Контакты

Русский язык все правила быстро. Как легко выучить пдд женщине и мужчине, чтобы точно сдать экзамен

Как быстро выучить правила по русскому языку и запомнить их навсегда? Ответ на этот вопрос представляет интерес не только для учеников, но и для тех, кто давно окончил школу. Едва ли найдется человек, которому не хотелось бы писать и говорить грамотно. Советы, приведенные в статье, помогут справиться с этой задачей.

С чего начать

Как быстро выучить правила по русскому языку? Для начала стоит запастись учебником и сборником заданий, выполнение которых поможет закрепить изученное. Правильная подготовка к занятиям - залог успеха. Необходимо настроиться на запоминание правил. Ни в коем случае нельзя учить их в спешке, под влиянием тех или иных отвлекающих факторов (музыка, телевизор и так далее). Лучшее время для усвоения новой информации - утренние и вечерние часы.

Также человек должен понимать, для чего он собирается выучить то или иное правило, понадобится ли оно ему в дальнейшей жизни и в каких ситуациях. Правильная мотивация - залог успеха.

Понимание

Как быстро выучить правила по русскому языку и успешно применять их? Ошибку совершают те, кто пытается запомнить текст без понимания сути его содержания. Для начала следует внимательно прочитать правило, каждое слово при этом четко проговаривается вслух. Затем нужно определить значение каждого слова.

Затем необходимо попытаться правило переформулировать. Предположим, что оно имеет следующую структуру: «Делаем…, когда есть…». Можно сказать так: «Если есть…, то делаем…». Далее стоит выделить ключевые слова, к примеру, с помощью цвета. Это обеспечит участие в процесс запоминания. Также можно представить правило графически, допустим, в виде таблицы или схемы. Чем больше действий человек производит с текстом, тем выше вероятность того, что он запомнит его содержание.

Как быстро выучить правила по русскому языку, состоящие из нескольких пунктов? Для начала следует понять содержание каждой части. Затем все пункты необходимо связать воедино.

Подключаем фантазию

Люди, обладающие развитым воображением, могут воспользоваться этим при запоминании правил. Такой метод активно применяют учителя начальных классов, воспитатели детских садов. Если человек сможет образно представить себе содержание текста, он лучше запомнит его.

Закрепление материала

Как учить правила русского языка? Многие люди забывают о важности закрепления изученного материала. Нельзя пренебрегать упражнениями, выполнение которых поможет применить правило. Желательно выбирать разнообразные виды упражнений, это позволит запомнить все возможные нюансы. Во время выполнения работы необходимо вновь и вновь проговаривать содержание правила.

Пересказ изученного материала - кратчайший путь к запоминанию. Содержание правила можно рассказывать самому себе или кому-то из домочадцев. Также полезно отвечать на чьи-то вопросы, касающиеся изученного материала. К примеру, помощник может спросить у человека о том, в каком случае делается или пишется что-то конкретное, а он должен назвать условие. Если возможности прибегнуть к чьей-то помощи нет, можно задавать вопросы самому себе и отвечать на них.

Читайте и пишите

Как быстро выучить правила русского языка самостоятельно? Чтение книг - кратчайший путь к достижению этой цели. Речь идет именно о книгах, а не о текстах в интернете, которые зачастую переполнены грамматическими ошибками. Наилучшим выбором станет классическая литература. Во время чтения книг работает зрительная память, а произнесение текста вслух позволяет задействовать и память звуковую. Человек не только расширяет свой словарный запас и развивает навык комбинирования и сочетания лексических единиц. Его мозг также фиксирует правильное написание различных понятий и терминов. Это обеспечивает уменьшение количества орфографических ошибок.

Переписывание книг - еще один способ запоминания правил русского языка. Он достаточно трудоемкий, однако результат стоит того. Переписывая по странице в день, человек может в кратчайшие сроки стать более грамотным. Во время выполнения этого задания обязательно следует работать с текстом. Необходимо отслеживать знакомые правила, которые встречаются в предложениях, контролировать правильность расстановки знаков препинания, написания слов. Однако даже если человек будет просто переписывать тексты, правила начнут откладываться у него в подсознании без дополнительных усилий.

