда ставится запятая.
5) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
6) В СПП придаточное предложение всегда стоит после главного.
Ответы: 1 - да, 2 - нет, 3 - да, 4 - нет, 5 - нет, 6 - нет. (Проверка ответов в парах; отметка выставляется в оценочный лист) (слайд № 5)
Почему 2, 4, 5 и 6 утверждения неверные? (ответы детей)
- Кто получил 6 баллов - поднимите руки!
- Кто выполнил разминку на 5 баллов - хлопнете в ладоши!
- Ну а с остальными придется позаниматься дополнительно!
- Итак, ребята, какие предложения называются сложносочиненными?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Я уверена, что сейчас при выполнении тестовых заданий вы сможете показать свои знания о ССП и СПП на практике.
2. Тестовое задание . Задание по группам. (слайд № 6)
1 вариант
. Указать номера сложносочиненных предложений;
2 вариант
. Указать номера сложноподчиненных предложений (Приложение 1
)
Кроме того, ученики должны сказать, кому из известных русских поэтов принадлежат строки из стихотворений, с которыми они будут работать.
Проверка выполненной работы осуществляется в парах (ученики меняются тетрадями) (слайд № 7)
Количество баллов ученики заносят в оценочный лист.
Кто смог найти ССП на «отлично», на «хорошо»?
- Кто не ошибся в указании СПП?
- Молодцы!
Итак, кто является автором тех замечательных строк, с которыми вы работали?
Конечно же, эти строки принадлежат известному русскому поэту, нашему с вами земляку, Николаю Михайловичу Рубцову (слайд № 8). Николай Рубцов, А.Яшин, О. Фокина, А.Романов и многие другие поэты и писатели воспели красоту нашего края в своих поэтических произведениях, а замечательные наши земляки-художники, композиторы в картинах и в музыке.
3 этап. Проверка домашнего задания
А вы, ребята, любите свой родной край? Прочитайте предложения с разными синтаксическими конструкциями (простые и сложные), в которых вы рассказали о родном городе, вологодском крае. (Ответы учеников)
- Вернемся к тестовому заданию. Почему 1 и 3 группа вы не указали в ответах 3, 5, 8 и 11 предложения? (5 предложение - простое, остальные - сложные с бессоюзной связью).
- Почему вы считаете, что 3, 8 и 11 предложения относятся к бессоюзным сложным предложениям? По каким признакам вы это определили?
- Итак,
тема нашего сегодняшнего урока «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
(запись в тетрадь)
4. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Какие цели и задачи мы сегодня перед собой поставим на уроке? Чему вы должны научиться к концу урока? (слайд № 10)
- Цели поставлены, будем стремиться к их выполнению.
5. Изучение нового материала. (слайд № 12)
Наблюдение над языковым материалом (тексты разложены на каждой парте)
1) Какие предложения перед вами? Охарактеризуйте их. Определите тип придаточных предложений в СПП. Замените союзные (ССП и СПП) предложения бессоюзными сложными предложениями (устно) Одинаково ли выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных предложениях? Проследите за интонацией. При подготовке к ответу используйте материал учебника на стр. 94-95
А) Когда настанет утро, отправимся в путь. (придаточное времени)
Б) Слова Печорина врезались в память, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека. (придаточное причины)
В) Мы убеждены, что победа будет за нами. (придаточное изъяснительное)
Д) Лето припасает, а зима поедает. (ССП с противительным союзом)
Ж) В глазах у меня потемнело, и голова закружилась. (ССП и соединительным союзом)
Итак, мы произвели синонимическую замену: заменили союзные сложные предложения бессоюзными предложениями. Что изменилось? Чем же отличаются БСС от ССП и СПП?
Делаем вывод : бессоюзное сложное предложение - это такое сложное предложение, части которого соединены только при помощи интонации и по смыслу без помощи союзов или союзных слов (слайд № 13)
Какими стали предложения
? (БСП более динамичнее, менее громоздкие и тяжеловеснее, чем СПП. Они отличаются живостью, легкостью, простотой, изяществом, а также емкостью, способностью окрашивать высказывание дополнительными оттенками значения)
М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию»
заявляет, что уменьшение числа союзов делает речь «важнее и великолепнее» (слайд №14)
«Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых споек и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше»
2) Одинаковы ли смысловые отношения в союзных и бессоюзных предложениях?
Смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы. Поэтому смысловые отношения здесь более определенные, четкие. В бессоюзных же предложениях смысловые отношения выражаются менее четко. Не всегда дифференцируются. Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме их помогают выявить различные знаки препинания.
Задание: Даны два простых предложения: Лес рубят. Щепки летят. Составьте всевозможные предложения разных синтаксических конструкций на основе этих простых предложений.
Варианты:
А) Лес рубят - щепки летят.
Б) Когда лес рубят, щепки летят.
В) Если лес рубят, то щепки летят.
Г) Лес рубят, и щепки летят.
Д) Во время рубки леса щепки летят.
Итак, проанализировав получившиеся предложения, мы видим, что одно и то же содержание можно передать разными синтаксическими конструкциями, которые, несмотря на смысловую близость, отличаются друг от друга. В ССП простые, входящие в состав сложного, равноправны; союз И подчеркивают последовательность происходящих событий;
В СПП есть главное и придаточное, к которому мы задаем смысловой вопрос от главного предложения.
В БСП простые предложения связаны друг с другом невидимой связью, при помощи интонации: понижение голоса в предложениях с тире, с повышением голоса в предложениях с двоеточием и с интонацией перечисления в предложениях с запятой и точкой с запятой.
Еще раз сделаем вывод, что БСП отличаются от союзных легкостью, живостью, простотой.
- Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении? И от чего зависит выбор знака препинания в БСП? (слайд №15) В помощь вам я распечатала таблицу «Знаки препинания в БСП». Пользуйтесь ею сегодня на уроке.
Делаем вывод:
Выбор знака препинания зависит от смысловых отношений, которые выражает интонация, а проверить можно путем подстановки союзов и замены синонимическими конструкциями СПП и ССП. (слайды №16-17)
- Где, как вы думаете, чаще всего используются БСП? (В основном в устной разговорной речи, но они широко используются также в языке художественной речи).
Ученице было предложено провести исследование: какими знаками препинания чаще всего пользовался А.С.Пушкин в своих произведениях, а также рассказать об истории знаков препинания.
Сообщение: Прочитав ряд произведений поэта, я пришла к выводу, что А.С.Пушкин чаще всего пользовался запятой, точкой с запятой, реже - двоеточием и совсем редко - тире. В древнерусских текстах, например, в «Слове о полку Игореве», отсутствуют многие знаки препинания. Родоначальником русской пунктуации стала точка. Она уже встречается в памятниках древнерусской письменности 11 века. В 15 веке появились запятая и точка с запятой, в 16 веке - двоеточие и вопросительный знак, в 18 в. - восклицательный, называвшийся удивительным, и многоточие. Тире одним из первых в русской литературе использовал Н.М.Карамзин.. Начало научному изучению пунктуации было положено М.В.Ломоносовым в «Российской Грамматике» . Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1953 году.
6. Этап первичного закрепления знаний. Контроль знаний и умений
А теперь пора применить теоретические знания на практике. Слайд №18
1 вариант . Попробуйте расставить нужные знаки препинания в тех бессоюзных сложных предложениях, с которыми мы уже работали, когда заменяли СПП и ССП бессоюзными (слайд №) и обоснуйте свой выбор.
2 вариант . Расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, обоснуйте свой выбор. Скажите, кому принадлежат эти строки?
3 вариант. Работа с текстом.
Задание: Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите тип и стиль текста. Какие виды тропов используются в тексте и какова их роль?
Тип текста - повествование с элементом описания, стиль - художественный. Тропы - эпитет, сравнение, метафоры. БСП - 1) - быстрая смена событий; 4) - условие; 5) - пояснение.
Проверка (слайды №19-21)
В качестве закрепления выполните тестовые задания по новой теме (на слайдах)
Ответы: 1-3, 2-3, 3-2, 4-2, 5-2, 6-2 (слайды № 24-29)
Домашнее задание
1) Упр. 214 или 215 (на выбор) слайд № 22
2) Творческое задание. Выписать 10 бессоюзных сложных предложений из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» или из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Подведение итогов. Рефлексия (слайд №23)
Итак, пришла пора подвести итоги урока. Смогли ли мы с вами выполнить цели урока? Чему вы научились к концу урока?
