Контакты

Окр мир солнце растения и мы свами. Конспект урока по окружающему миру "солнце, растения и мы с вами вместе". Заданя для домашней работы

Солнце, растения и мы с вами

Растения - живые существа, значит, они дышат и питаются. Дышат растения так : из воздуха они поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ. А как растения питаются?
Вы знаете, что своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть.
Оказывается, листья растений из частиц воды и углекислого газа получают сахар, крахмал . Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Весь процесс возможен только на свету .
Почему же для его работы требуется свет? Солнечный свет снабжает растение энергией. Энергия нужна для работы любой машины и жизни любого существа.
Животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить питательные вещества. Это делают только растения . А животные и люди едят растения и получают для жизни энергию.
Вместе с питательными веществами, в процессе питания растения, образуется еще и кислород ! Растения выделяют его в воздух. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе не было бы кислорода. Животные и люди не смогли бы тогда жить на Земле!
Поэтому охранять растения - значит заботиться обо всём живом.

Нарисуй схему "Дыхание растений"

Нарисуй схему "Питание растений"

Листья растений из частиц воды и углекислого газа "готовят" пищу - крахмал и сахар . Этот процесс называется фотосинтезом .

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

Как связаны между собой Солнце, растения и люди?

Задачи:

рассмотреть связь солнца, растений и людей;

познакомить, как дышат и питаются растения;

показать роль растений в поддержании жизни на Земле.

Предметные результаты

Научатся

Устанавливать связь солнца, растений и людей;

Рассказывать о дыхании и питании растений;

Показывать роль растений в поддержании жизни на Земле.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; использовать знаково-символические средства.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников.

Личностные результаты

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде.

Основные понятия и определения

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека.

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни, как дышат и питаются растения. Как обнаруживать взаимосвязи между нежи-вой природой, растениями и человеком,

Вспомни, что поглощают растения из почвы

Растения — живые существа, значит, они ды-шат и питаются. Дышат растения так: из возду-ха они поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ. А как расте-ния питаются?

Изучение нового материала

Тайна растений

Вы знаете, что своими корнями растения вса-сывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Но как же растения по-лучают главные питательные вещества — сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть. Даже знаменитые учёные долго не могли разгадать эту тайну, но сейчас она раскрыта.

Выяснилось, что листья растений — это удиви-тельные «повара», которые из частиц воды и уг-лекислого газа «готовят» пищу — сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Работает чудесная «кухня» только на свету!

Почему же для её работы требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несёт энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для работы любой машины и жизни любого существа

Когда учёные разгадали тайну питания расте-ний, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить питательные вещества. Это дела-ют только растения. А животные и люди едят растения и получают необходимую для жизни энергию.

Учёные сделали и другое открытие: в зелёной «кухне» вместе с питательными веществами обра-зуется... кислород! Растения выделяют его в воз-дух. Если бы на Земле не росли растения, в воз-духе не было бы кислорода. Животные и люди не смогли бы тогда жить на Земле!

Как видишь, нужно очень бережно относиться ко всем растениям. Ведь если бы не было их, не было бы и нас.

Осмысление и понимание полученных знаний

1 .Рассмотрите схемы . Сравните их: в чём сходство и различие процессов дыха-ния и питания растений. Свой ответ обсудите в классе.

2.На основе схем учебника изготовьте моде-ли, показывающие дыхание и питание растений. Расскажите с их помощью об этих процессах. Проверьте друг друга. При необходимости ис-правьте ошибки, перемещая детали моделей.

3.Ответьте на вопросы: какую роль в питании растения играют корень, стебель, листья? Поче-му так легко дышится в лесу, парке и других местах, где много зелени? Попросите учителя проверить вас.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Как дышат растения? 2. Как питаются рас-тения? 3. Как связаны между собой Солнце, растения и люди? 4. Почему животные и люди не могли бы жить на Земле без растений?

Вывод. В листьях растений на свету образуются питательные вещества. Эти питательные вещества используют животные и люди. Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Поэтому охранять растения — значит заботиться обо всём живом

Домашнее задание

1.Составь схему, которая показывает, что да-ют растения животным и человеку.

2.Напишите от имени своей семьи благодар-ственное письмо растениям за их вклад в под-держание жизни на Земле. Постарайтесь краси-во оформить его. Приготовьтесь торжественно зачитать письмо на следующем уроке.

