Контакты

Что написано в коране. "самый древний в мире коран находится в россии". Общая оценка переводов

Написать эту статью меня подтолкнул сам же Коран . Если бы в Коране не было написано то, что там написано, то и этой статьи скорее всего не было бы. Мне приходилось сталкиваться с критикой Корана, сделанной на основе его истории или на основе заложенных в него идей. До недавнего времени это была единственная информация, которой я апеллировал. Однако сам Коран открыл мне новое основание для того, чтобы я ещё раз убедился в его земной, человеческой природе.

Примечание: я настоятельно не рекомендую читать данную статью убеждённым мусульманам, т.к. написанное в ней может сильно ранить их чувства.


Итак, мы рассмотрим ряд утверждений Корана и постараемся сделать на их основе соответствующие выводы. Многие знают, что некоторые моменты Корана позаимствованы из Библии , в Коране упоминаются имена многих библейских героев: Иса (Иисус) , Муса (Моисей), Ибрахим (Авраам), Давуд (Давид) и т.д. И это вроде бы ничего, однако есть один очень важный момент: Коран на ряду с собой признаёт божественность Библии и утверждает, что книги Библии были посланы тем же неизменным богом, что и Коран. Например в суре 3 аяте 3-ем Корана написано: «Он (т. е. бог) ниспослал тебе, Мухаммад, Коран – Писание истинное подтверждение того, что было ниспослано до него, а прежде ниспослал Он Тору и Евангелие» . Приведу ещё некоторые аяты: «Вслед за пророками Мы отправили "Ису (т. е. Иисуса), сына Марйам, с подтверждением истинности того, что было до него в Торе. И Мы даровали ему Евангелие, а в нем - свет и праведный путь в подтверждение тому, что в Торе, и ниспослали наставление для богобоязненных» (5:46); «И они будут сражаться во имя Аллаха, убивая и погибая, в соответствии с истинными обещаниями от Него, данными в Торе, Евангелии и Коране» (9:11); «Мы уверовали в то, что ниспослано нам (т. е. в Коран) и что ниспослано вам (т. е. в Библию). Наш бог и ваш бог - один и тот же, и Мы предаемся Ему» (29:46). И ещё целый ряд аятов Корана говорит о том, что следует быть послушным Библии и что Она послана тем же богом.

Затем Мухаммед (он же Мухаммад или Магомет) в Коране обвиняет иудеев и христиан, что они находятся в заблуждении и не соблюдают Тору и Евангелие , а так же они должны стать на правильный путь, т. е. сделаться мусульманами: «Если иудеи и христиане уверовали в то, во что вы уверовали, то они стали на истинный путь» (2:137). Интересно, как Мухаммед проверил всех иудеев и христиан, чтобы утверждать, что все они находятся на неправильном пути?

Мухаммед утверждает, что Коран был послан ему, чтобы подтвердить писания, которые были до Корана: «Мы ниспослали тебе, Мухаммад, это Писание (т. е. Коран) как истину для подтверждения того, что было сказано прежде в писаниях, чтобы предохранить их от искажения» (5:48). От каких же искажений предохраняет Мухаммед? Одним из его наиболее частых обвинений является обвинение в том, что христиане верят в то, что Иисус является Божьим Сыном. Например, вот что сказано в некоторых аятах: «Христиане утверждали: "Мессия - сын Аллаха"» (9:30); «Аллах не породил сына, и нет наряду с ним другого бога» (23:91); «От этого небо готово расколоться, земля - разверзнуться и горы - рассыпаться во прах - от того, что люди приписали Милостивому сына» (19:90-91); «Вот каков есть по истинному слову "Иса, сын Марйам, о котором так много спорят. Не подобает Аллаху иметь детей. Пречист он» (19:34-35). Вообще интересно, почему Мухаммед считает, что иметь детей – это что-то нечистое? А как же библейское повеление «плодитесь и размножайтесь» ?

Оставим эти вопросы и обратимся к самой Библии чтобы узнать, кто же на самом деле её искажает: «Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я» (Марка 14:61-62); «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И ещё более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоанн 5:17-18); «Симон же Петр отвечая сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал Ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Матфея 16:16-17). Это только некоторые из многочисленных примеров Библии, где говорится о том, что Иисус есть Сын Божий. Иисус, признаваемый в Коране посланником Аллаха (4:171), многократно утверждает, что является Божьим Сыном.

Коран так же отказывает Иисусу в его Божественной природе: «Иудеи и христиане признавали богами помимо Аллаха своих ученых и монахов, а также Мессию, сына Марйам» (9:31). Насчёт ученых и монахов не соглашусь: ни иудеи, ни христиане богами таковых не признавали. А вот Иисуса христиане действительно считают Богом. И позволим опять Библии рассудить нас: «Фома сказал Ему (Иисусу) в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Иоанна 20:28); «Я (т. е. Иисус) и Отец – одно» (Иоанна 10:30). Я привёл только пару стихов, но вообще это большая тема, которой посвящены целые разделы в книгах со множеством примеров из Библии.

