Контакты

Русские возникновение нации. «Этнос», «Этногенез», «Этноним», «Нация». Как и почему возникают и умирают народы? Теории происхождения восточных славян

Уже много веков ученые ломают копья, пытаясь понять происхождение русского народа. И если исследования прошлого основывались на археологических и лингвистических данных, то сегодня за дело взялись даже генетики.

С Дуная

Из всех теорий русского этногенеза самой известной является дунайская. Её появлению мы обязаны летописному своду «Повесть временных лет», а точнее многовековой любви к этому источнику отечественных академиков.

Летописец Нестор определил первоначальную территорию расселения славян территориями по нижнему течению Дуная и Вислы. Теорию о дунайской "прародине" славян развивали такие историки как Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Василий Осипович Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, где возник обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян.

Из Прикарпатья, по мнению Ключевского, в VII-VIII веках восточные славяне расселились на Восток и Северо-восток до Ильмень-озера. Дунайской теории русского этногенеза до сих пор придерживаются многие историки и лингвисты. Большой вклад в её развитие внес в конце XX века российский лингвист Олег Николаевич Трубачев.

Да, скифы мы!

Один из самых яростных противников норманской теории образования русской государственности, Михаил Ломоносов, склонялся к скифо-сарматской теории русского этногенеза, про которую писал в своей «Древней Российской истории». По мнению Ломоносова, этногенез русских произошел в результате смешения славян и племени «чуди» (термин Ломоносова – финно-угоры), а местом истоков этнической истории русских он назвал междуречье Вислы и Одера.

Сторонники сарматской теории полагаются на античные источники, то же делал и Ломоносов. Он сравнил российскую историю с историей Римской Империи и античные верования с языческими верованиями восточных славян, обнаружив большое количество совпадений. Ярая борьба с приверженцами норманнской теории вполне объяснима: народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

Теория Гелленталя

Интересной представляется гипотеза о происхождении русских, обнародованная в этом году оксфордским ученым Гарретом Гелленталем. Проведя большую работу по изучению ДНК различных народов, он с группой ученых составил генетический атлас миграции народов .
По мнению ученого, в этногенезе русского народа можно выделить две значимых вехи. В 2054 году до н. э., как считает Гелленталь, трансбалтийские народы и народы с территорий современных Германии и Польши мигрировали в северо-западные районы современной России. Вторая веха - 1306 год, когда началась миграция алтайских народов, которые активно скрещивались с представителями славянских ветвей.
Исследование Гелленталя интересно еще и тем, что генетический анализ доказал, что время монголо-татарского нашествия практически никак не сказалось на русском этногенезе.

Две прародины

Ещё одну интересную миграционную теорию предложил в конце XIX века русский языковед Алексей Шахматов. Его теория "двух прародин" также иногда называется прибалтийской. Ученый считал, что первоначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, которая стала автохтонной на территории Прибалтики. После её распада славяне обосновались на территории между нижним течением Немана и Западной Двины. Эта территория и стала так называемой "первой прародиной". Здесь, по мнению Шахматова, сложился праславянский язык, от которого взяли начало все славянские языки.

Дальнейшая миграция славян была связана с великим переселением народов, в ходе которого в конце второго века нашей эры германцы пошли на юг, освободив бассейн реки Вислы, куда и пришли славяне. Здесь, в нижнем бассейне Вислы Шахматов определяет вторую прародину славян. Уже отсюда, по мнению ученого, пошло разделение славян на ветви. Западная ушла в район Эльбы, южная - разделилась на две группы, одна из которых заселила Балканы и Дунай, другая – Днепр и Днестр. Последняя и стала основой восточнославянских народов, к которым относятся и русские.

