Контакты

Практическая медитация против страха смерти. Медитация осознания смерти Техника медитации обычная

Делается это ближе к ночи, в одиночестве и темноте. Сядьте максимально удобно. Желательно, чтобы вокруг было тихо и темно. Ничто не должно отвлекать вас.

Закройте глаза и всмотритесь в темноту перед собой. И отчетливо скажите себе, что вы закрыли глаза последний раз. Больше вы их НИКОГДА не откроете. Вы умираете. Впустите в себя мысль, что глаза отныне закрыты навсегда.

А ведь действительно, разве не так к нам приходит смерть? Разве не так случится однажды? Когда-нибудь наши глаза закроются без всякого предупреждения и больше никогда не откроются. Поэтому сейчас мы имитируем свою смерть для того, чтобы представить, что будет происходить с нашим сознанием, когда мы будем умирать по-настоящему.

Итак, вы умираете. Смерть закрыла вам глаза. Теперь ваш удел - созерцать тьму. Осознайте, что вы больше никогда не увидите солнечный свет. Никогда. Вы никогда не почувствуете песок под ногами, не искупаетесь в море, не попробуете на вкус никакой пищи, не испытаете ни одного удовольствия. Осознайте это.

Если у вас будет получаться это осознавать, то ваша личность начнет подкидывать вам продолжение. С ужасом вы осознаете, что больше не увидите своих родных и близких. Если у вас есть дети - вы больше не увидитесь. Никогда. Вы больше не поцелуете своих любимых, не почувствуете тепло их прикосновения. Боже, а как же много еще было недосказано... И как же много еще хочется услышать.

НИЧЕГО. Больше не будет ничего.

Как только вы это осознаете, ваше внимание начнет прыгать в прошлое. Вы увидите, как бездарно тратили свою жизнь. То время, которое можно было потратить на удивительные вещи, вы тратили на лень и всякую чушь. Ведь казалось, что впереди еще много времени, что в запасе есть еще годы, но вот пришла смерть и закрыла вам глаза. Как же много времени потрачено впустую.

Из вас будут вылезать все новые и новые сожаления, все мечты и желания, но в конце остается только один неизменный факт: глаза больше не откроются. Осознайте это.

Если в этой медитации вы не сможете продвинуться дальше, то вы не услышите совет от смерти. Двинуться дальше - значит согласиться с неизбежностью собственной смерти. Признать ее победу. Отдать ей свои воспоминания, сожаления и желания. Увидеть, что кроме собственного «Я» у вас ничего не осталось.

Если вы сможете выйти в это состояние и почувствовать свое «Я», очищенное от ментального хлама, то вы увидите, что это «Я» - маленькое, ничтожное, занимающее никчемное место в этом мире. Ни статус, ни деньги этому «Я» не принадлежат. Это просто присутствие своего настоящего «Я», которое не умирает.


Однако осознание своего никчемного «Я» дает вам понимание, почему именно оно такое маленькое. Что именно в вашей истории мешало ему развиваться. А главное, что надо делать, чтобы развивать это «Я». Как надо было тратить время, какие приоритеты надо было расставлять.

Если вы и это осознаете, тогда дайте обещание смерти. Пообещайте, что отныне вы не будете так глупо тратить свое время. Что вы будете совершенствовать свое истинное «Я» и делать все, чтобы в момент своей истинной смерти не испытывать разочарования по поводу своего прошлого и будущего. Пообещайте, что вы не подведете свою смерть и что в следующий раз она будет забирать уже другого человека: сильного, уверенного, того, кто прожил свою судьбу до конца, не прикрываясь нелепыми отмазками. Пообещайте, что вы сделаете все, чтобы умереть достойным человеком. Человеком, который не затмил свое истинное «Я» идиотизмом этого мира.

Дайте это обещание в обмен на жизнь. Помните, вы призываете Ангела смерти. И если медитация получится, значит Ангел пришел к вам. И ваше обещание будет им услышано. А если так, то, открыв глаза и вернувшись к своей жизни, вы сильно рискуете, если не будете выполнять обещанное. Смерть не любит, когда с ней играют. Она может напомнить вам о вашем обещании, например, когда вас увольняют с работы или вы попадаете в ДТП, или когда у вас воруют кошелек с последними деньгами. Да, да, эти и другие подобные ситуации есть не что иное, как присутствие Ангела смерти рядом. Он напоминает вам, что ваш путь в другом, что вы обещали больше не быть идиотом, наивно полагающим, что у вас полно времени, а значит, Путь подождет. Путь, может, и подождет, но смерть - это финал любого человека в этой жизни. Помните это.

После подобной практики постарайтесь закрепить результат. Сходите в морг. Постарайтесь сделать так, чтобы вам показали труп человека вашего пола и примерно вашего возраста.

Смотрите на него не отрывая глаз. Смотрите внимательно. Осознайте, что люди и в вашем возрасте умирают. И кто дал вам гарантию, что у вас больше времени, чем у того, кто бездыханно лежит перед вами? Глядя на него, подумайте, что у этого человека тоже были планы. Тоже были родственники и любимые. Он тоже к чему-то стремился и чего-то хотел. Но разве это волнует смерть? Она пришла и закрыла его глаза навсегда.

Все это нужно сделать не для того, что бы впасть в депрессию от мыслей о неминуемой смерти. Наоборот, это стимул. Очень мощный. Отдайте в жертву смерти свои страхи, сомнения, мысли и тревоги. Действуйте. В конце концов, чем вы рискуете? Жизнью? Да, но не действуя, вы тоже ей рискуете. Видите, в чем фокус? Мы умрем в любом случае, совершенствуя себя или нет. Но кто-то скажет: «А зачем себя совершенствовать, если смерть все равно придет ко мне?» Затем, что просто плыть по течению слишком легко. И, умирая по-настоящему, вы испытаете всю боль от того, что вы так и не рискнули, так и не отважились быть таким, каким не жалко умирать. Это вызов. И это достойный вызов любому человеку. Лишь осознание своей смерти дает силу принять его. И это самое прекрасное, что может произойти в нашей жизни.

