Контакты

Ргсу ученые записки. Ученые записки российского государственного социального университета. Приблизительный поиск слова

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

с. 1

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Шлыков В. М., кандидат философских наук, профессор.

Бахтин М. В., кандидат философских наук, доцент.

Прохоров В. Л., доктор исторических наук, профессор
ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ: ПОИСК «НОВОЙ» СОЦИАЛЬНОСТИ
Аннотация: В статье анализируются проблемы и особенности модели социальной истории.

Ключевые слова: постмодернизм, постмодернистская модель, история, социальная история, герменевтика, парадигма, конфигурации, конструкция, философские новации.
Познание минувших времен и познание стран мира – украшение и пища человеческих умов

Леонардо да Винчи

Цель истории – знание движения человечества

Л. Толстой

Ни шороха полночных далей.

Ни песен, что певала мать,

Мы никогда не понимали

Того, что стоило понять.

Н. Гумилев
Термин «постмодернизм» не имеет общепринятого социального значения, он весьма расплывчат, неопределенен, изменчив и часто полемически нагружен. Поэтому ряд исследователей либо не используют это понятие, либо оговаривают его непонятийный статус.

Постмодернизм представляет собой сложный, неоднородный социокультурный феномен, который утвердился в западном обществе и стал особенно популярен в 80-е гг. XX века.

Постмодернизм хорошо вписывается в антисциентистские традиции философии, представители которой противопоставляли свои взгляды науке, научному мышлению, рационализму вообще. По словам М. Фуко, постмодернизм как раз и объявил «право на восстание против разума».

Постмодернизм, по мнению некоторых авторов, возник вследствие глобального социального кри­зиса современного западного общества, охватившего политику, экономику, культуру, духовную сферу. Например, И. А. Гобозов полагает, что «...истоки философии постмодернизма следует искать в кри­зисе социума и в иррационалистических философских течениях, особенно в философии Ницше». Постмодернистская эпоха характеризуется им как «...эпоха без идеалов, без моральных принципов и норм, без будущего, без социального прогресса и без социальной ответственности, эпоха без геройства, эпоха равнодушного отношения к чужой боли» . Постмодернизм - это индивидуализм и неолиберализм, свобода от всего и вся: в том числе оттрадиционной морали, сексуальных запретов и тону подобное. Это - эпоха гипертрофии средств и атрофии целей (П. Рикер). Другие исследователи дают более мягкую характеристику новой эпохе.

Современный американский философ социальной истории А. Мегилл пишет: «Состояние постмодер­на» - манифест в классной комнате, населенной консерваторами университетского городка и либералами, членами бисексуального, гомосексуального и лесбийского союзов, несколькими вариантами христианской активности, азиатами, европейцами и афро-американцами и множеством их смешений; людьми, чьи род­ные языки испанский, китайский, немецкий и английский, не забывая людей, чьи вкусы находятся в широ­ком диапазоне музыкальных пристрастий - от панк-культуры до классики» . Здесь мы имеем дело с границами, которые невозможно убрать.

Возникновение постмодернизма в этом случае связывается с вступлением западного общества в эпоху постиндустриализма, информационной цивилизации и культуры, которые служат социальной онтологией постмодерна.

Один из лидеров постмодернизма Ж.-Ф. Лиотар определяет его как недоверие к старому знанию, функ­ционирующему в форме больших (мета) рассказов .

Речь идет не столько о «недоверии» сколько о критике классического рационализма, фундаментализ­ма, объективизма, истинности, системности, теоретичности. Провозглашается переход к лингвистической парадигме философии, основанной на релятивизме, плюрализме, субъективизме, антитеоретизме. Ведь любое знание, по Лиотару, - это всего лишь языковая игра. Ученый, по Лиотару, - это прежде всего тот, кто «рассказывает истории», которые потом он должен проверить .

Однако последнее вовсе необязательно. Ведь большинство постмодернистов считают устаревшим вопрос о соответствии научного знания социально-историческим фактам. Научное знание, по их мнению, получает свою легитимность в языковых играх.

Традиция постмодерна породила сомнение в возможности общего объяснения хода социальной исто­рии, вызвала недоверие к глобальным историческим концепциям, «...настороженное или даже презри­тельное отношение к теории вообще и теории истории в частности» .

Постмодернистская философия науки настаивает на приоритете социальной нестабильности, локаль­ности, случайности, многообразии возможностей, вместо устойчивости, тотальности, необходимости, достоверности событий и так далее.

Конструкция (системность, структурность, целостность, теоретичность и тому подобное) понимается как устоявшийся и поэтому устаревший способ философствования. Постмодернизм же - это декон­струкция традиционного, рассеивание устоявшегося. Акцент делается на различии, а не на тождестве, на неопределенности, беспорядке, множественности, а не на единстве, на прерывистости, а не на социальном прогрессе.

Например, неопределенность - основа мышления одного из «пророков» (Мегилл) постмодерна Ж. Деррида. Именно с точки зрения социальной неопределенности Деррида прочитывает мир. В. А. Канке в связи с этим отмечает: «Особенно грешит околонаучными фантазмами Деррида... Деконструкция, как известно, ничего не щадит, в том числе и соотносительность теории и фактов, от которой после деконструктивного дробления ничего не остается, кроме фикции, едва ли различимых следов от слов и вещей. Научный смысл переводится в бессмысленность» . Если, к примеру, Гегель пытался синтезиро­вать, соединять социальные противоположности, то Деррида их разрушает, дробит. Логика в таком случае есть отсутствие логики. Точно также постмодернистская теория - это отсутствие теории.

Подводя итоги философского проекта постмодернизма, можно согласиться с Канке, который констати­рует следующее: «В кратчайшем обобщении доминанты философского постмодернизма - это агонистика (противоборство - Ш. В.) языковых игр, дисконсенсус (а не консенсус), дискретность (а не непрерывность и прогресс), множественность (а не единство), нестабильность (а не стабильность), локальность (а не про­странственная всеобщность), фрагментарность (а не целостность), случайность (а не системность), игра (а не цель), анархия (а не иерархия), рассеивание (а не центрирование), апофатика (негативность - Ш. В.) (а не позитивность), движение на поверхности слов и вещей (а не в глубь их), след (а не означаемое и обозначаемое), симулякр (а не образ)..., лабиринт (а не линейность), неопределенность (а не определен­ность...» .

Как оценивать философские новации постмодернизма? В нашей и зарубежной литературе есть прямо противоположные мнения. Одни философы высказываются резко отрицательно в адрес постмодернизма, другие, наоборот, приветствуют его и даже восхищаются.

«Не берусь судить относительно других областей культуры, - пишет, уже упоминавшийся нами, фило­соф, Гобозов, - но по поводу постмодернистской философии могу сказать, что это шаг назад в фило­софской рефлексии. Сочинения постмодернистов порой бессмысленны и бессодержательны» . Некоторые высказывания постмодернистов, например, Делеза, Гватттари и др. он называет «тарабарщи­ной» , «бессмыслицей» , казуистикой, эквилибристикой.

Как известно, большинство представителей постмодернизма были филологами по образованию. Это обстоятельство сыграло немаловажную роль в том, что лингвистическая составляющая в постмодерне является самой весомой. Слова, знаки, символы, симулякры (виртуальная информационная конструк­ция, не имеющая референтов), тексты замещают предметы, вещи, социальную реальность, в том числе историческую.

Подобные идеи уже встречались в прошлом. Понимание мира как текста можно найти у средневековых авторов.

