Контакты

Дмитрий ростовский - псалтирь божией матери. Псалтирь божией матери святителя димитрия ростовского Богородичные псалмы

На вопросы телезрителей отвечает иерей Константин Морозов, клирик Храма св. пророка Илии на Пороховых. Передача из Санкт-Петербурга.

- Расскажите о Вашей новой должности?

Я был утвержден в должности директора Центра духовной культуры и религиозного образования Выборгского района в Санкт-Петербурге. Такие назначения получили священники во всех районах города. Данный центр призван улучшить работу со светскими школами в области Основ православной культуры, организовать для учителей курсы повышения квалификации, объединить и разнообразить деятельность воскресных школ, наладить взаимодействие храмов и воскресных школ, организовывать концерты и выставки.

- Вопрос телезрительницы из г. Липецка: «Когда читается Псалтирь Пресвятой Богородице?».

- В каждом районе города будет существовать некий центр. Кто в него может обратиться?

Могут обратиться учителя школ, чтобы провести те или иные мероприятия (например, посвященные князю Владимиру, потому что мы в этом году празднуем 1000-летие со дня его преставления) или лекции, беседы, экскурсии для детей в различные духовные центры Санкт-Петербурга. В реализации этих задумок и планов и может помочь центр, но основная его деятельность - это сплочение на базе центра тех, кто занимается религиозным образованием в благочиниях. В нашей епархии после реформы благочиннический округ совпадает с районами города. В каждом районе теперь существует центр по поддержке учителей по Основам православной культуры, помощи учителям в работе в воскресных школах. Раньше священник просил какого-нибудь знающего прихожанина, возможно, даже имеющего духовное образование, чтобы он позанимался с детьми. Педагогические знания очень важны, но важна еще и обработка того материала, который учитель предлагает детям в воскресной школе, и не всегда это бывает на хорошем уровне. У Центра религиозного образования и культуры Выборгского благочиннического округа Санкт-Петербурга есть сайт.

- Эти центры будут однотипные, или все зависит от инициативы?
- У центра есть определенное направление деятельности, но как и с помощью чего оно будет развиваться, чем будет пользоваться данный центр в реализации своих задач, поставленных перед ним, зависит от директора.

- Чаще всего организация какого-либо центра упирается в помещение. Оно уже имеется?

У нас есть здание воскресной школы в нашем храме, где достаточно аудиторий. Не обязательно все мероприятия проводить в том или ином помещении центра - они могут быть выездные: в школах, домах культуры, либо в помещении, которое предоставит район для реализации программы. У нас будет пасхальный концерт для учащихся общеобразовательных школ, который будет проходить на базе клуба «Выборгская сторона». Клуб предоставляет свое помещение для проведения концерта.

Вопрос телезрительницы из Тюменской области: «Не помню, была ли крещена покойная тетка. Можно нам читать за нее канон святому мученику Уару?».

Ничего страшного нет в том, чтобы молиться за крещеного как за некрещеного. Но бывают случаи, что человек жив и не помнит, крестился он или нет, и свидетельство об этом по каким-то причинам не сохранилось. В этом случае человек должен креститься. Священник крестит его и говорит: «Крещается раб Божий, аще не крещен». И тогда, если человек действительно не крещен, он крестится, а если был крещен, то Таинство Крещения уже над ним не совершается, но подтверждается та благодать, которая над ним есть.

- Какие у Вас планы на этот центр? Каким бы Вы его хотели видеть в идеале?

Я бы хотел его видеть многогранным, чтобы он привлекал большое число различных людей, ведь это центр не только образования, но и культуры. «Культура» происходит от слова «возделывать», а также от слова «культ», то есть «духовность». Это уже уходит, многие слова перестают играть важную роль. Основным направлением центра должны стать слова, сказанные Святейшим: «Если раньше слово «приход» было образовано оттого, что люди приходили, то теперь мы должны сами выходить навстречу и говорить с ними о том, что для нас дорого». К сожалению, до сих пор работает старый стереотип о том, что мы будем молиться, жить духовной жизнью, и народ сам придет. Это работает иногда, потому что служение более опытных священников проходило при советской власти, когда возможности для обширной проповеди не было. Поэтому возникает много вопросов, как взяться за это заново. Сейчас то время, когда Церковь должна говорить о себе, но не опускаясь на уровень обывателя, а поднимая его на свой уровень. Основная задача центра - это выйти на живой диалог Церкви и общества на базе культуры и образования.

Вопрос телезрительницы из г. Екатеринбурга: «Назовите практические советы на две важные седмицы, которые завершают пост. Как посещать богослужения, чтобы стоять перед Богом, не рассеиваясь. Как говорится, конец - делу венец. Хотелось бы, чтобы все пошло на пользу».

Нам не хватает того, что мы не продумываем Евангелие, которое читается в воскресный день. Если бы мы продумывали этот отрывок, обдумывали его на протяжении всей недели, то Господь, может быть, что-нибудь и сотворил с нами. Мы бы не просто слушали, а пережили этот отрывок. И когда бы мы услышали его в другой раз, то у нас было бы совсем иное восприятие текста Священного Писания. Важно не только слышать, но и прочитывать Священное Писание, которое читается на богослужениях. Можно брать этот отрывок с собой, чтобы лучше воспринимать текст, который предлагается для молящихся.

Второй момент, который можно сказать о предстоящих неделях, - переживание Страстей Господних. Мы будем вспоминать о них, о том, ради чего Господь пришел в этот мир. Он пришел добровольно пострадать за нас. Чтобы переживание этих Страстей было больше, нам в этом могут помочь разные моменты: молитвы, расширение утреннего и вечернего молитвенного правила. Сейчас очень много литературы, посвященной Страстной седмице, где есть тексты, которые читаются на богослужении. Приходите с этими книжечками на чтение двенадцати Евангелий, чтобы не только слышать, но и видеть. Подготавливайтесь, прочитывая тексты и обдумывая, что же происходит в эти дни. Например, когда я говорю о Великом четверге, то я могу сказать, что это Тайная Вечеря. Прочтите о том, что в действительности происходит там, что Господь сотворил на Тайной Вечере, почему нам это так важно.

Есть замечательная книга Александра Шмемана «Великий пост». В ней автор описывает службы Великого поста. Для меня в свое время неким открытием сделался фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы». Я по-иному ощутил, что Господь претерпел ради меня, когда я посмотрел этот фильм. Он снят на историческом основании, по исследованиям Плащаницы. Я совсем по-иному стал воспринимать Страстную седмицу, когда отчасти кинематографические образы налагались на богослужение, которое совершалось и говорило об этом.

- Мы в семинарии собирались даже классами на Страстной и смотрели «Страсти Христовы».

- Духовно-просветительский центр должен быть один. Они будут связаны между собой?

