Контакты

Военные деспотии древнею мира. Военные деспотии древнею мира Подумайте почему правители восточных государств провозглашались

Термины «царь» и «король» которые в русском языке использовались для обозначения правящих особо очень чётко были разграничены. Если «царями» называли с Ивана III полуофициально, а с 1547 и коронации Ивана IV, уже и официально, российских правителей, то «королями» именовали только европейских монархов.

Этимология этих слов, их происхождение разнятся, хотя оба термина пришли в Европу, да и на Русь из Рима и из времен становления Римской Империи. Кстати первым правителем, именовавшим себя царём был не русский, а болгарский монарх, царь Симеон Великий, который принял этот титул в 917 году. Вслед за ним, уже в XIV веке такой титул стали носить сербские монархи, а потом уже «новое модное веяние» дошло и до Руси.

Откуда слово

По самой популярной версии, само слово «царь» происходит буквально от имени Гая Юлия Цезаря. И многие исследователи видят в этом некую иронию. Поскольку само слово «Цезарь» изначально имело родовую принадлежность и могло значить не монаршую особу, а слово «волосатый».

Да и сам Гай Юлий Цезарь совершенно не стремился стать верховным и авторитарным правителем, для обозначения титула которого в Риме, кстати, было иное слово – «rex». И в общем, как показала история, правильно делал, но власть всё равно сосредоточилась именно в его руках, что и стало в итоге причиной заговора и убийства Цезаря. Но после Гая Юлия, чтобы подчеркнуть свою преемственность, римские правители стали именоваться именно Цезарями.

Царь на Руси

С нашей страной и титулом «царь» тут отдельная история, поскольку мы в определённый момент стали, и небезосновательно, считать себя «духовыми наследниками Византии». То есть, Восточной Римской Империи. А потому логично, что после падения Константинополя в 1453 году, который в российских летописях так и именовался – «Царьград», уже Ивана III начинают называть царём, а его внук Иван Грозный получил такой титул уже официально.

Иван Грозный

С термином «король» все исторически ещё интереснее хотя бы потому, что единой версии возникновения этого слова – нет. Самая распространенная теория заключается в том, что он также пошел от имени, но уже Карла Великого, императора Запада.

В частности, императорскую тиару на голову этого правителя возложил папа Лев III в декабре 800-го года. Но уже со времен княгини Ольги ориентиром для легитимности правления для русских была Византия, а не Рим. Более того римских правителей на Руси воспринимали как «пришлых», «не подлинно багрянородных» правителей.

Стоит вспомнить хотя бы попытку варяжских сановников Ольги после её длительной и не совсем удачной поездки в Царьград от её имени и без её ведома пригласить на Русь западно-христианских миссионеров с целью сближения именно с Римом. Попытка, как мы помним, оказалась полностью провальной, а миссионеры вообще уехали назад с большим трудом и риском для жизни.

И все это потому, что Ольга не искала сближения с «королями» и с их вариантом христианства тогда ещё единого, но уже все сильнее разнящегося. Она искала родства именно с Византией, как родины «подлинных монархов», царей. А потому и слово «король» стало относиться именно к европейским западным правителям. Как низшее по достоинству, нежели термин «царь».

Впрочем, есть и иная версия, которая утверждает, что слово «король» было в «ославяненном» виде вполне в ходу на Руси, и происходило оно как раз от слова «rex», трансформировавшись во французском, например, в «roi» или в испанского «rey». А буквально, этот самый «rex» означал просто «правитель».

И аналоги этого титула уже были в европейских языках. Например, скандинавское «конунг». И вот такими «конунгами» были на Руси «князья», то есть и правители, и военачальники. Понятно, что в рамках русской иерархии титулований «король», который ассоциировался с «князем», одним из многих, стоял значительно ниже по достоинству, чем «царь», который был единым и всевластным владыкой государства.

Другие версии

Есть и ещё одна версия истории слова «король», которая косвенно подтверждает этимологию термина «князь». Это происхождение от протоарийского «h₃rḗǵs» от которого появились, к примеру, индийские «раджи», по сути те же «князья», правители среди многих таких же.

