Контакты

Формирование прикуса у ребенка 1 год. Когда формируется прикус у ребенка. Формирование прикуса в подростковом возрасте

Формирование зубов, рост и развитие челюсти, мышц лица осуществляется с первых месяцев внутриутробной жизни плода. Рост зубов начинается с образования тонкой зубной пластинки, которая становится различимой уже на 8-й неделе беременности. Ребенок рождается с так называемой младенческой ретрогенией, то есть нижняя челюсть сдвинута назад относительно верхней в среднем на 1,5 см. Такое положение нижней челюсти можно объяснить физиологической необходимостью, поскольку именно оно облегчает прохождение ребенка по родовым путям и уменьшает возможность ее травмы. Правильная функциональная нагрузка на нижнюю челюсть во время сосания способствует ее быстрому росту. К 6-8 месяцам жизни - периоду прорезывания временных резцов - соотношение челюстей нормализуется.

Способ вскармливания

Огромную роль для правильного формирования прикуса в период новорожденности играет способ вскармливания. Каждое кормление способствует тренировке нижней челюсти, жевательных, мимических мышц и мышц языка, поэтому частота кормлений и время кормлений важны не только для получения малышом необходимого количества питательных веществ, но и для правильного формирования прикуса и мышц лица. Преимущество грудного вскармливания в сравнении с искусственным с точки зрения формирования прикуса заключается в том, что ребенок прикладывает гораздо больше усилий, чтобы нажать на грудь и получить очередную порцию молока быстрее, чем при сосании из соски. Поскольку нагрузка на мышцы во время сосания груди значительная, это позволяет полностью удовлетворить сосательный рефлекс малыша (см. рисунок А). У детей, находящихся на грудном вскармливании, реже возникает потребность сосать пустышку или палец.

Выбор соски

При возникновении необходимости кормления малыша из бутылочки, очень важно правильно подобрать соску.

При искусственном вскармливании предпочтительнее использовать ортодонтическую соску, поскольку именно такая соска наиболее приспособлена к анатомическим особенностям и физиологическим потребностям младенца и по форме напоминает сосок женской груди. Отверстия соски направляют струю молока или молочной смеси вверх в твердое небо (аналогично процессу, происходящему во время грудного вскармливания). У таких сосок широкое мягкое основание и при сосании ребенок губами надавливает на него. Кончик соски при этом движется вперед-назад. В случае использования обычной соски (рисунок В, верхний левый угол) необходимо регулировать скорость вытекания жидкости, она должна соответствовать 2-3 каплям в секунду. При выборе соски, необходимо обратить внимание на материал, из которого она изготовлена. Силиконовая соска имеет следующие преимущества перед резиновой соской: она обычно с клапаном, поэтому не пропускает воздух в бутылочку, соска не сморщивается и молоко поступает равномерно. Ребенок не заглатывает воздух, что является профилактикой кишечных колик. Срок службы силиконовой соски доходит до года, резиновые соски изнашиваются через месяц. Обращаем внимание родителей на то, что не следует самостоятельно прорезать отверстия в сосках.

Положение ребенка во время кормления

При кормлении малыша грудь или горлышко бутылки не должны давить на десна. Правильное положение малыша во время кормления предотвращает давление груди или горлышка бутылки на отростки челюстей, из которых в последующем прорежутся зубы. На первом году жизни глотание осуществляется в результате функционирования жевательных и мимических мышц лица, при этом губные и щечные мышцы являются упором для языка. Нормальному акту глотания во время кормления способствует положительное давление в молочной железе или бутылочке и отрицательное давление в полости рта ребенка. При этом язык формирует желобок, по которому молоко попадает в ротоглотку. После прорезывания зубов передние резцы являются опорой для языка, мышцы уже не участвуют в этом процессе, то есть наиболее интенсивное развитие мышц лица (мимических и жевательных) происходит до прорезывания зубов. В норме функция сосания угасает к 7-9 месяцам. Своевременное введение прикорма, кормление ребенка из ложки, способствует этому, в связи с чем не возникают нарушения соотношений размеров челюстей. На формирование прикуса оказывает также влияние положение малыша во время сна. Так, положение с опущенной назад или, наоборот, наклоненной вперед головой, с подложенной под щеку подушкой приводит к тому, что на участки челюсти оказывается постоянное давление. Это вызывает искривление формы челюсти, нарушение ее правильного роста.

