Контакты

Декоративное золочение - оригинальный способ преобразить старую мебель. Что такое сусальное золото - состав и производство, технология нанесения на различные поверхности Техника золочения сусальным золотом

Кирилл Сысоев

Мозолистые руки не знают скуки!

Известно, что сусальное золото – это тонкий золотой лист, который предназначен для нанесения позолоты на разные изделия для декоративных целей (часто можно увидеть, как используется сусалка на иконах), украшений предметов интерьера, отдельных деталей. Однако нанесение листа нередко бывает и без участия самого золота. Для имитации роскошного металла могут использовать поталь или другие металлические сплавы.

Что такое сусальное золото

С древнерусского, слово «сусала» имеет определение – лицо, скула. Это связано с тем, что ранее сусальное золото использовали для покрытия только лицевой части предмета. Материал можно было заметить на иконах, статуях, других раритетах. Сегодня покрытие сусальным золотом используют для того, чтобы сделать более яркими и богатыми разнообразные детали, украшения, поделки, мебель. Чтобы изготовить такой лист позолоты, мастер должен расковать кусок металла в тонкую проволоку, а уже после ее раскатать в пластину 2-3 мм с лигатурным весом.

Состав

Может варьироваться состав такого материала и зависит от разной специфики производства. Например, в нем, кроме золота, могут быть серебро, медь, палладий, кадмий, цинк, никель. Если же добавлять лигатуру, то есть добавочный металл, то можно добиться разных оттенков и цветов сусальной позолоты. Она может быть желтой, красной, белой, зеленой, оранжевой и бледно-желтой.

Проба

В России этот материал соответствует ГОСТу и должен содержать обязательные компоненты в определенных количествах. Стандартное сусальное покрытие будет всегда 960 пробы. На предприятии его укладывают в специальные книжки между листами особой бумаги. Книжка материала состоит из 60 квадратных листов, которые весят всего несколько г. Руками листы трогать не стоит – они могут просто порваться. Состав сусального покрытия:

  • золото – 96%;
  • серебро – 1%;
  • медь – 1%;
  • прочее – 2%.

Сусальное золото Норис

Немецкая компания по изготовлению сусального покрытия Норис на сегодняшний день входит в рейтинг ведущих производителей. Компания предлагает качественный товар на рынке России, а еще возможность купить золото в интернет-магазине. Рассмотрим самые популярные варианты ниже:

  • Название: чистый палладий Noris.
  • Цена: 2800 рублей.
  • Характеристики: одна книжка содержит 25 листов, размер 80х80 мм.
  • Плюсы: поддается полировке, не подвергается коррозии.
  • Минусы: только для интерьерного золочения.

Если Вы решили декорировать поверхность в интерьере, сделать ее более яркой и привлекательной, как нельзя лучше подойдет сусальное покрытие Noris «Цветовая карта»:

  • Название: сусальное покрытие Noris «Цветовая карта».
  • Цена: 2200 р.
  • Характеристики: покрытие прикреплено к папиросной бумаге; ширина выбирается заказчиком от 3 мм до 110 мм.
  • Плюсы: используется для обработки однотипных длинных поверхностей.
  • Минусы: цветовую карту можно приобрести, только если заказать.

Ровная поверхность хорошо поддается обработке при помощи золотых пластин. А что делать, если предмет не имеет ровных линий и с трудом поддается таким манипуляциям? Выход из положения – золотая пудра:

  • Название: золотая пудра Noris.
  • Цена: 12600 рублей.
  • Характеристики: 23 карат, 2 г; мелкодисперсный порошок пробы 960; продается в банках по 2 или 10 г.
  • Плюсы: отлично подходит для нанесения на неровные поверхности, из него хорошо готовить золотой лак.
  • Минусы: лучше применять только для небольших предметов.

Сусальное золото Русский стандарт

Классическая сусальная позолота, которая имеет ряд своих преимуществ. Например, материал марки Норис «Русский стандарт» ни в коем случае не стирается, не тускнеет и не окисляется. Оно пластично и не теряет своих свойств годами. Если происходит позолота сусальным золотом ровной поверхности, то одной книжечки хватит на 0,5 метра предмета. Что касается лепнины – рекомендуется рассчитать коэффициент сложности работы. Ниже приведено описание материалов:

  • Название: сусальное покрытие от марки Норис «Русский стандарт».
  • Цена: 19300 р.
  • Характеристики: 60 листов 91,5х91,5 мм; 4 г, 23 карат.
  • Плюсы: прочный декоративный материал.
  • Минусы: товар можно приобрести только под заказ.