- Какую роль выполняют в нашей речи сложные бессоюзные предложения? (они дают возможность передать различные смысловые отношения более лаконично; помогают избежать излишней загруженности текста союзами)
Я думаю, что на следующих уроках по изучению бессоюзных сложных предложений мы применим и углубим знания, которые вы получили сегодня на уроке. Подсчитайте количество баллов. Спасибо за урок!
Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это сложное предложение, части которого соединяются интонационно без помощи союзов и союзных слов. БСП часто встречаются в сказках, в художественной и разговорной речи, среди пословиц и поговорок.
Бессоюзные сложные предложения отличаются от союзных тем, что синтаксическая связь частей сложного предложения выражена в них без помощи союзов и союзных слов. Синтаксическая связь выражена в них интонационно. Интонация также помогает определять значения предложений, которые вне контекста часто могут определяться по-разному.
В бессоюзных сложных предложениях средством связи предложений-частей БСП являются:
- интонация;
- порядок расположения предложений в составе БСП;
- соотношение вида и времени глаголов в предложениях.
Этим БСП отличаются от сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, в которых данную роль выполняют союзы.
Бессоюзные предложения могут состоять из двух и более простых или сложных предложений, между которыми в зависимости от значения ставятся запятая, двоеточие, тире или точка с запятой.
Учительница заболела, занятие перенесли.
(последовательность действий)
Учительница заболела: занятия перенесли.
(пояснение)
Учительница заболела – занятия перенесли.
(причинно-следственная связь)
Бессоюзные сложные предложения принято обозначать БСП.
Классификация бессоюзных предложений
Самая распространённая классификация бессоюзных сложных предложений – это классификация по значению.
1. БСП со значением последовательности :
Подул сильный и резкий ветер, небо затянуло тучами.
2. БСП со значением пояснения :
Со мною происходит что-то непонятное: я тревожусь без причины.
- В такие предложения может быть мысленно подставлен союз а именно . Второе предложение поясняет первое
3. БСП со значением дополнения :
Я вошёл в дом: там было чисто и прохладно.
- Второе предложение дополняет первое, оно содержит дополнительную информацию.
4. БСП со значением причины :
Я обиделась на него: он был виноват передо мной.
Второе предложение называет причину первого. От первого предложения можно поставить вопрос почему?
5. БСП со значением условия :
Захочу – всё будет по-моему.
Первое предложение содержит условие, может быть подставлен союз если .
6. БСП со значением следствия :
Прошёл ледяной дождь – столько деревьев поломало.
Второе предложение содержит следствие событий, о которых говорится в первой части. Ко второму предложению могут быть добавлены союзы вследствие чего или так что .
7. БСП со значением времени :
Дождь перестал – дети побежали на улицу.
В первое предложение может быть подставлен союз когда .
8. БСП со значением сопоставления :
Делу время – потехе час.
Во второе предложение может быть подставлен союз а .
Примеры схем БСП:
[ … ], [ … ] – бессоюзное сложное предложение, например:
К вечеру потеплело,/ в саду расквакались лягушки.
[ … ] – [… ] – бессоюзное сложное предложение, например:
Я поднялась на третий этаж и подошла к двери -/неожиданно из-за неё раздался отчаянный собачий лай.
[ … ] : [ … ] — бессоюзное сложное предложение, например:
Услышав шум, я опустила глаза: /прямо передо мной пробежал ёжик.
Бессоюзное сложное предложение (БСП) - это сложное предложение, части которого соединяются интонационно без помощи союзов и союзных слов. БСП часто встречаются в сказках, в художественной и разговорной речи, среди пословиц и поговорок.
Понятие о бессоюзном предложении
В бессоюзных сложных предложениях средством связи предложений-частей БСП являются:
- интонация;
- порядок расположения предложений в составе БСП;
- соотношение вида и времени глаголов в предложениях.
Этим БСП отличаются от сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, в которых данную роль выполняют союзы.
Бессоюзные предложения могут состоять из двух и более простых или сложных предложений, между которыми в зависимости от значения ставятся запятая, двоеточие, тире или точка с запятой.
Примеры бессоюзных сложных предложений со схемами:
К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.
Он встревоженно ходил по комнате: ему не давали покоя новости, которые сообщил друг.
[…] : [[…],(которые)].