Прорезывание зубов

Правильное прорезывание зубов находится в тесной связи с общим состоянием здоровья ребенка. Правильным принято считать парное прорезывание симметричных зубов в определенной последовательности в соответствующие сроки. Как правило, дети рождаются без зубов, случаи внутриутробного прорезывания зубов наблюдаются редко. Прорезывание начинается с образования на деснах нижней челюсти плотных выбухающих холмиков, по величине и форме соответствующих коронкам будущих молочных зубов. На 6-8 месяце жизни на поверхности десны появляются режущие края двух центральных зубов, сначала нижней челюсти, потом верхней. Далее прорезываются боковые резцы верхней челюсти. К началу второго года жизни должно прорезаться 8 зубов. У болезненных, легко возбудимых детей возможно так называемое трудное прорезывание зубов, сопровождающееся недомоганием, беспокойством, бессонницей, кратковременным повышением температуры, появлением легких расстройств пищеварения (срыгивание, жидкий стул), задержкой нарастания массы тела, появлением кожных высыпаний. В период прорезывания зубов может несколько снижаться и общая устойчивость организма ребенка к инфекционным заболеваниям. Как правило, трудное прорезывание зубов не требует специальных мероприятий, но в этот период необходимо уделять ребенку больше внимания. Для облегчения состояния можно использовать обезболивающие средства, наносимые на поверхность челюсти, например, КАЛГЕЛЬ. Нарушения в прорезывания зубов могут являться симптомами общих заболеваний, а также возникать при ускоренном или замедленном развитии организма в целом. Позднее прорезывание часто обусловлено рахитом (нарушением костеобразования, связанным с дефицитом витамина-Д в организме), острыми инфекционными заболеваниями, врожденными нарушениями обмена веществ. Анемия (сниженное количество гемоглобина в крови) может также оказывать отрицательное влияние на формирование тканей зуба из-за нехватки кислорода в тканях.

Давать ли пустышку?

Как уже отмечалось, необходимость сосать пустышку возникает чаще у детей, получающих пищу из бутылки, так как потребность в сосании остается неудовлетворенной из-за более легкого поступления пищи. Следует отметить, что состояние нервной системы, спокойствие малыша в первом полугодии жизни во многом зависят от удовлетворенности сосательного рефлекса. Бывает, что ребенок охотнее берет в рот палец. Такая ситуация неблагоприятна, так как от этого сложно отучить. Поэтому если малыш беспокоен, то в разумных пределах можно пользоваться правильно подобранной пустышкой.

Неправильный прикус у ребенка начинает формироваться еще до рождения и наблюдается у 90% детей грудного возраста. Во время интенсивного роста в первые 17-18 лет жизни, в силу хорошо развитой жевательной и мимической мускулатуры, у большинства молодых людей самостоятельно приходит в норму. Но 10-13% людей сохраняют значительные дефекты прикуса, исправить которые удается только с применением серьезного ортодентического лечения.

Развитие прикуса – это продолжительный процесс, растянутый на долгие годы и состоящий из нескольких этапов. На любой стадии могут появиться нарушения тканей челюстей и зубов. Они завершаются образованием неправильного прикуса.

Закладка и развитие лица, челюстей, минерализация зубов развиваются еще в период внутриутробного развития. После рождения на процесс гармоничного развития челюстей существенно влияет физиологический акт сосания.

