Контакты

Российское программное обеспечениеотечественное по. Новая российская операционная система для ПК. Российские операционные системы Минфин отказывает Минкомсвязи в создании организации для финансирования ПО

Его основная цель - поиск комплексов решений под конкретные нужды потребителей. Каталог реализован по принципу «Веб 2.0» и позволит заказчикам ПО быстро и эффективно находить необходимые продукты, составлять из них полностью отечественные комплексные решения, готовые к внедрению. Подробнее .

2019

Наталья Касперская просит у правительства 39 млрд рублей на господдержку разработчиков ПО

Вступление в силу обновленных правил проверки российского ПО

4 февраля 2019 года стало известно о вступлении в силу приказа Минкомсвязи №722 об утверждении порядка и методики подтверждения соответствия программ для ЭВМ и баз данных , сведения о которых включены в реестр российского ПО , дополнительным требованиям, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. №325. Подробнее .

2016

Выделение 5 млрд рублей на финансирование разработки ПО

С 1 января 2016 года была утверждена работа Реестра отечественного программного обеспечения , который должен использоваться госорганами и госкорпорациями России при выборе программного обеспечения, способного заменить иностранные решения.

2015

Утверждены правила формирования реестра отечественного ПО

Постановлением Правительства от 16 ноября 2015 года № 1236 утверждены правила формирования реестра отечественного ПО .

Минфин отказывает Минкомсвязи в создании организации для финансирования ПО

В думской комиссии признают, что на 30 июля 2014 года единого нормативного акта, куда все эти определения можно было бы внести, не существует, но совершенно очевидно, что они потребуются, если законодательно пытаться поддерживать отечественные компании и создавать для них преференции при госзакупках. Поэтому в контексте декларируемой в государстве политики импортозамещения вся эта работа представляется весьма актуальной.

23 июля 2014: Определение Минпромторга

23 июля 2014 года в администрации президента состоялось совещание, на котором обсуждались разработанные Минпромторгом критерии определения отечественного программного обеспечения (ПО). Об этом рассказали «Ведомостям » несколько человек, участвовавших в совещании или близких к российским разработчикам. В распоряжении «Ведомостей» оказался проект предложения министерства с определением «программного обеспечения российского происхождения», практически полностью совпадающего с рекомендациями нескольких объединений российских софтверных компаний - Ассоциации разработчиков программных продуктов, «Руссофта», Российской ассоциации свободного программного обеспечения и Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов.

В начале июня 2014 г. администрация президента рекомендовала Минпромторгу и Минкомсвязи разработать определение отечественного софта. У ведомств было время до 10 июля, чтобы исполнить это поручение: во-первых, подготовить определения отечественного софта и его производителя, а во-вторых, разработать поправки в законодательство, стимулирующие органы государственной власти и госкорпорации приобретать в первую очередь ПО российского происхождения.

Минпромторг предлагает считать отечественным тот программный продукт, права на который принадлежат российскому юрлицу, не менее 51% уставного капитала которого принадлежит российским резидентам - частным лицам или компаниям, госкомпаниям и госкорпорациям, унитарным предприятиям или субъектам Федерации. Речь идет о конечных бенефициарах, а не о формальных собственниках, следует из предложений, разработанных Минпромторгом.

Государственная поддержка отечественных разработчиков софта поможет развитию отрасли и будет способствовать укреплению позиций российских компаний на внутреннем и международном рынках, говорится в документе, изученном «Ведомостями». Правда, предупреждают его авторы, навязывание госпокупателям отечественного софта чревато снижением конкуренции: отечественный разработчик будет заведомо уверен в господдержке, и у него не будет мотивации развивать программный продукт. Участники вчерашнего совещания сошлись во мнении, что, обсуждая импортозамещение, надо отделять экономический аспект (поддержка российской IT-индустрии) от технологического (IT-безопасность), говорит присутствовавший на нем директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов .

Основным инструментом регулирования отрасли эксперты Минпромторга видят создание и ведение реестра отечественного ПО. Присваивать российский статус программным продуктам ведомство предлагает по той же схеме, которая действует в отношении телекоммуникационного оборудования (статус российского присваивается оборудованию в зависимости от того, какая доля его себестоимости приходится на Россию).

О том, что суть предложений министерства такова, знают несколько человек, близких к участникам совещания. А 21 июля 2014 года прошло заседание временной комиссии при Совете Федерации по вопросу импортозамещения ПО, и присутствовавшие там представители Минпромторга и Минкомсвязи соглашались с определением российского ПО как продукта, права на который принадлежат лицу, не менее чем на 51% подконтрольному российским резидентам, говорит член верхней палаты Руслан Гаттаров .

Эта позиция совпадает с предложениями российских ассоциаций разработчиков ПО, но отличается от предложения, высказанного 3 июля 2014 года членами комиссии при комитете Госдумы по науке и наукоемким технологиям. Те предложили считать российской IT-компанией, достойной приоритетного доступа к госзаказу, такое предприятие, в котором доля иностранного капитала не превышает 25% минус 1 акция, у которого более 75% выручки генерируется в России , которое является российским налоговым и юридическим резидентом, а доля иностранцев среди его сотрудников не превышает 25%. Принадлежала эта идея Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) во главе с Ольгой Усковой , президентом российского разработчика Cognitive Technologies и членом комиссии при думском комитете. Вчера представитель НАИРИТ сказал «Ведомостям», что эта ассоциация уже согласовала позицию с остальными IT-объединениями. А ответственный секретарь комиссии при комитете Думы Андрей Черногоров признал, что ее прежняя позиция была жесткой, - она будет смягчена, знает он.

Вариант, связывавший российское происхождение софта с вкладом России в выручку его разработчика, не оставлял шансов стать «отечественным производителем» ни «Лаборатории Касперского », ни, например, Parallels (Параллелз Софтвер) : у обеих большая часть доходов генерируется вне России. Новые критерии, которые поддержал Минпромторг , «согласованы с участниками рынка и являются гораздо более взвешенными и подходящими для определения отечественного ПО», говорит управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, странах Закавказья и Средней Азии Сергей Земков. Критерий принадлежности интеллектуальной собственности российскому юрлицу имеет смысл, но важно, чтобы и разработка была в России, предупреждает вице-президент по виртуализации персональных компьютеров Parallels Николай Добровольский. Иначе иностранная компания сможет передать права на иностранный продукт не имеющему отношения к его разработке, но аффилированному с ней российскому юрлицу, тогда как быстро перевести в нужную страну еще и разработку невозможно, аргументирует он .

Сотрудник пресс-службы администрации президента ограничился тем, что подтвердил факт вчерашнего совещания. А представитель Минкомсвязи сказал только, что ведомство, исполняя поручение президента, проводит «комплексную работу по развитию российского ПО»: в частности, 18 июля состоялась встреча с представителями крупнейших российских IT-компаний, где «детально обсуждалась целесообразность и практическая польза от введения и определения критериев отечественного ПО» и конкретные меры поддержки.

