Контакты

Самооправдание, или ложное состояние. Грех по немощи или самооправдание? Одна из защитных реакций самооправдания

6 глава. Самооправдание

Одна слабость, которая обычна для человечества, - это самооправдание. Когда бы мы ни сделали то, что кажется неправильным или несправедливым другим людям, в наших собственных глазах мы всегда правы. Мы всегда можем найти соответствующую причину для всего, что мы делаем или говорим. Такие причины не могут удовлетворить людей, особенно тех, кто пострадал от наших действий или слов, но они удовлетворяют нас, а для нас это самое главное. Все это мы называем самооправданием. Благодаря ему мы сохраняем наше ощущение, что мы всегда правы, а это необходимо для нашего самоуважения. Все это делается бессознательно, так что часто требуется тщательное самонаблюдение, чтобы заставить нас осознать степень нашего самооправдания. Фактически, это можно назвать автоматической реакцией. Это часть той механической реакции на события жизни, которую эзотерическая психология изображает как сон. Человек почти спит внутри себя, с уютным ощущением, что он вполне сознательное существо, сознающее все, что он делает, в то время как он просто механизм, слепо реагирующий на любую ситуацию и события, которые предстают перед ним. Из всех механизмов, которые поддерживают в нем чувство самоудовлетворения, главный - самооправдание. Человек продолжает жить автоматически, довольно определенно чувствуя внутри себя: что бы он ни сделал, ни сказал и ни подумал, - правильно, хотя многие люди могут быть не согласны с ним. Но они также самооправдывают себя, и это бесконечный процесс, в который все мы вовлечены; каждый оправдывает себя и видит, где другие были не правы, но никогда не видит ошибки в том, что говорит или делает он сам.

Когда мы начинаем применять самонаблюдение, мы можем обнаружить самооправдание за его работой и попытаться сделать шаги, чтобы остановить его коварную работу. Очевидная цель самооправдания поддержать нашу гордость и веру в себя, которые очень важны для нашей морали, т. е. морали той личности, которой мы себя считаем. Если эта мораль разрушена или хотя бы сильно поколеблена, мы неизбежно чувствуем, что все наше отождествление находится под угрозой. Это то, что личность никогда не может выдержать. Отсюда слепой автоматизм механизма самооправдания. Это психический процесс, который настолько присущ нам, что может быть назван почти бессознательным.

Если человек занимается самонаблюдением в течение длительного времени, он начинает понимать, как глубоко укоренилось и как автоматично самооправдание и как ужасно трудно от него избавиться. Среди людей широко распространена привычка автоматически говорить: «Я не виноват», «я ничем не мог бы помочь», и т. д., если случается что-то, во что они могут быть вовлечены. Многие люди говорят это, даже если они знают, что это была их вина; но все они очень редко могут откровенно в этом признаться. Обычная реакция - свалить вину на кого-нибудь другого или на обстоятельства, которые находятся вне нашего контроля. К самооправданию прибегают не только в незначительных случаях, но и в самых важных делах и чувствах нашей жизни. Мы всегда пытаемся оправдать все, что делаем, т. к. мы не в состоянии перенести мысль, что что-либо, сделанное нами, может быть ошибкой, даже если мы знаем, что это кажется ошибкой другим. В нас всегда есть желание видеть себя правыми. Все это приносит несказанный вред нашему внутреннему раскрытию. На самом деле не может быть подлинной попытки внутреннего раскрытия, пока сохраняется привычка к самооправданию, поэтому жизненно важно осознать ее существование как часть нашего воспитания в эзотерической психологии.

Мы должны полностью осознать степень и коварство нашего самооправдания, чтобы остановить его. Только когда мы перестаем оправдывать себя, мы можем увидеть себя в истинном свете без прикрас. Мы предъявляем себе претензии все время и всевозможными путями, т. к. что-то в нас требует этого; и это что-то - наше фальшивое «я». Оно может только до тех пор распоряжаться нами и делать нас рабами, пока мы воображаем, что это наше подлинное «Я». Вот почему наше фальшивое «я» должно оправдывать все. Оно не может жить без иллюзорного чувства собственной ценности, т. к. оно не имеет истинной ценности в себе и, по существу, знает это. Отсюда его неистовые усилия удержать нас, и самооправдание - одно из его средств для достижения этой цели.

Когда мы осознаем степень нашего самооправдания и сможем увидеть вред, который оно наносит нашей природе, мы начнем пытаться остановить этот процесс и признавать ответственность за то, что мы сказали или сделали неправильно. Это то, что придает смелость. Может быть трудно признаться другим, что мы сделали то или другое неправильно, но что действительно трудно - это признаться в этом себе. Это труднейшая задача. Если даже мы признали перед другими, что сказали или сделали что-то неправильно, нам все еще очень трудно признать это для себя, т. к. мы всегда можем найти причины для самооправдания. Развить в себе способность стать лицом к лицу с самими собой честно и беспристрастно и признать без всяких уверток, что-то, что мы сделали, действительно неправильно, - это великий шаг навстречу самопознанию и важная веха на нашем пути к истинному «Я». Истинное «Я» никогда не занимается самооправданием, - оно не нуждается в этом.