Еще один неплохой материал от торговой марки Норис «Русский Стандарт», отличается качеством и удивительно высокой прочностью. Из минусов – подходит только для ровных поверхностей:

  • Название: сусальный материал марки Норис «Русский стандарт».
  • Цена: 9550 р.
  • Характеристики: 23 г, 2 карат.
  • Плюсы: надежный поталь, который рекомендуется использовать для помещений храмов или декорирования икон.
  • Минусы: тонкий материал, легко можно испортить.

Не менее популярной является трансферная позолота «Русский Стандарт», основное назначение которой – покрытие ровных поверхностей. Для неровных она категорически не подходит:

  • Название: трансферная позолота «Русский стандарт».
  • Цена: 3400 рублей.
  • Характеристики: 23 карат, 25 листов толщиной по 1,25 мм.
  • Плюсы: подходит для больших ровных поверхностей: потолков, стен; можно разрезать ножницами.
  • Минусы: не подходит для маленьких или неровных предметов.

Сусальное золото Раритет

ТМ Раритетъ, в отличие от предыдущих вариантов, хорошо подходит для работ с росписью, а также декорирования мелких деталей, предметов интерьера. Рассмотрим три варианта, которые предлагает производитель:

  • Название: золото творение от марки Раритетъ.
  • Цена: 1 г – 5100 р.
  • Характеристики: золотой металлический порошок, подходит для росписи икон и картин.
  • Плюсы: ложится штрихами на картине.
  • Минусы: только для мелких работ или росписи книг, картин, икон.

Хорошим вариантом для работ является цветная сусальная позолота. Найти ее сложнее, чем простую, стоимость материала тоже немаленькая:

  • Название: сусальная позолота цветная от марки Раритетъ.
  • Цена: стоимость уточняется напрямую у компании производителя.
  • Характеристики: отражающий эффект создает невероятный блеск, предназначено для внешних и внутренних работ.
  • Плюсы: стойкое к атмосферным явлениям и погодным условиям.
  • Минусы: золото можно купить только под заказ

Если нужно покрыть большую поверхность, лучшим вариантом будет трансферная позолота, выгодная стоимость которой делает возможным декорирование объемных предметов:

  • Название: трансферная позолота от марки Раритетъ.
  • Цена: стоимость уточняется напрямую у компании-производителя.
  • Характеристики: с трансферным золотом работать намного легче – оно подойдет даже для новичков в деле обработки и декорирования.
  • Плюсы: подходит как для больших объемов работы, так и для маленьких.
  • Минусы: больше подходит для ровной поверхности.

Сусальное золото Black Schmidt

Компания Black Schmidt начала свое производство материала в 2013 году. Производитель придерживается высоких стандартов в технологии изготовления золота и предоставляет широкий выбор товара, который можно использовать для масштабных объектов и маленьких предметов:

  • Название: покрытие для внутренних работ.
  • Цена: за 1,10 г – 6000 р.
  • Характеристики: подходит для обработки больших и малых декоративных работ.
  • Плюсы: можно использовать для оформления внутренних помещений храма, обработки куполов.
  • Минусы: нет.

Подобрать хорошее покрытие для внешних работ не так уж просто, но Black Schmidt предлагает и тут отличный вариант. Золото для внешних работ этой ТМ отличается высоким качеством и прочностью:

  • Название: золото для внешних работ.
  • Цена: от 6000 р.
  • Характеристики: вес от 1,80 до 4 грамм, можно заказать цветной вариант в таких оттенках: лунный, белый, красный, зеленый.
  • Плюсы: хорошо ложится на поверхность, устойчивое к природным условиям.
  • Минусы: рекомендуется использовать только специалистам, а новичкам для работы желательно применять другое сусальное покрытие.

Как выбрать сусальное золото

У разных производителей сусальное золочение особо не отличается, но некоторые виды материала подходят больше для внешних работ (оформления наружных помещений), а другие для оформления интерьеров, деталей, мебели. Рекомендуется не заниматься отделкой поверхностей с помощью сусального покрытия, если вы не проходили обучения. Техника нанесения должна быть четкой и правильной, чтобы результат мог порадовать. Вот некоторые рекомендации:

  • Если стоит вопрос покрытия сусальным материалом мелких и неровных поверхностей, то желательно присмотреться к марке Норис. Эта компания предлагает золотой порошок. С помощью распылителя порошок покрывает все складочки и мелкие части поверхности.
  • Для оформления масштабных работ, покраски куполов храма лучше приобрести сусальную позолоту Раритетъ. Она устойчива к погодным изменениям, разным повреждениям. Материал невероятно надежный и прочный, а использовать его легко. К тому же, марка предлагает акции и выгодные условия для заказчика, который приобретает продукцию оптом или в большом количестве.
  • Сусалка Русского стандарта отличается особой популярностью и востребованностью. Марка предоставляет огромный выбор материала. Вы сможете заказать не только позолоту, но и серебро, палладий. Сусалка будет отличным вариантом поталя. Ей можно окрашивать рамки икон, которые сделаны из дерева, или оформлять картины. При покупке метра материала или рулона, компания обязательно предоставит скидку.