Ещё одна из основ христианства – это триединство Бога (Отец, Сын и Дух Святой). Это не три бога (как некоторые считают), но один Бог , воплощённый в трёх формах. Данному вопросу так же посвящено много книг, я же только вкратце приведу пару цитат из Библии. Одну из них я уже приводил («Я и Отец – одно» ), которая говорит о единстве Бога-Отца и Бога-Сына. Ещё одна цитата звучит так: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово (т. е. Иисус) и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1-ое Иоанна 5:7). Но Мухаммед в данном вопросе так же настаивает на своём: «Веруйте же в Аллаха и Его посланников. И не говорите: "Бог - это Троица"» (4:171).

Вышеперечисленные моменты являются основополагающими в Евангелии и вступают в явное противоречие с Кораном. Помимо этих моментов существует и ряд других, некоторые из которых я хотел бы упомянуть.

В 6-ом аяте 61-ой суры мы читаем: «Вспомни, как "Иса, сын Марйам, сказал: "О сыны Исраила! Воистину, я - посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что было в Торе до меня, и сообщающий вам благую весть о посланнике, который явится после меня и имя которому – Ахмад"» . Конечно же ничего похожего Иисус не говорил. Он наоборот предостерегает: «и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Матфея 24:9,11).

В Евангелии от Матфея 5:34-35 Иисус говорит такие слова: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя» . И несмотря на то, что Мухаммед несколько раз призывает следовать Евангелию, сам он не стесняется многократно нарушать эту заповедь Иисуса: «Клянусь небом и звездными тропами на нем» (51:1); «Клянусь землей, которую пронизывают растения» (86:12); «Клянусь Господом востоков и западов!» (70:40). Помимо этих стихов в Коране Мухаммед клянётся множество раз: ангелами, Кораном, звёздами, городом, горой Синаем, Адамом, солнцем и т.д.

Про многочисленные несовпадения многих моментов в тексте Корана с аналогичными историями героев Библии писать вообще нет смысла. Чего только стоит история библейского Иосифа, которой в Коране посвящена 12-ая сура «Йусуф» . Знакомые с историей Иосифа могут сами прочитать эту суру, чтобы узнать ряд интересных подробностей, которые добавил Мухаммед для того, видимо, чтобы придать остроты ощущениям.

Коран неоднократно призывает следовать Библии : «Скажи, Мухаммад: "О люди Писания! Вы не будете стоять на прочной основе, пока не следуете за предписаниями Торы и Евангелия и того, что ниспослал вам Господь"» (5:68); «Пусть последователи Евангелия судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. А кто не будет судить согласно тому, что ниспослал Аллах, тот – грешник» (5:47). Итак, с одной стороны Коран настаивает на истинности и божественной природе Библии, с другой стороны – отрицает её фундаментальные основы. Коран свидетельствует против себя самого!

Помимо перечисленных несовпадений в учениях Библии и Корана хотелось бы отметить отличия в присущих им характерных чертах, чтобы ещё раз показать сомнительность того утверждения, что Коран был дан тем же Богом, которым были даны Ветхий и Новый Завет .

Оба Завета, как Ветхий, так и Новый, писались не одним человеком. Они имеют более 40 авторов, принадлежащих к разным эпохам и разным слоям населения. Несмотря на это, оба Завета подчиняются одной мысли, единая идея проходит красной нитью через всю Библию. Коран имеет одного автора, и, как мы убедились, его учение вряд ли можно назвать согласованным с Библией.

Ветхий и Новый Заветы помимо религиозных доктрин описывают истории жизни реальных людей. Коран же практически не имеет подобных историй (если не считать истории, взятые им из Библии и других источников) и в основном изобилует доктринами.

Если в Коране и упоминаются какие-то новые имена, то с ними не связано никаких сверхъестественных событий. Даже сам Мухаммед не может похвастаться наличием таких чудес в своей жизни, которыми так изобилуют жизни людей в Ветхом и Новом Завете.

Если Новый Завет, приход Иисуса Христа , Его жизнь были неоднократно предсказаны в Ветхом Завете, то Коран в противовес этому не имеет никаких предпосылок к своему появлению.

Вывод: несмотря на все утверждения Корана о том, что он был послан Богом Библии (или Богом вообще), я не могу с этим согласиться, т.к. нахожу в самом Коране многочисленные факты, указывающие на серьёзные внутренние противоречия в его учении. Коран сам «кладёт себя на лопатки». Для меня очевидно, что эта книга, написанная через столетия после Библии, была не послана Богом, а создана Мухаммедом на основе уже существовавших писаний со значительными их изменениями и дополнениями. К такому выводу пришёл я, а как к этому относиться – решать вам.

PS: прошу прощения, если задел чьи-то религиозные чувства; я преследовал иную цель, и мне очень жаль, если вы её не поняли.

Каждый седьмой житель планеты исповедует ислам. В отличие от христиан, у которых священная книга - Библия, у мусульман это Коран. По сюжету и структуре две эти мудрые древние книги схожи между собою, однако Коран имеет собственные уникальные особенности.