Органы дыхания у растений Устьица

Дыхание лесов -

МБОУ - Займищенская СОШ

им. Ф.Г. Светика

г. Клинцы Брянской области

Открытый урок

по окружающему миру

в 3 классе

УМК «Школа России»

Бондаренко Татьяна Михайловна,

учитель начальных классов

I квалификационная категория

2014год

Урок 15. Солнце, растения и мы с вами

Цели деятельности учителя :

о бучающие: создать условия для ознакомления учащихся со способом дыхания и питания растений; установления взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли.

р азвивающие: способствовать развитию наблюдательности, логического мышления на основе отработки логических операций: анализа и обобщения, определения понятий.

в оспитательные: содействовать воспитанию доброго отношения к природе, показать роль растений в поддержании жизни на Земле.

Оборудование : тесты; динамические схемы: «Дыхание растений», «Питание растений» (демонстрационные и индивидуальные); Рабочие тетради; учебник; смайлики для рефлексии учащихся.

Сценарий урока

Охранять растения – значит
заботиться обо всем живом.

I. Организация начала урока.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Делать выводы и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Повторение изученного материала: тестовый контроль.

о тветьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов.

1-й уровень сложности

1. Почва – это…

о) верхний плодородный слой земли;

в) полезное ископаемое;

м) песок и глина.

2-й уровень сложности

1. Верхний, рыхлый, плодородный слой земли, на котором растут растения, называется…

н) перегной;

м) почва;

ж) полезное ископаемое.

2. Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы:

б) сыпучесть;

к) темный цвет;

т) плодородие;

у) водонепроницаемость.

2. Найди основное свойство почвы:

х) цвет;

г) сыпучесть;

о) плодородие;

я) непрозрачность.

3. Почва состоит:

ф) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;

ж) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

л) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей .

3. Состав почвы:

х) микробы, корни растений, различные животные, обитающие в почве;

л) воздух, вода, перегной, песок, глина, соли;

н) воздух, вода, перегной, песок, глина, соли; а также микробы, корни растений и различных животных, обитающих в почве.

4. Ботаника – это…

е) наука о животных;

и) наука о растениях;

ю) наука о грибах.

4. Наука о растениях называется…

а) астрономия;

е) зоология;

о) ботаника.

т) остатки растений и животных;

р) перегной, песок, глину;

ч) воздух, воду, соли.

5. Из почвы растения получают:

т) перегной, песок, глину;

д) воздух, воду, соли;

б) остатки растений и животных.

6. Ученые выделяют… групп растений:

к) 4;

ц) 6;

н) 5.

6. Ученые выделяют следующие группы растений:

у) мхи, папоротники, водоросли, травянистые растения;

е) водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения;

и) травянистые растения, цветковые растения, водоросли.

7. К растениям не относятся:

и) кустарники;

е) деревья;

о) воздух;

я) травы.

7. Листья хвойных растений называются...

щ) пластинки;

ш) иголки;

ц) хвоинки;

ч) лепестки.

Самопроверка.

У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «отлично» или «молодец».

2. Зачитываю "Письмо зелёному другу"

Ответы детей. Творческое задание, выполненное уч-ся дома.

У доски 4 ученика.

Обобщение ответов ребят.

Мы с вами постоянно совершаем экскурсии в школьный сад и вокруг школы, наблюдаем, какие изменения происходят с растениями, беседуем с ними, выберем дерево и будем за ним ухаживать. Мы с вами подкармливаем птиц зимой, заботимся о чистоте вокруг, участвуя в субботниках, а теперь ещё больше будем бережно относиться к природе, ухаживая за маленькими деревцами.

III. Сообщение темы и цели урока.

Актуализация знаний, полученных на прошлых уроках.

Отгадывание загадок:

    Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печёт.

    Вокруг нас растут, цветут,

Кислород всем нам дают.

3. Может сеять и пахать,

И машиной управлять,

Ну, а если захотите

Может в облака слетать,

Ключевые слова - отгадки: солнце, растения, человек. Слайд 1.

Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.) Слайд 2 .

Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? (Человек бы умер…)

В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

п рочитайте тему урока. («Солнце, растения и мы с вами».)

Я попыталась отобразить тему нашего урока в следующей схеме:

Солнце Растения Человек

Подумайте, что я этим хотела сказать? Посмотрите внимательно на записанную тему и схему.

