Контакты

Джеймс бьюкенен конституция экономической политики. Экономическая версия джеймса бьюкенена. Достижения Джеймса в сфере энергетики

ОУ приводит статью одного из виднейших политических экономистов, американского ученого Джеймса Бьюкенена (1919–2013) «Конституция экономической политики».

Приносят ли общественные блага большие преимущества гражданам, расходующим на них свои средства, - об этом никто не вправе судить, кроме самих граждан.

К. Викселль

Трактовка политики как обмена имеет большое значение для выработки прикладной теории экономической политики. Степень усовершенствования работы политических институтов должна измеряться не в единицах приближения к некоторому абстрактному идеалу, игнорирующему человека, а, наоборот, в единицах обеспеченности людей всеми необходимыми им благами. Конечно, потребность в благах может быть общей для многих индивидов. Но различие между рыночным и политическим обменом, несомненно, заключается в том, что участники политического процесса стремятся к разным целям. Их единогласие, возможное лишь в идеале, вовсе не отвергает индивидуальных ценностей. Оно само по себе скорее результат выбора, сделанного индивидами (правда, теоретически). Общественный договор в философском смысле означает согласие, проистекающее из взаимодействия самих индивидов, а не всеобщее одобрение некоего абстрактного идеала.

Вырабатывая прикладную теорию экономической политики, необходимо учитывать некоторые связанные с этим сложности. Так, не существует критериев прямой оценки политической деятельности, но косвенную можно получить, измерив степень реализации индивидуальных предпочтений с помощью политических механизмов. Нужно оценить не цели и результаты политики, а средства их достижения. Усовершенствование работы политических институтов означает, следовательно, необходимость реформ, то есть изменений системы, которые приведут к тому, что политические решения будут больше соответствовать интересам людей. Одно из главных отличий подхода Викселля к данной проблеме от традиционного подхода, до сих пор господствующего в прикладной экономической теории, заключается в том, что реформировать надо не политику как таковую, а конституцию политики. В качестве иллюстрации можно привести простую аналогию с теорией игр. Подход Викселля нацелен на реформу правил игры, что соответствует интересам всех игроков в общем, а не на улучшение стратегий отдельных участников при неизменных ее правилах.

Теория потребительского выбора крайне редко учитывает конституцию экономической системы, в которой люди делают выбор. Мы просто предполагаем, что индивид в состоянии реализовать свои предпочтения: если он хочет купить апельсин, мы полагаем, что он может это сделать, поскольку в данной теории отсутствуют социальные преграды на пути удовлетворения человеческих потребностей. Вопрос о несовершенстве рыночного механизма связан не с издержками реализации индивидуальных предпочтений, а с несовершенством отношений обмена, когда одни его участники выбирают альтернативы, не соответствующие выбору, сделанному другими. Эффективность рыночных операций означает, что у всех участников есть возможность выбрать одинаковую стратегию поведения.

В политике нет такого децентрализованного обмена, который позволил бы оценить ее эффективность с позиций этики - критерия, характерного для оценки рыночных операций. Индивиды в политическом процессе не могут руководствоваться обычными правилами торговли, поскольку потребителем общественных благ является не отдельный индивид, а общество в целом. Тем не менее в политике все же существует аналог свободной торговли. Это согласие между людьми, присущее любому виду обмена. Единогласие, достигнутое участниками коллективного выбора в политике, аналогично добровольному обмену индивидуальных товаров на рынке.

Таким образом, представляется возможным дать оценку самой политической системе независимо от результатов ее функционирования. Для этого нужно определить, в какой мере правила реализации государственных решений соответствуют уникальному правилу единогласия, гарантирующему эффективность политического обмена. Если признать, что искомым критерием оценки является эффективность, то это означает, что степень улучшения политической системы обусловлена тем, насколько полно воплощается в жизнь принцип единогласия. Интересно отметить, что сам Викселль охарактеризовал такой критерий как «справедливость», а не как «эффективность», предположив, что процесс добровольного обмена объединяет обе нормы.

Степень усовершенствования работы политических институтов должна измеряться не в единицах приближения к некоторому абстрактному идеалу, игнорирующему человека, а, наоборот, в единицах обеспеченности людей всеми необходимыми им благами.

Конечно, реальная политика еще далека от идеального коллективно-кооперативного обмена, основанного на действии правила единогласия. Издержки государственной деятельности подталкивают людей к поиску идеальной модели эффективной политики, который нередко выходит за пределы разумного, в отличие от поиска модели эффективного рынка. Но преграды на пути реализации идеала не означают, что общество не может приблизиться к нему. Наоборот, эти препятствия следует учитывать при построении модели гражданского согласия.

Сам Викселль пытался участвовать в реформировании законодательных органов власти. Он внес предложение, согласно которому решения о государственных расходах должны приниматься только совместно с решениями о способах финансирования бюджета, а также предложил ввести специальное правило «лже-единогласия», означающее одобрение парламентским большинством государственных расходов, не предусмотренных в утвержденном бюджете. Тем самым Викселль неосознанно расширил свой анализ до уровня конституционного выбора, то есть выбора правил, регламентирующих деятельность государства. Реформы, предложенные им, несомненно, относятся к разряду конституционных, так как их целью является улучшение механизма принятия политических решений. Но, руководствуясь критериями Викселля, можно всего лишь установить, насколько соответствуют интересам людей отдельные правительственные решения, а не государственная политика в целом.

Сам Викселль не считал, что разработанная им процедура реформирования должна ограничить сферу государственной активности. Предложив ввести более гибкую систему налогообложения, он предвидел возможность единогласного одобрения программ бюджетных расходов, которые пока не находят поддержки из-за несовершенства налоговой системы. Однако критики Викселля рассматривали его строгое правило единогласия как способ ограничения государственной деятельности. Это одностороннее понимание научного вклада великого экономиста отчасти является причиной неудач многих политэкономов, не осознавших, что Викселль первым пытался применить принцип рыночной эффективности к анализу налоговой политики. Примитивные трактовки его концепции сейчас встречаются все реже и, видимо, в конце концов навсегда исчезнут, но это произойдет только тогда, когда критерий единогласия станет базой для конституционного договора, в рамках которого будет осуществляться обычная человеческая деятельность. При таких условиях индивид способен сознательно выбирать правило, которое в отдельных случаях может привести даже к нежелательным для него последствиям. Индивид поступит так, если ему заранее известно, что удовлетворение его интересов будет зависеть в конечном счете от основного закона, действующего в течение длительного времени, а не от отдельных краткосрочных государственных мер, рекомендованных Викселлем. Критерий Викселля, рассчитанный на короткий промежуток времени, является тем не менее важной мерой эффективности отдельных государственных решений. Время вносит свои коррективы в этот принцип, но он не утрачивает своей значимости, поскольку соответствует конституционному правилу единогласия .

Как уже отмечалось, конституция, основанная на принципе единогласия, не только будет способствовать достижению согласия, но, более того, может устранить вероятные конфликты между личными и общественными интересами. Индивид понимает, что действие конституционных правил рассчитано на несколько исторических периодов, в течение которых не одно поколение сделает свой выбор. Поэтому невозможно определить последствия влияния любых правил на интересы конкретного человека. Следовательно, основой для выбора конституции должны быть всеобщие принципы справедливости, использование которых - гораздо более эффективный путь к согласию, нежели реализация личных интересов каждого человека в отдельности.

Политэконом, опирающийся в своих исследованиях на программу Викселля и разрабатывающий прикладные рекомендации, обязательно должен сконцентрировать внимание на анализе политической системы. Ныне существующие конституции, а также социальные системы и правила являются предметом для неутешительных размышлений. Возникает гипотетический вопрос: если бы состоялось реальное конституционное совещание, разве могли бы эти правила вызвать одобрение всех его участников?