В Средневековье текст считался словом, произнесенным Богом, поэтому он обладал первенством по отношению к социально-исторической реальности и к читателю. Текст и язык предшествуют реальности, поскольку реальность сотворило Слово Божье. Реальность есть репрезентация текста, а не текст есть репрезентация реальности. Следовательно, средневековому сознанию неизвестна практика интерпрета­ции текстов, их индивидуального прочтения. Все изменилось, начиная с картезианства XVII в.: познающий субъект ушел от прежнего прямого контакта с реальностью в самого себя, превратившись в трансценден­тальный субъект. Теперь уже социальный субъект не мог слиться с текстом, что требовалось, например, для средневекового читателя. Между субъектом и объектом был возведен эпистемологический барьер. «Картезианство вызвало отчуждение повседневной реальности от познающего субъекта (отчуждение, которое было на самом деле условием возможности современной науки), и точно так же тексты приобрели теперь, вместе со «значением», ауру «ноуменальной» таинственности, какой прежде никогда не облада­ли... Перед герменевтикой встала задача разъяснить, как, тем или иным образом, мы могли бы вернуть себе понимание значения текста...» .

Неудивительно, что герменевтика явилась одним из философских истоков постмодернизма, а М. Хайдеггера относят к одному из его «пророков» (Мегилл).

Философская герменевтика, как известно, исходила из того, что язык есть дом бытия, что он также явля­ется границей сознания. Герменевты XX века любили повторять слова Хайдеггера, что это не мы говорим языком, а язык говорит нами. Неудивительно появление идеи о влиянии, «переносе» структуры языка, на котором мы описываем реальность, на саму социальную реальность. Короче говоря, внешний мир был заменен языком, языковой реальностью, истина - значением. Слова не только отражают социальную дей­ствительность, но создают ее.

Ф. Р. Анкерсмит в этой связи критически замечает, что «...для Гадамера нет ничего помимо... историй интерпретации, помимо языка интерпретации, в котором, как в капсуле, содержатся эти истории. Мы можем постичь прошлое лишь постольку, поскольку оно сводится к «языку» этих историй интерпретации, тогда как само прошлое (которому эти истории обязаны своим существованием) уже не играет ника­кой роли в повествовании Гадамера. Вся история, вся ее драма, ее трагедии, триумфы и величие, таким образом, загоняется в тесные рамки того, как она интерпретировалась на протяжении веков на языке историков. Нам остается теперь только язык, только язык историков - вот мир, в котором мы действуем, и вне его ничего нет. Очевидным следствием является то, что... мы можем понять прошлое лишь постольку, поскольку оно услужливо принимает облик языка» .

Западная философия XX века была главным образом философией языка. Язык стал интеллектуальным полем, на котором были начаты и воспроизведены все движения, известные в истории философии. Идея постмодернизма проста - язык детерминирует социальные типы и образ мышления, особенности культуры той или ной эпохи. А мысли индивида контролируются «законами и образцами языка, которые он не осо­знает». «Р. Барт утверждал, что подавление неотъемлемо от самой фундаментальной из всех репрезентационных систем, являющейся нашим главнейшим средством построения мира и взаимодействия с другим, а именно - от языка. Предикативные структуры и операции языка насаждают атрибуты и идентичности, которые не были выбраны нами самими... язык - фашист, заточающий нас в границах собственных терми­нов: синтаксис предложения подобен приговору в юридическом смысле, заключению, как сказал Ницше, в тюрьму языка» .

Понимание языка постмодернистами опирается на традиции, идущие от Ф. де Соссюра, который считается основоположником структурной лингвистики. Лингвистика, по Соссюру, есть наука, изуча­ющая «жизнь знаков в рамках жизни общества», а язык трактуется как система знаков, выражающих понятия .

«Жизнь знаков», согласно такому подходу, существует сама по себе, внутри себя. Язык, являясь абстрактной знаковой системой, есть нечто, находящееся вне конкретных индивидов и функционирующий как некий инвариант на бессознательном уровне. Этот инвариант проявляет себя в ряде вариантов языко­вых конструкций, что, собственно, и есть структура языка, которая рассматривается Соссюром синхрони­чески, «горизонтально», отвлекаясь от истории развития языка. Последнее позволяет выделить элементы структуры и определенную сеть отношений между ними. Языковые элементы и их значения, по Соссюру, зависят от всей системы языка, места данного элемента по отношению к другим. Утверждается примат отношений между элементами, а не самих элементов языка. Например, значение слов конституируется их отношением к другим словам, а не задается обозначаемыми ими объектами, поскольку связь между словом и социальным объектом является произвольной и нельзя указать двух языков, в которых слова и объекты сочетались бы одинаково.

Следовательно, язык рассматривается Соссюром не как субстанция, а как форма, что послужило в дальнейшем основанием абсолютизации понятия структуры, фактической подмены им понятия объекта, предмета.

Соссюр, конечно, не отрицал того, что элементы языка могут обозначать и обозначают предметы, вещи, но он считал эту связь условной и незначительной, поскольку «если бы язык использовался только для наименования предметов, различные его члены не были бы связаны между собой, они существовали бы по отдельности, как и сами предметы» .

Языковый знак почти не «задевает» предметы, не «зацепляет» окружающий человека мир, поскольку он (языковый знак), по мнению Соссюра, связан в первую очередь не с предметами, а с их понятиями. Мир таков, какова структура языка, которым описывается мир. Проблема социальной истины есть проблема значения слов, понятий, способа, формы описания. Понятия конструируют социальную реальность в той же степени, в какой они ее выражают.

Отсюда недалеко до вывода, что язык не репрезентирует реальность, что он не есть «окно» во внешний мир. Наоборот, язык является чем-то вроде «лингвистической тюрьмы», решетки-структуры которой огра­ничивают, определяют наш доступ к нему.

Постмодернистская эпистема, по сути, приходит к подобному выводу, когда утверждает, что языковые выражения не могут быть соотнесены с внешним миром, а только с другими языковыми выражениями, поскольку социальная реальность находится за пределами языка. Более того, язык в постмодернизме трактуется как главный смыслообразующий фактор, определяющий мышление и поведение людей. Если Соссюр признавал наличие в тексте означающего и означаемого, то Деррида полностью отрицал наличие внетекстуальной реальности.

Теперь посмотрим, как постмодернистские идеи отразились в философии истории и в исторической науке.

В историографии постмодернизм отчетливо проявился в 90-е гг. XX в.

В постмодернистской философии истории речь идет в основном о специфике исторического текста как особого лингвистического явления. К историческому тексту стали применять литературоведческие критерии. «При написании истории язык предлагает историку уже готовые конструкции, куда тот «впи­сывает» исторические события. Таким образом, деятельность историка сродни литературной. Порядок, который историк приписывает событиям, и их интерпретация являются чем-то сродни литературному сюжету» .

В 1973 г. появилась работа X. Уайта «Метаистория» с характерным подзаголовком: «Историческое воображение в Европе XIX века». Хотя сам автор и относит ее к структуралистскому этапу развития запад­ной гуманитарной мысли, ее поворот в сторону постмодернизма очевиден.

Уайт исследовал то, как логически и лингвистически были выстроены социальные концепции некото­рых историков XIX века. Им была разработана так называемая тропологическая теория истории, которую иногда называют также «эстетическим историзмом» или литаратуризацией истории .

Уайт приходит к выводу, что история есть специфический вид литературы, «операция по созданию фикции». Вымысел является имманентным свойством исторических текстов, считает Уайт, работу историка он характеризует как «вербальный артефакт, нарративный прозаический дискурс, содержание которого настолько же изобретено или выдумано, насколько обнаружено или открыто» .

Историческое произведение, согласно Уайту, является соединением определенного набора исследова­тельских и нарративных операций. Первый тип операций отвечает на вопрос: почему событие произошло так, а не иначе. Вторая операция - это социальное описание, рассказ о событиях, интеллектуальный акт организации фактического материала. И вот тут, по Уайту, начинает действовать набор представлений и предпочтений исследователя, главным образом литературно-исторического жанра. Объяснение - основ­ной механизм, который становится связующей нитью повествования. Объяснения реализуются через использование фабулы (романтическая, сатирическая, комическая и трагическая) и системы тропов - основных стилистических форм организации текста, таких, как метафора, метонимия, синекдоха и иро­ния. Последние решающим образом влияли на результаты работы историков. Историографический стиль подчиняется тропологической модели, выбор которой обусловлен индивидуальной языковой практикой историка. Когда выбор осуществлен, воображение готово к составлению нарратива.