Видео: золочение сусальным золотом

В отличие от золотых красок, паст, зеркальных плёнок, сусальное золото придаёт поверхности настоящий золотой вид. Такое золочение очень хорошо подходит для отделки багета, рам, интерьерной и архитектурной лепнины. Как же производится золочение этим материалом? Рассмотрим технологию золочения последовательно.

Что такое сусальное золото?

Сусальное золото представляет собой тончайшие золотые листики (очень тонкая фольга). Его толщина значительно меньше волоса, поэтому данный материал можно повредить простым дуновением воздуха. Но такой плотности достаточно, чтобы создать эффектный внешний вид золотого покрытия. Кстати, название «сусальное золото» происходит от слова «сусаль», что переводится как «лицо», «лицевая сторона», то есть в переносном смысле речь идёт о внешнем виде парадной стороны предмета. Листики сусального золота хранят между листами бумаги, что предотвращает их слипание и обеспечивает более удобную работу. Листы бумаги и золота сшивают в книжечки. Именно в таком виде сусальное золото продаётся на прилавках магазинов. В продаже также можно встретить поталь — имитацию золота, состоящую из сплавов различных металлов.

Инструменты для золочения

Для работы с сусальным золотом есть много различных приспособлений. Однако рассмотрим основные.

Подушечка из замши. При помощи неё мастер, может снимать листики золота из книжки. Но в основном, подушечка используется для того, чтобы на ней разрезать золотые листочки.

Нож для золочения. С помощью него, листики сусального золота разрезаются на кусочки нужного размера.

Лампензель — это специальная широкая, плоская кисть из тонкого волоса. При помощи неё мастер «захватывает» невесомые листочки сусального золота и переносит их на поверхность предмета, над которым он работает. Также, при помощи лампензеля золото переносится на подушечку для золочения.

Камень агат. Используется для полировки золочёной поверхности и более плотному соединению основы с листами сусального золота. Представляет собой идеально гладкий наконечник с рукояткой. После полировки золото обретает глянцевую, зеркальную поверхность.

Глянцевая позолота

Чтобы достичь глянцевого золотого покрытия применяют традиционный способ золочения, который использовался еще в старину. Этот способ называется золочением «на полимент», «на левкас» или «водяное», «клеевое» золочение. Такое золочение лучше подходит для предметов из дерева или гипса, которые предназначены для использования внутри помещения.

Вначале готовят поверхность — выравнивают, шлифуют и покрывают клеем. После высыхания проклейки на подготовленную поверхность наносятся несколько слоёв левкаса (каждый последующий слой наносится только после просушки предыдущего). Левкас представляет собой смесь болонского гипса, клея из кожи кролика и воды.

Далее, по левкасу поверхность покрывают полиментом — специальным составом под позолоту. Его основными компонентами являются болюс (специальная глина) и клей (например, кроликовый). На поверхность может наноситься до нескольких слоёв полимента.

В процессе покрытия левкасом и полиментом, просохшие слои шлифуются и выравниваются. Только после того как поверхность окончательно подготовлена, можно приступать к нанесению сусального золота. Для этого просохшие слои полимента смачивают раствором воды и спирта. Пока этот раствор окончательно не впитался, золотые листики наносятся на него лампензелем. Под воздействием спирта и воды невесомые листики сусального золота хорошо ложатся на поверхность и расправляются. Вода растворяет клей, входящий в состав полимента. Поэтому золото приклеивается к поверхности и после высыхания его можно полировать.

Полировку производят специальным инструментом с наконечником из камня агат. После этого листики сусального золота плотно прилегают к полименту и приобретают глянцевый вид.

Матовая позолота

Второй традиционный способ золочения называется масляным или матовым. Матовым, потому что при этом способе нанесения сусальное золото не будет иметь зеркальной поверхности. Масляное золочение можно применять на объектах, как внутри помещения, так и снаружи, так как эта позолота более устойчива к атмосферному воздействию.

