Контакты

Презентация на тему архитектура 17 века. Презентация по МХК "Архитектура России в XVII веке". Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Архитектура России в XVII веке Проект выполнил ученик 11 класса МОУ «СОШ №3» города Ржева Тверской области Смирнов Илья Учитель МХК М.А. Александрова

2 слайд

Описание слайда:

Цель работы: рассказать об архитектуре россии xvii века, формах, особенностях и стилях построек того периода

3 слайд

Описание слайда:

В русской архитектуре 17 века, как и в других сферах культурной жизни России того времени, начинают доминировать светские мотивы. Архитектура 17 века начала отходить от средневековой простоты и строгости. Русская архитектура 17 века интересна, прежде всего, своей декоративностью. Красивые рельефные наличники украшают окна зданий, каменная резка делает здания необыкновенно причудливыми и живописными. Многоцветность, зданиям русской архитектуры 17 века, придают изразцы.

4 слайд

Описание слайда:

Одной из самых популярных архитектурных форм 17 века является шатер. Трапезная церковь Алексеевского Монастыря в Угличе – яркий пример этой архитектурной формы. Три стройных шатра поднимаются над тяжелым объемом трапезной. Шатры располагаются на сводах церкви, и не связываются с её пространственной структурой.

5 слайд

Описание слайда:

В дальнейшем развитии русской архитектуры 17 века, шатер превращается из конструктивного элемента в декоративный. Шатер становится характерным архитектурным элементом 17 века для небольших посадских храмов. Лучший пример архитектуры 17 века такого рода – московская церковь Рождества Богородицы. Церковь находиться в Путинках.

6 слайд

Описание слайда:

Строить церковь начали местные прихожане, которые хотели удивить Москву небывалым богатством и красотой. Однако, не рассчитали своих сил и, им пришлось просить помощи у царя. Алексей Михайлович дал огромную сумму из государственной казны для строительства храма. Храм и впрямь вышел очень хорошим. Церковь Рождения Богородицы – последний шатровый храм Москвы. В 1652 году, патриарх Никон запретил строить храмы, выполненные в шатровом архитектурном стиле.

7 слайд

Описание слайда:

В архитектуре 17 века, в строительстве храмов применялся не только шатровый архитектурный стиль, но и другие. Популярны были бесстолпные кубические храмы (корабли). В последней четверти 17 века в русской архитектуре получил большое распространение стиль – московское барокко. Иногда его называют «нарышкинский» барокко, такое название идет от фамилии главного заказчика. Для этого стиля в 17 веке характерны ордерные детали, использование красного и белого цвета в росписи зданий, этажность построек. В этом архитектурном стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольни Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде.

8 слайд

Описание слайда:

В русской архитектуре 17 века каменное строительство становится доступным не только царской фамилии. Состоятельное боярство и купечество в состоянии, теперь, строить себе «Хоромы каменные». Немало каменных построек знатных и богатых родов знает Москва и провинция. Каменное строительство преобладает в архитектуре 17 века.

17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы. Век серьёзных потрясений

В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе. Строительство шатровых композиций

В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками. Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.

Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал. Деревянное зодчество

К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре. Нарышкинское (московское) барокко

Перемены в жизни страны, развитие торговых отношений с соседями, и некоторые другие факторы обеспечили предпосылки к тому, что российские города стали расширяться. На юге и востоке страны появлялись новые города. Появились первые попытки создания городских планов и упорядочения градостроительства.

В связи с расширением границ государства, прекращением набегов на Русь татар, центр страны уже не нуждался в такой защите, как в средние века. Многие крепости городов и стены монастырей центральной части страны переставали выполнять оборонные функции. Этот период в жизни страны совпал с появлением нового направления в архитектуре, ухода от строгих линий, перехода к украшательству. Именно поэтому в 17 веке многие кремлевские постройки и монастыри достраивались с особым колоритом. Теперь зодчие больше думали о внешнем облике, нарядности убранства, выразительности линий, чем об оборонительном качестве башен и построек. Новое направление в архитектуре