Историческое понимание может быть только тропологическим, считает Уайт. Историк выбирает определенные тропы, а потом уже идут теоретические понятия. Нарратив, по Уайту, есть инструмент для обозначения социального смысла того мира, в котором мы живем, он придает целостность и непре­рывность историческому повествованию. В нарративе важны не сами события, а то, что люди говорят о них, сущность событий. Короче, нарратив - это возможность «производства» смысла, осмысления событий.

Как оценивать влияние философии истории Уайта и постмодернизма в целом на историческую науку? Надо сказать, что мнения и здесь разделились.

Например, В. Н. Кравцов считает, что Уайт создал новую теорию историографического анализа, нового историографического языка .

Что же касается исторической науки, то, по мнению того же автора, «...интеллектуальная «агрессия» постмодернизма была направлена, прежде всего, против тех оснований «научности», которые вызывали критику и в самой профессиональной историографии: отношение к источникам, противоречия между объяснением и пониманием исторического текста, несовершенство профессионального языка и так далее. Постмодернизм придал этой неудовлетворенности старыми основаниями научности новое качество и уси­лил критическое воздействие на профессиональную историческую науку» .

Однако один из крупнейших современных философов истории Ф.Р.Анкерсмит считает, что ценность теорий, подобных теории Уайта, незначительна, «поскольку они были не более чем кодификацией уни­кального опыта чтения». Именно в новых прочтениях историков прошлого и надо усматривать оригиналь­ность и силу «Метаистории»; введение и заключение к этой книге Уайта содержат лишь кодификацию этих результатов. И представленные там теории были бы совершенно неубедительными, если бы не эти новые прочтения. Хорошие интерпретации не являются побочным продуктом хорошей герменевтики, однако хорошая герменевтика является просто побочным продуктом хороших интерпретаций» Анкерсмит призывает «проститься» с герменевтикой, деконструктивизмом, семиотикой, тропологией и так далее и основываться на понятии исторического опыта. .

«Должны быть отброшены, - пишет он, - только те теории, которые предписывают историку, какой должен интерпретировать тексты прошлого. Теоретик истории не должен вмешиваться в деятельность историка, но должен принимать такой, какова она есть, и ограничиваться размышлением о ней» . Вместо этого теоретики конструировали «абстрактные и претенциозные миражи», указывающие истори­кам, как они должны читать свои тексты .

Здесь нет возможности рассматривать социальную интерпретацию Анкерсмитом так называемого «возвышенного» исторического опыта», но сам призыв одного из лидеров, близких к рассматриваемым течениям философско-исторической мысли, сдать в «лавку древностей» деконструктивизм, герменевтику, семиотику и тому подобное симптоматичен. Более того, Анкерсмит даже называет герменевтику «бесцель­ным сомнамбулизмом», а деконструктивизм - «дерзкими нелепостями» , Совет же известного современного постмодерниста Р. Рорти заменить Декарта и Канта Гадамером и Деррида - советом заме­нить Дьявола Вельзевулом» .

Необходимо отметить, что X. Уайт, X. Келлнер, Г. Иггерс, Ю. Топольски и другие известные мыслители полагают, что перенос акцентов на проблему исторического опыта является фундаментальной точкой зрения для будущего истории, ее социальных аспектов и философии истории.

Л. П. Репина, в свою очередь, критикует постмодернизм за то, что он подверг сомнению:

«...1) само понятие об исторической реальности, а с ним и собственную идентичность историка, его профессиональный суверенитет (стерев казавшуюся нерушимой грань между историей и литературой);


  1. критерии достоверности источника (размыв границу между фактом и вымыслом) и, наконец,

  2. веру в возможности исторического познания и стремление к объективной истине...» .
В коллективной работе отечественных исследователей дается, как нам кажется, более взвешенная оцен­ка влияния постмодернизма на социально-историческое познание. Постмодернистский вызов истории, говорится в ней «...был направлен против концепций исторической реальности и объекта исторического познания, которые выступают в новом толковании не как нечто внешнее для познающего субъекта, а как то, что конструируется языком и дискурсивной (речевой) практикой. Язык рассматривается не как про­стое средство отражения и коммуникации, а как главный смыслообразующий фактор, детерминирующий мышление и поведение. Проблематизируются само понятие и предполагаемая специфика исторического нарратива как формы адекватной реконструкции прошлого. Подчеркивается креативный, искусственный характер исторического повествования, выстраивающего неравномерно сохранившиеся, отрывочные и нередко произвольно отобранные сведения источников в последовательный временной ряд. По-новому ставится вопрос не только о возможной глубине исторического понимания, но и о критериях социальной объективности и способах контроля исследователем собственной творческой деятельности. От историка требуется пристальнее вчитываться в тексты, использовать новые средства для раскрытия истинного содержания прямых высказываний, и расшифровывать смысл на первый взгляд едва различимых изме­нений в языке источника, анализировать правила и способы прочтения исторического текста аудиторией, которой он предназначался, и прочее» .

Итак, как было отмечено, постмодернизм предпочитает различие тождеству, утверждая тем самым плюрализм социально-исторических описаний. «Не преемственность и эволюция, не сопоставимость и трансформация, но прерывность и неповторимая инаковость каждого из исследуемых феноменов все чаще заполняют интеллектуальное поле историка» .

Под влиянием таких установок некоторые историки стали мыслить прошлое как нечто прерывное и фрагментарное, его осмысление отождествляется, прежде всего, с анализом социальных различий и раз­граничений. Например, американские историки-медиевисты в таком случае не рассматривают средние века как закономерный предшественник будущего европейского мира, не ищут того, что вело к этому результату. Наоборот, как было сказано, они ищут различия, отбрасывают идеи преемственности и прогресса в разви­тии общества . Такие же тенденции есть во Франции (Ж. Ле Гофф, Ж.-К. Шмит и другие).

«Нетрудно заметить, пишет Ю. Л. Бессмертный, - что исторический анализ понимается здесь по-иному, чем во французской истории 25-30-летней давности. Под таким анализом подразумевается теперь не столько изучение последовательных изменений, пережитых феноменами прошлого, сколько понимание своеобразия каждого из них в отдельности, так же как и наполнение нашей сегодняшней памяти об этих феноменах. Речь идет о наполнении, основывающемся конечно же на тщательнейшем изучении истори­ческих памятников и предполагающем напряженнейший диалог с ними. Но конечная цель этого диалога с историческими памятниками - не столько реконструкция реальных пертурбаций прошлого (то есть вос­произведение того, «как это было на самом деле») сколько наше собственное осмысление этих пертурба­ций и отдельных их составных элементов, то есть наше смыслополагание» .

Историк, говорят постмодернисты, имеет дело не с социальной реальностью, а с текстами, не являющи­мися чем-то вроде прозрачных стекол, через которые ясно видна эта реальность. Единственно мыслимой реальностью является сам текст, его написание, чтение, интерпретация.

Историк-исследователь своей деятельностью (концепцией, языком и тому подобное) формирует исто­рическую реальность. Классическая же позитивистско-натуралистическая модель познания исходила из первичности социального объекта и максимальной элиминации субъекта.

Подобные идеи могут оказывать серьезное влияние на исследовательскую деятельность людей, име­ющих дело с текстами, документами и тому подобное. Например, историки часто ставят задачу выявить авторский смысл какого-либо письменного источника. А как это сделать, если полагать, что смысл задается в большей степени формальной структурой языка, чем намерением автора? Получается, что «свой», лич­ный смысл автор текста передать не может. Происходит то, что было названо Бартом «смертью автора». Но «смерть автора» предполагает также и «смерть читателя», поскольку он тоже не свободен в смысловой деятельности, находясь в плену «языковой тюрьмы».

