Контакты

Сфера понятия "переходное право" и его политико-правовое значение на примере россии. Политическая сфера Политико правовая сфера общества

Политико-правовая сфера представляет собой подсистему общества, ответственную за выполнение управленческой и регулятивной деятельности. Эта сфера - сравнительно поздний продукт общественно-исторического развития. Она возникает на той стадии человеческой истории, когда под воздействием усложняющейся материально-производственной и духовной деятельности людей усиливается социальная дифференциация первобытного общества. Появляются группы и общности людей, интересы которых начинают не просто различаться, но и вступать в непримиримые противоречия друг с другом, что, безусловно, привнесло элементы дезорганизации и повышенной конфликтности в человеческие взаимоотношения. Традиционные для родоплеменного строя механизмы распределения материальных благ и регуляции взаимоотношений между людьми и их группами, опирающиеся на кровнородственные связи, авторитет общественного мнения, силу вековых обычаев и традиций, оказались неспособными эффективно разрешать социальные противоречия, с которыми первобытное общество ранее не сталкивалось. С развитием и обострением этих противоречий возникла объективная необходимость в принятии специальных мер по сохранению обществом своей целостности. Решение данной задачи и привело к созданию принципиально новых механизмов нормативно-властного упорядочения усложняющихся социальных связей, новых форм общественного контроля за поведением людей и заключения этого поведения в рамки, отвечающие интересам общества в целом.

Как свидетельствуют современные исторические и этнографические данные, формирование новых механизмов нормативно-властного регулирования общественной жизни происходило не непосредственно на базе социально-классовой борьбы и классового господства, а складывалось спонтанно в ходе естественного развития самого первобытнообщинного строя из сложных надобщинных структур управления. Со временем эти надобщинные организационно-управленческие структуры становятся относительно самостоятельными социальными образованиями - органами власти, замкнутыми и закрытыми от породившего их общества. Появление таких образований на поздних этапах эволюции первобытнообщинного строя можно считать признаком формирования зачатков первых государств - протогосударств. Возникновение протогосударств - это своеобразный диалектический скачок-переход человечества из одного качественного состояния в другое, из предыстории в цивилизацию. В различных регионах Земли и у разных народов в силу неравномерности их исторического развития этот переход происходил в разное время, растянулся на века и даже на тысячелетия. Первые цивилизации, как и первые протогосударства сложились на Востоке в 4-3 тысячелетиях до новой эры.

Появившись еще на заре человеческой цивилизации политико-правовая сфера общества не просто сохранилась, но, постоянно развиваясь и совершенствуясь, стала занимать все более важное место в человеческом сообществе. Сегодня уже трудно представить общественную жизнь без политико-правовых механизмов ее регулирования.

Политико-правовая сфера общества охватывает собой то социальное пространство, где зарождаются и функционируют политические и правовые отношения и осуществляют свою деятельность соответствующие институциональные формы организации общественной жизни, использующие механизмы нормативно-властного регулирования и управления общественной жизнью - политические и правовые институты.

Политические институты функционально связаны с отношениями между социальными группами, классами, нациями по поводу создания и использования органов публичной власти (государства) для реализации их интересов и управления общественными делами. Правовые институты реализуют потребность общества в регулировании и контроле за поведением людей на основе норм и правил, устанавливаемых и охраняемых государственной властью. Управленческая и регулятивная деятельность общества, осуществляемая посредством данных институтов, и составляет основное содержание политико-правовой сферы.

Политико-правовой сфере принадлежит важная роль в создании оптимальных условий для функционирования и развития общественного организма. От уровня развития политико-правовой сферы, что проявляется в ее способности адекватно отражать в своей деятельности многообразие интересов и целей различных социальных групп и общностей людей, находить приемлемые для большинства населения формы и методы решения хозяйственно-экономических, социальных и других общественно-значимых проблем, в значительной степени зависит стабильность общества как целостного образования, его благополучие и процветание.

Вопросы управления общественной жизнью, регулирования человеческих взаимоотношений с помощью политических и правовых механизмов привлекали внимание многих известных философов, посвятивших им специальные исследования. Свидетельством тому являются такие, ставшие классическими, труды по политической и правовой философии, как «Государство» и «Законы» Платона, «Политика» Аристотеля, «О государстве» и «О законах» Цицерона, «Государь» Макиавелли, «Левиафан» Гоббса, «О государственном правлении» Локка, «Политический трактат» Спинозы, «О духе законов» Монтескье, «Об общественном договоре» Руссо, «Метафизические начала учения о праве» Канта, «Основы естественного права» Фихте, «Философия права» Гегеля, «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса и др.

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

Политическая сфера. Эта подсистема общества связана с властными отношениями, государством и государственным устройством, с реализацией организационно-управленческой функции социальной системы.

Политическая сфера представляет собой сложную, развивающуюся, исторически конкретную систему государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения.

Власть – это форма социальных отношений, связанная со способностью одних социальных субъектов подчинять своей воле деятельность других с помощью государственно-правовых средств и в соответствии со своими потребностями и интересами.

Основными элементами политической системы являются государство, политические партии, общественные организации и движения.

Государство – это основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью – правом устанавливать и регламентировать нормы общественной жизни в пределах определенной территориальной целостности и использующий легитимные формы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Легитимность насилия как специфического свойства государства обеспечивается различными внутренними основаниями: традициями, популярностью лидера (харизмой), рационально-добровольным признанием гражданами юридических норм.

Государство возникает объективно, в процессе усложнения общественной жизни как потребность в регуляции отношений между социальными группами и отдельными подсистемами общества. В социальной философии существует несколько концепций происхождения государства:

– христианско-теологическая, обоснованная в трудах Августина Блаженного, Фомы Аквинского. Трактует необходимость государства как результат слабости человека, его потребности в соборности, стремления к высшим образцам;

– договорная, разработана в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо. Теория общественного договора основана на понимании государственности через индивидуально-рациональное начало в человеке. Согласно этой теории любой народ проходит в своем развитии две стадии: естественную, догосударственную, и гражданскую, государственную. На первом этапе жизнь регулируется нормами естественного права, на втором – юридической законностью и моральными нормами. Гарантом прав, чести и достоинства, собственности и свободы граждан выступает государство, которому люди передают часть своих прав сознательно, на основе коллективного соглашения – общественного договора;

– классовая, представлена в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Объясняет возникновение государства в результате разделения труда, появления частной собственности и имущественного неравенства, возникновения классов. Государство, как и вся политическая организация общества, представляет собой надстройку над экономическим базисом. В этой связи формулируются законы об определяющей роли базиса по отношению к надстройке и об относительной самостоятельности самой надстройки.