Суть этой технологии заключается в том, что зачищенную поверхность сначала проклеивают, а потом наносят специальный масляный клей — мордан. После того как он подсохнет, но не высохнет полностью (пока сохраняет липкие свойства), наносят листики сусального золота. Мордан бывает трёх видов: часовой, трёхчасовой и двенадцатичасовой. Названия соответствуют периодам высыхания клея.

Патина (состаривание металла)

Если при золочении используется не настоящее сусальное золото, а поталь, т. е. имитация золота, то она склонна к окислению, так как изготавливается из сплавов недорогих металлов (например меди и цинка). Поэтому после золочения поверхность может потускнеть. Чтобы этого не произошло, поталь покрывают лаком, который препятствует окислению и помутнению металла. Лучше всего для этого подходит шеллак (природная смола производимая насекомыми). Шеллак обеспечит блеск и защиту позолоченной поверхности на длительное время.

Однако, в ряде случаев может потребоваться искусственное состаривание металла. Например, при изготовлении рам для живописи, часто отдаётся предпочтение не чистому глянцу, а патине (состаренный метал с характерным налётом). Чтобы добиться имитации патины можно использовать лак на основе битумных смол. Позолота покрывается этим лаком. А потом, пока он не высох, слой лака протирается тампоном из ткани. На выпуклых частях рельефа тонировка снимается, и сквозь неё золото проступает сильнее. В углублениях рельефа битумный лак остаётся, поэтому позолота здесь выглядит более тёмной. Таким образом создаётся имитация патины.

P.S. Описанные выше два способа золочения, являются самыми распространёнными и традиционными. Конечно, существуют и другие технологии работы с сусальным золотом. Есть много нюансов и в вышеописанных методах. Однако в этой статье рассматриваются лишь основные принципы, поэтому описание ограничивается двумя способами нанесения сусального золота без подробностей и деталей.


Золочение – процесс нанесения на предмет тонкого слоя золота или его имитации. Существуют два вида золочения – сусальным золотом и поталью.

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО И ПОТАЛЬ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО

Сусальное золото - натуральное золото в форме тончайших листов, которые уложены в книжки. Классическое сусальное золото 960-й пробы, но так же бывают и другие разновидности. Листы 960-й пробы имеют теплый желтый цвет самородного золота, именно такие золотые листы начали применяться еще в Древней Руси. Правила производства сусального золота 960-й пробы закреплены ГОСТ 6902-75.

Сусальное золото подходит для использования практически на любых поверхностях (дерево, стекло, керамика, мрамор, фарфор, металл, гипс, холст, красочный слой и др.), и является единственным подходящим материалом для золочения крупных объектов, таких как купола, статуи и т.п. Сусальное золото можно использовать для золочения предметов внутри и снаружи помещения, оно не окисляется и не темнеет.

ПОТАЛЬ

Применяется только для внутренних работ. Рекомендуется для водоотталкивающих поверхностей (стекло, металл, пластик и т.п.), а также для вертикальных поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, достигает технологической липкости через 30 минут и остается пригодным для работы в течение 3 часов.

Разбавляется спиртовым разбавителем.

Для профессионалов

Эти средства обычно используются при работе с сусальным золотом.

Профессиональный мордан, применяется как для внутренних, так и для наружных работ. Подходит для любых типов поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность. Время, через которое он достигает технологической липкости зависит от его типа: медленно сохнущий - 12 часов, быстросохнущий - 1,5 часа. Медленно сохнущий мордан остается пригодным для работы в течение 24 часов, быстросохнущий – в течение 1,5 часов.
Разбавляется уайт-спиритом.

Кроликовый (кроличий) клей

Для особых техник и реставрационных работ. Клей животного происхождения, выпускается в гранулах для удобства хранения. Используется для создания клеящей основы под листы сусального золота или потали. Для приготовления клея надо развести клей на водяной бане (100г гранулированного клея на 1 литр воды) и профильтровать при помощи тонкой сетки. Приступать к золочению можно через несколько часов после нанесения клея.


Клей рыбный (желатин)

Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.


Состаривание

Делает блеск золота более темным и тусклым. Используется для придания изделиям состаренного вида. После высыхания, через 12-24 часа, битумный лак закрепляется шеллачным лаком.

Пастообразный битум - плотное, вязкое вещество темно-коричневого цвета. Имеет те же свойства что и обычный битум. Ложится практически на любую поверхность. Высыхает через 12-24 часов. Рекомендуется покрытие лаком для предотвращения вытирания.

Используется для придания состаренного вида декорируемым предметам, и в технике золочения. Наносится на любой вид основы. После высыхания требует закрепления финишным лаком.