Позовут - пойдем к ним в гости.
Не путайте БСП с простыми предложениями с тире. В БСП всегда есть две синтаксические основы, выраженные подлежащим и сказуемым или только сказуемым. Примеры : Москва - столица России (простое предложение). Придет вечер - поговорим (БСП).
Классификация бессоюзных сложных предложений по значению
Простые предложения в составе БСП могут выражать различные значения. Основные виды бессоюзных предложений, а также правила пунктуации при их написании приведены в таблице.
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
Значение |
Какой знак препинания ставится |
Правило |
Примеры |
Одновременности, последовательности, перечисления |
запятая, точка с запятой |
Запятая ставится, если между предложениями в составе БСП можно поставить союз и . Точка с запятой ставится в случаях, если предложения в составе БСП отдалены по смыслу или распространены. |
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось. Андрей вернулся поздно; Маша уже спала. |
Противопоставления (сопоставления) |
В предложении всегда есть смысловое противопоставление чего-либо; между простыми предложениями можно поставить союзы а, но. |
Ученью время – игре час. Победитель впереди – трус позади |
|
Времени и условия |
Первое предложение в составе БСП указывает на время или условие, перед ним можно поставить союзы если, когда . |
Любишь кататься — люби и саночки возить |
|
Сравнения |
Между частями БСП можно поставить союзы будто, словно. |
Рассердится - гроза разразится. Улыбнется - тучи разгонит. |
|
Присоединения |
Второе предложение выражает присоединительное значение и перед ним можно употребить слова такой, таков, так ; или употребляется слово это. |
Хлеб всему голова - так учила бабушка. Она снова опоздала - это случалось часто. |
|
Следствия |
Второе предложение выражает значение следствия, перед ним можно поставить союзы так что, вследствие чего. |
Зазвонил телефон - я отвлекся от работы. Пришли гости - мы быстро накрыли на стол. |
|
двоеточие |
Второе предложение выражает значение причины, перед ним можно поставить союз потому что . |
Я проснулся рано: меня разбудила сестра. Саша очень спешила: она хотела прийти первой. |
|
Пояснения |
двоеточие |
Второе предложение поясняет первое, перед ним можно поставить союзы а именно, то есть . |
Он мог посоветовать только одно: никогда не сдаваться. У речки было прекрасно: мы лежали на теплом песке и любовались природой. |
Дополнения |
двоеточие |
Второе предложение дополняет первое, перед ним можно поставить союз что или сочетания слов: и увидеть, что; и услышать, что; и почувствовать, что и т. д. |
Он отметил: у девушки красивое платье. Мужчина заглянул в домик: там было чисто и уютно. |
Сложные бессоюзные предложения изучаются на уроках русского языка в 9 классе.
Что мы узнали?
Мы разобрались, какие предложения являются сложными бессоюзными и какие знаки препинания ставятся в БСП в зависимости от их значения.
- В БСП предложения связываются не союзами или союзными словами, а интонацией, порядком расположения предложений, соотношением вида и времени глаголов.
- Между частями БСП может ставиться запятая, тире, двоеточие, точка с запятой.
- БСП могут состоять из простых и сложных предложений.
- Выделяют БСП со значением условия, времени, одновременности, последовательности, перечисления, сравнения, присоединения, противопоставления, пояснения, причины, следствия, дополнения.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 1869.
Довольно часто возникает вопрос, какой знак препинания лучше использовать между частями сложного бессоюзного предложения — точку, двоеточие или, не мудрствуя лукаво, ограничиться запятой. А правил на этот счет много, и хорошо бы их все держать в памяти, если вы часто имеете дело с написанием сложных предложений.
Начнем с тире.
Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится в следующих случаях.
1. Если во второй части содержится указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и ).
Примеры.
Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой – изнутри поднялся собачий лай (Н. Гоголь).
Вдруг дверь каморки быстро распахнулась – вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (И. Тургенев).
Игнат спустил курок – ружье дало осечку (А. Чехов).
Упадет луч солнца на траву – (М. Горький).
Метелица был уже совсем близко от костра – вдруг конское ржанье раздалось во тьме (А. Фадеев).
Еще выстрел – кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса (В. Шукшин).
2. Если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а ).
Примеры.