Что такое Коран

Прежде чем разобраться, сколько сур в Коране и сколько аятов, стоит побольше узнать об этой мудрой древней книге. Коран является Написан он был в VII столетии пророком Мухаммедом (Магометом).

Как полагают почитатели ислама, Творец Вселенной послал архангела Гавриила (Джабраила) передать через Мухаммеда свое послание для всего человечества. Согласно Корану, Магомет является далеко не первым пророком Всевышнего, но последним, которому Аллах велел передать свое слово к людям.

Написание Корана длилось на протяжении 23 лет, до самой смерти Мухаммеда. Примечательно, что сам пророк не собирал воедино все тексты послания - это было сделано уже после смерти Магомета его секретарем Зейд ибн Сабитом. До этого все тексты Корана последователи заучивали наизусть и записывали на всем, что подвернется под руку.

Существует легенда, что в юности пророк Магомет интересовался христианством и даже собирался сам принять крещение. Однако, столкнувшись с негативным отношением к нему некоторых священников, оставил эту затею, хотя сами идеи христианства ему были близки. Возможно, в этом есть зерно истины, так как некоторые сюжетные линии Библии и Корана переплетаются. Это говорит о том, что пророк явно был хорошо знаком со священной книгой христиан.

Как и Библия, Коран - это одновременно и философская книга, и сборник законов, и летопись арабов.

Большая часть книги написана в виде спора между Аллахом, противниками ислама и теми, кто еще не определился, верить или нет.

Тематически Коран можно разделить на 4 блока.

  • Основные принципы ислама.
  • Законы, традиции и обряды мусульман, на основе которых был впоследствии создан морально-правовой кодекс арабов.
  • Исторические и фольклорные данные доисламской эпохи.
  • Легенды о деяниях мусульманских, еврейских и христианских пророков. В частности, в Коране присутствуют такие герои Библии, как Авраам, Моисей, Давид, Ной, Соломон и даже Иисус Христос.

Структура Корана

Что касается структуры, то и здесь Коран похож на Библию. Однако, в отличие от нее, его автором является один человек, поэтому Коран не разделен на книги по именам авторов. При этом священная книга ислама разделена на две части, согласно месту написания.

Главы Корана, написанные Магометом до 622-го года, когда пророк, спасаясь от противников ислама, переселился в город Медину, называются мекканскими. А все прочие, которые Мухаммед написал на новом месте своего обитания, носят название мединских.

Сколько сур в Коране и что это такое

Как и Библия, Коран состоит из глав, которые у арабов называются сурами.

Всего эта священная книга состоит из 114 глав. Они расположены не по порядку их написания пророком, а по смыслу. К примеру, самой первой написанной считается глава под названием Аль-Алак, в которой рассказывается о том, что Аллах - Творец всего видимого и невидимого, а также о способности человека грешить. Однако в священной книге она записана 96-й, а первая по счету идет сура Фатиха.

Главы Корана не одинаковы по длине: наиболее длинная - 6100 слов (Аль-Бакара), а самая короткая - всего из 10 (Аль-Каусар). Начиная со второй главы (Бакара сура), длинна их становится меньшей.

После смерти Магомета весь Коран был равномерно разделен на 30 джузов. Это сделано для того, чтобы во время священного читая по одной джузе за ночь, правоверный мусульманин мог полностью прочесть Коран.

Из 114 глав Корана 87 (86) - это суры, написанные в Мекке. Остальные 27 (28) - это мединские главы, написанные Магометом в последние годы жизни. Каждая сура из Корана имеет собственное название, которое раскрывает краткий смысл всей главы.

113 из 114 глав Корана начинаются со слов «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» Лишь девятая сура, Ат-Тауба (с арабского означает «покаяние»), начинается с рассказа о том, как Всевышний поступает с теми, кто поклоняется нескольким богам.

Что такое аяты

Узнав, сколько сур в Коране, стоит обратить внимание на другую структурную единицу священной книги - аят (аналог библейского стиха). В переводе с арабского «аяты» обозначают «знамения».

Длина у этих стихов бывает разной. Иногда встречаются аяты длинней, нежели самые короткие главы (10-25 слов).

Из-за проблем с разделением сур на аяты мусульмане насчитывают разное их количество - от 6204 до 6600.

Самое меньшее количество аятов в одной главе - 3, а самое большее - 40.

Почему Коран нужно читать на арабском

Мусульмане верят, что чудодейственной силой обладают только слова из Корана на арабском языке, на котором священный текст был продиктован архангелом Магомету. Именно поэтому любой, даже самый точный перевод священной книги, теряет свою божественность. Поэтому читать молитвы из Корана необходимо на языке оригинала - арабском.

Тем, же кто не имеет возможности ознакомиться с Кораном в оригинале, чтобы лучше понять смысл священной книги, стоит прочесть тафсиры (толкования и разъяснения святых текстов сподвижниками Мухаммеда и известными учеными более поздних периодов).

Русскоязычные переводы Корана

В настоящее время существует большое разнообразие переводов Корана на русский язык. Однако все они имеет свои недостатки, поэтому могут служить лишь для начального ознакомления с этой великой книгой.

