Контакты

Протоиерей андрей воронин афонский монастырь. Электронный журнал "россия в красках". Чу «ковалевский центр помощи детям»

Православной церкви и другим религиозным организациям рекомендовано активнее укреплять семью и популяризировать здоровый образ жизни . Соответствующая резолюция была принята 15 мая на круглом столе "Крепкая семья - крепкая Россия" в Фурманове. В нем принимали участие политики, областные чиновники и представители церкви. Также религиозным организациям предписывается проводить акции, посвященные проблемам развития семьи, духовно-нравственного, культурного и правового воспитания. // Иваново-Вознесенская епархия


[настоящие ценности ] Газета "Новая жизнь" - о семье священника Андрея Воронина: "На добрых традициях, православных устоях и родительской любви воспитываются шестеро детей в семье Ворониных. [Она] известна всем, кто постоянно посещает храм Вознесения Господня в Старой Середе и часовню Рождества Пресвятой Богородицы, где служит о.Андрей. Тем, кто является поклонником творчества матушки Анны и ее детей. Супруги Воронины вместе уже 17 лет. В юности часто наведывались в Михайловскую церковь к о.Иерониму петь в хоре. [Тот] предложил о.Андрею принять приход. На протяжении многих лет протоиерей Андрей являлся настоятелем Свято-Михайло-Архангельского прихода в селе Михайловское, а с конца 2007 года переведен в приход Фурманова. Матушка Анна, регент церковного хора, работает музыкальным руководителем в школе, детском доме, в городском молодежном центре. Почти 14 лет она руководила народным камерным хором в Центральном дворце культуры. Молодые люди [познакомидись в Нижнем Новгороде], учились вместе в консерватории. В хоре, где [пела] Анна, не хватало тенора, поэтому ей приходилось [исполнять] мужскую партию. Регент сказал: "Найдешь [мужчину] - будешь петь женскую партию". Анна присмотрела на эту роль Андрея. К Рождеству он пел вместе с ней, с этого началась их совместная история. Будучи настоятелем храма в селе Михайловское, о.Андрей написал и издал книгу о местночтимом архимандрите Леонтии (Стасевиче), построил часовню над чудотворным источником, поднял мощи [святого старца]. Сотни паломников стекались ежегодно в местный храм, где их ждали покой, уют, привет батюшки и хоровое духовное пение. Вот уже полтора года семья Ворониных живет в Фурманове: им была выделена квартира. Главный их труд - восстановление разрушенного храма Вознесения Господня. В этом супругов поддерживают прихожане, ученики местных школ [и] профучилищ, общественные организации. Крышу перекрыли. В преддверии Пасхи в Тутаеве для церкви [приобрели] 5 колоколов. После [многих] лет молчания знаменитый храм оживает. Общественная жизнь для Ворониных - вовсе не нудная обязанность. Батюшка Андрей - постоянный гость в музеях города, на школьных классных часах, посвященных проблемам духовного воспитания, борьбы с наркоманией и алкоголизмом, на балу [школьных] медалистов, на тематических вечерах, занимается дистанционным обучением детей-инвалидов. Матушка Анна старается приобщить фурмановских ребятишек к миру музыки, к духовному хоровому пению. [Оба] - постоянные участники городских, областных [и] российских [фестивалей]. "Самая музыкальная мама" - этот приз получила Анна Евгеньевна в конкурсе "Такие разные мамы". Епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский наградил протоиерея Андрея Воронина за участие в фестивале детского творчества "Рождественский подарок". Администрация Нерехтского района благодарила [супругов] за участие в фестивале духовной и народной музыки, посвященном преподобному Пахомию Нерехтскому. Оба имеют музыкальное образование, живут музыкой, духовными песнями, прививают эту любовь своим детям. Батюшка своими руками изготовил гусли и записал CD-альбом со старинными духовными песнями в его исполнении. Четверо детей Ворониных посещают местную музыкальную школу. Играют не только на народных (гуслях, балалайке) инструментах, но и на традиционных - фортепиано. О.Андрей снимает документальные фильмы. Один из них - о наркозависимых, которые проходят реабилитацию в одном из православных приходов Ивановской епархии. Фильм "Мой духовный сад" во Всероссийском кинофестивале короткометражных фильмов "Семья России" завоевал главный приз [в номинации "Песня о семье"]. В [нем] в 2 частях, снятых с разницей в 10 лет, отец Андрей и матушка Анна, их дети рассказывают о том, как они живут, дружат, любят, как пытаются, чтобы их "духовный сад" всегда был свеж и ярок, не увядал ни на минуту. Любят Воронины ездить на родину отца на Горьковское море, заниматься там зимней рыбалкой. О.Андрей вырос в сельской местности, поэтому прикипел к зиме, к лесу. Когда-то он своими руками построил дом, пасеку, вырастил сад. В семье чтят русские традиции, на них воспитываются все шестеро детей Ворониных - [Александр, Екатерина, Иван, Татьяна, Нина, Василий]. Хоровое пение, службы в храме, заповеди и молитвы- все привычно. [Вместе с родителями дети соблюдают посты, отмечают праздники, принимают гостей, ставят сценарии православных изданий, выступают перед прихожанами]. "Мы не стараемся непременно приучить детей к церковным обрядам, службам, к христианскому распорядку - они ко всему должны придти сами", - говорит о.Андрей. В школе Воронины учатся как все. Старший, Александр, - десятиклассник, практически, уже программист. Самостоятельно создает программы, имеет свой сайт в интернете. Настя увлекается "Ранетками", занимается в кружках [городского] центра детского творчества. Ваня выступает на [музыкальных смотрах, играет на балалайке]. [Несколько лет назад] в областном конкурсе "Отец года" о.Андрей был признан лауреатом областной премии "Лучший отец года". Детей супруги не стараются воспитывать по какой-то определенной системе, времени для этого нет, да и ни к чему. Они воспитывают личным примером. Сейчас Воронины живут в квартире, и у ребят стало больше свободного времени. Но еще год назад, в Михайловском именно на [них] лежали заботы о яблоневом саде, о пасеке, о том, чтобы печи были вовремя натоплены. Совместные поездки, поиск выхода из сложных психологических ситуаций закаливает, способствует сплочению семьи. "Нас 8 человек, плюс кошка и рыбки. И всем нам не тесно, а, наоборот, очень радостно и светло жить в общем доме", - говорит матушка Анна. А это, наверное, и есть счастье". //