Даже если бы это было возможно, далеко не все практические советы экономистов стоит воплощать в жизнь. Объективно нет таких правовых норм, которые давали бы серьезный повод для критики. Однако политэконом может предвидеть будущие перемены и предложить реформировать процедуры и правила таким образом, чтобы они способствовали достижению согласия. Но эти рекомендации нужно вносить, только осознавая свою ответственность за политическую реальность и с учетом того, что любые подобные перемены возможны лишь в долгосрочной перспективе. Реформы существующей системы имеют смысл только тогда, когда они содействуют проведению политики, понятной простым мужчинам и женщинам и не рассчитанной на идеальный - сознательный и щедрый - народ. Выбор политических правил не должен выходить за пределы реальности, и, кроме того, следует признать, что интересы людей, находящихся у власти, могут стать препятствием на пути возможных преобразований.

Из моих собственных исследований наибольшим вкладом в применение модели Викселля к анализу конституционного выбора стала книга «Расчет согласия», написанная совместно с Г. Таллоком.

Фотография на обложке: Нобелевский лауреат Джеймс Бьюкенен во время пресс конференции 17 октября 1986 года / George Mason University

Джеймс Макгилл Бьюкенен (1919-2013)

Профессор Виргинского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике (1986 г.)

Основные произведения - "Расчет согласования. Логические основания конституционной демократии" (1962), "Общественные финансы в демократическом процессе" (1966), "Пределы свободы" (1975)

Методология.

Бьюкенен считается основателем теории общественного выбора. В изданной вместе с Г. Таллоком книге "Расчет согласования. Логические основания конституционной демократии" был заложен фундамент будущих научных исследований Бьюкенена и его последователей в области теории "общественного выбора". В этой работе Бьюкенен и Таллок провели аналогию между государством и рынком, а отношения граждан с государством рассматривали по принципу "услуга за услугу".

В работах "Фискальная теория и политическая экономия" и "Общественные финансы в демократическом процессе" Бьюкенен рассмотрел проблемы формирования экстерналии и создание общественных благ. В работе "Основы правил", написанной совместно с Дж. Бреннаном, было углублено понимание контрактных основ общества, сравнительно правила рыночного и политического порядков, политическую "игру по правилам" с "игрой без каких-либо правил" и проанализированы их последствия.

Бьюкенен отверг тезис об эффективности государственного регулирования экономики методами денежно-кредитной и финансовой политики, а отдал предпочтение исследованию самого процесса принятия политических решений и политического механизма принятия макроэкономических решений. Последовательно используя принципы классического либерализма и неоклассики он сформулировал методологические основы исследования общественного выбора:

1) методологический индивидуализм, который заключается в признании того факта, что нет непреодолимой грани между политикой и бизнесом;

2) концепция "экономического человека" (homo oeconomicus), которая придает универсальное значение признанию рациональности человека;

3) анализ политики как процесса обмена, что позволило рассматривать политический рынок по аналогии с товарным.

Теория общественного выбора в условиях представительной демократии. Основными сферами анализа на политическом рынке Бьюкенен выбрал избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии и политику государственного регулирования. Избиратели и политики являются субъектами политического рынка, на котором они обмениваются голосами и предвыборными обещаниями. Участники рынка имеют особые права собственности, реализация которых заключается в возможности избирателей выбирать представителей в высшие органы представительной власти государства, избранных депутатов - принимать законы, чиновники - следить за их выполнением. Государство он рассматривал как конкурентный рынок, на котором происходит борьба за доступ к распределению ресурсов и принятие необходимых решений.

Бьюкенен доказал, что представительная демократия имеет определенные недостатки. Они обусловлены тем, что результаты голосования в значительной степени зависят от выбранного регламента принятия решений, а демократическая процедура голосования в парламенте не препятствует принятию экономически неэффективных решений. Отсутствие рационального подхода в работе избирательного органа (общества в целом), вследствие несовершенной процедуры голосования, доказали Же. Кондорсе и К. Эрроу. Ситуацию, в которой голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ, они назвали "парадоксом голосования".

Вместе с тем теория общественного выбора доказала, что представительная демократия имеет несколько неоспоримых преимуществ, поскольку предполагает наличие стабильных конституционных правил и законов. Она использует преимущества общественного разделения труда, вследствие чего избранные депутаты специализируются на принятии решений по определенным вопросам, парламенты организуют и направляют деятельность исполнительной власти и контролируют выполнение принятых ими решений.

Представительная демократия не исключает возможности принятия решений в интересах узкой группы лиц, а не большинства людей. Существуют различные способы лоббізму - влияния на представителей власти с целью принятия выгодного политического решения для ограниченной группы избирателей. В практике парламентаризма существует также система "логроллінгу", которая заключается во взаимной поддержке депутатов путем "продажи голосов". Бьюкенен и Таллок не считают, что "торговля голосами" всегда является негативным явлением. С помощью логроллінгу часто можно добиться желаемого или более эффективного распределения ресурсов в соответствии с принципом Парето-оптимальности. Хотя не исключается и обратный эффект, когда ради региональных или групповых выгод парламентарии уступают общенациональными интересами.

Важным направлением теории общественного выбора стала теория экономики бюрократии. Эта теория рассматривает бюрократию как систему организаций, которые отвечают двум критериям:

1) не производит экономических благ, имеющих ценностную оценку;

2) получают часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.

Бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей, она обслуживает различные уровни законодательной и исполнительной власти. Укрепление бюрократии приводит к увеличению ассигнований и штатов сотрудников в сфере государственного управления, уменьшает эффективность работы организации или государственного аппарата, увеличивает число людей, занятых поиском политической ренты. Поиск политической ренты - это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Бюрократы принимают участие в политическом процессе и часто пытаются провести решения, которые бы гарантировали им получение экономической ренты за счет общества. Политики также могут быть заинтересованы в принятии таких решений, если они обеспечивают им явные и немедленные выгоды, при скрытых затратах, которые трудно определить. Подобные решения способствуют росту популярности политиков, однако, как правило, они являются экономически неэффективными.

Важным элементом теории общественного выбора является концепция "провалов" государства. Речь идет о случаях, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и эффективное использование общественных ресурсов. Обычно к "провалов" государства относят:

1) ограниченность необходимой для принятия эффективных решений информации. Подобно наличии асимметричной информации на товарных рынках, возможно искажение информации на политических рынках вследствие деятельности мощных групп влияния, лоббистов, бюрократического аппарата;

2) несовершенство политического процесса, которая позволяет манипулировать голосами депутатов вследствие особенностей принятого регламента голосования, использование лоббізму, логроллінгу, бюрократизма и поиска политической ренты;

3) расширение государственного бюрократического аппарата, что затрудняет возможности общественного контроля за бюрократией;

4) неспособность государства предусмотреть и эффективно контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых решений.

Меры правительства часто приводят к отличных от определенных целей последствиям, потому что экономические субъекты могут менять содержание и направленность правительственных решений или законов, принятых парламентом и реагировать на них не так, как предполагал правительство. Поэтому конечные результаты действий государства, часто зависят не только от нее.

Соответственно деятельность государства, направленная на исправление провалов рынка, сама далека от совершенства. Условием борьбы с бюрократией Бьюкенен считал приватизацию, а целью - создание конституционной экономики. В работе "Основы правил" Бьюкенен поставил вопрос о возможности конституционной революции в демократическом обществе, которая должна привести к формированию конституционной экономики, способной остановить постоянный рост бюрократического аппарата, установить над ним контроль со стороны гражданского общества.