Профессор Игнатий Крачковский в 1963-м перевел на русский Коран, однако при этом он не пользовался комментариями к священной книге ученых-мусульман (тафсирами), поэтому его перевод красив, но во многом далек от оригинала.

Валерия Порохова перевела священную книгу в стихотворной форме. Суры на русском языке в ее переводе рифмуются, и при чтении священная книга звучит очень мелодично, в чем-то напоминая оригинал. Однако она переводила с англоязычной интерпретации Корана Юсуфа Али, а не с арабского.

Довольно неплохими, хотя и содержащими неточности, являются пользующиеся сегодня популярностью переводы Корана на русский язык Эльмира Кулиева и Магомеда-Нури Османова.

Сура Аль-Фатиха

Разобравшись с тем, сколько сур в Коране, можно рассмотреть несколько наиболее известных из них. Глава Аль-Фатиха называется у мусульман «матерью Писания», так как она открывает Коран. Сура Фатиха иногда еще именутеся Альхам. Считается, что написана Магометом она была пятой, однако ученые и соратники пророка сделали ее первой в книге. Состоит эта глава из 7 аятов (29 слов).

Начинается эта сура на арабском языке с традиционной фразы для 113 глав - «Бисмилляхи Рахмани Рахим» («Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!»). Далее в этой главе восхваляется Аллах, а также просится о Его милосердии и помощи на жизненном пути.

Сура Аль-Бакара

Наиболее длинная сура из Корана Аль-Бакара - в ней 286 аятов. В переводе ее название означает «корова». Наименование этой суры связано с историей о Моисее (Мусе), сюжет которой также есть в 19 главе библейской книги Чисел. Кроме притчи о Моисее, в этой главе также рассказывается о прародителе всех евреев - Аврааме (Ибрахиме).

Также сура Аль-Бакара содержит информацию об основных постулатах ислама: о единстве Аллаха, о благочестивой жизни, о предстоящем Дне Божьего суда (Киямат). Кроме того, в данной главе содержатся указания о ведении торговли, паломничестве, азартных играх, возрасте для женитьбы и различных нюансах, касающихся развода.

Бакара сура содержит информацию о том, что все люди делятся на 3 категории: верующие в Аллаха, отвергающие Всевышнего и Его учение и лицемеры.

«Сердцем» Аль-Бакары, да и всего Корана, является 255-й аят, называемый «Аль-Курси». В нем рассказывается о величии и могуществе Аллаха, Его власти над временем и Вселенной.

Сура Ан-Нас

Завершает Коран сура Аль Нас (Ан-Нас). Она состоит всего из 6 аятов (20 слов). Название этой главы переводится как «люди». В данной суре рассказывается о борьбе с искусителями, независимо от того, люди это, джинны (злые духи) или Шайтан. Главным действенным средством против них является произнесение Имени Всевышнего - таким образом они будут повергнуты в бегство.

Принято считать, что две заключительные главы Корана (Аль-Фалак и Ан-Нас) имеют защитную силу. Так, по утверждению современников Магомета, он советовал читать их каждый вечер перед сном, дабы Всевышний защитил от происков темных сил. Любимая жена и верная соратница пророка рассказывала, что во время болезни Мухаммед просил ее читать вслух две финальные суры, надеясь на их целебную силу.

Как правильно читать священную книгу мусульман

Узнав, сколько сур в Коране, как называются наиболее известные из них, стоит ознакомиться с тем, как у мусульман принято обращаться со священной книгой. К тексту Корана мусульмане относятся, как к святыне. Так, к примеру, с доски, на которой мелом написаны слова из этой книги, нельзя стирать их с помощью слюны, нужно использовать только чистую воду.

В исламе существует отдельный свод правил относительно того, как нужно правильно вести себя, читая суры, Прежде чем приступить к чтению, нужно совершить небольшое омовение, почистить зубы и одеться в праздничную одежду. Все это связано с тем, что чтение Корана - это встреча с Аллахом, к которой нужно готовиться с благоговением.

Во время чтения лучше быть одному, чтобы посторонние люди не отвлекали от попыток постигнуть мудрость священной книги.

Что касается правил обращения с самой книгой, то ее нельзя класть на пол или оставлять открытой. Кроме того, Коран должен всегда лежать поверх других книг в стопке. Листки из Корана нельзя использовать в качестве оберток для других книг.

Коран - это не только священная книга мусульман, но и памятник древней литературы. Каждый человек, даже очень далекий от ислама, прочитав Коран, найдет в нем для себя много интересного и поучительного. Кроме того, сегодня это сделать очень просто: нужно лишь загрузить соответствующее приложение из интернета на телефон - и древняя мудрая книга будет всегда под рукой.

Самый древний и самый полный список Корана хранится в России. Его исследователь Ефим Резван, завершив свое кропотливое собирание рукописи буквально по листку, поделился со специальным корреспондентом "Газеты" Надеждой Кеворковой размышлениями о важности этого памятника мирового значения.

