Контакты

Значение мифов древней греции. Боги древней греции. Из пены морской, из лазурной волны

Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры.

При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец. Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека.

Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира).

Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.

Незабвенность мифов и легенд Древней Греции объясняется чрезвычайно просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким богатством и полнотой образов. В дальнейшем к древнегреческой мифологии обращались философы и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение, которое соответствовало тому историческому периоду.

рассмотрении Греческой Мифологии в развитии в пределах каждого отдельного мифа прослеживаются разновременные рудименты (т. е. Остатки прежних эпох), которые существуют с ферментами нового возникающие в сюжете мифа. К примеру в мифе о рождении Афины Паллады в полном вооружении из головы Зевса, проглотившего забеременевшею супругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлений и канибализма предшествовавшие развитому патриархату, примат мужского индивидуализма над женским и символику мудрости верховного божества – свидетельства патриарха.



Греческая Мифология в ее развитом виде, классическом, представляет собой мифологию героическую, а не стихийно – фетешистскую. Греческая мифология связана с периодом патриархата, однако в ней прослеживаются главнейшие типы хтонических рудиментов. Это прежде генетические рудименты, указывающие на происхождение: Ахилл – сын морской богини. Субстанциальные рудименты основаны на отождествлении разного рода предметов или существ: солнце – бык, Инах – река и царь Агроса.

Огромное количество рудиментов имеет метаморфорный характер: Зевс женится на Данаей в виде золотого дождя.

Из иконографических рудиментов, т. е. Относящихся к внешнему виду определенного мифологического персонажа, к примеру совиные глаза у Афины, коровьи у Геры.

Мифологическом образу сопутствуют функциональные рудименты: перун Зевса, лук и стрелы Аполлона.

Если рудимент мифа отражает его прошедшее, то фермент указывает на будущие развитие мифа: к примеру у Гесиода ехидна – полузмея, она прекрасна, но зловредное, ненавистна людям, Этот мотив отвержения ехидны, элемент в мифе объединяющий стремление человека обуздать стихийные силы природы. Существуют в Греческой мифологии мифологические комплексы:

Комплекс – литерполяциы. Например Аполлон, Артемида и Лето первоначально были демонами совершенно разного происхождения, никак между собой не связаны. Их объединение – Аполлон и Артемида как дети Лето от Зевса.

Комплекс компиляций. К примеру олимпийская семья богов, образовавшаяся в результате объединения европейских и малоазиатских божеств.

Существует еще и полярный комплекс. Например, самый «светлый» бог Зевс женится на самой «темной» богиней Персефоной.

В Греческой Мифологии необходимо учитывать ее географическое положение. Например мифы о Тесее нельзя оторвать от Афин, о Менелаем и Елене – относятся к Спарте.

Доалимпийский период.

Процесс жизни воспринимается первобытным соединением в беспорядочно – накопленному виде, материализуется, одушевляется, населяется какими-то непонятными слепыми силами Земли, составляющих ее предметами представляется первобытному сознанию живой, одушевленной, все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, что она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земля понимается как источник всего мира, богов, демонов, людей. На раннем этапе т. е. на стадии собирательно-охотничьего хозяйства, сознание ограничено чувствительным восприятием – это фетиш, а мифология – это фетишизм. Древней человек понимал фетиш, как средоточие магической, демонической, живой силы. Так как весь предметный мир представлялся одушевленным, то магической силой наделялся весь мир и демоническое существо не как не отделялось от предмета, в котором оно жило. По мере развития производящего хозяйства человек интересуется вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и принципами их строения. Тогда – то человек научился отделять «идею» вещи от самой вещи, а так как вещами являлись фетиши, т. е. отделять магическую силу демона от самой вещи – так совершился переход к анимизма.

Первоначально анимизм связан с представлением о демонизм, как о некой силе, злой или благодетельной, определяющей судьбу человека. Это есть мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления, которую нельзя назвать по имени и с которой нельзя вступать ни в какое общение, так как этот демон еще не имеет никакой фигуры и никакого лица, никакого вообще очертания. Демон – это первоначально та действующая сила, о которой человеку нечего не известно, его законченного образа еще не существует, но он уже не является фетишем (Сфинкс, кентавры, сирены).