Каждый момент жизни: рождение ребенка, или раскрытие свежего листочка весной, солнце освещает новый день, вдох пробуждает к жизни тело, начинается новое путешествие. Как и жизнь, смерть проявляется в самых различных формах, она освобождает пространство для рождения новой жизни.

Миллионы людей умирают каждый день, некоторые умирают осознанно с открытым сердцем, проникая в чудо рождения жизни. Но многие умирают с болью и замешательством, сожалея о неполноценно прожитой жизни, боясь смерти, которую они не могут принять.

Смерть - единственный неминуемый факт в жизни, все остальное лишь вероятность. Смерть одно из величайших табу в современном мире. Это одна из причин, почему люди чувствуют неудовлетворенность и страх перед лицом смерти. Ум не может осмыслить смерть, поэтому старается избежать встречи с ее реальностью, думая, что это лишь выдумка в кино и в новостях по телевидению. Обыкновенно, также как и смерть, мы начинаем принимать жизнь лишь при каких-то обстоятельствах, из-за этого мы продолжаем упускать невероятное чудо быть осознанным и живым.

Из-за отрицания жизни и смерти опыт смерти может стать невыносимым: когда приходит время смерти тела, смерть находит нас неподвижно замкнутыми в структуре «тело-ум». Обычно мы накапливаем незавершенные ситуации с людьми и с самим собой и продолжаем откладывать возможность полноценно жить, используя время скорее, чтобы накапливать материальные ценности и растить наше эго. Когда мы осознаем, что, умирая, ничего из этого не сможем взять с собой, это может быть слишком поздно. Много боли и страха приходит из чувства незавершенности и чувства непрожитой жизни.

Первое, что мы совершаем, когда рождаемся, - мы делаем вдох. А когда умираем, последнее наше действие - это выдох. То же явление происходит каждый день, когда мы ложимся спать и просыпаемся. Каждый день мы просыпаемся, мы окружены красками, звуками и ощущениями - рождается жизнь. А когда мы идем спать, мы окунаемся в неизвестное, бесформенное - случается смерть.

Смерть присутствует в каждом мгновении жизни: в падении листьев, когда мы расстаемся с любимым человеком, переезжаем на новое место, меняем работу, когда умирает близкий человек, когда мы позволяем старым идеям и взглядам покинуть нас.

Моменты смерти - это возможность разбудить наши эмоции: когда боль, гнев, страх, обида смогут проявиться, и мы сможем их пережить. Когда мы не боремся с нашими эмоциями и встречаем проявления жизни с осознанностью, когда мы позволяем энергии высвободиться из ума с помощью тела и наблюдаем себя ясно и отстраненно, огромное количество жизненной энергии становится доступным. Эту энергию можно направить на любовь, сочувствие и созидание. Мы начинаем понимать, что те моменты «смерти» - на самом деле процесс обновления энергии. Это моменты трансформации, и это возможность идти глубже в познание жизни.

Когда мы начинаем встречать смерть лицом к лицу и осознаем ее неизбежность, то начинаем глубоко исследовать жизнь. Мы начинаем воспринимать жизнь, как драгоценную возможность, и начинаем осознавать неповторимость и уникальность каждого мгновения.

Семинар «Умри прежде, чем умрешь» - это практики суфизма и тибетского буддизма, мистических традиций, в которых жизнь рассматривается, как возможность приготовиться к смерти, а смерть - как возможность тотально прожить жизнь. В этом тренинге мы создаем пространство любви и принятия. Такое пространство - основа глубокого путешествия внутрь себя и возможность осознать наши отношения к жизни и смерти, чтобы заново взглянуть на жизнь, с благодарностью принять и отпустить прошлое, позволить нашей энергии течь в настоящем.

Это суфийская традиция, в которой любовь и принятие - ориентиры на пути. Этот семинар - стимул идти глубже в тайну жизни человеческого существа; побуждение быть ближе к телу, уму и эмоциям. Суфии - любовники жизни, так что они не выбирают, какое проявление жизни праздновать; что бы ни дарила жизнь, это уже повод для празднования. Суфий проживает каждое мгновение как последнее, тогда каждое мгновение становится уникальным, неповторимым и совершенным. Переживание каждого мгновения становится великой тайной и великим приключением. Мы позволяем переживаемому в данный момент прийти и позволяем ему уйти. Мы познаем всё, что преподносит жизнь.

Мы используем суфийскую технику - «Зикр» (что означает «память»), которая совмещает в себе дыхание, звуки и движение; она воздействует на тело и ум, пробуждая нашу жизненную энергию. Упражнения этой техники повторяются и носят веселый и экстатический характер. В то же время они глубоко проникают в тело и ум, разогревают и наполняют энергией всю систему, раскрепощают тело для релаксации и выносят на поверхность из бессознательного всё, что нуждается в проявлении. Как только тело пробудилось и зарядилось энергией, мы начинаем использовать техники разных традиций, Ошо-медитации и глубокое расслабление для практики осознанности и отпускания.

Когда происходит расслабление напряжения, высвобождается много энергии, и мы возвращаем эту энергию нашему центру через пение, поэзию, игру и кружение - суфийский танец. Празднуем красоту и тайну жизни и смерти.

Величайшее несчастье, приключившееся с человеческим умом, состоит в том, что он - противник смерти. Если вы противитесь смерти, вы утрачиваете величайшее таинство.

Если вы противитесь смерти, вы утрачиваете и саму жизнь, ибо они тесно переплетены друг с другом; они неотделимы. Жизнь - это рост, смерть - ее цветение. Путешествие и цель не отделены друг от друга - путешествие заканчивается целью.)

Шива сказал: Сосредоточься на огне, восходящем в твою форму от ступней вверх, пока тело не сгорит дотла, но не ты.

Будда очень любил эту технику медитации, он посвящал в нее своих учеников.