Какую часть природы будем изучать? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).)

Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)

Прогнозирование целей урока учащимися Слайд 3.

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?.

Ответы детей.

    Что было на завтрак у вас сегодня?

    А что ели ваши питомцы: кошки, собачки?

    Чем «позавтракали» сегодня комнатные растения?

Ответы детей.

Какие вопросы у вас возникли? Что хотите у меня спросить? (Как растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом растения получают питание?)

– Давайте послушаем ваши версии. (Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня…)

Выступление учащихся с сообщениями.

Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, какими «продуктами» питаются растения. Их интересовали такие вопросы:

Посажено одно зерно пшеницы, а созрело несколько десятков. За счет чего произошло увеличение числа зерен?

В почву попало семя березы, вес которого незначительный, а выросло громадное дерево. За счет чего происходит рост растений?

Чтобы ответить на этот вопрос, несколько сотен лет назад голландский ученый Ван Гальмонт в течение 5 лет выращивал ветку ивы в горшочке с почвой, учтя вес ветки и почвы перед опытом. Через 5 лет вес ветки значительно увеличился, в то время как вес почвы уменьшился незначительно. Откуда же в растение поступали те вещества, которые пошли на рост ветки?

Точного ответа на тот вопрос ученый не нашел. Но примерно через 150 лет английский ученый Пристли, используя научные данные Гальмонта, опытным путем доказал, что зеленое растение исправляет «испорченный дыханием и горением воздух».

Выступление ученика по итогам проведения опыта с растениями:

- Мы взяли два растения и провели с ними следующие опыты:

1. Одно росло на подоконник, мы его поливали.

2. А другое поставили в тёмный шкаф, поливая его.

Вывод: Что же мы увидели через некоторое время? Показ растений

Первое - живое и продолжает расти на окне. А второе - у него листочки изменили окраску. Стали бледно - зелёного цвета и сам цветок выглядит вялым. Что же повлияло на его рост? Почему оно изменилось? Чем дышит и чем питается? Это я бы хотел сегодня узнать на уроке?

Ребята, вы вправе можете называться учеными-ботаниками, так как умеете выдвигать различные гипотезы, отстаивать свою точку зрения. Ученые всего мира очень долго пытались определить, какими «продуктами» питаются растения, как происходит процесс дыхания.

IV. Изучение нового материала.

1. Дыхание растений.

Объяснение учителя.

п ри объяснении материала учитель моделирует на экране

схему по вопросам и ответам уч-ся. Слайд 6.

Дыхание растений

Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.

Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)

2. Питание растений.

Беседа:

Вы теперь знаете, как дышат растения.

О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.)

Видеофильм - просмотр .

Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)

Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал? (Учащиеся могут ответить: из почвы.)

Какой вопрос у вас возникает? (Почему же для работы требуется свет?)

Дело в том, что солнечный свет несет энергию , без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины. Слайд 7.

3. Почему люди и животные не могут жить без растений?

Работа с учебником. Слайд 17.

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)

Откройте учебник (с. 74). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос : почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

Рассказ ученика:

Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям. Теперь я получил ответ на свой вопрос.

с кажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)

Работа в парах. Чтение в учебнике «Рассказа ученого- биолога» стр. 74.

Слайд 9.

Физкультминутка Слайд 12.

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучики согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ножками топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

Самостоятельная работа уч-ся. Слайд 13.

Работа со схемами в Рабочей тетради.

Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? (Питаются – днем; дышат – постоянно.) Проверь себя. Слайд 15-16.

V. Закрепление изученного материала.

Закрепление. 1. Дополните названия газов в таблицы. Слайд 18.

2. Указать стрелками правильный ответ. Слайд 19.

1.* Процесс, при котором растение

поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.----- Дыхание.

2. * Процесс, при котором растение

поглощает углекислый газ, а выделяет кислород. --------- Питание. Слайд 19.

Вывод – чтение с доски. Слайд 20.

Творческая работа в группах.

1 ряд – рисование плакатов «Берегите природу!»

2 ряд – рисование запрещающих знаков в помощь лесным обитателям

3 ряд – составление лозунгов об охране природы

Проверка работы у доски – показ выполненной работы.

Учитель: Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?

Ученик : Необходимо бережно относиться ко всем растениям.

Все в природе взаимосвязано.

Учитель: Как приятно, когда ребята знают и берегут природу.

Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – маленькая рана, нанесённая природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!

VI. и тог урока.

Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? ( о тветы учащихся.)

Мне невольно вспоминаются следующие слова: Слайд 21.

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял – и завял,

А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.)

Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.

Домашнее задание: учебник, с. 74–77; по желанию: придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли все растения; выполнить рисунок на заданную тему.

Рефлексия. Покажите смайликом настроение, которое соответствует атмосфере на сегодняшнем уроке. Слайд 22.

Заключение.

Я благодарю вас за работу на уроке.

Выставление отметок с комментированием.

На память я хочу подарить вам изображение солнышка.

Пусть оно согревает и сопутствует вам всегда.

Урок окончен. Спасибо всем за работу.

Дополнительно:

Разгадаем кроссворд (слово «растения» прописано).

1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220–280 кг углекислого газа и выделяет 180–200 кг кислорода. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? ( п итание.)

2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды? ( с вет.)

3. Какой газ выделяют растения при дыхании? ( у глекислый.)

4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? ( д ыхание.)

5. Какой газ необходим для дыхания растений? ( к ислород.)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Методическая разработка урока

на конкурс профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

учитель начальных классов,

Кашира, 2015

Окружающий мир,3класс, урок новых знаний

Тема . Солнце, растения и мы с вами

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель : формировать представление о взаимосвязи между растениями и Солнцем.

Задачи:

1) Ознакомить учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений,

показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений

и живых организмов Земли.

2) Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление

учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

3) Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, позитивное эмоционально – ценностное отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты обучения:

Личностные

Учащиеся получат возможность для формирования: интереса к чтению информации о данной теме, к ведению диалога с учителем; к развитию речи, логическое мышление учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

У учащихся будут сформированы элементы сознательного отношение к природе, воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные УУД :

Учащиеся:

Научатся формировать поставленную проблему, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

Получат возможность ознакомления со способом дыхания и способом питания между живой и неживой природой.

Умения самостоятельно формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД :

Учащиеся:

Научатся формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

Научатся формировать умение договариваться,

Находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.

Регулятивные УУД:

Учащиеся:

Научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

Получат возможность научиться: адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Предметные результаты:

Учащиеся:

Освоят умение создавать выводы на доступные детям изучаемые темы;

Приобретут навыки нахождения взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений

и живых организмов Земли.

Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска;

учебник «Окружающий мир» для 3 класса, А. А. Плешаков;

тетрадь по окружающему миру для 3 класса, А. А. Плешаков;

тестовые задания на интерактивной доске;

схемы, раздаточный материал, открытки для учащихся, карточки;

презентация к уроку.

Сценарий урока

Эпиграф: Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.

I. Организационный момент.

(Приветствие детей, настрой на учебную работу стихотворением)

Учитель:

Добрый день, ребята. Очень рада вас видеть. Хочу поприветствовать вас стихотворением

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Делать выводы и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Учитель:

Прошу присесть тех, кто любит думать и рассуждать на уроке. Ум - хорошо, а два - ещё лучше. Надеюсь на вашу помощь на уроке.

Учитель:

А теперь присядьте те, кто готов к уроку и настроен на активную работу. Молодцы. Дорогу осилит идущий.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель:

На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Разнообразие растений»

1.Угадайте группы растений:

*Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли )

* Они растут во влажных местах . Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи )

*Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники )

* У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растения ) Слайд№2

2. На доске тест. Здесь 4 ошибки. Попробуйте найти их. Слайд №3

* У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки.

* У лиственницы листья всю зиму зеленые.

* Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения

* У сосны и ели созревают плоды - шишки. В них находятся семена.

Учитель:

Проверим ваши ответы . Слайд №4

1. У хвойных растений нет листьев, а есть листья - хвоинки.

2. У лиственницы листья опадают осенью.

3. Хвойные растения не цветут.

4. У хвойных растений нет плодов.

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель:

Вы хорошо поработали. И за это я загадаю вам загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке.

Отгадывание загадок:

1. Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печёт.

2. Вокруг нас растут, цветут,

Кислород всем нам дают.

3. Может сеять и пахать,

И машиной управлять,

Ну, а если захотите

Может в облака слетать.

Учитель:

Какие слова у вас получились?