Как жилые дома купцов и бояр, так и административные здания в 17 веке начинают строить двух- или трехэтажными. При каменном основании, верхний этаж мог быть деревянным, зачастую здание полностью выполнялось из древесины. Нижний этаж таких зданий обычно использовали для хозяйственных нужд. В середине века, под покровительством патриарха Никона, в Москве начинают воссоздавать святые места Палестины. Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. Позднее, из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены. Работавшие на строительстве мастера-белорусы, привнесли в русскую архитектуру применение керамики и изразцов для отделки фасадов. Впоследствии, монастырскому собору многие старались всячески подражать, старались превзойти его в нарядности. Здания и церкви

Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в архитектуре и градостроительстве, повсюду начала распространятся нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. Россия, выстоявшая в период смуты, как бы возрождалась, смотрела вперед с надеждой на будущее. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом. В 1635-1636 годы в кремле возводится трехэтажный Теремной дворец с явно выраженной ступенчатой конструкцией. Первоначально его стены были расписаны, как внутри, так и снаружи, верхний ярус дворца украшали изразцы. Собор на территории комплекса является типичным представителем стиля барокко, который в те времена как раз и начал свое распространение в русской архитектуре 17 века. Украшение Кремля

На тот момент вторым по значимости городом Руси был Ярославль. Изразцы активно использовались при украшении храмов Иоанна Предтечи в Толчкове, а также Иоанна Зла­тоуста в Коровниках. Для данных строений характерно использование яркого узора, созданного с помощью поливных изразцов. Типичным памятником данному периоду зодчества в Ярославле считается церковь Ильи Пророка. Значимый город Ярославль



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях образец раннего московского барокко. возведено в 1690-1694 годах По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I. Позднее около церкви был разбит регулярный парк. Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни. На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.



Теремной дворец

Построен в 1635-1636 годах по приказу царя Михаила Фёдоровича Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым.. Способ его постройки - ярусная ступенчатая композиция с открытыми лестницами и причудливыми крылечками.

Роспись комнат Теремного дворца проводилась под руководством Симона Ушакова. Интерьеры не сохранились. Они пострадали от проводившихся в XVIII веке ремонтных работ, а также от пожара 1812 года. В 1836-1837 годах при реставрации при участии Ф. Ф. Рихтера, по образцам XVII века были выполнены красочные росписи, резные деревянные оконные рамы с цветными стёклами, резная деревянная мебель, установлены изразцовые печи.

В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлёвского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации.


3. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском


Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Своим богатым и экзотическим декором неизменно вызывал восхищение. Разобран не ранее 1767 года.

Росписью руководил иконописец Симон Ушаков. Иностранные современники, посещавшие Коломенский дворец называли его восьмым чудом света.

В 1673 году часовой мастер Оружейной палаты Пётр Высоцкий установил часы на башню перед воротами и устроил механику рыкающих львов.

В первой половине XVIII века дворец стоял заброшенным, и редко посещался.

Нынешнее строение, завершенное в 2010 г., представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II.


4. Петропавловский собор


Петропавловский собор

Собор в Санкт-Петербурге.

Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости

Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини.

Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры

Его экстерьер строг и достаточно скромен. Стены оформлены лишь плоскими колоннами - пилястрами - и головами херувимов на наличниках окон.

вместо традиционного креста - тонкая золотая башенка, служащая основанием 40-метрового шпиля. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь до начала XX века хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей.

  • В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего Петра II.

5. Здание Двенадцати коллегий


Здание Двенадцати коллегий - выстроенное в 1722-1742 гг. для размещения петровских коллегий. Крупнейший по размерам памятник петровского барокко. Общий проект составил Доменико Трезини. В XVIII веке здание занимали высшие органы государственного управления.


6. Большой Петергофский дворец


Большой Петергофский дворец

Был практически полностью разрушен во время Второй мировой войны, в 1952 году восстановлен.

был перестроен (1745-1755) Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф. Б. Растрелли).

В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, статуи, рокайли, вазы. золочёная резьба по дереву.


7. Екатерининский дворец


Екатерининский дворец (также известный как Большой Царскосельский дворец )

бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов - Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II;

Входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой и называется; в течение XVIII века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце открылся музей. В период Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён.

При императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. Перестройкой руководил Бартоломео Франческо Растрелли.

В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели.