Всякий раз, когда Будда кого-нибудь посвящал, он, прежде всего, советовал посвящаемому пойти к месту кремации и посмотреть, как сжигают мертвые тела. В течение трех месяцев он ничего не должен был делать, просто сидеть там и смотреть.

Будда говорил: «Не думай об этом. Просто смотри». А это трудно, трудно не думать, что рано или поздно твое тело тоже будет сожжено. Три месяца - долгий срок, и постоянно, днем и ночью, всякий раз, когда сжигали чье-то тело, искатель должен был медитировать. Рано или поздно он начинал видеть на погребальном костре свое собственное тело. Он видел, что сгорает сам.

Если вы очень боитесь смерти, вы не сможете выполнить эту технику, потому что страх преградит вам путь. Вы не сможете войти в нее. Или же представите все, лишь на самой поверхности, ваша глубочайшая сущность не будет вовлечена, и с вами ничего не произойдет.

Запомните: боитесь вы смерти или нет, смерть - это единственный безусловный факт. В жизни нет ничего безусловного, за исключением смерти. Все неопределенно, только смерть является безусловным фактом. Все остальное случайно - оно может случиться, а может и не случиться - одна смерть не случайна. Но взгляните на человеческий ум. Мы всегда говорим о смерти так, будто она - случайность. Всякий раз, когда кто-нибудь умирает, мы говорим, что его смерть была преждевременной, мы говорим, что это как бы случайность. Но смерть не есть случайность - одна лишь смерть. Все остальное случайно. Смерть абсолютно определенна. Вы должны умереть.

Когда я говорю, что вы должны умереть, вам кажется, что это произойдет в далеком будущем, очень нескоро. Это не так - вы уже умерли. Вы умерли в тот момент, когда родились. С рождением смерть стала неизбежностью. Одна часть этой неизбежности уже случилась - рождение, теперь должна случиться вторая, заключительная часть. Поэтому вы уже мертвы, полумертвы, ибо, родившись, человек вступает в царство смерти, входит в него. Теперь ничто уже этого не изменит, изменить ничего невозможно. Вы вошли в смерть. Вы полумертвы с рождения.

Запомните: смерть произойдет не в конце жизни, она уже происходит. Смерть - это процесс. Как и жизнь, она является процессом, смерть - это тоже процесс. Мы создаем двойственность, однако, жизнь и смерть - это как бы две ваши ступни, две ноги. Жизнь и смерть образуют единый процесс. Вы умираете ежесекундно.

Позвольте мне объяснить это следующим образом: всякий раз, когда вы вдыхаете, - это жизнь, и всякий раз, когда выдыхаете, - это смерть.

Первое, что делает новорожденный, - он вдыхает. Ребенок не может сначала выдохнуть. Сначала он вдыхает. Он не может выдохнуть, потому что в его легких еще нет воздуха, он должен вдохнуть. Первое действие - вдох. А последним действием умирающего старика будет выдох. Умирая, вы не можете вдохнуть - это вам известно? Когда вы умираете, вы не можете вдохнуть. Последнее действие не может быть вдохом, последнее действие - выдох. Первое действие - вдох, последнее - выдох. Вдох - это рождение, выдох - смерть. Каждую секунду вы делаете то одно, то другое - вдыхаете и выдыхаете. Вдох - это жизнь, выдох - смерть.

Возможно, вы этого не замечали, однако попробуйте за этим понаблюдать. Всякий раз, когда вы делаете выдох, вы становитесь более мирным. Сделайте глубокий выдох - и вы почувствуете внутри себя некоторое спокойствие. А всякий раз, когда вы делаете вдох, вы напрягаетесь, становитесь напряженным. Напряженность вдоха создает в вас напряжение. И естественный акцент всегда делается на вдохе. Если я советую вам глубоко дышать, вы обязательно начнете с вдоха.

На самом деле мы боимся выдоха. Вот почему дыхание стало таким мелким. Вы никогда не выдыхаете, вы только вдыхаете. Лишь ваше тело выдыхает, потому что тело не может существовать на одном вдохе. Ему необходимо и то, и другое: и жизнь, и смерть.

Шаг первый:

Попробуйте проделать один эксперимент. В течение целого дня, как только вспомните об этом, глубоко выдыхайте и не вдыхайте. Пусть тело вдыхает, вы же только выдыхайте. И вы почувствуете глубокое спокойствие, ибо смерть - это спокойствие, смерть - это безмолвие. Если вы станете уделять выдоху больше внимания, вы почувствуете себя неэгоистичным. При вдохе вы почувствуете себя более эгоистичным, при выдохе - менее эгоистичным. Уделяйте выдоху больше внимания. В течение целого дня, как только вспомните об этом, глубоко выдыхайте и не вдыхайте. Позвольте вдыхать телу, а сами этого не делайте.

Акцент на выдохе поможет вам в выполнении эксперимента, ибо вы готовы будете умереть. Необходима готовность к смерти, в противном случае эта техника не принесет особой пользы. А вы будете готовы к смерти только в том случае, если уже неким образом вкусили ее. Глубоко выдыхайте - и вы ощутите ее вкус. Он прекрасен.

Смерть восхитительна, ибо ничто не подобно смерти - такой безмолвной, расслабляющей, тихой, спокойной. Но мы боимся смерти. А почему? Откуда в нас страх смерти? Мы боимся смерти не из-за самой смерти - ведь она нам неизвестна. Как можно бояться того, с чем вы еще не сталкивались? Как можно бояться того, что вам неизвестно? Чтобы бояться чего-то, вы должны, по крайней мере, это знать. Так что на самом деле вы боитесь не смерти; ваш страх - нечто другое. На самом деле вы никогда не жили - вот что вызывает страх смерти.

Страх появляется из-за того, что вы еще не жили, поэтому и боитесь: «Я еще не жил, и если придет смерть, то что же тогда? Не испытав удовлетворения от жизни, совсем не пожив, я уже умру». Страх смерти появляется только у тех, кто недостаточно жив. Если вы живы, вы радушно примете смерть. В этом случае никакого страха нет. Вы познали жизнь, теперь хотели бы познать и смерть. Но мы так боимся жизни, что не познаем ее, не входим в нее глубоко. Это и порождает страх смерти.