Теория конституционного выбора

Построена на основе признания двух стадий в процессе функционирования контрактной общественной системы. На первой стадии происходит принятие решений относительно определения и защиты прав собственности, а также правил, согласно которым происходит принятие коллективных решений относительно производства общественных благ. На второй стадии экономические субъекты непосредственно вступают в отношения обмена, согласно существующей структуры прав собственности и правил относительно решений о производстве общественных благ. Теория конституционного выбора исследует первую стадию контрактарного процесса, закономерности выбора ограничений экономической и политической деятельности.

По мнению Бьюкенена, на первой конституционной стадии государство превращается в "государство, защищает", выступает внешней силой по отношению к сторонам контрактов, которая обеспечивает выполнение установленных правил. На второй постконституційній стадии государство обеспечивает индивидов общественными благами32. Особенности выбора на конституционной стадии определяются тем, что индивиды не могут определить, на какие конкретные правила принятия решений им следует ориентироваться. Поэтому они вынуждены придерживаться принципа, согласно которому не существует другого способа принятия выгодных всему обществу конституционных правил, кроме как через свободное волеизъявление. Теория конституционного выбора имеет несколько важных приложений, которые касаются теории политического делового цикла, экономической политики, теории политической ренты, экономической теории политических институтов и др.

Обобщенный вариант неоінституціональної экономической теории разработал Д. Норт. Он предложил теорию институциональных изменений, при помощи которой пытался определить наиболее общие закономерности развития общества.

Американский экономист Джеймс Макджилл Бьюкенен родился в г. Мерфрисборо (штат Теннесси). Его отец Джеймс, в честь которого Дж. Бьюкенен получил имя, был фермером, а мать Лила (урожденная Скотт) Бьюкенен, до замужества была школьной учительницей; родители Дж. Бьюкенен активно участвовали в местной политической жизни. Дед Джон П. Бьюкенен занимал в течение одного срока пост губернатора штата Теннесси; он был выдвинут на эту должность от фермерского союза популистской партии. Родители убеждали его повторить путь, пройденный его дедом. Однако Великая депрессия сорвала планы изучать право в Вандербильдтском университете. Вместо этого он поступил на учебу в педагогический колледж Среднего Теннесси в Мерфрисборо, зарабатывая на обучение и покупку книг дойкой коров.

Экономическое образование получил в Университете Теннесси (магистр, 1941 г.) и Чикагском университете (доктор, 1948 г.). Занимал должность профессора экономики Университета Теннесси (с 1950 г.), Университета Флориды и Виргинского университета (с 1956 г.), преподавал в других учебных заведениях. Последние годы работает в центре изучения общественного выбора в Ферфаксе, штат Виргиния.

Имя Дж. Бьюкенена неразрывно связано с наукой об общественном выборе. Долгое время существовало убеждение, что решения, принимаемые отдельными политиками, политическими и государственными организациями, должны иметь целью принесение всему обществу наибольшей пользы. К. Виксель в 1897 г. впервые определил политику как взаимовыгодный взаимообмен между гражданами и общественными структурами. Развивая его идеи, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок в 1962 г. публикуют книгу под довольно необычным названием - «Расчет согласия». Их цель - проанализировать процесс принятия экономических решений смешанными методами экономических и политических наук; исходная предпосылка прямо противоположная общепринятой - решения политиков и общественных организаций исходят, прежде всего, из их собственных интересов. Основной целью политиков, например, является получение максимума голосов на выборах (как следствие, перед выборами они часто принимают неразумные с экономической точки зрения, решения), а государственных органов - максимальное увеличение своих размеров и власти. Здесь видна аналогия с микроэкономикой, построенной на двух фундаментальных предположениях: потребитель стремится получить максимум полезности, а фирма - максимум прибыли. Анализируя рынок, мы оперируем понятиями спроса и предложения, в общественном выборе подобными противоположностями выступают различные по своим целям и требованиям группы избирателей и лоббистские организации, с одной стороны, и политики - с другой. В результате их взаимодействия рождаются конкретные политические решения. Исследовались и различные процедуры принятия решений, такие, как правила голосования, а также и структура самих законодательных органов.

Дж. Бьюкенен в 1986 г. была присуждена Премия памяти Альфреда Нобеля по экономике «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений». В решении Шведской королевской академии наук констатировалось, что «основное достижение Дж. Бьюкенен состоит в том, что он постоянно и настойчиво подчеркивал значение фундаментальных правил и применил концепцию политической системы как процесса обмена с целью достижения взаимной выгоды».

Основными сферами анализа в теории общественного выбора считаются: избирательный процесс; деятельность депутатов; теория бюрократии; политика регулирования и конституционная экономика. В их разработке важную роль сыграли Дж. Бьюкенен, Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон, Ф.А. Хайек и другие ученые. По аналогии с рынком совершенной конкуренции они начинают свой анализ с прямой демократии, переходя затем к представительной демократии как ограничивающему фактору.

Проблемы теории общественного выбора можно сформулировать в виде ряда вопросов:

  • · Возможно ли найти справедливое коллективное решение?
  • · Как «измерить» мнение отдельных избирателей?
  • · Почему голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявление действительных предпочтений общества?
  • · Как повлиять на сограждан, чтобы было принято нужное решение?
  • · Каковы цели общественного благосостояния? В интересах кого должно в первую очередь развиваться общество?
  • · Почему интересы потребителей одерживают верх в словесных спорах, но политику контролируют интересы производителей?
  • · Как создать коалиционное правительство? Каковы причины устойчивости коалиций?
  • · Как люди получают выгоду с помощью политического процесса?
  • · Почему закон перерождается в произвол? Как предотвратить превращение демократии в авторитарный режим?

Эти вопросы показывают, что, двигаясь от простого к сложному, можно проанализировать экономическими методами различные аспекты современного политического устройства.

К числу основных предпосылок теории общественного выбора относятся:

  • · методологический индивидуализм;
  • · концепция экономического человека;
  • · политика как обмен.

Теория общественного выбора является частным случаем теории рационального выбора, которая развивает концепцию методологического индивидуализма , заложенную в трудах Т. Гоббса, Б. Мандевиля, А. Фергюссона, К. Менгера. Данная концепция состоит в том, что люди, действующие в политической сфере, стремятся к достижению своих личных интересов при ограничениях, накладываемых действующей системой политических институтов.

Человек в рыночной экономике, отождествляя свои предпочтения с товаром, стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности, т.е. его поведение рационально. Формулировка понятия «рациональность» рассматривается не только в строгой форме (принцип максимизации), но и с учетом ограничения во времени, когда люди стремятся обеспечить определенный уровень своих потребностей и руководствуются в своей деятельности, прежде всего, экономическим принципом, сравнивая предельные выгоды и предельные издержки. Поэтому в основе теории общественного выбора лежит концепция «экономического человека» .

Еще одним из методологических подходов теории общественного выбора является подход к политике как взаимовыгодному обмену, основанному на аналогии между рынком товаров и политическим рынком.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

По дисциплине: История экономических учений

На тему: «Роль Дж. Бьюкенена в развитии экономической теории»

  • Введение
  • 1. Теоретические основы и предпосылки теории общественного выбора
    • 1.2 Предпосылки возникновения теории общественного выбора
  • 2. Вклад Дж. Бьюкенена в теорию общественного выбора
    • 2.2 Исследования Бьюкенена в области теории общественного выбора
  • Заключение
  • Список литературы
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Теория общественного выбора (public choice theory) - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. Объектом анализа изучаемой теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии. Поэтому основными сферами ее анализа считаются избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования и конституционная экономика. По аналогии с рынком совершенной конкуренции она начинает свой анализ с прямой демократии, переходя затем к представительной демократии как ограничивающему фактору. Теорию общественного выбора называют иногда новой политической экономией, так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно развивая принципы классического либерализма и используя методы микроэкономического анализа, они активно вторглись в область, традиционно считавшуюся полем деятельности политологов, юристов и социологов. Такое вмешательство получило название «экономического империализма». Критикуя государственное регулирование, представители теории общественного выбора сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.
  • Признанным лидером этого направления экономической теории является Джеймс Бьюкенен, награжденный в 1986 г. Нобелевской премией по экономике «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений». Поэтому именно по его работам целесообразно исследование основ теории общественного выбора.