Эзотерическая психология помогает нам, таким образом, выковать еще одно звено в цепи нашего самоосвобождения, которое приближает нас к большему осознанию себя. Мы узнаем, что наше «я» не подлинное, и это сделает возможным для нас обнаружить и провозгласить подлинность внутри нас. Пока мы этого не сделаем, мы ничто- пародия на самих себя, замаскированная под человека просто потому, что мы имеем физическое тело и психический и эмоциональный аппараты, готовые для употребления. До того, как мы обнаружим истинное «Я» внутри себя, мы должны понять, что оно действительно существует. Без этого мы не сможем сделать ни шагу на пути к его обнаружению. Таким образом, важнейшая предпосылка эзотерической психологии - заставить нас осознать, что это основное или подлинное «Я» существует и готово возобладать, как только мы дадим ему эту возможность. Но эта возможность возникает только тогда, когда личность становится пассивной (по терминологии Системы).

В настоящее время личность активна: это та часть нас, которую мы осознаем и через которую, как мы думаем, мы можем действовать. Но на самом деле мы не можем действовать (в смысле быть способным проявить истинную активность). Мы только реагируем на события, как говорилось ранее. Следовательно, прежде чем нечто более реальное может стать активным, личность должна стать пассивной. Путем самонаблюдения и запоминания случаев самооправдания и путем попыток не заниматься самооправданием и отождествлением мы сделаем большой шаг по пути перехода личности в пассивное состояние, важное условие для возникновения истинного «Я».

Есть один фактор, которого мы коснулись, говоря о личности и истинном «Я» и который является связующим звеном между ними и обозначается термином «сущность». Когда личность становится пассивной и в результате работы над собой, сущность становится полностью активной. Когда сущность становится полностью активной и вытесняет личность, тогда истинное «Я» может взять руководство на себя.

Из книги Манипулирование личностью автора Грачев Георгий

ЧАСТЬ I. ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Глава 1 Глава 1 Эволюция технологий власти На протяжении тысячелетий и особенно последних столетий происходила эволюция и совершенствование технологий власти и социального управления в обществе.

Из книги Обыкновенное чудо, или Основы магии стихий автора Хольнов Сергей Юрьевич

Из книги Общественное животное [Введение в социальную психологию] автора Аронсон Эллиот

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

ГЛАВА 7 НЕМНОГО ТЕОРИИ. ГЛАВА, КОТОРАЯ МОГЛА БЫТЬ ВВЕДЕНИЕМ КАК МЫ УСТРОЕНЫ ТРИ ЭТАЖА Каждый человек похож на трехэтажный дом, где на 1–м этаже обитает подсознание, на 2–м - сознание, и на 3–м - социальные и родительские

Из книги Архетипы внутренней семьи автора Хэнстке Кэролайн

Глава 10 Все человечество разделено на три класса: те, кого с места не сдвинуть, те, кто готов двигаться, и те, кто движется. - Бенджамин Франклин РеализаторыСознательный Мальчик, подсознательная МатьЛюди с моделью поведения сознательного Мальчика и подсознательной

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Глава 11 Ничто великое в мире не совершается без страсти. - Георг Гегель КрестоносцыСознательный Мальчик, подсознательная ДевочкаЛюди с моделью поведения сознательного Мальчика и подсознательной Девочки (Мальчик-Девочка) - очень энергичные и чрезвычайно творческие.

Из книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей автора Сурженко Леонид Анатольевич

Глава 12 Героизм - это непоколебимость, но не рук и ног, а мужества и души. - Мишель де Монтень СтоикиСознательный Мальчик, подсознательный ОтецЛюди с преобладающей моделью поведения сознательного Мальчика и подсознательного Отца (Мальчик-Отец) встречаются редко. Они

Из книги Магия чисел [Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы] автора Бенджамин Артур

Глава 13 Проблемы нельзя разрешить на том же уровне сознания, на котором они созданы. - Альберт Эйнштейн АналитикиСознательная Мать, подсознательный МальчикЛюди с преобладающей моделью поведения сознательной Матери и подсознательного Мальчика (Мать-Мальчик)

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора Меняйлов Алексей Александрович

Глава 15 Цель искусства - являть не внешний вид вещей, а их внутренний смысл. - Аристотель ТворцыСознательная Девочка, подсознательный МальчикЛюди с моделью поведения сознательной Девочки и подсознательного Мальчика (Девочка-Мальчик) прекрасно чувствуют себя на

Из книги автора

Глава 16 Пусть красота того, что вы любите, найдет отражение в том, что вы делаете. - Руми ВдохновителиСознательная Девочка, подсознательная МатьЛюди с преобладающей моделью поведения сознательной Девочки и подсознательной Матери (Девочка- Мать) живут, чтобы вдохновлять