Они связаны между собой, потому что директора центра собираются на совещания, обсуждают проблемы и делятся своими радостями. У нас все это только начинается. 31 марта будет второе совещание директоров центров, и я предлагал выработать общее чтение, олимпиаду, чтобы деятельности центров объединялись, и их направление могло бы корректироваться, чтобы все соблюдали общую границу. Это предложение рассмотрят председатель отдела владыка Амвросий и его заместитель и помогут направить это в нужное русло.

- Центру нужен духовник?

Каждый центр возглавляет священник, который будет духовно окормлять сотрудников, привлеченных им для выполнения своего послушания.

- В основном будут трудиться миряне?

Конечно, активная роль мирян в Церкви будет здесь хорошо реализовываться на организации миссионерских проектов в дальнейшем. Мы в этом году в своем благочинии будем издавать книги патриарха Кирилла в Страстную седмицу и на Вербное воскресение с его выступлениями из передачи «Слово пастыря» о Пасхе; буклеты, которые мы печатаем на двунадесятые праздники. Все это будет позволять привлекать мирян к деятельности приходов и помогать священникам в несении их послушания.

Вопрос телезрительницы: «Можно ли при чтении молитвенного правила молитвы, построенные в мужском роде, переделывать на женский? Не является ли это грехом?».

На мой взгляд, нет. Этот вопрос мне задавала моя мама, когда только начинала молиться: «Я же не раб Божий - я раба Божия». Мне кажется, в этом нет никакой проблемы, если она чувствует, что для нее так будет правильнее, то пожалуйста.

Вопрос телезрителя: «Как подготовиться к генеральной исповеди, нужно ли это делать со священником или самостоятельно?».

Если вам нужна генеральная исповедь, то ее нужно проводить с одним священником, и если она у вас очень длинная, то лучше ее разбить на несколько исповедей. Допустим, часть своей жизни рассказать в одну встречу, часть - во вторую или третью. Генеральная исповедь - это принесение покаяния за свою жизнь. Это хороший опыт, когда человек может осмыслить свою жизнь, если это человек, который прожил достаточное время и прожил, как ему кажется, неправильно. Нужно избегать всех брошюрок, которые печатаются, например, «1001 грех» или что-то подобное. На мой взгляд, исповедь должна идти от сердца. Я должен вспомнить свою жизнь, понять, что я в своей жизни совершил не так, понять, что меня мучает в ней.

Очень часто, чем больше люди исповедуются, тем больше это становится на автомате. С одной стороны, потому что приходит очень много людей на воскресные службы, многие только воцерковляются, им нужна помощь и корректировка, и этим является исповедь. Поэтому исповедь - это «решето», через которое каждый воскресный день или праздник пропускают всех прихожан, чтобы отсеять среди них людей, которые только-только готовятся к подходу ко Причастию или вообще не понимают, что это такое. Чтобы не было такого: «Все подошли, и я подойду». Исповедь у нас привязана к Литургии. Из-за этого для многих верных тяжело, каждый раз причащаясь, например, каждое воскресение, переживать исповедь как сокрушение своих грехов. Я это тоже переживал. Мы не достигаем такой подвижнической деятельности, чтобы сокрушаться внутренне, приносить полное покаяние.

Если генеральную исповедь совершать правильно, то, конечно, лучше, чтобы этот человек посидел несколько дней спокойно, никуда не торопясь, поразмышлял о своей жизни от своих первых дней, как он себя помнит, и до дня, как он сел за письменный стол, положив перед собой лежит чистый лист бумаги, который должен быть заполнен той неправдой, которую он за свою жизнь совершил.

Вопрос телезрительницы из г. Липецка: «Я хочу причаститься в Великий четверг. Нужно ли вычитывать каноны или можно прочесть только Правило ко Причастию?».

Если вы причащаетесь в Великий четверг, то вы должны прочесть все Правило. Нет такого правила, что к этому дню достаточно прочитать Правило ко Причастию, а каноны опускаются. Хотя, все на усмотрение вашего духовника. Если он говорит, что можно прочитать только Правило, а каноны не нужно, то читайте Правило ко Причастию.

Многие, готовясь причащаться в Великий четверг, забывают, что Литургии служатся и до этого на неделе. Получается, что эти службы остаются без внимания. Как участвовать в службах и Литургиях на Страстной седмице?

Участие в любой Литургии заключается в Причастии. Может быть, сложилось неправильное стереотипное мнение о том, что Причастие в Великий четверг - это особое Причастие, из-за которого меркнет все остальное, и достаточно причаститься в Великий четверг и можешь год не причащаться. Это еще дореволюционная формула. Может быть, из-за того, что люди утратили живую религиозность, причащались очень редко, иногда раз в год или только по постам 4 раза в году и 5-й раз в День Ангела. Церковь ослабла в плане того, что перестала играть живую роль евхаристической общины.

Вопрос телезрительницы из Ставропольского края: «Мужу сделали операцию, у него эпилепсия, и он не может обходиться без лекарства. Утром ему необходимо выпить лекарство, а Причастие обычно бывает часов в 10. Что ему можно съесть при приеме лекарств в 8 часов?».

Мой духовник рассказал историю. Его рукоположил отец Никодим (Ротов). Однажды, когда он был еще молодым диаконом, у него разболелась голова, он плохо себя чувствовал, простудился, а утром подумал: «Послужу, но не буду причащаться». Диаконам позволяется без приготовления. Выпил таблетки и пошел на службу, а когда все стали подходить под благословение к владыке, тот спросил: «А почему Вы не причащались сегодня?». Он ответил: «Владыка, я приболел, выпил таблетку». Владыка ответил: «Отец Александр, как тебе не стыдно! Думаешь, что через твою таблетку Христос не пройдет?». Если кому-то нужно выпить таблетку и поесть перед службой, только не наедаться, то это разрешается. Если у человека диабет, то он физически не сможет выстоять службу, не съев утром небольшой кусочек хлеба. Пускай он съест и причастится. Проблемы в этом нет, пусть Ваш супруг, который болен, перед Причастием выпьет необходимые таблетки и съест то, что ему необходимо.

Вопрос телезрительницы: «Муж крещен по староверческому обряду дома со священником, но толком не помнит этого - он совершенно невоцерковлен. Я пытаюсь его привлечь к духовной жизни, будучи православной. Муж вместе с родственниками иногда ездит на общую исповедь в старообрядческую церковь без священства. Могу ли я вместе с мужем съездить и узнать, что там проходит, есть ли там Причастие и исповедь? Так как там нет батюшки, я понимаю, что нет никаких Таинств. Является ли это церковью или это секта?».

Со старообрядцами у нас есть деление на поповцев и беспоповцев. С Причастием по-разному в каждой общине. У некоторых старообрядцев было такое, что они толкли дониконовские заготовленные Дары, когда еще у них было священство, много столетий назад, и добавляли их в тесто. На них изготавливали просфоры и таким образом причащались. Причастия, конечно, у беспоповцев нет. Их крещение мы признаем, но если человек переходит в православие, то стоит миропомазаться и таким образом присоединиться к Русской Православной Церкви. Вы можете съездить, правда, можете столкнуться с тем, что в храм Вас не пустят, а оставят постоять в притворе и помолиться там, потому что старообрядцы довольно консервативны в этих вопросах. Хоть Вы и супруга, но у них своя община.

