Контакты

Журавский минкультуры. Богач и богослов: Мединский прощается со своими верными помощниками. Чистые траты: кто больше

В Москве примерно 100 государственных и муниципальных театров, из которых 88 подчинены городскому правительству и 12 - федеральному. Среди последних — Большой и Малый, Театр наций, «Сатирикон», а с нового года — еще и Студия театрального искусства . Значительную часть московских театров в ближайшее время ждет реформа, превращение из репертуарных площадок в проектные, а артистов — перевод с бессрочных договоров на срочные — об этом на днях сообщил заммэра Леонид Печатников. Замминистра культуры РФ Александр Журавский рассказал «Газете.Ru» о том, что происходит и будет происходить с «федеральными» театрами в Москве и регионах, как и за что они получают деньги и на что жалуется .

Театр: Москва vs Россия

— Насколько сравнимо финансовое положение федеральных и региональных театров?

— Это нельзя сравнивать. Драматические театры в рамках госзадания получают от 88 млн до 500 млн руб. в год. Большой, у которого две сцены, и Мариинский театр, у которого четыре сцены (считая Приморскую), — каждый ежегодно получает из федерального бюджета около 4 млрд руб. И это стоит таких инвестиций. Эти театры — наша история, гордость и мировая слава. По финансовым возможностям сравниться могут только московские театры и несколько петербургских. Для примера, средняя зарплата в Мариинском театре в прошлом году составила 109 тыс. руб., в Вахтанговском - 101 тыс. руб., в Театре наций — 99 тыс., в МХТ Чехова — 74,5 тыс., в Большом — 73,5 тыс.

— Хорошо, а что происходит с театрами федерального подчинения в регионах?

— Они тоже живут лучше, чем региональные театры. Чтобы понять, насколько хорошо живут федеральные театры, достаточно сказать, что внебюджетные доходы федеральных театров составляют ровно треть всех внебюджетных доходов всех учитываемых официальной статистикой театров страны. Это при том, что федеральные театры — это менее 4% от числа всех государственных и муниципальных театров.

Есть, конечно, определенные диспропорции, сформировавшиеся в прежние годы в финансировании драматических театров, когда принципы формирования госзадания были неясны и непрозрачны, но мы их постепенно исправляем. Нас это беспокоит, так же как и Леонида Михайловича. Поэтому, как уже говорил, переходим к побилетному финансированию и учету показателей эффективности. Вообще, лучшие театры и должны жить лучше. Мы продолжим поддерживать сильные и способные к конкуренции коллективы.

Министерство стимулирует развитие. Это выражается в значительных премиях руководству эффективных театров. А с прошлого года наиболее успешные из театров премируются в конце года денежными премиальными сертификатами, которые с легкой руки министра теперь именуются «сертификатами Табакова» — главного апологета заполненных театральных залов. Это 8-15 млн руб. в зависимости от показателей эффективности.

— В каких-то регионах это бюджет целого театра.

— Разделяю эту озабоченность. Но у нас, напомню, федеративное государство, и региональные и местные власти имеют соответствующие полномочия в сфере культуры, каждый свои. И если они плохо их исполняют, то с них спрашивает и общество, и государство.

С другой стороны, мы ведь активно поддерживаем и региональные театры. Существует ежегодный конкурс на грантовую поддержку новых постановок региональных театров. Около десяти оперных, драматических, кукольных государственных и негосударственных театров ежегодно получают гранты в размере от 3 млн до 22 млн руб. на общую сумму около 100 млн руб. Есть отдельные конкурсы по поддержке современной драматургии и молодой режиссуры. Кроме того, на сравнимую сумму поддерживаем отдельные региональные заявки. Постепенно делаем более осмысленной и системной поддержку международных, всероссийских и региональных театральных фестивалей.

— А чем занимается Федеральный гастрольный центр, созданный два с лишним года назад при Минкульте?