Если вы хотите войти в эту технику медитации, вы должны осознать свой глубинный страх. Этот страх нужно отбросить, нужно освободиться от него, лишь тогда вы сможете войти в эту технику. Вот что вам поможет: уделяйте больше внимания выдоху. В течение всего дня вы будете чувствовать себя расслабленным, возникнет внутреннее безмолвие.

Шаг второй:

Вы углубите это чувство, если проделаете еще один эксперимент. Ежедневно в течение пятнадцати минут глубоко выдыхайте. Сядьте на стул или на землю и глубоко выдыхайте. Во время выдоха закрывайте глаза. Когда воздух выходит наружу, входите внутрь. Теперь позвольте телу вдохнуть, и когда воздух будет входить внутрь, открывайте глаза и идите наружу. Затем сделайте наоборот: когда воздух выходит наружу, двигайтесь внутрь; когда воздух входит внутрь, выходите наружу.

Когда вы делаете выдох, внутри вас освобождается некоторое пространство, ибо дыхание - это жизнь. Когда вы глубоко выдыхаете, вы становитесь пустым, жизнь выходит наружу. В некотором смысле вы мертвы, на мгновение вы мертвы. В этом безмолвии смерти входите внутрь. Воздух выходит наружу: закройте глаза и двигайтесь внутрь. Там есть пространство, и вы можете легко войти в него.

Прежде чем выполнять описываемую ниже технику, проделайте этот эксперимент в течение пятнадцати минут, чтобы быть готовым, - и не только готовым, но и приглашающим, восприимчивым. Страх смерти исчезает, теперь смерть выглядит как расслабление, как глубокий отдых.

Шаг третий:

Лягте наземь. Вообразите себя мертвым; вообразите, что ваше тело - это труп. Лягте наземь и сосредоточьте свое внимание на пальцах ног. С закрытыми глазами двигайтесь внутрь. Сосредоточьте свое внимание на пальцах ног и почувствуйте, как оттуда поднимается вверх огонь, все сжигая на своем пути. По мере того как огонь поднимается все выше, ваше тело постепенно исчезает. Начните с пальцев ног и двигайтесь вверх.

Почему следует начинать с пальцев ног? Так будет легче, потому что пальцы ног очень далеко от вашего «я», от вашего эго. Ваше эго находится в голове. Вы не сможете начать с головы, это очень трудно, поэтому начинайте с отдаленной точки, а пальцы ног - это точка, наиболее удаленная от эго. Начинайте ощущать огонь оттуда. Почувствуйте, что пальцы ног уже сгорели, что от них остался только пепел, а затем понемногу двигайтесь вверх, сжигая все, что огонь встретит на своем пути. Все части тела, ноги, бедра будут постепенно исчезать.

Постарайтесь увидеть, как они превращаются в пепел. Огонь поднимается вверх, и тех частей тела, по которым он прошел, больше нет; они превратились в пепел. Продолжайте двигаться вверх, в конце концов, исчезнет и голова. Вы станете наблюдателем на холме. Тело останется, но мертвое, сожженное, превращенное в пепел, а вы будете наблюдателем, вы будете свидетелем. У свидетеля нет эго.

Эта техника очень полезна для достижения неэгоистичного состояния. Почему? Потому что она воздействует на очень многое. Она только кажется простой, но на самом деле далеко не проста. Ее внутренний механизм очень сложен. Первое: ваши воспоминания - это часть вашего тела. Память материальна, – вот почему она может быть записана в клеточках мозга. Они материальны, они - часть тела. Ваши клеточки мозга можно прооперировать, и если некоторые клетки удалить, у вас исчезнут и определенные воспоминания.

Вот что необходимо понять и запомнить: если память существует, значит, существует и тело, и значит, вы дурачите самих себя. Если вы действительно глубоко чувствуете, что тело мертво, сожжено, что огонь полностью уничтожил его, тогда никакой памяти у вас нет. В этот момент никакого наблюдения ума нет. Все остановится - не будет ни одного движения мысли, будет просто наблюдение, видение того, что произошло.

Пройдя это, вы сможете пребывать в этом состоянии постоянно. Однажды вы поймете, что можете отделять себя от тела, и эта техника станет методом отделения себя от тела, методом создания зазора между вами и телом, методом пребывания в течение нескольких минут вне тела. Если она вам удастся, вы сможете оставаться в теле и в то же время пребывать вне тела. Вы будете жить так же, как жили раньше, но тем же самым вы уже не будете.

На эту технику уйдет не менее трех месяцев. Продолжайте ее. За один день успеха не добиться, но если вы будете практиковать ее один час в день на протяжении трех месяцев, то однажды ваше воображение внезапно поможет вам, возникнет зазор, и вы действительно увидите свое тело, превращенное в пепел. Тогда вы сможете наблюдать.

А наблюдая, вы постигнете одно очень глубокое явление - что эго есть нечто фальшивое, не существующее. Оно существовало лишь потому, что вы отождествляли себя с телом, с мыслями, с умом. Вы - не то и не другое, не ум и не тело. Вы отличаетесь от всего того, что окружает вас; вы отличаетесь от своей периферии.

Медитация смерти одна из техник позволяющих посмотреть на мир по новому. Увидеть свой внутренний мир по-иному. Заглянуть за занавес, который ставит разум для самого себя, увидеть то, что ум отрицает и усиленно прячет. Эта медитация не несет в себе негативные эмоции и мысли. Эмоции это отношение к объектам, а смерть не является объектом. Это точка, в которой известные нам знания заканчиваются, а новые начинаются.

Медитация не является размышления о том, что будет после смерти. Что о нас будут думать люди, как будут хоронить и прочие фантазии. Как это будет оцениваться людьми, можно и так представить. Но эта информация не даст, ни чего для вас нового, только даст подпитку негативным эмоциям. Медитация смерти в ощущениях, что изменится в вас, в окружающем мире после того, как вас не будет. Погрузившись в медитации можно получить ответы на эти вопросы.

