Контакты

Конспект занятия наши помощники органы чувств. Познание себя. Наши помощники (органы чувств). нос- орган обоняния

Южанинова Татьяна
Занятие «Наши помощники - органы чувств»

Занятие "Наши помощники - органы чувств "

Цель :

Закрепление знаний детей об органах чувств , их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи :

Образовательные :

Закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) ;

Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира;

Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира;

Учить бережно относиться к своему здоровью.

Развивающие :

Развивать тактильные, зрительные, слуховые ощущения;

Тренировать зрительные, слуховые ощущения, совершенствовать восприятие;

Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств , культуру их охраны;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.

Методы и приемы :

Наглядные (показ иллюстраций, демонстрация) ;

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ) ;

Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения, опыты, исследования) .

Педагогические технологии :

Личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологии : - дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальчиковая игра, самомассаж ушных раковин.

Средства обучения :

Демонстрационный материал (цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств , ватные палочки с запахом чеснока и духов,).

Ход занятия:

Добрый день. Сегодня я приглашаю вас и других моих гостей в «Институт здоровья» . Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, как вы думаете, почему у института такое название? (Ответыдетей) .

Вы правы, здесь изучают здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма .

Хотите узнать что-нибудь о них? (Да) .

Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.

«Кто такой командир?» (Ответы детей) .

А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?

(Педагог показывает детям цветную таблицу с изображением мозга.)

Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)

Это головной мозг - самый главный наш орган , без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга) .

Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке.

А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей.)

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками .

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

Загадка :

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Давайте вместе скажем : «Глаз – орган зрения » . А для чего нужны глаза? (ответы детей) . Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза (Показываю руку) .

Что я сделала? А теперь откройте глаза. Вот что я сделала. Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходит вокруг. А теперь другой эксперимент, проверим, смогут ли ваши глаза различить контуры предметов.

Игра "Наложенные рисунки" (Цель : различить контуры 4-5 предметов, наложенных друг на друга)

Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека .

Так зачем же человеку глаза?

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила) :

Нельзя тереть глаза грязными руками.

Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

Нельзя близко и долго смотреть телевизор.

Нельзя долго играть в компьютерные игры

Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя !

Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас мы вспомним для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала :

Ну-ка, дятел, посмотри - (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи : раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

А еще нужны для глаз витамины :

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьет.

А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку :

Загадка :

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше : (ушки)

Ухо – это орган слуха . Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом слова) . Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? А почему? (ответы детей) .

Проведем еще один эксперимент (За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой).

Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки , и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве. Проверим.

Физминутка. Игра «Жмурки» с колокольчиком

Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку)

А еще полезно для наших ушей делать зарядку :

Мы ладошки разотрем,

Смело ушки мы возьмем,

Сверху-вниз мы их пощиплем,

Пальчиками разотрем.

Стихотворение

Доктор, доктор, как нам быть :

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть :

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор : Еже!

Отвечает доктор гневно :

Еже, еже, ежедневно!

(Э. Мошковская)

Загадка :

Вот гора, а у горы -

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит :

То заходит, то выходит. (Нос)

А для чего человеку нос? (Ответы детей.)

Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам хотелось сделать? (Вдохнуть) . Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагаю детям понюхать ватные палочки – вата пропитана чесноком, духами).

Что вы почувствовали ? (запах чеснока и духов) .

Значит, нос нам нужен еще и для того. Чтобы различать запахи. Нос – орган обоняния (повторяем вместе) . А нос нужно беречь? А как, знаете? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика :

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше -

И легко - легко подышим.

Упражнение "Ракета" (Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

А о чём пойдёт речь сейчас?

Загадка :

Всегда во рту, а не проглотишь?

(Язык)

Правильно. Все живые организмы питаются , поэтому всем необходимо различать вкусное и невкусное, полезное и вредное.

Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты).

А определить продукты на вкус нам помогает ? Правильно язычок. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. ---Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными) .

Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

Для того чтобы язык был чувствительным , и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Ротик шире открывай

Язычок вперед давай

Влево – вправо, тик да так

Время точно на часах

Шире рот мы открываем

Язык вправо направляем

Еще шире открываем

Язык влево направляем

Влево – вправо, влево – вправо

Язычок и так и сяк

Это часики тик-так!

Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней ?

Кто знает скороговорки?

Загадка :

Твои помощники , взгляни,

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся. (Пальцы)

Какие помощники нам в этом помогут (Руки, пальцы) .

Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей)

А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет :

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое :

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша : (Ответы детей)

Кожа - это орган осязания (повторяем вместе с детьми) . Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам , что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма .

Пальчиковая гимнастика «Доброе утро» :

Доброе утро, здравствуй Иван!

Доброе утро, здравствуй Степан!

Доброе утро, здравствуй Ирина!