- Можно посоветовать обраться к Русской Православной Единоверческой Церкви?

Можно. Но вопрос в том, то единоверцы - это те, кто оставили обряды до Никона, дореформенные, но вошли в состав Московской Патриархии. Такой приход у нас существует в городе, он находится рядом с музеем Арктики и Антарктики. Туда можно обратиться к отцу Павлу. Но если супруг слушательницы посещает беспоповцев, то тут все будет, наверное, по-другому. Я бы порекомендовал сходить к единоверцам, у них есть небольшая часовенка. Она может там проконсультироваться по поводу Причастия и всего необходимого у отца Михаила.

Вопрос телезрительницы из г. Липецка: «На генеральной исповеди я буду исповедоваться в грехах, содеянных в детстве. Могу ли я оправдываться, что я, будучи ребенком, не понимала, не знала, кто-то на меня повлиял. Такое допускается?».

Во-первых, генеральная исповедь идет с 7 лет. Во-вторых, на исповеди вообще не стоит оправдываться. Когда вы читаете молитвы, то произносите: «Господи, прости мне грехи вольные и невольные». Невольный грех все равно является грехом. Грех - это промах, ошибка. Если ты признал, что это ошибка, то должен это исправить покаянием. Оправдание ошибки - взаимоисключающие действия. Формулировка «я, конечно, не прав, но у меня были с этим связанны какие-то обстоятельства» не подходит к исповеди.

Мы, к сожалению, очень мало поговорили о Богородице. Какое место в Вашей жизни занимает Пресвятая Богоматерь?

В жизни каждого христианина Божия Матерь занимает особое место. В отличие от Западной Церкви, которая подчеркнула в образе Богородицы Ее девство, целомудрие, Восточная Церковь подчеркнула материнство, и для каждого Она является Матерью. У меня с приходом в храм было такое ощущение в молитвенном стоянии, как обращение непосредственно к Защитнице, Той, Которая всегда покроет любовью. Вчера читалось о Марии Египетской: когда ее не пускали в храм, она увидела образ Божией Матери и сказала: «Пресвятая Матерь, Ты чиста, а я не чистая. Ты, конечно, можешь не призреть на меня, но позволь мне войти в храм». Дальше идет описание того, как Мария Египетская со слезами входит в храм и как ощущает на протяжении всей своей покаянной жизни Божию Матерь как свою Заступницу. И только из-за этой любви Божией Матери, Которая пустила ее в храм, Мария совершила такой подвиг своей жизни. К каждому из нас и нашей жизни Божия Матерь снисходит, потому что является особой Ходатаицей за нас перед Богом.

- Акафист, который сегодня читался, отличается от других акафистов Богородице или святым?

Он один из первых, на основании которого были написаны многие другие акафисты, знакомые нам. Есть традиция не читать акафисты в Великий пост. Она появилась именно из-за того, чтобы не умалять достоинства Акафиста Божией Матери, который читался сегодня на богослужении «Радуйся Невесто Неневестная». В отношении этого песнопения тот возглас, которым заканчивался каждый икос, говорит об особом месте Божией Матери в Церкви.

Вопрос телезрительницы из г. Санкт-Петербурга: «Нужно ли говорить человеку о том, что его совершаемые действия являются грехом, или не стоит, так как мы сами грешные, и такие же грехи совершали когда-то, но покаялись?».

Грех должен быть назван, если он есть. Однако в одной из молитв есть удивительная строчка, которую я стараюсь говорить, чтобы люди руководствовались ею, когда они с кем-то общаются по поводу их грехов. В ней говорится: «Господи, пошли мне в нужный момент человека, который готов сказать мне правду, но сказать ее любя». Сказать правду любя, способен не каждый. Поэтому, если Вы общаетесь с дорогим и значимым человеком и будете говорить ему о его грехе, стремитесь сказать это с любовью, чтобы он это почувствовал.

- Так можно увлечься и начать всех обличать.

С одной стороны, это зависит от внутренней культуры человека: как говорить, кому говорить и что. С другой стороны, не должно быть превозношения. А телезрительница может сказать из своего опыта, если у нее были эти грехи, и она покаялась: «Ты знаешь, я тоже сталкивалась с этим, но сейчас очень раскаиваюсь в том, что у меня это в жизни было». Женщина, которая говорит девушке, собирающейся сделать аборт, может сказать о том, как она сокрушается всем своим сердцем сейчас за то, что сама когда-то совершила аборт. Любой грех в нашей жизни является трагедией.

Определенным показателем отношения к человеку является смерть. Я много раз говорил о том, что когда кто-то умирает, то мы плачем по самим себе. Нам жалко самих себя в том, что мы что-то не сделали, не сказали то, что можно было сказать, не протянули руку помощи, не сказали слово поддержки. А человек умер - и ничего изменить нельзя. Поэтому голос совести говорит нам о том, что мы были менее человечны, чем могли бы быть. Но, с другой стороны, смерть перед нами открывает тайну вечности, потому что когда человек умирает, ты ощущаешь, что он не ушел, что он рядом с тобой. Мы должны заботиться о людях, пока они живы, потому что когда они преставятся ко Господу, сказать им, насколько они нам дороги, насколько значимы, мы уже не сможем.

- Большой ли грех оговариваться при чтении Псалтыри?

Греха в этом нет. Оговорка или неправильное прочтение слова происходит по неопытности. Достаточно перечитать данное предложение или произнести данное слово правильно. В любой ошибке нет ничего криминального, потому что Господь Псалтырь и так наизусть знает, Он не учитель русской словесности, который наказывает нас за неправильное произношение слова. Господу нужно наше сердце, и в этом отношении, если ты читаешь Псалтырь правильно, а сердце холодно, то нет от этого толку. Какая-нибудь бабушка, которая ничего не знает, читает Псалтырь, но неверно, но сердце горит - это и есть самое настоящее чтение Псалтыри. Очень часто мы сводим Господа к тому, что правильно, а что не правильно, и забываем самое основное, для чего вообще мы берем на себя подвиг молитвы. Мы берем Псалтырь для того, чтобы горело сердце, а не для того, чтобы заниматься правильным произношением.

- Обязательно ли подключать к Правилу ко Причастию акафист?