Различают следующие периоды развития прикуса ребенка:

  1. Начальный этап. Продолжается до 6 месяцев.
  2. До 3 лет. Развивается временный прикус, растут молочные зубы.
  3. От 3 до 6. Сформировался временный прикус, продолжаются развитие верхней и нижней челюстей, подготовка к образованию постоянного зубного ряда.
  4. 6-12 лет. Этап смешанного прикуса. Продолжается активное развитие тканей с постепенной заменой молочных зубов.
  5. 12-15 лет. Формируется постоянный прикус. Зубы постепенно занимают постоянное положение.

Причины образования неправильного прикуса

При нормальном развитии тканей и полном смыкании челюстей жевательная функция соответствует норме, зубной ряд сохраняет ровность, все зубы расположены на своих местах. При аномальном прикусе зубов у детей челюсти развиты неравномерно, одна из них больше или меньше другой. Зубы располагаются не на своих местах.

Одной из главных причин является наследственная предрасположенность. Если проблемы с зубами были хотя бы у одного из родителей, то у новорожденного ребенка, по всей вероятности, наблюдается нарушение строения челюстей. Риск возрастает многократно, если прикус нарушен у обоих родителей.

Кроме того, следующие факторы вызывают нарушения в период, когда формируется прикус у ребенка и развиваются зубы:

  1. Привычка класть в рот и грызть любые твердые предметы.
  2. Соска-пустышка и соска с большим отверстием для кормления.
  3. Слишком долгое искусственное вскармливание.
  4. Нарушенное носовое дыхание.
  5. Заболевания уха, горла, носа.
  6. Нарушение развития опорно-двигательной системы, неправильная осанка.
  7. Регулярный сон в неподвижной позе.

При тесном прилегании молочных зубов появление постоянных коренных может вызвать нарушение зубного ряда, так как коренные зубы крупнее по размеру.

Родители обычно не знают, что делать, если у ребенка неправильный прикус. Многие считают, что до появления постоянных зубов о состоянии полости рта не стоит беспокоиться. Это совершенно неправильно: аномалии начинаются гораздо раньше.

Дмитрий Сидоров

Стоматолог-ортопед

Важно! Ребенку при кормлении необходимо прилагать усилия, делать жевательные и сосательные движения, поэтому отверстие в соске должно быть небольшим, молоко должно вытекать только при усилиях, которые делает ребенок.

Как определяется неправильный прикус?

При нормальном развитии верхние зубы незначительно выступают над нижней челюстью (на треть), при плотном смыкании наблюдается идеальный зубной ряд, не имеется щелей, кривых зубов. Это называется ортогнатическим прикусом.

К правильным (физиологическим) видам прикуса у детей относят:

  1. Прогенический. После плотного смыкания передние зубы слегка выступают вперед.
  2. Прямой. При тесном смыкании режущие края верхних резцов соединяются с краями нижних зубов.
  3. Бипрогнатический. Нижние передние зубы слегка наклонены вперед.

Заметить неправильный прикус у новорожденного ребенка самостоятельно затруднительно. Это способен сделать опытный врач. Поэтому наблюдение у детского стоматолога ведется с раннего детства до тех пор, пока молочные зубы не сменятся постоянными.

Врачи выделяют несколько ситуаций, которые можно рассматривать в качестве признаков появления аномального прикуса:

  1. Нарушено дыхание: ребенок дышать носом не может, рот всегда полуоткрыт. При этом исключаются простуды.
  2. Наблюдается ночной храп.
  3. Неправильно формируется челюсть: заметна диспропорция челюстей (нижняя сильнее выпирает вперед).
  4. Заметны нарушения осанки, искривление позвоночника.

Затруднено жевание, при глотании сильно напрягаются подбородок и губы. Дети прикусывают язык, щеки, проявляется стоматит, ассиметрия лица, боли в мыщцах. Меняется режим прорезывания зубов.

Дмитрий Сидоров

Стоматолог-ортопед

Важно! При визуальном осмотре обнаружить неправильный прикус у детей младше 3 лет невозможно.

Другие отличительные признаки: быстрое истирание эмали, усиление чувствительности, кровоточивость, нарушение суставов челюстей, дефекты дикции.