Ну и версия собственно славянская, которая говорит о том, что слово «король» образовалось от «карати», то есть, карать или наказывать. В общем с любой точки зрения слово «король» для единого и централизованного русского государства было не совсем корректно. А потому, в рамках концепции «Москва – Третий Рим» логично было принято в обращение именно слово «царь» а потом, снова по примеру Византии уже и «император».

1. Укажите, в чем различия государственной и родоплеменной организации общественной жизни. Перечислите признаки государства.

В племени также, как и в государстве существует власть, но она основывается на авторитете. В государстве кроме авторитета власть располагает также аппаратом принуждения, как правило, включая выделенные из остального общества вооружённые силы.

В качестве признаков государства, которые отличают его от догосударственных обществ можно назвать следующие:

Разделение общества на управляемых и управляющих;

Наличие аппарата управления, оформленного в виде специальных институтов;

Наличие аппарата принуждения управляемых;

Наличие вооружённых сил, оформленных в виде особого института;

Наличие судебных институтов;

Замена обычаев и традиций законами.

2. В каких регионах мира сложились первые государственные образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних государств? Приведите примеры.

Первые государства сложились в субтропиках в долинах крупных рек. Эти реки в своё время окружали равнины с большим количеством дичи, потому там кочевало множества племён. Потом климат становился всё более засушливым, что сгоняло людей к самой реке, где оказалось всё население ранее обширных территорий. Угроза голода вынудила людей перейти к земледелию и скотоводству. Но при этом долины рек не были идеальны для земледелия: значительная их часть оставалась заболоченной. Для осушения болот у людей появились ирригационные системы. Постепенно они стали использоваться наоборот для орошения сельскохозяйственных полей. Ирригация требовала организации труда большого количества людей и точных расчётов, знаний. Именно благодаря этому появились первые государства, основанные именно на ирригационном земледелии. Чтобы понять правдивость этой теории, достаточно вспомнить, где зародились древнейшие цивилизации: в междуречьях Тигра и Ефрата (Месопотамская цивилизация), Инда и ныне пересохшей Сарасвати (так называемая Хараппская цивилизация), Янцзы и Хуанхэ (Древнекитайская цивилизация), в долине Нила (Древнеегипетская цивилизация).

3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним государствам? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.

Во всех древних цивилизациях были сходные условия ведения хозяйства (ирригационное земледелие), потому во всех них получило распространение одно и то же явление – патриархальное рабство. Во всех этих цивилизациях, включая Древнеегипетскую, рабы считались частью большой семейной группы (патриархального хозяйства) и зачастую выполняли те же работы, что и свободные члены семьи. Становились такими рабами военнопленные, или не сумевшие вовремя расплатиться должники (либо дети таких должников).

5. Подумайте, почему правители восточных государств провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?

Когда человек занялся земледелием, он столкнулся с новыми неведомыми для себя проблемами. Раньше лишь длинная череда неудачных охот могла привести к голоду, но урожай земледельца может погубить одно краткое событие, вроде наводнения. Изменилось отношение ко многим явлениям природы. Охотник от многих из них мог просто уйти в более благоприятные места, земледелец же был привязан к своему полю, потому многое действительно стало бедствием. На основании всего этого сложились представления о всесильных грозных божествах, которых нужно молить о милости, которым нужно служить, чтобы эту милость заслужить.

Новые религиозные системы давали новые ответы и на главный вопрос человеческого бытия – о существовании его души после земной жизни. Древнеегипетские представления требовали для этих целей таких сооружений как пирамиды, погребальные храмы и т.д.

Жрецы с одной стороны были посредниками между людьми и этими страшными всесильными богами, они помогали заслужить милость. Но одновременно жрецы накапливали и практические знание, именно они организовывали ирригационные работы, требовавшие точных расчётов.