Думаю, нет. Это для желающих. Но иногда бывает так, что человек берет на себя очень большие правила: чтение канона, несколько акафистов в день. Он не справляется и приходит в уныние. Все это происходит из-за того, что человек взял на себя больше, чем может понести. Молитвенное правило должно быть разнообразным, должно быть несколько утренних и вечерних правил. Если человек не успевает прочесть длинное, то молится коротким правилом. Если я не тороплюсь, но понимаю, что полное я не успеваю прочитать, то молюсь средним. Вечером, если я устал, то молюсь кратко, но все-таки уделяю время молитве. Молитвенные правила должны корректироваться в зависимости от того, какое у меня состояние. Мой хороший учитель Игорь Цезаревич сказал: «Пришел ко мне человек молиться и совершал ошибки. Я думаю, не буду ему говорить, что он совершает ошибки, чтобы его не расстраивать, и чтобы в следующий раз он не думал, что я его могу обличить тем, что он не правильно молится со мною».

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Анна Солодникова

April 1st, 2016

Псалмы 26, 50, 90 и Похвала Богородице - защита при нападении врагов
"...и бомбой не разорвет"

«Человеческая жизнь стоит все меньше... Стало страшно жить - опасность со всех сторон. Любой из нас может быть ограблен, унижен, убит. Понимая это, люди пытаются защититься; кто-то заводит собаку, кто-то покупает оружие, кто-то превращает жилище в крепость.

Страх нашего времени не миновал и православных. Как защитить себя и близких? - часто спрашивают верующие люди. Наша главная защита - Сам Господь, без Его Святой воли, как сказано в Писании, и волос с головы нашей не упадет (Лк. 21, 18).

Бог дал нам величайшие святыни для защиты от видимых врагов. Это, в первую очередь, щит христианский - нательный крестик, который нельзя снимать ни при каких обстоятельствах. Во-вторых, святая вода и артос, вкушаемые каждым утром»
(Игумен Пахомий (Брусков).

+ + + + + + +
Молитвы

Архангельское приветствие ко Пресвятой Богородице:

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Псалом 26:

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения; пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене. Боже, Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя. Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

Псалом 50:

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Псалом 90:

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго, долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.

+ + + + + + +
Пишет Сергей Нилус о том, что сказал ему старец Иоанн Оптинский

Сергей Александрович Нилус с женой Еленой Александровной пришли к Оптинскому Старцу отцу Иоанну (Салову).

"Старец принял со свойственной ему в отношении к нам с женой радостной лаской.
- Берите табуретку, - сказал он, обнимая меня, - садитесь рядом со мною.
- Какие вы псалмы читаете? - предложил он мне вопрос. Я смутился: обычно на коротеньком своем, чисто мирском, не правиле даже, а правильце, я никаких псалмов не читал.
- Знаю, - ответил я, - «Живый в помощи», «Помилуй мя, Боже»...
- А еще какие!
- Да я, батюшка, все псалмы читал и, хоть не наизусть, а все знаю; но правильце мое маленькое...
Старец перебил мое самооправдание:
- Не о том я хочу вас спросить, какое правило ваше, а о том, читаете ли вы еще псалом 26-й - «Господь просвещение мое?
- Нет, батюшка, не читаю.
- Ну, так вот что я вам скажу! Вы как-то раз говорили мне, что на вас враг пускает стрелы свои. Не бойтесь! ни одна вас не коснется, никакой дряни не опасайтесь: дрянь дрянью и останется. Только возьмите мой совет за правило, послушайтесь: читайте утром и вечером перед вашей молитвой оба эти псалма - 26-й и 90-й, а перед ними великое Архангельское обрадование - «Богородице Дево, радуйся». Будете так делать, ни огонь вас не возьмет, ни вода не потопит...
При этих словах старец встал со своего кресла, обнял меня и с какой-то особой силой, раскатисто-звонко, не сказал даже, а выкрикнул:
- Больше вам скажу: бомбой не разорвет! Я поцеловал обнимавшую меня руку старца. А он опять, прижавшись к самому моему уху, опять громко воскликнул:
- И бомба не разорвет!* А на всякую дрянь вы и внимания не обращайте: что вам дрянь сделать может?... Вот, об этом-то я и хотел побеседовать с вами. Ну, а теперь идите с Господом!
И с этими словами старец отпустил нас с миром.
Я знал того человека, точнее говоря - женщину, на которую намекал старец, называя ее дрянью: к Оптинскому благолепнолиственному древу она прилепилась, как лишай, и долго ложной своей святостью и именем старцев морочила Оптинских богомольцев. Я ее понял, и она мне за то мстила, где могла. Бог с ней!..
«И бомба не разорвет!..» Предсказание о. Иоанна (Салова) в точности исполнилось во время гражданской войны. По воспоминаниям М. В. Смирновой-Орловой, Елена Александровна рассказывала ей, что однажды, когда они с мужем ехали под обстрелом в тарантасе, рядом с ними разорвалась бомба, но их совершенно не задела."
http://www.liveinternet.ru/users/3561375/post120714868/


Тропарь Архангела Михаила, глас 4:
"Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил."

Кондак Архангела Михаила, глас 2:
"Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг."

Молитва Архангелу Михаилу:
"О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо! Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное. О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь."


+Тропарь святителю Николаю великому угоднику Божиему, глас 4:
"Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим."

Кондак святителю Николаю великому угоднику Божиему, глас 3:
"В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати."

(Архангел Михаил и Святитель Николай Чудотворец особенно любимые святые православного русского народа.)

А ТАКЖЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОЛИМСЯ СВЯТОМУ ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ ГЕОРГИЮ, ПОКРОВИТЕЛЮ ХРИСТОЛЮБИВОГО ВОИНСТВА И МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ И ЕГО ИКОНА, ПОМЕЩЕННАЯ ИЗДРЕВЛЕ НА РУССКОМ ГЕРБЕ (НА ГРУДИ ДВУГЛАВОГО ВИЗАНТИЙСКОГО ОРЛА).

Тропарь святому Георгию Победоносцу, глас 4-й:
"Подвигом добрым подвизался еси, страстотерпче Христов Георгие, и веры ради обличил еси мучителей нечестие: жертва же благоприятна Богови принеслся еси. Темже и венец приял еси победы, и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение."

Иной тропарь святому Георгию Победоносцу, глас тот же:
"Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врач, православных поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим."

Кондак святому Георгию Победоносцу, глас 4-й:
"Возделан от Бога, показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши: страдальчествовав же кровию, Христа приял еси: и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение."

Пресвятая Богородица, спаси нас! Окончание обычное: "ДОСТОЙНО ЕСТЬ" (от Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона "Ангел вопияше Благодатней... Светися, светися, новый Иерусалиме...") и отпуст. АМИНЬ

С тех давних пор, как воссиял на Руси свет христианской веры, среди православных людей прочно установилось почитание Пречистой Богородицы - Матери Господа Бога нашего Иисуса Христа. В её честь сложено много хвалебных гимнов, к Ней обращаются в покаянных молитвах и у Неё же просят заступничества в житейских бедах. О своде таких молитв, получившем название "Псалтирь Божией Матери", пойдёт разговор в нашей статье.