1. Теоретические основы и предпосылки теории общественного выбора

1.1 Содержание понятия общественного выбора

Все действия, которые осуществляет государство в хозяйстве, связаны с выбором одной из имеющихся альтернатив (так же как и действия фирмы или потребителя).

Во-первых, это выбор бюджета. Все источники дохода являются взаимозаменяемыми (например, можно получить дополнительные 100 млн. руб. за счет налога на прибыль, а можно за счет акциза на алкоголь). В то же время все статьи расходов конкурируют между собой, так как увеличение одной статьи означает уменьшение других (например, для увеличения расходов на армию нужно сократить расходы на ремонт дорог, и наоборот). Таким образом, нужно решить, откуда взять деньги и куда их тратить.

Во-вторых, «правила игры» в хозяйстве и обществе тоже могут быть разными, и, следовательно, их тоже надо выбрать (например, создать правила увольнения рабочих фирмами).

Поскольку создание общественных благ и «правил игры» необходимо для всего общества, само общество и должно принимать решения о выборе различных альтернатив. Именно поэтому говорят об общественном выборе - принятии решений по поводу бюджета и других функций государства.

Теория общественного выбора - один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. Эта теория опирается на базовую идею о том, что человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат в своих собственных интересах.

1.2 Предпосылки возникновения теории общес твенного выбора

Истоки теории общественного выбора можно найти в работах математиков XVIII-XIX вв., интересовавшихся проблемами голосования: Ж.А. Кондорсе, Т. Лапласа, Ч. Доджсона (Льюиса Кэрролла). Их работы получили известность благодаря исследованиям Д. Блэка. Однако в качестве самостоятельного направления экономической науки эта теория сформировалась только в 1950-1960-х гг. Важную роль в формировании теории общественного выбора сыграли работы по политической философии Т. Гоббса, Б. Спинозы, а также политологические исследования Дж. Медисона и А. де Токвиля. Непосредственный импульс развитию теории общественного выбора дали дискуссии 1930-1940-х гг. по проблемам рыночного социализма и экономики благосостояния (А. Бергсон, П. Самуэльсон).

В 1960-х годах, до возникновения теории общественного выбора, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развитии национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учета того, является ли правительство страны автократическим или демократическим, они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно ее реализующим.

Профессиональные экономисты демократических стран сегодня не столь наивны. Они понимают, что политические решения в их странах принимаются через процедуру коллективного выбора, в которой эффективность часто является лишь вторичной целью ее участников. Политические решения принимаются избранными политиками и частично назначенными ими представителями исполнительной власти. Политическое же и экономическое будущее этих политиков зависит от того, насколько они смогут удовлетворить интересы независимых избирателей, групп специальных интересов и политических партий. Современные экономисты также знают, что даже если их рекомендации честно переходят в законы, бюрократы, ответственные за реализацию этих законов, обычно думают в большей степени о своих частных интересах, чем о тщательном выполнении положений, заключенных в законы.

Помимо экономистов важность изучения процедуры принятия политических решений в условиях демократии осознали и политологи, которые, объединившись с первыми, создали в 1964 г. в США общество ученых, занятых изучением общественного выбора (Public Choice Society). Основателями Общества считаются экономисты Г. Таллок и Дж. Бьюкенен.

Сегодня Общество «общественного выбора» - это международная научная организация, объединяющая ученых экономистов, социологов и политологов. Общество издает журнал «Public Choice». Общество проводит ежегодные собрания в Новом Орлеане (штат Луизиана).

общественный выбор бьюкенен

2. Вклад Дж. Бьюкенена в теорию общественного выбора

2.1 Дж. Бьюкенен и его работы

Теория общественного выбора в качестве самостоятельного направления экономической науки сформировалась в 1950-1960-х гг. Однако в современной интерпретации она берет начало с работы Дж. Бькенена «Границы свободы» (1975 г.).

Американский экономист Джеймс Макджилл Бьюкенен родился 2 октября 1919 г. в г. Марфрисборо (штат Теннесси). Его отец Джеймс, в честь которого Бьюкенен получил имя, был фермером, а мать Лила (в девичестве Скотт) Бьюкенен, до замужества была школьной учительницей; родители Бьюкенен активно участвовали в местной политической жизни. Дед Джон П. Бьюкенен занимал в течение одного срока пост губернатора штата Теннесси; он был выдвинут на эту должность от фермерского союза популистской партии. Родители убеждали Бьюкенен повторить путь, пройденный его дедом. Однако Великая депрессия сорвала планы Бьюкенена изучать право в Вандербильтском университете. Вместо этого он поступил на учебу в педагогический колледж Среднего Теннесси в Марфрисборо, зарабатывая на обучение и покупку книг дойкой коров.

Закончив колледж лучшим учеником в своей группе со специализацией в области математики, английской литературы и общественных наук, Бьюкенен получил право на стипендию для продолжения образования на экономическом факультете Университета Теннесси, который он закончил в 1941 г. со степенью магистра. В августе того же года Бьюкенен был призван на военную службу и прошел курс подготовки на звание военно-морского офицера в Нью-Йорке, а затем в течение некоторого времени обучался в военно-морском колледже. После вступления США во вторую мировую войну он получил назначение в оперативный штаб адмирала Честера У. Нимица, который в то время командовал Тихоокеанским флотом США. Во время войны Бьюкенен служил в штабе флота в Перл-Харборе, а затем на Гуаме.

После войны Бьюкенен продолжил образование в Чикагском университете, где попал под влияние Франка X. Найта - одного из профессоров экономики. Несмотря на то что Бьюкенен приехал в Чикаго, по его собственному выражению, «социалистом либерального толка», он позже взял свои слова обратно: «Через шесть недель после начала посещения курса Фрэнка Найта по теории цен я превратился в ревностного адвоката рыночной экономики». Другое главное воздействие на последующую работу Бьюкенен оказала диссертация Кнута Викселля по налогообложению 1896 г., которую он случайно обнаружил на библиотечной полке, а затем перевел с немецкого языка на английский. Шведский экономист Викселль рассматривал политику как процесс сложного, взаимовыгодного обмена между гражданами и структурами, которые они создают для организации общества. Викселль также утверждал, что реформа экономической политики требует изменения правил, в рамках которых действуют политические деятели. Концепции Найта и Викселля оказали главное воздействие на разработку Бьюкенен теорий общественного выбора и конституциональной экономики.

В 1948 г., после получения в Чикагском университете докторской степени по экономике, Бьюкенен поступил на должность адъюнкт-профессора в Университет Теннесси, а с 1950 г. стал полным (действительным) профессором того же университета. На следующий год он перешел на работу во Флоридский университет и там в 1954 г. был назначен деканом экономического факультета. Благодаря получению стипендии Фулбрайта Бьюкенен провел учебный 1955/56 г. в Риме и Перудже, изучая классические работы итальянских экономистов в области теории общественных финансов и развивая свои собственные идеи отношений между политическими структурами и экономической политикой.