Из книги автора

Глава 17 Мы велики не тем, что никогда не падаем, а тем, что, упав, всегда поднимаемся. - Конфуций Победители*Сознательная Девочка, подсознательный ОтецЛюди с преобладающей моделью поведения сознательной Девочки и подсознательного Отца (Девочка-Отец) - существа редкие и

Из книги автора

Глава 18 Внимательно посмотри внутрь себя; там есть источник силы, который всегда проявляется, когда ты обращаешься к нему. - Марк Аврелий Когда пробуждается Любящий ОтецДуховный учитель Марк Профет однажды спросил:«Как бы вам понравилось, если бы появилось некое

Из книги автора

Самооправдание Второй механизм, побуждающий к сохранению сформировавшейся установки и восприятия, – это эффект самооправдания, состоящий в том, что неблаговидным действиям придумываются оправдания. Таким образом негативные представления одной стороны о другой ведут

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Глава шестьдесят вторая ПОСЛЕСЛОВИЕ (Хотя последняя глава еще впереди) Вот, собственно, почти все. Таков наш трехцентровый мир, в котором позднего Фрейда толпа окрестила выжившим из ума стариком, Льва Николаевича даже собственные дети называли сумасшедшим, зато его жену

Самооправдание - постоянное стремление оправдывать свои поступки, поведение, их побудительные причины в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Внешне проявляется в том, что человек, страдающий самооправданием, причины своих негативных поступков склонен изыскивать не в себе, а в любых окружающих обстоятельствах, в поведении близких ему людей. Такой человек часто утверждает, что все совершаемые им недолжные поступки обусловлены своей общепринятостью, не зависящими от него внешними причинами или продиктованы «благими намерениями». Он утверждает: что, заботясь о людях, не хочет раздражать и огорчать их непривычным поведением, поэтому ведет себя, как другие (сквернословит, пьянствует, блудит и т.д.) или же по своей «скромности» не хочет привлекать к себе внимания необычным поведением и высказываниями; что у него «по немощи человеческой» нет сил противостоять роковым внешним обстоятельствам.

При этом страдающий самооправданием упорно закрывает глаза на то, что правильное поведение лишило бы его возможности удовлетворять собственные греховные желания и что именно поступки, удовлетворяющие эти страсти, он и оправдывает, старательно скрывая от себя и других истинные греховные мотивы своего поведения. Всякий, оправдывающий себя, уже самим оправданием обнаруживает скрываемое сознание собственной вины, ибо невиновному и в голову не придет оправдываться. Каждый чувствует, что, оправдав собственно зло, он, разумеется, оправдывает и свою причастность к этому злу. Приверженность людей тем учениям или вероучениям, которые объясняют (оправдывают) свойственные им грехи обуславливается именно самооправданием.

Так, например, люди гордые считают правильным учение - фашизма; имеющие целью своей жизни материальные блага -иудаизм (коммунизм); желающие оправдать распущенность плотских влечений - будут утверждать, что жизнь человека определяется законами биологии, через которые переступить невозможно; сребролюбивый человек -заявит, что отношения между людьми регулируются экономическими причинами и тому подобное.

Таким образом, следуя выбранному учению и отстаивая его правильность, человек как бы заявляет, что его личной вины в выбранной линии поведения нет, что он просто последовательный сторонник материализма, фрейдизма, утопизма и живет, проводя в жизнь постулаты этой теории. Именно оправданию порочной жизненной позиции своих создателей и служат, как правило, многочисленные философские системы. Как говорят святые отцы, «самооправдание - вершина греха». И именно к этой вершине приходят желающие оправдать себя люди, которые часто удивленно и недоуменно вопрошают «что же плохого в том, что они желают денег, любовниц, обильной пищи». В конечном счете, вся их жизнь направлена на служение плотолюбию, сребролюбию, миролюбию, вещелюбию и. прочим грехам.

«Ничто человеческое нам не чуждо», - заявляют такие лицемеры, хотя правильнее было бы сказать: «Ничто скотское нам не чуждо». Оправдывая сам грех и содействуя доступными средствами, в том числе личным примером, его популяризации, такие люди соблазняют неискушенные души и служат причиной их соблазна, забывая, что «Горе человеку, которым приходят соблазны». Поскольку всякий, занимающийся самооправданием, знает о своей виновности и пытается сложить ее с себя, то он неизбежно возлагает ее либо на окружающих людей, либо на самого Создателя. Таким образом, самооправдание естественно влечет за собой осуждение и хулу. Именно эти качества и заключаются в невинных на первый взгляд фразах, которые произносятся достаточно часто многими людьми: «А что плохого я делаю? Живу, как все. Это среда сделала меня таким.

Может, что и не так, но таковы времена, обстоятельства и окружающие меня люди». Поскольку всякий человек совершает только то, на что он сам считает себя имеющим право, и всякий, намеревающийся совершить недолжный поступок или совершивший его, обсуждает этот поступок с теми, кем он (по его мнению) заведомо будет оправдан. Такой человек не в своей совести, а в чужих мнениях пытается найти обоснование своему поведению. Внутренне неудовлетворенное самооправдание проистекает от гордости, сребролюбия, самолюбия и сопровождается ощущением беспокойства, поиска, тревоги.