15 июля 2014: Определение "Отечественного ПО" от отраслевых ассоциаций

15 июля 2014 года профильные ИТ-ассоциации АРПП «Отечественный софт», Руссофт , РАСПО , АПЭАП согласовали единое определение отечественного программного обеспечения. Основной фактор – исключительные права на программные продукты принадлежат России . Правообладателем может являться российское юридическое лицо, контроль в котором осуществляется гражданами России или государством. Критерии опубликованы на сайте Ассоциации Разработчиков Программных Продуктов «Отечественный софт».

Утверждение определения отечественного программного обеспечения является первым шагом поддержки российских программных продуктов. Предлагается также создать реестр отечественного программного обеспечения и установить для программных продуктов реестра приоритет при государственных закупках. При этом в случае отсутствия необходимого российского решения у государственных заказчиков должна оставаться возможность закупать иностранные аналоги.

«Мы работали над формулировкой критериев достаточно долго. В этой работе принимали участие российские разработчики ПО, юристы, независимые эксперты. Права на программный продукт определяют его подконтрольность России, а также формируют у нас в стране центр прибыли. Таким образом, этот критерий важен как для обеспечения технологической независимости, так и для экономического развития страны», - говорит Евгения Василенко, исполнительный директор Ассоциации АРПП «Отечественный софт».

По её словам, сейчас очень важно создать в стране благоприятные условия для развития российского программного обеспечения. В первую очередь, это связано со стимулированием спроса на национальные продукты, что является распространенной мировой практикой.

«Принятие определения отечественного ПО явилось ответом на санкции против России, которые неожиданно резко повысили риски применения зарубежного ПО. Связанные с этим меры поддержки отечественных производителей ограничены целями закупок ПО государственными органами и предприятиями с гос.участием, и не распространяются на открытый рынок. Мы продолжаем считать, что главными мерами гос.поддержки российских производителей должны быть инвестиции в образование и НИОКР, снижение административных барьеров, а также поддержка экспорта» - комментировал президент НП РУССОФТ Валентин Макаров .

В комментарии TAdviser Александр Поздняков , генеральный директор First Line Software , также отмечает важность создания комфортных условий для разработчиков софта для возможности растить отечественное ПО.

"Государство уже двигается в направлении создания более удобной среды для софтверных компаний. Есть сниженная ставка социальных налогов. Это очень правильно. Что касается импортозамещения и вопросов популяризации российских решений - если в стране будет создаваться хорошее программное обеспечение - его будут покупать без специальных популяризаторских усилий со стороны государства ", - считает он.
«Инициатива Государственной Думы в части законодательного обеспечения импортозамещения является крайне своевременными. Мы постарались дать максимально полное определение критериев российского программного обеспечения. Отметим, что данное определение позволяет использовать российским разработчикам в составе своих программных продуктов свободное ПО и ПО с открытым кодом, при этом итоговое решение будет, согласно критериям, российским» - говорит Александр Жмурко , президент НП РАСПО.

Критерии определения отечественного ПО и отечественного производителя ПО описаны в письме НП РУССОФТ, направленном в Госдуму РФ. В письме также указано, что РУССОФТ поддерживает меры государства по обеспечению информационной безопасности и технологической независимости. Помимо политики импортозамещения предлагается вкладывать средства в научно-исследовательские разработки в области программной инженерии, развивать профильное образование и систему переподготовки ИТ-кадров, создание программы поддержки высоко технологического экспорта.

В качестве необходимых мер указывается создание Комиссии по нормативно-правовому обеспечению указанных задач, в том числе законодательное закрепление понятия "отечественное ПО". И так далее. При этом предлагается ограничить круг программных решений, для которых обязательно применение импортозамещения, типами решений, являющимися критическими для информационной безопасности, технологической независимости и глобальной конкурентоспособности страны, таких как: операционные системы (ОС), системы управления базами данных (СУБД) и управления хранилищами данных, САПР , СЭД , системы информационной безопасности , криптографии и »

Рынок инженерного программного обеспечения в России

Евгения Василенко
Исполнительный директор АРПП «Отечественный софт»

Статья подготовлена на основе доклада на форуме «РазвИТие. Российские технологии для инженеров», состоявшемся 23 сентября в Москве.

Россия традиционно сильна в сфере высоких технологий. Однако ситуация сложилась так, что наш внутренний ИТ-рынок относительно невелик — эксперты оценивают его в 2-3% от мирового. Характерной чертой российской отрасли информационных технологий является тот факт, что объем экспорта ИТ-разработок равен объему внутреннего рынка программного обеспечения — около 5,4 млрд долл. Экспорт достаточно высок — как услуг по заказной разработке ПО (на их долю приходится 56,5% экспорта), так и тиражируемых продуктов (соответственно 43,5%). Можно смело говорить, что отрасль информационных технологий — одна из наиболее конкурентоспособных в стране, а российские продукты продаются и применяются во многих странах мира.

В создании инженерного программного обеспечения наши компетенции были исторически сильны: в России хорошая математическая и инженерная школа, есть много команд, которые давно и успешно занимаются разработкой систем автоматизированного проектирования, специализированных нишевых продуктов. В частности, из ста компаний, входящих в АРПП, 12 специализируются на инженерном софте: ADEM, Csoft Development, SDI Solution, АСКОН, «КванторФорм», «Нанософт», НТЦ АПМ, НТЦ ГеММа, «СИГМА Технология», ТЕСИС, «Фидесис», «Эремекс».

Российские потребители PLM-решений

Крупные предприятия

Средние предприятия

Малые предприятия

Доля от общего числа предприятий машиностроения, %

Доля от общего числа инженерных рабочих мест, %

Тип собственности

Высокая доля госучастия (госкорпорации, ФГУПы)

Ресурсы для инвестиций в ИТ

Наибольшие инвестиционные возможности

Ресурсы есть, но их экономят

Ограничены

Лицензионность ПО

Корпоративное лицензирование

Высокая доля

Низкая доля

Потребность в инженерном ПО

Сквозная автоматизация всех бизнес-процессов. Кастомизированные PLM-решения

Типовые преднастроенные PLM-решения с коротким сроком внедрения

Примитивные бизнес-процессы. Нет потребности в автоматизации коллективной работы. Нужны доступные по цене инструментальные системы CAD/CAE/CAM

Переходя непосредственно к рынку PLM-решений, обратимся к данным американской консалтинговой компании CIMdata. Под PLM она понимает весь спектр систем MCAD/CAM/CAE/PDM. Согласно проведенным ею исследованиям, объем российского рынка PLM в 2012 году составил 277 млн долл. и с учетом ежегодных темпов роста в 10-12% к 2015 году достиг 330-340 млн долл. CIMdata относит Россию к группе лидирующих стран с «экономикой PLM» наряду с Бразилией, Китаем, Германией, Индией, Японией, Южной Кореей и США. При этом аналитики считают, что, учитывая заявленные на государственном уровне цели промышленного развития страны, Россия недоинвестирует в PLM, и в промышленности остается еще много незакрытых задач по автоматизации.

Российские потребители PLM-решений

Кто же сегодня является потребителем продуктов, поддерживающих сквозное управление жизненным циклом изделия? Всех заказчиков можно условно разделить на три группы: крупные, средние и малые предприятия. Они отличаются друг от друга не только масштабами производства и численностью персонала, но и потребностями в автоматизации.