Возвратившись в США, Бьюкенен получил должность профессора и декана экономического факультета в Виргинском университете в г. Шарлотсвилле. В 1957 г. вместе с американским экономистом Дж. Уорреном Наттером он основал Центр исследований в области политической экономии им. Томаса Джефферсона. По словам Бьюкенен, они стремились учредить «сообщество ученых, которые мечтали сохранить социальный строй, основанный на индивидуальной свободе», а также «воспрепятствовать росту технической специализации в экономике». Бьюкенен выполнял обязанности директора Центра с 1957 по 1969 г. В 1963 г. Бьюкенен и Гордон Таллок, который проходил в Центре постдокторскую стажировку вскоре после его основания, создали Комитет по принятию нерыночных решений, предшественник Центра изучения общественного выбора.

После окончания учебного 1968/69 года, когда Бьюкенен работал в качестве приглашенного профессора в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, он перешел в Виргинский политехнический институт и Государственный университет Блэксбурга в качестве ведущего профессора. Там к нему присоединился Таллок, с которым он основал Центр изучения общественного выбора, генеральным директором которого стал Бьюкенен Новый Центр был создан с целью приложения экономических методов и способов мышления к изучению политических процессов. Когда в 1983 г. Бьюкенен был назначен профессором в Университете Джорджа Мейсона, местоположение Центра было перенесено в университетский кампус г. Фэрфакс (штат Виргиния).

2.2 Исследования Бьюкенена в области теории общественного выбора

В итоге научных исследований, проведенных на протяжении последних 40 лет, Бьюкенен получил международное признание в качестве ведущего исследователя в области, которая называется теорией общественного выбора и исследует применение экономических методов к сферам, традиционно относившимся к политологии. Основными категориями анализа являются не такие органические единицы, как нация, государство или партия, а индивидуальные (частные) лица, способные принимать рациональные решения, ведущие к выгоде общества в целом. Теория общественного выбора стремится предсказать, как поведение индивидуальных лиц в их политических ролях избирателей или налогоплательщиков, лоббистов или кандидатов в политические деятели, избранных политиков или членов политических партий, бюрократов или правительственных управляющих и судей может повлиять на состояние политического сообщества в целом. Экономическая же теория, напротив, пытается связать поведение индивидуальных лиц в их экономической роли покупателей или продавцов, производителей или рабочих, инвесторов или предпринимателей с результатами, которые проявляются на уровне экономики в целом.

Согласно позиции Бьюкенена теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки: методологический индивидуализм, концепция «экономического человека» и анализ политики как процесса обмена. Представители теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным, где государство также представляет собой рынок, на котором избиратели и политики обмениваются голосами и предвыборными обещаниями ради получения доступа к распределению ресурсов и мест на иерархической лестнице. При этом деятельность представителей государства нередко бывает далека от идеальной.

Изучая политический обмен, Бьюкенен выделяет два концептуально разных уровня общественного выбора - начальный конституционный уровень выбора (до принятия конституции) и постконституционный уровень. Исследование первого уровня предполагает разработку экономической теории конституции, в то время как второй осуществляет разработку экономической теории политических учреждений. Разница между двумя уровнями выбора может быть выявлена как аналогия выбору, который люди делают во время игры. Сначала выбираются правила игры, затем происходит определение стратегии игры в рамках этих правил. В общем виде конституция может быть представлена как набор правил для ведения политической игры. Каждодневные политические действия представляют собой результат игры в рамках конституционных правил.

Как показал Бьюкенен, использование этой аналогии может привести к пониманию ряда серьезных процессов. Подобно тому, как правила игры формируют ее вероятный исход, конституционные правила формируют результаты политики или затрудняют их достижение. Таким образом, улучшение результатов политики или результатов процесса принятия законодательных или управленческих решений требует изменений или реформы конституции. В основе поиска лучших правил любой игры лежит анализ того, в каком вероятном направлении пойдет игра при различных правилах. Аналогичным образом подход к реформе конституции должен определяться позитивным предсказуемым анализом вероятной работы альтернативной политики и процессов.

Разница между конституционным и постконституционным выбором впервые была представлена в монографии «Исчисление согласия» («The Calculus of Consent», 1962), написанной Бьюкенен совместно с Гордоном Таллоком. Развивая взгляд Викселля на политику как на процесс сложного взаимовыгодного обмена, Бьюкенен и Таллок задались вопросом, как эти обмены могут быть организованы таким образом, чтобы все участники могли рассчитывать на получение чистого позитивного результата на уровне конституционного выбора, в особенности какие политические правила и процедуры должны руководить выбором коллективной или правительственной политики? Они рассматривали этот вопрос с позиций индивидуальных членов общества, стоящих перед выбором альтернативных правил принятия решений и процедур, учитывая, что позже эти индивидуальные члены общества будут вынуждены принимать решения в рамках этих правил и процедур. Исследовались самые различные правила принятия решений и процедур, включая, кроме всего прочего, правило единодушия, правило квалифицированного большинства, правило простого большинства, правило взаимных услуг, базу репрезентативности, двухпалатные и однопалатные законодательные органы. Бьюкенен исследовал различные применения этих правил в работах «Общественные финансы и демократический процесс» («Public Finance in Democratic Process», 1967), «Спрос и предложение общественных товаров» («Demand and Supply of Public Goods», 1968).

В работе «Пределы свободы: между анархией и Левиафаном» («The Limits to Liberty: Between Anarchy and Leviathan», 1975) Бьюкенен провел разграничение между защитительным государством и производительным государством. С его точки зрения, конституционный договор (или набор правил и процедур, в рамках которых существует политическая организация) ведет к установлению защитительного государства. Эта устанавливаемая в законодательном порядке структура определяет права собственности и контроля индивидуальных лиц над ресурсами, стимулирует частные контракты и ограничивает власть государства. Возникновение защитительного государства представляет собой прыжок от анархии к политической организации. В рамках этой организационной структуры организованная торговля и обмен произведенными частным образом товарами и услугами может способствовать взаимной выгоде участников этого процесса.

С точки зрения Бьюкенена, в идеале производительное государство стимулирует постконституционный контракт между гражданами в отношении их спроса на совместно потребляемые товары и услуги. Однако поведение индивидуальных лиц, предписываемое им их деятельностью в политической структуре в качестве политиков, управляющих или бюрократов, способствует усилению государства в постконституционной стадии. Это обусловливает угрозу Левиафана - знаменитого политического символа Томаса Гоббса, которым он обозначал автократическое государство. Для Бьюкенен выход состоит в том, чтобы использовать современные теории политики, управления и бюрократии для формирования институтов и правил, которые могли бы ограничить самопроизвольно и специально заинтересованное политическое поведение.

В своих более поздних работах Бьюкенен проанализировал и развил далее необходимость конституционной реформы. В работе «Демократия в дефиците» («Democracy in Deficit, 1977), написанной совместно с Ричардом Е. Вагнером, конституционное требование сбалансированного бюджета обосновывается при помощи анализа модели постконституционного поведения, при котором финансовый дефицит помогает политикам получать политическую поддержку от большого числа политических сегментов путем увеличения государственных расходов на специальные цели, одновременно сдерживая рост налогов, который мог бы покрыть эти расходы. В работе «Власть облагать налогом» («The Power to Tax», 1980), написанной совместно с Джеффри Бреннаном, конституционные ограничения на полномочия правительства в области налогообложения обосновываются, исходя из модели постконституционной политики, в которой правительство рассматривается как орган, стремящийся к максимизации прибыли. Бьюкенен поддерживал прямо и косвенно различные предложения конституционных поправок, требующих сбалансированного федерального бюджета.

Бьюкенен была присуждена Премия памяти Нобеля по экономике за 1986 г. «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экологических и политических решений». По мнению Шведской королевской академии наук, «основное достижение Бьюкенен состоит в том, что он постоянно и настойчиво подчеркивал значение фундаментальных правил и применил концепцию политической системы как процесса обмена с целью достижения взаимной выгоды».