Мнемоника - быстрый способ выучить правила русского языка

Мнемоника - техника запоминания, которая применялась еще до нашей эры. К этому методу прибегали еще античные ораторы, которым необходимо было выучить свои длинные речи. Большинство исследователей приписывает ее изобретение Цицерону. Итак, что же представляет собой самый быстрый способ выучить правила русского языка? Практические примеры, приведенные ниже, помогут в этом разобраться.

  • Как запомнить употребление глаголов «надевать и «одевать»? «Одеваю Надежду, надевая одежду».
  • «Не прекрасно, не чудесно, а опасно и ужасно букву «т» писать в словах «интересный» и «вкусный» напрасно. Такой текст поможет лучше запомнить семь слов, в которых не используется буква «т».
  • Как запомнить падежи русского языка? Справиться с этой задачей поможет забавная скороговорка. К примеру, «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». Или же «Иван Рубил Дрова, Варя Топила Печь».
  • Как быстро выучить приставки, которые необходимо писать слитно? Достаточно запомнить слово «автомотовелофоторадиомонтер».
  • После буквы «Ц» всегда пишется «И», однако существуют слова-исключения. Выучить их достаточно легко: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц».

Чем смешнее фраза, тем легче ее запомнить. К примеру, «Кто в глаголах пишет «ЦА» - настоящая овца».

Креативные методы

Использование мнемотехники - быстрый способ выучить правила русского языка. Конечно же, существуют и другие креативные методы. К примеру, правило, которое запоминается с трудом, можно попытаться пропеть. В этом случае оно непременно врежется в память.

Еще один эффективный способ - наговорить сложный текст на диктофон. Эту запись следует регулярно прослушивать перед сном. Наконец, текст правила можно прокричать, это также способствует запоминанию.

Вот и пришло время писать вторую часть. Оказалось, что достаточно много людей интересуются вопросами быстрого запоминания. Обязательно прочитайте первую часть статьи. Там вы сможете найти очень много полезной информации, которая реально пригодится вам на практике. Также там освещены основные принципы, которых следует придерживаться при быстром запоминании. Давайте вспомним их:

1. Максимальная концентрация;

2. Физическое состояние;

3. Яркость образов;

4. Мотивация;

5. Понимание;

Подробно останавливаться не буду, так как это было освещено ранее.

Кстати, между этими постами я заметил еще одну полезную штуку. Чтобы запоминание шло быстрее необходимо взаимодействие несколько действий. Наверняка вы скажете, что это противоречит принципу максимальной концентрации. Оказалось, наоборот, они очень даже неплохо живут вместе.

Замечал я это раньше. Например, при подготовке к сессии я нередко играл в различные шутеры. Перед боем я прочитывал примерно 1 абзац текста, а затем повторял его, пока меня не вынесут. Потом следующий абзац и так далее. Оказалось, что я запомнил довольно много. Я не говорю, что это самый быстрый вариант, но это заставило меня задуматься.

Я проверил свою теорию и в нескольких источниках действительно встретил подобное утверждение в книгах про то, как можно быстро выучить. Например, нашел информацию о том, что учительница во время заучивания стихотворения заставляла мальчишек отжиматься. Это позволило парнями выучить стих гораздо быстрее, чем раньше. Так что совмещайте полезные дела. Как это можно сделать?

o Повторяйте информацию, когда ходите в душ;

o Делайте упражнения на растяжку и учите;

o Управляйте автомобилем и слушайте аудиокниги;

o Расскажите текст самому себя, прихорашиваясь перед зеркалом;

o Готовьте еду и в перерывах почитывайте нужную информацию;

Лично мне подобные советы действительно помогают, так что рекомендую опробовать их и вам. А теперь давайте рассмотрим процессы быстрого освоения материала на конкретных примерах.

Как быстро выучить ПДД

Сразу вспоминается, как я сам готовился к экзамену на вождение. Сказать по правде, теорию я пропускал и учил только изредка, просматривая время от времени билеты. Конечно, хороших результатов это мне не принесло. Да и вообще результатов каких-либо не было, так как я слабо их понимал. Познавал все на практике, но этого было недостаточно. Совсем недостаточно. На носу висел внутренний пробный экзамен и передо мной встал весь серьезный вопрос: как быстро правила дорожного движения?