Сами мы местные

Наконец, ещё одной теорией, отличной от миграционных, является автохтонная теория. По ней, славяне являлись коренным народом, населяющим восточную, центральную и даже часть южной Европы. Согласно теории славянского автохтонизма, славянские племена были коренным этносом огромной территории - от Урала до Атлантического океана. Эта теория имеет довольно древние корни и множество как сторонников, так и противников. Этой теории придерживался советский лингвист Николай Марр. Он считал, что славяне ниоткуда не приходили, а сформировались от родо-племенных общностей, проживавших на обширных территориях от Среднего течения Днепра до Лабы на Западе и от Прибалтики до Карпат на юге.
Придерживались автохтонной теории и польские ученые - Клечевский, Потоцкий и Сестренцевич. Они и вовсе вели родословную славян от вандалов, основывая свою гипотезу в том числе на схожести слов "венеды" и "вандалы". Из русских автохтонной теорией объясняли происхождение славян Рыбаков, Мавродин и Греков.

– это славяне + угрофинны + золотоордынцы тюрки-христиане

В древнем Русском государстве было два политических центра: Новгород и Киев. Этническую основу Новгородского княжества составляли ильменские словене , а основным этносом Киевского княжества были поляне. Ключевский писал о полянах, что они, как и многие другие славянские племена пришли земли современной Украины, приблизительно, в VI веке, а к IX веку поляне были полностью зависимы от Хазарского Каганата. Словене ильменские, они же - новгородцы, никогда не зависели от Хазарского каганата, и именно им выпала честь и удача объединить Русь .

Словене ильменские владели большим количеством факторий по землям финно-угорских племен, - территориям современных Архангельской и Вологодской областей. В IX веке новгородцы образовали поселения Ростов и Муром, которые, в будущем, станут ключевыми городами Владимир-Суздальского княжества. Также, они основали множество поселений в районе современной Твери. Словом, их фактории были во всех землях будущих русских поселений Северо-Востока. Можно утверждать, что колонизация Северо-Востока Руси шла по уже известным и частично освоенным новгородцами-словенами землям.

Таким образом, великорусский этнос зарождался в междуречье Волги и Оки. Генетическим субстратом его были мигрировавшие сюда славяне (начиная с IX века) и населявшие эти земли финно-угорские племена, мурома, веси и другие.

Взаимодействие славян и угров проходило достаточно мирно, так как финно-угорское население было редким и занималось в основном рыболовством и охотой. А славяне основывали компактные поселения и занимались земледелием и животноводством. В хозяйственном отношении эти племена дополняли друг друга, и не было каких-либо идейных препятствий для смешанных браков.

Финно-угорские племена постепенно перенимали славянский язык и православную веру своих энергичных и стоящих на более высоком уровне экономического развития соседей. Они, естественно, внесли свой генетический вклад в новый этнос, но пассионарного толчка дать не могли, так как их уровень пассионарности был низок .

Вследствие веротерпимости монголов, до 1314 года, ничто не мешало породнению древнерусской княжеско-боярской верхушки с монгольской знатью. Русские князья часто брали в жены дочерей и сестер монгольских ханов, те принимали православие и становились матерями будущих русских князей. Интересен такой факт: сын Батыя Сартак принял православие, а Батый назначил Александра Невского регентом при нем.

Но в 1314 году ситуация резко изменилась, так как на престол Золотой Орды взошел хан Узбек – фанатичный мусульманин . Это означало победу мусульманской партии, отказ от «ясы Чингисхана» как нравственной основы поведения и включение Золотой Орды в мусульманский суперэтнос.

А среди кочевников, пришедших вместе с Батыем в волжско-донские степи, было много христиан-несторианцев (бывших в Центральной Азии еще с первых веков христианства). С приходом к власти, хан Узбек стал нещадно преследовать и истреблять несторианцев в своей Орде, однако, одновременно сохранив свободу вероисповедания в русских княжествах. Более того, он последовательно уничтожал тех монголов, которые не хотели отказаться от веры отцов – « » . Что оставалось этим людям?