Между тем реальная практика того же историка свидетельствует, что:


  • во-первых, историческую науку по-прежнему интересуют «авторские мысли», без понимания и реконструкции которых она перестала бы быть историей;

  • во-вторых, исторические тексты, вопреки крайним заявлениям постмодернистов, все же репрезен­тируют социальную реальность, отражают события и явления, лежащие за пределами текста (например, в цифровых показателях торговли, переписи населения и тому подобное, связь между текстом и реальнос­тью очевидна, пусть и не всегда точна);

  • в-третьих, исторические тексты помещаются историками в историческое время, в его контекст, а не в контекст других текстов, как делают деконструктивисты.
Дж. Тош по поводу объявления разного рода «смертей» иронично замечает: «С таким же успехом можно говорить и о смерти текстуальной критики в ее традиционном смысле, поскольку толкователи текстов обладают не большей свободой действий, чем их авторы. Объективный исторический метод, находящийся вне текста, просто невозможен, существует лишь интерпретационная точка отсчета, сформированная из лингвистических ресурсов, доступных толкователю. Историк... теряет свое привилегированное положе­ние» . Он становится обычным «читателем» текстов и не должен претендовать на то, что его прочтение имеет какое-либо отношение к достоверности, к реальности, поскольку «вне текста не суще­ствует ничего» (Ж. Деррида). И каждый может вкладывать в него собственный смысл, участвуя в дискурсе и в деконструкции «поверхностных» смыслов, выявляя скрытые, недосказанные.

Ясно, что такие выводы целиком принять нельзя. По нашему мнению, их можно с полным правом назвать «лингвистическим берклианством» XX в. Большинство историков относятся к ним или резко отрицательно или, по меньшей мере, настороженно. По образному выражению Л. Стоуна, тексты предста­ли залом из зеркал, отражающих только друг друга, а места «правде» тут не нашлось. Слова - «игрушки человека» и они не могут играть между собой.

Замкнутость на текстовой реальности, невозможность выбраться из нее приводит к тому, что постмо­дернизм «практически совершенно игнорирует широкие подспудные течения исторической причинности, поскольку они не просматриваются явно в текстах» . Причинную связь между событиями в таком случае подменяют «дискурсивными» связями между текстами, вследствие чего социально-исто­рическое объяснение объявляется химерой. Постмодернистская история рисуется как бессвязная после­довательность социальных ситуаций, периодов, миров и тому подобное.

В итоге историки не открывают прошлое, они его выдумывают, а история есть то, что пишут историки. С этой точки зрения, нет никакой разницы между фактом и вымыслом, истиной и заблуждением.

Получается, что исторические тексты разных эпох равны. Нельзя говорить, что поздний текст более адек­ватно воспроизводит реальность, чем предыдущий. Это - разные способы концептуализации прошлого. «С точки зрения постмодернистов, тексты древнегреческих историков вполне стоят текстов, написанных историками XX в. Они отличаются тем, как они написаны. В них по-разному представляется реальность. Они не ближе и не дальше по отношению к истине. Ведь истина исторического исследования не отделена от языковой репрезентапции. Как все жанры литературы по-своему хороши и должны существовать в культурной памяти человечества, так и различные жанры историко-описания образуют целостный образ истории» .

Вместе с тем нельзя не отметить, что так называемый лингвистический «поворот» дал возможность начаться (пусть частично) эпистемологическому «повороту» в исторической науке, который позволил историкам обратить внимание на самих себя, на рефлексию своей языковой и познавательной деятель­ности. Чуть ли не впервые осуществлен переход к эмпирическому исследованию самого исторического разума, к тому, как думают историки, какое влияние оказывает язык на работу историка. Природа социально-исторического исследования вновь оказалась в центре внимания. Именно в этом мы видим значение всевозможных «поворотов» и их революционизирующего влияния на гносеологию социально- гуманитарных наук.

Постмодернисты обратили внимание историков на то, что тексты есть не только хранители информа­ции, «окно в прошлое», но то, что они (источники) были созданы в определенных системах социальных значений и притом редко однозначных, бесспорных. Прошлое, его порядок, согласно постмодерну (и не только ему) создают сами историки.

Постмодернистская парадигма заставила многих историков перенести акцент на анализ так называемой «периферии дискурса», связанный с толкованием неочевидных смыслов, неосознанных мотивов и тому подобное. Расширялось понятие исторического источника, то есть в него включались «вещи», которые «говорят», но не являются текстом (сны, болезни и тому подобное). Можно сказать, что в некоторой степени постмодернизм подтолкнул историков сравнивать события из разных временных слоев, изучать то, что не произошло, а могло бы произойти, не говоря уже о том, что экспликация литературных условностей, зало­женных в социально-историческом повествовании сыграла особенно важную роль в осознании историче­ского труда как формы литературного творчества с присущими ему риторическими приемами и правилами, которые задают дискурсивную стратегию текста.

«С приходом в историю понятия «деконструкции» изменяется не только и не столько методология исследовательской работы, сколько образ мышления историка. Сама деконструкция направлена на выявление внутренней противоречивости текста, обнаружение в нем скрытых и незамеченных не только неискушенным читателем, но и самим автором «спящих» остаточных смыслов. Эти остаточные смыслы достались нам в наследие от речевых практик прошлого, закрепленных в языке неосознаваемых стерео­типов, которые тоже, в свою очередь, бессознательно и независимо от автора текста трансформируются под воздействием языковых клише его эпохи» Можно сказать, что под прямым воздействием деконструктивизма возникли женская и тендерная история, а также их теоретические обоснования, феминизм и постфеминизм с самого начала своего развития шли по пути деконструкции «традиционных» мужских дискурсивных практик.

Итак, постмодернизм отрицает идею истории, ее социальных аспектов как единого движения от одной стадии к другой, отрицает идеи социального прогресса, свободы, демократии, классовой борьбы, ставит под сомнение любые генерализирующие схемы, попытки увязать историческое повествование в строй­ную концепцию.

Постмодернизм смешивает историю как науку с литературой. Однако:


  1. история - это прежде всего социальное исследование, а литература - рассказ;

  2. история требует социальной аргументации, литература в ней не нуждается;

  3. цель истории - социально познавательная (достижение истинности), литературы - эстетическая;

  4. конфигурация социально-исторических произведений определяется логикой исследовательских процедур, а именно проблемой, гипотезой, аргументацией и так далее. Конфигурация литературных тру­дов задается жанрами поэтики. Опыт, конечно, полностью нельзя свести к дискурсу, к речевой практике, а невозможность прямого восприятия социальной реальности не означает полного произвола историка в ее «конструировании».
Конечно, крайности постмодернизма, вроде заявлений о том, что вне текста не существует ничего, при­нять нельзя. Но нельзя также отвергать целиком некоторые его идеи и новые тенденции.
Литература:

  1. Анкерсмит Ф. Р. Возвышенный исторический опыт. - M.: Изд-во «Европа», 2007.

  2. Бессмертный Ю. Л. Тенденции переосмысления прошлого в современной зарубежной историографии // Вопросы истории. 2000. № 9.

  3. Гобозов И. А. Социальная философия: учебник для вузов / Гобозов И. А. - М.: Академический проект, 2007.

  4. Губин В. Д., Стрелков В. И. Власть истории: Очерки по истории философии истории. М.: Российск. гос.гуманит. ун-т, 2007.

  5. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. - М.: Логос, 2000.

  6. Кравцов В. Н. Метаистория: Историческое воображение в Европе девятнадцатого века/X. Уайт//Образы историографии. М.: РГГУ. 2000.

  7. Кравцов В. Н. Трансформация оснований профессионализма исторического знания в современном историографическом процессе / / Образы историографии. М.: РГГУ. 2000.

  8. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

  9. Мегилл А. Историческая эпистемология: Научная монография (перевод Кукарцевой М., Катаева В., Тимонина В.). М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007.

  10. Методологические проблемы истории. - Мн.: ТетраСистемс, 2006.