Поиски ни к чему не привели, тогда я решил использовать старые добрые принципы быстрого запоминания, а также произвел некоторый анализ. Я наткнулся на весьма удобную программу «Автоэкзамен ПДД», с помощью которой можно решать билеты, смотреть статистику и комментарии. В общем, она показалась мне довольно удобной, но она была платной. Посмотрев на сумму (30 рублей вроде бы), я усмехнулся и купил себе версию. Это не реклама приложения, оно мне действительно помогло.

В течение 2-ух дней я буквально по 3-4 часа решал билеты, а потом пришел и сдал экзамен с первой попытки. Хотя все тестовые варианты у меня не получались. Ошибки все же были. Из 80 вопросов – всего две. Этого было достаточно, чтобы получить допуск.

Итак, если вы хотите быстро выучить правила дорожного движения, просто начните учить их интенсивнее. Можете не покупать программу, а воспользоваться обычной книжкой с билетами. Самое главное постоянно их повторять, разбирать ошибки и у вас все получится. Если вам удобен такой вариант – пожалуйста.

Кстати, такое заучивание позволило мне действительно разобраться в правилах. Ситуации, которые раньше мне казались непонятными теперь стали простыми. Я даже давал советы моей маме, которая была за рулем уже года четыре. Так что не думайте, что просто выучите билеты, а в голове ничего не останется. Как раз наоборот. Я честно пытался понять все правила ПДД, но без примеров это сделать довольно проблематично. Решение билетов – идеальный вариант.

Пожалуй, стоит рассказать еще об одном способе, как быстро выучить билеты AB или CD. Смотрите обучающие видео. Мне было трудно разобраться, как следует вести себя в случаях, когда разъезд определяет регулировщик. Это действительно казалось сложным и непонятным. Я просто набрал запрос в Яндексе и посмотрел 10-минутное видео. Все, после этого вопросы по этой теме исчезли. Причем абсолютно все.

Как быстро выучить текст

Следующий конкретный пример. Ух, сколько полезной информации, оказывается, я знаю. Тексты учить нужно во всех образовательных учреждениях. И это та еще морока. Природа наградила меня неплохой памятью на слова, чем я отлично пользовался в школе. Но придя в институт, я понял, что этого недостаточно. Тогда я задался вопросом, как быстро выучить большой текст и даже тут на помощь мне пришли любимые книги (о еще одной их пользе я писал в статье «Как стать умнее»).

Сразу хочется сказать, что понять смысл всего текста за одно прочтение практически невозможно. Авторы рекомендуют прочитывать текст от 3 до 5 раз, а уже потом пересказывать. Я же предпочитаю среднее значение, то есть, четыре.

1. Во время первого прочтения текста необходимо просто просмотреть его глаза, отметить содержания, какие-то ключевые фразы, что запоминается больше всего, понять структуру. В общем, просто ознакомиться. Прогоните в голове, какие разделы показались вам особенно трудными, а какие стали понятны сразу. Заострите свое внимание на словах, значение которых вы не знаете.

2. Второе прочтение самое длительное. Необходимо внимательно вчитаться в каждое предложение и полностью осознать смысл. Перечитывайте по несколько раз одну строчку, но поймите, что хотел сказать вам автор. В случае необходимости воспользуйтесь интернетом, если что-то непонятно. После этого попробуйте сделать пересказ текста вслух и определите моменты, которые запомнились плохо.

3. В третий раз прочитайте только те разделы, которые для вас оказались самыми трудными, постарайтесь рассказывать их себе на понятном для вас языке.

4. Четвертое прочтение делайте задом наперед. Начните с последнего пункта и постепенно приближайтесь к началу. После этого также перескажите текст с конца. Это позволит вам полностью запомнить любой текст и держать его в голове еще очень долго. Особенно это касается тех, кто хотел узнать, как выучить рассказ или любую другую прозу.


Похожая информация.