Благополучие древних цивилизаций держалось на высоких урожаях, которые удавалось получать благодаря ирригационному земледелию. Для того, чтобы ирригационные системы работали слаженно, требовалось единое руководство, сильная власть, которой в идеале никто не должен был противоречить. Именно поэтому правитель считался одним из тех страшных богов – чтобы у него была абсолютная власть, которой никто не смел противоречить.

6. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

Древние египтяне известны, прежде всего, благодаря своей архитектуре, особенной связанной с культом мёртвых. Великие пирамиды, вырубленные в скале гробницы, погребальные храмы до сих пор поражают воображение, даже несмотря на то, что дошли до нас не совсем в первозданном виде.

Также большую роль в истории человечества сыграли их системы письменности (иероглифическая и иератическая), медицина и т. д.

В Восточно-Франкском королевстве династия Каролингов пресеклась в 911 году. В 919 году знать избрала новым королём саксонского герцога Генриха. Этот год считается датой рождения Германского королевства.

Генрих I принял власть в трудных условиях: с севера нападали норманны, а с юга - кочевники-венгры. В IX веке они вторглись в Центральную Европу и поселились на равнине по среднему течению Дуная. Отсюда венгры наводили страх на всю Европу, разоряя её своими набегами.

Для победы над венграми требовалось сильное конное войско, и Генриху I удалось его создать. Король приказал, чтобы несколько крестьянских хозяйств снаряжали и вооружали одного всадника, который был бы готов в любой момент выступить в поход.

Располагая теперь уже сильным войском, сын Генриха I Оттон I в 955 году нанёс венграм сокрушительное поражение на реке Лех. С этого времени венгры прекратили грабительские набеги. Вскоре они перешли к оседлому образу жизни и приняли христианство. В 1000 году их князь был провозглашён королём. Так в Венгрии возникло государство.

Победив венгров и укрепив свою власть, Оттон стал самым могущественным монархом в Западной Европе. По примеру Карла Великого он решил ещё раз восстановить на Западе империю. Во главе сильного войска Оттон совершил поход в Италию, в 962 году в Риме папа увенчал его императорской короной.

Вслед за Карлом Великим Оттон I считал свою империю продолжением Римской, и называлась она тоже Римской (позже - Священной Римской). Императоры хотели объединить под своей властью весь христианский мир. Был разработан пышный придворный церемониал1, созданы внушительные знаки императорской власти (корона, скипетр, держава).

Новая империя включала тогда Германию и север Италии. Но власть императоров в Италии была непрочной. Чтобы восстанавливать её, каждый новый император совершал военный поход на Рим.

Корона Священной Римской империи. X-XI вв.

Для достижения своих целей императоры нуждались в помощи церкви. Они жаловали епископам и аббатам богатства и привилегии, а в обмен рассчитывали на их поддержку. Пользуясь ослаблением власти пап, императоры присвоили право назначать на церковные должности своих людей. В конце X века они назначали и смещали даже пап римских. Но позже, в XI веке, папы вступили с императорами в борьбу за контроль над церковью.

Император Отгон III. Миниатюра рубежа X-XI вв.

Анналы Сен-Бертёнского монастыря о положении в Западно-Франкском королевстве в середине IX века

    Почти все аквитанцы отпали от Карла и послали к Людовику, королю Германии, в знак отдачи под его господство послов и заложников. Между тем юный Людовик, сын Людовика, короля Германии, которого аквитанцы выпросили себе у его отца, перешёл Луару и был принят теми, кем был призван. Король вступил в Аквитанию во время Великого поста. И там он оставался ещё и после Пасхального праздника, его люди занимались лишь грабежами, поджогами, захватом людей в плен и не щадили в своей алчности и наглости даже самих церквей и алтарей Божьих. Датчане, стоявшие на Луаре, подошли к бургу Блуа и сожгли его. Отсюда они намеревались идти к Орлеану, намечая для него то же самое. Но поскольку епископы Агий из Орлеана и Бурхард из Шартра подготовили против них корабли и воинов, они отказались от того намерения и отошли к нижней Луаре.

    Почему можно было так легко прогнать короля и заменить его другим? Кто призывал и смещал королей? Подумайте, почему именно церковь организовала отпор внешнему врагу.