Оправдание грехов любовью к людям, всепрощением, желанием не осуждать, терпимостью и прочими качествами, в которых христианское начало может быть перемешано с греховными чувствами и желаниями для православного сознания неприемлемо. Христианам заповедано не судить, то есть не присваивать себе права как осуждать, так и оправдывать, а прощение не имеет никакого отношения к оправданию, ибо нет ничего общего между светом и тьмою. Оборотной стороной самооправдания можно считать осуждение. Зачастую для самооправдания используются объективно правильные поступки, не служащие греху явным образом. Такие поступки укрепляют мнение человека о величии собственных заслуг и в качестве награды за эти заслуги таковой считает себя вправе делать то, что ему лично приятно.

К этим «заслугам» относят выполнение своего долга перед детьми, перед родителями, перед сослуживцами; сюда же относятся тяжелое детство, трудная юность, отсутствие родителей или малая забота с их стороны и вообще перенесение человеком любых лишений. В этом случае самооправдание как бы приводит к «самонаграждению». Высказывание человека о том, что его недолжное отношение к людям, обязанностям, окружающему продиктованы тем, что все перечисленное не заслуживает хорошего отношения, также бывает объяснено самооправданием: «Люди не стоят того, чтобы к ним хорошо относиться, и работа приносит копейки».

Прямое отрицание какого-либо греха в себе также является пусть примитивной, но все же формой самооправдания. Ибо отрицая в себе грех, фактически укрывая его в себе от обличения и пытаясь этим избегнуть обвинения, человек тщится сохранить за собой правду, оправдать себя. Выглядит это чаще всего нелепо. Например, человек заявляет: «Я не чревоугодник. Я просто люблю вкусно и сытно поесть. А устроен я так, что лично мне еды нужно больше, чем другим. Я не сребролюбив. Я не жаден, просто мне нужно денег на жизнь больше, чем другим. Я не блудлив, просто мои потребности велики, а мой темперамент шибко горяч».

Другим вариантом самооправдания, является оправдание себя должностью, постом, которые занимает человек. Традиционно со всякой должностью связывается представление о качествах, которые необходимы начальствующему для выполнения своих обязанностей. Поэтому всякий, стремящийся к самооправданию человек, заняв какую-либо должность, начинает делать вид перед окружающими и считать сам, что он обладает нравственными качествами, необходимыми для соответствия данной работе.

Чаще всего это связано с теми постами, которые предоставляют человеку какую-либо власть над другими людьми. Самооправдание также может происходить и косвенным образом, например человек оправдывает греховные поступки других людей, но при этом именно те, к которым склонен сам (правда, только до тех пор, пока они не направлены против него самого). При этом оправдание, направленное на других людей, естественно, распространяется и на свое собственное поведение. Прощение и разрешение от грехов невозможны без сердечного покаяния, которое в свою очередь невозможно без признания своей греховности и конкретных страстей.

Таким образом, очевидно, что самооправдание лишает человека малейшей надежды на спасение души, мешая ему не только раскаяться, но даже просто признать собственную худость. Противостоять этой страсти нужно исповеданием своей греховности вообще и конкретных грехов, в частности самоукорением и всепрощением.

Нравится это нам или не нравится, но люди в большинстве своем таковы, что предпочитают оценивать все свои действия и поступки исключительно с положительной стороны. В повседневной жизни мы постоянно пытаемся оправдать себя, уменьшить степень своей вины или вовсе сбросить груз ответственности со своих плеч, часто перелагая его на чужие. Жизненная позиция, заключающаяся в постоянном самооправдании, приводит человека к тому, что он вечно закрывает глаза на свои недостатки и слабости, вплоть до того, что может постепенно перестать видеть их.

Впрочем, некоторые психологи подобный феномен рассматривают как один из важнейших защитных механизмов, ограждающих психику человека от воздействия негативных обстоятельств. Таким образом, фактически допускается если не неизбежность, то своего рода необходимость, хотя бы в некоторых случаях, активного самооправдания.

В православном сознании самооправдание является гибельным грехом

В православном сознании самооправдание является гибельным грехом. Смысл этого порока в том, что человек не видит, а точнее, не хочет видеть за собой вины, не признает своей греховности. В глазах других людей такая личность пытается выглядеть незапятнанной, вместе с тем считая себя эталоном во всех отношениях. Все это говорит о том, что в основе самооправдания лежит страсть гордыни, то есть исключительная замкнутость человека на своей персоне. При таком понимании ему кажется, что все вращается вокруг него, все тянется к нему, а он ощущает себя в центре всего и дает всему импульс жизни. В таком состоянии человек только себе приписывает правду, а все, что несогласно с его мнением, считает не заслуживающим внимания, неправильным и несправедливым. Снимая вину с себя, виновником неприятностей и огорчений такой человек делает кого или что угодно.