К крупным потребителям PLM относятся автомобильная, авиакосмическая, судостроительная, промышленность, производители железнодорожного транспорта. В первую очередь от них глобальная конкуренция требует использования передовых технологий, так как предприятия должны демонстрировать опережающее развитие. Однако здесь сложился устойчивый стереотип, что самые передовые технологии — иностранные. Эта группа заказчиков не рассматривает российские решения, практически повсеместно используя программное обеспечение зарубежных вендоров — даже там, где это неоправданно и избыточно.

Средние по размеру предприятия инвестируют в автоматизацию, руководствуясь рациональным подходом, считая деньги. Именно в этой группе наиболее высока доля использования российских решений. Заказчики понимают, что многие отечественные продукты не уступают зарубежным по функциональности и надежности, при этом стоят в разы дешевле.

Здесь можно провести аналогию с ситуацией в сегменте ERP-систем, где точно так же есть сильные российские производители, которые самостоятельно, без государственной поддержки отвоевали 50% рынка у иностранцев, тем не менее, крупные предприятия по-прежнему отдают предпочтение зарубежным системам. Для них внедрение дорогой западной ERP-системы — имиджевый аспект. И это становится серьезным препятствием для развития российских разработок, поскольку заказчик, располагающий крупным бюджетом, в принципе не рассматривает отечественные ИТ-решения.

Основные участники российского PLM-рынка

В своем исследовании компания CIMdata выделила пять наиболее заметных на российском PLM-рынке компаний, проранжировав их в соответствии с занимаемыми на рынке позициями:

  • Siemens PLM Software (Германия).
  • Dassault Systemes (Франция).
  • АСКОН (Россия).
  • Autodesk (США).
  • PTC (США).

Показатели по отдельным продуктовым сегментам у лидирующей пятерки компаний различаются. К примеру, у АСКОН сильны позиции в «средних» и «легких» MCAD и в PDM, но отсутствует тяжелый MCAD.

Еще одну оценку дают эксперты из Центра стратегических разработок «Северо-Запад». Основываясь на результатах анкетирования более 200 промышленных предприятий, они приводят следующие данные о рынке программного обеспечения для компьютерного инжиниринга (включая CAD/CAE/CAM/PDM-системы).

Зарубежные и российские исследователи сходятся во мнении, что российские разработчики успешно конкурируют в традиционном для них сегменте «средних» САПР, но в их продуктовых линейках отсутствуют САПР тяжелого класса, CAE- и CAM-системы.

С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные органы, государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казённые и бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны соблюдать запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Для того, чтобы принять решение о закупке ПО, заказчику необходимо провести работу с реестром. При работе с реестром российского ПО заказчик, размещающий заказ на поставку программных продуктов, должен:

1) изучить классификатор и определить, какому классу соответствует программное обеспечение, планируемое к закупке;

2) зайти на официальный сайт реестра и выяснить, есть ли в реестре сведения о программном обеспечении по данному классу (как это сделать, см. ниже);

3) если сведения об одном или нескольких программных продуктах по искомому классу в реестре есть, заказчику необходимо будет самостоятельно определить, соответствует ли хотя бы один из продуктов тем характеристикам, которые требуются заказчику и которые он планирует включить в описание объекта закупки. Для этого целесообразно определить требуемые функциональные, технические и эксплуатационные характеристики ПО и сравнить их с аналогичными характеристиками ПО, сведения о котором размещены в реестре.

Примерная форма сравнения характеристик приведена ниже:

№ п/п Характеристики ПО Требуемые Продукт А Продукт Б
1. Функциональные характеристики
1.1. Централизованное управление Да Да Да
1.2. Управление физической и виртуальной инфраструктурой Да Ограничено Да
Возможность управлять средами виртуализации от различных поставщиков Да Да Да
2. Технические характеристики
2.1. Максимальное количество хостов виртуализации 64 64 200
2.2. Максимальное количество виртуальных машин 3000 8000 Не документировано
2.3. Автоматическое восстановление ВМ после сбоя (HA) Да Да Да
3. Эксплуатационные характеристики
3.1. Интеграция c AD Да Да Нет
3.2. Возможность централизованного управления через веб-браузер да Да Да
3.3. Наличие API для резервного копирования Нет Да Нет

Примечание

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 1236 в части характеристик ПО, реестровая запись содержит только адрес страницы сайта правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения. На практике сайт правообладателя не всегда содержит всю необходимую информацию о ПО. Механизм получения такой информации для подготовки обоснования не урегулирован. В случае недостаточности информации о необходимом ПО целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

По результатам проведенной работы заказчик принимает одно из двух решений: либо приобретать один из российских программных продуктов, указанных в реестре, либо обосновывать закупку ПО, не входящего в реестр.

Второе возможно, если:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении искомого класса;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр по искомому классу, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика.

В этом случае заказчик должен подготовить, утвердить и опубликовать (вместе с документацией о закупке) . Такая обязанность установлена частью 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Порядок подготовки обоснования (Порядок) утвержден .

Стоит обратить внимание, что в соответствии с п. 4 Порядка, заказчик должен утвердить указанное обоснование по состоянию непосредственно на день размещения извещения об осуществлении закупки. Недостаточно утвердить обоснование одновременно со всем пакетом документации о закупке.

Для соблюдения указанного положения, учитывая сложные процедуры закупки в целом, заказчикам стоит осуществлять мониторинг не только самого реестра, но и заявлений, поданных для включения в реестр (они также размещены на сайте оператора реестра). Это позволит заранее предусмотреть включение того или иного программного обеспечения в реестр.

Целесообразно подготовить проект обоснования в момент подготовки полного пакета документации о закупке, а затем актуализировать и утвердить его в день публикации.

Обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, в связи с которым невозможно соблюдение запрета (выбирается подпункт «а» или «б» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236);

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком (с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, см. выше);

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, в том числе количественные, по которым программные продукты из реестра не соответствуют установленным заказчиком требованиям к программному продукту, являющемуся объектом закупки, по каждому программному продукту из реестра (с указанием его названия). Сравниваемые таким образом программные продукты должны принадлежать одному классу ().

См. также примеры обоснований невозможности закупки ПО из реестра: ; . Ещё примеры аналогичных документов, представленных в обоснование невозможности закупить отечественный программный продукт, можно посмотреть .

Если в реестре нет сведений о программном обеспечении по искомому классу (выбран подпункт «а» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236), последний блок («г») в обоснование не включается.

По данному блоку («г») также следует иметь в виду, что постановлением правительства Российской Федерации № 1236 не предусмотрено обязательное указание и функциональных, и технических, и эксплуатационных характеристик закупаемого ПО, чтобы доказать его отличие от ПО, указанного в реестре. Тем не менее, некорректно указанные характеристики, как требуемого заказчику ПО, так и ПО, размещенного в реестре, могут послужить основанием для возникновения претензий контролирующих органов. Причиной для претензий может послужить, например, обращение разработчика программного обеспечения, сведения о котором внесены в реестр, с жалобой в Федеральную антимонопольную службу на некорректное обоснование заказчиком невозможности соблюдения запрета.

В случае недостаточности информации о характеристиках ПО, сведения о котором размещены в реестре, целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

Если такая информация не будет предоставлена, целесообразно сделать скриншоты страниц сайта правообладателя, на которых размещена информация о характеристиках ПО из реестра (на момент публикации обоснования), и приложить данные скриншоты к обоснованию.