Янтарный кабинет или Янтарная комната - одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца.


8. Зимний дворец


Зимний дворец

в прошлом главный императорский дворец России. Объект культурного наследия РФ.

Построен итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров.

С 1917 г. Зимний дворец является государственным музеем

Cлайд 1

Архитектура XVII века в России Подготовила ученица 7 класса «А» Гуревич Софья учитель истории Мартыненкова М.В.

Cлайд 2

Как и в других направлениях культуры, в архитектуре шёл постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. Это проявлялось, в частности, в стремлении к внешней нарядности, охарактеризованной современниками как «дивное узорочье». На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы. В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.

Cлайд 3

В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками. Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы. Первый бесстолпный храм - Углич. Церковь Иоанна Предтечи

Cлайд 4

Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал. Царский дворец в 17 веке Царский дворец сейчас

Cлайд 5

К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре. Церковь Покрова в Филях

Cлайд 6

До наших времен дошло большое количество и светских построек, позволяющих судить об архитектуре того времени. Это деревянные Кремлевские терема, Крутицкий теремок и дом Голицына в Москве, каменные Поганкины палаты в Пскове, как и многие здания той эпохи, указывающие на высокую степень прихотливости вкусов, царившую в архитектуре 17-го столетия. Дом Голицыных

«Дивное узорочье. Архитектура ХVII века» – презентация, которая предназначается для использования на уроке МХК (возможно – истории) при изучении темы «Художественная культура Древней Руси» . Эта работа завершает серию презентаций, посвящённых древнерусскому зодчеству.

Дивное узорочье-Архитектура 17 века

С 16 века в европейских странах утвердилась архитектура пышных форм. Всевозможные украшения в виде обильной лепнины, раковин и завитушек, покрытых позолотой, и прочие ухищрения, призванные произвести впечатление богатства и роскоши, – всё это черты стиля барокко (от итальянского – вычурный, замысловатый). В России этот стиль назвали дивным узорочьем, он прижился не сразу, но в 17 столетии утвердилось московское барокко, которое называют нарышкинским по имени бояр Нарышкиных, оставивших потомкам в своих имениях живописные церкви, украшенные белокаменным кружевом.

Нарышкинское барокко

Семнадцатый век стал переломным в истории России и в её культуре. Новшества в художественной культуре проявили себя, прежде всего, в архитектуре. Нарушались средневековые принципы искусства, что в сочетании с влиянием народного творчества, привносило светскую праздничность. Этим объясняется уникальность искусства России 17 столетия, её жизнеутверждающий характер, её декоративное великолепие.

Шедевры дивного узорочья

Подлинным шедевром декоративной архитектуры 17 века можно назвать чудесный Крутицкий теремок в Москве. Он восхищает красочным, живописным цветным изразцовым убранством. Нужно отметить большое разнообразие гражданских сооружений 17 века. Палаты дьяка Аверкия Кириллова, трапезная Новодевичьего монастыря, палаты боярина Волкова, Теремной дворец в Московском Кремле различаются не столько конфигурацией объёмов, сколько фантазией зодчих в их декоративном убранстве, оправдывая название «дивное узорочье «, которое получила архитектура 17 века в истории искусства Древней Руси.

Палаты 17 века

Церковное зодчество 17 столетия восприняло многие черты гражданского строительства. И небольшие храмы, и монументальные соборы выглядят жизнерадостными. Их отличает богатый яркий декор.

Шедевры храмовой архитектуры 17 века

Большое значение в 17 веке уделяется строительству высоких колоколен, придающих выразительность отдельным архитектурным ансамблям. Они становятся выразительным акцентом в архитектурной композиции, придавая ей динамику.

Ансамбли с колокольней

Среди построек 17 века выделяются монастыри, сооружённые патриархом Никоном. Самый знаменитый из них Ново-Иерусалимский, в котором особенно ярко проявился светский характер культового зодчества того времени.

Исконно народное чувство декоративности и монументальности, воплотилось в одном из выдающихся художественных ансамблей 17 века, созданном по инициативе ростовского митрополита Ионы Сысоевича, ансамбле Ростова Великого, осуществив в нём синтез искусств.

Понравилась статья? Поделитесь ей