Контакты

История пилотки. Зачем военные носят пилотку

Близятся майские праздники и мы в Этнопарке «Кочевник» готовимся к ним по-особенному. В праздничные дни маленькие посетители парка будут получать в подарок пилотку – головной убор — символ майских торжеств.

А знаете ли вы историю появления этого предмета одежды?

В Русской императорской армиипилотка появилась в 1913 году как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Первоначально именовалась «перелётка» или «полётка» («полётная складная шапка», «шапка суконная мягкая складная для лётчиков»), была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог носить её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема (фуражка для этого не подходила). Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полётов и службы на аэродроме. В конце 1915 года пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.

Первые прототипы пилоток, как частей военной формы, появились в XVIII веке в армиях Великобритании и Сербии. Полковник вооружённых сил Англии Александр Рэнделсонизобрёл «гленгарри», повсеместно распространившийся в армии к середине XIX века. Тогда же этот головной убор солдата становится обязательным элементом формы шотландских волынщиков. Этот английский аналог военной пилотки изготавливается из шерсти и имеет, помимо опознавательных знаков и значка кокарды, ленточки сзади и помпон сверху.

Появление сербской «шайкачи» также датируется серединой XVII века – изначально этот национальный головной убор надевали солдаты речных флотилий на реке Дунай. Если взглянуть на шайкачу сверху – она напомнит перевёрнутую днищем вверх лодку, этот головной убор стал основным в сербской армии в период Первой Мировой войны. Сегодня шайкача является элементом формы офицера сербской армии, а также элементом национального костюма.

Свой прообраз солдатской пилотки был и в России, в качестве официального головного убора сокольих обществ начала ХХ века использовалась чешская сокольичья шапочка. Она совсем уж отдалённо напоминает знакомую нам советскую пилотку, однако сходство всё-таки очевидно.

Первый опыт внедрения этого головного убора был ещё в царской армии – в начале века среди обмундирования армии царя появилась пилотка лётчика. Тогда ещё, складная шапочка не называвшаяся пилоткой, была введена в обиход в 1913 году в качестве варианта запасного головного убора солдата и офицера авиации Императорской армии.

Инициатором введения в российской армии такого элемента военной формы стал тогдашний начальник офицерского отдела С.А. Ульянин – один из основоположников отечественной авиации. Вариант для младших чинов был выполнен из тёмного суконного материала с красными выпушками, спереди находилась кокарда. Солдатская пилотка отличалась от офицерской в первую очередь качеством ткани и отсутствием серебряных вставок.

Форменная шапка пилотка офицера императорской авиации, называвшаяся тогда «перелёткой», представляла собой изделие из шерсти и бархата длиной 27 сантиметров с серебряными кавказскими галунами с офицерской кокардой спереди. Офицеры имели разрешение надевать пилотку лётчика лишь во время полёта, между полётами и при работе на аэродроме – для других случаев обязательной была традиционная фуражка.

Спустя два года после введения авиационной формы пилотка перекочевала и в сухопутные войска, став головным убором ефрейтора. Вариант для сухопутных войск напоминает знакомый головной убор советского образца – серая пилотка выполнена в значительно более простом крое из жёсткого сукна.

Октябрьская революция 1917 года стала переломной вехой в Российской истории – власть советов стремилась смести с лица земли всё связанное с царизмом. Коснулось это и военной формы — были отвергнуты все принятые знаки различия между чинами, упразднено солдатское обмундирование, в том числе головные уборы солдат. В 1918 году началась разработка формы солдат Красной армии: во-первых, были созданы пятиконечные звёзды для советских солдат, во-вторых, новые военные головные уборы — в войска начали поступать знаменитые «будёновки» (правда, тогда они так не назывались). Чуть позже ввели новые шинели, знаки отличия и фуражки, шапке и пилотке в этой системе места не нашлось.

Авиаторы же, как правило, предпочитали былую форму, в том числе использовали удобную пилотку лётчика. А курсанты авиационных школ поголовно носили форменные складные шапочки-пилотки императорской авиации, причём зачастую на их кокарды представляли собой знаки различия, принятые при царской власти, пилоток с красной звёздой было совсем немного.