Вы можете узнать и увидеть такое, что позволит понять величие жизни. Чтобы ценить жизнь надо стать на краю этой жизни. Лучше это делать не когда ваше жизни угрожает опасность, а в более благоприятных, безопасных условиях. Не нужно делать часто такую медитацию достаточно одного двух раз, что бы понять кто вы и зачем здесь.

Во время самой медитации и после нее, посмотрите на свою жизнь под другим углом. Можно узнать вещи, которые станут для вас откровением и заставит задуматься, изменят ваше отношение к жизни и к с кружащих людям. По-другому взглянуть на мир вокруг нас, расширить наше сознание восприятия и своего внутреннего мира. Что еще нужно от медитации?

Техника медитации смерти

Положение тело, как вам удобно. Любая сидячая поза, можно сесть в кресло или лечь на кровать. Полностью расслабляемся, несколько глубоких вдохов и выдохов, постепенно замедляя дыхание. Фактически мы должны представить, что мы уже умерли. Добиваемся отсутствия ощущений от тела. Переключаем наше внимание полностью на отсутствие ощущений. Остается только наше сознание. Далее с помощью внимания переносим сознание в сторону от нашего тела и просто наблюдал за телом. Это не выход из тела, тут главное, чтобы наше сознание не было связано с нашим телом, не привязано к нему.

Когда сознание будет свободно от тела, просто смотрите на себя, наблюдайте, что происходит в комнате, квартире, на улице. Произошло ли что-то новое в окружающем мире после вашего ухода? Как реагируют предметы на вашем столе, цветы. Заметили они ваш уход. Стал ли воздух гуще, печальнее, незначительные детали могут стать важными и очень интересными для вашего нового восприятие. Будьте в этом состоянии насколько это возможно.

Затем медленно вернитесь к своему телу. Почувствуйте, как сознание входит в него оживляя. Не торопитесь заниматься своими делами. Побудьте еще немного в этом состоянии, придя в себя, поразмышляйте над тем, что узнали.

Начинаешь ценить, когда потеряешь, не лучше ли беречь, пока имеешь.

Захотелось попытаться собрать воедино все найденные медитации смерти.

Во первых Ошо и его "Оранжевая книга"

Медитация: Жизни и смерти

Ночью, перед тем, как уснете, выполните эту пятнадцатиминутную медитацию. Это - медитация смерти. Ложитесь и расслабьтесь. Чувствуйте, будто умираете и что не можете двигать телом, так как мертвы. Создайте ощущение, что вы исчезаете из тела. Занимайтесь этим десять-пятнадцать минут и через неделю вы это почувствуете. Медитируя таким образом, засните. Не разрушайте этого. Пусть медитация превратиться в сон. И если сон вас одолеет, засыпайте. Утром, в тот миг, когда вы чувствуете себя проснувшимся - не открывая глаз - займитесь медитацией жизни, Чувствуйте, что вы становитесь все более живыми, что жизнь возвращается, и все тело полно жизненности и энергии. И начинайте двигаться, раскачиваться в кровати с закрытыми глазами. Чувствуйте, как жизнь вливается в вас.
Чувствуйте, что в теле - огромная текучая энергия - как раз противоположное медитации смерти. Итак, занимайтесь медитацией смерти ночью перед сном, и медитацией жизни - перед тем, как вставать. ... Во время медитации жизни вы можете глубоко дышать. Чувствуйте себя полным энергии... с дыханием входит жизнь. Чувствуйте себя наполненным и очень счастливым, Новым. Потом, через пятнадцать минут вставайте.

Материал с сайта sunhome.ru

Медитация. Вхождение в смерть

Медитация смерти
Жизнь — это паломничество к смерти. С самого начала смерть начинает приближаться к вам. С момента рождения смерть приближается к вам; вы движетесь в сторону смерти.

И величайшее несчастье, приключившееся с человеческим умом, состоит в том, что он — противник смерти. Если вы противитесь смерти, вы утрачиваете величайшее таинство. Если вы противитесь смерти, вы утрачиваете и саму жизнь, ибо они тесно переплетены друг с другом; они неотделимы. Жизнь — это рост, смерть — ее цветение. Путешествие и цель не отделены друг от друга — путешествие заканчивается целью.

Вхождение в смерть

Шива сказал: Сосредоточься на огне, восходящем в твоей форме от ступней вверх, пока тело не сгорит дотла, но не ты.

Будда очень любил эту технику медитации; он посвящал в нее своих учеников.
Всякий раз, когда Будда кого-нибудь посвящал, он прежде всего советовал посвящаемому пойти к месту кремации и посмотреть, как сжигают мертвые тела. В течение трех месяцев он ничего не должен был делать, просто сидеть там и смотреть.

Будда говорил: «Не думай об этом. Просто смотри». А это трудно, трудно не думать, что рано или поздно твое тело тоже будет сожжено. Три месяца — долгий срок, и постоянно, днем и ночью, всякий раз, когда сжигали чье-то тело, искатель должен был медитировать. Рано или поздно он начинал видеть на погребальном костре свое собственное тело. Он видел, что сгорает сам.

Если вы очень боитесь смерти, вы не сможете выполнить эту технику, потому что страх преградит вам путь. Вы не сможете войти в нее. Или же представите все лишь на самой поверхности, ваша глубочайшая сущность не будет вовлечена, и с вами ничего не произойдет.
Запомните: боитесь вы смерти или нет, смерть — это единственный безусловный факт. В жизни нет ничего безусловного, за исключением смерти. Все неопределенно; только смерть является безусловным фактом. Все остальное случайно — оно может случиться, а может и не случиться — одна смерть не случайна. Но взгляните на человеческий ум. Мы всегда говорим о смерти так, будто она — случайность. Всякий раз, когда кто-нибудь умирает, мы говорим, что его смерть была преждевременной, мы говорим, что это как бы случайность. Но смерть не есть случайность — одна лишь смерть. Все остальное случайно. Смерть абсолютно определенна. Вы должны умереть.