Политическая система предполагает особый вид деятельности, поэтому в каждом обществе складывается своя политическая элита, т.е. правящая группа, которая имеет доступ к инструментам власти. Элита консолидируется в особые организации – клубы, кабинеты, партии.

Политическая партия – это общность людей, организационно и идеологически связанных, выражающих интересы определенных социальных групп и преследующих цель реализации этих интересов путем участия в государственной власти.

Актуальной в современной философии является проблема взаимодействия государства и гражданского общества. Степень развитости гражданского общества и характер его отношений с государством существенно определяют вектор развития социальной системы, формы политического участия отдельных людей, перспективы демократии, свободы, творчества. Исследование этого комплекса проблем инициировано представителями неомарксизма.

Гражданское общество – это целостная совокупность добровольных объединений граждан, самостоятельно регулирующих некоторые виды деятельности и социальные связи. Институты гражданского общества регламентируют свою деятельность независимо от государственных институтов, но государство, со своей стороны, призвано обеспечить эту свободу необходимыми правовыми гарантиями.

Таким образом, политическая сфера представляет собой особый вид деятельности и поэтому формирует определенный тип общественного сознания.

Конкретные проблемы и аспекты политической сферы жизнедеятельности общества рассматриваются в содержании учебной дисциплины «Политология».

Задания

1. Определите с объяснением критериев выбора, к какой социальной группе Вы относите себя, своих родственников и знакомых?

2. Какие причины производственных конфликтов Вы считаете наиболее существенными в настоящее время?

3. Проведите сравнительный анализ понятий «социальная система», «культура», «цивилизация».

Политико-правовая сфера жизни общества

Потребности. Интересы. Цели.

Источники и движущие силы развития общества

В качестве движущих сил развития общества в истории философии назывались развитие техники (в современной науке представители такого рода взглядов называются технократы), борьба культуры и религии, классовая борьба (в философии марксизма), развитие высших абсолютных сил, деятельность ʼʼАбсолютного Духаʼʼ (религиозные мыслители).

Потребности – нужда или крайне важно сть в чем-либо.

Интересы (interest – важный, значимый) – осознанная потребность.

Цель – предвосхищение результатов деятельности в сознании людей.

Внутренним источником общественного развития является противоречие между реальным уровнем развития на каждый отдельный момент времени и желаемым уровнем развития. Это противоречие порождает потребности. Οʜᴎ, становясь осознанными, превращаются в интерес. Интересы приводят к постановке целœей и деятельности по ее достижению. Цель достигается через деятельность, в связи с этим деятельность людей и является главной движущей силой развития общества. Достигнутая цель приводит к постановке новых потребностей, превращению их в интерес, постановке новых целœей и деятельность по их достижению и так бесконечно...

Politike - государственные или общественные дела.

Политические отношения – политико-правовая сфера общественной жизни, направленная на регулирование отношений власти и управления на достижение стабильного существования общества (идеального).

Самое короткое определœение политики: политика – отношение по поводу власти и управления. Стержнем политики, ее сущностью является власть.

Власть - ϶ᴛᴏ способность и возможность (должны иметь место одновременно) провести или навязать свою волю другому человеку, группе лиц или всœему обществу.

Власть является системообразующей характеристикой общества. Любая власть удерживает общество от распада, сохраняет его как целостную систему. Власть, как общественное явление, гораздо старше государства, как главного носителя власти за последние 5500 лет. В догосударственном обществе также существовала власть. Ее называли социальной властью.

Признаки социальной власти :

· Социальная власть – не выделившаяся из общества власть и ее носителями были всœе взрослые люди первобытной общины.

· Социальная власть – проявление своеобразной первобытной демократии. Эти же люди реализовывали принятое решение, они же несли ʼʼответственностьʼʼ за принятое решение.

Признаки государственной власти:

· Это выделившаяся из общества власть. Ее носителями являются специальные люди, их называют чиновники, администраторы, управленцы и бюрократы (бюро – стол для бумаг, крат - власть).

· Это сложная структура, в большинстве современных стран она существует и функционирует на базе принципа разделœения (на законодательную, исполнительную и судебную). Большой процент государственных чиновников по отношению численности населœения в стране говорит о неэффективности государственной власти.

Цели политики:

· Сохранение целостности общества, жизнеспособности.

· Захват чужих территорий.

· Защита собственной территории.

· Установление личного господства, личной власти (эта цель особенно характерна для ранних государств; не исключается такая цель и в современной политической жизни).

· Национальное единство и процветание нации (благородная, но редкая цель).

· Распространение и даже навязывание определœенной идеологии (совокупность идей, выражающих интересы определœенных общественных групп).

Средства, методы политики:

1. Цивилизованные методы достижения цели:

· дипломатия (искусство договариваться, не прибегая к силе);

· достижение консенсуса (согласия) путем взаимных уступок.

2. Нецивилизованные способы достижения политических целœей:

· насилие (физическое и психологическое);

· популизм (заигрывание с народом путем раздачи обещаний заведомо невыполнимых или таких, которые не собираются выполнять);

Основные разновидности политической власти:

1. государственная власть;

2. власть политической партии;

3. власть местного самоуправления (municium – самоуправляющаяся община).

Политико-правовая сфера жизни общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Политико-правовая сфера жизни общества" 2017, 2018.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СФЕРА

Введение

1. Человек и политика

4. Роль гражданского общества

Введение

Власть - политический и экономический феномен, описывающий систему господства-подчинения и предполагающий наличие субъекта власти, центр и источник власти, определенное оформление властных отношений (законы).

Государство - общность людей, объединенных одной территорией, общими правовыми законами и публичной властью, а также налогами.

Гражданское государство -сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.

Правовое государство - правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Политика - одна из форм деятельности по управлению общественными отношениями и связями, возникающими между людьми в процессе создания материальных и духовных ценностей. Политика включает в себя следующие элементы: власть, политические отношения, политические организации, политические интересы и идеи.