  11. Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова M. Ю. История исторического знания. - M.: Дрофа, 2004.

  12. Репина Л. П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Одиссей. 1996.

  13. Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. М., 1990.

  14. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М„ 1977.

  15. Стоун Л. Будущее истории /ДНЕББ. 1994. Вып. 4.

  16. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. M., 2000.

  17. Freedman P. and Spiegel G. Medievalisms Old and New: The Rediscovery of Alteritj in North. American Medieval Studies. -AHR,Vol. 103,1998,№3.
с. 1

Список научных академических журналах по специальности 22.00.00 - Социологические науки с описанием и сведениями и по городам России и зарубежья в алфавитном порядке.

Санкт-Петербург. 12

Архангельск. 14

Барнаул. 14

Белгород. 15

Волгоград. 15

Воронеж.. 16

Екатеринбург. 17

Иваново. 18

Казань. 19

Калининград. 19

Краснодар. 20

Красноярск. 21

Майкоп. 21

Находка. 22

Нижний Новгород. 22

Новосибирск. 23

Новочеркасск. 24

Пятигорск. 27

Ростов-на-Дону. 27

Самара. 28

Саранск. 29

Саратов. 29

Смоленск. 30

Ставрополь. 31

Сургут. 31

Тамбов. 31

Тюмень. 33

Улан-Удэ. 33

Хабаровск. 35

Челябинск. 35

Ярославль. 36

Москва

Мир России (ВАК-журнал)

Журнал "Мир России" включен в Перечень ВАК. Выпускается ежеквартально. Особенностью журнала является периодическая подготовка тематических выпусков: социальная структура российского общества, социальные институты и процессы, демография, социальная политика, этнография.
Москва,
переход в тоновый режим (*) 41-93 Электронный адрес: *****@***ru

www: http://www. /

Ученые записки Российского государственного социального университета (ВАК-журнал)

Журнал "Ученые записки Российского государственного социального университета" включен в Перечень ВАК по философии, социологии, культурологии, истории, политологии, филологии, педагогике, психологии, экономике. г. Москва, РГСУ
Телефон/факс: +7 , пн, пт с 12 до 16.
e-mail: *****@***ru


www: http:///science/magazine/

Научно-теоретический и аналитический журнал «Управление мегаполисом» (ВАК-журнал)

Журнал "Управление мегаполисом" включен в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год. Предпочтение отдается статьям и материалам концептуального, проблемного характера, высокого качества, поднимающим социально значимые вопросы управления в различных предметных областях – политика, экономика, культура, социальная сфера, геополитика, история и т. п. применительно к таким социальным феноменам, как мегаполисы.
Номенклатура издаваемых материалов включает: социологические науки, политические науки, экономические науки, исторические науки, юридические науки, философские науки, а также культурологию.
г. Москва, первый зам. главного редактора, доктор философских наук, профессор

Телефон редакции:
Контактный телефон -

Вестник Университета (Государственный университет управления) (ВАК-журнал)

В ВАК-журнале "Вестник Университета " публикуются теоретические и научно-методические разработки по следующим направлениям:
Общественные и гуманитарные науки (экономика);
Педагогика и психология, теория и методика обучения;
Социология;
История и политология;
Юридические науки.
Периодичность : 1 в полугодие
Контакты :
Тел./факс:(4,
Адрес: Москва, Рязанский проспект, 99 Издательский дом ГОУВПО «ГУУ»
E-mail: *****@***ru
Веб-страница журнала : www. /info. php? id=2336

Государственная служба (ВАК-журнал)

В ВАК-журнале "Государственная служба " рассматриваются теоретические и практические проблемы государственной службы, кадровой политики, взаимодействия федеральных и региональных органов власти, формирования положительного имиджа государственного служащего.
Редакция принимает статьи, обеспечивающие защиту диссертационных исследований на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по обозначенным в перечне ВАК Министерства образования РФ направлениям: - политология,
- философия,
- социология,
- культурология,
- экономика,
- история,
- педагогика,
- психология,
- право.
Поскольку журнал профильный, редакция ожидает от материала выраженной ориентации на актуальные проблемы государственной службы, государственного и муниципального управления .
В год издается 6 номеров журнала.
Веб-страница журнала : www. /public/gossluzhba/, доп. сайт: www. mgs. /
Адрес редакции : г. Москва, Проспект Вернадского, д.84
e-mail : *****@***
Ответственный секретарь журнала "Государственная служба"

II учебный корпус, к. 3117

E-mail: *****@***

Высшее образование в России (ВАК-журнал)

Журнал "Высшее образование в России " входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям:
философия, социология и культурология;
педагогика и психология;
история.
Веб-сайт журнала : www. /
Редакция
103045 Москва, метро "Сухаревская" ул. Садовая-Спасская, д. 6, офис 201
тел./факс: Тел.(4
e-mail: *****@***ru ; *****@***ru


Высшее образование сегодня (ВАК-журнал)

Ежемесячный научный и профессиональный журнал "Высшее образование сегодня " - рецензируемое издание Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России в области педагогики, психологии и социологии.
Веб-сайт журнала : www. /j_vos. htm, доп. сайт: www. hetoday. org/
Тел.: (4, 8(9, (9, (495)
Факс: (4
Электронная почта: *****@***ru, *****@***ru
Адрес: , корп. 31, офис 305

Психология. Социология. Педагогика

Редакция журнала «Психология. Социология. Педагогика » принимает публикации по социологическим, психологическим и педагогическим наукам.
Периодичность выхода: 12 раз/год
Веб-сайт журнала: www. journal. /index. php? option=com_content&view=article&id=17&Itemid=7
Адрес Издательства "ИНГН" (ООО): 117098
тел. 8 (4
E-mail: *****@***ru

Человеческий капитал (ВАК-журнал)

Многопрофильный научно-практический ВАК-журнал "Человеческий капитал " учрежден для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по истории , культурологии , педагогике , психологии , политологии , социологии , филологии , философии , экономике и юридическим наукам .
Цель журнала – удовлетворять потребности человека и общества в научной информации об актуальных проблемах инновационной социальной эволюции, ориентируясь на системный подход, междисциплинарный синтез знания, технологий и продуктивной практики для их эффективного решения.
Выходит 6 раз в год.
Веб-страница журнала : www. /science/magazine
Издатель: Российский Государственный Социальный Университет
Адрес редакции : Москва, Лосиноостровская ул., 24, офис 325.
Тел . +7 , +7
E-mail : *****@***ru

Труд и социальные отношения (ВАК-журнал)

"Труд и социальные отношения " - научный ВАК-журнал Академии труда и социальных отношений.
Тематика выступлений - все многообразие трудовых и социальных отношений в Российской Федерации, их теория, история, практика, юридические и законодательные вопросы, финансово-кредитные, банковские, аудиторские, экономические и социально-производственные проблемы в организациях (предприятиях, фирмах) всех форм собственности, а также положение профсоюзов в современном российском обществе и странах СНГ.
Выходит ежеквартально.
Выпускается приложение Соискатель (не-ВАК) - печатает творческие разработки аспирантов и докторантов. Публикуется 4-5 раз в год.
Веб-страница журнала : http://. ru/
Адрес редакции : Москва, Тел./Факс: ;
E-mail: *****@***ru

Социология: методология, методы, математическое моделирование (ВАК-журнал)

Направленность журнала "Социология: методология, методы, математическое моделирование " делает его уникальным специализированным изданием, посвященным проблемам методологии и методов социологических исследований , вопросам сбора, измерения и анализа социологических данных, построению математических моделей социальных процессов.
Журнал включен в список ведущих журналов, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации научных результатов.
Выходит два раза в год.
Веб-страница журнала: www. /4M. html
Адрес : 117218 Москва, /35 корпус 5
Телефон редакции : (4Факс: (4
E-mail : *****@***com


Социология (ВАК-журнал)