Когда я говорю, что вы должны умереть, вам кажется, что это произойдет в далеком будущем, очень нескоро. Это не так — вы уже умерли. Вы умерли в тот момент, когда родились. С рождением смерть стала неизбежностью. Одна часть этой неизбежности уже случилась — рождение, теперь должна случиться вторая, заключительная часть. Поэтому вы уже мертвы, полумертвы, ибо родившись, человек вступает в царство смерти, входит в него. Теперь ничто уже этого не изменит, изменить ничего невозможно. Вы вошли в смерть. Вы полумертвы с рождения.

Запомните: смерть произойдет не в конце жизни, она уже происходит. Смерть — это процесс. Как и жизнь, она является процессом, смерть — это тоже процесс. Мы создаем двойственность, однако жизнь и смерть — это как бы две ваши ступни, две ноги. Жизнь и смерть образуют единый процесс. Вы умираете ежесекундно.
Позвольте мне объяснить это следующим образом: всякий раз, когда вы вдыхаете, — это жизнь, и всякий раз, когда выдыхаете, — это смерть.

Первое, что делает новорожденный, — он вдыхает. Ребенок не может выдохнуть. Сначала он вдыхает. Он не может выдохнуть, потому что в его легких еще нет воздуха; он должен вдохнуть. Первое действие — вдох. А последним действием умирающего старика будет выдох. Умирая, вы не можете вдохнуть — это вам известно? Когда вы умираете, вы не можете вдохнуть. Последнее действие не может быть вдохом; последнее действие — выдох. Первое действие — вдох, последнее — выдох. Вдох — это рождение, выдох — смерть. Каждую секунду вы делаете то одно, то другое — вдыхаете и выдыхаете. Вдох — это жизнь, выдох — смерть.

Возможно, вы этого не замечали, однако попробуйте за этим понаблюдать. Всякий раз, когда вы делаете выдох, вы становитесь более мирным. Сделайте глубокий выдох — и вы почувствуете внутри себя некоторое спокойствие. А всякий раз, когда вы делаете вдох, вы напрягаетесь, становитесь напряженным. Напряженность вдоха создает в вас напряжение. И естественный акцент всегда делается на вдохе. Если я советую вам глубоко дышать, вы обязательно начнете с вдоха.

На самом деле мы боимся выдоха. Вот почему дыхание стало таким мелким. Вы никогда не выдыхаете, вы только вдыхаете. Лишь ваше тело выдыхает, потому что тело не может существовать на одном вдохе. Ему необходимо и то, и другое: и жизнь, и смерть.

Шаг первый:
Попробуйте проделать один эксперимент. В течение целого дня, как только вспомните об этом, глубоко выдыхайте и не вдыхайте. Пусть тело вдыхает, вы же только выдыхайте. И вы почувствуете глубокое спокойствие, ибо смерть — это спокойствие, смерть — это безмолвие. Если вы станете уделять выдоху больше внимания, вы почувствуете себя неэгоистичным. При вдохе вы почувствуете себя более эгоистичным, при выдохе — менее эгоистичным. Уделяйте выдоху больше внимания. В течение целого дня, как только вспомните об этом, глубоко выдыхайте и не вдыхайте. Позвольте вдыхать телу, а сами этого не делайте.

Акцент на выдохе поможет вам в выполнении эксперимента, ибо вы готовы будете умереть. Необходима готовность к смерти, в противном случае эта техника не принесет особой пользы. А вы будете готовы к смерти только в том случае, если уже неким образом вкусили ее. Глубоко выдыхайте — и вы ощутите ее вкус. Он прекрасен.
Смерть восхитительна, ибо ничто не подобно смерти — такой безмолвной, расслабляющей, тихой, спокойной. Но мы боимся смерти. А почему? Откуда в нас страх смерти? Мы боимся смерти не из-за самой смерти — ведь она нам неизвестна. Как можно бояться того, с чем вы еще не сталкивались? Как можно бояться того, что вам неизвестно? Чтобы бояться чего-то, вы должны, по крайней мере, это знать. Так что на самом деле вы боитесь не смерти; ваш страх — нечто другое. На самом деле вы никогда не жили — вот что вызывает страх смерти.

Страх появляется из-за того, что вы еще не жили, поэтому и боитесь: «Я еще не жил, и если придет смерть, то что же тогда? Не испытав удовлетворения от жизни, совсем не пожив, я уже умру». Вы познали жизнь; теперь хотели бы познать и смерть. Но мы так боимся жизни, что не познаем ее, не входим в нее глубоко.
Если вы хотите войти в эту технику медитации, вы должны осознать свой глубинный страх. Этот страх нужно отбросить, нужно освободиться от него, лишь тогда вы сможете войти в эту технику. Вот что вам поможет: уделяйте больше внимания выдоху. В течение всего дня вы будете чувствовать себя расслабленным, возникнет внутреннее безмолвие.

Шаг второй:
Вы углубите это чувство, если проделаете еще один эксперимент. Ежедневно в течение пятнадцати минут глубоко выдыхайте. Сядьте на стул или на землю и глубоко выдыхайте. Во время выдоха закрывайте глаза. Когда воздух выходит наружу, входите внутрь. Теперь позвольте телу вдохнуть; и когда воздух будет входить внутрь, открывайте глаза и идите наружу. Затем сделайте наоборот: когда воздух выходит наружу, двигайтесь внутрь; когда воздух входит внутрь, выходите наружу.

Когда вы делаете выдох, внутри вас освобождается некоторое пространство, ибо дыхание — это жизнь. Когда вы глубоко выдыхаете, вы становитесь пустым, жизнь выходит наружу. В некотором смысле вы мертвы, на мгновение вы мертвы. В этом безмолвии смерти входите внутрь. Воздух выходит наружу: закройте глаза и двигайтесь внутрь. Там есть пространство, и вы можете легко войти в него.
Прежде чем выполнять описываемую ниже технику, проделайте этот эксперимент в течение пятнадцати минут, чтобы быть готовым, — и не только готовым, но и приглашающим, восприимчивым. Страх смерти исчезает, теперь смерть выглядит как расслабление, как глубокий отдых.