Думаю это поможет:
шаг 1. открыть учебнику
шаг 2.почитать правило
шаг 3. почитаю еще раз
шаг 4. 1. Пишите письма. Исследование, проведенное в 2008 году в Университете Киото, показало: если перед тем, как приступить к зубрежке, в течение 15-20 минут вспоминать и записывать свои грустные мысли и мельчайшие неприятности, произошедшие за последнее время, эффективность учебы резко возрастет. Дело в том, что все негативное мы априори запоминаем очень хорошо. И всю информацию, которая поступит сразу после эпистолярных излияний, мозг по инерции воспримет как «плохую», а значит, надежно зафиксирует. Не самый веселый метод, но реально работает.
2. Берегите природу. Оказывается, традиция отечественных студентов готовиться к экзаменам на даче очень мудра. Три года назад психологи из Мичиганского университета выяснили: созерцание природы повышает когнитивную функцию на целых 20%. Кстати, необязательно выезжать на эту самую природу, можно просто разглядывать фотографии в течение 5-10 минут.
3. Кричите громче. Слова запоминаются на 10% лучше, если их выкрикивать. Необязательно, конечно, орать на весь дом «кошка!», «гулять!». Достаточно по несколько раз громко и внятно произнести каждое слово.
4. Будьте экспрессивнее. Еще один совет для изучающих трудные языки: изображайте жестами все слова и фразы, которые вы учите. Буквально: если учите спряжение глагола «прыгать» - попрыгайте. А если нужно выучить диалог или сложную фразу, разыграйте сценку. Вот увидите, все запомнится поразительно быстро.
5. Слушайте себя. Выучив некую информацию, наговорите ее на диктофон. А когда будете засыпать, тихонько включите эту запись - нужно именно спать под нее. Это потрясающе действенный способ для того, чтобы закреплять уже знакомые, но плохо запоминаемые вещи.
6. Не сидите на месте. Учите стихи, учебники и доклады, наворачивая круги по комнате. Дело в том, что ходьба активизирует работу мозга, и ваша способность к запоминанию значительно увеличивается.
7. Смените обстановку. Если за один вечер нужно подготовиться к двум экзаменам (или совещаниям), делайте это в разных комнатах. Информация, которую мы запоминаем при различных обстоятельствах, не перемешивается в голове.
8. Выкидывайте слова. Суперспособ для того, чтобы выучить большой объем слитного текста, например, слова песни или доклад. Перепишите этот текст, оставив от каждого слова только первую букву, и учите его, пытаясь вспоминать эти слова. Естественно, поначалу придется заглядывать в оригинал, но в итоге вам будет достаточно глянуть на усеченный вариант и текст моментально всплывет в памяти. Такую шпаргалку очень удобно брать с собой.
9. Спите больше. Чем дольше вы будете спать после того, как что-то выучили, тем лучше будете помнить эту информацию наутро. А бессонные ночи, наоборот, значительно ухудшают память. Лучше поспать пару часов перед экзаменом, чем пытаться выучить еще «пару билетиков».
10. Займитесь спортом! На эту тему проводилось очень много исследований, и все подтвердили: аэробные упражнения улучшают мозговое кровообращение и память. Займитесь Fit-bo или потанцуйте перед тем, как сесть за книги: сможете выучить наизусть хоть «Евгения Онегина». Ну, или хотя бы первую строфу.

Спряжение глаголов.

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на -ить,

Исключая брить, стелить.

А еще: смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,

Их на —Е спрягать нельзя.

А вот еще глаголы с -ся.

Кто в глаголах пишет ЦА — настоящая ОВЦА!

При большом желании любое правило можно вызубрить, но с запоминалками проще и веселей.

Правило — оно на то и правило, что его надо выучить, вызубрить, вбить железными гвоздями себе в голову. Иного не дано!

Для это дети в школе столько лет учат русский язык, чтобы говорить и писать правильно, уметь излагать свои мысли.

Если вы проваляли дурака в школе, то это ваша проблема, потому что в дальнейшей жизни у вас скорее всего не будет времени на заучивание правил русского языка.

Вот здесь подробный материал о том, как запоминать правила русского языка. Не буду статью пересказывать. Не поленитесь пройти по ссылке. http://mogu-pisat.ru/stat/metod/?ELEMENT_ID=202948amp;clear_cache=Y

Вот наш способ который нам дала старая преподаватель русского языка.

Вот так запомнил я на всю жизни корни с чередованиями раст, ращ и рос.

Вот в этом слове все сонорные согласные — лимонарий.

Удачи в русском языке.

В школе нас учили запоминать вопросы, на которые отвечает наречие, чтобы легче было разбирать предложение по составу. Мы запоминали в виде стихотворения:

где, куда, когда, откуда, почему, зачем и как?