В 1923 году советская авиации стала самостоятельным видом вооружённых сил в 1924 году, наконец-то военные лётчики добились введения отдельной формы для ВВС, однако, пилотки в СССР пока не ввели – официальным головным убором стали тёмно-синие фуражки.

Лишь в результате реформы 1934 года пилотка из ткани вновь становится частью обмундирования войск ВВС. Изготавливалась она из плотного сукна тёмно-синего цвета с кантами бирюзового цвета, по центру спереди прикреплялась звезда красноармейца. Удобство пользования и сохранность внешнего вида стало залогом успеха. Солдатскую пилотку можно сложить вдвое или втрое, положить в карман, заткнуть за пояс – она всё стерпит. Разумеется, наиболее благосклонно к появлению нового элемента формы советского солдата отнеслись именно военные пилоты, в течение месяца полностью перейдя на ношение нового головного убора.

В соответствии с приказом 1935 года, всему командному и начальствующему составу в полевых условиях предписывалось носить пилотку своего рода войск. Виды пилоток отличались в первую очередь по цвету окантовки, для офицеров они изготавливались из шерстяной ткани, а не из сукна. Состоял этот военный головной убор из колпака с подкладкой из хлопчатобумажной ткани и двух так называемых бочков (бортиков). Солдатская пилотка не предусматривала кантов, для офицеров цвет окантовки определял принадлежность к тому ли иному роду вооружённых сил.

Финская война выявила существенные недостатки в обмундировании, результатом чего стало очередное изменение в системе военной формы советского солдата: во-первых были упразднены будёновки, во-вторых, изменился крой формы, несколько видоизменились знаки различий, наконец, основным военным головным убором рядовых и младшего и среднего командного состава признавалась пилотка с кокардой в виде красной звезды.

В 1941 году в рамках подготовки к войне вышло несколько секретных указов, направленных на формирование единой фронтовой формы красной армии и снижение затрат на производство солдатской одежды. Форма советского солдата шилась из ткани цвета хаки (лишь у танкистов форма была стального цвета), для рядовых официально упразднили фуражки – шёл пошив лишь армейских пилоток. Размеры пилоток были разными, но зачастую не подходили солдатам – отсюда пошла манера носить их на макушке, иначе они сползали на глаза.

Пилотка войск РККА являлась поистине универсальным головным убором – и мужчины и женщины носили их в обязательном порядке. В августе 1941 года был выпущен приказ об изменении военной формы старшего командного состава – блестящие знаки различия, нарукавные знаки и особая форма были упразднены для полевых условий. Даже генералы на фронте носили стандартные гимнастёрки, штаны без лампасов, а также в форму входила зелёная пилотка с серым оттенком.

По окончании Великой Отечественной стартовала крупная реформа по повышению качества военной формы советской армии. Однако, экономическое состояние государства не позволяло осуществить полномасштабную замену формы красноармейцев, изменения первоначально коснулись лишь воздушных и бронетанковых войск. Предназначенная для рядового состава пилотка танкиста или лётчика теперь шилась из хлопчатобумажной ткани, а также был разработан новый, более удобный вариант подкладки. Кроме того, упор был сделан на улучшение внешнего вида пуговиц и значков на военных головных уборах.

30 августа 1947 года было утверждено «постановление об унификации металлических эмалевых звёзд для головных уборов личного состава Советской армии и Военно-морских сил», кроме того начали изготавливать звёзды с лаковым покрытием.