Шаг третий:
Лягте наземь. Вообразите себя мертвым; вообразите, что ваше тело — это труп. Лягте наземь и сосредоточьте свое внимание на пальцах ног. С закрытыми глазами двигайтесь внутрь. Сосредоточьте свое внимание на пальцах ног и почувствуйте, как оттуда поднимается вверх огонь, все сжигая на своем пути. По мере того как огонь поднимается все выше, ваше тело постепенно исчезает. Начните с пальцев ног и двигайтесь вверх.

Почему следует начинать с пальцев ног? Так будет легче, потому что пальцы ног очень далеко от вашего «я», от вашего эго. Ваше эго находится в голове. Вы не сможете начать с головы, это очень трудно, поэтому начинайте с отдаленной точки, а пальцы ног — это точка, наиболее удаленная от эго. Начинайте огонь оттуда. Почувствуйте, что пальцы ног уже сгорели, что от них остался только пепел, а затем понемногу двигайтесь вверх, сжигая все, что огонь встретит на своем пути. Все части тела, ноги, бедра будут постепенно исчезать.

Постарайтесь увидеть, как они превращаются в пепел. Огонь поднимается вверх, и тех частей тела, по которым он прошел, больше нет; они превратились в пепел. Продолжайте двигаться вверх; в конце концов исчезнет и голова. Вы станете наблюдателем на холме. Тело останется, но мертвое, сожженное, превращенное в пепел, а вы будете наблюдателем, вы будете свидетелем. У свидетеля нет эго.

Пройдя эго, вы сможете пребывать в этом состоянии постоянно. Однажды вы поймете, что можете отделять себя от тела, и эта техника станет методом отделения себя от тела, методом создания зазора между вами и телом, методом пребывания в течение нескольких минут вне тела. Если она вам удастся, вы сможете оставаться в теле и в то же время пребывать вне тела. Вы будете жить так же, как жили раньше, но тем же самым вы уже не будете.

На эту технику уйдет не менее трех месяцев. Продолжайте ее. За один день успеха не добиться, но если вы будете практиковать ее один час в день на протяжении трех месяцев, то однажды ваше воображение внезапно поможет вам, возникнет зазор, и вы действительно увидите свое тело, превращенное в пепел. Тогда вы сможете наблюдать.

А наблюдая, вы постигнете одно очень глубокое явление — что эго есть нечто фальшивое, не существующее. Оно существовало лишь потому, что вы отождествляли себя с телом, с мыслями, с умом. Вы — не то и не другое, не ум и не тело. Вы отличаетесь от всего, что окружает вас; вы отличаетесь от своей периферии.

Выборка материала с сайта

Памятование смерти
В буддизме все техники служат не для праздности, но для определенной цели. В чем же цель и предназначение памятования смерти (маранануссати на пали)? Ее цель - развитие осознанности неминуемости собственной смерти в частности и природы непостоянства всего вообще. Если йогин начинает осознавать непостоянство, как своего тела, так и всего мира, в нем ослабляется жажда, вожделение. С ослаблением жажды, убывает беспокойство, страх, и вообще всякий вид неудовлетворенности, поскольку всякий страх, или беспокойство - это обратная сторона вожделения. Как только появляется жажда что-то иметь, в тот момент, как правило, появляется неудовлетворенность оттого, что этого нет. С появлением радости от получения желаемого объекта, возникает и страх его утраты.
Когда человек готов к смерти, у него рождается БЕССТРАШИЕ. Его не застанет врасплох собственная смерть. Он не будет удручен горем из-за смерти близкого человека, поскольку осознает непостоянство.
Поскольку страх смерти - основополагающий страх, на котором строятся все остальные виды страха, эта техника как раз и нацелена на устранение страха смерти через устранение привязанности к своему телу. Этот метод - один из четырех защитных практик. От чего он защищает? От всех негативных эмоций, связанных со смертью. Ум становится стабильным и бесстрашным.
Бывали случаи, когда какому-то человеку его недоброжелатели желали смерти в письмах или на словах (проклинали), и тот умирал, потому что его умом завладевал страх того, что это пожелание, или проклятие может случиться на самом деле. Так все и случалось, ведь ум несчастного был уже запрограммирован на собственную смерть.
Йогин, достигший успеха в этой практике, защищен от таких проклятий, поскольку его ум не колеблется от идеи собственной смерти, болезни, или какой-то неприятности. Вот почему эта практика называется защитной. Даже если вы не намерены посвящать этой практике все медитативную сессию, ее полезно выполнять несколько минут, перед переходом к основной практике.
Не следует также думать, что если мы будем осознавать свою смерть, мы ее тем самым приблизим. Ничего подобного. Должная подготовка к смерти наоборот продляет жизнь, поскольку многие физические расстройства прямо связаны с расстройствами нетренированного ума. Мы не можем отвратить свою смерть, но можем внести дозу спокойствия и осознанности, если она нам угрожает.
В других религиозных системах адепт обычно принимает на веру идею, что часть его (дух, душа) после смерти не умирает, но направляется в разные приятные для обитания миры. Это, определено, снижает страх смерти. Буддизм вместо веры в загробную жизнь части нашего «я», предлагает посмотреть на смерть, не обращаясь ни к каким верованиям о жизни на небесах после смерти, но работать только с тем, что мы видим в нашей жизни - процессом умирания.
Есть много методов этой практики - с детальной визуализацией трупа или без нее. Читайте о методе Бхиккху Ньянананды.
Для выполнения этой практики необходимо принять позу для медитации, и визуализировать труп. Чем отвратительнее труп, тем больший эффект произведет на ум эта медитация. Надо осознать, что насколько омерзителен это труп, настолько омерзительно будет и ваше тело, когда оно умрет. Вы будете точно таким же. Когда визуализация стала устойчивой, следует мысленно повторять следующие установки по выбору, или одну за одной, на языке пали, или как удобней:
МАРАНАМ МЕ ДХУВАМ
Моя смерть предсказуема,
ДЖИВИТАМ МЕ АДХУВАМ
Моя жизнь не предсказуема
МАРАНАМ МЕ БХАВИСАТИ
Я, несомненно, умру
МАРАНАМ ПАРИЙОСАНАМ МЭ ДЖИВИТАМ
Моя жизнь закончиться смертью
Или просто -
МАРАНАМ - МАРАНАМ
Смерть - смерть
Идея этих установок в том, что единственное, в чем мы можем быть уверены на все 100% - это наша смерть. Что касается нашей жизни, мы не можем предсказать, как будут развиваться события в ней, когда она прервется. Но то, что она прервется - это факт. Все остальное - догадки, которые ничего не стоят.
В древние времена йогины выполняли эту психотехнику на кладбищах, где можно было воочию увидеть трупы разной степени разложения, или остатки кремированных тел. В некоторых центрах медитации и монастырях, можно увидеть скелет, или части скелета, которые используются в качестве объектов этой медитации. Все же в этой практике главное не детальная визуализация трупов, а глубокое осознавание непостоянства этого тела, непредсказуемости жизни.