Олимпийский период.

В мифологии олимпийского периода (или ранняя классика), связанного с переходом к патриархату, появляются герои, которые расправляются с чудовищами и чудовищами, что никогда пугали воображение человека задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Например Аполлон убивает Пифийские дракона и основывает на этом месте свое святилище. Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому поклоняются все остальные боги и демоны. Патриархальная община водворяется теперь на небе или на горе Олимп. Зевс сам ведет борьбу с чудовищами, побеждает циклопов и заклинает их под землю, в тартар. Появляются боги нового типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини – матери, получили новые функции в эпоху героизма. Гера, стала покровительницей браков и омоногамной семьи, Афина Паллада стала покровительницей честной, открытой и организованной войны, а Афродита стала богиней любви и красоты. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно – конструктивной деятельностью. Гермес превратился в покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство и торговлю. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление. Прежде всего преображается природа, которая раньше была наполнена непонятными и страшными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умеет находить в ней красоту, использовать природу для своих нужд. Но всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде он был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы обратится за помощью против него. Теперь же гром и молния стали больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса, зависит, когда и для каких целей он пользуется своим перуном. К олимпийскому периоду миографы относят и подвиги Геракла, загадка Сфинкса, которую разгадал Эдип, Одиссей, который не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, что способствовало гибели сирен и др.

Поздний героизм.

Поздний героизм – это процесс разложения родовых отношений, формирование раннеклассовых государств в Греции нанеся отражение в Греческой мифологии, в частности в период героизма в гомеровском эпосе. В нем отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым, уточенным. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растет, они осмеливаются даже вступать в состязания с богами. Лирический Царь Тантал, который был сыном Зевса и пользовался всяческим благоволением богов, возгордился своей властью, огромными богатствами и дружбой с богами, похитил с неба амброзию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу обыкновенным людям (Сизиф подсмотрел любовные встречи Зевса и Эгиды и разгласил эту тайну среди людей). Для той героической эпохи характерны мифы о родовом проклятии которое приводит к гибели нескольких поколений подряд. Тиванский царь Лай украл ребенка и был за это проклят отцом этого ребенка. Проклятие лежало на всем роде Лая: сам он погиб от руки собственного сына Эдипа. Покончила с собой Иокаста жена сначала Лая и т. д. И это проклятие лежало на этой семье до тех пор пока она вся не была истреблена.

Вся Греческая Мифология пронизана прекращением и вдохновенной красотой, обладавшей колдовской силой. Представление о красоте прошло в Греческой Мифологии долгий путь развития от глубинных функций к благотворительных, от сочетания с уродливым до воплощения ее в чистом виде, от фетишистской магии до малых и мудрых олимпийских муз. Греческая Мифология в историческом развитии – неисчерпаемый источник для освоения в плане эстетическом и раскрытия ее художественного воздействия в литературе и искусстве.

Боги Олимпа Древней Греции

Имена древнегреческих богов, которые у всех на слуху – Зевс, Гера, Посейдон, Гефест – на самом деле потомки главных небожителей – титанов. Победив их, младшие боги, руководил которыми Зевс, стали обитателями горы Олимп . Греки поклонялись, почитали и отдавали дань 12 богам Олимпа, олицетворявшим в Древней Греции стихии, добродетель или важнейшие сферы общественной и культурной жизни.

Поклонялись Древние греки и Аиду, но он не жил на Олимпе, а обитал под землей, в царстве мертвых.

Кто главнее? Боги Древней Греции

Неплохо между собой уживались, но иногда между ними происходили стычки. Из их жизни, которая описана в Древнегреческих трактатах и появились легенды и мифы этой страны. Среди небожителей были те, кто занимал высокие ступени пьедестала почета, другие же довольствовались славой, находясь у ног вершителей. Список богов Олимпии таков:

  • Зевс.

  • Гера.

  • Гефест.

  • Афина.

  • Посейдон.

  • Аполлон.

  • Артемида.

  • Арес.

  • Деметра.

  • Гермес.

  • Афродита.