Ростовский святой - пастырь, проповедник и педагог

Его автором является выдающийся духовный писатель, проповедник и педагог эпохи Петра I - митрополит Ростовский и Ярославский Димитрий (Туптало). Почти через полстолетия после своей блаженной кончины, последовавшей в 1709 году, он был причислен к лику святых Русской православной церкви. О его богоизбранности неопровержимо свидетельствовали как нетленность мощей, так и многочисленные чудеса, явленные по молитвам на его могиле.

В своей земной жизни святой угодник Божий прославился, кроме пастырской и преподавательской деятельности (в Ростове им было основано славяно-греческое училище), ещё и как выдающийся духовный писатель, перу которого принадлежат многочисленные труды по изучению святоотеческого наследия и гимнографии. Одной из наиболее известных таких работ является Псалтирь Божией Матери.

Преемник царя Давида

При её составлении автор брал за основу общеизвестную Псалтирь (заметим, что это слово женского рода) - ветхозаветную библейскую книгу, авторство которой приписывается царю Давиду. Название книги не случайно происходит от наименования древнего восточного музыкального инструмента - псалтирии. Когда-то под звон её струн сыны Израилевы воспевали Бога, выведшего их из страны рабства.

Так же как и творение царя Давида, разделена на двадцать кафизм - отдельных частей, включающих в себя как псалмы и хвалебные песни, так и молитвы. Разница заключается лишь в том, что древнееврейский псалмопевец обращается в своём произведении к Богу, а его российский подражатель - к Царице Небесной.

В отличие от творения царя Давида, Псалтирь Божией Матери является гораздо менее известным произведением, и даже большинство верующих и воцерковлённых людей не знает о её существовании. Причина этого явления кроется, очевидно, в том, что эта Псалтирь не включена в состав и читается лишь в тех случаях, когда в том возникает духовная потребность.

Почитание Пресвятой Богородицы неотделимо от православной веры. Благодарность Матери Спасителя человечества от мрака вечной смерти испокон века выражалась в акафистах, молитвах, хвалебных песнопениях и гимнах. Именно благоговейная любовь народа подвигла некогда митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия к написанию сборника, целиком посвящённого славословию нашей Заступницы Небесной, и озаглавленного им "Псалтирь Божией Матери".

Как нужно читать этот свод псалмов и молитв? Об этом нет конкретного указания в церковной литературе, поскольку канонически он не включён в состав ни одного богослужения, а рассчитан исключительно на домашнее молитвословие.

Но и без посторонней помощи каждый верующий человек, руководствуясь лишь голосом своего сердца, чувствует, что псалмы, сложенные ростовским святым, способны сделаться как источником чистых покаянных слёз, так и глубоким утешением - залогом заступничества Владычицы нашей Небесной, Пресвятой Девы Богородицы.

Сила, заключённая в молитве

То, насколько ощутимое действие в каждом конкретном случае может оказать на человека Псалтирь Божией Матери, зависит лишь от самого читающего её строки или внемлющего им. Едва ли следует упоминать общеизвестную истину, что определяется прежде всего искренностью и верой, с которой она произносится.

Евангельские слова Иисуса Христа о том, что каждый получает по своей вере, так же актуальны сегодня, как и две тысячи лет назад. И не важно, к кому обращены молитвенные песнопения - к Нему ли Самому или к Его Пречистой Матери, имеет значение лишь вкладываемая в них глубина сердечного чувства.

Современные критики святителя Димитрия

В завершение разговора необходимо остановиться ещё на одном важном аспекте проблемы, связанной с тем, что Псалтирь Божией Матери, тект которой, хоть и составлен религиозным деятелем, прославленным в лике святых, не вошёл в перечень материалов, используемых во время церковных богослужений.

Дело в том, что, несмотря на одобрение, данное Издательским Советом Русской православной церкви, ряд современных священнослужителей скептически относятся к духовной ценности этого произведения.

Труды, проверенные временем

Такая позиция вызывает крайнее недоумение и может являться лишь следствием непонимания сути и смысла псалмов, написанных выдающимся богословом конца XVII и начала XVIII века. И в годы земной жизни святителя и после блаженной кончины его сочинения неизменно получали высокую оценку даже у самых строгих критиков.

Со всей определённостью их можно отнести к тем плодам творчества, которые прошли проверку временем, а потому заслуживают нашего внимания. Следует также учесть, что они не находятся под запретом, а следовательно, нет повода исключать их из круга своего духовного чтения. Окончательное же решение каждый вправе принимать сам.

Молитвы ко Пресвятой Богородице

Эти, довольно редкие и красивые, молитвы взяты из книги «Псалтирь - помощник и покровитель». Они расположены после каждой кафизмы, всего их двадцать, по количеству кафизм. Святитель Николай Сербский упоминает о таком обычае, когда во время чтения Псалтири после одной или нескольких кафизм прочитывались молитвы, содержащии особые прошения о ближних, находящихся в трудных обстоятельствах.

Молитва первая .

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Всемилостивая Заступнице и Покровительнице всех к Тебе с верой прибегающих! Призри с высоты небесныя славы Своея на рабов Божиих (имена) и на нас, припадающих ко подножию Твоему, услыши смиренную молитву нас, грешных и недостойных рабов Твоих, и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего: (просьба). О, Преблагословенная Богородице! Ты, именуемая Скоропослушнице и всех скорбящих Радосте, услыши и нас, скорбных; Ты, именуемая Утоление печали, утоли и наши душевные болезни и печали; Ты Купино Неопалимая, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел вражиих; Ты, Взыскание погибших, не попусти нас погибнути в бездне грехов наших; Ты, Целительнице страждущих, исцели и нас, уязвленных от немощей душевных и телесных; Ты, Нечаянная Радосте, радостию спасения Твоего отъемли от нас страх грядущаго мучения; Ты, Споручнице грешных, буди и нам, грешным, Благосердою Споручницею покаяния и спасения нашего. На Тебе по Бозе все наше упование возлагаем, буди нам выну Неусыпная Ходатаица и Всесильная Предстательница пред Сыном Твоим, Господом нашим Иисусом Христом; укрепи в нас веру в Него, утверди в любви Его, научи нас любити и славити и Тебя, Пресвятую Матерь Божию, Преблагословенную Марию; Вседержавному Покрову Твоему, Богородице, вручаем себе на вся веки. Аминь.

Молитва вторая

О Царице Богородице, Христа Бога нашего Мати! Услыши ны: (просьба), и избави раб Божиих (имена) от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти: разве Тебе иныя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы к Сыну Твоему, Егоже умоли, Владычице, да спасеннии Тобою славим Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечные веки. Аминь.

Молитва третия.

О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице! Вонми смиренному молению нашему: (просьба), и вознеси к Сыну Твоему и Богу нашему Матернее Твое моление о рабах Божиих (имена), да не отвержет их грешных от лица Своего, но, яко Милостив, да простит им согрешения их вольная и невольная, да сохранит от соблазнов мира, от козней диавольских и от нападения невидимых враг, да сотворит их дни благи и безмятежны, яко благ Господь ко всея твари, со Отцем и Святым Духом, славимый во веки. Аминь.