III. Особенности ношения отдельных предметов военной формы одежды 15. Шапки-ушанки меховые военнослужащие носят с кокардой золотистого цвета при парадной и повседневной формах одежды и защитного цвета - при полевой. Ношение шапок-ушанок меховых с опущенными наушниками разрешается при температуре воздуха -10 °C и ниже, а с наушниками, завязанными сзади, - при обслуживании вооружения и военной техники, на хозяйственных работах и в других случаях по решению командиров воинских частей. При поднятых наушниках концы тесьмы завязывают и заправляют под наушники, при опущенных наушниках - завязывают под подбородком. 16. Фуражки шерстяные военнослужащие носят с кокардой золотистого цвета и плетеным шнуром (лакированным ремешком). У офицеров фуражки шерстяные с плетеным шнуром, у остальных военнослужащих - с лакированным ремешком. Высшие офицеры носят фуражку шерстяную с шитьем золотистого цвета на тулье. Фуражки полевые камуфлированной расцветки все военнослужащие носят с кокардой золотистого цвета - при повседневной форме одежды, защитного цвета - при полевой форме одежды. 17. Пилотки шерстяные военнослужащие носят с кокардой золотистого цвета. 18. Шапки-ушанки меховые и фуражки шерстяные носят прямо, без наклона. Пилотки надевают с небольшим наклоном в правую сторону. При этом козырек фуражки шерстяной должен находиться на уровне бровей, а нижний край шапки-ушанки меховой и пилотки - на расстоянии 20 - 40 мм над бровями. Снятый головной убор в строю и при выполнении строевых приемов держится так, как указано в Строевом уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. Вне строя - в левой свободно опущенной руке: шапка-ушанка, фуражка шерстяная и пилотка должны быть обращены кокардой вперед; нижний край шапки-ушанки и фуражки шерстяной должен быть обращен к ноге военнослужащего, а нижний край пилотки - вниз. При головных уборах военнослужащие носят 2 иголки с нитками белого и черного цветов, которые должны находиться: в шапках-ушанках меховых - под козырьком; в фуражках и пилотках шерстяных - под налобником; в фуражках полевых - на отделочной ленте под левым наушником. 19. Воротники меховые носятся только с пальто шерстяным. У высших офицеров - из чистопородного натурального каракуля, у других офицеров - из овчины меховой облагороженной. 20. Верхние изделия носят застегнутыми на все пуговицы или кнопки (текстильные застежки), а плащи и куртки демисезонные, кроме того, - с застегнутым на пряжку поясом. 21. Куртки шерстяные военнослужащие носят застегнутыми на молнию до уровня кокетки. Разрешается ношение куртки шерстяной, застегнутой до верха в ненастную погоду. Плащ-накидку и куртку зимнюю полевую носят с капюшоном или без него. Расстояние от пола до низа предметов: пальто шерстяных и плащей демисезонных (кроме военнослужащих женского пола) - 380 - 400 мм; пальто шерстяных и плащей демисезонных для военнослужащих женского пола - 380 - 420 мм; юбок - 400 - 440 мм. 22. Рубашки (блузки) с длинными рукавами разрешается носить: с галстуком, без кителя шерстяного (жакета шерстяного, куртки шерстяной) при летней (в служебных помещениях - при летней и зимней) парадной и повседневной вне строя формах одежды; с расстегнутой верхней пуговицей, без галстука, без кителя шерстяного (жакета шерстяного, куртки шерстяной) в служебных помещениях (кроме старшин, сержантов, солдат). Рубашки (блузки) с короткими рукавами разрешается носить с расстегнутой верхней пуговицей, без галстука, без кителя шерстяного (жакета шерстяного, куртки шерстяной) при летней повседневной форме одежды, а также с галстуком - по решению командиров воинских частей. 23. Галстуки прикрепляют к рубашке закрепкой установленного образца золотистого цвета между третьей и четвертой пуговицами сверху. Галстуки-банты носят с заколкой установленного образца золотистого цвета. Заколка размещается по центру основных деталей галстука-банта. 24. Брюки шерстяные у офицеров и прапорщиков - с кантами василькового цвета в боковых швах, у высших офицеров - с кантами и лампасами василькового цвета. 25. Костюмы зимние полевые камуфлированной расцветки носят с кашне иссиня-черного цвета или без него. Разрешается ношение курток зимних полевых камуфлированной расцветки с расстегнутой верхней пуговицей, без утеплителя, при ненастной погоде - с капюшоном, поднятым воротником, а офицерам и прапорщикам, кроме того, без ремня поясного вне строя. Брюки зимние полевые камуфлированной расцветки носят заправленными в ботинки с высокими берцами или в сапоги. Разрешается ношение брюк поверх обуви по решению командиров воинских частей. 