— Он обеспечивает региональному зрителю доступность качественного театрального предложения. Федеральные и столичные театры с лучшими, в том числе премьерными, спектаклями стали ездить по всей стране, включая самые отдаленные регионы, где есть техническая возможность театрального показа. Благодаря работе центра количество гастролей федеральных театров с 2012 года выросло на 60% (в 2015 году оно составило 905 показов), а в целом по стране на 10%, составив около 40 тыс. показов. Театры стали больше ездить, и это также свидетельство позитивных изменений.

В этом году Гастрольный центр еще увеличит финансовую поддержку гастрольной деятельности федеральных и столичных театров, а также начинает стимулировать развитие межрегиональных гастролей региональных театров с охватом более половины регионов страны. С 2014 года мы удвоим количество городов, спектаклей и зрителей, охватываемых работой Гастрольного центра.

Кстати, зарубежные гастроли отечественных театров с 2010 года удвоились. И это показатель того, что российское театральное предложение востребовано за рубежом, идет активная театральная кооперация и обмен.

Например, художественный руководитель Александринского театра только что с большим успехом поставил спектакль в Венгрии, а в Греции. И мы с нетерпением ожидаем показа совместной российско-греческой постановки «Царь Эдип » в Вахтанговском театре, а затем в Александринском во время Санкт-Петербургского международного культурного форума.

— Когда федеральные театры настигнет оптимизация?

— Повторю то, что вскользь упомянул в начале разговора: среди 20 федеральных театральных учреждений подавляющее большинство (за исключением, может быть, двух-трех) являются лучшими театрами страны. Во всех основных категориях — театр оперы и балета, драматический, музыкальный, детский и молодежный, кукольный — у федеральных театров абсолютное лидерство. Мариинский, Большой, Новосибирский и Екатеринбургский оперы и балета, Малый академический театр, Александринский, Вахтанговский, МХТ, БДТ и Малый драматический театр в Санкт-Петербурге, РАМТ, Детский музыкальный театр им. Натальи Сац, Театр кукол им. Образцова, Камерный музыкальный театр им. Покровского — это все федеральные театры. Это лидеры отрасли. Что оптимизировать?

Напротив, мы даже расширяем пространство театрального качества — в этом году открыта Новая сцена Театра наций. В ноябре откроется после масштабной реставрации Историческая сцена Малого театра, причем на полтора года раньше, чем планировалось. В 2018 году ожидается открытие новой сцены МДТ, мы уже обсуждали со Львом Абрамовичем Додиным прекрасный дизайн-макет внутреннего театрального пространства от Александра Боровского. В 2018-2020 годах, а может быть, и раньше, надеемся завершить реконструкцию еще двух театров — Театра им. Сац и РАМТ. Под кураторством планируется масштабное строительство давно задуманного филиала Мариинского театра во Владикавказе и формирование театрального кластера во Владивостоке. Там специально для кадрового обеспечения Приморской сцены Мариинского театра в этом году открылся филиал Вагановского училища. При поддержке меценатов — — возводится филиал Малого театра в Когалыме. Наконец, в этом году мы переводим частный театр «Студия театрального искусства» Сергея Васильевича Женовача в федеральное ведение.

Государство как меценат

— Кстати, это была резонансная история: судьба созданного Сергеем Женовачом классного негосударственного театра, который потерял главного инвестора, долго висела на волоске. Как стал возможен переход СТИ в ведение Минкультуры?

— Скажем так, когда чрезвычайная ситуация в Студии театрального искусства стала очевидной, никто из театров финансовой помощи коллегам не оказал, все ждали помощи от государства. Министерство поначалу выделило грант на новую постановку, небольшой грант выделил Союз театральных деятелей, но оказалось, что единственный выход — получение федерального статуса. Министерство сохранило театр. И здесь мы все должны сказать слова признательности театральным критикам — , Ольге Егошиной, которые активно выступали за сохранение СТИ — в том числе и на коллегии министерства в июне этого года в Мариинском театре.