  • Гестия.

Зевс - самый главный из всех. Он является царем всех богов. Олицетворяет этот громовержец бесконечный небосвод. Под его предводительством молнии. Именно этот вершитель распределяет доброе и злое на планете, считали греки. Сын титанов женился на собственной сестре. Их четверых детей нарекли Илифией, Гебой, Гефестом и Аресом. Зевс – страшный изменник. Он постоянно занимался прелюбодеяниями с другими богинями. Не пренебрегал и земными девушками. Удивить их Зевсу было чем. Он представал перед гречанками то в виде дождя, то лебедем или быком. Символы Зевса – орел, гром, дуб.

Посейдон . Этот бог властвовал над морской стихией. По значению он стоял на втором месте после Зевса. Кроме океанов, морей и рек, штормов и морских чудищ, Посейдон «отвечал» за землетрясения, вулканы. В древнегреческой мифологии он являлся братом Зевса. Жил Посейдон во дворце под водой. Разъезжал в богатой колеснице, запряженной белыми конями. Трезубец – символ этого греческого бога.

Гера . Она является главной из женщин-богинь. Покровительствует эта небожительница семейным традициям, браку и любовным союзам. Гера – ревнивица. Она жестоко карает людей за прелюбодеяния.

Аполлон – сын Зевса. Он брат-близнец Артемиды. Изначально этот бог являлся олицетворением света, солнца. Но постепенно его культ расширил свои границы. Этот бог превратился в покровителя красоты души, мастерства в искусстве, всего прекрасного. Под его влиянием находились музы. Перед греками он представал в довольно утонченном образе человека с аристократическими чертами. Аполлон прекрасно музицировал Занимался целительством и прорицательством. Он отец бога Асклепия - покровителя докторов. В свое время Аполлон уничтожил страшное чудовище, которое оккупировалоДельфы . За это был сослан на целых 8 лет. Позже он создал свой оракул, символом которого стал лавр.

Без Артемиды Древние греки не представляют себе охоты. Покровительница лесов олицетворяет плодородие, рождение и высокие отношения между полами.

Афина . Все, что относится к мудрости, душевной красоте и гармонии – под покровительством этой богини. Она великая изобретательница, любительница науки и искусства. Ей подчиняются ремесленники и земледельцы. Афина «дает добро» на возведений городов и зданий. Благодаря ей мерно течет государственная жизнь. Эта богиня призвана защищать стены крепостей и замков.

Гермес . Этот древнегреческий бог довольной озорной и заслужил славу непоседы. Гермес покровительствует путешественникам и торговцам. Он является и посланником богов на земле. Это на его пятках впервые засияли прелестные крылышки. Греки приписывают Гермесу черты изворотливости. Он хитер, умен и знает все иностранные языки. Когда Гермес украл десяток коров у Аполлона, чем заслужил его гнев. Но был прощен, поскольку Апполона пленило изобретение Гермеса – лира, которую он и подарил богу прекрасного.

Арес . Этот бог олицетворяет войну и все, что с ней связано. Всевозможные битвы и сражения – под представительством Ареса. Он всегда молод, силен и красив. Греки рисовали его могучим и воинственным.

Афродита . Она - богиня любви и чувственности. Афродита постоянно подстрекает своего сына Эрота пускать стрелы, зажигающие огонь любви в сердцах людей. Эрот - прототип римского Амура, мальчика с луком и колчаном.

Гименей – бог брака. Его узами связываются сердца людей, встретивших и полюбивших друг друга с первого взгляда. Древнегреческие свадебные песнопения назывались «гименеи».