26. Куртки летние полевые камуфлированной расцветки носят поверх брюк с застегнутой или расстегнутой верхней пуговицей (с бортами в виде лацканов), с подшитым подворотничком белого цвета, верхний край которого должен выступать на 1 - 2 мм над воротником. Офицерам и прапорщикам разрешается ношение куртки летней полевой камуфлированной расцветки без подворотничка. Разрешается по решению командиров воинских частей ношение в жаркую погоду курток полевых камуфлированной расцветки без майки (футболки) и с рукавами, закатанными до нижнего края нарукавных карманов. Брюки летние полевые камуфлированной расцветки носят заправленными в ботинки с высокими берцами или в сапоги. Разрешается по решению командиров воинских частей ношение брюк поверх обуви. 27. Кашне носят аккуратно заправленным так, чтобы верхний край кашне равномерно выступал над воротником на 10 - 20 мм. 28. Перчатки носят при зимней форме одежды. В других случаях ношение перчаток необязательно. 29. Вместо носков черного цвета военнослужащим женского пола разрешается ношение чулок (колготок) бежевого, серого или черного цветов. Носить носки выцветшие, неустановленного цвета и образца не разрешается. 30. Плащ-накидки камуфлированной расцветки, плащ-палатки защитного цвета военнослужащие носят в ненастную погоду поверх одежды. Разрешается ношение плащ-накидки в сумке для ношения плащ-накидки, а плащ-палатки в скатке - на рюкзаке вещевом. 31. Ремни поясные черного цвета носят: поверх пальто шерстяных, кителей шерстяных, жакетов шерстяных, курток полевых камуфлированной расцветки; под куртками шерстяными, рубашками - с кобурой для пистолета. Ремни поясные должны располагаться: на пальто шерстяных (кроме военнослужащих женского пола) - между первым и вторым снизу рядами пуговиц, а сзади - закладываться за хлястик; на пальто военнослужащих женского пола - над второй снизу пуговицей, а сзади - закрывать пояс пальто; на кителях шерстяных - закрывать вторую снизу пуговицу; на жакетах шерстяных, куртках полевых камуфлированной расцветки - на уровне талии. На ремне поясном, на правом бедре, носят кобуру для пистолета. 32. При полевой форме одежды военнослужащие носят снаряжение (ремень поясной) или разгрузочный (транспортный) жилет и (или) бронежилет с элементами экипировки, определяемыми командирами воинских частей: флягой в чехле (слева сзади), сумкой для гранат (слева спереди), малой лопатой в чехле (справа сзади), сумкой для магазинов (справа спереди); при необходимости прикрепляют сложенную в скатку плащ-палатку наспинным ремнем снаряжения, пропустив концы ремня в петли плащ-палатки; чехол с защитными чулками и перчатками пристегивают к поясному ремню справа сзади (за чехлом с лопатой). Складывание плащ-палатки производят в следующем порядке: складывают плащ-палатку вчетверо (перегибая вдоль и поперек) лицевой стороной наружу так, чтобы петли, пришитые на нижнем ее углу, были с внешней стороны полотна; сложенное полотно перегибают дважды и затем скатывают так, чтобы петли были с внешней стороны скатки. В том случае, когда плащ-палатка не используется, она укладывается в рюкзак вещевой. В рюкзак вещевой укладывают: плащ-палатку, запасные портянки (носки), котелок с уложенными в него кружкой и ложкой, боевой рацион продовольствия (или сухой паек), шлем стальной в чехле маскирующем (в тех случаях, когда он не используется), туалетные принадлежности, полотенце и предметы хозяйственного обихода - в карманы рюкзака вещевого. В необходимых случаях к днищу или к клапану рюкзака вещевого крепятся спальный мешок и коврик термоизоляционный. Защитные плащ, чулки и перчатки помещать в рюкзак вещевой запрещается. 33. Сумки полевые носят на ремне (слева сзади), надеваемом на правое плечо поверх предметов повседневной или полевой формы одежды. 34. Предметы военной формы одежды военнослужащие обязаны носить установленных образцов, исправными, чистыми и отутюженными. Брюки шерстяные должны иметь продольные заглаженные складки (на передних и задних половинах брюк). На других предметах складки не заглаживаются. Обувь должна быть в исправном состоянии и вычищена, ботинки должны быть аккуратно зашнурованы. Ношение обуви с поврежденным верхом, изношенными подошвой и каблуками, сапог с опущенными или завернутыми голенищами запрещается.