Молитва четвертая.

О Милостивая и Премилостивая Госпоже Царице Богородице! Ты, яже восхощеши, вся испросити от Сына Твоего Христа Бога нашего можеши: не отрини раб Божиих (имена) от Твоего заступления: (просьба), и подаждь освобождение от бед и скорбей и избави их, Всенепорочная, от видимых и невидимых враг и от злых человек, клевещущих на них, и моли Сына Твоего и Бога нашего, яко да в день Суда одесную поставит ны, ради Твоего предстательства. Тому слава и держава, со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва пятая.

О Пресвятая Владычице Богородице! Призри с благосердием на моления наша: (просьба), и не отврати лица Твоего от раб Божиих (имена) за множество прегрешений их, но простри им руце матернего милосердия Твоего и сотвори с ними знамение во благо. Яви богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле блазе; от всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати их, да всегда славят Пречестное имя Твое. Аминь.

Молитва шестая.

О Пресятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя (просьба), и не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, Милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою Святую непоколебиму да соблюдет, и от неверия и ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево; Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапной смерти. Даруй рабам Твоим (имена) дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси, благодарне воспевающе величия Твоя и милости Твоя являемыя зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва седьмая.

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Услыши ны: (просьба), и помилуй грешныя и недостойныя рабы Твоя (имена), умоли Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от них праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония их, яко да сподобятся благостию Его скончати житие в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его: яко благословена и препрославлена еси во веки. Аминь.

Молитва восьмая.

Богорадованная Владычице, Всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем: (просьба), и молитву теплую к Сыну Твоему и Богу нашему сотвори о рабех Божиих (имена), да от всяких болезней и печалей их Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники их покажет; велие бо и неизреченное, яко Мати, к Нему дерзновение имаши и вся от него испросити можеши, Едина во веки Преблагословенная. Аминь.

Молитва девятая.

О Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Смиренно припадающе молим Тя: (просьба), и не затвори рабам Твоим, грешным (имена), щедрот Твоих, избави их от падения греховнаго, от навета злых человек, от скорбей и бед, от внезапныя смерти и вечных мук и даруй им дух сокрушения, смирение сердца, чистоту ума и оставление прегрешений, да вси, благодарно Тя воспевающи, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми да славим Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва десятая.

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! Призри ныне с высоты святыя Твоея на раб Божиих (имена) и покажи на них чудныя милости Твоя: (просьба), и избави их от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней. Не имамы бо ни иныя помощи, ни иного предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и напаствуемых. Ты по Бозе наша надеждо и заступнице, и на Тя уповающе, сами себе и друг друга, и всю жизнь нашу Тебе предаем во веки веков.Аминь.

Молитва одиннадцатая.

О Премилосердая Госпоже, Царице Богородице! Приими смиренное моление наше: (просьба), и не отрини раб Божиих (имена) и не возгнушайся их, недостойных. Но яко Милосердая Мати, не престани моляще, Его же родила еси, да дарует им прощение многих согрешений, да спасет их имиже весть судьбами. Помилуй их, Владычице, помилуй их, несть бо им спасение от дел. Даруй рабам Божиим умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби их по вся дни жизни творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему Единому. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави раб Божиих (имена) от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да сподобльшеся Царствия Божия, величают Тя и славят воплощшагося от Тебе Христа Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва двенадцатая

О пресвятая госпоже, владычице богородице! Приими недостойную молитву нашу: (просьба), и сохрани раб божиих (имена) от навета злых человек и от внезапныя смерти и даруй нам прежде конца покаяние, и умягчи злая серд­ца их. Укрепи в них правую веру, вложи в сердца их дух страха божия, дух благочестия, дух сми­рения, терпения и любве и в добрых делах преус­пеяние: избави же раб божиих (имена) от иску­шений, развращения и погибели вечныя. И сподоби их одесную стати сына твоего, христа бога нашего, во втором его пришествии и наследники быти царствия небеснаго и жизни вечныя со все­ми святыми в безконечныя веки веков.


Молитва тринадцатая

К кому возопием, владычице; к кому при­бегаем в горести нашей, аще не к тебе, цариценебесная; кто плач наш и воздыхание приимет, аще не ты, пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным. Кто паче тебе в милости: приклони ухо твое к нам, владычице, мати бога нашего, и не презри требующих твоея помощи: (просьба), и услыши стенание наше, подкрепи раб твоих грешных (имена), вразуми и научи, царице небесная, и не отступи от них, владычице, за роптание, но буди им мати и заступница и вручи их милостивому покрову сына твоего: устрой их, како угодно будет свя­тей твоей воле, и приведи их, грешных, к тихой и безмятежной жизни, да плачутся о гресех своих, да возрадуются же с тобою всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Молитва четырнадцатая

О пресвятая госпоже, владычице богородице! Приими недостойную молитву нашу (просьба), и сохрани раб божиих (имена) от на­вета злых человек и от внезапныя смерти и да­руй им прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави их, госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни и от всякаго зла. И сподоби ны, грешныя рабы твоя, одесную ста­ти во втором пришествии сына твоего, христа бога нашего, и наследники! Быти царствия небеснаго и жизни вечныя co всеми святыми в безконечныя веки веков.

Молитва пятнадцатая

Надеждо всем концем земли и рабам твоим (имена). Ты, пречистая дево, госпоже богороди­це, утешение наше! Не гнушайся рабов твоих {имена), грешных, на твою бо милость уповаю­щих: (просьба), и угаси в них пламень греховный и покаянием ороси изсохшия сердца их, очисти ум от греховных помыслов; приими воздыхание от души и сердца мольбу ти приносящих. Буди за них ходатаица к сыну твоему и богу, и укроти ярость его праведную матерними твои­ми молитвами. Душевныя и телесныя язвы исце­ли, госпоже богородице, утоли болезни душ и телес, утиши бурю злых нападений вражеских; отъими бремя грехов рабов твоих и не остави их до конца погибнути. Ты бо еси возведение человеческому роду, в печали скорая помощни­ца. Мати истинная христа бога нашего, помогай грешным рабам твоим всегда, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Молитва шестнадцатая

Приими, о всеблагословенная и всемощная госпоже владычице богородице дево, сия молитвы за недостойных рабов твоих (имена), со слезами тебе ныне приносимый от нас, ко твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко тебе самой зде сущей и внемлющей молению нашему: (просьба), по ко-емуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчавши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцелявши, от бесных бесы прогонявши, обидимыя от обид из­бавлявши, прокаженныя очищавши и малый дети милуеши; еще же, госпоже владычице богородице, и от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличный страсти врачуеши; вся бо суть возможна ходатайством твоим к сыну твоему, христу богу нашему. О всепетая мати, пресвятая богородице! Не престай молитися о недостойных рабех твоих, славящих тя и почитающих тя, и покланяющихся со умиле­нием пречистому образу твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к те­бе, приснодеве преславней и непорочней, ныне и присно и во веки веков.