Про падежи тоже уже написали, повторяться не буду.

Есть много интересных примеров, чтобы быстрее и лучше запомнить правила. Но самое главное в изучении родного языка — это (извините за банальность)постоянная тренировка, заучивание и повторение всех(!) орфо- и пунктограмм. Заучить их совсем не сложно, если начинать это хотя бы с пятого класса. На уроках ведь не изучается по нескольку правил. А одно, небольшое, за 45 минут урока выучить можно. Уверена: если быть внимательным на уроках, можно и без домашних заданий понять и выучить все правила, входящие в школьную программу.

На то и считается Русский язык очень тяжелым к обучению (наравне с китайским и корейским) иностранцами, что какой-либо определенной системы для правил нет. Есть отдельные стихи или фразы для запоминания, но они охватывают лишь небольшую часть Русского языка. Остальное придется учить тренировкой и зубрежкой.

Больше читайте. Кто много читает, не только правильнее говорит, но и пишет. Даже не всегда зная правила, тем не менее, человек пишет из ошибок, что-то вроде зрительной памяти. Так что приучайте любовь деток к чтению: и кругозор расширят, и правописание подтянут. Ну, а правила уже дело техники.

При разборе предложения, когда подчеркиваются главные(подлежащее, сказуемое) и второстепенные(дополнение, определение и обстоятельство) члены предложения, обстоятельство можно определить по следующим вопросам:

где? куда? откуда? как?

почему? зачем? и сколько?

А вот как запомнить ударения:

Налил мерлО в жерлО, оказалось фуфлО!

То же (самое), что и

Тоже (можно заменить И)

Стеклянный, оловянный, деревянный (ОКНО: там и стекло и дерево и олово (железяка))

То, -либо, -нибудь черточку не забудь.

У меня есть такая схема о приставках ПРЕ и ПРИ:

при- означает приближенность к чему-нибудь, близость (пр. при-брежный — близко к берегу, при-быть на вокзал, при-ехать на машине, при-нимать гостей)

пре- означает преувеличение, преукрашивание (пре-восходный, пре-красный, пре-лестный).

А падежи можно учить по стихотворению:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.

А правила можно законспектировать схематично, тогда и запоминать легко.

Как выучить правило и научиться его применять

Внимательно прочитай

Дело не продвинется, если учиться под музыку или с включенным телевизором. Устройся в удобном месте и сконцентрируйся на учебнике. Вдумчиво прочитай правило, обращая внимание на выделенные слова, примеры и схемы. Если суть написанного уложилась в голове не сразу, прочитай текст ещё раз.

Осмысли

Не зубри, а вникай в суть правила. Каждый из пунктов проговори про себя. Разберись с непонятными словами и формулировками, попробуй пересказать правило своими словами. Внимательно рассмотри примеры. Они на практике показывают действие правила. С ними будет легче понять смысл.

О написании сложных существительных, прилагательных, а также наречий рассказывает преподаватель русского языка образовательного центра Адукар Виктория Романова

Запомни

Осмысляя правило, ты запускаешь процесс запоминания. Осталось только удержать информацию в голове. В этом поможет пересказ вслух. Запоминание даётся тяжело — тренируй память. Научись воспроизводить тему дома, и ты легко её повторишь у доски или про себя, когда столкнёшься в тексте с орфограммой или проблемой постановки знака препинания.

Закрепи на практике

Довести до автоматизма умение писать грамотно можно только на практике. После вдумчиво выполненных упражнений тебе уже не придётся каждый раз проговаривать правило. Чтобы оно не выветрилось, периодически возвращайся к теории и заданиям на эту тему.

Что ещё поможет лучше понимать и запоминать правила

Мнемоника

Места в правилах, где нужно запомнить много слов-исключений, быстрее откладываются в памяти с помощью мнемонических фраз (способ запоминания информации при помощи ассоциаций). Одна из таких: «ЗалИзав рану, залЕз на дерево». Эта строчка помогает разграничить слова, которые в устной речи совпадают по звучанию. Готовые ассоциации ты найдёшь в книге Е. А. Лисовской «Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии».

Схемы и таблицы

Чтобы собрать большое правило в одну картину, воспользуйся схемами или таблицами. Также ищи инфографику в паблике Адукара по русскому языку.