Гефест – бог вулканов и огня. Под его покровительством находятся гончары и кузнецы. Это трудолюбивый и добрый бог. Судьба его сложилась не очень хорошо. От рождения он хромал, поскольку мать Гера выбросила его с горы Олимп. Гефест находился на воспитании богинь - цариц моря. На Олимп он вернулся и щедро одарил Ахилла, преподнеся ему щит, а Гелиосу – колесницу.
Деметра . Она олицетворяет силы природы, которые покорили люди. Это земледелие. Под зорким контролем Деметры находится вся жизнь человека – от рождения – до смертного одра.
Гестия . Эта богиня покровительствует семейным связям, охраняет домашний очаг и уют. Греки заботились о подношениях Гестии, ставя в своих домах жертвенники. Все жители одного города являются одной большой общиной-семьей, уверены греки. Даже в главном городском здании находился символ жертвоприношений Гестии.
Аид – властелин царства мертвых. В его подземном мире ликуют темные существа, мрачные тени, чудовища-демоны. Аида относят к одному из наиболее могущественных богов. Перемещался по царству Аид в колеснице, сделанной из золота. Кони его черные. Аид – владеет несметными богатствами. Все самоцветы, руды, что заключены в недрах, принадлежат ему. Греки боялись его пуще огня и даже самого Зевса.

Кроме 12 богов Олимпа и Аида, у греков есть еще масса богов и даже полубогов. Все они потомки и братья главных небожителей. У каждого из них есть свои легенды или мифы.

Интереснейшие и поучительные истории, увлекательные рассказы и приключения подарила миру греческая мифология. Повествование погружает нас в сказочный мир, где можно встретить героев и богов, страшных чудовищ и необычных животных. Мифы Древней Греции, написанные многие столетия назад, в настоящее время являются величайшим культурным наследием всего человечества.

Что такое мифы

Мифология – удивительный отдельный мир, в котором люди противостояли божествам Олимпа, сражались за честь и противостояли злу и разрушению.

Однако стоит помнить, что мифы – произведения, созданные исключительно людьми с применением фантазии и вымысла. Это истории о богах, героях и подвигах, необычных явлениях природы и загадочных существах.

Происхождение легенд ничем не отличается от возникновения народных сказок и преданий. Греки придумывали и пересказывали необычные истории, в которых смешивались правда и вымысел.

Не исключено, что доля истины присутствовала в рассказах – за основу мог браться жизненный случай или пример.

Источник мифов Древней Греции

Откуда же современным людям доподлинно известны мифы и их сюжеты? Оказывается, греческая мифология сохранилась на табличках эгейской культуры. Записаны они были линейным письмом Б, которое удалось расшифровать только в 20 веке.

Крито-микенский период, к которому относится этот тип письма, знал большинство богов: Зевс, Афина, Дионис и так далее. Однако, из-за упадка цивилизации и возникновения античной греческой, мифология могла иметь свои пробелы: нам она известна только по наиболее поздним источникам.

Разнообразные сюжеты мифов Древней Греции часто использовались писателями того времени. А перед наступлением эпохи эллинизма стало популярным создавать на их основе собственные легенды.

Наиболее крупными и известными источниками являются:

  1. Гомер, «Илиада», «Одиссея»
  2. Гесиод «Теогония»
  3. Псевдо-Аполлодор, «Библиотека»
  4. Гигин, «Мифы»
  5. Овидий, «Метаморфозы»
  6. Нонн, «Деяния Диониса»

Карл Маркс считал, что мифология Греции являлась обширным хранилищем искусства, а так же создавала почву для него, выполняя, таким образом, двойную функцию.

Древнегреческая мифология

Мифы не появились в одночасье: они складывались несколько веков, передавались из уст в уста. Благодаря поэзии Гесиода и Гомера, произведениям Эсхила, Софокла и Еврипида мы можем познакомиться с историями в настоящее время.

Каждая история имеет ценность, храня в себе атмосферу античности. Специально обученные люди – мифографы – стали появляться в Греции в 4 веке до нашей эры.

К ним относят софиста Гиппия, Геродота Гераклейского, Гераклита Понтийского и других. Дионисий Самойский в частности занимался составлением генеалогических таблиц и изучал трагические мифы.

Существует множество мифов, но наиболее популярными стали истории, связанные с Олимпом и ее обитателями.

Однако сложная иерархия и история возникновения богов способна запутать любого читателя, а потому мы предлагаем разобраться в этом подробно!

С помощью мифов становится возможным воссоздание картины мира в представлении жителей Древней Греции: мир населен чудовищами и великанами, среди которых гиганты, – одноглазые существа и Титаны.