Пилотка для ребенка часто делается мамочками для утренников или фотосессий их детишек. Сшить своими руками этот головной убор совсем не сложно, к тому же, в интернете можно найти массу простых схем пошива пилотки разных размеров.

Пилотка для ребенка часто делается мамочками для утренников или фотосессий

Выкройка пилотки – не только не сложный, но очень интересный процесс.

Для того чтобы получить эту красивую шапочку, нужно подготовить следующее:

  • Ткань (важно, чтобы она была плотной, так как из тонкой мягкой ткани не получится держащая форму шляпа).
  • Бумага (для прорисовки макета).
  • Ножницы.
  • Мел (для обвода выкройки на ткани).
  • Швейная машинка.

Конечно же, можно заняться шитьём вручную, но это будет гораздо сложнее. Дело в том, что иголка будет тяжело проходить через плотную ткань. Нужно пользоваться только толстой иглой, а ей будет затруднительно делать аккуратные маленькие стежки нитью, следовательно – если есть швейная машинка, то лучше всего делать пилотку с её помощью, а не вручную.

Пилотка своими руками: мастер-класс (видео)

Как сшить пилотку стюардессы своими руками: инструкция

Эта красивая шляпка стюардессы делается очень легко.

Эта красивая шляпка стюардессы делается очень легко

Пошаговая инструкция:

  1. Берётся листок бумаги. На нём необходимо проложить горизонтальный отрезок, который будет равняться полуобхвату головы. А по вертикали прокладывается другой отрезок, равный высоте желаемого изделия. Не стоит рисовать слишком большой вертикальный отрезок, так как пилотка получится слишком большой. Оптимальная её высота – 5 см.
  2. Концы отрезков соединяются закруглённой линией поверху, дугой. Важный момент: перед тем, как рисовать дугу, стоит заранее определить отрезки для сшивания изделия, так как если не учесть их – шапка будет сдавливать голову.
  3. После этого рисуется такая же фигура, но её размер должен быть меньше примерно на треть. Для чего это нужно? Данная фигура будет внутренней складкой изделия.
  4. Затем прорисовывается верхняя складка таким же образом.
  5. Когда удалось сделать из бумаги макет, он накладывается на тканевую поверхность. Нужно обвести контуром каждую фигуру и вырезать её. Должно получиться много тканевых выкроек. Совет: чтобы вырезать ткань было удобнее, макет из бумаги рекомендуется прикрепить булавкой.
  6. Боковые детали выворачиваются на изнаночную сторону и сшиваются. Перед шитьём обязательно нужно перевернуть их лицевой частью вниз! Это делается для того, чтобы не было видно швов.
  7. Затем, с помощью булавок, верхняя часть прикрепляется. Следует убедиться в том, что края верхней части ровно прилегают друг к другу, иначе изделие будет неровным.
  8. На последнем этапе все детали сшиваются между собой в правильном порядке.

Пионерская пилотка: размер, описание, выкройка

Пионерская шляпка является одним из наиболее интересных символов эпохи СССР. Если она срочно понадобилась, то бежать её искать совсем необязательно, ведь пилотку пионера достаточно легко сделать самостоятельно.

Пионерская шляпка является одним из наиболее интересных символов эпохи СССР

Следовать нужно такому плану:

  1. Для начала необходимо снять мерки будущего изделия. Меряется длина дуги, идущая от затылка ко лбу. Далее измеряется высота пилотки, а точнее дуга, идущая от одного уха к другому. Сняв эти мерки можно сделать выкройку прямоугольной формы. Все стороны выкройки должны быть равны вышеперечисленным параметрам.
  2. Теперь полученный рисунок необходимо перенести на красную ткань. У пионеров пилотки красные, поэтому и ткань понадобится соответствующего красного цвета. Рисунок следует обвести карандашом или мелом так, чтобы его хорошо было видно. Не забыть нужно и про припуски, ведь без них изделие будет очень туго сидеть на голове. Также перед тем, как прикалывать ткань булавкой, её следует сложить изнаночной стороной вверх.
  3. На последнем этапе изделие сшивается с каждой стороны. Затем его нужно примерить, чтобы при необходимости перешить ту или другую сторону. Каждый шов прострачивается на швейной машинке, края можно обработать вручную.
  4. Пилотку следует вывернуть на лицевую сторону, после чего – отутюжить.