Отдельная глубокая признательность тому человеку, который многие годы финансировал театр, который вложил много душевных сил, времени и финансовых средств в создание театрального пространства на улице Станиславского, — я имею в виду предпринимателя . Благодаря его инициативе этот театр возник как уникальный творческий коллектив, как удивительно гармоничное и доброе пространство — театр-дом, в котором творит команда единомышленников: Сергей Женовач, Александр Боровский, Григорий Габерник, Дамир Исамгилов. И, конечно, прекрасные молодые артисты.

— В России есть вполне успешные частные театры — например, театр Николая Коляды в Екатеринбурге.

— Есть. Добрый, живой, местами хулиганский, с элементами китча, но очень по-русски удалой частный театр. Где Коляда — худрук, главный режиссер и главный драматург в одном лице. Однако реконструированную и оснащенную новую сцену театру предоставил регион, который финансово поддерживает театр и его проекты, в том числе фестиваль «Коляда-Plays». Я нисколько не умаляю уникальную роль как театрального продюсера, просто констатирую, что в регионах быть успешными и эффективными могут только небольшие частные театры.

Да и то чаще всего при поддержке региональных властей. Мы, кстати, часто видим, что положение театра во многом зависит от отношения к нему главы региона — есть интерес и внимание, все в порядке с театрами, их обеспечением и насыщенностью театральной жизни. Так дело обстоит в Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Перми. А если нет — потихоньку увядает даже то, что цвело прежде. Это, конечно, плохо. Но в условиях, когда средств становится меньше, регионам приходится выстраивать социальные приоритеты. Вообще, для региональных и частных театров имеет большое значение поддержка губернатора и субъекта Федерации. Иными словами, в регионах у нас все равно главным меценатом остается государство.

— Говоря проще, театр в провинции обречен?

— Нет, конечно. Обречен плохой театр — скучный и не интересный ни зрителю, ни профессиональному сообществу. Есть крепкий Воронежский камерный театр, есть старейший в России Ярославский театр им. Волкова. Севастопольский театр им. Луначарского поставил прекрасный спектакль «ТоДаСе». Интересная постановка «Первая любовь» в новосибирском театре «Глобус». Вообще для региональных театров это правильный, если хотите, маркетинговый ход — приглашать молодых столичных режиссеров. Не всегда, но часто это оказывается полезным для творческой жизни провинции. Хотя много в регионах и своей талантливой молодежи.

— Можно еще примеры?

— Из последних открытий лично для меня — , поставивший в театре-студии «Грань» из Новокуйбышевска удивительно нежный, акварельный, я бы сказал, спектакль «Таня-Таня» , а затем совершенно иной, буффонадный и костюмированный «Корабль дураков». Его постановки получили признание в рамках Фестиваля малых городов, который проводится Театром наций при поддержке нашего министерства. Новокуйбышевск, кстати, это всего около 100 тыс. жителей.

— Я, возможно, сейчас немного подпорчу достаточно оптимистичную картину, нарисованную вами. Прямо накануне нашего с вами разговора худрук «Сатирикона» Константин Райкин сообщил, что его театр давно находится в простое. И не имеет средств на новые постановки в связи с необходимостью оплачивать аренду театра «Планета КВН», в котором играет спектакли текущего репертуара, пока в основном здании театра идет ремонт. Что Минкульт может сделать в данной ситуации?

— Уже сделали — на этот год мы выделили «Сатирикону» дополнительные 44,3 млн руб. на аренду «Планеты КВН». Таким образом, общий объем средств театру на текущую деятельность составил 235 млн руб. Театр активно гастролирует, ставит успешные премьерные спектакли. Одна из последних удач — постановка талантливым и перспективным молодым режиссером спектакля «Человек из ресторана» с Константином Аркадьевичем в главной роли. По всей видимости, тревога художественного руководителя касается 2017 года, ассигнования на который до нас еще не доведены. В любом случае театр мы поддержим.