1. Человек и политика

Современные представления о взаимоотношениях личности и политики, сформировались под влиянием двух методологических ориентиров политической науки. Первый - институциональный анализ, истоки которого находятся в классической политической мысли. Второй - поведенческий подход, разработанный во второй половине XX века. Для институционального анализа характерен интерес к философским, нравственным, ценностным, культурным и историческим элементам политики в их соотношении с природой человека. Данный анализ позволяет выделить две теоретические модели описания, понимания и объяснения взаимодействия человека и политики: «подчинения» и «интереса». Каждая из них характеризует различные механизмы включения человека во власть. В условиях функционирования модели подчинения, действующей в обществе с достаточно высокой степенью регламентации, происходит взаимодействие механизма отбора, контроля и предписания. Необходимость такой модели мотивируется природой человека: неразумной, эгоистичной и, следовательно, нуждающейся в контроле. Основные элементы этой модели были замечены еще Аристотелем, полагавшим, что властвование и подчинение не только необходимы, но и полезны, так как заложены в самой природе людей, среди которых одни от рождения предназначены к подчинению, другие к властвованию.

Фундаментальные же основы ее были разработаны Т. Гоббсом, полагавшим, что врожденный инстинкт человека - «вечное и бесконечное желание все большей и большей власти. Мало того, там, где нет власти, способной держать в подчинении всех, люди не испытывают никакого удовольствия (а, напротив, значит горечь) от жизни в обществе»Гоббс Т. Избр. произв. в 2-х тт. - М., 1964. Т.2. - С.149-155. . Власть - источник всех этических норм. Эта идея Гоббса была поддержана и исследована как элитаристами, согласно которым нормальное функционирование социума возможно там, где имеет место наличие компетентной власти меньшинства над большинством, так и эгалитаристами - сторонниками демократических традиций, по утверждению которых отдельные индивиды во имя общей свободы обязаны отказаться от «жажды» власти и руководствоваться только в соответствии с «общей волей» социума. Новые мотивы, объясняющие необходимость подчиненного положения личности вводят современные политологи: во-первых, оправданием ее управленческих задач, так как современное общество является созревшей меритократией, где власть основана на признании заслуг (Д. Белл, С. Липсет, У. Мур); во-вторых, обеспечением константной и стабильной демократии, в основе которой требование «политики для политиков» (Р. Даль, У. Корнхаузер, Дж. Шумпетер); в-третьих, достижение большего равенства (Дж. Роулз, Г. Гэнс). Таким образом, личность в модели «подчинения» выступает в роли пассивного объекта управления, нуждающегося в механизмах, способных обуздать ее несовершенную природу.

Иная модель «интереса» была разработана первоначально в произведениях А. Смита и Г. Спенсера, в которых взаимоотношения личности и власти рассматриваются опосредованно, сквозь призму личного интереса как источника социальной активности. В этой модели социальный и политический порядок возможен в результате сочетания интересов различных групп социума. Поэтому, важна не сила подавления, а рациональное осознание людьми личных выгод от объединения общих усилий. Существует два типа этой модели:

в основе «концепции благоразумных интересов» любая власть - источник угнетения человека;

в основе «концепции конкурирующих интересов» лежит порядок как непреднамеренное следствие взаимодействия между индивидами.

Самое главное в модели «интереса» рассмотрение личности как субъекта политической деятельности.

Сторонники «поведенческой ориентации» в анализе взаимоотношений человека и власти полагают, что стремление к власти - это один из природных признаков человека, его эмоций и инстинктов, воспроизводящих отношения господства и подчинения (З. Фрейд, Адлер, Райх, Э. Эриксон, К. Юнг, М. Блок, Г. Лассуэлл, С. Московичи, Ф. Гринстайн и др.).

Превращение индивида в социальное существо говорит о появление у него потребности в статусе, в том числе в такой ипостаси, как «инстинкт власти» или «потребность власти». Потребность власти имеет давнюю исследовательскую традицию в политической психологии. В настоящее время существует множество концепций потребности во власти: А. Адлер, Э. Фромм, Ю. Козелецкий, П. Кууси, Г. Лассуэлл, Д. Маклелланд, Дж. Аткинсон, Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал и т.д. Так, Е.Б. Шестопал выводит три причины из-за которых власть может быть желанна: чтобы доминировать над другими и ограничивать действия других, создавать для них определенную депривацию; чтобы другие люди над ним не доминировали и не вмешивались в его дела; чтобы осуществлять политическое достижениеГозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-на-Дону, 1996. - С.108. .

Но наибольший интерес представляет психологическая концепция С.Б. Каверина, который из построенной им классификации потребностей личности, названные им базовыми выводит потребность власти как квазипотребность, складывающуюся по крайней мере из пяти базовых: потребность в свободе, гедонистическую потребность, потребность в самоутверждении, потребность в самовыражении, потребность быть личностью. В результате анализа вышеперечисленных потребностей он утверждает, что при комбинировании тех или иных потребностей формируются типы личности, каждому из которых характерно свое видение власти, «определяемой доминирующей потребностью»Каверин С.Б. Потребность власти. - М.: Знание, 1991. - С.18. .

Все данные им были сведены в таблицу. Из нее можно выделить пять условных типов личности, стремящихся по тем или иным критериям к власти: нонконформист, конформист, диктатор, авантюрист и демократ. Стремление к власти различно у людей. Иногда оно бывает снижено у представителей слабого типа нервной системы, с характерной им робостью и неуверенностью в себе. Данная потребность бывает неярко выражена у людей, которые полностью увлечены другой деятельностью, а также у индивидов недееспособных, невротиков, имеющих трудности в коммуникативном общении. Кратическая потребность - это комплекс устремлений человека к получению влияния на индивидов и сообществ, используя такие средства власти как принуждение и привилегии и т.д.Козелецкий Ю. Человек многомерный. - Киев: Лыбидь, 1991. - С.83. Ю. Козелецкий полагает, что «в случае возникновения расхождения между притязаниями на руководство и реально наличными властными возможностями рождается мотивационное напряжение и человек старается повысить имевшийся у него до сих пор уровень контроля над другими людьми, стремится умножить свое экономическое и политическое влияние»Там же. С.85. . Отсюда кратическая потребность чаще всего формируется на основе эгоистических интересов. Так, Мак-Клелланд пришел к выводу, эта потребность проявляется в двух формах: 1) эгоцентрическая - человек стремится к власти по причине того, что обладание ею дает ему удовлетворение; 2) социоцентрическая - власть позволяет достичь определенных общественных целей. В жизни эти две формы взаимосвязаны, правда, часто к власти приходят личности с различными аномалиямиMcClelland D.C., Burnham D.H. Power as the Great Motirator//Harvard Business Pewiew, 1976, P.54. .