Доброе утро, здравствуй Арина!

Здравствуй и маленькая Алина!

(Попарные пальцы начиная с больших соединяются (целуются, а потом перекрещиваются справа налево (обнимаются) .

Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.

Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что в ней лежит?

Дидактическая игра "Определи на ощупь".

Сейчас посмотрим, сможем ли мы узнать на ощупь друг друга.

Практическое задание «Соедини по точкам»

Для того, чтобы правильно соединить, нужно вспомнить счет от 1 до 10.

Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека !

Давайте вспомним их :

Один говорит,

Один нюхает,

Двое глядят,

Двое слушают,

Двое трогают

Кто такие? (Ответы детей)

В.: Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой"? А чего лучше не делать?

Соблюдать следующие правила гигиены : относиться бережно, содержать в чистоте; не переохлаждаться; не обжигаться;не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;

Не включать громко музыку, особенно в наушниках.

Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Мы говорили о важности наших органов чувств , о том, как они нам помогают . Что "командир" нашего тела называется….(дети продолжают) . Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств ) .

Какие вопросы по теме занятия вы хотели бы задать друг другу?

Как по вашему, кто сегодня занимался лучше всех?

Молодцы, кто сегодня хорошо занимался и правильно выполнил задание «Соедини по точкам» , я вам поставила оценку «Пять» и хочу вам сказать : (дети расставляют цифры по порядку, а затем их переворачивают) . Кто прочитает, что здесь написано? «СПАСИБО!»

Конспект

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада

(раздел образовательной программы « Познание »)

Тема: «Наши помощники – органы чувств»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель мероприятия:

Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

1.Задачи:

Обучающая:

Закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).

Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира

Развивающая:

Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Развивать исследовательские навыки и умения, обобщать имеющиеся представления о функциях органов.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

2. Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Игровые (дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения, опыты).

Педагогические технологии: личностно-ориентированные, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

3. Средства обучения:

Демонстрационный материал (муляж мозга, карточки с изображением органов чувств).

Ёмкости с веществами различного запаха; продукты питания различного вкуса (лимон, шоколад, солёный огурец); мешочек с набором предметов из разных материалов.

I Вводная часть.

1.Введение игрового момента.

Дети входят в группу, их встречает доктор Медуница (воспитатель) .

Медуница. Добрый день. Ребята, меня зовут доктор Медуница. Сегодня я приглашаю вас и всех моих гостей в «Институт здоровья». Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название?

Ответы детей .

Медуница. Вы правы, я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

Хотите узнать что-нибудь о них?

Дети. Да

II Основная часть.

1.Мозг – главный орган человека.

Медуница. Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.

- «Кто такой командир?» (Ответы детей)

А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой “командир”?

Педагог показывает детям модель мозга.

Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)

Это головной мозг – самый главный наш орган, без которого мы не можем жить.

Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга .

Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке.

А знаете, ребята, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

У нашего “командира” – мозга – есть память. Он может запоминать на долгие – долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей )

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

2.Глаза – орган зрения.

Медуница. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

Педагог демонстрирует карточку с изображением глаза.

Медуница. Молодцы! Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека.

Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

Мы с вами поиграем.

Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом гл аза и предлагают пройти от шкафа до стены , стараясь обходить товарищей.

Медуница. Так зачем же человеку глаза? (Ответы детей)

Медуница. Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?

Дети перечисляют правила :

Нельзя тереть глаза грязными руками.

Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

Нельзя близко и долго смотреть телевизор.

Нельзя долго играть в компьютерные игры

Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Нужно кушать продукты с витаминами, гулять на свежем воздухе.

Медуница . Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику, чтобы ваши глазки могли отдыхать.

Г имнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два,

Раз, два, три, четыре,

раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули

3.Уши – орган слуха.

Медуница. А сейчас послушайте внимательно 2-ю загадку:

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше… (ушки)

Педагог показывает детям карточку с изображением уха.

Медуница. Ребята, а для чего нужны человеку уши? (Ответы детей)

- Что было бы, если бы мы не могли слышать? (Мы бы не понимали друг друга, не слышали бы пение птиц, журчание ручейка)

Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

- Какие вы знаете правила по охране слуха?

Дети перечисляют правила:

Не ковырять в ушах.

Защищать от сильного ветра.

Не слушать громкую музыку.

Сильно не сморкаться.

Медуница. А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Проводится игра: “Узнай по голосу”

Все встают в круг, водящий ребенок – в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Алла и т. д.),

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: “Ау!”.

Глаза закрывай

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Медуница. Молодцы! Хорошо играли, хороший у вас слух.

4.Нос – орган обоняния.

Медуница. Приглашаю вас пройти в мою лабораторию, где мы продолжим беседу об органах чувств.

Дети проходят за столы. Медуница. А сейчас послушайте внимательно 3-ю загадку:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит.