"Социология " - ВАК-журнал Российской социологической ассоциации.
Веб-страница журнала : http://journal. socio. /
Адрес редакции : Москва, Ленинские горы, МГУ им. , социологический факультет , 3-й учебный корпус
ф/

Современная Европа (ВАК-журнал)

ВАК-журнал "Современная Европа " знакомит читателей с политикой, экономикой, социальными проблемами, культурой и религиозной жизнью европейских стран.
Ежеквартальный журнал.
Веб-сайт журнала : www. /mag_j. htm
Контакты
Институт Европы РАН 125993 Москва, Моховая ул., 11-3В
Тел.: ,Факс:(4
E-mail: *****@***ru *****@***ru

Россия и современный мир (ВАК-журнал)

Профиль ВАК-журнала "Россия и современный мир " - анализ проблем настоящего, прошлого и будущего России в их взаимосвязи с современными глобальными и региональными проблемами.
Журнал выходит 4 раза в год
Интернет-сайт журнала : www. /russian. php доп. сайт: www. /product/main. htm
Журнал издается на базе ИНИОН РАН, его адрес: 117418 Москва, Нахимовский проспект, 51/21. Редакция журнала "Россия и современный мир".
Тел.: (499). Факс: (4
E-mail: *****@***ru

Социология образования (ВАК-журнал)

Журнал "Социология образования " включен ВАК Минобразования и науки РФ в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. Рекомендован экспертным советом по социологии и философии .
Периодичность выхода журнала 12 раз в год.
Веб-страница журнала : www. edit. /content/mags_soc. htm
Адрес редакции : Москва, ул. Нижегородская, д. 32, корп. 6, комн. 209 Издательство СГУ
Тел. : (4доб. 31-79
E-mail : *****@***ru

Проблемы управления/Control Sciences (ВАК-журнал)

Журнал "Проблемы управления/Control Sciences " входит в список ВАК ("Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук").
Журнал адресован широкому кругу специалистов, работа и интересы которых связаны с вопросами управления в технических, организационных, социально-экономических, экологических и медико-биологических системах, разработчикам систем управления и средств автоматизации.
Веб-сайт журнала : http://pu. /
Контактная информация
Адрес редакции: ГСП-7, Москва, ул. Профсоюзная, д. 65, к. 408-410. Т
Тел./факс (4местные, 1-410.
E-mail: *****@***ru

Социально-политические науки

В журнале «Социально-политические науки » рассматриваются актуальные вопросы политической социализации в современной России и в мире; формирования национально-государственной идентичности в России; истории социально-политических учений; политической психологии.
В журнале публикуются, прежде всего, научные работы авторов, подготовивших к защите докторские и кандидатские диссертации по социологическим , политическим , историческим и философским наукам, теории и истории права .
Веб-сайт журнала : www.
Контактная информация Издательского дома "Медиа-ВАК":
Генеральный директор -
Телефон: , 4-06
E-mail: *****@***ru

Одиссей: Человек в истории (ВАК-журнал)

Научный ВАК-альманах "Одиссей " издаётся Центром исторической и культурной антропологии Института всеобщей истории РАН.
Основное направление альманаха - история; публикуются также статьи по другим гуманитарным дисциплинам: филологии, искусствознанию, семиотике, социологии, этнологии, которые помогают осмыслить многомерность исторической действительности и запечатлевших ее источников. Особое внимание в издании уделяется саморефлексии гуманитарного знания: методологическим проблемам истории и смежных с нею дисциплин, а также истории гуманитарных наук, прежде всего отечественных.
Периодическое (ежегодное) издание.
Интернет-сайт журнала : www. odysseus. /
Адрес для отправки электронной версии: *****@***ru
Москва, Ленинский проспект, 32/1, комн. 1418
Тел.: (4

Общество и экономика (ВАК-журнал)

Международный научный и общественно-политический ВАК-журнал «Общество и экономика ».
Профиль журнала - междисциплинарный, в нем освещаются проблемы экономики, социологии, социальной психологии, политологии и тех направлений правоведения , которые связаны с регулированием хозяйственной деятельности и социальной сферы.
Выходит 12 раз в год.
Интернет-страница сайта : www. /economika. php
Адрес редакции журнала : 101000 Москва, Малая Лубянка, 16/4, подъезд 3
Контакты : (т/ф); 928-8т/ф);
E-mail : *****@***; *****@***ru

Обсерватория культуры (ВАК-журнал)

Журнал «Обсерватория культуры » включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук».
Издание рекомендовано Экспертным советом по философии, социологии и культурологии и Экспертным советом по филологии и искусствоведению .
Веб-страница журнала : http://infoculture. /NIKLib/home/resr/r_resr-jok. htm
Адрес редакции : /5
Для справок:
Тел./факс: +7 (4, (4
e-mail: *****@***ru *****@***ru *****@***ru

Социальная психология и общество

Журнал «Социальная психология и общество | Social Psychology and Society » публикует наиболее актуальные социально-психологические работы теоретического, экспериментального и практико-прикладного характера российских и иностранных специалистов. Основные темы журнала посвящены проблемам взаимодействия и взаимовлияния в системе «личность – группа – общество». Издание адресовано психологам-исследователям, психологам-практикам, преподавателям психологии, а также всем тем, кто интересуется вопросами социальной психологии.
Периодичность выпуска – один раз в квартал.
Веб-страница журнала : http:///social_psy/index. shtm
Контакты редакции
127051 Россия, Москва ул. Сретенка, д. 29, ком. 207 МГППУ
Телефон: +7 (4
E-mail: *****@***ru

Научный информационно-аналитический, культурно-просветительный журнал «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом» (ВАК-журнал)

Журнал "Государство, религия, церковь в России и за рубежом " включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК России.
Практико-ориентированное издание с научно-теоретическим приложением «Вопросы религии и религиоведения » и историко-археографическим приложением «Наследие ».
Тематика журнала охватывает отрасли не только философских и исторических наук, но и смежных – правовых, политологических, социологических, культурологических, филологических и искусствоведения.
Веб-страница журнала : http://religio. /journal/ доп. сайт: www. /node/2268/
Контакты
Адрес: Россия, Москва, пр-т Вернадского, 84, каб. 2239, 2241
Телефоны: (4
E-mail: *****@***ru *****@***

Научный и общественно-политический журнал "Социология власти" (ВАК-журнал)

Решением Президиума ВАКа Министерства образования и науки России журнал "Социология власти " включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по социологии, политологии, философии, культурологии, праву, психологии.
Выходит 8 раз в год
Веб-страница сайта : www. /node/537/
Адрес редакции : 119606 Москва, проспект Вернадского, 84.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации", II учебный корпус, комн. 2014Обратная связь
E-mail: soc. *****@***
Контактные телефоны: (4
Факс: (4

Научное обозрение (ВАК-журнал)

ВАК-журнал "Научное обозрение ".
Серия 1 Экономика и право
Серия 2 Гуманитарные науки
Веб-сайт журнала : www. /
Адрес редакции : Москва, ул. Рогова, корп.3,стр.5;
Фактический адрес: Москва, Донская ул., д. 32
тел.:(4;(4
Электронная почта: *****@***ru

Личность. Культура. Общество (ВАК-журнал)

Журнал "Личность. Культура. Общество " входит в список рецензируемых журналов, рекомендуемых ВАК РФ для публикации работ соискателей ученой степени кандидата и доктора наук.
Веб-страница журнала : www. /
Адрес редакции : 119991. Москва, ул. Волхонка, 14/1, стр.5. Институт философии РАН. Ком. 206. Журнал «Личность. Культура. Общество».
Телефон/факс : +7 (40.00-14.30), +7 (9
E-mail редакции : *****@***ru
Шеф-редактор - д. филос. н., проф.
E-mail: *****@***ru
Главный редактор - д. филос. н., проф.
E-mail: *****@***ru, *****@***ru
Ответственный редактор – д. ф.н.
E-mail: *****@***ru