Пример обоснования невозможности соблюсти запрет на закупку ПО приведен в .

Проверка наличия в реестре сведений о программном обеспечении по конкретному классу на сайте reestr.minsvyaz.ru в его нынешнем виде выполняется следующим образом:

1) на сайте реестра российского ПО заходим в раздел «Реестр» ;

2) выбираем необходимый класс (классы) ПО:

3а) если в реестре сведений о программном обеспечении по искомому классу нет, появляется соответствующее сообщение:

3б) если в реестре есть сведения о программном обеспечении искомого класса, появляется список программных продуктов:

Актуальные дополнения (по состоянию на декабрь 2017)

В марте 2017 года правительство утвердило к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения. Требования определяют состав, архитектуру, функции ПО, необходимого для замены импортных аналогов.

В частности, интерфейс ПО должен быть реализован на русском языке. ПО не должно требовать установки иного ПО (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего любые ограничения на его свободное распространение на территории России, за исключением операционных систем. Обновления ПО должны выполняться только после подтверждения со стороны пользователя или уполномоченных сотрудников. При этом для каждого вида ПО (операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, ПО файлового менеджера, справочно-правовая система (СПС), ПО системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты) предусмотрены специальные требования.

Согласно постановлению реестровая запись дополнена сведениями о соответствии или несоответствии ПО дополнительным требованиям. Однако по состоянию на конец 2017 года таких сведений в реестре обнаружить не удалось.

В июне 2017 года Минкомсвязь опубликовала по реализации планов перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе взамен ранее закупленного офисного ПО.

Полный перечень нормативных актов, относящихся к импортозамещению ПО, см.

Реализация стратегии импортозамещения в сфере информационных технологий - на особом контроле правительства. В первую очередь от иностранных программных продуктов придется отказаться государственным компаниям, во втором полугодии все они должны будут в обязательном порядке перейти на российский софт.

В конце марта президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства заявил, что госкомпаниям в этом году нужно отказаться от иностранного программного обеспечения в течение года. Им следует использовать более дешевые и доступные российские аналоги, тем более что отечественные разработчики могут обеспечить все потребности компаний. Ограничения на закупку иностранного ПО должны коснуться всех государственных заказчиков.

Ранее глава минкомсвязи Николай Никифоров сообщал, что органы госвласти закупают иностранное ПО на 20 миллиардов рублей в год, но теперь с необоснованными закупками будут бороться: "Вместе с ФАС России будем ловить за руку тех госзаказчиков, кто все равно по старинке предпочитает закупать иностранное ПО, несмотря на то, что есть российские решения".

Для поддержки отечественной отрасли разработки ПО правительство выделило 5 миллиардов рублей. Эти средства разработчики смогут получить уже в мае-июне.

Однако эксперты отрасли сомневаются в том, что подобный глобальный переход с импортного ПО на отечественные разработки можно реализовать в столь короткие сроки. Среди причин называют нехватку конкурентоспособного отечественного софта для решения некоторых задач и отсутствие необходимых бюджетов у компаний.

Импортозамещение в сфере IT стало стратегической задачей не так давно, около двух лет назад. "В тот момент специалисты отмечали, что далеко не во всех сегментах у нас есть решения, которые могут конкурировать с западными, и потребуется от трех до семи лет, чтобы эти решения появились, - пояснил генеральный директор компании "СКБ Контур" Дмитрий Мраморов. - И само по себе наличие того или иного продукта еще не означает, что он сможет полностью заместить иностранное решение".

Акцент: На поддержку отечественного ПО правительство выделило 5 млрд рублей

Сегодня практически все госкомпании могли бы принять решения о переходе на отечественный софт и начать его. Но, по мнению представителей отрасли, делать это следует аккуратно, по мере необходимости, а не ради формальной замены. "Процесс перехода может занять до трех лет, - подтвердил директор по государственным и корпоративным проектам ALT Linux Сергей Маслов. - Причин тут несколько: с одной стороны, объем работ по замене весьма велик, с другой стороны, многие замены ПО целесообразно делать в процессе модернизации, то есть меняя имеющиеся решения на более современные". По его словам, для каких-то решений потребуется дополнительная разработка, а это тоже требует времени.

На данный момент в реестре отечественного ПО более 400 наименований программ, и он продолжает пополняться. Но будет ли достаточно решений от российских разработчиков для нормального функционирования госпредприятий, сможет показать лишь практическое применение реестра.

По мнению ведущего аналитика отдела развития компании "Доктор Веб" Вячеслава Медведева, существует и опасность возникновения проблем с совместимостью софта: "В основном софт, предлагаемый на замену, - это клоны свободного ПО. Но тот же OpenOffice не полностью совместим с форматами документов MSOffice. Как вы относитесь к риску того, что ваш важный документ не будет прочитан получателем или вы не сможете изучить все нюансы полученного документа? И таких рисков очень много".

Эксперты отметили, что сейчас существуют хорошие отечественные решения в сфере безопасности, ПО для IT-инфраструктур, но практически отсутствуют решения в области операционных систем. Важно заполнить эту нишу. "В реестре есть одна версия ОС Linux и нет ОС Windows. Значит, компаниям придется мигрировать весь свой ландшафт на Linux, - заметил Дмитрий Сергеев, директор по развитию бизнеса центра программных решений "Инфосистемы Джет". - Сделать это в ближайшее время будет непросто, но тут скорее вопрос приоритетов и финансирования. При желании можно, если и не полностью заменить, то хотя бы минимизировать наличие иностранного ПО". Правда, какое-то время госкомпании еще могут пользоваться возможностью, которая предусмотрена постановлением правительства. То есть отказываться от закупки российского ПО, включенного в реестр, если оно по техническим характеристикам уступает иностранному софту.

Что же касается господдержки разработчиков, то и здесь не все однозначно. Эксперты отмечают, что при осмысленном распределении средств положительный эффект будет заметен, но кардинальных изменений лишь от денежных вливаний ждать не стоит. "Сами по себе меры поддержки ничего не решают, - констатировал Вячеслав Медведев. - Дело в том, что стране требуется не импортозамещение как таковое, а импортонезависимость. Нужно создать условия, при которых будет создаваться конкурентоспособное ПО".

Существует еще несколько барьеров для быстрого и, главное, добровольного перехода на отечественный софт. "Среди них слабая известность наших программных продуктов, большие маркетинговые возможности западных конкурентов и, пожалуй, привычка IT-департаментов к простому выбору премиальных брендов из магического квадрата Gartner, в который нашему софту никак не попасть, - отметил генеральный директор компании "1С-Битрикс" Сергей Рыжиков. - Действия правительства и минкомсвязи направлены на переключение фокуса внимания потребителя на наших коллег, производителей софта. Запрет на закупку иностранного ПО для госорганов уже вызвал большой интерес к отечественным разработкам, однако и тут есть еще возможности усилить требования и ужесточить контроль за закупками".

Однако, по мнению эксперта, одного запрета на использование зарубежного софта будет недостаточно, понадобится PR-поддержка. "Эта история уже началась с реестра отечественного софта. И это большое достижение", - уверен Сергей Рыжиков.