В окружении Ольги Голодец - вице-премьера, курирующего культуру и спорт, - подтвердили грядущую отставку заместителей министра культуры - Александра Журавского и Владимира Аристархова. Источник «Шторма» утверждает, что Аристархов сам захотел сменить поле деятельности. Журавский же останется в системе Министерства культуры.

Ранее собеседники «Шторма», близкие к руководству Минкульта, говорили, что до переназначения Мединского Голодец выступала за то, чтобы Журавский занял пост министра.

После назначения Сергея Женовача художественным руководителем МХТ имени Чехова ходили упорные слухи о том, что Журавский может быть назначен директором театра. На сегодняшний день этот вариант исключен, так как Женовач одновременно занимает два поста: художественного руководителя и директора.

Журавский не ответил на звонок «Шторма», а Аристархов сказал, что не уполномочен комментировать собственную отставку. По его словам, об этом должен сообщить сам министр.

О том, кто придет на смену Журавскому и станет новым куратором исполнительских искусств, ничего не известно. Утверждается, что его должность вообще может быть упразднена, и тогда существенно расширятся полномочия руководителя департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Андрея Малышева.

На должность Аристархова прочат Ольгу Ярилову, ранее возглавлявшую департамент туризма. В последнее время ее имя всплывало в связи со скандальной попыткой заблокировать в России сервис Booking.com. Именно Ярилова успокоила общественность, заявив что блокировка сервиса невозможна и нецелесообразна, а пересылка соответствующей просьбы в Ростуризм была чистой формальностью.


Коллаж: © Daily Storm

Аристархов работал первым заместителем министра культуры с 2013 года, Журавский занял свой пост в 2015-м.

Аристархова называют наиболее обеспеченным сотрудником Минкульта. Доли в коммерческих компаниях принесли ему в минувшем году больше 142 миллионов рублей. Для сравнения, доход министра составил всего 8,7 миллиона рублей.

Журавского же на фоне других чиновников выделяли опыт работы в церковных структурах (и.о. председателя по канонизации Казанского епархиального управления, проректор по учебной работе Казанской духовной семинарии) и степень доктора богословия.

Оба заместителя, наравне со своим руководителем, неоднократно становились жертвами нападок со стороны опекаемых культурных сред и крупных интеллигентских кланов. Так, с именем Журавского была связана скандальная ротация экспертов «Золотой маски» в 2015 году. Тогда в числе отборщиков оказалась ультраконсервативный театровед Капитолина Кокшенева, начавшая свою работу с предложения «прекратить давать премии серебренниковым».

Фамилией Аристархова, в свою очередь, был подписан странный документ, всплывший в интернете накануне Петербургского культурного форума 2017 года и содержащий некий черный список деятелей культуры, которых предлагалось не звать на мероприятие. В Минкульте много раз опровергали подлинность документа, обращая внимание на то, что большинство упомянутых персон официально участвуют в конференции в качестве спикеров и модераторов тематических секций. Но тот же киновед Андрей Плахов, один из фигурантов, все равно в разговоре со «Штормом» настаивал, что «хорошо знаком с Аристарховым» и тот «вполне мог» подписаться под таким документом. Несмотря на то что Журавский и Аристархов были в строгом смысле лишь бюрократами-исполнителями, многие воспринимали их как идейных и политических соратников министра. Отрицательное отношение к Мединскому проецировалось и на них.

Кандидатуры заместителей министра по российскому закону должен утвердить председатель правительства.

В 1993 г. окончил Казанский авиационный институт (ныне входит в состав Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева) по специальности "аэродинамика и термодинамика", в 1999 г. - Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ; ныне в составе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета) по специальности "религиоведение".

Кандидат исторических наук. В 1999 г. в Институте российской истории РАН защитил диссертация на тему "Казанская духовная академия на переломе эпох, 1884-1921 гг.".
Кандидат богословия. В 2000 г. в ПСТБИ защитил диссертацию на тему "Деятельность митрополита Кирилла (Смирнова) в контексте исторических событий и церковных разделений XX века".