Отношение к власти

Преобладающая

потребность

Условное обозначение типа личности

Власть как стремление к независимости и самостоятельности

Потребность в свободе

Нонкомформист

Власть как источник материального благополучия или других личных выгод

Гедонистические потребности

Конформист

Власть как преобладание, господство над другими, источник престижа, высокого статуса, славы

Потребность в самоутверждении

Диктатор

Власть как игра

Потребность в самовыражении

Авантюрист

Власть как служение людям, обществу

Потребность быть личностью

Демократ

Жизненная форма человека проявляется во всех ценностных сферах и поэтому ее можно описать, как способность внушить другим индивидам собственную ценностную установку, либо константный, либо как приходящий мотив деятельности. Таким образом, все проявления властных отношений, на взгляд Э. Шпрангера можно, в общем, определить как политические. Отсюда, властный человек - политический человек. Все жизненные помыслы властного человека направлены на службу своим устремлениям. Познание для него - средство осуществления власти. Для властителя обычно на первом месте стоят науки об обществе и человеке; из них он пытается извлечь пользу, которая поможет ему достичь власти и поэтому кратический человек ориентируется на те области теоретического знания, которые помогают управлять людьми в соответствии с его жизненными планами. Экономика для политика, в смысле богатство (как материальное, так и чисто финансовое) всегда является мощным политическим средством. Эстетическое - для кратического человека всего лишь звено в цепи средств осуществления его целей. Но часто властное и эстетическое соприкасаются. Это имеет место лишь тогда, когда кратическим человеком начинает двигать не столько рациональный расчет и знание обстоятельств, сколько безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты оформления и переоформления мирового целого. Именно этими фантазиями обладали многие из великих завоевателей в истории мировой цивилизации. Шпрангер выделяет в социальном плане два типа личностей: чистый политик, занятый только реализацией своих целей, даже если это не соответствует воле всех остальных; тип социально фундированной власти, где властитель осчастливливает народ самим фактом своего правления. В основе кратического человека лежит стремление преобладать над другими. Но в тоже время это весьма абстрактное определение, так как властитель определяется вне зависимости от права и общности. В системе же политических взаимосвязей, по утверждению Шпрангера, верно следующее утверждение: «Только тот, кто послушно следует, требованием высших ценностей, живущих в собственной душе, обладает способностями вести других и подчинять их влиянию собственного ценностного направления»Spanger E. Lebensformen. Geisteswissenschaftliche Psychologie und Ethik der Personlichkeit. Tubingen: Max Niemeyer, 1914. S. 132-157-230. .

Б.А. Леви пишет, что любое учение о человеческом бытие наталкивается на феномен власти. Власть - это символическое воплощение бытия, создаваемое индивидом и социумом, для западного человека, а для восточного человека власть осознается как ценность, как выражение самой тайны бытия. В этом случае власть появляется независимо от человека, как отражение духа вселенной. Поэтому, человек обязан сознательно подчинится этой власти, даже не задумываясь, а ее смыслеLevy B.-H. Barbarie a visage humane. P., 1977. P.225. . Таким образом, власть - это неотъемлемая часть обыденного мировосприятия. Формирование и функционирование современного обыденного миропонимания - сложный и противоречивый процесс, испытывающий влияние, как современной науки, так и различного рода форм сознания и деятельности. Осмысление природы обыденного мировосприятия должно опираться не только на психологические, но и социокультурные основания

2. Происхождение и природа государства

Понятие «государство» введено в политико-правовой обиход сравнительно недавно. Вплоть до эпохи Возрождения для обозначения государства пользовались более конкретными понятиями: княжество, королевство, тирания, республика. Платон известной работой «Государство» не опровергает сказанного, ибо более точный перевод ее названия на русский язык соответствует понятию «Конституция» или «Город-государство». Специальный обобщающий термин «государство» (от итал. - stato), применимый к любой его конкретной форме, ввел Н. Макиавелли. Из итальянского это слово перешло во все европейские языки: (англ. stаtе, нем. к stааt, фр. etat, исп. estadо). Позже мыслители (Руссо и другие) в рамках общества стали различать «гражданское общество», а Гегель окончательно разграничил понятия общества, гражданского общества и государства.

Гражданское общество и государство не всегда были правовыми, хотя последнее всегда принимало законы, системы правовых норм для регулирования отношений своих граждан. Римская империя ни в коей мере не была правовым государством, хотя в ней действовала знаменитая система «римского права», которую называли тогда «писаным разумом» и которая оказала огромное влияние на последующее развитие западной культуры в целом.

Понадобились немалые усилия философов, политических мыслителей, юристов по упорядочению, гуманизации отношений государства и общества. Почему возникло государство. Как известно, первобытное общество людей обходилось без государства. Власти старейшины рода, сельской общины, племенного вождя было вполне достаточно, чтобы общество худо-бедно жило без государства.

Так, согласно психологической теории возникновение государства связывается с гениальной идеей, озарившей вдруг разум какого-то одного человека. Близка к исходным позициям такого объяснения известная теория «общественного договора», смысл которой заключается в следующем: люди, принадлежавшие к разным общинам, постоянно враждовали между собой, совершали набеги, захватывали и убивали чужаков. И когда они, наконец, осознали опасность этого, то договорились учредить государство как некий надобщинный орган власти и управления, передав ему часть своих «естественных прав» в обмен на защиту общих и индивидуальных интересов. Немало сторонников было и есть у классовой теории возникновения государства, разработанной марксизмом: «Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку возникают классы с противоположными, непримиримыми интересами» (В.И. Ленин). И для того чтобы эти классы не «пожрали» друг друга и общество в бесплодной борьбе, возникает государство - как сила, стоящая над обществом, если не примиряющая классовые противоречия, то во всяком случае умеряющая их, т.е. ставящая их в границы определенного порядка (Ф. Энгельс).