Иногда встречаются гипердентия (вырастание сверхкомплектных зубов), дистопия (нарушенное расположение зубов), диастемы и тремы.

При взрослении признаки нарушения прикуса у детей усиливаются: челюсти неравномерно выпирают вперед, зубы располагаются неровно, местами скучены.

Разновидности аномального прикуса:

  1. (прогнатия). Сильная степень выпирания верхней челюсти, ее нависание над нижней.
  2. (прогения). Заметное выпирание нижней челюсти.
  3. (ножницеобразный). Невозможность плотного смыкания челюстей (зубной ряд напоминает ножницы), нарушена симметрия зубных дуг, поэтому происходит смещение вбок.
  4. . Нижние зубы выпирают на 50% сильнее нормы.

При открытом типе прикуса при смыкании челюстей остается широкая щель. Если невозможна смычка резцов, это – открытый вид переднего прикуса, коренные зубы не смыкаются – открытый боковой.

С какого возраста начать лечение?

Недопустимо думать, что все пройдет само. С рождения нужно следить за дыханием ребенка, позой во время сна, проявлениями храпа.

Лечение необходимо начать с момента обнаружения нарушенного формирования прикуса у детей. Возможностей лечения множество, выбор определяется возрастом и особенностями ребенка.

Способы лечения в зависимости от возраста:

Возраст Особенности

Пути лечени я

Младше 1 года Зубиков почти нет, имеет привычку грызть все подряд. Подбираются особые ортодентические соски, не используются соски с негативным воздействием на зубы.
1-2 года Имеются молочные зубки, поэтому лечение назначает ортодонт. Применяют специальные пластинки для снижения риска аномального прикуса из-за привычки класть в рот всё подряд.
От 3 до 7 лет Молочные зубы выросли. В 3 года используют шапочку для исправления прикуса, которая надевается на ночь,

лечат с применением съемных пластинок, трейнеров, LM- активаторов

(эти средства по показаниям выравнивают, расширяют, сужают зубной ряд, улучшают дикцию).

8-9 лет Пограничный этап, молочные зубы сменяются постоянными. Трейнеры, пластинки, ортодентические аппараты для достижения правильного взаимодействия всего зубо-челюстного аппарата, мыщц и тканей.
10-11 лет Зубы полностью обновлены. Допускается применение брекет-систем и элайнеров (съемные прозрачные капы).

Кроме ортодонтических средств назначаются упражнения (миотерапия). Такие тренировки способствуют правильной работе мышечного аппарата, выравниванию зубов. Эту методику применяют в возрасте до 4 лет под контролем взрослого человека.

Дмитрий Сидоров

Стоматолог-ортопед

Внимание! В возрасте старше 12 лет при выраженных аномалиях проводится хирургическое вмешательство, если другими путями нарушения не устранить.

Что будет, если не исправлять прикус?

Ребенка нужно обследовать у детского стоматолога, отоларинголога, логопеда и ортодонта. Основное лечение проводит ортодонт. Он сделает снимки и слепки для определения степени нарушения. С учетом этого проводится необходимое лечение.

Если своевременно не лечить прикусы у детей, аномалии сохраняется на всю жизнь. Восстановление нормального прикуса у взрослых людей труднее и проблематичнее, так как их зубы менее подвижны, хуже реагируют на механические воздействия.

Коме того, ортодонтическое лечение длится долго, приносит много неудобств взрослому человеку, которому постоянно нужно быть среди людей и хорошо выглядеть. Поэтому взрослые редко решаются пройти лечение у ортодонта.

Но со временем проблема усугубляется, появляется целый перечень осложнений и негативных последствий:

  1. Развиваются аномалии мыщц и суставов челюстной системы, что ведет к болям в этой области, часто появляются характерные щелчки.
  2. Боль постепенно охватывает соседние участки, что заканчивается мигренью, понижением слуха и иными неприятностями.
  3. Нарушается ночное дыхание, появляется апноэ, что может спровоцировать сердечно-сосудистые нарушения, а иногда и более неприятные последствия.
  4. Наблюдаются расстройство пищеварения, заболевания органов ЖКТ.
  5. Нарушение ведет к неравномерной нагрузке, зубы быстрее стираются, развивается бруксизм, кариес.
  6. Зубы становятся подвижными и выпадают.