В 1993-1995 гг. работал научным сотрудником научно-производственной внедренческой фирмы "Джет-Соник Лтд.", г. Москва.
В 1995–1998 гг. исполнял обязанности председателя отдела по канонизации Казанского епархиального управления.
С июля 1998 г. по июнь 2001 г. занимал должность проректора по учебной части Казанской духовной семинарии.
С 2002 г. работал в Москве. В феврале-ноябре 2002 г. – ведущий аналитик пресс-службы Церковно-научного центра "Православная энциклопедия".
В 2002-2004 гг. – ведущий научный редактор, заведующий редакцией политологии научного издательства "Большая российская энциклопедия".
В 2003 г. - доцент кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ (РАГС; ныне Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ), руководитель Центра этнорелигиозных и политических исследований РАГС.
С ноября 2004 г. по август 2006 г. – заместитель, в 2006–2014 г. – директор Департамента межнациональных отношений (с 2013 г. - Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений) Министерства регионального развития РФ.
С декабря 2014 г. по февраль 2015 г. – директор Департамента межнациональных отношений Министерства культуры РФ.
С 11 февраля 2015 г. – заместитель, с 8 февраля 2017 г. по 11 июня 2018 г. - статс-секретарь-заместитель министра культуры РФ Владимира Мединского, координировал деятельность Департамента государственной поддержи искусства и народного творчества.

Член Группы стратегического видения "Россия - Исламский мир".

Общая сумма декларированного годового дохода за 2014 г. составила 4 млн 327 тыс. 490 руб., у супруги - 99 тыс. 999 руб.

Действительный государственный советник РФ II класса (2010).

Награжден орденом Дружбы (2018). Отмечен благодарностью президента РФ (2014), а также Почетной грамотой (2009) и благодарностью правительства РФ (2014).

Автор более 20 научных публикаций, в том числе книги "Во имя правды и достоинства Церкви. Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского в контексте исторических событий и церковных разделений XX в. (2004), хрестоматии "Очерки христиано-мусульманских отношений" (2015) и др.

Женат, имеет трех детей.

Александр Журавский родился 30 марта 1970 года в городе Казань, Республика Татарстан. В 1993 году окончил Казанский авиационный институт по специальности «Аэродинамика и термодинамика», в 1999 году - Православный Свято-Тихоновский богословский институт по специальности «Религиоведение».

В 1999 году в Институте российской истории РАН защитил диссертацию на тему «Казанская духовная академия на переломе эпох, 1884-1921 гг.», получив ученую степень кандидата исторических наук. В 2000 году в Православном Свято-Тихоновском богословском институте защитил диссертацию на тему: «Деятельность митрополита Кирилла (Смирнова) в контексте исторических событий и церковных разделений XX века», став кандидатом богословия.

После получения первого диплома, становится научным сотрудником научно-производственной внедренческой фирмы «Джет-Соник Лтд.» в Москве. С 1995 года по 1998 год исполняет обязанности председателя по канонизации Казанского епархиального управления. Следующие три года работает проректором по учебной части Казанской духовной семинарии.

С 2002 года Журавский - ведущий научный редактор, заведующий редакцией политологии научного издательства «Большая российская энциклопедия» в Москве, одновременно в течении года работает ведущим аналитиком пресс-службы Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». В 2003 году - доцент кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ, руководитель Центра этнорелигиозных и политических исследований РАГС.

В 2004 году Александр Владимирович был назначен заместителем директора Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития Российской Федерации. С 2006 года - директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития Российской Федерации. С 2010 года - Действительный государственный советник РФ 2-го класса. В 2013 году возглавляет Департамент государственной политики в сфере межнациональных отношений Минрегиона России.

Карьера в Министерстве культуры Российской Федерации начинается в 2015 году. С 12 февраля Журавский Александр занимает должность заместителя министра культуры РФ - Владимира Мединского, координирует деятельность Департамента государственной поддержи искусства и народного творчества. С 8 февраля 2017 года - статс-секретарь - заместитель министра культуры РФ. Курирует деятельность Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества и Нормативно-правового департамента.