Педагог демонстрирует карточку с изображением носа.

Медуница. А для чего человеку нос? (С его помощью различают запахи )

Медуница. Проведём эксперимент, проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках. А наши помощники-носики вам в этом помогут.

Игра “Узнай по запаху”

Детям предлагается определить по запаху, что находится в баночках. красной баночке – духи; в синей баночке – чеснок; в жёлтой баночке – апельсин)

Медуница. Молодцы! Какие запахи бывают? (Сильные, слабые, приятные, резкие)

- Может ли запах предупредить человека об опасности? (Может, испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите).

Медуница. Чтобы ваши носики хорошо дышали, различали запахи, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Глубоко вдохнем мы воздух

Ртом мы выдохнем его

Раз – вдох, два – выдох,

Раз – вдох, два – выдох,

Крылья носа мы погладим

Сверху, снизу разотрем

И еще разок вдохнем.

5.Язык – орган вкуса.

Медуница. А о чём пойдёт речь сейчас?

Всегда во рту, а не проглотишь?

Педагог показывает детям карточку с изображением языка.

Медуница. Правильно язычок. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными)

Как вы думаете, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты)

Медуница. Давайте проведём эксперимент и посмотрим, сможете ли вы определить на вкус какой это продукт.

Игра “Узнай по вкусу

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: шоколад, лимон, солёный огурец.

Медуница. Чтобы наш язычок был более чувствительным и хорошо различал вкус пищи, давайте выполним упражнение для языка.

Упражнение для языка.

Ротик шире открывай

Язычок вперед давай.

Влево – вправо, тик да так

Время точно на часах.

Влево – вправо, влево – вправо

Язычок и так и сяк

Это часики висят.

6.Кожа – орган осязания.

Медуница. Но это ещё не все органы чувств. Существует ещё осязание – это свойство кожи

человека. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Педагог показывает детям карточку с изображением руки. Поэтому когда мы ласкаем кошку, нам приятно её гладить и ощущать тепло кожи руки. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.

Проводиться игра « Волшебный мешочек». Дети определяют предмет, который находят в мешочке.

Медуница. Молодцы! Ребята, кожа защищает наш организм, поэтому её нужно беречь. Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение)

Что полезно? (Вода, мыло, мочалка, крем)

Медуница. Чтобы наши руки не уставали, а пальцы не потеряли чувствительность, сделаем зарядку для пальцев

Пальчиковая гимнастика «Капуста ».

Что за скрип? Что за хруст? Потереть кулак о кулак.

Это что ещё за куст? Изобразить куст капусты: соединить ладони в области

з апястья вместе, пальцы раздвинуть.

Как же быть без хруста? Потереть ладонь о ладонь.

Если я – капуста! Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак,

а правой ладонью его обхватить.

Летом жарко, летом душно – Обмахивать себя руками, как веером.

Просит дождика капуста. Поочерёдно постучать пальчиками по столу.

7.Д/игра «Собери картинку».

Медуница. В заключение нашей экскурсии, я предлагаю игру «Собери картинку». На каждом столе конверт с разрезными картинками. Вам надо собрать картинку и назвать орган чувств.

Дети самостоятельно выполняют задание, и по очереди, каждый стол, называет орган.

III Заключительная часть.

1.Итог.

Дети проходят на палас.

Медуница. Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора?

Ответы детей.

А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что “командир” нашего тела называется (дети продолжают). Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств).

Медуница. Сегодня мы узнали очень много интересного об органах чувств. Мы

должны беречь их и ухаживать за ними.

2.Сюрпризный момент.

Медуница. На прощание я хочу угостить вас яблоками, которые содержат очень много витамин. Они полезны для всех наших органов.

Детям раздаются яблоки.

Медуница. До свидания, ребята. До новых встреч.

МАОУ лицей №34 г. Тюмени

Какоулина Ольга Анатольевна учитель начальных классов.

Урок окружающего мира в 1классе по теме:» Как мы узнаём мир. Наши помощники – органы чувств».

Цели:

– показать роль и специфику разных органов чувств;

– показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают;

– прививать бережное отношение к своему организму;

– учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.

Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании самого себя.

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)

Оборудование : Презентация «Органы чувств»; запись звуков природы; мячик; духи; 2 стакана с водой – простая, сладкая; мешочек, рукавичка, мяч, яблоко, апельсин, клубок,изображение человечка без лица, отдельные изображения глаз, ушей,носа, рта, руки(для плана урока), а также изображения частей лица для человечка, надпись «органы чувств», карточки с заданиями для работы в парах, проектор.

Ход урока

Орг. момент

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поделитесь своим хорошим настроением.

Ι. Актуализация знаний

Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.