Финишное покрытие

Лак Мекка - защитный лак, наносится на позолоченные предметы для защиты от старения и воздействия окружающей среды. Выпускается двух типов: бесцветный и цвета золота. Второй лак используется, если нужно затемнить тон золота или придать золотистый оттенок серебру.

Лак Цапун (лак Цапон) - нитроцеллюлозный прозрачный лак для защиты изделий, покрытых поталью. Быстро сохнет, образует прозрачную защитную пленку на блестящих металлических поверхностях, предотвращая изменение цвета и образования коррозии. Подходит для обработки изделий из серебра, меди, латуни, бронзы, олова, железа.

Лаки на водной основе могут окислить поталь , поэтому, если требуется использование такого лака, сначала нужно нанести не менее трех защитных слоев лака на спиртовой основе.

Шеллак (Чистый гуммилак)

После высыхания шеллак образует прочную, абразивостойкую, стекловидную пленку. Препятствует образованию трещин и защищает поталь от механического и атмосферного воздействия. Идеально подходит для позолоченных предметов мебели, находящихся в частом употреблении.

Шеллак выпускается как в виде хлопьев, из которых можно самостоятельно изготовить лак, так и в виде готового к применению лака.

Инструменты

Кисть для переноса листа золота/потали на подушку позолотчика или поверхность. Кисти изготавливаются из бычьего волоса или белки, размер колеблется от №35 до №85 и больше. Благодаря использованию лампензеля тончайшие листы золота/потали не сминаются и не рвутся при переносе.

Это сложность работы с самим материалом. Ведь даже самый легкий сквозняк может привести к потере не одной сотни долларов, если невесомый и дорогой золотой листочек попадет под его воздействие. Также сусальное золото нельзя брать просто руками – его невесомость и непрочная структура моментально скажутся. Он превратится в прах на руках горе-мастера. Поэтому работают с ним специальным инструментом и имея хотя бы простые навыки обращения с таким нежным и дорогим материалом.

Имитация золота

Несколько удешевить процесс декорирования под драгоценный металл призваны заменители. Это может быть как золото на серебре – двойник, так и золото на медной основе – тальма. Дороговизна самого металла способствовала и происхождению таких имитаторов позолоченной поверхности, как сплав поталь – серебро с алюминием, а также дисульфид олова, чаще всего использующийся при золочении древесины и гипса.

Министерство образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

Институт дизайна и искусств

Кафедра дизайна интерьера

«Область применения сусального золота»

Выполнила:

Студентка группы 1 МГ11

Санкт-Петербург

1. Введение

3. История золочения

4. Характеристики сусального золота

5. Техника золочения

6. Имитация сусального золота

7. Заключение

1. Введение

Считавшееся раньше эталоном хорошего вкуса и показателем достатка, сусальное золото сейчас интересует людей разнообразных творческих профессий.

Благородное сияние сусального золота сегодня вновь приобретает чрезвычайную популярность, ведь сферы применения этого материала ограничены лишь дизайнерской фантазией. Все больше и больше мастеров открывают для себя сусальное золото и заставляют сиять благородными бликами свои творения!

2. Применение сусального золота

сусальное золото золочение

Сусальным золотом можно декорировать не только небольшие вещицы вроде шкатулок и пепельниц, но и масштабные сооружения, например, купола, фасадная отделка, скульптуры, статуи и т.п. Лепнина с использованием сусального золота давно уже вошла в моду - зеркала, вазы, рамы для картин…

Ну и конечно, иконы - это, пожалуй, самая популярная область применения сусального золота. Для этого берется золотая фольга с низким процентным содержанием лигатуры - как правило, чистое золото 999 пробы. А вот для внешней отделки можно взять и низкопробное золото.

Сусальное золото применяют даже в кулинарии. Дело в том, что чистое золото биологически инертно и настолько мягкое, что не образует опасных режущих кромок, потому его довольно широко используют для украшения различных блюд. Как пищевой добавке, сусальному золоту даже присвоили код - Е175. Чаще всего золотом покрывают сладости, добавляют его в алкогольные напитки (в частности, водку с золотыми хлопьями), а в Японии существует даже такой экзотический продукт, как `позолоченный` кофе.

Сусальное золото применяют и в текстильном производстве, ведь сейчас разработаны технологии, позволяющие наносить золото не только на металлическую, а на любую поверхность. Дизайнеры уже оценили преимущество этого материала и добавляют золотые детали в свои работы. Стилисты тоже не отстают - сусальное золото наносят на кожу, ногти, волосы, заставляя их сиять и переливаться благородным блеском.

