Контакты

Скачать презентацию на тему вода в природе. Презентация "роль воды в природе". Чем отличается минеральная вода от обычной

Конспект "Вода на Земле" (с самоанализом)

учителя географии МКОУ СОШ № 21

Цели урока:

Закрепить знании об атмосфере - познакомить с тремя состояниями воды и её свойствами; - развивать бережное отношение к водным богатствам нашей планеты.

Оборудование: - глобус, - физическая карта полушарий - плакат с ребусом и свойствами воды, - стаканы с водой и молоком для опытов, соль, сахар, ложка, - рисунки детей о воде в природе

Учебный фильм « Гимн природе»

Презентация «Вода в природе"

Подготовка урока:

На доске написано: число У каждого ребенка подготовлена тетрадь /печатная/ для проверки домашнего задания.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Проверяем оборудование рабочих мест.

Дежурные проверяют календари погоды.

а) Беседа .

Какую тему мы изучали на предыдущих занятиях? -Открываем учебник на странице 78-79 и работаем с вопросами по рубрикам.

б) Индивидуальная работа в рабочей тетради . Учитель читает каждое задание, а ребята заполняют рабочую тетрадь.

По окончании работы физкультминутка.

2. Постановка цели урока.

Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Но есть одно богатство, без которого вообще невозможно обойтись. Что это за богатство, мы узнаем из загадки.

  • “Что в гору не выкатить, В решете не унести И в руках не удержать?” (Вода).
  • Почему в “гору не выкатить”? (Течет сверху вниз)
  • Почему в “решете не унести”? (Сквозь дырочки вытечет)
  • А в “руках не удержать” почему же? (Выльется)

Сегодня на уроке мы поговорим о воде. Тема нашего урока - “Вода на Земле”. (Тему учитель записывает на доске, а дети в тетрадях).

3. Объяснение нового материала.

а). Роль воды в жизни человека, растений и животных.

Ребята, какую роль вода играет в жизни человека? Зачем и почему она необходима? Как человек использует воду? (Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается, в отопительных системах и т.д.).

Кровь человека состоит на 98% из воды, мышцы человека - на 70% из воды и вообще организм человека, мозг, ткани тела больше, чем наполовину состоят из воды. Недостаток воды для человека опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше одного месяца, а без воды - всего лишь несколько дней. Человек в сутки потребляет от 3 до 6 литров воды (в зависимости от климата).

Вода необходима и животным, и растениям. Все растения “пьют” воду и получают необходимые вещества для роста и развития. Вода содержится в корне, листьях, стволе, коре дерева.

Например, чтобы вырастить 1 кг картофеля, необходимо 300 л воды.

Без воды растения увядают и могут погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода.

Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод: Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным, людям. Без воды не будет жизни.

б)Вода образует водную оболочку нашей планеты- гидросферу (от греческих слов «гира» - вода, « сфера»-шар.

Перед вами глобус - модель Земли. На нем такие же условные обозначения, как и на карте. Вспомните, что обозначает синий и голубой цвета? (Воду). Зеленый и коричневый? (Равнины и горы).

На глобусе - это материки или суша. Раскручиваю глобус вокруг оси. Какой цвет преобладает? (синий). Что из этого следует?

На Земле большую часть занимают водные пространства океаны: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.(Учитель показывает на карте океаны, дети -на карте в учебнике стр.82-83).

На доске рисуем диаграмму:

Три четверти Земного шара занято водой.

4. «Вода в природе» показ презентации.

Ребята. вы сейчас увидели, где в природе можно встретить воду? (Реки, озера, моря, родники, колодцы, лужи, роса, дождь, туман, облака, лед, снег, град, иней)

5. Три состояния воды.

Вот вы сказали, что облако (туман), роса, снег - это вода. Но чем - то она непохожа в росе, снеге, тумане. Чем непохожа? (Облако, туман - это пар (вода в виде пара), роса - вода в жидком виде, снег - вода в твердом виде, кристаллы).

Какое же вещество вода: жидкость, твердая или пар?

Вывод. Вода - особый минерал, т. к. она одновременно может находиться в трех состояниях.

На доске и в тетрадях рисуется схема.

Приведите примеры, где в домашних условиях можно увидеть воду в виде жидкости (из крана), в виде пара (варим еду - пар), в твердом виде (в холодильнике)?

Интересно, может ли вода перейти из жидкого состояния в парообразное? (Да).

При каких условиях это произойдет быстрее? (Ее надо нагреть).

А из жидкого в твердое? (Охладить).

А наоборот из твердого в жидкое? (Надо нагреть, ведь лед и снег тают в тепле).

А из твердого состояния перейти в пар? (Да)

Приведите примеры. (Зимой сушит мама бельё на балконе. Оно сразу замерзает, т. е. жидкая вода становится льдом, но все - таки оно высыхает (почти), следовательно, твердая вода может переходить в пар.)