Оставалась Московская Русь – верный союзник Золотой Орды. Правда, союзник достаточно независимый, чтобы защитить беглецов. И вот тогда, монголы и пришедшие с ними степняки, и изменять вере отцов и своей совести, бежали на Русь, бежали целыми родами; бежали царевичи и простые воины. А ведь люди, не меняющие убеждений ради выгоды или под давлением, очевидно обладают повышенной пассионарностью.

Московские князья охотно принимали этих вынужденных беглецов, дарили им земли и с охотой брали этих опытных воинов в свои дружины . Поэтому на Куликовом поле, когда московский князь со своими союзниками разгромил Золотоордынского темника Мамая, потомки этих беглецов сражались в войске Дмитрия Донского. Всего за два поколения произошло слияние бывших ордынцев и славянского населения Московского княжества.

Такое слияние означает освоение 1) русского языка как родного, 2) принятие православной веры (для неграмотных воинов едва ли было существенно различие между несторианством и православием) и, главное, – 3) единство в определении врагов и друзей . Но генетические следы этого «вливания свежей пассионарной ордынской крови» ясно прослеживаются в русской истории и культуре.

Лев Гумилев приводит весьма знаменательный список фамилий, ведущих свой род от ордынских беженцев:

  • Аксаков, Алябьев, Апраксин, Аракчеев, Арсеньев, Ахматов,
  • Бабичев, Балашов, Баранов, Басманов, Батурин, Бекетов, Бердяев, Бибиков, Бильбасов, Бичурин, Боборыкин, Булгаков, Бунин, Бурцев, Бутурлин, Бухарин,
  • Вельяминов,
  • Гоголь, Годунов, Горчаков, Горшков,
  • Державин,
  • Епанчин, Ермолаев,
  • Измайлов, Кантемиров, Карамазов, Карамзин, Киреевский, Корсаков, Кочубей, Кропоткин, Куракин, Курбатов,
  • Милюков, Мичурин,
  • Рахманинов,
  • Салтыков, Строганов,
  • Таганцев, Талызин, Танеев, Татищев, Тимашев, Тимирязев, Третьяков, Тургенев, Турчанинов, Тютчев,
  • Уваров, Урусов, Ушаков,
  • Ханыков,
  • Чаадаев,
  • Шаховской, Шереметьев, Шишков,
  • Юсупов.

И это только вершина айсберга. Скурпулезный анализ дворянских родословных позволяет утверждать, что

  • 30% дворян имеют тюркское происхождение (в основном это потомки бежавших от преследования хана Узбека степняков),
  • 40% приходится на древнеславянские роды и еще
  • 30% имеют западное происхождение – от литовцев, поляков, немцев, шведов и т.д.

Но это произошло в последующие века…

Христиане-беженцы из Золотой Орды сформировали целый социальный слой – дворян-однодворцев, которых поселили в юго-восточном углу княжества Московского и которые принимали активное участие в обороне московских рубежей.

Этногенез. Прародиной славян считается пространство, расположеное на территории Западной Европы и ограниченное на западе среднем течением Вислы, на севере - Верхним течением Западной Двины, на юге – левыми притоками Дуная в среднем его течении, на вотоке – правыми притоками Днепра в среднем и нижнем течении.

Затем расселение славян на обширных просторах Европы, которое особенно интенсивно происхожидло в VI-VII вв., их контакты с другими народами (на западе- с германцами, на юге - фракийцами, кельтами, иллирийцами), на вотоке – с иранцами и финно-уграми, на севере – с балтами), а также процессы консолидации (объединения) в период сложения славняских этносов привело к формированию локальных антропологических типов.