Век глобализации

Журнал "Век глобализации " призван выполнить интегрирующую роль в области глобальных исследований.
Выходит 2 раза в год.
Интернет-страница журнала : www. /journal/vg/
Контакты :
Москва, ул. Волхонка, д. 14, к. 102, Президиум РФО.
Тел. (4
E-mail: *****@***

Журнал Экономическая социология (электронный журнал) (ВАК-журнал)

"Экономическая социология " - электронный ВАК-журнал. Журнал выпускается один раз в два месяца (кроме "мертвого сезона", приходящегося на июль-август). Номера выходят в январе, марте, мае, сентябре и ноябре.
Веб-страница журнала : http://ecsoc. /
Контакты
Адрес редакции: 0 Государственный университет - Высшая школа экономики каб. 401
Тел.: (4, (4
Факс: (4
Главный редактор - : *****@***ru
Сотрудник редакции - : *****@***ru
E-mail Редакции - *****@***ru

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Социология (ВАК-журнал)

Интернет-страница серии: "Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Социология ": /?pagec=616
Адрес редакционной коллегии серии «Социология» :
Кафедра социологии, ул. Миклухо-Маклая, д. 10/2, Москва, Россия, 117198
Тел.: ; e-mail: *****@***ru
Адрес редакции: Российский Университет Дружбы Народов, ул. Орджоникидзе д.3, ГСП – 1, Москва, Россия 117923 тел./E-mail: *****@***ru

Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (ВАК-журнал)

ВАК-журнал «Вестник российского государственного торгово-экономического университета »
Журнал содержит следующие рубрики:
Экономика
Торговля
Менеджмент и маркетинг
Общество, право и государство
Образование и наука
Журнал издается ежемесячно
Веб-страничка издания : http:///science/Vestnik/default. aspx
Адрес редакции : 6, каб. 213.
Тел-83
E-mail: *****@***ru

Вестник РГГУ (ВАК-журнал)

Серии ВАКовского «Вестника РГГУ » соответствуют основным направлениям научной деятельности университета: исторические науки; документалистика, документоведение, архивоведение; экономические науки; управление; юридические науки; информатика, защита информации , математика; философия и социология; филологические науки; языкознание ; журналистика, литературная критика; культурология, искусствоведение, музеология; психологические науки; политология, социально-коммуникативные науки; международные отношения , регионоведение.
Веб-страница журнала : http://rggu-bulletin. /
По вопросам издания обращайтесь к зав. редакции Елене Евгеньевне Жигариной, отв. секретарю Борису Григорьевичу Власову: тел-72. email: *****@***ru

Вестник Московского государственного университета культуры и искусств (ВАК-журнал)

Научный журнал «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств » включен ВАК РФ в перечень ведущих научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по педагогике и психологии; искусствоведению; по философии, социологии и культурологии; по экономике .
Веб-страница журнала : www. /science/nizd/526-0
Адрес редакции : Московская область , г. Химки-6, ул. Библиотечная, д. 7, к. 2 , каб. 325, E-mail: *****@***ru

Социальная политика и социальное партнерство (ВАК-журнал)

Журнал включён в Перечень ВАК. Рубрики журнала "Социальная политика и социальное партнерство":
«Новости из РТК»
«Трипартизм: противоречия, опыт, предложения»
«Социальное развитие: прогнозы, мнения, рекомендации»
«Социальные приоритеты и социальные отрасли»
«Российские регионы и муниципалитеты»
г. Москва, издательский дом «Панорама»
Статья направляется в электронном виде по адресу e-mail: *****@***ru
Контакты: ,

E-mail: *****@***
Тел.(4;
Тел. / факс (4

www: http:///journals/sptripartizm/

Знание. Понимание. Умение (ВАК-журнал)

Журнал «Знание. Понимание. Умение» включен в Перечень ВАК по специальностям педагогика, психология, филология, искусствоведение, философия, социология и культурология.
г. Москва, Институт фундаментальных и прикладных исследований
Редакция: , кандидат политических наук (ответственный секретарь: *****@***ru) Тел.: (4
Статью следует отправлять в электронном виде по адресам: *****@***com, *****@***ru (отправлять на оба адреса сразу) – ответственному секретарю журнала «ЗПУ» Григорию Юрьевичу Канаршу.

www: http://www. /zpu/

Социальная политика и социология (ВАК-журнал)

Журнал включен в Перечень ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по философии, социологии, культурологии, педагогике, психологии, экономике и политологии.
Журнал «Социальная политика и социология» освещает острые актуальные проблемы с акцентом на социологическую интерпретацию, направленную вместе с тем на поиск междисциплинарного синтеза в решении вопросов теоретико-методологического и прикладного характера.
г. Москва, РГСУ
Тел/факс: +7 , пн, пт с 12 до 16.
e-mail: *****@***ru

www: http://www. /science/magazine/

Журнал включен в Перечень ВАК. Периодичность - 11 выпусков в год. На страницах журнала "Alma mater (Вестник высшей школы) " публикуются оригинальные и переводные научные статьи по философии, социологии, теории, истории и современным проблемам образования в России и в мире.
Научные специальности, по которым ВАК учитывает публикации в журнале (отрасли специальностей):
19.00.07 Педагогическая психология (Психологические)
09.00.11 Социальная философия (в части образования) (Философские)
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования (Педагогические)
13.00.08 Теория и методика профессионального образования (Педагогические)
22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы (в части образования) (Социологические)
24.00.01 Теория и история культуры (Культурологические, философские, исторические, социологические, искусствоведение.
г. Москва, РУДН, Тел. (4, Тел./факс (4*20-67
E-mail: *****@***ru

www: http://www. /

Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. (ВАК-журнал)

Журнал "ПОИСК" включен в Перечень ВАК. Периодичность: 5 номеров в год. Особое предпочтение отдается тем работам, где освещается специфика культурной жизни крупнейшего мегаполиса - города Москвы.
г. Москва, Московский институт социально-культурных программ
Тел.: (4
Ответственный секретарь научного и социокультурного журнала "ПОИСК" , e-mail: *****@***ru

www: http://www.

Мир и политика (ВАК-журнал)

Журнал "Мир и политика" включен в Перечень ВАК . Публикуются статьи по направлению политические науки, социология государства, права и политики.
г. Москва, Издательство: Некоммерческое партнерство "Академия креативных технологий".
Связаться с представителем редакции можно по телефону (4или по адресу электронной почты

Человек и труд (ВАК-журнал)

Журнал " Человек и труд " включен в Перечень ВАК. Научное направление: экономика, социальная политика, социология, философия.
Рубрики: Россия перед вызовом XXI века
Экономическая политика
Социальная политика
Рынок труда, занятость
Условия и организация труда
Оплата, мотивы и стимулы труда
Социальное партнерство
Трудовое право
Предприятие и рынок. Стратегия успеха
Кадры, персонал
Демография. Миграция
Пенсионная реформа г. Москва, Телефон/факс: (0e-mail:*****@***ru

www: http:///new/

Ценности и смыслы (ВАК-журнал)

Издание "Ценности и смыслы" носит междисциплинарный характер и освещает вопросы философии, культурологии, социологии, политологии и образования.
Включен в Перечень ВАК.
Главный редактор: , доктор философских наук.
г. Москва, Тел./факс: +7 (4; e-mail: E-mail: *****@***com; *****@***ru

www: http://www. litera. /cen. php

Национальная безопасность/Nota bene (ВАК-журнал)

Журнал "Национальная безопасность/Nota bene" включен в Перечень ВАК. Журнал о национальной безопасности России и зарубежных государств. Рассматриваются доктрины, стратегии, системы взаимодействия и противодействия в области управления и экономики, прогнозирования и планирования, кадровой политики, права, психологии, информатики и статистики.
(г. Москва)
Тел./факс: (4E-mail: w. *****@***com или *****@***ru

www: http://www. /nbmag/

Политика и общество (ВАК-журнал)