Может ли пар снова стать жидкостью или перейти в твердое состояние? (Да, если охладить. Облака, капли в ванной на потолке, град).

Вывод: Вода - чудесный минерал. Он может быть сразу в трех состояниях и переходить из одного в два другие. Другого такого полезного ископаемого нет!

Свойства воды.

Рассмотрим свойства воды и определим, какими свойствами она обладает.

На доске плакат “Свойства воды”. Перечисленные свойства открываются постепенно по мере их определения в результате опытов.

Какое слово зашифровано? Как догадались?

Проведем опыты и разгадаем, какие свойства воды спрятаны на плакате.

Опыт № 1. Что произойдет с водой, если я капну ее на стекло? (Растечется)

Вода не держит форму. Перелью воду из банки в стакан. Какую форму приняла вода? (Форму стакана).

Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается.

Какое свойство воды позволяло нам переливать ее из банки в стакан? (Текучесть).

Опыт № 2. Два стакана - с молоком, с водой, ложка. Что можно сказать о цвете молока? (Белое) А воды? (бесцветная) Ложку погружаем в стакан с водой. Ложку видим со всех сторон.

Вывод: Следовательно, вода прозрачная.

Опыт № 3. Беру сахар, соль. Что из них является полезным ископаемым? (Соль) Почему не сахар? (Изготавливается людьми). Сахар и соль по ложке кладу в стаканы с водой, перемешиваю. Что произошло с солью и сахаром? (Растаяли) Почему? (Вода их растворила)

Вывод: Вода - универсальный растворитель. Она растворила полностью соль и сахар и осталась прозрачной. Например в одном литре океанской воды в среднем содержится 35 грамм соли (больше всего поваренной), которая придает ей соленый вкус и делает непригодной для питья и использования в промышленности и в сельском хозяйстве.

Опыт № 4. Если мы понюхаем простую воду, то какой у нее запах? А вкус?

Вывод: Вода без запаха и без вкуса.

Какая вода покажется вкуснее дождевая, водопроводная или родниковая? Почему? Вы же сказали, что вода не имеет вкуса.

Дождевая вода не имеет нужных организму солей, поэтому кажется невкусной. Водопроводная вода плохо очищена, нужны фильтры - средства для очистки воды. Родниковая - растворяет минералы под землей, проходит сквозь песок (природный фильтр), но перед употреблением лучше кипятить.

Чем отличается минеральная вода от обычной?

В сказках часто говорится о живой и мертвой воде. Скорее всего эти сказки родились из жизни. Неужели на самом деле есть вода, обладающая живительной, лечебной силой?

Рассказ ученика о минеральной воде (опережающее задание).Региональный компонент.

Распределение воды на Земле (рисунок в учебнике стр.80)

6. Бережное отношение к воде.

Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?

Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река “болеет”, ее воды не могут быть использованы человеком.

Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своем здоровье, красоте окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.

А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).

Можно показать плакаты, рисунки, призывающие экономить воду.

“Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан”. “Экономно воду лей, дорожить водой умей”.

7.Учащиеся читают стихи и показывают свои рисунки.

Гидросферу изучаем,

На вопросы отвечаем.

Вода - минерал, вода - аш - два - о,

Вода во Вселенной превыше всего.

Позвольте вас спросить тогда

В каком состоянии бывает вода?

/ Ответы учащихся - в твердом, жидком и газообразном./

Спросил на днях малыш сосед

У струйки льющейся из крана:

Откуда ты?

Вода в ответ:

Из далека;

Из океана!

Потом малыш гулял в лесу

Росою искрилась вся поляна

Откуда ты?

Спросил росу.

Поверь и - я

Из океана!

На поле лег туман седой

Малыш спросил и у тумана

Откуда ты?

И я, и я дружок из океана!

Удивительно не так ли?

В супе, чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке

И в дождинке,

И в росинке и в реке

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

8. Работа по учебнику (стр.80-81 , стр.84-85)

9. Подведение итогов урока - презентации « Вода в природе ».

Краеведческий материал

В нашем крае распространены холодные, горячие, пресные и минеральные подземные воды. 12 типов Минеральной воды нашего края известны во всем мире.

Уникальными природными подземными фабриками лекарств являются воды Пятигорья.

В трещинах несостоявшихся вулканов накапливаются воды насыщенные горячими растворами и газами, поступающими из глубинных очагов застывшей магмы, а затем устремляются к земной поверхности, образуя десятки источников в подножьях гор.

Наш район располагает подземными межпластовыми водами:

термальными, пресными, солеными и минеральными.

Термальные воды имеют температуру 90 градусов, с очень высоким содержанием соли, эти воды пока мало используются.