Накануне образования Древнерусского государства, согласно летописным и археологическим данным, вос­точные славяне образовывали несколько племенных союзов (каждый из которых включал ряд племен): словене (в районе о. Ильмень, р. Волхов и Мета), кривичи (вокруг южной части Чудского озера, в верховьях Западной Двины. Днепра, Волги), вятичи (бассейн Верхней и Средней Оки), радимичи (между Десной и Днепром), дреговичи (к северу от Припяти, между Днепром и верховьями Немана), древляне (южнее Припяти), к востоку от древлян вСреднем Поднепровье обитали поляне ,южнее полян – уличи ,на Днепровском Левобережье – северяне,западнее древлян, до Западного Буга, – волыняне (бужане ), в верхнеднестровском районе – хорваты ,южнее - тиверцы , особая группа славян жила в бассейне верховьев Дона. Таким образом, восточные славяне занимали большую часть Восточно-Европейской равнины.

В IX в. начинается процесс складывания восточнославянских племен в древнерусскую народность . В письменных истоников этого периода начинают исчезать племенные этнонимы, которые поглощаются новым названием славянского населения Восточной Европы – русь. В научной литературе образовавшуются народность, чтобы не путать ее с современными русскими, обычно называется древнерусской. Таким образом, в результате этнической консолидации восточнославянских племен со второй половины IX в. начинается процесс сложения друвнерусской народности, которое завершается к концу XI - середине XII в. образованием древнерусского государства - Киевской Руси.

В 30-е годы XIII в. на русские земли обрушивается монголо-татрское нашествие, после чего они делятся на западную часть, вошедшую в состав Великого княжества Литовсеого, и восточную, подчинявшуюся Золотой орде.

Это стимулировало процесс распада древнерусской народности и формированию на ее основе трех новых восточнославянских этносов - русских (великоросов), украинцев (малоросов) и белорусов.


Этническая история русского народа . Активная миграция славянского населения на север, которая была характерна для древнерусского периода, продолжалась и после татаро-монгольского нашествия. За это время колонизуется вся территория Европейского Севера от Карелии до Уральских гор, которая получила название Поморья. Славянские колонисты расселялись среди аборигенного населения – карел, вепсов, коми, ненцев, лопарей. Роль Поморья в сложении великорусского этноса была весьма значима, т.к. было надежным тылом, не доступным для ордынских набегов, обеспечивающим развитие экономики и культуры русского этноса.

С самого своего образвания границы Московского, а затем Русского государства, России и Российской империи постоянно расширяются. Уже с начала 80-х годов XV в. начинается вхождение в состав фомирорующегося Русского государства территорий Великого княжества Литовского с восточнославянским населением, исповедующим православие и потому тяготеющим к Москве. В начале XVI в. был возвращен Смоленск. В этот пероди граница между Русским госудаством и Великим княжеством Литовским почти точно соответствует этнической границе между русским этносом, с одной стороны, и украинским и белорусским – с другой.

На месте развалившейся в XV в. Золотой орды образуются несколько татарских ханств и отношения с ними остаются достаточно напряженными, недаром территории за Окой назывались «Диким поле». В результате войн в середине XVI в. были присоединены Казань и Астрахань, территория Ногайской орды, и границы Русского государства подошли вплотную к Уралу.

С конца XVI в. с походом Ермака начинается присоединение Сибири. Уже с конца XVI в. в Сибири расселяются русские и другие народы, а через сто лет в конце XVII в. пришлое население сравнялось по численности с аборигенами. В начале XVIII в. первопроходцы преодолели Берингов пролив и постепенно началось присоединение к России Алеутских островов, а в Калифорнии появилось русское поселение – Форт Росс.

Увеличивалась территория Русского государства в западном и южном направлениях. В начале XVII в. в результате войн с Речью Посполитой были присоединены Левобережная Украина и часть Белоруссии. Русское население активно проникало в «Дикое поле» и благодаря строительству городов-крепостей и «засечных черт» границы страны двигались на юг. Большую роль в этом продвижении играло казачество.