- Список Корана, который вы держите в руках, - почему он называется Коран Османа?

- С точки зрения мусульман, это самый первый список Корана, с которого потом делались все последующие копии. Мусульмане верят, что это Коран, записанный во времена третьего праведного халифа Османа. По преданию, именно над этим списком он был убит заговорщиками, и на эти страницы пролилась его кровь. На страницах рукописи есть темные пятна со следами крови.

- Каким временем датируется эта рукопись наукой?

- Мы сделали радиокарбонный анализ рукописи в Голландии. К сожалению, даже самые современные методики дают погрешность в 100-200 лет. Мы можем сказать, что эта рукопись не младше II века хиджры, то есть относится к VIII-IX векам. Анализ крови я не делал, чтобы не вторгаться в священную для мусульман область.

На рубеже 70-80 годов в западной коранистике утвердилось мнение, что первый список появился только в III веке хиджры, то есть в X веке. Согласно мусульманской традиции, пророк Мухаммед надиктовывал тексты незадолго до своей смерти, собирая книгу. Анализ рукописи подтвердил правоту именно мусульманской традиции. Так что стоит внимательно прислушиваться к мусульманской точке зрения на историю сложения текста Корана.

- В этом тексте есть какие-то отличия от более поздних списков?

- Минимальные. Текст Корана Османа не выходит за рамки общепринятых в исламском мире.

- Как мусульманам удалось избежать разночтений?

- Исламская община устами своих ведущих ученых проводила большую работу по упорядочиванию списков Корана, по выводу из оборота неприемлемых списков.

В Сирии недавно при реставрации соборной мечети под ее крышей обнаружены фрагменты Корана, где содержатся тексты, несколько выходящие за рамки принятого канона.

Тексты Корана нельзя было уничтожать. Их либо хоронили, как хоронят человека, - оборачивали в саван, погребали в землю с определенным ритуалом, либо хранили в специальных помещениях в мечетях.

В исламе существует иджма - согласное мнение авторитетных ученых данной эпохи. Ее не фиксируют письменно, тем не менее именно эта иджма санкционировала тот текст Корана, который мы имеем сегодня.

- Можно предположить, где он написан?

- Палеографический анализ дает четкое представление о том, что он создавался в Аравии или Северной Сирии.

- Какова история обнаружения рукописи?

- В 1937 году часть этой рукописи была приобретена академиком Крачковским, и хранится она в Петербургской академической коллекции.

Я начал ее изучать, потом удивительным образом выяснилось, что другая часть этой рукописи хранится в мазаре в маленьком кишлаке на юге Узбекистана, неподалеку от афганской границы.

С помощью друзей, живущих в Узбекистане, Франции, Германии, мне удалось установить историю этого списка, подготовить его к публикации.

Книга вышла на русском и английском языке, стала книгой года в России, получила диплом ЮНЕСКО. Сейчас книга приглашена на иранскую кораническую выставку в Тегеране.

- Пытались Коран Османа купить у России?

- Это невозможно. В конце XIX века российский дипломат арабского происхождения купил ту часть, которая теперь хранится в Петербурге. Другая часть в составе 63 листов до 1983 года хранилась в Узбекистане в этом кишлаке.

В 1983 году в СССР началась большая антирелигиозная кампания, и рукопись была конфискована КГБ. После перестройки в 1992 году общине вернули вместо 63 листов только 13. 50 листов есть у каких-то людей на руках. При этом три листа недавно были конфискованы узбекской таможней. Я их еще успел включить в книгу. 2 листочка я нашел в Самаркандской библиотеке. Один листочек - в Ташкенте.

- Юридически кому теперь принадлежит Коран Османа?

- Самым разным организациям - Академии наук, общине Катта-Лангара, Самаркандской городской библиотеке, Бухарской областной библиотеке, Институту востоковедения в Ташкенте. Конфискованные листы из таможни переданы в распоряжение Управления по делам мусульман Узбекистана.

- Что означает слово Коран?

- Чтение, рецитация. Список Корана называется "мусхаф". Если в исламской стране вы скажете "мусхаф" - вам принесут Коран.

- Сколько всего рукописей Корана такой древности в мире?

- Это самый полный и самый древний. Таких же по объему списков - не более 5-7. Я имею в виду списки, содержащие около половины листов. Фрагментов по 5, 7, 15 листов много.

- На каком материале он написан?

- На пергаменте. Это овечья кожа, специальным образом обработанная. Пергамент очень большого размера, поскольку на один лист шла кожа одной овцы.

- Каково оформление текста в списке Османа - текст уже разбит на главы?

- Коран - это прямая речь Бога. Люди, которые его записывали, считали, что в текст священной книги нельзя добавлять слова, созданные людьми. Поэтому названия сур, то есть глав, и количество аятов (стихов) там не указаны. Между сурами оставлены пустые места. В эти пустые места приблизительно 50-70 лет спустя был внесен орнамент, написаны названия сур и количество аятов. В это же время была сделана грамматическая правка красными чернилами, поскольку арабская письменная грамматика только складывалась. Развитие арабской графики неразрывно связано с историей фиксации текста Корана.