Священное Писание показывает, что самооправдание - результат грехопадения. В ответ на вопрос Бога Адаму о том, не вкушал ли он с запретного древа, Адам не решается рассказать правду, не идет по пути покаяния, а начинает оправдывать себя, перелагая вину на Еву, а затем на змея. Так появляется стремление увидеть грех в другом человеке, стараясь не заметить его в самом себе. Думается, что многим людям знакомо такое состояние. Особенно отчетливо оно проявляется на исповеди. И тогда подобного рода исповедь сама становится грехом и свидетельствует против нас пред Богом. Священник Александр Ельчанинов, подмечая эту особенность, говорил, что если человек на исповеди ищет самооправдания, предпринимает попытки объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства, ссылается на третьих лиц, введших в грех, [если в его поведении видно] отсутствие глубокого покаяния (без слез), продолжающееся пребывание в грехе, все это говорит о самолюбии» .

По мысли преподобного Паисия Святогорца, тот, кто ищет для себя оправдания во всем, находится в «ложном состоянии… и отгоняет от себя Божественную благодать» .

Самооправдание - стержень самолюбия, а значит, и гордыни. Для того чтобы начать бороться с самооправданием, человек должен в первую очередь признать, что у него есть этот страшный недуг, увидеть его в себе и воодушевиться на борьбу с ним. Важным аскетическим деланием, способным помочь человеку в этой борьбе, является самоукорение. Святые отцы почитают самоукорение частью умного делания, противодействующего «болезненному свойству падшего человеческого естества, согласно с которым все люди стараются показать себя праведниками» . Великая польза будет для человека тогда, когда он начнет оправдывать других и укорять себя. В таком случае он будет искать причины всех бед в себе, своих греховных наклонностях, падениях, а не во внешних обстоятельствах и поступках других людей.

Когда кажется, что повсюду несправедливость, и человек, будучи убежден в своей правоте, обижается и негодует на других, важно не замыкаться на этом, а направить свою мысль в правильное русло. Нужно найти причину проблем не в окружающих, а в самом себе, вспомнить все прошлые грехи и начать оплакивать их в собственной душе. Важно искать оправдания от Бога, а не оправдываться перед Ним.

Самооправдание строится на самооценке, которая позволяет сохранить мнение о себе на высоком уровне, поддерживая самолюбие . Подпитывает комплекс неполноценности, углубляя его. Увеличивая напряжение в теле, самооправдание способствует развитию неврозов. Внутри, на уровне подсознания, находится ребёнок, который хочет выглядеть в глазах других значимых людей хорошим, полезным, а силы не хватает…

Для трансформации самооправдания:

Перестань делать внутренние подсчёты и оставь в покое людей с их «неправильным мнением» о тебе и «незаслуженно низкой оценкой».

Осознай, что ты не так уж и значителен в глазах других людей, как представляешь себе, и, возможно, это отражает истину.

Пойми, что самолюбие и ложная гордость являются причиной боли, а твоя истинная суть всегда остаётся с тобой неизменной.

Прекрати внутреннюю болтовню, доказывая всем, какое ты замечательное существо.

Поразмышляй над тем, чем ты обязан другим людям, и вместо концентрации на «Я, мне…» запусти обратный процесс, отдавая другим внимание, благодарность, симпатии, заботу и т. д.

Пойми, что чем больше хорошего ты отдашь людям, тем больше радости, силы и успехов придёт к тебе.

Учись смотреть на себя глазами других людей.

Александр Гущин

В «оправдание» ОПРАВДЫВАНИЯ

Человек, только-только вставший на Путь Служения Силе Любви, осознающий необходимость преобразования себя, сразу же сталкивается с проблемой ‒ что именно в себе нужно преобразовывать? Ведь внутри него присутствует всё ‒ и созидающее начало, и негуманоидное. Последнего причём много больше ‒ ничто нам не чуждо. Всё это находится в диком хитросплетении и разобраться, что есть что, бывает совсем не просто. Поэтому нередки ситуации, когда начинаешь в себе подавлять качества, на поверку оказывающиеся человеческими, считая их слабостью, и, наоборот, действовать, идя на поводу энергий Эго, не ощущая утечки жизненной силы.

Таким образом, перво-наперво, мы должны научиться различать проявления негуманоидных и человеческих энергий, чтобы не получилось в соответствии со словами известного политического деятеля: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Напомню, основой всех эгоэнергий является негативизм ‒ отрицание приоритета окружающего Мира над личным и коллективного над частным, то есть отрицание Силы Любви как основы Единства Мира.

Не ощущая же истинной причины бытия самого себя, не ощущая себя продолжением окружающего мира и причастности к процессам, идущим вокруг и внутри, человек начинает, как говорится, рубить сук, на котором сидит, разрушать мир и физически и, что ещё хуже, эмоционально. Он становится «жертвой внешних обстоятельств», чем и прикрывается.