Молитва семнадцатая

Мати господа небесе и земли, подаждь за­ступление рабам твоим (имена) по исходе от временныя жизни сия, помози им безбедно прейти вся воздушныя мытарства миродержителя тьмы века сего и в райских обителех со избранными вселитися сподоби, да во светлостех святых вос­певают великолепое имя отца и сына и святаго духа, ныне и присно, и во веки веков.


Молитва восемнадцатая

Госпоже богородице, всесмиренно взываю к тебе: услыши мя, вонми молению и прошению моему: (просьба), и да исправится молитва моя, яко кадило пред лицем твоим; сотвори, владычице, рабов твоих (имена) всегда разумети богоутодное тебе и утверди сердца их во истенней любви к тебе.

Молитва девятнадцатая

О, пресвятая госпоже, владычице моя бо­городице, небесная царице! Спаси и избави грешных рабов твоих (имена) от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Защити их, владычице богороди­це, от всех враг видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния: (просьба), и на всяком месте и на всякое время буди им, мати пребла­гая, необоримая стена и крепкое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Молитва двадцатая

Пресвятая дево! Мати господа, покажи на мне, убозем, и рабах божиих (имена) древния милости твоя: (просьба), и низпосли дух разума и благочестия, дух милосердия и крото­сти, дух чистоты и правды. Ей, госпоже пречи­стая! Милостива им буди зде и на страшном суде. Ты бо еси, госпоже, слава небесных и упование земных. Аминь.

Иногда человек подходит к черте, за которой - пропасть. Он в отчаянии, беспомощности и безысходности стоит у края, раздумывая, шагнуть или удержаться? Человек в этом состоянии очень одинок, и ему не с кем разделить тяжесть своей муки, и рядом нет друга, который взял бы его за руку и отвел от края страшной бездны.
В такие минуты, даже если они длятся не один месяц, нужно помнить, что есть Тот, кто всегда с нами.Он к нам очень близок, просто мы Его не слышим. Мы настолько поглощены собственной болью, собственными проблемами, что не видим и не ощущаем Его участия в нашей жизни. А Господь стоит смиренно у дверей нашего сердца и ждет, когда же мы впустим Его.
Когда у ребенка что-нибудь не получается, когда его кто-то обидел, когда он хочет получить что-то в подарок, когда он не знает, как поступить, он обращается к родителям. Так и мы, можем со всеми своими нуждами обратиться к Отцу нашему небесному, как дети - в простоте и незлобии.
Разговор с Богом происходит во время молитвы. Молитва - это беседа с Богом, это средство, при помощи которого ищут и находят Бога. Как говорят святые учителя Церкви, молитва - это искусство из искусств.

Святитель Димитрий Ростовский

Псалтирь Божией Матери

Христианские песнопения Пресвятой Царице Небесной, Приснодеве Марии, Богородице.

Составлены по подобию Псалмов.

МОЛИТВА

Во славу Святыя, Единосущныя и Неразделимыя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в честь же и похвалу небесныя Царицы, Пречистыя Девы Богородицы.

Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице Дево, молитв наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная.

Госпоже, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою.

Госпоже моя, в помощь мою вонми. Слава Тебе, сирот Мати, сотвори нам милостива Вседержителя Бога.

О, Пресвятая Владычице, Пречистая Дево Богородице, Господа Бога моего Иисуса Христа Мати! Припадаю и молютися, яко Матери Царевой, предначиная к Тебе недостойное мое сие моление, еже приемши, о. Мати Царя небесе и земли, принеси к Царю царствующих, всех Господу, Сыну Твоему и Богу, и прощение всем согрешениям моим испроси, житию моему подаждь исправление и на кончине от воздушных врагов немятежное прешествие, царствия божественный вход отверсти исходатайствуй ми и тамо райския пищи наслаждения, горняго онаго града, вышняго прекраснаго Иерусалима, веселия и неизреченных того красот, светлости же трисияннаго Троичнаго света и сладкаго гласа ангельских пений наслаждатися: еяже славы и радости наследника мя и святым всем сопричастника сотвори, вся бо можеши, яко Мати Царя Всемогущаго; и ныне убо, изряднее же в час сей, услыши мя, Всемилостивая Владычице, предстояща Ти, вонми, Госпоже Царице, молебное пение приносящу Ти.

Поклонение Пресвятей Богородице

Придите, поклонимся Царице нашей Богородице.

Приидите, поклонимся Деве Марии, Царице нашей Богородице.

Приидите, поклонимся и припадем к самой Госпоже Деве Марии, Царице нашей Богородице.

Покланяемся Тебе, Пресвятая Богородице, Твоим рождеством явльшая нам свет истинный, Царице небу и земли, надежде ненадежных, помощнице немощным, ходатаице всем грешным; Ты нас покрый и заступи от всех бед и нужд, душевных и телесных, и буди нам, молимся, заступница святыми Твоими молитвами.

Покланяемся Твоему благословенному зачатию и рождению от святых Ти родителей, от Иоакима и Анны; молим Тя, Госпоже наша, даждь нам житие безгрешно зачати и родити плоды покаяния.

Покланяемся Твоему введению в церковь Господню, трилетствовавшая Отроковице, и молим Тя, свете наш, церковь нас соделай Святому Духу молитвами Твоими.

Покланяемся благовещению Твоему, Пречистая Богородице Дево, егда действием Святаго Духа со гласом Архангельским зачала еси Слово Отчее, и молим Тя, свете наш, нам, отчаянным, благовести спасение.

Покланяемся рождению Твоему, егда воплотила и родила еси Христа, Спаса миру, и явилася еси Матерь Богу, от всея твари славима и превозносима, и молим Тя, свете наш, являй себе Матерь милосерду ныне и во век будущий.

Покланяемся очищению Твоему, нескверная, неблазная, нетленная, Пречистая, и молим Тя, свете наш, очисти нас от всякия скверны плоти и духа молитвами Твоими.

Покланяемся и почитаем болезни Твоя, яже претерпела еси во время вольныя страсти Сына Твоего, егда сбыстся Симеоново проречение: Тебе же самой душу оружие пройдет, и молим Тя, свете наш, болезни душевныя и телесныя избави нас.

Покланяемся Тебе, Госпоже, воспоминающе радость Твою, юже имела еси во время воскресения Сына Твоего, и молим Тя, свете наш, радости духовныя не лиши нас.

Покланяемся честному и славному успению Твоему, и молим Тя, свете наш, успи страсти наша плотския помощию Твоею.

О, Пресвятая Владычице Богородице! приими сие малое моление и принеси е Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет и просветит Тебе ради души наша.

На Твой пресвятый образ взирая, яко истинную самую Тя зрим сущую Богородицу, верою сердечною и любовию от души припадаем и покланяемся с предвечным и на руку Твоею держимым младенцем, Господом нашим Иисусом Христом.