2. История золочения

Корни традиции золочения уходят ещё во времена доколумбовой Америки. Уже тогда золото привлекало повышенный интерес, изучались его свойства и возможности применения. Происхождение названия сусальное золото остается загадкой, но самой реалистичной версией считается слово `сусало` - в древнерусском языке оно означало `лицо, морда`. То есть, сусальным золотом покрывали лицевую часть изделий.

Одним из первых свойств, обнаруженным у золота, была его пластичность. При соответствующей обработке кусок золотой руды мог превратиться в тончайшее полотно или нить.

Тогда-то впервые и появилась идея облачать в золотое полотно различные предметы, рождая искусство листового золочения, применяемое и поныне.

Впервые сусальное золото появилось в индии, затем оттуда оно попало на Ближний Восток, В Египет, где активно использовалось для украшения гробниц фараонов. Золото стало признаком власти, им украшались деревянные носилки фараонов, чтобы подчеркнуть их высокое положение.

В X-XI веках искусство золочения стало широко распространено и на территории Киевской Руси. Если верить сохранившимся из Государственного архива актам, то в 1722 году в Москве у Варварских ворот функционировала целая фабрика «волоченного и плющенного» золота

При помощи листового золочения сегодня украшен шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, в Петродворце покрыт фонтан «Самсон», и на этом перечень не ограничивается.

Со временем было выяснено, что золото прекрасно растворяется в ртути, тогда стали изготавливать амальгаму и «ртутное золото», которое представляет собой особый способ нанесения амальгамы на предварительно подготовленную поверхность, в результате которого ртуть испаряется, а на поверхности остается тончайшая золотая пленка. Такой способ характеризуется большой долговечностью покрытия, оно способно прослужить порядка 100-150 лет.

В древней Руси амальгамный способ нашел широкое применение. Медную поверхность предмета или просто медный лист нагревали, после чего на них наносили лак. На полученной лаковой поверхности выскабливали рисунок, после чего поверхность натирали амальгамой и нагревали. Затем лак удалялся, а на черном или коричневом фоне оставался золотой рисунок.

Подобным образом украшен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

Главным недостатком такого способа золочения является его опасность для людей, поскольку только при работах по украшению того же Исаакиевского собора парами ртути отравились 60 человек. Поэтому сегодня этот способ уже не применяется, на смену ему пришли более безопасные виды золочения.

Для золочения также используется свойство золота разлагаться при соединении его с различными веществами и нагревании. В частности, в древние времена мастера-позолотчики наносили золото на стеклянные и фарфоровые изделия, после чего прокаливали их в печах. В результате такой операции на поверхности проступал красивый золотой узор.

3. Характеристики сусального золота

Сусальное золото хранят в книжечках, между листами которых уложены 60 листочков золота различных размеров (72x120 мм, 91.5х91.5 мм, 8х8 см и др. размеры). Толщина золотых листов варьируется от 0.13 до 0.67 микрона. Вес книжки (лигатурный вес), в зависимости от толщины листов, также колеблется от 1.25 до 6 г. Книжки весом более 2.5 г применяются для отделки только внешних (наружных) поверхностей, более тонкие листы применяют для золочения изделий и внутреннего декора.

4. Техника золочения

Работа с сусальным золотом требует немалого мастерства, ведь листки настолько тонкие, что их нельзя брать пальцами - есть риск разрывов и повреждений. Листки извлекают из книжечки, предварительно ее разрезав, пинцетом или специальной кистью позолотчика, и помещают на подготовленную поверхность. Для закрепления золота используется пентафталевый лак, после чего приклеенные листки слегка простукивают тампоном, смоченным в воде. Через 2-3 дня излишки золота и лака удаляют. Чтобы покрыть сусальным золотом 50 квадратных сантиметров, потребуется не менее 60 листков из книжечки.

По способу нанесения сусальное золото бывает свободное и трансферное.

В случае свободного сусального золота, лист вынимается ножом позолотчика, на подушке вырезают фигуру нужной формы и размера. Далее лист переносится с помощью лампемзели на обработанную поверхность. Для работы со свободным сусальным золотом требуется некоторое мастерство.

Если же листы трансферные, то это значит, что каждый лист давлением помещен на белую шелковую бумагу. Тогда лист вынимается и переносится вместе с бумагой, и после того, как золото приклеится, шелковую бумагу можно удалить, то есть с таким золотом работать проще, и оно переносится, как наклейка.

Существует также сусальное золото в рулонах, его также причисляют к трансферному, так как оно выпускается на основе.

Сегодня применяются два способа золочения сусальным золотом: масляное и клеевое. Рассмотрим каждый из них поподробнее.