А ещё хорошо изучать язык по видео. Ролики по всем правилам, которые пригодятся на ЦТ, ты найдёшь в нашем сервисе онлайн-подготовки по русскому языку.

Понимание структуры слова

Чтобы применять правила верно, необходимо видеть структуру слова. Важно понимать в корне или суффиксе находится орфограмма. Самый простой способ разобрать лексему на морфемы — подобрать однокоренные слова.

Определение части речи

Написание часто зависит от части речи, к которой относится слово. Учись чётко различать наречие от имени существительного с предлогом или инфинитив от глагола в форме повелительного наклонения.

Синтаксические навыки

Чтобы правильно ставить знаки препинания, учись понимать состав предложения и выделять его части. Корректно построенная схема бессоюзного предложения, спасёт тебя от пунктуационной ошибки.

Если школьник способен разобрать предложение по членам полностью, то это ему поможет при постановке знаков препинания. Схема будет кстати для предложений с разными видами связи. Также нужно обратить внимание на наличие оборотов (причастного, деепричастного), междометий, обращений.

Светлана Пашукевич, преподаватель русского языка образовательного центра Адукар

Инструкция

Без знания правил нельзя освоить грамотное написание.

Вы должны понять главную мысль правила, суть его.

Компетентный и педагог всегда построит урок таким образом, чтобы ученик являлся не объектом, а субъектом обучения. Он должен научить ребенка не получать готовые знания, а самому добывать их.

Если ученик на уроке сам приходит к открытию, то заучивание правил не составляет особого труда, т.к. он понимает, о чем в них идет речь.

Изучая написание букв "и", "ы" после "ц", учащиеся легко запоминают слова-исключения по смешной фразе: "Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц". Если приложить еще иллюстрацию того, как смешно цыган крадется к цыпленку, то заучивание этого правила не вызовет никаких затруднений.

Если дети умеют определять часть речи, то это также упростит процесс осмысления правила.

При заучивании правил, касающихся постановки знаков препинания, вам поможет умение хорошо видеть строение предложения и выделять его части.

Научитесь работать со схемами предложений. В графическом виде посредством схемы правило запомнить намного проще.

Источники:

  • как запомнить правила

Правила – это различного рода общепринятые нормы. Без правил жизнь человека была бы хаосом. Правила сопровождают нас повсюду: на улице, в гостях, в общественных местах и т.д. Многим нормам поведения нас учат с детства, и мы принимаем это как само собой разумеющееся. Но есть такие правила, которые мы должны изучать, без которых невозможно получение образования, овладение профессией. К ним относятся, например, правила русского языка, различные законы. Запоминание огромного количества подобных норм поможет успешно применять их на практике.

Вам понадобится

  • - учебник
  • - сборник заданий (упражнений)

Инструкция

Настройтесь на запоминание правила, определите, сколько времени вам для этого понадобится. Правила учить в спешке и под воздействием каких-либо отвлекающих факторов (телевизор, ).
Решите для себя, для чего вы запоминаете - только чтобы ответить на занятии, или оно будет необходимо вам и в дальнейшей жизни.

Внимательно прочитайте правило, четко проговаривая каждое слово.
Чтобы успешно запомнить правило, нужно понять суть его содержания. Для этого необходимо определить в нем значение каждого слова.
Ключевые слова можно подчеркнуть или выделить цветом. Так зрительная память сработает быстрее, при последующем воспроизведении правила вы вспомните выделенные слова.
Кроме выделения ключевых слов, если возможно, эффективно будет представить данное правило графически, например, в виде схемы или таблицы.
Для того, чтобы лучше понять содержание правила, можно переформулировать его, если это возможно. Например, правило имеет такую структуру: «Если есть…, то делаем…». Скажем так: «Делаем…, когда есть…».
Если правило состоит из нескольких пунктов, то сначала осмысливайте каждую часть отдельно. Для запоминания свяжите содержание каждого пункта. Это могут быть причинно-следственные связи между ними, либо использование всех пунктов в одной конкретной ситуации.
Подключите свою фантазию и творческое воображение и постарайтесь образно представить себе содержание правила. Такой прием активно используют воспитатели детских и при объяснении каких-либо норм малышам.