О, Пресвятая Госпоже наша Царице небесная, преславная Владычице, Дево Богородице, печальных всех праведное утешение и всем уповающим на Тя живот и воскресение! Приклони, о, Госпоже, пречистыя Своя ушеса к молитве нашей, приносимой Тебе от нас, непотребных и недостойных рабов Твоих.

О, Мати наша милосердая! яви на нас милость Свою, в печали сущих и во гресех всегда пребывающих, и не презри нас, многогрешных рабов Твоих.

О, Мати наша прекрасная! всех благих Ты еси вина, смертных человек оживление и погибших избавление, приими недостойное наше сие моление, падших и многогрешных рабов Твоих, в час сей горькаго, и плачевнаго, и болезненнаго нашего прошения, яко дерзаем ныне глаголати к Тебе, Пресвятей Госпоже Царице Богородице, сие моление и радостное со Ангелом приглашение сицево: Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, яко зачала еси плотию Сына Божия. Радуйся, яко Его во чреве Твоем носила еси. Радуйся, яко Его родила еси. Радуйся, яко сосцы питала еси. Радуйся, яко Ему волсви покланялися. Радуйся, яко Христа в церкви по триех днех обрела еси. Радуйся, яко Христос воскресе из мертвых и взыде на небеса. Радуйся, яко Ты сама на небо взята еси. Радуйся, яко Ты девством Ангелов и славою Святых превосходиши. Радуйся, яко Ты на земли мир твориши. Радуйся, яко Тебе жители небеснии вси послушны суть. Радуйся, яко Ты еже хощеши, у Сына Твоего, Христа Бога нашего, испросити можеши. Радуйся, яко сподобилася еси быти близь Пресвятыя Троицы. Радуйся, яко Ты Мати людей озлобленных, иже к Тебе прибегают. Радуйся, яко Твоя радость во век не скончается. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

О, Пресвятая Госпоже Владычице, Дево Богородице! приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от наглыя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние.

Молитва

Достойно славимая и праведно от всех горних чинов ублажаемая, яко без сравнения их превосходящая, Бога и Творца всяческих рождшая, паче всех возвеличенная, Ейже, яко Царице, предстоят лици Ангельстии, Гавриилову песнь возглашающе: радуйся, Благодатная! Наши же грешныя и бренныя уста кую достойную похвалу принести возмогут величию Твоему, точию да зовем Ти: о, пречудная Владычице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да призрит на ны, дюди безответныя, да сохранит нас невредимых от всех навет вражиих и злых клевет, много бо можеть Твоя матерняя молитва, по реченному: проси Мати Моя, не отвращуся, но вся прошения Твоя исполню. Радостию о сем исполняемии, взываем Ти: спаси, Владычице, погибающия рабы Твоя, просвети омраченныя суемудрствованиями века сего и приведи ны к Сладчайшему Іисусу, да, вечно радующеся, взываем: слава Отцу, слава Сыну, слава и Святому Духу, слава и Тебе. Преславней и Пренепорочней Деве Богоматери, ублажаемой и благословляемой в безконечные веки веков. Аминь.

Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога-Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Кафисма 1

Псалом 1

Блажен муж, иже любит имя Твое, Приснодево Мати Марие: благодатию Твоею душа его утвердится, и яко древо, при исходищах вод насажденное, множайшия плоды правды изнесет. Благословенна Ты в женах ради смирения и веры сердца Твоего; всех бо жен побеждаеши красотою Твоею, превосходиши Ангелов и Архангелов святынею, милости и щедроты Твоя везде проповедуются; Бог дела рук Твоих благословил есть.

Псалом 2

Госпоже, чесо ради шаташася языцы, стужающии ми? Бурею ужаса и страха посрами и низложи их; да покрыет нас десница Твоя: расточи тучи беззаконий наших, возьми бремя грехов наших. Приидите к Ней вси труждающиися и обремененнии и упокоит вас, приступите к Ней в напастех ваших, и осветит вас просвещение лица Ея; благословите Ю всем сердцем вашим: милости бо Ея полна земля.

Псалом 3

Госпоже, что умножишася видимыя и невидимыя врази, стужающии ми? Бурею праведнаго гнева Твоего да развееши их. Помилуй мя, Госпоже, и исцели немощи моя, согрей оледенелое сердце мое и не предаждь мене в руки душевных врагов моих; в день смерти моея предстани в помощь души моей, приведи мя ко пристанищу спасения. Слава Тебе, безпомощных Заступнице.

Песнь вместо славы

Тя, Матерь Божию, хвалим, Тя, Марию Приснодеву и Богородицу, исповедуем, Тя, от Превечнаго Отца избранную, вся земля величает; Тебе вси Ангели и Архангели, Тебе вси Начала смиренно служат; Тебе вси Власти и превышния Силы небесныя, и вся Господствия повинуются; Тебе вси Престоли, Тебе Херувими и Серафими радующеся предстоят, Тебе вси ангельския лики непрестанным гласом вопиют: Пресвятая Богородице Марие, Мати Приснодево! полны суть небеса и земля величества славы чрева Твоего; Тебе преславный апостольский лик своего Творца и Спасителя Матерь восхваляют; Тебе мучеников множество Богородицу величают; Тебе преславный исповедников лик Святыя Троицы храм нарицают; Тебе девственнии полцы своего девства образ проповедуют; Тебе вси святых души преславную Царицу небес нарицают; Тебе по всей вселенней святая Церковь всех верных христиан исповедует Матерь Божию и почитает истиннаго Царя Небеснаго Богоизбранную Отроковицу; Ты Ангелов Госпоже и всех святых слава; Ты райская отверстая дверь; Ты лествице царствия небеснаго; Ты Царя славы прекрасный чертоже; Ты неистленный ковчеже благодати; Ты бездна щедрот; Ты прибежище грешных; Ты, благословенная Мати Спасителя Христа; Ты, ради освобождения плененнаго человека, Бога восприяла еси во чрево от Духа Святаго и Невместимаго вместила еси; Тобою попран бысть адский враг и отверзошася верным двери царствия небеснаго; Ты одесную Бога стоиши; Ты Его умоляеши за нас, Приснодево Марие, Иже будет судити живых и мертвых; Тя убо желаем всегда быти нашу Заступницу к возлюбленному Сыну Твоему и Богу, Иже честною кровию нас искупил есть, да восприимем вечныя славы обетование. Спаси люди Твоя, о, Бладычице, и благослови достояние Твое, яко да будем причастницы блаженнаго наследия Сына Твоего, и упаси нас, и возьми нас даже до века, на всяк день. О, Прещедрая! хвалити и блажити Тя желаем сердцем и устнами. Сподоби, Премилосердная Мати, ныне и всегда без греха сохранитися нам. Помилуй нас, Заступнице, помилуй нас, да будет милость Твоя с нами, яко уповаем на Тя, соблюди нас, Премилосердная, во веки веков.

Понравилась статья? Поделитесь ей