Ключевые слова - отгадки: солнце, растения, человек. Слайд №5

Учитель:

Прочитайте, эпиграф к уроку. ( Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.) Слайд 6 .

Учитель:

Как вы понимаете эти слова? ( Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? ( Человек бы умер…)

В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

- п рочитайте тему урока. Слайд 7 («Солнце, растения и мы с вами».)

Я попыталась отобразить тему нашего урока исходя из ваших отгадок в следующей схеме: Слайд 8

Солнце  Растения  Человек

Учитель:

Подумайте, что я этим хотела сказать? Посмотрите внимательно на записанную тему и схему.

На какие две группы можно разделить эти слова? (Живая и неживая природа)

Какие из этих слов относятся к живой природе? К неживой? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).)

Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)

Прогнозирование целей урока учащимися

Учитель :

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Ответы детей.

Учитель:

Какие вопросы у вас возникли? Что хотите у меня спросить? ( Как растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом растения получают питание?)

Давайте послушаем ваши версии. (Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня…)

Учитель:

А как же питаются растения?

Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, как дышат и какими «продуктами» питаются растения. Давайте и мы попробуем с вами сегодня стать исследователями.

Учитель:

Какие цели поставим перед собой? (Как дышат растения? Как они питаются? Какое значение имеет солнце в жизни живых организмов?)

Слайд 9.

IV. Изучение нового материала.

1. Дыхание растений.

Беседа :

Учитель:

Как дышим мы с вами?

А как растения?

п ри объяснении материала учитель моделирует на экране схему по вопросам и ответам уч-ся. Слайд 10.

Дыхание растений

Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.

Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)

2. Питание растений.

Объяснение учителя .

Учитель:

Вы теперь знаете, как дышат растения.

О чем сейчас нам нужно поговорить? ( О питании растений.)

Какие у вас версии: как питаются растения? ( Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)

- Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал ?

Ведь их в природе нет, а в растениях есть?

Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?

Какой вопрос у вас возникает? Какое значение имеет солнце? ( Почему же для работы требуется свет?)

Учитель:

В чем тайна? Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.

Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету.

Дело в том, что солнечный свет несет энергию , без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины. Слайд 11

3. Почему люди и животные не могут жить без растений?

Работа с учебником. Работа в парах. Чтение в учебнике «Рассказа ученого - биолога» стр. 74. Слайд 12.

Учитель:

с кажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? ( Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)

Откройте учебник (с. 76, 1 абзац). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос : почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

Рассказы учеников:

Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Питание растений происходит днём.

Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям. Теперь я получил ответ на свой вопрос.

V. Физкультминутка Слайд 13.

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучики согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ножками топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

Учитель:

Продолжим наши исследования.

Самостоятельная работа учащихся.

Работа со схемами в рабочей тетради. (стр.42 №1)

Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? ( Питаются – днем; дышат – постоянно.)

Заполните самостоятельно схемы дыхания и питания растений.

Проверь себя. Рабочая тетрадь с.42 №1 Слайд 14-15

VI. Закрепление изученного материала.

1. Задание. Дополните названия газов в таблицы . ( раб тет. С. 43 №2)

Проверка : Слайд 16 .

2 . Задание . Указать стрелками правильный ответ .

поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.----- Дыхание.

* Процесс, при котором растение

поглощает углекислый газ, а выделяет кислород. --------- Питание.

Проверка: Слайд 17.

Учитель:

Какой вывод мы получили?

Вывод – чтение с доски . Слайд18 .

3.Творческая работа в группах.

1 ряд – рисование плакатов «Берегите природу!»

2 ряд – рисование запрещающих знаков в помощь лесным обитателям

3 ряд – составление лозунгов об охране природы ( из отдельных слов )(« Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок », «В природе нет ничего бесполезного»,»Берегите природу - источник жизни, бодрости, здоровья»)

Проверка работы у доски – показ выполненной работы.

Учитель: Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?

Ученик : Необходимо бережно относиться ко всем растениям. Все в природе взаимосвязано.

Учитель: Как приятно, когда ребята знают и берегут природу.

Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – маленькая рана, нанесённая природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!

VII. и тог урока.

Учитель:

- Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? ( о тветы учащихся .) Слайд 19.

Мне невольно вспоминаются следующие слова: Слайд 20.

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял – и завял,

А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.)

Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.