2020: 300 ИТ-компаний в России предупреждают: проект ФАС может развалить ИТ-отрасль

В начале марта 2020 года стало известно о том, что Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), Ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» и некоммерческое партнерство «Руссофт » (эти организации объединяют более 300 ведущих отечественных ИТ -компаний) направили Минкомсвязи письмо с просьбой не поддерживать законопроект Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о регулировании результатов интеллектуальной деятельности.

Ведомство хочет, чтобы на производителей софта распространились общие антимонопольные правила: запрет «злоупотреблять» доминирующим положением на рынке, участвовать в антиконкурентных соглашениях и устанавливать произвольную цену на свой продукт. Такой

Пока разработчики могут свободно выбирать партнеров, исходя из их компетенции, и выстраивать с ними многоуровневые каналы. Такой иммунитет, который хочет отменить ФАС, создает риски монополизации рынков, преимущества иностранным правообладателям и дискриминирует российских правообладателей, считает регулятор.

Если же инициативу ФАС примут, такие действия участников рынка будут автоматически считаться незаконными, независимо от наличия или отсутствия вреда, считают авторы письма. По их словам, это станет «ударом по отечественным разработчикам».

Вместо создания условий для качественного роста ФАС пытается ограничить разработчиков и фактически вводит запрет на их деятельность. Очевидно, что эти меры развалят отрасль целиком, - заявил генеральный директор компании «Новые облачные технологии » Дмитрий Комиссаров .

По его мнению, ФАС необоснованно хочет отделить разработчиков ПО от общего бизнеса и применять к ним существенно более жесткие меры, нежели к другим игрокам российского рынка.

2019

Отечественные разработчики ПО могут получить госсубсидии в размере около 15 млрд рублей

10 июля 2019 года появилась информация о том, что отечественные разработчики программного обеспечения могут получить государственные субсидии в размере около 15 млрд руб. Соответствующий проект готовит рабочая группа по направлению «Информационная безопасность » при АНО «Цифровая экономика» . Точную сумму авторы идеи не уточнили. Подробнее .

Активно за рубежом работают около 35% российских софтверных компаний

9 июля 2019 года стало известно, что согласно проведенному специалистами НП «Руссофт » исследованию развития российских софтверных компаний в 1990-2019 гг, более 50% российских софтверных компаний либо вовсе не работают за рубежом, либо имеют несущественные для них и нерегулярные экспортные доходы. При этом зачастую отдельные проекты компании реализуют только в ближнем зарубежье. Активно же за рубежом работает около 35% российских софтверных компаний.

Как отметили в пресс-службе «Руссофта», ассоциация ежегодно представляет распределение софтверных компаний по группам в зависимости от местоположения головного офиса, года создания, специализации, модели бизнеса, доли экспорта. «Однако по данным опроса только за один год получалась очень большая погрешность, позволяющая представлять лишь широкий диапазон распределения компаний в каждой группе. Поскольку ряд характеристик компаний остается неизменным или меняется за несколько лет незначительно, то вполне оправданно было объединить данные опросов последних лет - с 2016 г. по 2019 г.», - указали в «Руссофте», добавив, что объединение результатов опросов позволило вполне точно увидеть основные характеристики российских компаний - разработчиков программного обеспечения (ПО) . «В частности, оно позволило получить количественные показатели, связанные с проблемой низкой предпринимательской активности. Эти показатели в определенные периоды улучшались, но все равно в последние 30 лет они остаются примерно на одном, невысоком, уровне, и этот факт, вместе с кадровым дефицитом, сдерживает развитие отрасли», - заявили в «Руссофте».

В ассоциации также обратили внимание, что после объединения данных ее исследования за несколько лет, была получена информация от 458 софтверных компаний. При этом получилась релевантная выборка, которая хорошо отражает историю российской софтверной отрасли в плане изменения активности по созданию успешных компаний.

Как отмечается в исследовании, из 458 компаний, опрошенных «Руссофт» за последние четыре года, 22,5% указали, что не имели зарубежных продаж. «Однако в отдельные годы этот показатель может быть намного выше. Например, последний опрос показал, что в 2018 г. экспортных доходов не имело 35% опрошенных компаний, что связано с явной переориентацией компаний на внутренний рынок», - замечается в исследовании,

40,5% компаний, как свидетельствуют данные исследования, в 2018 г. имели оборот от $1 млн до $5 млн. В целом с 2015 г. по 2018 г., как указывается в исследовании, распределение количества опрошенных компаний по величине оборота кардинально не менялось. «Можно предположить, что компании стали быстрее преодолевать планку оборота в $1 млн, - заявляется в исследовании. - Естественно, в генеральной совокупности доля небольших компаний значительно больше, чем среди опрошенных компаний».

Что касается модели бизнеса софтверных компаний и их специализации, то в исследовании указывается следующее: «Определить долю продуктовых и сервисных компаний среди всех софтверных компаний можно только примерно, поскольку приблизительно треть предприятий имеет как заказную разработку, так и собственные тиражируемые решения. «Руссофт» относит их к одной из двух групп в зависимости от того, что преобладает в структуре доходов за год, предшествующий опросу. Эта структура у многих компаний существенно меняется из года в год. Потому они могут считаться то продуктовыми, то сервисными».

В последние три года, как отмечается в исследовании, от 30% до почти 50% компаний, которые основной доход получают от продажи собственных типовых решений, указали, что они занимаются заказной разработкой. «Судя по всему, в большинстве случаев они осуществляют кастомизацию своих решений под запросы конкретного заказчика. Однако есть случаи и отдельного направления бизнеса с классической заказной разработкой», - сообщается в исследовании.

Вместе с тем в исследовании обращается внимание на то, что, по данным опроса «Руссофта» 2019 г., 26% от всех опрошенных компаний, занимаются разработкой программных продуктов, но не имеют при этом доходов от заказной разработки. «В то же время, 38,7% компаний специализируются на разработке ПО на заказ при нулевом показателе продаж собственных программных продуктов. 35,3% опрошенных компаний используют одновременно обе модели бизнеса, но среди них есть ярко выраженные как сервисные, так и продуктовые компании», - сообщается в исследовании.

При этом в нем отмечается: «Если сгладить колебания, которые носят случайный характер, то в общей совокупности опрошенных компаний в последние несколько лет виден рост доли компаний, которых можно отнести по структуре доходов к продуктовым. Например, вполне логичным выглядит увеличение этого показателя с 22% в 2012 г. до рекордных 46% в 2019 г. Тем не менее сервисная модель не только жива, но под нее в последние годы создавались новые компании. Такое явление можно объяснить падением курса рубля, произошедшим с 2014 г., что повысило конкурентоспособность российских аутсорсинговых компаний на мировом рынке. В данных 2019 г. совсем нет центров разработки зарубежных корпораций. Скорее всего, их доля не изменилась, но они стали более информационно закрытыми, а потому в опросах участвуют реже».

В исследовании также указывается на то, что, по результатам опроса, выявить какую-либо динамику изменений в индустрии по доле опрошенных компаний с определенной специализацией сложно, так как в колебаниях показателей почти по всем направлениям каких-то явных закономерностей не выявлено. «По ним правильнее устанавливать ту примерную величину, вокруг которой происходят колебания», - отмечается в исследовании.