Российская империя. В начале XVIII в. в результате успешных войн с Швецией Россия обрела выход к Балтийскому морю, присоединив значительные территории в Прибалтике. Меняется статус госдураства: в 1721 г. Петр I принимает титул императора. Размеры имеририи продолжают увеличиваться: началось присоединение Казахстана, а после ликвидации Крымского ханства присоединились земли Северного Причерноморья и Предкавказья. Наконец, в результате разделов Речи Посиполитой между Россией, Пруссией и Австрией, к России отходят Правобережная Украина, Белоруссия и часть Прибалтики.

В начале XIX в. в состав России вошли Финляндия, Молдавия и герцогство Варшавское (Царство Польское). Также к 30-м годам удалось присоединить Закавказье, но борьба за Северный Кавказ продолжалась до 60-х годов. В это же время была присоединена Средняя Азия - Бухарский эмират, Хивинское ханство - пользовавшееся значительной самостоятельнотсью.

Однако, в XIX в. были территориальные потери: утрачен Форт Росс, проданы Северно-Американским Соединенным штатам Аляска и Алеутские острова. В начале XX в результате проигранной войны с Японией потеряна южная часть Сахалина. В то же время в состав России вошли Урянхайский край (ныне Республика Тыва). Таким бразом, территория страны стабилизировалась вплоть до распада в 1992 г. правоприемника Российской империи – СССР.

· Задания:

1. Прочитайте текст лекции и составьте план ответа.

2. Внесите в словарь новые этнографические термины.

3. Составьте таблицу «Этногенез и этническая история русского народа».

4. Найдите 3 образца предания, пословицы или поговорки, в которых были указаны какие-либо исторические события.

5. Подготовьтесь к тестированию.

Русские – это необычайно многочисленный народ, образовавшийся из племен восточных славян . Сегодня большая часть русских проживает на территории Российской Федерации (более восьмидесяти процентов ее населения). А откуда появилась русская нация?

Русские произошли от индоевропейской группы народов. Если верить данным археологии, то славяне появились еще в первом тысячелетии до нашей эры. Они и являются непосредственными предками русских и некоторых других народов. Славянские племена, точнее сказать восточнославянские, постепенно расселялись и занимали площадь современной России.

Восточных славян даже так и называют – «русские славяне». У каждого племени было свое название в зависимости от района их расположения. Но впоследствии все они объединились (в двенадцатом веке), а затем дали начало русским, белорусам, украинцам (произошло это в семнадцатом веке).

После того, как племена объединились, образовалась древнерусская народность. Основными группами восточных славян, из которых произошли русские:

  • Кривичи.
  • Словене.
  • Вятичи.
  • Северяне.

Необходимо отметить и финно-угорские племена: меря, мещера, мурома и другие. Но процессы соединения племен были нарушены из-за нашествия монголов. Постепенно стали обосабливаться казаки, белорусы, украинцы. Русское же государство было сформировано в пятнадцатом веке, откуда и появился русский народ.

Откуда появились русские люди можно узнать из древних литературных источников: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Велесова книга ».

Откуда появилось слово «русский»?

Нетрудно догадаться, что название народа произошло от слова Русь, то есть от государства, в котором они и проживали. В свою очередь, слово происхождение слова Русь до сих пор остается спорным. Существует много версий на этот счет, о которых Вы можете прочитать в статье «Теории происхождения названия Русь».

Изначально слово «русский» не употреблялось, говорили – русские люди. В семнадцатом-восемнадцатом веках пришло название «россияне», затем – «великоруссы». Но в то же время кое-где появлялось и слово «русские».

Откуда появилась земля Русская?

Появление Руси, государства происходило в результате заселения земель славянскими племенами. Изначально это были Киев, Новгород и прилежащие к ним территории, побережья рек Днепр и Днестр. Русская земля тогда звалась Древнерусским государством, или Киевской Русью. Постепенно образовывались самостоятельные русские княжества (начиная с двенадцатого века). Затем, в середине шестнадцатого века, Русская земля называлась Русским царством. С восемнадцатого века – Российской империей.

Откуда появился русский язык?

