Контакты

«Ни пуха ни пера!»: значение фразеологизма и восприятие его разными людьми. Ни пуха ни пера - что значит

Все мы пользуемся этим выражением, правда, чаще сокращая его до «Ни пуха». И пользуемся мы им, когда хотим пожелать кому-то удачи в каком-то важном деле. Достаточно странно, в общем-то. Во-первых, почему используем отрицательную частицу, нелогично же. Во-вторых, при чем здесь пух и перья? А в-третьих, правильно ведь после такого пожелания еще и к чёрту посылать желающего. А зачем?

Дело в том, что выражение это пришло к нам из глубокой древности, когда охота была одной из наиважнейших составляющих выживания рода. Охотники кормили род, потому от удачной или неудачной охоты зависело очень многое. Да и сама охота была не чета нынешней — с автоматом, да с вертолёта. Охота в то время — это схватка со зверем, не на жизнь, а на смерть.

Получалось, что охотник испытывал двойную моральную нагрузку — мало того, что сам погибнуть мог, так еще и дети его без принесенной добычи могут умереть с голоду. Ну и как все люди, что тогда, что сейчас, имеющие дело с такими нагрузками, охотники становились крайне суеверными. Просто вспомните своих знакомых сложных профессий — не «последний», а «крайний», например.

Одним из самых устойчивых суеверий для людей, отправляющихся на дело, связанное со смертельной опасностью, всегда было и будет пожелание удачи. Почему? А по многим причинам. Первая — просто можно сглазить. Мало ли, что за человек желает её вам. Может, он с камнем за пазухой. Вот так пожелает — и сглазит. Вторая причина — злые сущности. Всякие черти-лешие-кикиморы. Вот услышит какой-нибудь чёрт, что вам удачи пожелали, ну и из вредности гадость сделает. Третья — да просто леди Удача особа ветреная, непостоянная, ревнивая. И она сама решает, кому и что. И нечего её тут желать всяким там. Ну, в общем, настоящая женщина. Всё назло сделает.

Вот и получается, что желать удачи в важном деле нельзя. А причём тут пух и перья, спросите вы? А вот причём. В иносказательной форме пухом в древности называли любого промыслового зверя, а перьями, соответственно, любую промысловую птицу. Получается, пожелание «И пуха и пера тебе» несло пожелание удачи в охоте на любую птицу и любого зверя. Сами понимаете, для суеверного охотника — нож острый в сердце.

Таким образом и получилось — охотник, уходя на промысел, получал пожелание — «Ни пуха, ни пера», то есть, мол, «пусть тебя преследует неудача, пусть стрелы летят мимо, пусть силки будут пусты». А чтобы показать, что он принял к сердцу пожелание неудачи и прямо сильно-сильно расстроился, посылал желающего нахер «к чёрту», обозначая ссору и неприязнь. Присутствующая при этом всякая нечисть успокаивалась, «да ему и так плохо, чего ему ещё гадости делать», а леди Удача наоборот, жалела охотника, и назло желающим помогала ему.

Уважение к охотнику, особый статус, желание подражать ему привели к распространению этого суеверия и дальнейшего закреплению в сознании простых людей, чье занятие не связано с риском. Вот и получается, что до сих пор мы желаем кому-то «Ни пуха, ни пера», и получаем в ответ — «Иди к чёрту!»

Откуда появилось выражение «Ни пуха, ни пера»? обновлено: Ноябрь 13, 2018 автором: Роман Гвоздиков

Примечательна версия объяснения происхождения словоформы «ни пуха ни пера» русского дореволюционного писателя и фольклориста А. А. Мисюрева. Александр Александрович долгие годы собирал рабочий фольклор в Сибири. Мисюрев выдвигал гипотезу «внутренней борьбы» с прошлым сибиряка-христианина, в котором еще живы языческие суеверия.
Перед охотой, полагал А. А. Мисюрев, охотник остерегался поминать всуе христианские термины: считалось, что это рассердит лешего и в итоге навредит в промысле. Отсюда и ритуальное «открещивание» «ни пуха ни пера», которое должно было принести удачу.
Это мистическое заклинание, приносящее удачу, полагает кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИРЯ РАН Ольга Игоревна Северская, действительно предшествовало нелегкому испытанию, некоему ответственному делу, которое не след сглазить. Традиционный ответ на фразеологизм «К черту!» являлся логическим дополнением данного ритуального вербального действа. Ольга Игоревна объясняет этимологию фразеологизма «ни пуха ни пера» стремлением наших предков перед охотой «обдурить» хозяина леса, заверив его в том, что промысловику в его владениях «ничего не надо». О. И. Северская приводит многочисленные примеры из отечественной художественной литературы, где охотники и рыболовы таким образом настраивали себя на удачу.
Аналогичной версии придерживается и коллега Северской, тоже кандидат филологических наук, М. М. Вознесенская. Мария Марковна относит «ни пуха ни пера» к «охотничьим» фразеологизмам (всего, по подсчетам М. М. Вознесенской, в отечественных фразеологических словарях таких словоформ более тридцати – «за двумя зайцами», «сесть (лечь) на хвост», «на ловца и зверь бежит» и т.д.).
В пожелании «ни пуха ни пера» Вознесенская обращает внимание на метонимию тропов «пух» (пушной зверь») и «перо» («птица»). То есть, охотнику желали не добыть ни зверя, ни пернатых – от обратного, чтобы при этом обмануть лешего и не «сглазить» будущую охоту. В качестве примера употребления расхожего фразеологизма Мария Марковна приводит повесть Василия Аксенова «Мой дедушка – памятник», где одна из героинь желает «ни пуха ни пера» другому герою, а ее визави «по охотничьей привычке» отвечает: «К черту».