- Какой перевод Корана на русский язык вам кажется наиболее точным?

- Академический перевод Крачковского 50-х годов XX века. Все лучшие переводы Корана на европейские языки созданы в те же годы и сделаны учеными. Все эти переводы обвиняют в том, что они трудны для чтения. Но они таковы не потому, что ученые плохо знали современные языки, а потому, что они пытались максимально точно передать значение слов. Все остальные несут читателю свое представление о содержании, сильно отличающееся от оригинала. Скажем, текст Саблукова - это текст, который писал христианский миссионер. Текст Корана очень сложный. Его можно сделать легким, только исказив. Миллионы людей знают Коран наизусть, но это не значит, что современный носитель арабского языка понимает всю область значения слов Корана. В исламском мире существует громадное количество комментариев, и люди понимают текст Корана через комментарии. Текст Корана сейчас и на протяжении веков живет в комментариях. Пускай каждое поколение переводит Коран - это великая книга, каждый вычитывает в нем свое. Время нового академического перевода еще не пришло. Думаю, лет через 10-15 такие переводы появятся.

- Вам близка часто звучащая идея о том, что Коран - это плохо усвоенные и хаотично записанные рассказы из Библии и Евангелия?

- Нет, эта невежественная идея мне не близка. Ближний Восток бурлил религиозными учениями, а Аравия в те времена была последним бастионом семитского язычества. Текст Корана являлся ответом на это. Верующий мусульманин будет считать, что это Всевышний дал ответы на важнейшие вопросы. Светский ученый скажет, что пророческое движение стало отражением общественных изменений. Как бы ни подходить к этой теме, ясно, что текст Корана пророс сквозь древнейшую религиозную ближневосточную традицию. Существует гигантская литература по вычленению параллельных мест с библейской литературой.

В последние годы в США, да и в России звучат призывы переписать Коран и вычеркнуть из него все, что новые идеологи считают лишним. Такие книги уже отпечатаны и распространяются в Афганистане и Ираке.

Это неприемлемая идея, поскольку такой список никогда не будет принят мусульманами. В Коране, как и в Библии, можно найти многое. Каждое поколение вычитывает свое - и в Коране, и в Библии. Повторяюсь, Коран, как и века назад, разъясняется в комментариях и толкованиях. Существуют полярные точки зрения на понимание важнейших положений. Существуют толерантные тафсиры (сборники комментариев), существуют радикальные толкования - скажем, Саида Кутбы (один из идеологов оппозиции в Египте, казненный в 1966 году). Но переписать Коран никто не позволит. Попытки это сделать - громадная ошибка, которую используют именно экстремистские силы, чтобы получить в свои ряды новых последователей.

Коран – это «Библия ислама». Что значит слово «коран»? Мусульманские ученые спорили о произношении, значении и смысле этого слова. Коран (куръан) происходит от арабского корня «кара"а» – «читать» или, точнее, – «произносить речитативом, декламировать». Коран – откровения, которые аллах ниспосылал Мухаммеду и которые Пророк затем излагал. Эта священная книга ислама называется иногда китаб (книга) или зикр (предостережение).

Коран делится на 114 глав, или, по-арабски, сур . Это слово, происхождение которого неясно, первоначально, очевидно, значило «откровение», затем – «собрание нескольких откровений или отрывков из откровения». Слово «сура» встречается в некоторых стихах Корана, в которых неверующим предлагается сочинить одну или несколько равноценных сур (например, сура 2, стих 21; сура 10, стих 39; сура 11, стих 16), а также там, где аллах заявляет, что он подавал знамения (аят) посредством суры (сура 24, стих 1); кроме того, это слово встречается в главе, предписывающей мусульманам идти на войну за своим Пророком (сура 9, стих 87).

Одна из древнейших копий Корана, составленная предположительно при халифе Османе

Впоследствии для удобства чтения вслух Коран был разделен на тридцать частей (джузов) или на шестьдесят частей (хизбов – разделов).

Каждая из 114 сур (глав) Корана делится на стихи, или аяты. Поскольку в первых рукописях Корана нумерация аятов отсутствовала, разделение сур на аяты стало объектом споров, появилось несколько вариантов. Отсюда различия в определении количества аятов (в рамках одного и того же канонического текста) – от 6204 до 6236. Каждая сура содержит от 3 до 286 аятов, в аяте – от 1 до 68 слов. По подсчетам, приведенным американским исследователем Филипом Хитти, в Коране всего 77.934 слова и 323.621 буква, что равняется четырем пятым Нового завета .

Коран стал бы намного меньше, если из него изъять многочисленные повторения, неизбежные и даже необходимые в подобном произведении. Английский востоковед Лэйн-Пуль довольно справедливо замечает: «Если отбросить еврейские сказания, повторения, призывы преходящего значения и личные требования, то речи Мухаммеда займут очень мало места».