Минеральные воды не изучены полностью и не учтены, но местное население их давно использует. В районе станицы Подгорной есть источник, лечащий кожные заболевания,

В станице Незлобной и в районе Георгиевского мелькомбината есть источники лечащие желудочно-кишечный тракт. В районе горы Лысой - заболевания опорно-двигательного аппарата. В районе городского озера выстроена водолечебница, работающая на йодно-бромистых водах

Роль воды в природе

ВОДА Вода наиболее распространенное и важное вещество на Земле. Общие запасы воды на планете составляют 133800 кубических километров. Из этого количества 96,5% приходится на долю Мирового океана, 17% - это подземные воды, 1,74% - ледники и постоянные снега. Тем не менее, общие запасы пресной воды составляют всего лишь 2,53% от общих запасов воды.

Запасы пресной воды на планете ограничены, но они постоянно обновляются. Скорость водообновления определяет доступные человеку ресурсы воды. В патриархальную эпоху на Земле кругооборот воды, который включал сливы, дожди, снегопады, наводнения и прочее, был, несмотря на катаклизмы природы, благотворным для человека. Дожди, талые воды орошали землю, приносили полезные для растений вещества, оживляли саму среду природы.

С развитием цивилизации, когда появились химические удобрения, моющие средства, двигатели внутреннего сгорания, когда деятельность человека стала природо -преобразующей, когда человек отделил себя от природы и стал над ней, отходы жизнедеятельности человека начали все загрязнять и в первую очередь водохранилища. В давние времена, когда человек жил в гармонии с природой, любая пресная вода разве что за исключением болотной воды, была питьевой. Существовала морская вода и просто вода, без любых дополнительных определений. Считалось, что вода это минерал, который человек должен употреблять естественным.

Сейчас человек говорит об отдельной разновидности воды – питьевую воду. Кроме этого есть воды рек, озер, где можно и нельзя купаться человеку. Есть сточные воды, есть кислотные дожди, есть выбросы у водохранилища отходов предприятий, от которых все живое в воде гибнет. Сегодня кругооборот воды в природе крепко связан с техногенной окружающей средой.

В первичной водной оболочке земного шара воды было гораздо меньше, чем теперь (не более 10% от общего количества воды в водоемах и реках в настоящее время). Дополнительное количество воды появилось впоследствии в результате освобождения воды, входящей в состав земных недр. По расчетам специалистов, в составе мантии Земли воды содержится в 10-12 раз больше, чем в Мировом океане. При средней глубине в 4 км Мировой океан покрывает около 71% поверхности планеты и содержит 97,6% известных нам мировых запасов свободной воды. Реки и озера содержат 0,3% мировых запасов свободной воды.

Большими хранилищами влаги являются и ледники, в них сосредоточено до 2,1% мировых запасов воды. Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на Земле поднялся бы на 64 м и около 1/8 поверхности суши было бы затоплено водой. В эпоху оледенения Европы, Канады и Сибири толщина ледяного покрова в горных местностях достигала 2 км. В настоящее время вследствие потепления климата Земли постепенно отступают границы ледников. Это обусловливает медленное повышение уровня воды в океанах.

Очень большое значение в жизни природы имеет то обстоятельство, что наибольшая плотность у воды наблюдается при температуре 4°C. При охлаждении пресных водоемов зимой по мере понижения температуры поверхностных слоев более плотные массы воды опускаются вниз, а на их место поднимаются снизу теплые и менее плотные. Так происходит до тех пор, пока вода в глубинных слоях не достигнет температуры 4°C. При этом конвекция прекращается, так как внизу будет находиться более тяжелая вода. Дальнейшее охлаждение воды происходит только с поверхности, чем и объясняется образование льда в поверхностном слое водоемов. Благодаря этому подо льдом не прекращается жизнь.

Морская вода замерзает при температуре - 1,91°C. При дальнейшем понижении температуры до - 8,2°C начинается осаждение сернокислого натрия, и только при температуре - 23°C из раствора выпадает хлористый натрий. Так как часть рассола при кристаллизации уходит изо льда, соленость его меньше солености морской воды. Многолетний морской лед настолько опресняется, что из него можно получать питьевую воду. Температура максимальной плотности морской воды ниже температуры замерзания. Это является причиной довольно интенсивной конвекции, охватывающей значительную толщу морской воды и затрудняющей замерзание. Теплоемкость морской воды стоит на третьем месте после теплоемкости водорода и жидкого аммиака.

Снежинки, как правило, бывают в виде шести- и двенадцатилучевых звездочек, шестиугольных пластинок, шестигранных призм. При понижении температуры воздуха уменьшаются размеры образующихся кристаллов и возрастает разнообразие их форм. Особенности роста кристаллов в воздухе связаны с наличием в нем водяного пара.

Сегодня известен всем людям такой факт, что вода - источник жизнедеятельности на Земле.

Понравилась статья? Поделитесь ей