  1. Каковы были устройство общества и занятия древних скандинавов? Как они были связаны с их морскими походами и набегами?
  2. Сравните общество скандинавов эпохи викингов с обществом германцев времени Великого переселения народов.
  3. Проследите направления нападений норманнов по карте. Какие страны больше всего страдали от их набегов?
  4. Где и как возникли государства норманнов?
  5. Что такое феодальная раздробленность?
  6. Сравните власть короля и власть крупных феодалов во Франции в период феодальной раздробленности.
  7. Предположите, почему скандинавы, переселившиеся на север Франции, восприняли местный язык, нравы, обычаи, а не наоборот.
  8. Что сходного в военных реформах Карла Мартелла во Франкском государстве, Генриха I в Германии, Альфреда Великого в Англии? Какими общими причинами были вызваны эти реформы? Оформите ответ в виде таблицы.
  9. Назовите выдающихся правителей Западной Европы IX-X веков. Какие цели перед ними стояли? Какими методами они действовали? Каковы были результаты деятельности этих государей? Ответ оформите в виде таблицы.
  10. Согласны ли вы с утверждением, что в раннее Средневековье короли сами создавали своих противников?

1) Найдите в тексте 6 ошибок

Византия возникла как самостоятельное государство в 295 году в результате разделения Римской империи на Восточную и Западную. Жители Византии именовали своё государство Греческой империей, а себя называли греками.

Территория империи охватывала страны древней земледельческой культуры, среди них Египет, Галлию, Сирию, Палестину.

Византия славилась многочисленными богатыми городами: Константинополем, Александрией, Суассоном, Сантиохией. Столицей Византийской империи был Рим.

Ответ: 1. Раздел Римской империи произошел в 395 году.

  1. Империя называли «Римской».
  2. Себя называли римлянами.
  3. Галлия никогда не была в составе Византии.
  4. Суассон не принадлежал Византии.
  5. Столицей империи всегда был Константинополь.

2) Один из современников Юстиниана, знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский, в своих произведениях создал противоречивый образ императора: с одной стороны, он показал его как жестокого тирана, а с другой - как мудрого политика и реформатора. Какие деяния Юстиниана позволили ему так охарактеризовать императора? Как сам Юстиниан понимал цели своего правления? Какое мнение о Юстиниане сложилось у вас?

Ответ: Он был подозрительным, коварным, мстительным, алчным, неразборчивым в способах добывания средств, жестоким к своим противникам и врагам, волевыми решениями вмешивался в жизнь близких ему людей, не останавливался перед казнью близких. Под внешней любезностью скрывался беспощадный тиран. При всех этих качествах он обладал неутомимым упорством и трудолюбием, был хорошо образован и энергичен. Издал свод законов, который впоследствии другие государства брали за основу при составлении своих законов. Реформировал административную и налоговую систему, законодательство, развивал внешнюю торговлю, считая ее источником благосостояния империи, присоединил к стране многие провинции, утраченные Западной Римской империей, реформировал армию, перестроил Константинополь и создал шедевр зодчества — храм Св. Софии.

Лично мое мнение — неодназночное. Во-первых, все его заслуги стали возможны благодаря его окружению. Во-вторых, после правления Юстиниана экономика Византии оказалась сильно ослабленной многочисленными войнами и непомерными расходами, а люди бежали к варварам из-за огромных налогов. С другой стороны, все разрушенные города он восстановливал и сооружал крепости.

3) Подумайте, почему в самой Византии правителей называли ромейскими (римскими) императорами, а на западе их именовали константинопольскими правителями.

    Ответ: Римский император Константин І перенёс столицу, назвав её "Новый Рим", но на западе город называли Константинополем - по имени императора, поэтому на западе правителей Византии именовали констатинопольскими.

    В Византии хотели восстановить Римскую империю и поэтому так себя называли, но так как они правили не в Риме, то делать этого не могли.

Чтобы правильно ответить на вопрос, надо правильно его сформулировать. А правильнее он звучал бы так: почему среди русских князей встречаются славянские и скандинавские имена?