Следует сказать, что эта теория исходит в основном из опыта Древней Греции и ее можно объяснить возникновение греческих городов-государств. Однако в ряде случаев эта логическая связь не прослеживается: сначала возникает государство, в силу определенных неклассовых причин, а потом уже возникают классы с их противоположными интересами. Весьма распространен вариант «параллельного» формирования классов и государства.

Так, например, тот факт, что «родиной государства» явился Древний Египет, во многом объясняется специфическими условиями географической среды и, следовательно, жизнедеятельности, жизнеобеспечения местного населения. Одно дело, когда сельская община может брать у природы готовые продукты питания (плоды), когда достаточно бросить в благодатную почву зерно и без особого труда получить хороший урожай, - тогда с образованием государства можно подождать. В Египте же на сотни километров простираются безводные песчаные и каменистые пустыни. Чтобы земля плодоносила, требовались огромные трудовые усилия людей. Земли для посева в долине Нила приходилось отвоевывать у песков, болот и зарослей. Главным занятием египтян было земледелие, и они рыли каналы, строили дамбы и другие ирригационные сооружения. Для поддержания этих сооружений сил рода или даже сельской общины было недостаточно. Требовалась власть, могущая сказать и приказать всем земледельцам, что, как и когда делать. Со временем эта власть оформилась как государство, а люди, связанные с организаторско-управленческой деятельностью, обособились в господствующую социальную группу. В качестве стимула образования государства могут выступать не только внутренние, но и внешние факторы, в особенности угроза нашествия. Со стороны других племен и народов, покорение одних другими. Так, в Китае возникновение государства в XVIII в. до н.э. связывается с покорением племени ся племенем шан.

Формула «возникают классы - возникает государство» не вполне применима и к истории возникновения государства у «варваров», против которых столетиями боролся могучий Рим и которые, в свою очередь, боролись против него и, наконец, в 476 году н.э. покорили. У варваров государства не был, хотя рабы, в частности, у германцев в небольшом количестве, использовались. Были у германцев свои короли и военачальники, но они обладали догосударственной, родоплеменной властью. Королей германцы выбирали по знатности, а военачальников по доблести. При этом у королей не было неограниченной или произвольной власти, а вожди главенствовали скорее потому, что являлись примером. Казнить, заключать в оковы и подвергать телесному наказанию не позволялось никому, кроме жрецов, да и то не в виде наказания и по приказу вождя, а как бы по велению богов.

В последние столетия существования Римской империи многие варвары, особенно из числа германцев, находились на военной государственной службе у Рима, перенимая римские нравы, украшая себя различными римскими титулами. Как подчеркивает французский историк Жак Ле Гофф, эти варвары «выступали не в роли врагов, а в роли поклонников римского политического устройства. Их скорее можно было принять за узурпаторов римской власти». Другими словами, варвары, помимо богатых трофеев, заимствовали у римлян многие принципы организации государства. Не случайно позднее германские монархи именовали свое политическое устройство «Священной Римской империей германской нации».

Как видно, причин возникновения государства было немало и у разных народов они были разными.

Государство - чудовище или чудо? Государство - многоликая, многофункциональная структура и сущность его каким-либо одним образным сравнением или определением выразить невозможно. С одной стороны, любое государство несет в себе принуждение, насилие. С другой, - оно как-то упорядочивает, стабилизирует жизнь людей. Отсюда его разные оценки: «Государство? Что это такое?... Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: «Я, государство, составляю народ». Если где еще существует народ - не понимает он государства и ненавидит его, как дурной глаз и нарушение обычаев и прав» - так говорил древнеиранский пророк Заратустра, если следовать изложению Ф. Ницше.

«Левиафаном», т.е. библейским чудовищем, принижающим человека, называл государство Т. Гоббс в Новое время. Для Платона и Аристотеля главным в государстве было не «чудовищное» начало, связанное с принуждением и насилием, а начало, делающее возможным совместную жизнь людей для достижения счастья. Гегель же вообще обожествлял государство, называя его «образом и действительностью разума», «нравственной идеей».

Поэтому на вопрос: что такое государство - чудовище или чудо? - может быть только один ответ: государство есть и чудовище, и чудо. Эти два образа заслуживают не разделительного союза «или», а соединительного «и». Известный русский юрист П.И. Новгородцев (1866-1924) писал, что «государство не есть только классовое господство, это прежде всего публично-правовое регулирование частной и общественной жизни». Можно сказать и так: государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Вместе с государством появляются города, торговля, письменность, первые научные знания, философские, политические и правовые идеи и учения - при всем том, что оно предполагает господство одного класса или социальной группы над другими. Политическая характеристика государства. На языке политической науки государстве можно определить как особый тип социальных связей и явлении, который (тип) характеризуется следующими существенными чертами: а) отношением власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным измерением.

В этом определении, данном латиноамериканским политологом Л.С. Санистебаном, «схвачен» принципиально важный момент: государство предполагает определенный тип социального поведения людей, юридически регулируемого теми, кто владеет властью, поддерживает нормативный порядок в обществе и имеет возможность при необходимости использовать для этого принуждение.

Французский социолог П. Бурдье, корректируя известную формулу М. Вебера («Государство есть организация, обладающая монополией на легитимное использование физического насилия на определенной территории»), пишет: «Государство есть Икс (подлежащий определению), обладающий монополией на легитимное использование физического и символического насилия на определенной территории и в отношении соответствующего населения». Это значит, что государство существует и объективно - как совокупность институтов и механизмов, - и субъективно - как комплекс структур и категорий мышления и восприятия. Образование государства сопровождается образованием поля власти, т.е. пространства, в котором различные политические силы борются между собой за власть в государстве. В обществе в качестве самостоятельной выделилась сфера политики, политических отношений.

3. Правовое и социальное государство

Среди самых значительных политических идей, призванных преодолеть отчуждение большинства населения от власти и управления, перевести права и свободы личности из области деклараций в область жизненных реалий, первое место принадлежит идеям правового и социального государства и гражданского общества. Движение к правовому и социальному государству, к гражданскому обществу подобно движению познания к абсолютной истине, к которой люди, понимая, что вряд ли наступит время, когда они скажут «мы знаем все», тем не менее стремятся. Развитие западной цивилизации, приведшее к установлению либерально-демократического политического и социального порядка, во многом определяется стремлением к созданию правового и социального государства и гражданского общества.