Кто такие исследователи? (Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)На доске плакат с изображением человека, но без лица (слайд№1)

Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним странным человечком.

(Дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)

Что же в нем странного?

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа,)

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

Он считает, что они ему и не нужны. Зачем лишние заботы: каждое утро умываться, уши чистить?

А вы с ним согласны?

А для чего они нам нужны? (Если бы не было глаз , мы не смогли бы видеть. Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу)- нос (Если бы у нас не было бы носа, то мы бы умерли, потому что не смогли бы дышать)- рот (Рот нужен нам для еды, чтобы не умерли от голода)- уши (Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал)

Но, чтобы все это доказать человеку нам с вами предстоит провести настоящее исследование.

Так кто же будет предметом нашего исследования?(человек)

Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, нос, уши- это всё части организма- его органы.

(На доске появляется слово «Органы чувств »

Слайд №3- Прочитайте тему нашего урока.(Наши помощники – органы чувств.)

Почему органы чувст называют помощниками? Так, что нам надо доказать человеку? (Нам надо доказать ему, что без наших помощников - органов чувств мы не сможем полноценно существовать.)

Какая будет цель нашего урока?

Познакомиться с ……(органами чувств)

Узнать…. (для чего они нужны)

Давайте приступим к исследованию.

ΙΙΙ.. «Открытие» детьми нового знания

1.Исследование органа слуха . Приступаем к исследованию.

(Включить звуки природы. Дети слушают (Слайд №5,6)

– Что вы услышали? (Шум деревьев, журчание воды…)

– Какой орган помог вам услышать звуки? (Уши)

– Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? (слуха)

– Слух – большая ценность для человека. И уши нам нужны. Давайте, вернём их человечку.

На доске запись: органы чувств

уши – орган слуха

Береги уши 1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу!

Физминутка

(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга)

2.Исследование органа зрения.

– Отгадайте загадку: “ Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.” (глаза)

а) - Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня в руках? (выставляется на стол мяч) Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

Продолжаем наше исследование.

А что мы можем сказать про мяч? Какой он? (цвет,форма,размер,катиться)

Благодаря глазам мы можем определять признаки предметов.

Что еще мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?

Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.

После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение.

Глаза- это неотъемлемая часть организма- т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?

Глаза- это орган зрения. С их помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь.

органы чувств

уши – орган слуха

глаза- это орган зрения.

Мы доказали, что глаза нам очень нужны. Вернем глаза человечку.

- Теперь наш человечек может видеть.(на лице человечка появляются глаза)

О правилах охраны зрения нам расскажет врач офтальмолог…? (выступление ученика) Слайд№7

Дополняю ответы детей:

-Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2-3 метров,

-При письме свет должен падать слева.

Зарядка для глаз Слайд№8-12

1.Крепко закрыть глаза на 3-5 сек.

Открыть глаза и поморгать на 3-5 сек (делать 6-8 раз).

2. Не двигая головой, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево.

3. Приложите кончик указательного пальца к кончику носа. Посмотрите на него. А теперь медленно вытягивайте руку перед собой, не отводя взгляда от кончика пальцев. Медленно верните руку в исходное положение.

3.Исследование органа обоняния.

- Закройте нос. Дышите ртом. Чувствуете ли вы запах?(распыляю освежитель воздуха)

(Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет.)

– А теперь вдохните и понюхайте. Что вы чувствуете?

– Когда вы ощущали запах? (Когда делали вдох).

– Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох носом.

Какой орган помогает нам почувствовать запах?(С помощью носа мы чувствуем запах)

А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос –это орган ….(обоняния).

Запахи чего мы можем почувствовать благодаря органу обоняния? (Мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Человек может чувствовать и запоминать тысячи разных запахов. Запах гари может предупредить об опасности, о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху).

Теперь наш человечек может чувствовать запахи (у человечка появляется нос).

органы чувств

уши – орган слуха

глаза- это орган зрении нос- орган обоняния

Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.

4. Исследование органа вкуса.

Перед вами на столе стоят стаканы. В них налита солёная и сладкая вода. Можете ли вы с помощью органов зрения или слуха, обоняния определить какая вода в каждом стакане?

– Что необходимо для этого сделать?

Значит, нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете?(Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)

– Какой орган помог вам почувствовать вкус жидкости? (язык)

– Какой вывод можно сделать? (С помощью языка человек определяет вкус)

Язык – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?

Дайте научное определение этому органу.(Язык - орган вкуса.)

Язык, орган вкуса, помогает нам отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного и делают это маленькие сосочки, расположенные на поверхности языка.

Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. Язык живет в нашем рту.

Мы доказали, что язык нам очень нужен. Вернем язык человечку. Давайте прикрепим ротик нашему человечку.

органы чувств:

уши – орган слух

глаза- это орган зрении

нос- орган обоняния

язык – орган вкуса

Нам осталось провести еще одно исследование.