Свяжите новые знания с ранее изученными. Так вы освежите в памяти пройденный материал и в сопоставлении с ним лучше запомните новый. Новая информация запоминается легче, когда у вас уже есть знания по данной теме.

После формулировки правила обычно следуют его применения на практике. Ознакомьтесь с ними. Сопоставьте те явления, которые есть в образце, с теми, о которых говорится в правиле.
Выполните предлагаемые тренировочные упражнения для закрепления полученных знаний. В ходе их выполнения проговаривайте формулировку правила.
Выполняйте разнообразные виды упражнений, так вы запомните возможные нюансы данного правила.
Повторяйте содержание правила даже тогда, когда «автоматически» используете его на практике. Это позволит вам подтвердить его правильное применение.

Перескажите правило кому-то из близких или повторите самому себе, закрыв . Полезно также, если кто-то зачитает вам первую часть правила, а вы продолжите. Или наоборот, вас спрашивают, в каком случае или делается что-то конкретное, а вы называете это условие.

Видео по теме

Обратите внимание

Когда запоминаете правило, постарайтесь не отвлекаться на посторонние дела и мысли.

Полезный совет

Запоминать правила лучше всего утром или вечером.

Источники:

  • Как правильно запоминать в 2019

Владение правилами орфографии определяет уровень грамотности человека. Этот аспект в значительной степени влияет на его профессиональный имидж. Нормы орфографии русского языка охватывают такие разделы, как корни с чередующимися гласными, слитное и раздельное написание «не» с различными частями речи, гласные после шипящих; слитное, раздельное и дефисное написание слов, а также правила правописания приставок .

Правила правописания приставок нужны не только для того, чтобы регулировать корректное графическое оформление слова. В отдельных случаях то или иное написание приставки может влиять на . Например, « » означает находиться в каком-либо месте длительное время, а «прибывать» - приезжать куда-либо.Кроме того, приставка может помочь в «расшифровке» значения слова. Так, приставка пре- придает значение высокой степени качества или действия, и ее можно заменить словами «очень», «весьма» (например: преприятный, преуспевать). В других случаях приобретается значение «через», «по-иному», как у приставки пере-,(например: преступать, превращать). Приставка при-, в свою очередь, может создавать смысловое значение пространственной близости (например: прибрежный, ); прибавления, приближения, присоединения(например: приделать, прибить, примыкать); неполного действия (например: приоткрыть, приостановить), доведения действия до конца (например: придумать, приготовить), совершения действия в чьих-либо интересах (например: припрятать, приберечь).Фонетические особенности языка также оказывают влияние на приставок . Выбор согласной «с» или «з» без-/бес-, воз-/вос-, вз-/вс-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас- зависит от последующего звука. Они пишутся с буквой «з» перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой «с» перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безвозвратный – , изранить – испугать, раздвинуть – распахнуть.Однако необходимо помнить, что приставка с- всегда остается неизменной, независимо от того, находится ли она перед глухой или звонкой согласной (например: сделать – стесать, скрести – сгрести).Правила правописания приставок также регулируют графическую передачу слов с иноязычными пост-, суб-, -, дез-, контр-, транс-, пост-, пан-. В этих случаях корень начинается с гласной «и», в отличие от правописания слов с русскими приставками, где вместо «и» «ы» (например: отыскать, подыграть). Исключения составляют приставки меж- и сверх-, после которых сохраняется «и» (например: сверхинтересный).

"На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами". Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.

Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо "Грибоедов боролся с мракобесами" написали "с рокобесами". Ибо "рок" и "бесы" — это еще как-то понятно, а о "мракобесах" никто не слышал. Как и о "молотьбе" или, скажем, о "брошюре".

Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.

Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.

Судите сами:

  • "брусчатая" — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
  • "небезызвестная" — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом "известная". А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
  • "потчевал" — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.

Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.

Где грамотные?

"Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!" — с негодованием рассказывает директор московской школы.

И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?

Причины безграмотности:

  1. Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в "литературной макулатуре" не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
  2. Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  3. Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
  4. Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

Причина — заболевание

Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.

"Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным".

Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:

  • ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
  • не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
  • пропускает слоги в словах: например, вместо "ве-ло-си-пед" произносит "ве-ло-пед";
  • у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
  • недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).

Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.

А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз "дизорфография".

Миф о врожденной грамотности

Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?

Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.

"Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте".