Порядок расположения сур в Коране зависит от их размеров: самые короткие (и в то же время самые древние) суры находятся в конце Корана. Главный «составитель» текста этой книги Зейд ибн Сабит и его сотрудники не могли исходить при этом из содержания стихов, так как отрывочный характер откровений мешал этому. Они не могли думать о хронологическом порядке расположения сур и стихов, так как время для его установления было уже упущено. Однако в этом расположении сур в порядке убывающей длины есть два исключения: во-первых, две последние суры (113-я и 114-я, те самые, которых не было в Коране Ибн Масуда) не являются самыми короткими; впрочем, они имеют совершенно особый характер; в сущности, это заклинания против злого духа; во-вторых, первая сура (фатиха – «открывающая») помещена в начале книги (хотя в ней всего лишь семь стихов) несомненно потому, что она имеет форму молитвы; ее обычно заканчивают словом «аминь», чего не делают по окончании чтения других сур; имеется указание как можно чаще читать ее (сура 15, стих 87).

Этот искусственный порядок расположения сур, принятый Зейдом и его сотрудниками, не мог удовлетворить вдумчивые умы. Уже в раннем периоде толкователи заметили резкие различия в стиле отдельных частей Корана и усмотрели несколько беглых намеков на события из жизни Мухаммеда. Так встал вопрос о датировке сур.

Конечно, такая датировка должна была основываться на выяснении причин, вызывавших отдельные откровения, а для этого не хватало точных сведений. Тем не менее, сура 8-я кажется связанной с битвой при Бадре , 33-я – с битвой «у рва» , 48-я – с соглашением в Худейбии , в суре 30-й встречается упоминание о поражении, нанесенном византийцам иранцами около 614 г. Не таких данных очень мало, и все они относятся к мединскому периоду жизни Пророка. Мусульманские толкователи всячески старались открыть в отдельных стихах Корана какие-нибудь намеки на исторические факты, но полученные ими результаты слишком часто оказывались спорными.

Поэтому непосредственное исследование стиля Корана представляется более надежным для установления хронологии его текста, чем предположения исторического характера. Некоторые арабские толкователи и раньше уже делали попытки в этом направлении. Самарканди, например, отметил, что мекканская и мединская группы сур имеют каждая свое особое выражение для обращения к верующим («О вы, которые уверовали!»). Короче говоря, при классификации текстов Корана их можно разделить на две группы: мекканскую (до хиджры ) и мединскую (после хиджры). Не будучи абсолютным, этот критерий дает определенные положительные результаты.

Мы продолжаем наш разговор об исламе, о его предметном содержании, то есть о культовом и вероучительном содержании. Сегодня мы с вами поговорим о Коране. В прошлый раз, во вводной лекции, я говорил о том, что Коран - это, так сказать, основная ценность мусульман, которая в иерархии ценностей занимает, без всякого сомнения, первое место. Мусульманская культура вообще кораноцентрична, можно так сказать. Коран и право - вот две вещи, которые во многом определяют основные особенности ислама. Ну, о праве разговор еще в будущем, а сегодня о Коране. В вводной лекции я довольно много уже о нем говорил, но это тема, о которой можно говорить бесконечно, и мы в ходе нашего курса будем с вами неизбежно к ней возвращаться.

Итак, согласно мусульманскому преданию, согласно мусульманским историкам, Мухаммад до 40 лет был мекканским купцом, купцом преуспевающим, женатым на богатой женщине Хадидже, которая владела караванами верблюдов и занималась торговлей. Однако будучи купцом, он, как утверждает мусульманская традиция, любил уединение, часто уходил, бродил по окрестностям Мекки в одиночестве, размышляя о религиозных проблемах. Одним из любимых мест его уединения было гора Хира или Джабаль ан-Нур под Меккой.

И вот в 40-летнем возрасте (а это значит, примерно 610 год н.э.) ему во сне был голос, и прозвучали слова: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка крови. Читай! Ради Господа твоего щедрейшего, который научил письму, научил человека тому, чего он не знал». Вот это коранические слова. Это 96-я сура, 1-5-й айаты. Что такое сура и что такое айаты, мы сегодня с вами чуть позже выясним. Мусульманская традиция единодушно считает, что это первые слова Корана, то, что впервые услышал Мухаммад, и начинается это со слова «читай» – икра. «Караа» - читать, и отсюда аль-Кур’ан (Коран). Как гласит жизнеописание Мухаммада, которое возникло, правда, самое раннее из дошедших до нас, два века после кончины Мухаммада, Мухаммад испугался, и вот повеление «читай!» повторилось трижды, и тогда только Мухаммад сказал: «А я не знаю, что мне читать». И вот тогда и прозвучали эти слова, после троекратного императива «читай!».

Европейские исследователи в целом соглашаются, что эти айаты, или стихи Корана относятся к одним из самых ранних. Почему 96-я сура, а не 1-я, раз это ранние айаты, самые ранние? Об этом тоже сегодня, но только немножко позже. Согласно Корану и согласно мусульманской традиции, эти слова прозвучали в ночь предопределения (Лейлят аль-Кадр). О ней говорится в 97-й суре 1-го айата. И прозвучали они 27 числа месяца рамадана. Это месяц поста у мусульман, когда божественный свет наполняет мир.