1. Масляное золочение

Этот вид предполагает золочение на лаковой основе, в результате которого поверхность становится матовой. Масляное золочение на сегодняшний день является самым устойчивым к воздействию атмосферных явлений, поэтому оно успешно применяется как для внутренних, так и для наружных работ.

Популярность этого вида золочения столь широка ещё и потому, что это один из наиболее простых способов золочения, который применяется практически на любой поверхности от стекла до металла.

Процесс масляного золочения состоит в следующем: поверхность детали тщательно шлифуется, затем на неё наносится специальная смесь -- левкас. После её высыхания поверхность обрабатывается масляным лаком - морданом. И только после этого наносятся листочки сусального золота. Из-за использования масляного лака деталь нельзя шлифовать, этим и объясняется её матовая поверхность.

2. Клеевое золочение

Этот вид золочения в отличие от лакового дает глянцевую поверхность, да и применяется лишь на деревянных или полиуретановых поверхностях. Также известно как полиментное, водное или водяное золочение. Водное золочение менее устойчиво к атмосферному воздействию, поэтому применяется исключительно для внутренних работ.

Технология клеевого золочения осталась неизменной с древних времен. Она более трудоемка, чем масляное золочение.

Поверхность детали сначала тщательно шлифуется, затем на неё наносится грунт. После этого необходимо приготовить полимент -- болюс, который наносится поверх грунта. Следом наносится левкас и только после этого можно наносить сусальное золото.

К слову, клеевой способ золочения можно применять и для наружных работ, но для этого необходим специальный унополимент, который позволяет наносить сусальное золото так же, как и в случае масляного золочения, но при этом поверхность остается глянцевой. Однако такая технология слишком сложна, поэтому применять на больших площадях её не рекомендуется. В основном такой способ используется лишь для выделения определенных деталей

Те, кто только осваивает мастерство золочения, зачастую практикуют упрощенные способы золочения, например, на смесях. Такой способ предполагает использование уже готовых специальных смесей -- миксионов. Технология предельно проста: миксионы наносится на основу, а поверх них накладывают само сусальное золото.

Выбранный способ золочения влияет на характеристики обработанной поверхности, в частности, её блеск и долговечность покрытия. Кроме того, это влияет и на набор необходимых материалов.

Единственное, что остается неизменным при любом способе золочения это общая схема, состоящая из 4 основных этапов, на каждом из которых используются материалы и инструменты, соответствующие выбранному способу:

Поверхность подготавливается для последующего золочения.

Осуществляется общая техника золочения.

На поверхность наносится соответствующий грунт.

Нанесение сусального золота на поверхность.

Подготовка поверхности к золочению сусальным золотом

Перед началом работы поверхность, которую планируют позолотить, шлифуют стеклянной шкуркой, удаляют все неровности, шероховатости (этот вид обработки еще называют "рассечка"), все трещинки заполняются специальной полировочной пастой.

Металлические изделия тщательно очищают от ржавчины, пыли, раствора и коррозии и окрашивают несколько раз свинцовым суриком на масле, либо шеллаком, либо стандартным автомобильным лаком. Иногда последним слоем наносится золотистая охра, для придания золоту более насыщенного оттенка (но нельзя для этой цели использовать крон желтый, иначе поверхность может очень быстро потемнеть).

Древесина, подлежащая золочению, обязательно просушивается, все сучки и смоляные места удаляются, места стыков проклеиваются марлей. Иногда для большей гладкости поверхность полностью проклеивают паволокой (тонкой тканью). Далее поверхность обрабатывается горячим клеем (15-процентным), способным глубоко проникнуть в поры древесины.

Если поверхность гипсовая, ее очищают от грязи, зачищают наждачной бумагой среднего зерна, обметают сухой кистью и закрепляют горячей олифой. Далее поверхность дважды проклеивают горячим раствором осетрового клея (первый раз - более слабым раствором, 150 г. клея на литр воды; второй раз - 200 г клея на литр воды). Клей разводят в воде и распускают на водяной бане.

Перед нанесением грунта важно знать: чем более блестящей будет основа, тем более блестящей получится позолоченная поверхность. Поэтому используемый лак (при масляном золочении) должен сильно блестеть.

При золочении на смесях основу изолируют разбавленной акриловой краской, наносят ее в несколько слоев, и далее полируют поверхность.

Если поверхность все же недостаточно гладкая, дополнительно производят ее лишевание, то есть шлифуют с помощью хвоща или пемзы.