Защитная реакция Эго ‒ оправдаться по любому поводу, не неся ни за что ответственности, лишь бы ощущать себя правым. Степень внутренней замкнутости логики и стройность аргументации самооправдания определяет «толщину» эгооболочки. Поэтому хорошо развитый интеллект без опоры на сердечный центр становится прекрасным орудием для достижения целей Личности. «Цель оправдывает средства» ‒ кредо таких людей.

Поведенческие стереотипы Личности, с которыми человек отождествлён, заставляют его неосознанно, а значит безответственно обещать, поступать, отдавать или брать и т. д… Но приходит время отвечать! И Личность, маскируясь, выстраивает логически стройную цепочку внешних причин и следствий, где её действия оправданы и /или являются необходимостью.

Мы должны понять две вполне очевидные вещи: нельзя попадаться на удочку, повинуясь неосознаваемому страху, и принимать эту игру. Наши настоящие знания о себе неполны, а те, что есть, мягко говоря, редко соответствуют действительности. И второе, со стороны, конечно же, видней. Даже если нас обвиняют неоправданно и необоснованно по нашему мнению, то всё равно где-то внутри себя мы допускаем это. Ведь если мы начали оправдываться, значит, существует предмет оправдания.

В такой ситуации нужно не оправдываться, а понять, почему ситуация сформировалась, какие действия или недействия явились её причиной. Осознание придаст скорость развитию и сэкономит энергию на более важные дела.

Старец Паисий Святогорец

О том, что самооправдание отгоняет от нас Благодать Божию — Самооправдание препятствует духовному преуспеянию

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец (1924-1994): « Самооправдание не имеет ничего общего с духовной жизнью . Необходимо понять, что, равдывая себя, я нахожусь в состоянии ложном. Я прерываю связь с Богом и лишаю себя Божественной Благодати. Ведь Божественная Благодать не приходит к человеку, который находится в ложном состоянии. С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога. Пространство между человеком и Богом заполняет изоляционный материал, как бы (духовный) каучук. Разве через каучук может пройти электрический ток? Нет, не может, он для тока непроницаем. Так и для Божественной Благодати нет более сильного изолирующего материала, чем самооправдание. Оправдывая себя, ты словно строишь стену, отделяющую тебя от Бога, и таким образом прерываешь с Ним всякую связь…

Духовный проходной балл – это смиренное признание своей ошибки, а также отказ от самооправдания хотя бы тогда, когда человеку указывают на то, в чем он виноват, и он сознает свою вину. Ну а не оправдывать себя, когда обвиняют в том, в чем ты не виноват, — это уже пятерка с плюсом.

Тот, кто оправдывает себя, не только не преуспевает, но и не имеет внутреннего покоя.

Причиной того, что человек оправдывает себя является его эгоизм

— Геронда, если я не нахожу оправдания поступкам других, значит, у меня жестокое сердце?

— Не находишь оправдания другим и находишь себе? Но тогда очень скоро и Христос не найдет для тебя оправдания. Если человек поведет себя злобно, то его сердце может в одно мгновение стать жестким, как камень. А если он поведет себя с любовью, сердце может в одно мгновение стать очень нежным. Стяжи материнское сердце! Как ведет себя мать: она все прощает (своим детям) и иной раз делает вид, что не замечает (их шалостей).

Тот, кто правильно совершает над собой духовную работу, для всех находит смягчающие вину обстоятельства, всех оправдывает, в то время как для себя не ищет оправдания никогда – даже если прав.

…Ведь если покопаться, то в себе можно отыскать такое множество недостатков! Тогда оправдание ближнего станет очень легким делом. Сколько же мы дров наломали! «Грех юности моея и неведения моего не помяни, Господи» (Пс.24, 7).

Диавол очень лукав. Свое ремесло он знает просто безподобно. Так что же – разве он не использует свой столь многолетний опыт? Это он подстрекает тебя оправдываться, чтобы ты потеряла пользу от сделанного тобой добра .

Если нам делают замечание и мы тут же начинаем оправдываться, это свидетельствует о том, что в нас в полной мере живо мирское мудрование.

— Геронда, так в чем же причина самооправдания?

— В эгоизме. Самооправдание – это падение, оно изгоняет Благодать Божию . Человек должен не только не оправдываться, но и возлюбить ту несправедливость, которая совершается по отношению к нему. Ведь что как не самооправдание изгнало нас из Рая? Разве не в этом заключалось Адамово падение? Когда Бог спросил Адама: «Может быть, ты вкушал от древа, с которого Я возбранил тебе вкушать?», Адам не сказал: «Да, Боже мой, согреших», но стал оправдываться: «Жена, которую Ты мне дал, дала мне от древа, и я ел». Тем самым он все равно, что сказал Богу: «Это Ты виноват, потому что Еву сотворил Ты». Но разве Адам был обязан слушаться Еву в этом вопросе? Бог задал тот же вопрос и Еве, но и она начала оправдываться: «Змей прельстил меня» (См. Быт.3, 11-13). Если бы Адам сказал: «Согрешил, ошибся, Боже мой», если бы Ева тоже признала свою ошибку, то все опять встало бы на свои места. Но нет: оба они стали наперебой себя оправдывать.