Русский язык – это восточнославянский язык. Он очень распространен в мире, а также занимает львиную долю среди других славянских языков по частоте. На сегодняшний день русский язык – это государственный язык в России. Кроме того, он является таковым и в некоторых других странах, имеющих несколько языков.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭТНОГРАФИЯ

НАРОДЫ РОССИИ

В результате изучения раздела студент должен:

  • знать
  • численность, расселение, антропологические особенности, наиболее многочисленных народов России;
  • основные этапы этногенеза и этнической истории населения регионов России (Европейская Россия, Сибирь, Северный Кавказ);
  • региональные особенности традиционной культуры народов России – хозяйство, материальная и духовная культура, основные традиционные общественные институты;
  • региональные культурные модели на основе хозяйственнокультурной типологии;
  • основные тенденции этнических процессов на территории современной России;
  • уметь
  • применять данные по этнографии народов России в системе исторического исследования;
  • владеть
  • навыками описания конкретного народа России по принятой в этнографии схеме – расселение, этногенез и этническая история, культура первичного производства, соционормативная и гуманитарная культуры.

ЭТНОГРАФИЯ РУССКИХ

Русские – один из крупнейших народов мира, "государствообразующий" этнос Российской Федерации, где по переписи 2010 г. его представителей насчитывалось немногим более 111 млн чел., при доле в общей численности населения 77,7%. Русский язык входит в восточнославянскую подгруппу славянской группы индоевропейской семьи. В расовом отношении русские относятся к европеоидной расе, в их составе согласно классификации В. В. Бунака выделяется 16 антропологических типов: ильменский, средневолжский, степной и др. В конфессиональном отношении подавляющее большинство верующих русских – православные христиане.

Этногенез и этническая история русского народа

Этногенетические истоки русского этноса восходят к периоду общеславянской общности, в свою очередь, выделившейся из состава индоевропейского единства. Время и место выделения славян дискуссионно.

Предлагаемые лингвистами даты колеблются от III до начала I тыс. до н.э., а в качестве территории их первоначального проживания называются либо Подунавье, либо Висло-Одерское междуречье (иногда с расширением ее до Среднего Поднепровья и даже Подонья). Впервые под своим именем в письменных источниках славяне появляются только с VI в. н.э., этим временем датируется и первая достоверно славянская археологическая культура Прага-Корчак. Раньше, возможно, славяне были известны под другими названиями – сколоты, ставаны, венеды и др., встречающиеся в сочинениях авторов древности.

В начале I тыс. н.э. начинается процесс распада лингвистического единства славянского мира. "Повесть временны́х лет" описывает славянские группы (возможно, племена) его восточной части – полян, древлян, радимичей, северян, словен и др. С IX в. начинается процесс их консолидации в единую народность с названием "русь", в научной литературе именуемой древнерусской. Происхождение данного этнонима спорно: оно возводится либо к скандинавскому rutsi/motsi ("мореплаватели"), либо к какому-то восточноевропейскому омониму – народу росомоны, р. Рось и др. Древнерусская государственность, сначала представлявшая собой политическое единство, затем распадается на отдельные самостоятельные образования – земли, или княжения. После нашествия в 30–40-х гг. XIII в. монголо-татар восточная часть русских земель оказалась в подчинении у Золотой Орды, а западная вошла в состав Великого княжества Литовского. Борьба населения восточных земель Руси за свержение ига была фактором, консолидирующим его в этнос, сохранивший прежнее название, но в несколько иной огласовке – русские (великоросы). На западнорусских землях складываются два других восточнославянских этноса – украинский и белорусский.