В нем также добавляется: «Имеются все основания предполагать, что доля компаний, имеющих такое направление деятельности, как «Встроенное ПО», неуклонно растет в последние годы. Бурное развитие интернета вещей вполне может это объяснить. Да и тех устройств со встроенным ПО, которые не передают информацию по сетям, становится больше и больше. Также увеличилась доля тех компаний, которые разрабатывают сайты. Однако этот показатель мог измениться из-за увеличения доли респондентов из регионов в связи с усилением внимания к опросу в регионах, где таких разработчиков особенно много. Не исключено, что во всей отрасли возросла доля компаний, разрабатывающих компьютерные игры . Однако компаний с такой специализацией не так много, потому выявление динамики по их количеству связано с особенно большой погрешностью».

Учет результатов исследований за последние четыре года, как указывается в исследовании, позволяет определить намного точнее реальное географическое распределение софтверных компаний, чем по опросу за один год. Однако и в этом случае, как отмечается в исследовании, на итоговые результаты также оказывала большее влияние степень активности проведения опросов в отдельных городах и регионах, что дает некоторые искажения.

Доля Москвы должна быть на практике больше (не менее 32%), чем доля Санкт-Петербурга - до 15%. Третье место Новосибирска не подвергается сомнению, но, скорее всего, с чуть меньшим показателем. Доля Нижнего Новгорода должна быть выше. Не оказалось в топ-16 такого крупного города, как Екатеринбург , в котором много софтверных компаний, что, по-видимому, объясняется тем, что никак не получается полноценно охватить опросом екатеринбургские компании. Однако экспортеров среди них, действительно, немного. Всего индустрия разработки ПО существует примерно в 55 городах России (компании, участвующие в опросах в последние четыре года, указали 56 таких городов). В данном случае подразумевается наличие хотя бы нескольких компаний, которые имеют продажи за пределами своего региона, а также центров разработки иногородних и зарубежных компаний, - отмечается в исследовании.

Говорить же о существовании полноценной софтверной индустрии на уровне региона, как заявляется в исследовании, можно применительно к 10 субъектам Федерации.

Еще в 10-15 городах эта индустрия формируется. В остальных регионах имеются успешные компании только в единичных случаях, но и они могут иметь успехи даже за рубежом. В целом количество компаний в городе является вполне объективным показателем степени развития индустрии. Однако не во всех случаях. Например, в Воронеже очень много центров разработки крупных компаний Москвы и Петербурга, а также зарубежных корпораций, но мало своих доморощенных компаний. Несомненным лидером по количеству компаний на душу населения является Таганрог , расположенный в Ростовской области . При примерно 250 тыс. жителей, в нем работает не менее 100 софтверных компаний, - сообщается в исследовании.

2018

Российские разработчики ПО нарастили оборот на 25% в рублях

По предварительным оценкам «Руссофт» , озвученным в феврале 2019 года, совокупный оборот российских софтверных компаний по итогам 2018 года в долларах вырос на 18% и составил $16,87 млрд. В рублевом выражении оборот компаний оценивается в 1,042 трлн, а его рост - в 25%.

Для продуктовых компаний ожидаемый показатель оборота составляет $8,88 млрд с ростом на 12% по отношению к 2017 году, для сервисных - $7,37 млрд с ростом в 26%. Под сервисными компаниями подразумеваются те, в чьем обороте преобладает заказная разработка ПО, уточнили в «Руссофт».

Предварительные оценки выведены без учета анкетирования игроков. Оно будет проводиться в середине февраля 2019 года, после чего «Руссофт» планирует представить окончательные цифры. В «Руссофт» отметили, что расхождение в цифрах до и после анкетирования ранее в основном оказывалось несущественным.

Объем зарубежных продаж российского ПО по итогам должен превысить $10 млрд с приростом в 19%, ожидают в «Руссофт». Этот показатель включает в том числе выручку, которая остается за рубежом и может идти на развитие зарубежных офисов и маркетинга.

Специалисты отмечают, что условия для наращивания зарубежных продаж на «новых рынках» могут быть лучше (например, государственная поддержка маркетинговых мероприятий на этих рынках и формирование института посредников), чем на рынках западных стран. Однако доли Южной и Восточной Азии, Африки, Южной и Центральной Америки, Ближнего Востока растут медленно. Этот рост и не может быть быстрым, поскольку выход на новые рынки сложен и требует, как правило, 3-4 лет. Особенно это касается стран с сильно отличающемся от Европы менталитетом.

Однако доля «Новых рынков» в выручке российских софтверных компаний за 4 года выросла с 14,5% до 19,3% в 2018-м, если анализировать структуру только продаж в дальнем зарубежье. В течение 10 лет допускается рост показателя до 40%, что соответствует доли «новых рынков» в глобальных продажах ПО.

По данным исследования, существенно увеличилась доля компаний, которые планируют вернуться или выйти впервые на эти «новые рынки» в течение 2019-2020 годов. В подавляющем большинстве случаев планируется не возвращение, а именно дебют. Доля таких компаний в 2019 году возросла в 1,5-2 раза по сравнению с опросом в 2018-м. Особо большой интерес проявляется к африканскому рынку.

В отчёте «Руссофта» также указывается на потенциал для наращивания экспорта и в ближнем зарубежье. Украинский рынок за несколько лет сильно сжался и стал более сложным для работы на нем российских компаний. Однако сокращение продаж на Украине вполне компенсируется ростом в Казахстане , Узбекистане и в других бывших республиках СССР, внутренние рынки которых вполне динамично развиваются. По итогам 2018 года доля СНГ в общем экспорте «Компьютерных услуг» выросла до 5,9% с 5,5% годом ранее (данные ЦБ РФ).

Софтверные компании растут при острой нехватке инвестиций

Каждая четвертая софтверная компания выросла в 2017 году более чем на 20% в долларовом выражении. При этом объем инвестиций очередной раз оказался минимум в 2 раза ниже запланированной величины. Об этом в компании «Руссофт» сообщили 24 июля 2018 года по итогам ежегодного опроса, в котором поучаствовало 160 компаний.

Средний рост российских софтверных компаний за последние 5 лет составил 10% в долларовом выражении и 19% - в рублевом. Вполне приличное наращивание продаж имеется, несмотря на кризис на внутреннем рынке и политической напряженности, которая негативно отразилась на продвижении российских решений и услуг в западных странах. При этом случаи, когда софтверных компаний прекращают свое существование, крайне редки, а оборот по итогам 2017 года сократился только у 3% опрошенных компаний, показал ежегодный опрос.

По мнению экспертов «Руссофт», существуют все предпосылки для ежегодного прироста свыше 10-15% и в ближайшие годы: для этого складывается благоприятная ситуация как на внутреннем рынке, так и на международном. Около 3% компаний выросли по итогам 2017 года более чем в 2 раза. Сложно найти в России и за рубежом такую отрасль, которая была бы столь привлекательна для вложений. Однако большинство инвесторов так и остаются только потенциальными, отметили в компании.

Опрос «Руссофт» в 2017 году показал, что 14% компаний ожидали по итогам 2017 года получить внешнее финансирование. В реальности таковых оказалось только 6%. По объему разница еще больше - вместо прогнозируемых $57,5 млн оказалось $4,5 млн. При этом аналитиками «Руссофт» зафиксировано почти четырехкратное сокращение относительно объема инвестиций в 2016 году ($17 млн).