Без конца оправдывая себя и считая, что другие его не понимают, что все вокруг несправедливы, а он – невинный страдалец и несчастная жертва, человек становится невменяемым, перестает владеть собой.

Тот, кто оправдывается, не может получить духовной помощи

Я заметил, что сегодня все – от мала до велика – оправдывают все с помощью какого-то сатанинского помысла. Диавол для них перетолковывает все на свой лад, и, таким образом, эти люди выпадают из реальности. Сатанинское толкование – вот что такое самооправдание.

— Геронда, а отчего у некоторых людей находится возражение на любое сказанное им слово?

— О, беседовать с человеком, который привык оправдываться, — это страшное дело! Это все равно, что разговаривать с бесноватым. Да простит меня Бог, но те, кто себя оправдывают, имеют «старцем» самого диавола. Это страшно измученные люди, они не имеют в себе мира. Они сделали самооправдание своей наукой.

Эти люди становятся настоящими адвокатами! Их невозможно переубедить – это все равно что пытаться переубедить самого диавола. …Ты приводишь человеку соответствующие примеры, поясняя, что относиться ко всему так, как относится он, — это сатанинский эгоизм, предупреждаешь, что он подвергается бесовским воздействиям и если не изменится, то погибнет, — а он после всего этого заявляет, что ты так и не сказал, что ему нужно делать!

— Геронда, если ты говоришь человеку, который оправдывает какую-то свою бесчинную выходку, что это самооправдание, а он, желая доказать, что это не самооправдание, продолжает себя оправдывать, то есть ли у него возможность исправиться?

— Да где же ему исправиться? Он понимает, что совершил ошибку, потому что испытывает мучение, но от эгоизма не хочет ее признать. Это очень страшно!

— Да, но при этом он заявляет: «Ты отказываешься мне помочь. Я прошу тебя о помощи, а ты не хочешь даже пригласить меня для беседы. Ты относишься ко мне с презрением».

— Ну так что же – такое состояние тоже начинается с эгоизма. Тем самым он как бы говорит тебе: «Это не я, а ты виноват в том, что у меня все так плохо!» Да-да, такой человек доходит и до этого. Оставь его в покое: не нужно тратить на него время, поскольку ты ему не поможешь. За такого человека не несет ответственности ни его духовник, ни – если он живет в монастыре – игумен или игуменья. Это не человеческий, а сатанинский эгоизм. Человеческим эгоизмом страдает тот, кто, не смирившись до такой степени, чтобы сказать «прости», все же не станет и оправдываться. Но тот, кто, согрешая, оправдывает себя, превращает свое сердце в бесовское пристанище. Если такой человек не сокрушит своего «я», то будет совершать все больше и больше просчетов, и его безо всякой пользы будет сокрушать его собственный эгоизм. Если человек не ведает, каким злом является самооправдание, у него есть смягчающие вину обстоятельства. Однако если он узнал это – сам или со слов других, — то смягчающих вину обстоятельств у него нет.

Когда хочешь помочь человеку, который привык оправдываться, будь очень внимательным. Потому что, если он оправдывается, это значит, что у него много эгоизма, и поэтому иногда происходит следующее: ты говоришь ему, что он поступил несправедливо, а он, оберегая свою «безупречность» и доказывая, что не прав именно ты, начинает прибавлять вранье к вранью и самооправдание к самооправданию. В этом случае уже ты, указавший ему на его неправоту, становишься причиной того, что этот человек оказывается еще большим эгоистом и лжецом, чем раньше. Увидев, что он продолжает оправдываться, прекращай что-либо ему втолковывать, но молись, чтобы Бог его просветил.

Если ты не оправдываешь себя, тебя Бог оправдает

— Геронда, а, если кто-то, видя, как я совершаю тот или иной поступок, приходит к ошибочному заключению, нужно ли объяснять, что побудило меня поступить так, а не иначе?

— Если есть у тебя духовная сила, то есть смирение, то признай себя виновной и ничего не объясняй. Предоставь Богу тебя оправдать. Если не скажешь ты сама, то впоследствии за тебя скажет Бог. Посмотри, ведь когда братья продавали Иосифа в рабство, он не сказал (измаильтянским купцам): «Я их брат, а не раб. Мой отец любил меня больше всех своих детей». Он не сказал ни слова, зато потом Бог сказал Свое слово и сделал его царем. Что же ты думаешь – Бог не известит (людей о том, как все обстоит на самом деле)? Если Бог, ради твоей пользы, откроет людям правду, то хорошо. Однако, если Он ее не откроет, это тоже будет ради твоей пользы. Когда кто-то поступает с тобой несправедливо, думай о том, что он делает это не по злобе, а просто оттого, что увидел все в таком свете. Если у этого человека нет злобы, то пройдет какое-то время и Бог известит его об истинном положении дел. И тогда человек этот поймет, что был несправедлив к тебе, и покается. Бог не извещает человека только в том случае, если в нем есть злоба, поскольку радиостанция Бога работает на частоте смирения и любви.