0 Хотя про русских и говорят "Иваны родства не помнящие ", однако в нашем лексиконе сохранилось огромное количество пословиц и крылатых выражений, пришедших из глубины веков. К сожалению современное молодое поколение не всегда понимает значение, и тем более происхождение подобных пословиц. Поэтому на сайте сайт мы стараемся расшифровать для вас самые популярные фразеологизмы , смысл которых порой бывает понятен только по контексту . Сегодня речь пойдёт об ещё одном крайне любопытном выражении, это Ни пуха ни пера , что значит, вы сможете прочесть немного позже.
Однако, перед тем, как продолжить, мне бы хотелось посоветовать вам прочесть ещё пару новостей по тематике крылатых фраз. Например, что значит Бить баклуши ; как понять Пройти медные трубы ; что означает Человек человеку волк ; смысл Не поминай всуе и т. п.
Итак, продолжим, что значит Ни пуха ни пера фразеологизм ?

Ни пуха ни пера - это напутственное пожелание успеха и удачи, то есть это выраженное желание того, чтобы у человека было всё хорошо


Происхождение Ни пуха ни пера , своими корнями уходит глубоко в историю средневековой Руси. В то время, основной возможностью прокормить себя и свою семью была охота. Ведь наша страна сплошь состояла из могучих лесов, своими кронами подпирающими небеса. В таких условиях земледелие было осложнено отсутствием этой самой свободной земли. Однако в лесах водилась дичь, и разнообразные животные , которых активно употребляли в пищу.

К сожалению, человек очень суеверное существо, и ощущая себя песчинкой, среди огромного и страшного мира, он верил в различных духов, в порчу и сглаз. Поэтому родичи желали охотнику, который собирался в лес "И пуха и пера ", чтобы у их защитника и кормильца всё прошло успешно. В данном конкретном случае под "пухом" подразумевался "зверь", и соответственно под "пером" - птица .
Чтобы не сглазить такое доброе пожелание, нужно было традиционно ответить "Пошёл к чёрту!", впоследствии сократившееся до просто - "К чёрту ".
Однако, особо мнительные индивидуумы, боявшиеся сглазить, немного изменили поговорку, которая обрела прямо противоположный смысл - "Ни пуха Ни пера". В итоге конечно, рассчитывая на более обильную добычу.

После этого охотник получал традиционное напутствие, которое звучало примерно так: "Пусть в твои капканы не попадёт ни один зверь, пусть твои стрелы и дротики не попадут ни в одну птицу, а ловчая яма зарастёт мхом, так и не увидев добычи !" На это человек отвечал привычным образом - "К чёрту".
После этой процедуры, злые духи должны отстать от странного человека, который не хочет поймать себе живность. Глупые сущности незримо присутствующие во время этого разговора, услышав такое пожелание, обязательно отстанут, и пойдут строить козни тому, кто по их мнению действительно хочет подстрелить крупную дичь и накормить свою семью.

Вообще, даже в наше посвящённое время, большинство людей уверены, что лучше заранее не говорить о своих желаниях и мечтах, а то найдутся незримые силы, которые обязательно им напакостят. Поэтому, время от времени, мы можем услышать от наших знакомых или родственников "Ни пуха ни пера", на что мы машинально отвечаем - "К чёрту", даже не задумываясь, откуда появилось это странное пожелание.

Прочтя эту статью, вы узнали, что значит Ни пуха ни пера , и теперь перестанете бояться сглаза и порчи. Ведь это всё суеверия наших неграмотных предков.

Ни пуха Вам ни пера

В современном русском языке сохранилось множество выражений, пользуясь которыми мы не задумываемся об их происхождении. В частности это касается различных пожеланий удачи , которые буквально у всех на языке. Одно из самым распространенных пожеланий звучит так: ни пуха ни пера. Отвечать полагается: к черту.

Возникновение пожелания лингвисты относят ко времени охоты и собирательства, когда эти виды промыслов являлись основой существования родовой общины. Охотники всегда были суеверными людьми, верящими в злых духов, забирающих удачу. Поэтому пожелание «пуха и пера» вело скорее к несчастью, чем к удачному лову. Сказав так, можно было привлечь внимание темных сил и свести все усилия охотников на нет. На языке ловцов, так называли охотников в древние времена, перо означало птицу, на которую велся лов, а пух – зверя. Выражение ни пуха ни пера

И ответ «к черту», можно перевести так: твои стрелы будут лететь мимо, они не поразят ни одну птицу, ни одного зверя, капканы, ловчие ямы и силки, пусть тоже будут пустыми. Так обманывали заклинанием злых духов, которые услышав про неудачную ловлю, отправлялись восвояси. Неудачного ловца даже злая сила не тронет, он и так уже наказан.

Подобное неудачное пожелание удачи, остается популярным до сих пор. Возможно, к этой категории относится и обычай ругать ученика перед экзаменом или студента перед сдачей сессии. Не задумываясь, мы употребляем древние заклинания , призванные защитить от злых духов. Возможно, такая устойчивость во времени этого выражения, говорит о том, что современный, цивилизованный человек в душе все равно остается охотником, воспринимающим внешний мир, как враждебный, полный зла, от которого нужно защищаться. Кстати, эту мысль подтверждают и другие суеверия, а также заговоры, устойчиво сохраняющиеся в народе.

Понравилась статья? Поделитесь ей