Нижний срез также отворачивается и утюжится.

Головной убор-пилотка для ребёнка из бумаги

Дети очень любят оригами, особенно те, которые можно носить. Бумажная пилотка очень понравится малышу, так почему бы не порадовать его этой несложной поделкой?

Схема работы:

  1. Берётся квадратный бумажный лист. Затем его нужно согнуть сначала по длине, а потом по ширине.
  2. После этого листик складывается по двум линиям сгиба. Все четыре края сгибаются в центральной линии сгиба.
  3. Верхние углы поделки сгибаются внутрь и расправляются.
  4. Полученный прямоугольник необходимо несколько раз согнуть.
  5. После этого края загибаются назад, а фигура переворачивается.
  6. Полученный прямоугольник сгибается ещё раз, но уже с загнутыми краями.
  7. Пилотка расправляется, после чего её следует немного приплюснуть сверху.

Важный момент: необходимо учитывать тот факт, что размер бумажной шапочки зависит от размера исходного материала, то есть бумаги. Если делается детская пилотка, то листа А4 будет достаточно, но если изделие делается для взрослого человека – лучше взять бумагу формата А2.

Военная пилотка: как шить

Военную шляпку сделать так же просто, как и все остальные. Но есть несколько нюансов, которые стоит учесть.

Военную шляпку сделать так же просто, как и все остальные

Итак, делается она следующим образом:

  1. Армейская пилотка выкраивается двумя деталями, основной частью и вставками.
  2. Все детали сначала рисуются на бумаге, а затем вырезаются по макету на тканевой поверхности. Как вариант, можно сначала прорисовать мелом макет детали на ткани.
  3. Две детали прикладываются друг к другу лицевой стороной. Сшиваться они должны по краям. Чтобы швы не топорщили – на месте изгиба необходимо сделать надрез.
  4. В эту шапочку будет вставляться звезда, поэтому шов должен быть крупным, так как будет возможность втиснуть её между стежками.
  5. Изделие сгибается и утюжится. Края пилотки должны смотреть в разные стороны.
  6. С другими деталями следует проделать те же действия.
  7. Когда все детали сшиваются, основу пилотки нужно расправить.
  8. Чтобы шов был не так заметен, рекомендуется шить по короткой части изделия.
  9. После этого шапка выворачивается на лицевую сторону. Ей необходимо придать форму и прогладить утюгом.

На последнем этапе внутренняя вставка прикладывается к изделию и пришивается по контуру.

  • Все внутренние швы следует делать тогда, когда изделие вывернуто на изнанку, так как если шить по лицевой стороне – каждый шов будет бросаться в глаза. Шитьё по лицевой стороне изделия не допускается также из-за того, что нитки будут торчать. Такая работа выглядит некрасиво и не привлекательно.
  • Пилотки обязательно нужно утюжить после их пошива. Перед этим им следует придать форму.
  • Любую пилотку всегда можно украсить бусинками или пуговицами. Достаточно будет пришить их и изделие станет красивее.

Пошив военной пилотки (видео)

Вот такие несложные способы создания пилоток существуют. Любая мастерица сможет сделать эту чудесную шапочку за короткое время и порадовать кого-то из близких. Для чего их делать? Идей масса! Можно организовать фотосессию в советском стиле, смоделировать военное время или превратиться в капитана корабля. Ну а пилотка дополнит выбранный образ.

В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.

В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?

В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.

Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка

Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.

После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии - бустина, в Польше - фуражирка. Полётка В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки».

Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина. Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск.

Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой - имперский орел.

Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел - розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.

После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.

Оригинал записи и комментарии на

В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.

В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?

В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.
Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка

Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.

После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии - бустина, в Польше - фуражирка.

Полётка

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.

Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой - имперский орел.

Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел - розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.

После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.

Понравилась статья? Поделитесь ей