В 1945 г. Бьюкенен женился на Анне Бакке, с которой познакомился во время войны. Бьюкенены, у которых нет детей, живут как в собственном доме в Фэрфаксе, так и на своей ферме в юго-западной Виргинии. Бьюкенен на всю жизнь сохранил интерес к изучению языков и перевел немало важных экономических работ с немецкого и итальянского языков.

Кроме Нобелевской премии, Бьюкенен был отмечен многими другими наградами и отличиями, включая почетную премию в области политической экономии Фрэнка Е. Сейдмана университета Теннесси (1984) и почетные ученые степени Цюрихского (Швейцария) и Гессенского (Германия) университетов. Он является почетным членом Американской экономической ассоциации и членом Американской академии наук и искусств. Он занимал пост президента Экономической ассоциации Юга (1963) и вице-президента Американской экономической ассоциации (1971), вице-президента (1981...1982) и президента (1983...1984) Экономической ассоциации Запада, вице-президента (1982...1984)и президента (1984...1986) Общества Ледериновых гор.

Заключение

Американский экономист Джеймс Бьюкенен (нобелевский лауреат 1986 г., вирджинская школа) исследует проблему, лежащую на стыке политической экономии и теории государственного управления. Все более активное участие государства в бизнесе и хозяйственном регулировании поднимает вопрос о практике принятия решений. Суть проблемы - как добиться, чтобы принятие законов, установление налогов, распределение бюджетных средств, другие решения властных структур действительно отвечали нуждам общества, а не отдельных лиц или групп населения?

Подход Бьюкенена и других представителей вирджинской школы заключается в том, чтобы рассматривать политические решения по аналогии с решениями в сфере экономической деятельности. Политические решения - это выбор альтернатив. Политики действуют так же, как и предприниматели. Они руководствуются своими частными интересами, например стремлением получить максимум голосов, обеспечить максимум власти и влияния.

В теории общественного выбора Бьюкенен выдвигает два основных тезиса, или две предпосылки, согласования интересов избирателей и государственной власти.

1. Для достижения согласия в рамках «политического обмена» требуется детальная разработка правил и процедур, регламентирующих принятие законов, форм контроля за финансами, принципов налогообложения. Это - «конституция экономической политики».

2. Практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.

В итоге правила экономической игры распространяются на политический процесс. В политике люди платят налоги в обмен на общественные блага. Суть в том, чтобы более четко и строго регламентировать этот обмен.

Таким образом, на основании изученной теории можно сделать заключение о том, что в условиях российской действительности потребуется немало времени, чтобы оптимизировать взаимосвязь населения и властных структур, усовершенствовать политический механизм.

Необходимо ограничить манипулирование общественным сознанием с помощью отработанных технологий; приучить людей к отсеиванию псевдоинформации, которую постоянно вырабатывает и внедряет в сознание и подсознание политический рынок. Важно, чтобы у россиян сформировался своего рода иммунитет к манипуляциям политиков и средств массовой информации.

Ответственность должна носить двусторонний характер: со стороны политиков и со стороны избирателей, которые ответственны за то, что их оценками и мнениями манипулируют «аналитики» и имиджмейкеры.

Список литературы

1. Бьюкенен Дж. Границы свободы // Бьюкенен Дж.М. Сочинения. Серия «Нобелевские лауреаты по экономике». М.: «Таурс Альфа», 1997.

2. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Бьюкенен Дж.М. Сочинения. Серия «Нобелевские лауреаты по экономике». М.: «Таурс Альфа», 1997.

3. Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной экономики // Бьюкенен Дж.М. Сочинения. Серия «Нобелевские лауреаты по экономике». М.: «Таурс Альфа», 1997.

4. Кокорев В. Концепции конституционного выбора: между мечтаниями Платона и анархо-синдикализмом // Вопросы экономики. 1997. №. 5. - С. 52-64.

5. Мильчакова Н. Игра по правилам: «Общественный договор» Джеймса Бьюкенена // Вопросы экономики 1994. № 6. С. 114 - 121.

6. Нуреев Р.М. Джеймс Бьюкенен и теория общественного выбора. // Бьюкенен Дж.М. Сочинения. Серия «Нобелевские лауреаты по экономике». М.: «Таурс Альфа», 1997.

7. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М., 2005

8. Теория общественного выбора. Курс лекций: учеб. пособие для вузов / Р.М. Нуреев. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. - 531 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ теории общественного выбора выдающегося американского экономиста и политического философа Джеймса Бьюкенена, предпосылки и история ее создания. Идейный фундамент теории. Поведение рационального избирателя, политического деятеля и бюрократии.

    реферат , добавлен 19.10.2011

    Рассмотрение взглядов Бьюкенена. Теория общественного выбора как яркое направление неоинституционализма, знакомство с известными представителями. Анализ особенностей методологического индивидуализма. Характеристика конституции экономической политики.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2015

    Понятие экономической теории, предмет ее исследования, истоки возникновения и современные аспекты развития. Взаимосвязь реальной экономики и экономической теории. Кризис экономической науки. Влияние экономической теории на современную экономику России.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2008

    Анализ теорий экономики общественного сектора до XX века - английской экономической теории и континентальной экономической теории. Теория налогов и квотирование. Концепции общественных благ Линдаля и Самуэльсона. Теории общественного благосостояния.

    реферат , добавлен 20.09.2010

    Изучение понятия и предпосылок возникновения теории общественного выбора как одной из ветвей экономического империализма. Ознакомление с содержанием и основными положениями концепций политической ренты и делового цикла. Сущность экономики бюрократии.

    реферат , добавлен 24.09.2013

    Возникновение и развитие экономической теории. Экономические школы: меркантилизм, физиократия, марксизм. Классическая политическая экономия. Неоклассическое направление. Предмет экономической теории. Методы исследования. Функции экономической теории.

    контрольная работа , добавлен 06.06.2008

    Дж.М. Бьюкенен-младший как американский экономист, лауреат Нобелевской премии "за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений". Теория общественного выбора, ее содержание и принципы, вклад ученого.

    презентация , добавлен 16.04.2015

    Изучение теоретических аспектов истории возникновения экономической теории. Содержание предмета, этапы становления, основные функции и методы исследования экономической теории. Изучение ее современного состояния и определение перспектив развития.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Этапы развития экономической теории. Методология научного исследования в экономической теории. Заслуга меркантилистов как первой школы экономического анализа. Сущность трудовой теории стоимости А. Смита. Положения кейнсианской экономической теории.

    презентация , добавлен 22.03.2014

    Экономика. Возникновение и основные этапы развития экономической науки. Предмет экономической теории. Метод экономической теории. Экономическая теория выполняет такие функции: познавательную, методологическую, практическую.

Каждый раз, когда речь заходит о теории общественного выбора, первым делом вспоминается имя нобелевского лауреата по экономике (1986) Джеймса Мак-Джилла Бьюкенена. Этот экономист был в числе первых авторов, выбравших абсолютно новое направление экономического анализа - нерыночные решения. Первая его статья на эту тему "Чистая теория общественных финансов: предлагаемый подход" была опубликована еще полвека назад, в 1949 г. (хотя рождение теории общественного выбора связывают с публикацией годом раньше Д. Блэком двух статей о правлении большинства). Лишь в конце 60-х гг. за этим направлением закрепится собственное название - теория общественного выбора. С 1949 г. Бьюкененом опубликовано множество работ, только их полный перечень занимает более 20 страниц.