Происхождение богов

Вечный, безграничный Хаос окутывал Землю. В нем был заключен мировой источник жизни.

Считалось, что именно Хаос породил все вокруг: мир, бессмертных богов, богиню Земли Гею, которая давала жизнь всему растущему и живущему, и могучую силу, оживляющую все – Любовь.

Однако и под Землей произошло рождение: мрачный Тартар появился на свет – бездна ужаса, наполненная вечной тьмой.

В процессе создания мира, Хаос породил Вечный Мрак, именуемый Эреб, и темную Ночь по имени Никта. В результате соединения Никты и Эреба был рожден Эфир – вечный Свет и Гемера – светлый День. Благодаря их появлению, свет заполнил весь мир, а день и ночь стали сменять друг друга.

Гея, могущественная и благодатная богиня, создала необъятное голубое Небо – Урана. Раскинувшись над Землей, он воцарился во всем мире. Высокие Горы гордо тянулись к нему, а шумящее Море разлилось по всей Земле.

Богиня Гея и ее дети-титаны

После создания Матерью – Землей Неба, Гор и Моря, Уран решил взять Гею себе в жены. От божественного союза произошло 6 сыновей и 6 дочерей.

Титан Океан и богиня Фетида создали все реки, катившие свои воды к морю, и богинь морей, именуемых океанидами. Титан Гипперион и Тейя подарили миру Гелиоса – Солнце, Селену – Луну и Эос – Зарю. Астрея и Эос породили все звезды и все ветра: Борей – северный, Эвр – восточный, Нот – южный, Зефир – западный.

Свержение Урана – начало новой эпохи

Богиня Гея — могучая Земля – произвела на свет еще 6 сыновей: 3 циклопов – великаны, имеющие один глаз во лбу, и 3 пятидесятиголовых сторуких чудовищ, именуемых Гекантохейрами. Они обладали безграничной силой, которая не знала предела.

Пораженный уродством своих детей-великанов, Уран отрекся от них и приказал заключить в недра Земли. Гея, будучи Матерью, страдала, тяготясь страшным бременем: ведь ее собственные дети были заточены в ее недрах. Не выдержав, Гея призвала своих детей-титанов, уговаривая их восстать против отца – Урана.

Сражение богов с титанами

Будучи великими и могучими, титаны все равно боялись отца. И только Кронос, самый младший и коварный, принял предложение матери. Обхитрив Урана, он низверг его, захватив власть.

В качестве наказания за поступок Кроноса богиня Ночь родила смерть (Танат), раздор (Эрида), обман (Апата),

Кронос, пожирающий своего ребенка

уничтожение (Кер), кошмарный сон (Гипнос) и отмщение (Немезиду) и других страшных богов. Все они привнесли в мир Кроноса ужас, раздор, обманы, борьбу и несчастья.

Несмотря на свое коварство, Кронос боялся. Его страх был построен на личном опыте: ведь дети могли свергнуть его, как он однажды сверг Урана – своего отца.

Опасаясь за свою жизнь, Кронос приказал своей жене Рее приносить ему родившихся детей. К ужасу Реи, 5 из них были съедены: Гестия, Деметра, Гера, Аид и Посейдон.

Зевс и его правление

Прислушавшись к совету отца Урана и матери Геи, Рея сбежала на остров Крит. Там, в глубокой пещере она родила младшего сына Зевса.

Спрятав новорожденного в ней, Рея обманула жесткого Кроноса, дав проглотить длинный камень, завернутый в пеленки, вместо своего сына.

Время шло. Кронос не разгадал обман жены. Зевс рос, находясь на Крите. Его нянями были нимфы – Адрастея и Идея, вместо молока матери он был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи, а трудолюбивые пчелы носили мед малышу Зевсу с горы Дикты.

Если Зевс начинал плакать, юные куреты, стоявшие у входа в пещеру, ударяли мечами в щиты. Громкие звуки заглушали плач, чтобы Кронос его не услышал.

Миф о рождении Зевса: кормление молоком божественной козы Амалфеи

Зевс вырос. Победив Кроноса в битве при помощи титанов и циклопов, он стал верховным божеством Олимпийского Пантеона. Властелин небесных сил повелевал громами, молниями, тучами и ливнями. Он господствовал во Вселенной, даря людям законы и охраняя порядок.