Кто исследует себя правильно, тот себя не оправдывает

— Геронда, отчего, даже чувствуя, понимая свою (духовную) слабость, я все равно оправдываюсь?

— Ты оправдываешься как раз потому, что еще не почувствовала своей слабости. Если бы почувствовала, то не
оправдывалась бы. Ведь мы, себялюбцы, трудностей испытывать не хотим, трудиться не любим, часто хотим (духовно) разбогатеть, не ударив при этом палец о палец. Нам следует, по крайней мере, признать, что, относясь ко всему подобным образом, мы духовно хромаем на обе ноги. Признав это, нам следует смириться. Но где там! Ни трудом, ни признанием своей немощи в нашем случае и не пахнет.

— Геронда, а тот, кто себя оправдывает, не видит своих падений в духовной жизни?

— Диавол обманывает такого человека во всем, чтобы он ни делал, и этот человек находит оправдание всему: собственному своеволию, упрямству, эгоизму, лжи .

— А если бы такой человек оценивал себя, как в зеркало, смотрясь в святоотеческие сочинения и особенно в Священное Писание, то разве это не помогло бы ему?

— Для человека, который мыслит правильно, духовно, Священное Писание и книги Святых Отцов разрешают все затруднения. Он понимает смысл написанного четко и ясно. Однако если человек не занимается духовным деланием и его душа не очищена, то даже Священное Писание ему не поможет, поскольку все прочитанное такой человек истолковывает шиворот-навыворот. Ему лучше открывать помысл своему духовнику и не пытаться самому истолковывать смысл прочитанного. Я заметил, что некоторые выбирают что-то из прочитанного в духовных книгах и потом истолковывают это так, как им на руку. Причина не в том, что у них не хватает соображения или они неправильно понимают смысл прочитанного. Нет, они дают прочитанному свое толкование для того, чтобы оправдать себя. Страшное дело!

…Когда я им рассказываю о каком-нибудь человеке, который докатился до плачевного состояния из-за своей невнимательности, они, выслушав историю, не задумываются об этом, а говорят: «Ну, если уж бывают люди в таком ужасном состоянии, то мы вообще выше всяких похвал». Таким образом они оправдывают себя. Да, чего-чего, а самооправданий диавол подыщет сколько угодно.

Самооправдание не приносит покоя душе

Душа того, кто оправдывает себя, не находит покоя. Такой человек лишен утешения. Сам-то он оправдывает свое «я», но вот оправдывает ли это «я» его самого? Его «я», его совесть не находят ему оправдания, и поэтому душа не имеет покоя. Это свидетельствует о том, что он виноват. Насколько же премудро Бог все устроил! Он дал человеку совесть. Страшное дело! С помощью жестокости, хитрости, лести человек может добиться того, чего хочет, но при этом он будет лишен душевного покоя. А если человек руководствуется совестью, то он и без посторонней помощи может убедиться в том, что сбился с пути.

Благодушно терпеть несправедливость – это все равно что получать духовное богатство, приносящее радость. А оправдывая себя, человек словно растрачивает какую-то часть своего богатства – и радости не ощущает. Я хочу сказать, что в последнем случае у человека нет того духовного покоя, который он имел бы, не оправдывая себя. А что уж говорить о том, кто себя оправдывает, будучи к тому же и вправду виноватым! Такой человек собирает на свою голову гнев Божий.

Тот, кто оправдывается, себя ослепляет. [Потом] диавол найдет ему оправдание, даже если такой человек совершит убийство. «Как же ты его так долго терпел? — говорит диавол. – Да тебе надо было прикончить его гораздо раньше!» И такой человек может даже захотеть получить от Христа воздаяние за те несколько лет, которые он «терпел»!

— Геронда, но раз тот, кто оправдывает себя, страдает, то почему он не хочет (перестать себя оправдывать, чтобы) прекратить мучающие его угрызения совести?

— Потому что самооправдание – это привычка. Чтобы ее отсечь, необходима сила воли. Такому человеку необходимо научиться не просто не оправдываться, но еще и занимать правильную духовную позицию. Ведь если человек, не оправдываясь вслух, станет все же носить в душе уверенность в том, что с ним обошлись несправедливо, то будет еще хуже, потому что если бы он сказал что-то в свое оправдание, то ему бы на это возразили, и таким образом он смог бы познать себя и выйти из заблуждения. В противном же случае он может ничего не говорить вслух, но про себя думать: «Правда на моей стороне, однако я молчу, потому что я выше этого». Таким образом, человек остается в заблуждении.

По книге: «Старец Паисий Святогорец «Слова». Т.3. «Духовная борьба». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2004г.»

Понравилась статья? Поделитесь ей