Александр Владимирович автор более 20 научных публикаций, в том числе книги «Во имя правды и достоинства Церкви. Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского в контексте исторических событий и церковных разделений XX в.», хрестоматии «Очерки христиано-мусульманских отношений» и других.

Журавский отмечен благодарностью президента РФ, Почетной грамотой и благодарностью правительства РФ.

Министерство культуры РФ возложило на заместителя министра культуры Александра Журавского обязанности куратора цирков, которые выполнял замминистра Григорий Пирумов, арестованный по делу о многомиллионных хищениях госсредств. "В связи с перераспределением сфер ответственности в руководящем составе Министерства культуры РФ деятельность по координации и контролю работы цирков возложена на заместителя министра культуры РФ Александра Журавского", - говорится в сообщении пресс-службы ведомства, которое приводит "Интерфакс" .

Напомним, что Пирумов по решению Лефортовского суда заключен под стражу до 10 мая, ему предъявлено обвинение в организации особо крупного мошенничества. Всего Московский суд арестовал шестерых фигурантов дела, расследуемого по статье "Мошенничество в особо крупном размере". По нему проходят помимо замглавы Минкультуры России Григория Пирумова директор департамента управления имуществом Минкультуры Борис Мазо, директор ФГУП "Центрреставрация" Олег Иванов, директор и управляющий компании "БалтСтрой" Дмитрий Сергеев и Александр Коченов, а также советник гендиректора компании "Линнит-консалт" Никита Колесников. Чиновников и бизнесменов заподозрили в хищении государственных денег, выделенных на проведение реставрационных работ на объектах культурного наследия, среди которых - Государственный Эрмитаж, Новодевичий монастырь и Изборская крепость.

Резонансное дело о хищениях в Минкульте породило многочисленные разговоры об уходе в отставку главы ведомства Владимира Мединского. 23 марта советник президента РФ по культуре Владимир Толстой заявил журналистам, что на месте Мединского подал бы в отставку, за уход министра высказались депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 28 марта слух об отставке Мединского опровергли в Кремле.

Директор Департамента межнациональных отношений Минкультуры Александр Журавский был назначен заместителем министра 13 февраля 2015 года. Журавский родился 30 марта 1970 года в Казани. Окончил в 1993 году Казанский авиационный институт по специальности "Аэродинамика и термодинамика", в 1999 году - Богословский институт (ныне - Православный Свято-Тихоновский богословский университет) по специальности "Религиоведение". Имеет ученые степени кандидата исторических наук и кандидата богословия.

В 1995-1998 годах исполнял обязанности председателя по канонизации Казанского епархиального управления в Казани. В 1998-2001 годах был проректором по учебной части Казанской духовной семинарии, а в 2002-м - ведущим аналитиком пресс-службы Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" в Москве.

В 2002-2004 годы являлся ведущим научным редактором и заведующим редакцией политологии издательства "Большая российская энциклопедия". В конце 2004 года перешел на работу в Министерство регионального развития, где был замдиректора, а затем директором Департамента межнациональных отношений, с 2013 года стал директором Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Минрегиона России, с 2014 года - директором Департамента межнациональных отношений Минкультуры России. В 2015 году ему прочили должность главы Федерального агентства по делам национальностей, однако им стал отставной полковник ФСБ единоросс Игорь Баринов .

На вопрос, как сочетается госслужба и церковная работа, Журавский ответил в интервью "Радио Вера" так: "Понимаете, для меня нет никакого противоречия. Многие задают мне вопрос, случайные и не случайные люди: а как ты это в себе сочетаешь? Я говорю, что у меня нет внутреннего конфликта. Точно так же естественно я пришел в церковь. Я пришел в церковь через литературу, через Достоевского. И реализовал это вначале эстетическое любопытство и пытливость молодого ума через крещение".

Понравилась статья? Поделитесь ей