Взгляды Древних Греков

Эллины считали, что боги Олимпа похожи на людей, а отношения между ними сравнимы с человеческими. Их жизнь так же наполняли ссоры и примирения, зависть и вмешательства, обиды и прощение, радость, веселье и любовь.

В представлениях древних греков каждое божество имело собственное занятие и сферу влияния:

  • Зевс – повелитель неба, отец богов и людей
  • Гера – жена Зевса, покровительница семьи
  • Посейдон – море
  • Гестия – семейный очаг
  • Деметра – земледелие
  • Аполлон – свет и музыка
  • Афина – мудрость
  • Гермес – торговля и вестник богов
  • Гефест – огонь
  • Афродита – красота
  • Арес – война
  • Артемида – охота

С земли люди обращались каждый к своему богу, соответственно их предназначению. Повсюду строились храмы, дабы умилостивить их, а вместо жертвоприношений подносили дары.

В греческой мифологии не только Хаос, титаны и Олимпийский Пантеон имели значение, существовали и другие боги.

  • Нимфы Наяды, жившие в ручьях и реках
  • Нереиды – нимфы морей
  • Дриады и Сатиры – нимфы лесов
  • Эхо – нимфа гор
  • Богини-судьбы: Лахесис, Клото и Атропос.

Богатый мир мифов подарила нам античная Греция. Он наполнен глубоким смыслом и поучительными историями. Благодаря ним, люди могут научиться древней мудрости и знаниям.

Сколько различных легенд существует на данный момент, не сосчитать. Но поверьте, каждому человеку стоит ознакомиться с ними, проведя время с Аполлоном, Гефестом, Гераклом, Нарциссом, Посейдоном и другими. Добро пожаловать в античный мир древних греков!

Религия играла важнейшую роль в повседневной жизни древних греков. Главными богами считалось младшее поколение небожителей, победившее своих предшественников-титанов, олицетворявших вселенские силы. После победы они обосновались на священной горе Олимп. Лишь Аид, повелитель царства мертвых, жил под землей в своих владениях. Боги были бессмертны, но очень похожи на людей – им были свойственны человеческие черты: они ссорились и мирились, совершали подлости и плели интриги, любили и хитрили. С пантеоном греческих богов связано огромное количество мифов, дошедших до наших дней, захватывающих и увлекательных. Каждый бог играл свою роль, занимал определенное место в сложной иерархии и выполнял отведенную ему функцию.

Верховный бог греческого пантеона – царь всех богов. Повелевал громом, молниями, небом и всем миром. Сын Кроноса и Реи, брат Аида, Деметры и Посейдона. У Зевса было сложное детство – его отец титан Кронос, боясь конкуренции, пожирал своих детей сразу после рождения. Однако благодаря матери Рее Зевсу удалось выжить. Окрепнув, Зевс скинул отца с Олимпа в Тартар и получил неограниченную власть над людьми и богами. Был очень почитаем – ему приносили лучшие жертвы. Жизнь каждого грека с младенчества была пропитана восхвалением Зевса.

Один из трёх главных богов древнегреческого пантеона. Сын Кроноса и Реи, родной брат Зевса и Аида. Ему подчинялась водная стихия, которая досталась ему после победы над титанами. Олицетворял собой мужество и вспыльчивый нрав – задобрить его можно было щедрыми дарами.. но ненадолго. Его греки винили в землетрясениях и извержениях вулканов. Был покровителем рыбаков и мореплавателей. Неизменным атрибутом Посейдона был трезубец - им он мог вызывать бури и разбивать скалы.

Брат Зевса и Посейдона, замыкающий тройку самых влиятельных богов древнегреческого пантеона. Сразу после рождения был проглочен своим отцом Кроносом, но впоследствии был высвобожден из чрева последнего Зевсом. Управлял подземным царством мертвых, населенным мрачными тенями умерших и демонами. В это царство можно было только зайти – дороги назад не было. Одно упоминание Аида вызывало трепет у греков, ведь прикосновение этого незримого холодного бога означало для человека смерть. От Аида также зависело плодородие, дарующее урожай из глубин земли. Он повелевал подземными богатствами.