Бьюкенен родился 2 октября 1919 г. в США (г. Мерфисборо, штат Теннесси). Экономическое образование получил в знаменитом учебном заведении, являющемся безусловным лидером по числу нобелевских лауреатов в области экономики, - Чикагском университете. К проблеме общественного выбора Бьюкенен обратился уже после присвоения ему докторской степени по экономике в 1948 г. Как позже заметил он сам, "только в отпуске после защиты диссертации начинающий ученый может позволить себе читать все, что попадается под руку, и мой собственный опыт не является исключением". Если бы Бьюкенену не попалась под руку книга шведского экономиста К. Викселля "Исследование по теории финансов" (1896), то, возможно, этот раздел лекции был бы посвящен не ему.

Другим известным экономистом, оказавшим влияние на Бьюкенена, был его университетский преподаватель Ф. Найт, один из основателей знаменитой чикагской школы экономики, всегда отстаивавшей достоинства рынка и конкуренции и выступавшей против экспансии государства. Этот дух чикагской школы явно присутствует во всех работах Бьюкенена.

Судьбе было угодно, чтобы дальнейшее исследование общественного выбора сосредоточилось в американском городе Шарлоттсвиле (штат Виргиния). В 1963 г. Бьюкенен и Таллок организовали там первую конференцию экономистов, выбравших политические решения и государственные институты объектом своего анализа. Статьи и материалы конференций первоначально выходили под названием "Записки о принятии нерыночных отношений" ("Papers on non-market decision making"). А в 1969 г. Бьюкененом и Таллоком был создан Центр изучения общественного выбора, который вплоть до 1982 г. находился в Виргинском политехническом институте. В настоящее время это Центр изучения общественного выбора при Университете Дж. Мэсона (г. Фейрфакс, штат Виргиния).

Другая "судьбоносная" конференция прошла в Чикаго в 1967 г. На этой конференции было организовано Общество общественного выбора и было принято решение четвертый том "Записок" опубликовать с новым заголовком - "Общественный выбор" ("Public choice"), а в дальнейшем издавать журнал с таким же названием. Так появился известнейший журнал, который в 1993 г. (к его 25-летию) выписывали около 1000 библиотек во всем мире. Заметим, что своей популярностью журнал во многом обязан регулярным публикациям статей Бьюкенена. Начиная с 1990 г. Центр стал издавать второй журнал - "Конституционная политическая экономия" ("Constitutional political economy").

Центр общественного выбора превратился в настоящее организационное ядро так называемой виргинской школы политической экономии. К ее наиболее известным представителям, кроме, естественно, неоднократно вышеупомянутых Бьюкенена и Таллока, также относятся такие известные американские экономисты, как Д. Мюллер, М. Олсон, Ч. Роули, Р. Толлисон. Все они принадлежат к "империалистическому" направлению современной экономической мысли, для которого характерно применение методов экономического анализа к нетрадиционным для экономиста сферам исследования. Фактически одним из первых "империалистов" стал Бьюкенен, осуществивший экономический анализ политической жизни общества. Бьюкенен писал: "Общественный выбор - это взгляд на политику, который возникает вследствие распространения применения инструментов и методов экономиста на коллективные или нерыночные решения". В связи с этим теория общественного выбора имеет сегодня и другое название - новая политическая экономия.

Согласно представлениям Дж. Бьюкенена, эта новая дисциплина строится на двух основных методологических постулатах. Первый состоит в том, что индивид преследует свои собственные интересы (т. е. является homo oeconomicus); второй - это трактовка политического процесса, с помощью которого индивиды реализуют свои интересы как разновидности обмена.

Однако постулату индивидуализма отводится главное место. "Первым и наиболее важным предположением, которое обеспечивает основание для любой истинной теории демократии, является то, которое помещает источники ценности исключительно в самих индивидов". Политические и другие институты оцениваются в соответствии с тем, насколько хорошо они позволяют индивидам преследовать собственные интересы. Индивидуализм, выбранный Бьюкененом в качестве предпосылки анализа, как раз и позволяет осмыслить политический процесс как взаимовыгодный обмен. Идеалом является установление таких общественных институтов, которые, подобно конкурентному рынку, позволят преследующим индивидуальные интересы одновременно обеспечивать и общественные интересы.

Заметим, что именно эти методологические основы экономического анализа политического процесса и содержались в работе Викселля. Как писал Бьюкенен, "Виксель заслуживает всеобщего признания как основоположник современной теории общественного выбора, поскольку в его диссертации 1896 г. присутствовали три важнейших элемента, на которых базируется эта теория: методологический индивидуализм, концепция "человека экономического" (homo oeconomicus) и концепция политики как обмена".

Что является интересами индивидов в общественном выборе? Ответ Бьюкенена на этот вопрос во многом совпадает с традиционным: общественные блага и частные блага с внешними эффектами, поставки которых через рынок приводят к парето-худшему результату, чем их поставки с помощью того или иного политического процесса. Однако Бьюкенен склонен рассматривать государство в первую очередь как средство реализации общественного согласия, выработки правил, которые обеспечивают социальное взаимодействие с выгодой для каждого, а не как простого поставщика общественных благ и корректировщика провалов рынка. В этом проявляется тот факт, что в отличие от многих коллег по изучению общественного выбора он уделяет больше внимания нормативному анализу государства.

Второй постулат (подход к политике как взаимовыгодному обмену) не означает отсутствия принципиальных отличий между политическим рынком и рынком частных благ. На последнем выгоды от обмена с ростом числа участников распределяются все с меньшими затратами на торговлю по поводу пропорций распределения этих выгод. Если в случае двусторонней монополии договорный процесс по разделу этих выгод отнимает много времени и сил, то на совершенно конкурентном рынке индивиды просто принимают цены рынка как данные. Второе важное свойство рынка частных благ заключается в том, что рынок тем эффективнее, чем выше уровень конкуренции, т. е. чем больше число его участников.

В отличие от рынков частных благ политический рынок, где решения принимаются коллективно, становится все менее эффективным с ростом числа участников. Так, политическое решение может быть парето-эффективным, если против него никто не станет возражать. Ведь сделки на рынке частных благ всегда есть сугубо добровольное деяние, осуществляемое непременно при "единогласии" сторон. Это означает, что и политическое решение, если оно претендует на парето-эффективный исход, должно приниматься единогласно. Если же число участников сделок на политическом рынке увеличивается, то вероятность единодушия сокращается практически до нуля, так же как и возможность установления парето-эффективного состояния. К этому же ведет и повышение мобильности населения, в то время как на рынках частных благ оно усиливает конкуренцию и приближает их к эффективному состоянию.

Бьюкенен подчеркивает и другие различия между политическим рынком и рынком частных благ. На первом люди меньше внимания уделяют "качеству" выбора. Это связано с тем, что при покупке продукта на частном рынке человек получает его наверняка, а при голосовании за кандидата, обещающего, допустим, строительство моста, мост не гарантирован даже в случае победы этого кандидата на выборах. Рынок частных благ имеет значительно более высокую способность к "точной настройке", - человек может выбирать между многочисленными разновидностями одного блага, покупать различные блага в самых разнообразных вариациях одновременно. Политический выбор же осуществляется из малого набора взаимоисключающих альтернатив.

Перечисленные преимущества рынка частных благ и недостатки политического рынка и определяют склонность Бьюкенена отдавать пальму первенства частному рынку перед государством везде, где это возможно. Однако как быть там, где частный рынок не работает или работает крайне неэффективно и требуются коллективные решения?

Бьюкенен предложил свое видение решения этой проблемы, получившей позже название "конституционной экономики". Для того чтобы политический механизм стал по своей эффективности подобием рынка совершенной конкуренции, все индивиды должны быть, во-первых, участниками одного и того же контракта, и, во-вторых, как уже отмечалось, этот контракт должен быть заключен ими единогласно. Этот контракт (общественный договор) и был определен как конституция.