VIII. Домашнее задание: Слайд 21

Учитель: учебник, с. 74–77, рабочая тетрадь с.44;

-составить схему на тему: «Что дают растения животным и человеку» (раб. т. с.44 №4)

-написать от имени семьи благодарственное письмо растениям за их вклад в поддержание жизни на Земле. (раб.т. с.44 №5)

*по желанию:- придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли все растения;

IΧ. Рефлексия. Слайд 22

Учитель:

У вас есть 2 солнышка . Если вам было интересно, понятно, вы узнали новое - покажите «весёлое солнышко», если на уроке узнали новое, было понятно, но вам не интересно - «солнышко грустное».

Слайд 23

Учитель:

Я благодарю вас за работу на уроке.

Выставление отметок с комментированием.

Урок окончен. Спасибо всем за работу.

Тема: «Солнце, растения и мы с вами»

Цель: познакомить с дыханием и питанием растений.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой и живой природой, растениями и человеком;

Учащиеся научатся моделировать эти взаимосвязи и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

Оборудование:

Карточки у учащихся и учителя для моделирования процессов питания и дыхания растений, таблицы, компьютер, экран.

ХОД УРОКА

I .Организационный момент

Проверяем готовность к уроку.

II .Актуализация знаний

1.Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос):

Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»?

Перечислите, какие вы знаете группы растений?

Приведите примеры различных видов растений, которые записали в рабочей тетради.

Перечислите основные части растений?

2.Игра «Кто знает?» (Работа в парах по таблице):

Плоды

Семена

Корни

Листья

Стебли

Слива

Огурец

Горох

Морковь

Кукуруза

У вас на столе лежат таблицы. Их надо дополнить. Работаете в парах, а затем будем проверять.

III .Самоопределение к деятельности.

Мы перечислили основные части растений. А теперь подумаем, без чего не могут обходиться растения? (солнце, свет, почва, вода )

Тема нашего урока «Солнце, растения и мы с вами». Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (Слайд 1)

Ребята, а как слова «солнце», «растение», «человек» распределить в две группы? (объекты живой и неживой природы ) (Слайд 2)

Какие признаки живой природы мы знаем? (дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются и умирают ) (Слайд 3)

Все это относится и к растениям. И сегодня мы поговорим о том, как растения дышат и питаются.

Цель нашего урока: познакомится с питанием и дыханием растений (Слайд 4)

Какие задачи мы перед собой поставим, исходя из темы урока и нашей цели?

    Узнать о том, как растения дышат

    Узнать о том, как растения питаются

    Обнаружить взаимосвязь между неживой природой, растениями и человеком.

    Смоделировать взаимосвязи между растениями и неживой природой. (Слайд 5)

IV .Работа по теме урока

1.Беседа и рассказ учителя

Дыхание растений (слайд 6)

Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. Нам это показали проведенные ранее опыты.И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.

В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.

Питание растений (слайд 7)

Откуда растения получают питательные вещества и воду? (почва )

А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли )

Ребята, а как вы думаете, есть ли в почве сахар или крахмал? (нет )

Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?

Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.

Итак, основные питательные вещества растения получают из почвы. Это минеральные соли и вода. Но мы знаем, что растения не могут жить без света солнышка. Зачем же нужно оно? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и вода для роста клеток листьев.

А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.

V .Закрепление изученного материала

Работа с моделями (Дети работают у себя в тетрадях, учитель на доске).

Попробуем эти процессы смоделировать. Первое. Как растения дышат?

Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель дыхания растений.

Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.

Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель питания растений.

Кто из вас уже понял, как взаимосвязаны объекты живой природы – растения и солнце – объект неживой природы?

Осталось решить последнюю задачу. Как связаны растения и мы с вами? (растения при питании выделяют кислород, в растениях содержатся питательные вещества )

VI .Рефлексия

В своих тетрадях дома наклейте карточки правильно, чтобы смоделировать процессы питания и дыхания растений.

А внизу с. 42 поставьте флажок нужного цвета. Зеленый если на уроке все понимали и получалось. Желтый – если что-то осталось непонятным или не получалось. Красным – если не поняли ничего и ничего не получилось.

VII . Итог урока

Какова была цель нашего урока? (слайд 8)

Сумели ли мы решить поставленные задачи? (Слайд 9)

Что интересного узнали на уроке?

Спасибо за внимание! (Слайд 10)

Резерв: написать благодарственное письмо растениям.

Понравилась статья? Поделитесь ей