Дмитрий Сидоров

Стоматолог-ортопед

Внимание! Следует помнить, что такое, на первый взгляд, незначительное нарушение, как неправильный прикус у ребенка, в пубертатном возрасте ведет к глубоким психологическим проблемам. У подростка занижается самооценка, он сторонится друзей и сверстников, что только усугубляет проблемы.

Профилактика неправильного прикуса

С момента рождения требуется наблюдать ребенка для выявления врожденных нарушений, особенно при наследственной предрасположенности. Во время беременности мать должна полноценно питаться, соблюдать режим, чтобы у ребенка в будущем не развился рахит.

Кроме того:

  1. Следить, чтобы отверстие в соске при кормлении было маленьким (молоко из бутылочки должно втягиваться с усилием).
  2. Не разрешать долго сосать пустышку и пораньше отучить от нее.
  3. Ребенку не давать возможность сосать пальцы, язык, класть в рот игрушки, воротник, другие посторонние предметы.
  4. Приучить пораньше к твердой пище.

Дмитрий Сидоров

Стоматолог-ортопед

Важно! Прививать навыки ухода за зубами, начиная с начала формирования сменного прикуса.

Следить, чтобы ребенок спал в свободной ненапряженной позе, не откидывал голову назад. При появлении любых проблем сразу обращаться к врачу. При взрослении ребенка наблюдать за его осанкой.

Не следует считать, что нарушенный прикус – проблема только внешнего вида. Хотя в наше время это играет важную роль и не только среди подростков. Здоровая белоснежная улыбка в современном мире воспринимается как доказательство успешности и востребованности.
Некрасивая улыбка вызывает комплексы и нарушает качество жизни. Но гораздо важнее, что это может вызвать серьезные проблемы со здоровьем, привести к необратимым последствиям.

Существует множество определений прикуса, но самое верное звучит так: прикус – это взаимоотношение зубных рядов при максимальном контакте и при полном смыкании зубов верхней и нижней челюстей. По статистике более 79% людей имеют неправильный прикус, ниже мы расскажем на что это влияет и чем это может грозить.

Как формируется прикус у ребёнка?

Прикус ребёнка развивается в 5 этапов. Временный прикус (молочные зубы): 1. От рождения и до 6 месяцев 2. От полугода до 3 лет 3. В возрасте от 3 до 6 лет, в период интенсивного роста челюсти Постоянный прикус (коренные зубы): 4. Во время смены временных зубов на постоянные коренные зубы, в периоде от 6 до 12 лет 5. В возрасте завершающего формирования прикуса, от 12 до 15 лет

Что влияет на неправильное формирование прикуса?

На формирование прикуса может повлиять неравномерный рост челюстных костей или нарушение в появлении количества зубов (не все зубы присутствуют). Это относится к генетическим факторам, которые могут достаться ребёнку от одного из родственников. Ребенок может иметь частые заболевания с нарушением носового дыхания, из-за чего может дышать ртом, что в свою очередь может привести к плачевным последствиям в формирование прикуса. Одна из частых проблем – это вредные привычки детей, такие как сосание пальца и прикусывание языка и губ.
Важно: необходимо отучить ребёнка, как можно раньше от соски-пустышки, если эта привычка сохраняется в возрасте старше 1 года – она очень значительно влияет на расстояние между нижней и верхней челюстями в области передних зубов.
К остальным факторам, влияющим на формирование неправильного прикуса, можно отнести слишком раннее или запоздалое удаление (потеря) молочных зубов, такие зубные заболевания как кариес, недостаток в организме двух элементов фтора и кальция, разнообразные травмы челюсти или зубов, несбалансированное питание.

На что влияет прикус?