Что же необходимо, чтобы так называемая "врожденная грамотность" появилась?

Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.

А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:

  1. работа с картинками "Найди 10 отличий";
  2. игра в "Что пропало?": разложите на столе 7-10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
  3. одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.

Учимся

Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.

До школы

  1. При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
  2. Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает... И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.

Начальная школа

  1. В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
  2. Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: "А как бы ты их написал?"
  3. Во 2-3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
  4. Для закрепления пройденного полезно так называемое "письмо с дырками". То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол...ко. Проверочное слово "молочный". Это отличный прием для выработки самоконтроля.
  5. Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.

Средняя школа

  1. Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.

И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.

  1. Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Запоминалки

Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.

Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется "веснушчатая". Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.

А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: "Степка, хочешь щец? — Фи!" Тут они все, и запомнить несложно.

А, например, словосочетание "Зося ждет" включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.

Не уверены, как пишутся слова "мужчин" и "женщин"? Включите домостроевскую логику: "мужу — чин, жене — щи". Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.

Обсуждение

02.12.2017 15:36:44, Rezada

Очень хорошая и поучительная статья. Молодым мамам очень пригодится, да и не только им, а многим другим, которые хотят, что бы их дети хорошо учились и знали свой родной язык.

Комментировать статью "Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки"

За полтора месяца выучил русский так, как никогда до этого в школе, восхищался каждым занятием - предмет в сильной школе был провальный с самой началки - фонетический разбор уже с шести лет тренировали до посинения, а далее с 4...

Обсуждение

Я со своим сыном занималась, правда очень давно, по учебнику Русовой "Русский язык для поступающих в вузы". Тоненькая такая книжечка. Там в очень концентрированной форме давались все правила русского языка и к ним упражнения. Прошли мы этот учебник с ним летом после 6 класса. Занимались 1,5-2 месяца по 2-3 часа в день. Больше мы к этому не возвращались. Но ему хватило, чтобы закончить школу с пятеркой по русскому и поступить в ВУЗ.

05.04.2018 04:10:03, mn-kononova

Если нет времени вообще, то только репетитор. Оптимально - по скайпу, чтобы не тратить время на передвижения. Реп выявит провалы, проработает необходимые темы, поддержит морально. И это не слишком дорого. Раза в неделю хватит за глаза.
Если хочется треша, то да фоксфорд-интернетурок-самообразование. Но надо понимать, что это раз в 10 времязатратнее.

Как подтянуть русский? Всем добрый день. Всех с наступившем Новым годом! Репетитор русского языка, подготовка к ЕГЭ. Образование взрослых: высшее образование, МВА, повышение квалификации, тренинг, изучение иностранных языков.

Русский язык: грамотный ребенок – как? Правила русского языка: учить в игре. " Русский язык для всех. Правила русского языка. 44 правила, по которым грамматику выучить проще простого!

Обсуждение

Присоединяюсь к просьбе. Нужно тоже самое, но онлайн. В компьютере нужное правило как-то легче искать. Спасибо!

Я не очень понимаю, что значит "сборник правил для началки": они какие-то особенные для первых 4 классов? Есть просто правила русского языка. Что по мне, лучше Дитмара Эльяшевича ничего не придумано еще.

Русский язык: грамотный ребенок – как? Правила русского языка: учить в игре. Грамотность школьника. У нас с дочерью это произошло к 6 годам. В моем детстве язык в спецшколе начинали учить во втором классе, т.е в 8 лет.

Обсуждение

А нам "К пятерке шаг за шагом" как-то не подошла(У сына по русскому практически в каждом триместре решается оценка - между 3 и 4, но в последнем триместре я решила его подтянуть и взялась за это дело серьезно. Каждый вечер!! мы писали диктант из книжечки Узоровой и Нефедовой (для его 3 класса)и делали 1 упражнение на грамматику (иногда больше) из тех же Узоровой и Нефедовой (называется по-моему весь курс русского языка 3 класс). Этот учебник хорош тем, что на каждую тему дается множество однотипных упражнений, которые можно делать в учебнике, не переписывая в тетрадь. Вобщем, даже учительница заметила, что дела пошли лучше. В итоге оценка была твердая 4. Единственная трудность - заставить каждый вечер дополнительно заниматься)))

Понравилась статья? Поделитесь ей