Предварим дальнейшее изложение несколькими замечаниями о праве вообще и его роли в жизни общества и государства.

Право как регулятор поведения людей. «Право», согласно строго юридической характеристике, есть критерий «юридической правомерности», своего рода социальный знак того, что человек вправе или не вправе делать, как он вправе или не вправе поступать. Жизнь общества и государства была бы попросту невозможна, если бы люди не могли отличать дозволенное от недозволенного. Право при самом широком его понимании состоит в том, что оно дает признаваемую в данном обществе и государстве, их практической жизни обоснованность, оправданность определенного поведения людей свободы (возможности) такого поведения. Причем обоснованность, оправданность, которые так или иначе даны, должны быть признаны в обществе и государстве.

Что и кто устанавливает определенные нормы, правила поведения людей, руководствуясь которыми они, люди, знают: это делать можно, а этого делать нельзя, не положено? Не положено чем и кем? Еще в древнегреческих мифах о деяниях и взаимоотношениях верховного бога Зевса, его жены Фемиды, богини права и законного порядка, их дочерей была вполне отчетливо сформулирована идея о том, что есть право по природе, т.е. естественное право, и право по человеческому установлению, т.е. «позитивное», или «положительное», право.

Естественное право - это совокупность правил, принципов, прав и ценностей, обусловленных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве. То, что идет от природы человека, идет от природы вообще и потому приобретает такую же силу и обязательность, как, скажем, земное притяжение.

Позитивное право - это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся (судами, другими государственными учреждениями) юридически обязательные, императивно-властные решения.

Если естественное право является достоянием человечества с момента его рождения, то позитивное право складывается и развивается в условиях цивилизации, одним из главных признаков которой является государственно-политическое существование людей как народов и наций. Естественного право обеспечивается самой природой человека. Позитивное право, гарантированность действия его норм и установлений обеспечивается государственной властью, ее организующей по характеру и большей частью принудительной по методам силой.

Если до второй половины XVIII в. в Европе господствовало традиционное, этатистское понимание права. Согласно этому пониманию, право определялось как совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных норм (правил поведения) людей. Причем нередко государство персонифицировалось с государем (вспомним напыщенно-горделивую фразу Людовика XIV: «Государство - это я»), а право и закон, закон и государев указ фактически отождествлялись. То со второй половине XVIII в. под правом понимается уже не совокупность норм, установленных или санкционированных государством и выражающих волю господствующих классов, а нечто совершенно другое - нормативная система, которая выражает волю граждан государства и стоит на страже правопорядка и законности. Важную роль в этом сыграл И. Кант, который соотнес понятие права с понятием морали, регламентирующей правителя, и понятием свободы в ее реальном, жизненном выражении. Он отмечал, что «гражданское состояние, рассматриваемое только как состояние правовое, основано на следующих априорных принципах: свободе каждого члена общества как человека; равенстве его с каждым другим как подданного; самостоятельности каждого члена общности как гражданина».

Исходя из понимания права, разработанного во второй половине XVIII в., можно сказать, что правовое государство - это государство, в котором осуществлено верховенство права над властью. Правовому государству должно соответствовать правовое общество и наоборот. В правовом государстве и правовом обществе государство служит своим гражданам. Но нет прав без обязанностей. Поэтому в правовом государстве и правовом обществе гражданин равнообязан с государством: как государство обязано охранять права и законные интересы своих граждан, обеспечивать из социальную защищенность, честь и здоровье, так и гражданин обязан соблюдать законы государства даже в тех случаях, когда он с ними почему-либо не согласен.

Основные отличия правового государства от неправового

Неправовое государство

Правовое государство

Государственная власть не ограничивается никакими законами

Государственная власть осуществляется на основе верховенства права

Разделения властей нет или оно носит формальный характер

Разделение властей носит реальный характер

Права и свободы человека и гражданина не защищены

Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина

Запрещено все, что не разрешено государственной властью

Разрешено все, что не запрещено законом

Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо не практике не соблюдается

Законодательство предполагает презумпцию невиновности и право обвиняемого давать показания только в присутствии адвоката

Национальное законодательство не признает или отрицает приоритет международных правовых актов и норм

Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первыми

В международных отношениях делается ставка на силу в соответствии с принципом «цель оправдывает средства»

В международных отношениях ставка на мирное политико-правовое урегулирование спорных вопросов, следование Принципу «праведные цели не достигаются неправедными средствами»

Небезынтересно отметить, что формула о правовом государстве в большинстве конституций западных стран отсутствует. На конституционном уровне эта формула впервые была зафиксирована в Основном законе ФРГ (1949) и в Конституции Испании (1978), т.е. стран, где ранее господствовали фашистские режимы. В отличие от современной Германии, где термин «правовое государство» (Rechtsstaat) пользуется широким признанием, во Франции соответствующий термин (L"Etat de droit) такого признания не имеет. Французские юристы вопрос о правовом государстве предпочитают решать в практическом плане применительно к отдельным государственным институтам, а не теоретически.

Социальное государство . Одной из важнейших функций государства должно явиться обеспечение всем людям гарантированного минимального дохода. Так, в Швеции на социальные нужды расходуется более 30% валового национального продукта (минимальная пенсия составляет около 7 тыс. долл. в год, а полная пенсия, которую можно получить, проработав 30 лет, составляет приблизительно 60% зарплаты), в ФРГ - 24, в США - 14%.

Социальное государство можно определить как демократическое государство, опирающееся на широкую социальную основу и проводящее активную и сильную социальную политику, направленную на повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населения, защиту и реализацию прав и свобод граждан, на создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, на поддержание неимущих и малоимущих слоев, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов.

4. Роль гражданского общества

Известный западный политолог А. Арато вместо традиционного дуализма «государство - гражданское общество» предлагает пятистороннюю («пятичастную») конструкцию, включающую в себя: 1) экономическое общество, выделяемое на основе форм собственности; 2) чисто экономические ассоциации и союзы; 3) политическое общество, выделяемое на основе избирательного права и политических партий; 4) гражданское общество, выделяемое на основе прав в области коммуникации; и 5) гражданские ассоциации и движения.

При любом подходе гражданское общество суть относительно самостоятельное общественное образование как по форме, так и по содержанию исполняемых функций. Главное в этом отношении заключается в том, что гражданское общество призвано контролировать государство, которое в свою очередь призвано служить обществу.