Прошла неделя, месяц – он к себе домой не возвращался (А. Пушкин).
До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу – нет зверя (М. Лермонтов).
Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать – ноги не повиновались (И. Гончаров).
В то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает: дворянство лишается прав – они усугубляют свои; народ умирает с голоду – они сыты, народ вооружается и идет громить врагов – они выгодно поставляют сукна, провиант (А. Герцен).
На дворе палил летний зной – в доме было прохладно и смешивался с прохладой мирный запах нафталина (И. Бунин).
В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья – в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (М. Паустовский).
Смелые побеждают – трусливые погибают (пословица).
3. Если вторая часть заключает в себе следствие или вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда ).
Примеры.
Я умираю – мне не к чему лгать (И. Тургенев).
Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идет на двор, и шмыгнул в огород (А. Фадеев).
Примечание. В произведениях писателей-классиков, изредка и в современной художественной литературе, вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие.
Примеры.
Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец… (А. Пушкин).
Мы ехали сзади: никто не видал (М. Лермонтов).
Мелкий дождь сеет с утра: выйти невозможно (И. Тургенев).
Володина лошадь хромала: папа велел оседлать для него охотничью (Л. Толстой).
Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен… (Ф. Достоевский).
4. Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части когда )
Примеры.
Ехал сюда – рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно – эту рожь люди едят (М. Пришвин).
Обветренное лицо горит, а закроешь глаза – вся земля так и поплывёт под ногами (И. Бунин).
Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой – все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле – все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед – все двигались вперед; покажет назад – все медленно пятились назад (В. Катаев).
Пашню пашут – руками не машут (пословица).
5. Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если, когда в значении «если».
Примеры.
Будет дождик – будут и грибки; будут грибки – будет и кузов (А. Пушкин).
Что нужно будет – скажите Павлу или Татьяне (И. Тургенев).
Пропади ты совсем – плакать о тебе не будем (А. Чехов).
Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М. Горький).
Нравится рисовать – рисуй на здоровье, никто не запрещает (В. Панова).
Это правило весьма актуально для пословиц:
Назвался груздем
–
полезай в кузов.
Любишь кататься
–
люби и саночки возить.
Упустишь огонь
–
не потушишь.
Взялся за гуж
–
не говори, что не дюж.
Волков бояться
–
в лес не ходить.
Лес рубят
–
щепки летят.
Пожалеешь лычка
–
отдашь ремешок.
Смерти бояться
–
на свете не жить
.
6. Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союзы словно, будто ).
Примеры.
Молвит слово – соловей поет (М. Лермонтов).
…Посмотрит – рублем подарит (Н. Некрасов).
7. Если вторая часть (нередко неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что ), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта.
Примеры.
Овца же говорит – она всю ночь спала (И. Крылов).
Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось – раздайся хоть один только резкий звук – и в природе произойдет что-то страшное: смерч, ураган, землетрясение (В. Катаев).
Вчера на соседнем зимовье рассказывали – медведь человека задрал (А. Арбузов).
8. Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение и перед ним можно вставить слово это, которое может быть в самом предложении.
Примеры.
На стене ни одного образа – дурной знак (М. Лермонтов).
Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально – это бросилось Клебе в глаза (К. Федин).
Вторая часть может начинаться местоименными словами так, такой, таков, например: Кривые улицы, маленькие деревянные дома – такой была Москва в начале века.
Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских, – это неоспоримо (М. Горький).
Если вам писать противно, скучно, не пишите, – это все равно получится скверно, фальшиво (А. Н. Толстой).
Широкий подъезд был совершенно пуст, – это показалось мне странным (В. Каверин).
9. Тире в сложноподчиненных предложениях.
При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные, реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире.
Примеры.
Буде спросит кто о чем – молчи… (А. Пушкин).
Как он добрался сюда – уж этого никак не мог он понять (Н. Гоголь).
Что она натура честная – это мне ясно… (И. Тургенев).
Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут – я воли своей не отдам (М. Салтыков-Щедрин).
Взгляну ли вдаль, взгляну ли на тебя – и в сердце свет какой-то загорится (А. Фет).
Кто весел – тот смеется, кто хочет – тот добьется, кто ищет – тот всегда найдет! (В. Лебедев-Кумач)
Мне выслали какие-то книги, но какие именно – не знаю.