5. Исследование органа осязания

Игра «Узнай, что в мешочке»

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в корзинке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.).

– Попробуйте определить на ощупь предмет в мешке. (Учащиеся надевают рукавичку и пытаются определить предмет)(резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко) Все ли предметы одинаковые на ощупь?– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет? (Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, но точно назвать не могут).

– А теперь снимите рукавичку и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из корзины)

– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)

– Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи, на руке есть кожа.)

Значит, кожа тоже наш помощник?

Что мы ощущаем с её помощью?

На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета. Кожа – это орган осязания. Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело.

органы чувств:

уши – орган слуха

глаза- это орган зрении

нос- орган обоняния

язык – орган вкуса

кожа – орган осязания

Физминутка. Игра «Полезно – вредно».

Если это полезно, надо встать, а если вредно – надо сесть.

2. Делать гимнастику для глаз (полезно).

3. Смотреть близко телевизор (вредно).

5. Ковырять в ушах (вредно).

6. Защищать уши от сильного шума (полезно).

7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).

8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).

– Вот и закончилось наше исследование. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями.

Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

Что вы исследовали на сегодняшнем уроке?

Какие органы чувств вы знаете?

Сколько у человека органов чувств?

Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками?

Органы чувств – это наши помощники.(Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире, показывают нам разные признаки и свойства.)

А сейчас сравним наш вывод с выводом в учебнике.

ΙV.Применение нового знания

1. Работа по учебнику.

– Посмотрим на иллюстрации в учебнике на с. 55.

1) Верхний рисунок. Выполнение по вопросам учебника.

2) – Кого мы видим на второй картинке?

– Что они делают?

– Расскажите, что «подсказывают» Мише и Лене их органы чувств.(в парах)

2.Работа в группах .

Правила работы в группе

1. Работаем тихо, дружно.

2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

3. Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника.

Задание: Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств, которые помогут их распознать.

3. Работа в тетради.с 22. Задания 1-2.

Задание выполнит каждый самостоятельно.

- Кто догадался, что нужно выполнить в задании 1.

А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Взаимопроверка в паре. Учитель озвучивает правильный ответ

V.Итог урока: Продолжи высказывание:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я удивился…

.Рефлексия.

А напоследок хочется сказать:

Есть пять помощников на службе у тебя.

Не замечая их, используешь всегда:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

Руки, чтоб ласкать, трудиться,

А носик - запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств, которые помогут их распознать

Конспект занятия

"Наши помощники - органы чувств"

Цель : Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи :

Образовательные :

Закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) .

Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

Развивающие : развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Методы и приемы :

Наглядные (показ, демонстрация) ;

Словесны( беседа, вопрос-ответ) ;

Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения, опыты) .

Педагогические технологии : личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологи : динамическая пауза, смена видов деятельности.

Средства обучения:

Демонстрационный материал,ИКТ, наборы для опытов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ребята, к нам сегодня в школу прислали посылку от веселого художника. Распаковываем и смотрим. (В пакете раскраски письмо).

Письмо.

Уважаемые ребята, я веселый художник. Я отправляю вам эти рисунки и думаю, что человеку не нужны глаза, рот, нос, уши, ведь с ними столько проблем. Главное у человека- это голова, ведь в голове есть головной мозг, который за все отвечает. Ребята помогите мне разобраться в этом вопросе.

(Показывает рисунки людей) - Ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки? Что с ними не так? Что забыл нарисовать художник?

Художник не нарисовал глаза, рот, нос, уши. Художник хочет посмотреть какие вы внимательные, умные, что вы знаете о строении человека, все это сегодня мы и проверим на занятие, а в конце занятия у нас должны появится на этих рисунках все недостающие органы. Сейчас я раздам вам эти рисунки и на протяжение всего занятия мы их закончим.

Хотите получить новые знания о своих органах и своем организме? (Да) .Тогда давайте начнем работать и тема нашего необычного занятия «Наши помощники – органы чувств».

Сегодня вы будете исследователям и с помощью различных практических опытов, опроса, индивидуальной работы и различных игр вы узнаете какие органы являются органами чувств, для чего они нужны человеку и как за ними ухаживать. Нам надо доказать художнику, что без наших помощников - органов чувств мы не сможем полноценно существовать и чувствовать окружающий мир.

В конце занятия подведем итог, и вы себя оцените так, как считаете нужным соответственно вашей работе на занятие. Для этого у вас на партах лежат человечки, а на доске нарисована лесенка успеха и вы прикрепите своих человечков на соответствующую ступеньку.

Ответьте мне кто такой командир нашего организма? (Ответы детей)

Да, правильно, это мозг, посмотрите на Слайд №1.

Скажите почему мозг мы называем командиром?

А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою ?