Пауло Коэлльо «Дневник мага»
«Упражнение «Заживо погребенный»

Лечь на землю, расслабиться. Руки скрещены на груди, как у покойника.
Представьте себе во всех подробностях свои похороны так, словно они должны произойти назавтра. Разница лишь в том, что вас в могилу кладут живым.
По мере того как разворачивается вся процедура: отпевание, вынос, доставка гроба на кладбище, опускание гроба в могилу, черви — вы все сильнее напрягаете все мышцы в отчаянной, но безуспешной попытке пошевелиться.
Это вам не удается. И вот, не выдержав больше, движением всего тела вы расшвыриваете в стороны доски гроба, делаете глубокий вдох — и освобождаетесь. Это движение возымеет больший эффект, если будет сопровождаться криком, вырывающимся из самой глубины нутра.»

«Созерцание скелета» О.Диксон

Созерцание скелета - это особая медитативная техника, основанная на экстатических переживаниях чукотских и эскимосских шаманов во время самопосвящения.
Самопосвящение - это экстатическое вызывание переживаний смерти без инициационной болезни и без наставника. Для успешного выполнения этой техники обязательно уединение в пустынном закрытом месте, куда не проникают солнечные лучи, голоса людей, бытовые шумы и т.п.

Древние шаманы практиковали Созерцание скелета в пещерах или даже в специальных ящиках под землей. Лучше, если выбранное место также будет маленькой коморкой с низким потолком, без окон, находившейся в непосредственной близости с землей. Например, это может быть подвал или землянка. Медитация проводится в лежачем положении и с закрытыми глазами.

Полностью расслабьтесь и подавите свои мысли. Некоторое время просто лежите, и ничего не ощущайте. Тишина должна быть абсолютной, а положение тела максимально удобным. Увидьте реку с очень быстрым течением. Береговой ландшафт должен быть серым и унылым, чтобы внимание было сосредоточено только на реке. Пусть течение само несет вас в неизвестность. Вскоре должен показаться грот. Река войдет в него, и вы окажитесь в тускло освещенном гроте. Затем река войдет в грот и вы окажитесь в тускло освещенном тоннеле с шершавыми стенами. Плывите вдоль стен, пока волна не выбросит вас на каменный пол небольшой пещеры.

Помните, что вы пришли сюда, чтобы умереть.
Осмотритесь по сторонам, вы увидите тела, скованные панцирем ледяных скафандров. Ничего не бойтесь. Ложитесь на пол и ждите. Вскоре придет медведь. Он - хранитель этого склепа. Попытайтесь увидеть происходящее как бы со стороны: ваше тело лежит на полу, вокруг ходит Медведь, а вы смотрите на все это откуда - то сверху. Медведь начнёт поедать ваше тело. Отделяя плоть от костей. Наблюдайте за этим до тех пор, пока от тела не останется только скелет, а Медведь не уйдет. Осознайте суть произошедшего. Вы умерли, но тем не менее живы. Войдите в то, что осталось от тела, через крестообразную щель на макушке, и сделайте три глубоких вдоха. С каждым вдохом кости будут обрастать новой плотью. Почувствуйте это. Ощутите свежесть и возрождение. Сделайте еще шесть вдохов - выдохов, возвращайтесь назад. Откройте глаза.
Вы родились заново, чувство обновленности будет ощущать во всем вашем теле. Поблагодарите Медведя.
Через несколько дней вы может быть будите удивлены. Кто - то из знакомых начнет не узнавать вас на улице, это нормально, а многое из того, что раньше казалось важным, станет совершенно бесполезным.

Сайт Лотоса ariom.ru

С этой медитацией я познакомился у льва Тетерникова. она входит в его курс тантра-йоги. впрочем, описана и у ошо. Смысл техники в том, что лёжа на полу "умереть". это означает не мысленный процесс, а простое отпадение ваших органов, как оно происходит после смерти. сначала у вас "вытекают" глаза. это очень важная фаза. вместо глаз в ваших глазницах лежит два биллиардных шара. важно для того, что "поместив" в глазницы шары, вы тем самым прекращаете R.E.M. после этого уже всё идёт проще. вы ощущаете исчезновение (по очереди) кожных покровов, мышц, внутренних органов. лёгкие как бы лежат немного в стороне. они дышат, но их "нет". остаётся один скелет и сердце.

важно! не надо "думать" о том, что "вот, у меня отпали почки". этот процесс не думается, а проживается и видится-ощущается как бы со стороны. это довольно легко, как только вместо глаз вы в глазницах ощутили тяжесть биллиардных шаров. потом, когда входишь в чистое сознание, то эта тяжесть пропадает.
по времени. минут сорок надо. хорошо перед сном. а ещё лучше из этой медитации переходить в осознаные сны, но тут нужна тренировка предварительная в медитации.

Понравилась статья? Поделитесь ей