Двойные имена князей – родовые и крестильные
Дело в том, что после принятия Русью христианства все князья носили, как правило, два имени – славянское и данное им при крещении имя греческого, латинского либо еврейского происхождения. Так, правительница Ольга была крещена под именем Елена, Владимир – Василий, Ярослав – Георгий. Заодно определённые сочетания языческих и христианских имён стали традиционными. Так, Владимир Мономах тоже был наречён крестильным именем Василий. Известные нам князья по имени Ярослав – обычно Георгии (Юрии). В летописях они чаще всего фигурируют под своими традиционными славянскими именами, хотя время от времени их называют двойным именем (например, Святополк-Михаил).

Но уже в XII веке отдельные князья именуются только крестильным именем. Весьма возможно, что славянского имени у них при этом и вовсе не было. Это Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Константин Ростовский, Александр Невский и некоторый другие. Хотя и в это время большинство князей по-прежнему зовётся именами, которых в то время ещё не было в святцах: Святослав, Всеволод, Мстислав, Ростислав, Игорь, Олег и т.д. Встречались ещё и Рюрики, один из которых в начале XIII века захватил и разграбил Киев. Причём, если с течением веков многие княжеские имена, благодаря церковной канонизации, вошли в святцы и стали христианскими, то Рюрик таковым пока не стал.

Особенно интенсивно «вымывание» языческих имён происходило во времена ордынского господства. Отдельные князья в этот период ещё носят имена Игорь, Олег (один из последних – рязанский князь конца XIV века), но начинают безусловно преобладать имена, связанные с христианством. Интересно в этой связи, что в династии московских великих князей Рюриковичей, начиная с Александра Невского – отца первого московского князя Даниила – никто из занимавших престол не носил славянского имени. А последним Рюриковичем, который известен под языческим именем, стал Родослав, брат рязанского великого князя Фёдора, умерший в 1407 году.

Два Владимира могли занять московский трон
Тем не менее, было бы неверно считать, что русские великие князья и цари начали как-то гнушаться славянских имён. Просто их ещё было очень мало в святцах. Одним из первых там, по понятным причинам, появилось имя Владимир. Считается, что это произошло не позднее XIII века. Дважды складывалось так, что люди с этим именем могли бы, при иных обстоятельствах, занять московский престол.

Первым был двоюродный брат Дмитрия Донского – серпуховской удельный князь Владимир Андреевич Храбрый, предводитель рати на Куликовом поле и, как некоторые историки считают, главный герой той битвы. После смерти Донского Владимир Андреевич приходился двоюродным дядей новому великому князю Василию I. Из-за старшинства в роду тогда чуть было не вспыхнуло междоусобие.

Двоюродный брат царя Ивана IV, удельный князь старицкий, тоже был Владимиром Андреевичем. Во время тяжёлой болезни царя в 1553 году многие бояре и другие лица в ближайшем царском окружении не захотели присягать малолетнему царевичу Ивану. Они открыто говорили о том, что готовы служить только Владимиру Андреевичу. Если бы болезнь царя закончилась трагически, то весьма вероятно, что Владимир Андреевич и занял бы русский трон.

Единственное исключение – Борис Годунов
Среди царей было одно исключение. Это Борис Годунов. Нам, правда, неизвестно точное происхождение этого имени, но в православном именослове это имя помечено как славянское. Ещё в конце XI века в святцах появились имена святых князей Бориса и Глеба – сыновей Владимира – ставших жертвами братоубийцы Святополка Окаянного. Есть, видимо, закономерность в том, что единственный царь с русским именем был окрещён в честь одного из них.

Наверное, наречение имён подчинялось некоей математической закономерности. Было очень мало славянских имён в святцах, появились они там поздно, вот цари, за одним исключением, и носили греческие, латинские, еврейские имена. Ну, а если это кому-то покажется странным, пусть он попытается вспомнить, многие ли его личные знакомые в наше время имеют имена славянского и русского происхождения.

Понравилась статья? Поделитесь ей