Жена и одновременно сестра Зевса. По легенде, они хранили в тайне свой брак 300 лет. Самая влиятельная из всех богинь Олимпа. Покровительница брака и супружеской любви. Оберегала матерей во время родов. Отличалась удивительной красотой и… чудовищным характером – была злобной, жестокой, вспыльчивой и ревнивой, нередко насылая напасти на землю и людей. Несмотря на свой характер, почиталась древними греками практически наравне с Зевсом.

Бог несправедливой войны и кровопролития. Сын Зевса и Геры. Зевс ненавидел сына и терпел только по причине близкого родства. Арес отличался хитростью и вероломством, затевая войну лишь ради кровопролития. Отличался импульсивным, вспыльчивым характером. Был женат на богине Афродите, от нее у него было восемь детей, к которым он был очень привязан. Все изображения Ареса содержат военную атрибутику: щит, шлем, меч или копьё, иногда доспехи.

Дочь Зевса и богини Дионы. Богиня любви и красоты. Олицетворяя собой любовь, была очень неверной женой, легко влюблялась в окружающих. Кроме того, являлась воплощением вечной весны, жизни и плодородия. Культ Афродиты был очень почитаем в Древней Греции – ей посвящали великолепные храмы и приносили большие жертвы. Неизменным атрибутом одеяния богини был волшебный пояс (пояс Венеры), делавший носивших его необычайно привлекательным(ой).

Богиня справедливой войны и мудрости. Была рождена из головы Зевса.. без участия женщины. Родилась в полном боевом обмундировании. Изображалась в виде девственницы – воительницы. Покровительствовала знаниям, ремеслам и искусству, наукам и изобретательству. Ей, в частности, приписывают изобретение флейты. Была любимицей греков. Её изображения неизменно сопровождали атрибуты (или хотя бы один атрибут) воина: доспехи, копьё, меч и щит.

Дочь Кроноса и Реи. Богиня плодородия и земледелия. В детстве повторила участь своего брата Аида и была сожрана отцом, но потом спаслась, будучи извлеченной из его чрева. Была возлюбленной своего брата Зевса. От связи с ним у неё родилась дочь Персефона. По легенде, Персефону похитил Аид, и Деметра в поисках дочери долго скиталась по земле. Во время её скитаний землю поразил неурожай, вызвавший голод и смерть людей. Люди перестали приносить дары богам, и Зевс велел Аиду вернуть дочь матери.

Сын Зевса и Семелы. Самый младший из обитателей Олимпа. Бог виноделия (ему приписывали изобретение вина и пива), растительности, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Культ Диониса отличался неудержимыми танцами, завораживающей музыкой и неумеренным пьянством. По легенде, Гера, жена Зевса, ненавидевшая внебрачного ребенка громовержца, наслала на Диониса безумие. Ему и самому приписывали способность сводить с ума людей. Дионис всю жизнь странствовал и даже посещал Аид, откуда вызволил свою мать Семелу. Раз в три года греки устраивали вакхические празднества в память о походе Диониса против Индии.

Дочь громовержца Зевса и богини Лето. Родилась одновременно со своим братом-близнецом златокудрым Аполлоном. Девственная богиня охоты, плодородия, женского целомудрия. Покровительница рожениц, дарующая счастье в браке. Будучи защитницей при родах, часто изображалась многогрудой. В честь неё был построен храм в Эфесе, который был одним из семи чудес света. Часто изображалась с золотым луком и колчаном за плечами.

Бог огня, покровитель кузнецов. Сын Зевса и Геры, брат Ареса и Афины. Впрочем, отцовство Зевса ставилось греками под сомнение. Выдвигались разные версии. Одна из них – строптивая Гера родила Гефеста из своего бедра без мужского участия, в отместку Зевсу за рождение Афины. Ребёнок родился слабым и хромым. Гера отказалась от него и скинула с Олимпа в море. Однако Гефест не погиб и нашёл приют у морской богини Фетиды. Жажда мести мучила отвергнутого родителями Гефеста и случай отомстить в конце концов ему представился. Будучи искусным кузнецом, он выковал золотой трон невероятной красоты, который послал в качестве дара на Олимп. Восхищенная Гера села на него и тут же оказалась скована невидимыми ранее оковами. Никакие уговоры и даже приказ Зевса не действовали на бога-кузнеца – он отказывался освобождать мать. Справиться со строптивцем смог лишь Дионис, опоив его.