Подобное значительное несоответствие планируемого и фактического объема привлеченных инвестиций наблюдается все последние 7 лет, начиная с 2011 года. Как правило, компаний, которые сообщили о наличии внешнего финансирования в предыдущем году, в 2-3 меньше, чем тех, которые годом ранее имели соответствующие планы. отметили в «Руссофт». Потребность может еще более расходиться с фактическими вложениями, поскольку компании далеко не всегда рассчитывают на привлечение инвестиций, когда они могут помочь расти еще быстрее.

Согласно данным опроса, руководители многих компаний уверены, что они могли бы увеличивать продажи еще быстрее при наличии внешнего финансирования. Прежде всего, деньги нужны для работы за рубежом. Опрос, проведенный в начале 2017 года в рамках инициированного корпорацией SAP исследования «Перспективы российских ИТ-разработок на глобальном рынке», показал, что для 52% софтверных компаний рост зарубежных продаж сдерживает недостаточный маркетинговый бюджет, а для 33% - недостаток средств на разработку решений, которые могут быть конкурентоспособными на зарубежных рынках.

Можно предположить, что при наличии ежегодного внешнего финансирования в размере $200-400 млн отрасль может принять до $1 млрд. При этом если суммировать все свободные ресурсы инвестиционных фондов, государственных институтов развития и частных инвесторов, то этот объем не так сложно набрать. Представители фондов утверждают, что деньги у них есть, но под них не найти хорошие проекты. Высокотехнологичные предприниматели, наоборот, жалуются - нет предложений инвестиций на приемлемых условиях. При этом сложностей с краткосрочным финансированием уже давно функционирующих успешных компании нет, а не хватает, прежде всего, «длинных денег» (на 3-5 лет). Несмотря на видимое противоречие, в какой-то степени правы и представители фондов, и предприниматели. Действительно, очень много идей, которые не подкреплены рыночной экспертизой, а также сырых непродуманных проектов. Серьезной проблемой является наличие таких команд, которые научились делать прекрасные презентации своих проектов, но работать над ними не собираются. В то же время, претензии к инвестиционным фондам все же более обоснованные, поскольку динамично развивающихся компаний в России немало, а внешнее финансирование им нужно только для более быстрого роста, - детально пояснили ситуацию на рынке в «Руссофт».

Таким образом, в России сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, есть неудовлетворенная потребность в инвестициях, а с другой - обладатели свободных средств не могут их вложить в высокотехнологичный сектор экономики, хотя им интересуются. Инвесторы в сфере разработки ПО есть, но они, как правило, много лет работали в софтверной отрасли. Средств таких венчурных капиталистов явно недостаточно, сетуют в «Руссофт». Иностранных потенциальных инвесторов не удается привлечь из-за очень скудной информации о российской софтверной отрасли за рубежом. По большому счету с такими инвесторами никто в России не работает.

Большинство софтверных компаний, включая стартапы, развиваются за счет собственных средств. Согласно результатам исследования «Стартап Барометр 2018», инициатором которого выступил венчурный инвестор Алексей Соловьев в партнерстве с ФРИИ и компанией , 71% российских стартапов основаны на собственные средства. Только у 11% есть непрофильный инвестор, у 5% - бизнес-ангел, а у 3% - венчурный фонд.

По мнению экспертов, все проблемы, связанные с дефицитом инвестиционных ресурсов, теоретически можно решить за счет привлечение денег из других отраслей и из-за рубежа. Однако межотраслевой переток капитала сдерживает, в первую очередь, нехватка экспертизы (технологической вкупе с рыночной).

Малому бизнесу лучше на внутреннем рынке

По оценкам «Руссофт», перспективы роста продаж на глобальном рынке в ближайшие годы хорошие, несмотря на проблемы, создаваемые российским компаниям на рынках западных стран. При этом небольшим компаниям сложнее работать за рубежом, чем в России. Так, итоги 2016 года подтвердили то, что для наращивания зарубежных продаж желательно иметь оборот $10-20 млн. Зато на внутреннем рынке темпы роста небольших продуктовых компаний выше (по сервисным компаниям большого различия нет). Чтобы такие компании быстрее закреплялись на глобальном рынке, необходима более мощная государственная поддержка.

Изменение объема продаж в России и за рубежом в зависимости от размера компаний и используемой модели бизнеса (по итогам 2016 г. в долларовом выражении):

2015: Рейтинг разработчиков ПО от Руссофт

По данным «РУССОФТ» (май 2016), совокупные продажи отечественных софтверных компаний на внутреннем рынке (включая продажи ПО и услуг по его разработке и поддержке) в 2015 году составили примерно $5 млрд. Еще не менее $1,5-2 млрд продаж приходится на зарубежных вендоров.

В сентябре 2015 года ассоциация «Руссофт » в рамках собственного ежегодного исследования впервые составила рейтинг компаний разработчиков программного обеспечения России. По большому счету, он является списком крупнейших софтверных компаний, разделенных на категории в зависимости от их оборота и с учетом темпов роста (в том числе, от прогнозируемых показателей по итогам 2015-2016 годов).

Подобного полного рейтинга российских разработчиков программного обеспечения еще никто не создавал. Задачей «РУССОФТ» было, скорее, не ранжировать компании по размеру, а охватить все крупнейшие софтверные компании России. Наверное, о каких-то компаниях, заслуживающих того, чтобы попасть в рейтинг, пока у «РУССОФТ» нет информации. Однако можно утверждать, что таких компаний немного, скорее всего, единицы, и они имеют оборот не более $50 млн.

Некоторые СМИ уже составляли ранее рейтинги ИТ-компаний, в которых ранжировали отдельно компании разработчиков программного обеспечения. Однако их рейтинги были явно неполными (они охватывали максимум половину крупнейших софтверных компаний), в них попадали также системные интеграторы (у которых есть разработка ПО, но она не является главным направлением деятельности), производители оборудования, а также иностранные софтверные компании, которые продают свое ПО на российском рынке.

Основная причина неполного охвата софтверных компаний в существующих рейтингах - это отсутствие достоверной информации о совокупной выручке компаний, по которой происходило их ранжирование. В ходе настоящего исследования «РУССОФТ» собрал информацию как по объемам продаж российских компаний, так и по темпам их роста, что позволило иметь объективный критерий для ранжирования компаний. Однако значительная часть такой информации получена в результате опроса компаний на условиях ее нераспространения, и это условие Ассоциация соблюдает неукоснительно. Поэтому не публикуются данные по оборотам компаний, а участники рейтинга располагаются по категориям в зависимости от диапазона оборота и с учетом прогноза темпа их роста.

В рейтинге «РУССОФТ» также использованы данные из других рейтингов (CNews, TAdviser100 , «РИА Рейтинг» и «Эксперт РА»), но при тщательной их проверке.

«РУССОФТ» считает не совсем правильным сравнивать показатели, полученные из аудированной отчетности ряда компаний, с итогами прошедшего года, представленными сотрудниками компаний в ходе опроса, или полученными в результате экспертных оценок. Не совсем корректным будет также строгое ранжирование и сравнение компаний с разной моделью бизнеса.