Сусальное золочение – технология обработки поверхности покрытия из сусального золота. Для художественного оформления различных рам и багетов с давних пор применяется золочение сусальным золотом. Этот вид декорирования придает элементам аристократичную роскошь, позволяет выделить элемент, или напротив, вписать его в убранство помещения. Сусальное золото – для отделки является наитончайшим материалом, отчего отделка вашего дома станет уникальной. Тонкость листа сравнима с легкой нитью паутины. Огромный плюс в долговечности метала и отсутствии коррозийного влияния на золото, в отличии от других отделок. Современные технологии улучшают в каждым годом процесс изготовления листов сусального золота, но даже наши предки промышляли данным оздоблением, путем ручного труда.

Производство

Мягкость золота позволяет с ним работать в удобной форме. На производстве отливается брусок и раскатывается наименьшей толщины. Следующим шагом происходит разрез на мелкие полоски и далее подрезается на небольшие квадраты. Сложив все в стопку, золото обрабатывается молотом, около двух тысяч ударов утончают слой до 1-2 микрон на каждом листе. Образующиеся расплющенные квадратики укладываются в книжку или на ткань. Так, покрытие сусальным золотом имеет два вида доставки:

  • Книжка, из которой лист можно вынимать дуновением;
  • Трансферт, нанесение листа на тканевую бумагу, которая удаляется после приклеивания золотого покрытия.

Что представляет собой этот вид декорирования

В отличие от недорогой имитации, покрытие сусальным золотом подразумевает нанесение драгоценного метала на поверхность. Само по себе сусальное золото представляет собой тончайшие листы с толщиной до долей микрон, состоящие из металлического сплава с высоким содержанием драгоценного металла. И чем толще оказывается лист, тем больше карат золото содержится в нем. Поскольку драгметалл обладает высочайшей ковкостью и пластичностью, золочение получается без дефектов: трещин, замятий или разломов. Однако только профессионалу оказывается под силу выполнить сусальное золочение, поскольку именно пластичностью может сыграть «злую шутку» с новичком - при не аккуратном обращении он будет стремиться к замятиям.

Сама по себе технология не изменилась с прежних веков, хотя материалы по своему качеству и свойствам «шагнули» далеко вперед. И все-таки, как и прежде, золочение сусальным золотом включает в себя:

  • подготовка поверхности. Устраняются все грубые недочеты - трещины, сколы. Поверхность выравнивается специальной шпатлевкой, где необходимо - стачивается специальными инструментами;
  • грунтование. Для грунтовки используют необходимый оттенок, который оказывает влияние на конечный вид. Чаще всего прибегают к теплым и светлым тонам, что подчеркивает красоту золоченой поверхности;
  • вышкуривание. После того, как последний слой грунта полностью высох поверхность вышкуривается самой мелкой шкуркой для устранения даже микроскопической шагрени;
  • лакировка. Мастер должен обеспечить полную «зеркальность» поверхности, для чего используются высококачественные лаки. Наносится лак в несколько слоев для устранения минимального шанса образования потеков;
  • полировка. С высохшего лака удаляются пылинки, прочие артефакты, которые могут привести к браку золочения;
  • непосредственно сусальное золочение. Нанесение золотого покрытия.

Реставрация сусальным золотом

Сусальное золочение может использоваться в целях реставрации. Речь идет о тех случаях, когда нужно восстановить позолоту на старинных предметах или дополнительно облагородить изделия, которые не имели покрытия золотом. В обоих случаях реставрация сусальным золотом придает изделию, а вместе с ним и интерьеру более интересный и дорогой внешний вид. Большим плюсом использования золота в реставрации является и то, что оно не окисляется, не тускнеет и не теряет своих высоких качеств в течение долгих лет.

На покрытие сусальным золотом цена зависит во многом от истинного веса драгметалла. Однако большое значение оказывает и сложность рельефа, и общая покрываемая площадь и, конечно же, исходное качество поверхности. Покрытие сусальным золотом – цена вопроса очень высока, однако качество и результат порадуют любого.

Уровень детализации Материал Стоимость
Плоские тяги шириной до 4 см. ваш материал от 400р / п.м.
материал + поталь от 500р / п.м.
материал + золото от 1 100р / п.м.
Средняя детализация с элементами больше 4 см. без материала от 2 100р / кв.м.
материал + поталь от 3 500 / кв.м.
материал + золото от 18 100р / кв.м.
Высокая детализация со сложными многосоставными элементами без материала от 3 200р / кв.м.
материал + поталь от 4 500р / кв.м.
материал + золото от 22 200/ кв.м.

Уточнить стоимость

Примеры золочения сусальным золотом:

Понравилась статья? Поделитесь ей