Затем откровения эти продолжались периодически в виде вот таких коротких фрагментов. Мухаммад их запоминал. Первоначально, первые два года, Мухаммад не решался выходить с публичной проповедью и пересказывал это только Хадидже, своей жене, своему двоюродному брату Али, самым своим близким людям. Дело в том, что первоначально Мухаммад испугался, что он становится либо кахином (прорицателем, традиционный институт в доисламской Аравии), либо поэтом. Он не любил ни то, ни другое, ни прорицательство, ни поэзию, поэтому у него возник вот этот страх. Но тем не менее благодаря Хадидже, благодаря двоюродному брату Али он постепенно убеждается в своей пророческой миссии, и где-то примерно в 612 году он выходит уже с открытой проповедью.

Ниспослание, танзиль, как говорят мусульмане, Корана продолжалось на протяжении 22 лет. В мусульманской традиции нет единого мнения. Есть комментаторы и мусульманские авторы, которые говорят, 22 года (это наиболее распространенная точка зрения), есть, утверждающие, что 20 лет, есть, что 23 года, но это не столь важно. Вот этот период ниспослания Корана, когда небольшими фрагментами, как потом уже добавит мусульманская традиция с опорой на Коран, через ангела Мухаммад получает откровение. Первоначально в Коране, в ранних сурах, утверждается, что Мухаммад слышал эти слова от святого духа. В более поздний период этот святой дух уже отождествляется с ангелом Гавриилом, 2-я сура Корана, 97-й айат.

Суры и айаты

Само слово «Коран» встречается в тексте 66 раз, обозначая иногда весь текст, а иногда часть его, а иногда просто чтение священного текста. В качестве синонимов в Коране используются слова «истина», «ниспослание», «различение» (фуркан), очень важное слово –имеется в виду различение добра и зла, и основной синоним Корана - это аль-Китаб - «книга» буквально, Писание. Коран состоит из 114 частей, которые называются сурами. На арабском языке сура буквально значит «ряд, ранг». В самом Коране это слово имеет значение «наиважнейшая, наиглавнейшая». В свою очередь каждая из 114 сур состоит из айатов. Слово «айа» (множественное число «айат») встречается в Коране ни много ни мало 400 раз в разных значениях.

Первоначально это слово означало некое природное явление, любое, затем сверхъестественное явление, свидетельствующее о божественном всемогуществе, знамение, чудо и, наконец, в специальном значении - минимальную единицу коранического текста. Ну, айат можно уподобить библейскому стиху: как главы библейских книг были разделены на стихи и пронумерованы для легкости цитирования, так же и коранический текст был разделен на суры и на айаты, стихи.

Суры не одинаковы по своей величине в Коране. Самые маленькие, потому что их несколько, суры состоят всего лишь из трех айатов, а самая большая (это 2-я сура Корана) состоит из 286 айатов.

Не одинаковы по величине и сами айаты. В самых коротких айатах всего одно слово, а самый длинный айат - это ни много ни мало 68 слов. Мусульмане очень любили и любят все подсчитывать, и вот было подсчитано, что в Коране всего 77934 слова и 323621 буква, или харфа, если следовать арабской терминологии. Это по объему равно примерно 4/5 Нового Завета.

Каждая сура имеет свое название. Например, самая большая, 2-я сура Корана, называется «Аль-Бакара» («Корова»), 24-я сура - «Ан-Нур» («Свет»), 35-я - «Маляика» («Ангелы») ну и так далее. Название суры, как правило, не отражает ее содержание. Очень немногие суры есть в Коране, у которых название совпадает с содержанием. Например, 12-я сура Корана «Юсуф» («Иосиф») полностью посвящена истории Иосифа, библейского Иосифа, правнука Авраама.

Что важно иметь в виду? Для мусульман, если сам коранический текст богооткровенный, то названия сур не считаются текстом Корана, потому что они были даны позже, поэтому название не относится к кораническому тексту. Это было сделано, так сказать, для удобства.

Вслед за названием суры идет басмала, молитвенная формула: «Во имя Бога, милостивого, милосердного». Она предваряет каждую суру, за исключением только одной, 9-й суры Корана. Почему так? Предположительно, 8-я и 9-я первоначально были единой сурой. Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что ранние византийские полемисты, христианские полемисты, говорили не о 114, а о 113 главах Корана. Ну, потом 8-я сура была разделена по каким-либо причинам на две, но как знак того, что 9-я сура - это дополнительная сура, она была лишена басмалы. Но это одна из гипотез.

«Во имя Аллаха, милостивого, милосердного». Опять же басмала не считается богооткровенным текстом Корана, поэтому она не нумеруется в Коране, за исключением только 1-й суры Корана «Аль-Фатиха», где она включена в текст суры, поэтому в 1-й суре басмала нумеруется.

Айаты пронумерованы, и в европейской традиции принято такое цитирование Корана: первый номер указывает на номер суры, например, 24 (это значит сура «Свет»), а второе число, как правило через дв...

Понравилась статья? Поделитесь ей