Да, действительно мозг управляет всем организмом и в нем содержится очень много различной информации. Наш мозг обладает памятью запоминать звуки, запахи, цвета, предметы, а какие органы ему в этом помогают?

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить (Глаза, уши, нос, пальцы.)

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир и чувствовать все вокруг, и поэтому мы называем их нашими помощниками органами чувств.

Как вы уже поняли исследовать вы сегодня будите органы чувств.

1. Чтобы вам понять какой первый орган чувств вы будете изучать, отгадайте загадку: “ Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.” (глаза)

Проведем с вами первое исследование: закройте глаза, какой предмет я сейчас достала? Вы не знаете, а почему? Правильно, потому что вы не видите. Открывайте глаза и посмотрите, что же у меня в руках. Опишите этот предмет. Получается, что с помощью глаз вы можете видеть, что происходит вокруг, какие перед вами предметы, вы можете описать цвет, размер, форму, материал.

Теперь закройте глаза еще раз и попробуйте на своих партах найти карандаш. Скажите легко ли было? Зрение также помогает ориентироваться в пространстве.

После этих исследований, кто мне скажет для чего нам нужны глаза?

Правильно, глаз- орган зрения.

Посмотрите на СЛАЙД № 2 это строение глаза. Кто из вас знает что-нибудь о строение глаза? Скажите, как вы думаете зачем нам брови и ресницы? Почему иногда глаз называют- глазное яблоко?

Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Кто знает, как беречь свое зрение?

Сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание: если это опасно для наших глаз вы закрываете глаза руками, а если это полезно и нужно, то показываете вот так (палец вверх).

    Колющие и режущие предметы;

    Тереть глаза грязными руками;

    Есть овощи;

    Играть долго в компьютер;

    Беречь глаза от солнца;

    Смотреть близко телевизор;

    Умывать лицо с мылом;

    Гулять на свежем воздухе;

Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы доказали, что глаза нам нужны, чтобы видеть. Нарисуем нашим людям глаза.

Повторение: глаза-орган зрения

2. Вы отгадаете чему будет посвящено следующее исследование, если внимательно послушаете стихотворение?

У собаки для дозора,

Чтобы лучше слышать вора.

Кошке - чтобы слышать мышку

И на улице мальчишку.

Зайцу - ушки на макушке

Знать про волка на опушке.

У ушанки - греть зимой

Нас, когда бежим домой.

Ну а старший брат на уши

Вешает лапшу Катюше.

Птица С.

Да, молодцы вы правильно догадались это уши. Как вы думаете, не видя, а только слушая ушами вы можете догадается, что происходит вокруг?

Давайте проведем еще один эксперимент: сейчас вы прослушаете различные звуки, вы должны внимательно слушать и запоминать, что же вы услышали, а затем вы расскажите, что узнали.

Начнем:

    первая аудиозапись звуков природы.

    вторая запись музыкальные инструменты.

Расскажите, что же вы смогли услышать и понять.

Какой орган помог вам услышать звуки? (Уши)

Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? (слуха )

Давайте посмотрим на СЛАЙД № 3 как же выглядят наши ушки снаружи и внутри. Кто знает почему говорят ушная раковина? Она определяет, откуда, т.е. с какой стороны, поступает звук или звуки.

В слуховом проходе расположена барабанная перепонка, если чистить уши неосторожно и глубоко ватной палочкой, то можно ее повредить.

Вспомните какие правила по уходу за ушами вы знаете?

Давайте еще раз повторим все правила.

1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить только ватными палочками.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами.Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Защищать уши от холода и сильного ветра.

5. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт бусинка или насекомое, обратись к врачу!

Все запомнили, как заботится об ушах?

Давайте сейчас проверим какой у вас слух и поиграем в игру «Узнай по голосу». К доске выходит один человек и становится спиной ко всем, я показываю на ученика, он произносит имя стоящего, а тот должен узнать кто это сказал.

Молодцы, слух у вас отличный и уши в полном порядке, а наши люди на картинках так и остались без ушей, давайте дорисуем им уши.

Повторим:Уши - это орган слуха.

3. Разгадайте следующую загадку:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

Да вы правильно угадали, еще один орган чувств- это нос.

Кто скажет зачем нам нужен нос?

Действительно нос ощущает запахи. Давайте с вами проведем небольшое исследование. Сейчас вы по очереди будите подходить ко мне и по запаху определять, что это. (чеснок, апельсин, стиральный порошок, кофе, мыло, соль, вода, духи, лекарство). То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху, однако если этот предмет имеет запах. Вот, например, вода и соль не пахнет ничем.

Умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос –это орган обоняния.

А как вы думаете еще для чего нужен нос? Конечно, чтоб дышать, а еще чтобы разговаривать.