Сын Зевса и плеяды Майи. Бог торговли, прибыли, красноречия, ловкости и атлетизма. Покровительствовал торговцам, помогая им получить щедрые барыши. Кроме того, был покровителем путешественников, послов, пастухов, астрологов и магов. Была у него и другая почетная функция – он сопровождал души умерших в Аид. Ему приписывали изобретение письменности и чисел. С младенчества Гермес отличался склонностью к воровству. По преданию, ему даже удалось украсть скипетр у Зевса. Сделал он это в шутку… будучи младенцем. Неизменными атрибутами Гермеса были: крылатый жезл, способный мирить врагов, широкополая шляпа и крылатые сандалии.

Греческая мифология условно делится на два больших раздела: деяния богов и приключения героев. Надо отметить, что даже, несмотря на то, что они очень часто пересекаются, грань проведена довольно чётко и заметить её в состоянии и ребёнок. Боги очень часто обращаются к героям за помощью, а герои, имея сущность полубогов или титанов, всячески выкручиваются из тех или иных ситуаций, создавая положительные стереотипы и творя добро.

Греческая мифология в именах богов

Как и всегда, на верхушке пантеона восседает бог-громовержец, который, тем не менее, не является прародителем всего сущего, но лишь наследником. В этом одна из отличительных особенностей языческих верований от монотеистических, и этим фактом явно пронизана вся греческая мифология. Боги, которые не являются творцами и созидателями, но лишь представляющие собой бессмертных существ, питающих свою силу поклонением и верой людей. Отцом и матерью всего сущего были предки родителей Зевса, Посейдона и Аида - мать-земля Гея и отец-небосвод Уранос. Они породили богов и титанов, среди которых был сильнейший - Кронос. Греческая мифология именно ему приписывает высшую власть и силу, но, тем не менее, возмужав, Зевс сверг своего отца и сам занял его трон, разделив Землю между братьями: Посейдону - водные пространства, Аиду - подземное царство, а сам стал верховным богом-громовержцем и взял в жёны Геру.

Следующей и промежуточной ступенью между богами и людьми являются различные Греческая мифология породила пегасов, сирен, минотавров, кентавров, сатиров, нимф и многих других существ, которые в той или иной мере обладали определёнными мистическими силами. К примеру, пегас - умел летать и привязывался лишь к одному человеку, а сирены обладали искусством наведения иллюзорных чар. Причём большинство этих существ в греческой мифологии было наделено разумом и сознанием, подчас куда высшим, чем у простого человека.

И тех, кто были людьми, но имел в себе хоть каплю божественной крови, именовали

героями и полубогами. Так как они, обладая силой бога-отца, тем не менее, оставались смертными и очень часто выступали против высших сил. Одним из самых ярких героев был Геракл, который прославился своими подвигами, такими как убийство гидры, Антея и так далее. Более подробно вы всегда сможете прочесть в любой книжке с пометкой «Греческая мифология». Имена таких героев, как Гектор, Парис, Ахиллес, Ясон, Орфей, Одиссей и других, не просто вошли в историю, они остались у всех на устах и по сей день, словно живые пословицы и примеры того, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Косвенные персонажи

Были ещё и те, кто не относился ни к богам, ни к героям. Это были обычные люди, свершившие подвиги такого масштаба, что деяния их вошли в историю и передаются из уст в уста и по сей день. Крылья Дедала и высокомерная глупость его сына Икара стали поучительной притчей. Бессмысленные и кровавые победы царя Пирра в войнах, послужили основой для поговорки «Пиррова победа», которая берёт истоки в его собственных словах: «Ещё одна такая победа и у меня не будет армии!».

Понравилась статья? Поделитесь ей