Что такое гражданское общество? Можно сказать, что гражданское общество - это негосударственная часть общества, основанная на автономии индивидов. Это семья, школа, добровольные организации и союзы, духовным выразителем интересов которых является общественное мнение.

До XVII-XVIII вв. гражданское общество в большинстве европейских государств находилось в загоне. Как бы отвечая на призыв Руссо «найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общей силой личность и имущество каждого», появляются различные политические и религиозные корпорации, купеческие гильдии, кооперативы и, наконец, профсоюзы. Гражданское общество в соответствии с общими интересами вступает с государством в особые отношения. Суть последних И. Фихте видел в том, что между государством и индивидом заключается своего рода договор, по которому индивид соглашается на определенное ограничение своей свободы и обязуется подчиняться общим установлениям государства, а государство в ответ на это гарантирует обеспечение безопасности индивида и его собственности. Кстати говоря, именно частная собственность, согласно классическим представлениям западных мыслителей, идущих от Ж.Ж. Руссо и Г. Гегеля, является экономическим фундаментом гражданского общества.

Известная английская пословица «Мой дом - моя крепость» имеет не только буквальный, но и глубокий обобщающий смысл. Если у человека есть свой «дом», т.е. собственность и если эта собственность надежно защищена законом, то он обретает уверенность, держит себя с достоинством перед властью любого уровня вплоть до государственной. Здесь гражданское общество выступает как образование, главным действующим лицом которого является «человек-собственник». Нет, это не элитарное общество Форсайтов, не закрытый аристократический клуб, а демократическое общество тех, кто чем-то владеет: средствами производства, денежным капиталом, акциями, информацией, необходимой людям, интеллектом, генерирующим идеи, наконец, просто рабочей силой. Каждый человек имеет право на собственное дело. Участники такого отделенного от государственной власти общества самостоятельны и независимы друг от друга (или зависимы в пределах достигнутой между собой договоренности). Они сами решают все свои дела, сами рискуют и пожинают плоды риска.

В процессе развития гражданское общество охватывает все более широкие слои населения - не только имущие, но и малоимущие и неимущие. В рабовладельческом обществе раб был совершенно бесправен, его можно было продать, купить, убить. Феодальный крестьянин тоже не пользовался гражданскими правами. Но, оставаясь в ряде случаев объектом купли-продажи, он уже обрел право на жизнь. С возникновением и развитием капитализма рабочий, включаясь в структуры гражданского общества, стал гражданином государства с невиданным и невозможным ранее объемом прав и обязанностей. Государство в той своей части, которая характеризуется как «орудие», «машина» господствующих классовых элит, было вынуждено не только считаться с возникшими общественными ассоциациями, но и встать на путь правового упорядочения своих отношений со всем населением, существенно перестроить свои собственные властные структуры.

Гражданское общество - система внегосударственных общественных отношений и институтов, гарантирующая человеку реализацию его естественных и социальных прав и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности свободных, относительно независимых членов общества .

Идея гражданского общества представлена в общественном сознании и в науке в различных смыслах, из которых магистральными можно выделить три:

1) как нормативная концепция идеального общественного порядка;

2) как аналитическая схема интерпретации современной социальной реальности;

3) как идеологическая конструкция.

Центральной идеей гражданского общества является проблема соотношения частной и публичной сфер общественной жизни. С точки зрения личных интересов, можно выделить в качестве системообразующих такие принципы гражданского общества, как личная свобода, неприкосновенность и безопасность граждан, право собственности, право свободного существования и функционирования независимых объединений. Причем реализация гражданских прав и свобод личности гарантируется не только с помощью права, но и всей совокупности норм, регулирующих взаимоотношения между личностью и обществом. Область личной автономии достаточно широка и вторжение со стороны государственных инстанций в сферу частных интересов является недопустимым. Можно говорить о том, что принцип самоценности личности, ее автономности по отношению к государству, лежит в основании гражданского общества.

Рассмотрение гражданского общества как совокупности самоорганизованных и самоуправляемых социальных связей и отношений, позволяющих выражать интересы различных социальных слоев и групп, предполагает активность в публичной сфере. Посредством гражданского общества осуществляются организованные, институционально представленные в политическом процессе экономические и политические интересы большинства, прежде всего различных внеэлитных слоев и групп. Институционализация интересов как система представительства интересов на разных уровнях осуществляется посредством различного рода ассоциаций и объединений, определяемых как «группы интересов». Таким образом, наряду с гражданским и территориальным представительством активизируется деятельность и различных организаций, объединенных общностью интересов, вне зависимости от их месторасположения и отношения к государственным структурам. Многоуровневая система представительства интересов предполагает наличие горизонтальных интеграционных связей, а также обеспечивает возможность существования широкого спектра политических и внеполитических акторов, обеспечивающих удовлетворение различных потребностей личности.

При признании в качестве главной социальной основы гражданского общества среднего класса, состоящего из высокопроизводительных, высококвалифицированных, инициативных и предприимчивых работников с достаточно высоким уровнем доходов следует согласиться с тем, что для адекватного функционирования гражданского общества необходим определенный тип личности. В частности, гражданское общество на Западе базируется на принципе индивидуализма, посредством которого индивид выражает свои права и самовыражается как личность в деятельности многочисленных партий, ассоциаций, движений и других общественных организаций.

Гражданское общество позволяет умерить притязания не только власти к гражданам, но сдерживать стремления человека к бунту - как к осознанному, так и неосознанному, стихийному, сугубо разрушительному. Речь идет не о социальных революциях. Говорят, на Западе время таких революций прошло. Речь идет именно о бунте как об одном из «существенных измерений человека», человека, который говорит: «Я бунтую, следовательно, мы существуем». Примером могут служить бунты футбольных фанатов против всех и вся - если их футбольная команда проиграла, они «с горя» опрокидывают и поджигают автомашины, вдребезги разбивают витрины магазинов, забрасывают полицейских камнями. Если их футбольная команда выиграла, они делают то же самое - но на этот раз «от счастья». Гражданское общество во многом способствует нормальному ходу политического процесса в государстве, что особенно важно для государств, где по разным причинам происходит частая смена правительств (как, например, в Италии). Будучи негосударственной частью общества, гражданское общество тем не менее служит стабилизирующим фактором и государства, и общества в целом.