Тем не менее, составленный рейтинг учитывает прежде всего размер компаний (ее оборот). Чтобы не раскрывать конфиденциальную информацию и отказаться от строгого ранжирования, из всех компаний было сформировано 4 группы в соответствии с диапазоном оборота, в который попадает та или иная компания. Все компании были распределены по этим группам, но при этом данные об их конкретном обороте не указаны.

Для каждой группы был определен достаточно широкий диапазон по совокупной выручке. Однако распределение компаний по группам происходило не только по существующим оборотам, но и с учетом тенденции их развития. Ассоциация ориентировалась в первую очередь на оборот по итогам 2014 г., но в некоторых случаях компания перемещалась выше, если имела хорошие перспективы развития и высокие темпы роста (то есть могла достигнуть нужного оборота для попадания в более высокую группу по итогам 2015 или 2016 годов).

В Высший дивизион (Группа А) попали компании, которые уже имеют капитализацию, исчисляемую в млрд долларов . Такого объема выручки не достигла еще ни одна российская софтверная компания, но миллиардную стоимость (капитализацию) имеет не менее 5 компаний. Миллиардный оборот, скорее всего, могла бы уже иметь компания «1С », если учитывать ее доходы не только от продажи собственных решений, но и выручку, полученную от ее дистрибьюторской деятельности. Однако экономический кризис (прежде всего, падение курса рубля) крайне негативно отразилось на ее обороте в долларовом выражении, поскольку основной доход компания получает в России.

В Группе B оказались также достаточно крупные компании. Их оборот составляет от $100 млн до $500 млн. Среди них есть только одна компания, которая в ближайшие годы может перейти в Высший дивизион, по мнению «РУССОФТ», - компания Veeam .

В Группе C ($50-100 млн) есть два претендента на повышение, если судить по их обороту, который близок к $100 млн. Однако темпы роста у них в последние годы не очень высокие.

В Группе D почти все компании имеют выручку от $20 млн до $50 млн. Однако в него попали 3 компании, у которых оборот пока составляет $14-16 млн, но они способны в ближайшие 2 года значительно увеличить свои доходы.

Высший дивизион (Группа A)

Группа B

Новосибирск

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Группа C

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Группа D

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Почти треть опрошенных компаний оценивали инфраструктуру более чем удовлетворительно, что, в сравнении с другими странами, не столько отражает состояние самой инфраструктуры, сколько имеющийся прогресс в ее развитии. В 2014 году впервые также наметилось значительное улучшение оценок того, как решается проблема бюрократических и административных барьеров: резко сократилась доля респондентов, считающих, что эта проблема решается плохо - с 57% до 39%.

Аналитики «РУССОФТ» при этом подчеркивают, что результаты опроса говорят об имеющемся явном прогрессе в отношении бизнеса к действиям государства , но не о том, что условия для бизнеса уже являются благоприятными по всем параметрам. Только наличие современной инфраструктуры оценивается респондентами в среднем более чем удовлетворительно - средний балл составляет 3,17 («тройка» соответствует оценке «удовлетворительно»), а «Государственная поддержка международной маркетинговой деятельности», самое проблемное направление, получила лишь оценку 2,44.

Опросы, проводимые последние три года, также показывают значительное улучшение отношения респондентов и к действующей системе налогообложения. Доля компаний, неудовлетворенных тем, как и сколько они платят налогов, сократилась с 66% в 2011 году до 30% в 2014. Среди руководителей компаний по сравнению с прошлым годом не только стало меньше недовольных, но и почти в 2 раза возросла доля тех, кто оценивает налоговую систему на «хорошо» - с 9% до 17%.

За последние годы прогресс наблюдается и по направлению защиты прав на интеллектуальную собственность, прежде всего, для иностранных компаний, работающих в России. В то же время, в ходе исследования 2014 года 86% респондентов не увидели произошедших за последние 2 года изменений в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, хотя они указывают на желательность таких изменения.

Несмотря на улучшение оценок в последнем опросе, в «РУССОФТ» полагают, что в последующие несколько лет можно ожидать ухудшения оценок бизнеса в отношении государственной поддержки. У российских софтверных компаний уже возникают проблемы продаж на зарубежных рынках при том, что российский ИТ-рынок переживает стагнацию из-за экономического кризиса, констатируют аналитики НП.

«Возможно, что российский рынок может стать более доступным для отечественных компаний в связи с политикой импортозамещения, вызванной санкциями и стран ЕС по снижению доступа России к современным решениям для банковского сектора и сектора добычи нефти и газа, а также доступа к технологиям двойного назначения, - отмечают в «РУССОФТ». - Однако возможности государства по предоставлению преференций для отечественных компаний весьма ограничены. Даже если государственная поддержка в реальности не изменится или улучшится только незначительно, под влиянием действия санкций будущие респонденты, скорее всего, будут воспринимать ее в 2015 году менее позитивно».

2011: 3 компании из России в рейтинге Software 500

В 2011 году среди компаний, вошедших в ранкинг Software 500 (ежегодно выпускается журналом Software Magazine), в целом рост прибыли к 2010 году составил 17%. В общей сложности 85% компаний рейтинга в 2011 году продемонстрировали позитивную динамику выручки в отличие от 72% в 2010 году. В общей сложности выручка 500 компаний ранкинга в 2011 году составила $643,6 млрд по сравнению с $549,3 млрд в 2010 году.

Топ-20 компаний ранкинга Software 500, 2011 год

Software Magazine, сентябрь 2012

В первую десятку мировых софтверных компаний по итогам ранкинга 2011 года по объему выручки вошли в порядке убывания позиций в рейтинга: IBM , Microsoft , и только одна компания представляет заняла 292-ю строчку с выручкой $82,6 млн (плюс 40,2% к 2010 году) и расходами на R&D в размере 4% от выручки.

На 466-й строчке также можно обнаружить российскую компанию Artezio (Артезио) c выручкой за 2011 год в размере $10,5 млн (рост к 2010 году 39,5%), расходы на R&D в 2011 году – 4,8%.

Интересно, что к «российским» компаниям составители рейтинга ошибочно приписали минскую Softclub. Она расположена на 460-й строчку с выручкой $11,5 млн за 2011 год.

2010: Gartner: Россия - "хорошее" место для разработки ПО

В декабре 2010 года аналитики Gartner огласили новый список из 30 стран, наиболее привлекательных для оффшорных разработок. В этом году в него попали только страны с развивающейся экономикой, причем рейтинг России Украина .

Для сравнения: в странах списка «Top 30» Gartner наблюдала некоторое ухудшение в оценке систем образования, в регионе EMEA в 2010 году. Россия соскользнула в 2010 году с «очень хорошо» на «хорошо», в то время как Венгрия и Румыния переместились от «хорошо» к «посредственный». Кроме того, лидеры 2009 года по привлекательности издержек - Египет, Словакия и Украина - откатились с оценок «очень хорошо» на «хорошо», в то время как Россия вернулась от «хорошо» к «посредственный», таким образом, указывая на издержки, в настоящее время оказывающие давление сочетанием экономического спада и повышением спроса на ограниченные ресурсы.

Понравилась статья? Поделитесь ей