Формирование русского этноса происходит в период XIV–XV вв. на территории древнерусских земель, находящихся в зависимости от Золотой Орды. Здесь образуется новый политический центр – Москва, собирающий ранее самостоятельные княжества в единую государственность. Этот процесс завершился к началу XVI в. и сопровождался борьбой за свержение ордынского ига. Именно земли, объединяемые Московским княжеством, становятся территорией формирующегося русского (великорусского) этноса. В последующее время происходил интенсивный процесс роста территории Русского государства, к началу XX в. под названием Российская империя она охватывала почти всю Восточную Европу, Кавказ, Среднюю Азию и Казахстан, Сибирь и Дальний Восток. При полиэтничности российской государственности русский этнос оставался в ней самым крупным по численности, хотя доля его в составе населения страны по мере присоединения других территорий и народов постепенно падала. В конце XVII в. она составляла чуть более 70%, к концу XVIII в. – около 50%, а согласно данным всеобщей переписи населения России 1897 г. – 43,5%. С расширением границ российской государственности происходил рост этнической территории русского народа, которая из Волго-Окского междуречья и части европейского севера распространилась на Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Северное Причерноморье и Приазовье, Ставрополье и Прикубанье, Южную Сибирь и Дальний Восток.

Широкое расселение русского этноса и регионах с различными экологическими условиями, заимствование иноэтничных элементов культуры, тесные контакты с местным населением, в том числе и брачные, а также сохранность некоторыми частями русского этноса архаичных форм культуры, конфессиональные и социальные факторы привели к формированию в составе русского народа территориальных групп со своеобразными чертами хозяйства, быта, иногда даже языка и антропологического облика. Выделяются два их типа: этнографические группы – не имеющие особого, отличного от общерусского, самосознания, и субэтносы – им обладающие, что проявляется в их названии. Основными этнографическими группами в европейской части России являются севернорусская, южнорусская и переходная между ними среднерусская, а также северо-восточная, юго-восточная и западная группы. В Сибири культурно-бытовые особенности русского населения определялись исходным регионом миграции. К субэтносам относятся различные группы казачества (донское, кубанское, семиреченское, амурское и др.), а также поморы, усть-цилемцы, цуканы, карымы, камчадалы и др. Всего в составе русского народа их насчитывается около трех десятков.

В советский период при росте общей численности русских их процент в составе населения СССР, как показывают данные переписей, снизился с 52,9% (1926) до 50,6% (1989), в то время как в составе РСФСР он, обычно, составлял чуть более 80%. Как и в предшествующее время, продолжалось расселение русских в другие ("национальные") регионы. Однако с 1970-х гг. в ряде территорий СССР, в частности, в Закавказье, Средней Азии и Молдавии в результате снижения рождаемости, а также политики "скрытого" национализма, стало наблюдаться уменьшение, как процентного состава русских, так и абсолютной их численности.

После распада СССР и образования на месте бывших республик самостоятельных государств значительная часть русского населения мигрировала с их территории в Российскую Федерацию. При численности русских по Всероссийской переписи 2010 г. 111 млн чел. (с включением в это число особо выделенных переписью казаков – 67,6 тыс. и поморов – 3,1 тыс. чел.) они составили 80,9% населения страны.

Примерно в половине национально-государственных образований РФ (республики, автономные округа, автономная область) русские являются самым многочисленным этносом, составляя обычно более половины населения. Они образуют большинство во всех областях РФ, где их доля доходит до 90% и более. Что касается численности русских за пределами России, то определить ее сложно но ряду причин. В ближнем зарубежье она составляет примерно 18 млн чел., в дальнем – порядка 12–13 млн чел., всего русских в мире насчитывается примерно 146–147 млн чел.

Как и во всем мире, традиционный культурно-бытовой уклад русского народа под влиянием процессов индустриализации и урбанизации в значительной степени утратил свои самобытные черты. Эта трансформация наиболее интенсивно происходила в последние десятилетия XIX – начало XX в. Поэтому культуру русского этноса обычно характеризуют по состоянию на это время, обращая особое внимание на крестьянскую культуру, которая в наибольшей степени сохраняет традиционные элементы.

Понравилась статья? Поделитесь ей