Эта идея единогласия коллективного решения также присутствовала у Викселля. Поскольку Викселль понимал, что существуют издержки достижения единогласного решения, он предлагал принимать решения квалифицированным большинством, составляющим 90 % голосов. Однако, как только мы отходим от единогласия, сразу же возникают две проблемы. Во-первых, политическое решение заведомо будет парето-неэффективным, так как некоторые члены сообщества будут вынуждены действовать вопреки своим интересам; во-вторых, возникает своего рода "бесконечная регрессия" (бесконечное возвращение в прежнее состояние) при определении правил голосования. По каким правилам устанавливать правила голосования? Кто, как и почему определяет, что, например, 90 % голосов достаточно для утверждения решения?

В чем, по Бьюкенену, преимущества единогласия? Во-первых, сразу же устраняется "бесконечная регрессия". Во-вторых, права каждого отдельного индивида безусловно соблюдаются. Если впоследствии индивид не будет соглашаться с решениями сообщества, принимаемыми в соответствии с конституцией, то он по крайней мере согласен с правилами, на основе которых принимаются эти решения. В-третьих, на конституционной стадии каждый индивид пребывает в состоянии неопределенности относительно своей позиции в будущем (т. е. наблюдается прямая аналогия с роулсианской "вуалью неведения") и в силу этого такая конституция не будет исключать перераспределение доходов, так как состоятельный сегодня индивид не знает, что ждет его (или его детей) много лет спустя. И наконец, в-четвертых, справедливость обеспечивает согласие всех индивидов следовать ее положениям и правилам на постконституционной стадии. Это согласие подкрепляется и ее договорной природой, - каждый индивид, добровольно заключивший конституционный договор, рассматривает содержащийся в ней набор правил как наилучший из возможных. Если же согласие в обществе относительно конституции рушится, то такому обществу грозит анархия. Страх перед ней тоже вносит свой вклад в решение индивида следовать конституционным правилам.

Бьюкенен проводит принципиальное различие между двумя стадиями политического процесса: выработкой правил и игрой по этим правилам, конституционной и постконституционной стадиями. В соответствии с двумя стадиями разделяются и роли государства. "Государство защищающее" обеспечивает игру по конституционным правилам, но не определяет сами эти правила (действует подобно футбольному судье), "государство производящее" поставляет обществу нерыночные блага - блага, которые частные рынки обеспечивают плохо или не обеспечивают вовсе.

Идеальное общественное устройство, по Бьюкенену, строится на принципах контракционизма. Они включают в себя следующие.

Равный подход ко всем индивидам на конституционной стадии, при этом правило единогласия служит для защиты индивидуальных прав и тем самым гарантирует, что воплощаемые в конституции правила и институты также будут относиться к индивидам беспристрастно, как к равным.

Действия на второй стадии политического процесса эффективно ограничены правилами, выработанными на первой, конституционной стадии, и это справедливо не только для отдельных граждан, но и для выбранных представителей, бюрократии и юристов, отправляющих правосудие.

Принципиальное различие между действиями, предпринятыми в рамках конституционных правил, и изменениями самих этих правил. Последние имеют место только на конституционной стадии и в идеале построены на принципе единогласия.

По мнению Бьюкенена, в той степени, в какой страна соответствует этим трем критериям, она может считаться конституционной демократией, чьи институты обладают присущими контракционизму нормативными свойствами.

Как же Бьюкенен соотносит свою идеальную модель с существующей реальностью? Он полагает, что каждая демократическая страна имеет свое некое "конституционное статус кво" (будь это формальная конституция, как в США, или неформальная, как в Великобритании). Затем каждый индивид сравнивает этот статус кво с той идеальной конституцией, которую он может себе вообразить как продукт единогласного решения всех граждан в случае, если бы голосование состоялось сегодня. Если разрыв между реальной конституцией и идеальной не столь велик, то индивид найдет, что в его интересах соблюдать действующую конституцию. Согласно Бьюкенену, каждый гражданин должен спросить себя не просто о том, хороша существующая конституция или нет, а о том, может ли лучшая конституция быть получена с издержками меньшими, чем потенциальные выгоды от нее?

Позиция Бьюкенена может быть охарактеризована одновременно и как консервативная (защищающая существующий порядок) и как революционная. "Конституционная революция", согласно ему, может быть оправдана, если существующие правила настолько отдалятся от тех, которые могли бы быть выбраны сегодня обществом, что издержки принятия новой конституции меньше, чем издержки от продолжающегося следования устаревшим правилам.

В своих работах Бьюкенен отмечает необходимость такой "конституционной революции" в США. Понятно, что, исходя из реальных условий, предлагается не референдум по новой конституции на основе принципа единогласия, а поправки к действующей конституции в соответствии с существующим порядком. Среди ряда предлагаемых поправок особое внимание привлекает предложение конституционного закрепления сбалансированного (бездефицитного) государственного бюджета. Бьюкенен исходит из предпосылки, в соответствии с которой политик борется за голоса, предлагая избирателям пакеты мер "расходы-налоги". Допускается, что избиратели страдают так называемой фискальной иллюзией. В результате политики выигрывают голоса путем обещания увеличить расходы и снизить налоги, при этом нехватка средств в бюджете покрывается выпуском облигаций или денежной эмиссией. Потерянное "чувство фискальной ответственности" у политиков и предлагается компенсировать соответствующей поправкой к конституции. Кроме того, предлагается ввести конституционные ограничения и на полномочия властей в области денежной политики. бьюкенен таллок общественный выбор

Бьюкенен - принципиальный противник политики, которая допускает бюджетный дефицит во имя поддержания деловой активности и занятости. Он полагает, что бюджет государства не должен ничем отличаться от бюджета домохозяйства, т. е. всегда оставаться сбалансированным. Экономическое значение конституционных поправок Бьюкенена читатель в полной мере сможет оценить только после изучения курса макроэкономики, который начнется в следующем выпуске "ЭШ".

В США предлагаемую Бьюкененом конституционную поправку о бездефицитном бюджете поддерживает республиканская партия. Несколько лет назад она начинала кампанию по внесению ее в конституцию страны, но в конгрессе ей не хватило для этого немногих голосов. Однако идеи бездефицитного бюджета настолько прочно завладели общественным мнением в США (не без влияния виргинской школы политэкономии), что демократическая администрация Клинтона реализовала бездефицитный бюджет на практике. Более того, на ближайшие 10 лет ожидается совокупное положительное сальдо федерального бюджета в 660 млрд дол.

Бьюкенен много писал об угрозе неконтролируемого роста государства, экспроприации им прав индивидов, угрозе, которую в современной экономической литературе принято называть "угрозой Левиафана". Он показал, что "демократия без оков" ведет к расползанию государства. Государство производящее наращивает бюджеты. Здесь возникает своего рода кумулятивный эффект: больше бюджеты - больше работников государственных органов - больше избирателей, голосующих за расширение правительственных программ. Государство защищающее, которое, по идее, должно лишь обеспечивать индивидуальные права, зафиксированные в конституционном договоре, берет на себя все больше полномочий, которые должны определяться исключительно на основе договора между индивидами, изменяет сами конституционные нормы, т. е. изменяет базовую структуру прав без согласия на то граждан. Конституция, по Бьюкенену, должна эффективно ограничить государство, поставить его в жесткие рамки, создать своего рода "клетку для Левиафана" и тем самым гарантировать суверенитет каждого индивида.

В одной из своих работ Бьюкенен в лаконичной форме выразил свое кредо так: "По своим фундаментальным убеждениям я остаюсь индивидуалистом, конституционалистом, контракционистом, демократом (все эти слова, по существу, означают для меня одно и то же), а профессионально я - экономист".

Понравилась статья? Поделитесь ей