Следующий эксперимент: зажмите нос и произнесите что-нибудь, речь стала нечеткой, гнусавой и неприятной, поэтому нос нужен и для правильной и понятной речи и хорошего голоса.

Посмотрим на строение носа, СЛАЙД № 4. Вы видите, что нос соединен с ротовой полостью и чтобы защитить нас от пыли, микробов и холодного воздуха в носу есть волоски, которые задерживают пыли, а пока воздух идет через нос он еще и нагревается.

Давайте и у людей на картинках пусть появится этот важный орган обоняния – нос.

Повторим: нос- орган обоняния.

Физ. минутка

4. Перед вами на столе стоят стаканы. В них налита солёная и сладкая вода. Можете ли вы с помощью органов зрения или слуха, обоняния определить какая вода в каждом стакане?

Что необходимо для этого сделать?

Значит, нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? (Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)

Как вы думаете какой орган помог вам почувствовать вкус жидкости? (язык)

Какой вывод можно сделать? (С помощью языка человек определяет вкус)

Язык – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?

Язык - орган вкуса.

Язык, орган вкуса, помогает нам отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного и делают это маленькие сосочки, расположенные на поверхности языка. Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.

Мы доказали, что язык нужен человеку иначе мы бы не чувствовали вкус еды. Язык защищен и находится во рту. Давайте и нашим людям дорисуем рты.

Давайте повторим какие органы чувств мы узнали:

глаза- это орган зрении

уши – орган слух

нос- орган обоняния

язык – орган вкуса

5. Исследование органа осязания

Игра «Узнай, что в мешочке»

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в коробке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.).

Попробуйте определить на ощупь предмет в мешке. (Учащиеся надевают рукавичку и пытаются определить предмет)(резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко) Все ли предметы одинаковые на ощупь?– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет? (Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, но точно назвать не могут).

А теперь снимите рукавичку и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из коробки)

Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)

Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи, на руке есть кожа.)

Значит, кожа тоже наш помощник?

Что мы ощущаем с её помощью?

На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета. Кожа – это орган осязания. Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело.

6. Итог занятия

Вот и закончилось наше исследование. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и старательными исследователями.

Что вы исследовали сегодня?

Как называются эти органы?

Какие органы чувств вы узнали?

Сколько у человека органов чувств?

Для чего они нужны человеку?

Помогли мы веселому художнику разобраться?

Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками?

Чем же помогают нам органы чувств?

Органы чувств – это наши помощники. (Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире и облегчают нашу жизнь, показывают нам разные признаки и свойства.)

7. Применение нового знания

Сейчас мы проверим насколько хорошо вы поняли сегодняшнее занятие.

Задание: Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств, которые помогут их распознать. Приложение №1.

8.Рефлексия

На доске нарисована лесенка успеха:

    первая ступень – я ничего не понял и ничего не запомнил на занятие

    вторая ступень – я все понял, но не все запомнил

Цели: помочь детям ближе познакомиться друг с другом; научить общаться друг с другом.

Программное содержание:

Закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаем

Уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеют зрение, вкус, обоняние и осязание.

Воспитывать потребность быть здоровыми.

Продолжать учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния.

Повышать интерес к своим сверстникам, поддерживать чувство общности и необходимости друг в друге.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Способствовать развитию в детях уверенности в себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Наши помощники – органы чувств».

Цели: помочь детям ближе познакомиться друг с другом; научить общаться друг с другом.

Программное содержание:

Закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаем

мир.

Уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеют зрение, вкус, обоняние и осязание.

Воспитывать потребность быть здоровыми.

Продолжать учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния.

Повышать интерес к своим сверстникам, поддерживать чувство общности и необходимости друг в друге.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Способствовать развитию в детях уверенности в себе.

Организационный момент.

Восп. Дети, мы сегодня с вами оправимся в необычайное путешествие и посетим Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проходят исследования наших органов чувств. Скажите, какие органы чувств вы знаете? (Глаза, уши, нос, язык, руки) Они помогают нам познавать мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. Отправляемся в путь. Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы поймете, какой орган чувств исследуют в этой лаборатории.

На ночь два оконца,

Сами закрываются,

А с восходом солнца Сами открываются.

Дети. Это глаза.

Восп. Да, в этой лаборатории изучают глаза. А для чего нужны нам глаза? (Ответы детей) Значит, глазами мы видим мир. Как же беречь глаза? (Ответы детей) Если глаза заболят, нужно обратиться к врачу. А сейчас мы с вами сделаем зрительную гимнастику.

Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 мин (6 раз)

Быстро моргать глазами в течении 10-15 сек, затем повторить тоже 3 раза с интервалом в 7-10 сек

Пальминг - потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими на 30-40 сек закрытые глаза, чтобы полностью огородить их от попадения света. Открыть глаза.