Журнал "Политика и общество" включен в Перечень ВАК . Рассчитан на юристов, политологов, социологов, демографов, культурологов и философов. Среди основных рублик журнала: государственные институты и гражданское общество, общественная безопасность, конфликт и консенсус, местное самоуправление, общины и землячества, человек и труд, миграция и адаптация, человек и окружающая среда, культурное наследие и трансформация законодательства, мораль и политика, демография и статистика, социальные исследования и мониторинг.
(г. Москва) Тел./факс: (4
E-mail: w. *****@***com или *****@***ru

www: http://www. /psmag/

Политические исследования (ПОЛИС) (ВАК-журнал)

Выходит 6 раз в год. "ПОЛИС" - ведущий российский научный и культурно-просветительский журнал в области политологии и политической социологии.
(г. Москва) e-mail редакции: *****@***ru; *****@***ru.

www: http://www. /

Социологический журнал (ВАК-журнал)

"Социологический журнал" выходит 4 раза в год. Профессиональное издание для социологов.
(г. Москва) E-mail адрес для авторов:*****@***ru, телефон:(4

www: http://www. /Sociologicalmagazine. html

Социологические исследования (СоцИс) (ВАК-журнал)

Ежемесячный научный и общественно-политический журнал. Журнал "СоцИс" публикует статьи по теории и истории социологии, результаты социологических исследований и экспериментов в сфере экономической, социальной, политической и духовной жизни общества как в России, так и за рубежом; учебно-методические материалы для преподавателей социологии; библиографические обзоры и рецензии, а также информацию о научных конференциях.
(г. Москва) Телефон / факс: +7 (499), тел. +7 (4
E-mail для авторов: *****@***ru

www: http://www. /socis. html

Этносоциум и межнациональная культура (ВАК-журнал)

Журнал " Этносоциум и межнациональная культура " входит в перечень ВАК. Многогранность издания позволяет объединять в одном номере рассмотрение различных этносоциальных феноменов, имеющихся в многонациональном обществе, и сопоставление различных авторских позиций по актуальным проблемам межнациональной культуры.
г. Москва. Тел.(4; (4; (4факс.
e-mail: *****@***ru

www: http://www. /

Санкт-Петербург

Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12 - психология, социология, педагогика (ВАК-журнал)

"Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12 - психология, социология, педагогика" включен в Перечень ВАК. Отв. редактор (психология, педагогика): , д-р психол. наук, профессор
Отв. секретарь (психология, педагогика):
тел.: +7 (8
e-mail: *****@***com
Отв. редактор (социология): , д-р социол. наук, профессор, зав. кафедрой социологии политических и социальных процессов
Отв. секретарь (социология): , канд. социол. наук, доцент +7 (8e-mail: *****@***ru

www: http://vestnik. /index. html

Управленческое консультирование (ВАК-журнал)

Журнал «Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления» включен в Перечень ВАК. Для публикации принимаются научные материалы, соответствующие основной научной направленности издания, преимущественно связанной с исследованием процессов управления сложными социально-экономическими и политическими системами, актуальных проблем государственного и муниципального управления.
г. Санкт-Петербург, СЗАГС
Тел. (8, факс (8
E-mail: *****@***ru

www: http://www. /index. phtml? id_page=394

Мир политики и социологии

Федеральный научно-практический журнал «Мир политики и социологии » публикует научные статьи и материалы различной политической и социологической тематики.
Регулярные разделы журнала :
* Политика
* Правовые аспекты политических процессов
* Социальная экономика
* Социология
* Социология и демография
* Социология права
Веб-сайт журнала : www. /pereodika
Адрес редакции «Образовательного центра «СоветникЪ» : Санкт-Петербург, Московский пр., д. 8, офис 213 (ст. м. Сенная площадь)
тел.: +7 (9тел. /
E-mail : *****@***ru

1. Ануфриева Наталья Ивановна, д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры социологии и философии культуры, директор института Высшей школы музыки им. А. Шнитке (институт), и.о. декана факультета искусств и социокультурной деятельности, РГСУ / Anufrieva Natalia Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of the department of sociology and philosophy of culture, director Higher school of music n.a. A. Schnittke (institute), acting dean of the faculty of arts and socio-cultural activity, RSSU.

2. Бабосов Евгений Михайлович, академик Национальной академии наук Беларуси / Babosov Evgeniy Mikhailovich, academician of the National Academy of Sciences of Belarus.

3. Басимов Михаил Михайлович, д-р психол. наук, доцент, профессор кафедры психологии труда и специальной психологии факультета психологии, РГСУ / Basimov Mikhail Mikhailovich, doctor of psychological sciences, associate professor, professor of the department of labour psychology and special psychology of the faculty of psychology, RSSU.

4. Виткова Мари, д-р филос. наук, профессор кафедры специальной педагогики университета им. Масарика (Чешская Республика, г. Брно) / Vitkova Mari, doctor of philosophical sciences, professor of the department of special pedagogy of Masaryk University (Czech Republic, Brno).

5. Денисенко Сергей Иванович, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры социальной, общей и клинической психологии факультета психологии, РГСУ / Denisenko Sergey Ivanovich, doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the department of social, general and clinical psychology of the faculty of psychology, RSSU.

6. Карпов Владимир Юрьевич, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта факультета физической культуры, РГСУ / Karpov Vladimir Yurievich, doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the department of theory and methods of physical culture and sports of the faculty of physical culture, RSSU.

7. Кисляков Павел Александрович, д-р психол. наук, доцент, заведующий кафедрой психологии труда и специальной психологии факультета психологии, РГСУ / Kislyakov Pavel Alexandrovich, doctor of psychological sciences, associate professor, head of the department of labour psychology and special psychology of the faculty of psychology, RSSU.

8. Крылов Александр Николаевич, д-р философии, профессор Берлинского Вест-Ост института, директор, вице-президент Бременской школы экономики (Германия, Берлин) / Krylov Alexander Nikolaevich, doctor of philosophy, professor of Berlin West-OST Institute, director, vice-president of the Bremen School of Economics (Germany, Berlin).

9. Лукович Эржебет, профессор Института кондуктивной педагогики (Венгрия, Будапешт) / Lukovich Erzsebet, professor of the Institute of Conductive Pedagogy (Hungary, Budapest).

10. Миронова Оксана Ивановна, д-р психол. наук, доцент, профессор кафедры социальной, общей и клинической психологии факультета психологии, РГСУ / Mironova Oksana Ivanovna, doctor of psychological sciences, associate professor, professor of the department of social, general and clinical psychology of the faculty of psychology, RSSU.

11. Сесёлкин Алексей Иванович, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры адаптивной физической культуры и рекреации факультета физической культуры, РГСУ / Sesyolkin Alexey Ivanovich, doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the department of adaptive physical education and recreation of the faculty of physical culture, RSSU.

12. Сизикова Валерия Викторовна, д-р пед. наук, профессор, декан факультета социальной работы, РГСУ / Sizikova Valeria Viktorovna, doctor of pedagogical sciences, professor, dean of the faculty of social work, RSSU.

13. Стрелков Владимир Иванович, д-р психол. наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и специальной психологии факультета психологии, РГСУ / Strelkov Vladimir Ivanovich, doctor of psychological sciences, professor, professor of the department of labour psychology and special psychology of the faculty of psychology, RSSU.

14. Цветкова Надежда Александровна, д-р психол. наук, доцент, профессор кафедры социальной, общей и клинической психологии факультета психологии, РГСУ / Tsvetkova Nadezhda Alexandrovna, doctor of psychological sciences, associate professor, professor of the department of social, general and clinical psychology of the faculty of psychology, RSSU.

15. Янчук Владимир Александрович, д-р психол. наук, профессор (Республика Беларусь, Минск) / Yanchuk Vladimir Alexandrovich, doctor of psychological sciences, professor (Belarus, Minsk).

Понравилась статья? Поделитесь ей