В свою очередь, современное государство прямо заинтересовано в мобилизации потенциала гражданского общества, учитывая его массовый демократический характер. Больше того, оно в ряде случаев сознательно отказывается от части своих функций (или ограничивает их) в пользу организаций и объединений гражданского общества, созданных на добровольной основе. Через их сеть государство мобилизует и привлекает значительные материальные средства и трудовые ресурсы, позволяющие разгрузить государственные структуры, компенсировать недостатки их деятельности, решать конкретные задачи.

Сложившиеся формы политико-правовой жизни в разных странах Запада не идентичны. В Англии, например, нет «писаной» конституции, а существует огромное количество конституционных актов. Английская судебная власть, в отличие от американской, правительство и парламент не контролирует. Правительства формируются на партийной основе. Возможно, это как-то выходит за идеальные рамки гражданского общества и правового государства, но тем не менее не ставит под сомнение демократические принципы власти и управления на Британских островах.

Правовое государство, гражданское общество, права человека, в той мере и в тех формах, в каких все это существует, - великие достижения западной цивилизации. Однако причислять их к разряду общечеловеческих ценностей не следует. В условиях других цивилизаций - китайской, японской, исламской - иные мерки и иные ценности и для их народов не менее великие.

Ныне Россия, Российская Федерация, согласно Конституции, есть демократическое правовое государство (ст. 1), социальное государство (ст. 7); человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита драв и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 1).

Насколько все это соответствует действительности? Эти определения, скорее, констатация будущего, нежели настоящего. В сегодняшней России не осуществлен основной принцип демократического правового государства - приоритет прав и свобод человека по отношению к любым властным структурам, государственным институтам и учреждениям.

Общественное мнение сегодняшней России воспринимает идею правового государства в самой общей формулировке и не разбирается в его существе. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, проводимые российским независимым институтом социальных и национальных проблем в течение 1995-1997 гг.

Что касается гражданского общества в современной России, то оно есть и внешне выглядит вполне убедительно.

5. Политическая структура общества

политика государство режим правовой

Политическую структуру общества в действии, в динамике, то есть функционально, принято характеризовать как политический режим. Во-первых: основу политического режима составляет функциональная подсистема политической системы, и деятельность его направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе. Во-вторых: на наш взгляд, категория «политический режим» показывает, как в реальности действуют политические институты, в совокупности составляющие политическую систему, с учетом подключения различных (экстернальных) внешних и (интернальных) внутренних возмущений в систему. Так, Аристотель на основе анализа режимов функционирования греческих полисов, создал свою классификацию трех правильных, основных режимов: монархии, при которой верховная власть принадлежит одному; аристократии, при которой власть принадлежит нескольким; политии, при которой власть принадлежит всем; и трех неправильных - тирании, олигархии и демократии, по мнению Монтескье, республика возможна лишь в небольших полисах, монархия, основанная на чести, - характерна для государств средних размеров, когда же государства становятся слишком большими, деспотия почти неизбежна.

Можно обозначить основные подходы в осмыслении политических режимов: политико-правовой (институционный) подход, для которого характерно отождествление понятия «режим» с понятием «форма правления» или «форма государственного строя» (характерно для французской школы, где монархия и республика различались как формы правления); социологический подход , в соответствии с которым главное внимание уделяется рассмотрению связей между обществом и государством, связей, сложившихся в реальной жизни и расходящихся на данный момент с предписанными конституцией и законами нормами политического поведения. Режим при этом рассматривается в широком значении, как регулятор во взаимоотношениях социального и политического, а не только как структура власти с присущими ей методами реализации политической воли, или как форма правления или государственного устройства. Сторонники социологического подхода считают, что режимы не могут быть трансформированы путем изменения определяющих их существование правовых процедур. Каждый режим определяется соответствующей системой социальных оснований.

Современная политическая наука выделяет пять основных политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный, султанический (деспотический) В действительности, значение категории «политический режим» заключается прежде всего и главным образом в том, что она позволяет ответить на вопрос, как в данном обществе функционирует политическая система, как осуществляется политическая власть. Политический режим является содержательной характеристикой политической системы общества. Политический режим является характеристикой всей политической жизни общества, включая государственную.

...

Подобные документы

    Основы происхождения государства и права. Современные трактовки и новые подходы. Рассмотрение различных теорий формирования и происхождения государств. Определение в данном контексте социальной природы государства, его функций и роли в жизни общества.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2015

    Понятие, основные характеристики и функции правовой политики, роль и значение ее основных субъектов. Правовая политика и государственно-правовые режимы. Оценка влияния государства на право. Современные черты и тенденции правовой политики в России.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2013

    Определение и содержание правовой политики. Роль государства в решении возложенных на него задач. Роль политического интереса как ведущего мотива политической деятельности в формировании правовой политики. Меры по формированию правового государства.

    Доктрина правового государства в истории мировой политико-правовой мысли. Возникновение и сущность концепции правового государства, изучение его основных признаков (принципов). Современные проблемы и перспективы построения правового государства в России.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2014

    Характеристика сущности государства. Понятие, признаки, функции государства. Множество различных определений государства. Социальное назначение государства и соотношение государства, общества и личности. Общая характеристика политического режима.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2009

    Родоплеменная организация общества: система власти и социального регулирования. Общие закономерности возникновения государства и права. Теории происхождения государства. Проблема происхождения государства и права в истории политико-правовой мысли.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2010

    Общая характеристика организации общества, развития права. Выработка подхода к пониманию происхождения государства и права, определение его объективных и субъективных сторон. Анализ проблемы происхождения государства и права в истории политической мысли.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2015

    Определение принципов правового государства. Обозначение степени участия государства в общественной жизни граждан. Особенности и правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства. Соотношение гражданского общества и правового государства.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2014

    Социальный строй первобытного общества. Концепции происхождения государства и права. Формы правления и политического режима. Признаки и функции государства. Принципы, классификация и стороны правоотношений. Правонарушение и юридическая ответственность.

    шпаргалка , добавлен 03.11.2010

    Идеи правовой государственности в истории политико-правовой мысли. Место правового государства в развитии гражданского общества. Принципы организации и деятельности аппарата государства. Гражданское общество: перспектива формирования в Казахстане.

Понравилась статья? Поделитесь ей