Восп. Посмотрите, глаза у всех отличаются цветом и формой. А знаете ли вы какого цвета у вас глаза? (Ответы детей)

Игра «Определи по глазам, кто это»

Детям предлагается рассмотреть их фотографии, на которых не закрыты только глаза Дети рассматривают их и отгадывают, кто на них изображен.

Восп. Отгадайте следующую загадку:

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят.

Дети. Это уши.

Восп. Да, в следующей лабаратории изучают ухо. (Тихо) Все сядьте на ^ ц.чики. (Дети садятся) А почему вы сели?

Дети. Потому что услышали, что вы сказали.

Восп. Чем вы это услышали? (ответы детей) А для чего нам нужны уши?

Какие правила нужно помнить, чтобы уши не болели и хорошо слышали?

Игр овое задание «Какой музыкальный инструмент звучит?»

На столе перед детьми лежат муз. инструменты: бубен, металлофон, колокольчик, погремушка. Дети встают спиной к столу. Воспитатель предлагает им отгадать на слух какой муз.инструмент прозвучал.

Восп . А теперь перейдем в следующую лабораторию. Отгадайте загадку:

«Между двух светил в середине я один»

Дети. Это нос.

Восп. Зачем нам нужен нос?

Дыхательное упражнение

Восп. Представьте себе, что вы находитесь в лесу. Вдохните глубоко носом и медленно выдохните.

Восп. Вы сказали, что нос помогает определить разные запахи. Сейчас мы это проверим.

Игра «Узнай по запаху»

Детям предлагается следующая ситуация: во время полета космонавта необходимы разные продукты питания, которые лежат в баночках. Но этикетки с названиями отклеились. Детям нужно определить, что находится в каждой баночке: апельсин, лук, лимон. Дети нюхают содержимое и называют его.

Восп. В следующей лаборатории изучают орган чувств язык. Дети, для чего нужен язык? (Ответы детей) Давайте немного поиграем с языком.

Артикуляционная гимнастика

  • «Холодно - жарко»: открыть рот и положит широкий язык на нижнюю губу, посчитать до 5; спрятать язык, закрыть рот, посчитать до пяти.
  • «Качели»: открыть рот и медленно поднимать язык вверх и опускать вниз.
  • «Часики»: открыть рот и медленно двигать языком влево -- вправо до уголков рта.
  • «Лошадка»: поцокать языком.

Восп. Язык делится на участки, каждый из которых отвечает за определённый вкус. Какие вкусы вы знаете? Что бывает сладким, горьким, кислым, соленым? (Ответы детей)

Игра «Определи на вкус»

Детям предлагается определить на вкус разные продукты: яблоко, банан морковь, капусту, печенье, конфету.

Восп. Мы сказали, что еще язык нам нужен для общения. А скажите, как люди знакомятся друг с другом? (Дети называют свои имена) Давайте поиграем с мячом в одну очень интересную игру.

Игра «Придумай ласковое имя»

Дети передают друг другу мяч и называют при этом уменьшительно

ласкательное имя соседа по игре.

Восп. Вы сказали, что с помощью языка мы можем общаться друг с другом, а еще можно общаться с помощью мимики и жестов.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Педагог произносит слово «солнышко» - дети бегают и резвятся. Как только звучит слово «туча», дети прячутся под «зонтиком».

Восп. А теперь улыбнитесь друг другу. Дети, когда вам бывает радостно? (Ответы детей) А когда грустно? (Ответы детей)

Давайте нарисуем с вами «настроение».

Детям предлагается изобразить эмоции радости и грусти на «солнышке» и

«тучке».

Восп. Дети, а из - за чего вы можете разозлиться? (Ответы детей)

Есть много способов помочь себе и другому человеку преодапеть плохое настроение и злость. Например, поиграть в игру.

Словсстная игра «Волшебные слова»

Дети становятся в круг, передают друг другу сердечко, говоря при этом добрые слова

Мы с вами ребята дружим, давайте возьмемся за руки и вспомним наш

девиз:

Как мы весело живем,

Дружно песенки поем,

Можно весело смеяться.

Пошутить, побаловаться И поспорить иногда,

Ну а драться - никогда!

Восп. А что вы чувствуете, когда держите друг друга за руки? (Ответы

детей)

Сейчас мы с вами оказались а лаборатории, где изучают последний орган чувств - руки. Дети, а для чего нужны руки? (Ответы детей)

Мы с вами уже хорошо знаем друг друга, что смогли узнать по глазам. А давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами по рукам.

Игра «Жмурки»

Детям предлагается с закрытыми глазами узнать друг друга по рукам.

Восп- Ребята, мы с вами побывали в Институте здоровья, поговорили о значимости органов чувств, которые называем нашими помощниками.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся.

И какие же слова

Говорим мы, уходя?

Дети говорят слова прощания.


Понравилась статья? Поделитесь ей