Основные проявления неправильного прикуса могут выражаться в эстетических дефектах лица, нарушению процесса жевания (недостаточном размельчении пищи) – это приводит к заболеваниям органов пищеварительной системы, нарушению речи. Так же многими учеными мира сейчас уже доказано влияние патологического прикуса на опорно-двигательную систему, которое выражается в нарушении осанки, и, что немаловажно, в нарушении дыхательной системы. Так при дистальном (Положение нижней челюсти сзади) прикусе наблюдается стойкое сужение дыхательных систем ребёнка. Прикус может быть физиологическим, правильным, и патологическим – неправильным. В свою очередь физиологический прикус может выглядеть по-разному, но при этом основные функции зубочелюстной системы не нарушены. Виды физиологического прикуса:
    ;
  • Ортогнатический прикус;
  • ;
  • Прогенический прикус;
  • ;
  • Прямой прикус;
  • ;
  • Бипрогнатический прикус
Правильный прикус представлен на изображении No1, он встречается нечасто. На рисунке No2 изображён прикус с небольшим выдвижением челюсти вперёд. На рисунке No3 изображён прикус, его особенность в том, что зубы соприкасаются друг с другом острыми поверхностями. На рисунке No4 изображён прикус, где нижний и верхний ряд зубов выдвинут вперёд под углом Есть так же разновидности более серьёзных отклонений в прикусе (патологические), которые исправляются более длительным путём.

Многие родители считают, что пока у ребенка молочные зубы не сменились коренными, следить за правильностью расположения его челюстей не стоит. Однако это неверная точка зрения, поскольку прикус формируется у ребенка с самого рождения и проходит через несколько этапов.

На первом этапе (от 0 до 6 месяцев) у ребенка зубов еще нет, но уже активно развиваются и формируются челюсти. Если в момент рождения у малыша нижняя челюсть намного меньше развита, чем верхняя, то уже в шестимесячном возрасте, при условии естественного вскармливания, челюсти практически сравниваются в своих размерах.

На этом этапе основным фактором нормального развития челюстей является кормление грудью. Если ребенок сосет соску или кушает из бутылочки, важно следить за тем, чтобы у дырочки в соске был небольшой размер, побуждающий ребенка задействовать челюсть. Также на этом этапе важно правильное положение головы ребенка при кормлении.

В период от полугода до трехлетнего возраста формируется временный прикус. Начинают прорезаться все молочные зубы, и они уже в этом возрасте могут иметь правильное или неправильное расположение. На этапе прорезки временных зубов родителям следует следить за тем, чтобы у ребенка не формировались вредные привычки, нарушающие развитие челюсти, такие, как сосание пальца, языка и других предметов. В этом возрасте зубы достаточно лабильны, и постоянное держание во рту какого-либо объекта приводит к смещению зубов и образованию щелей между ними. Для коррекции вредных привычек созданы специальные приспособления - трейнеры и пластинки. Начиная с девяти месяцев ребенка следует отучать от соски, и постепенно включать в его рацион пищу, которую нужно жевать.

На этапе дошкольного возраста (3-6 лет) у ребенка происходит активный рост челюстей, и поэтому челюстные аномалии становятся более заметными. Этот этап носит название «сформированного временного прикуса». Если у ребенка имеет место слишком глубокий прикус (верхняя челюсть сильно выдается над нижней), следует давать ему для жевания достаточно твердую пищу. Интенсивное жевание помогает тренировать нижнюю челюсть, и повышенный приток крови будет стимулировать рост зубных рядов и альвеол. Для коррекции зубных рядов разработаны съемные брекет-системы специально для детей с временными зубами.

На этапах смешанного прикуса и формирующегося постоянного прикуса все временные зубы выпадают, и на их месте появляются постоянные. Если у ребенка сменились все зубы, и присутствует патологический прикус, то наилучшим возрастом для его коррекции является возраст 11-13 лет. Именно в этом возрасте наблюдается интенсивный рост как зубов, так и челюстей, что обеспечивает прекрасные условия для коррекции зубной дуги.

Понравилась статья? Поделитесь ей