Дорогие однокурсники и выпускники географического факультета! Многие из нас знают отца Андрея (Андрей Воронин кафедра гляциологии 1985 год выпуска). Сейчас он принял постриг под именем Иоанна и живет в монастыре Кутлумуш , гора Афон, Греция. В этом письме есть ссылки на увлекательное повествование Андрея Рыбака, друга о. Иоанна, где он описывает их совместное путешествие на Афон (смотрите тему "Голубь над Афоном" ). А затем поездку в гости к о. Иоанну в монастырь Кутлумуш, где он обрел свой новый дом - http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_43_1/topic_10143 /.

Я знаю о. Иоанна много лет. И все эти годы, с верой в Бога, он заботился о других людях больше, чем о себе. Многие из нас знают его милосердный проект «Ковалевский детский дом » - http://kovalevo.org/ . И сейчас, когда он осуществляет свое монашеское служение с молитвами за всех нас, хочется помочь ему тем малым, чем можно ему помочь.

Воробьева (Божинская) Леся

Ниже письмо отца Иоанна к Андрею Рыбаку:

Мир тебе, дорогой брат! Архимандрит Христодул, игумен монастыря Кутлумуш, помимо развален кельи св. апостола Андрея дал мне еще один объект - древний пиргос (башню) с системой причалов, являющийся древнейших портом Афона. Сейчас это абсолютно пустынное место, где просто никого нет. Пиргос отстоит от моей развалины, примерно, в 80-ти метрах. Раньше это был единый комплекс. Внутри пиргоса имеется прекрасно сохранившийся храм в честь свв. Архангелов и жилое помещение наверху. Нужно отремонтировать дорогу, подвести воду, сделать какой-нибудь обогрев, вставить окна, двери и проч. Поскольку объект исторической важности, то приходится каждый шаг производить с оглядкой и согласованием, чтобы воссоздать древний облик. Пытаюсь сейчас еще кого-нибудь подключить к нашему объекту, потому что он очень значим для Афона вообще. Много очень отцов ютится где ни попадя, русских, разумеется. Слава Богу, что игумен Кутлумуша реально никому не отказывает: уже в самом монастыре проживает 8 русских на 32 человека братии! Это не считая келлиотов. Очень многие стройки келий, да практически - все, сейчас заморожены на землях Кутлумуша, по причине "наезда" под благовидными предлогами других монастырей на Кутлумуш из-за большого количества русских, которым монастырь разрешил проживать. Дескать, идет самострой, без надлежащих документов и разрешений. У меня ситуация самая благоприятная: есть все документы, одобренные на самом верху администрации Афона (Кинот), и есть рабочие, которые в момент остались без дела. НЕТ ДЕНЕГ. Э-то известная тема... Монастырь сам один из самых бедных на Афоне: еда - наилучший показатель. Она самая скудная здесь. А архимандрит сидит с братией за одним столом. Большинство моих знакомых отказались бы от такой пищи будучи даже голодными. Они стараются, но не все выходит. Я бегаю от монастыря до кельи все время: 6 км под горку и 6 обратно в горку, при перепаде высоты в 400 м. Монастырь дал машину - старую, OpelFrontera, пыхтит, скрипит, но ездит пока. Надо таскать стройматериалы, возить рабочих, еду и проч. Все очень дорого. Но, свобода, молитва и тот бесценный опыт, который можно приобрести только здесь того стоят! Ș даже более. Сейчас чрезвычайно важно положить все силы на организацию жизни русских отцов-подвижников, хотя бы некоторых из них. В мире грядут большие перемены. Однако нужно четко понимать, что судьба этого мира решается не политиками и их интригами, а в БЕЗМОЛВИȘ и в умном делании отцов - аскетов. В перспективе для русской братии появление целого скита. Цена вопроса очень велика и оценивается десятками тысяч евро, поскольку цены здесь особенные. Очень дорогой завоз через паром. Мы будем рады любому пожертвованию .

Реквизиты рублевой карты:

Карта рублевая MasterCard

№ карты 5305955600875757

N 30101810500000000280

БИК 044525280

ИНН 7710020212

ОГРН 1037739314348

Счет получателя: 40817810600003000204

Реквизиты текущего счета в рублях РФ:

Банк получателя: Коммерческий Банк «Русский Торговый Банк» (общество с ограниченной ответственностью)

Корр. счёт в Операционном управлении Главного управления Центрального банка

Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва

N 30101810500000000280

БИК 044525280

ИНН 7710020212

ОГРН 1037739314348

Юр. Адрес: РФ, 119021, город Москва, улица Тимура Фрунзе, дом 11, строение 60А

Счет получателя: 40817810000000000658

Получатель: Воронин Андрей Руфович

Реквизиты карты в евро:

Карта в евро

№ карты 5471511438512357

Платежные реквизиты для перечисления в Евро:

Банк получателя (Beneficiary bank): Russian Trade Bank Limited Liability Company, MOSCOW, RUSSIA

Они открыты, общительны, раскрепощены. Рукопожатие у многих мальчишек совсем не детское, а на тренировке по скалолазанию они поражают гибкостью, цепкостью и выносливостью. Первое восхождение на Эльбрус десятилетние детдомовцы вместе со своим директором совершили в 2001 году. Десять лет спустя бороться за выживание церковному детскому дому приходится уже не в горах.

Зачем им Эльбрус

За это восхождение директор Ковалевского детского дома, настоятель Преображенского храма города Нерехты Костромской области протоиерей Андрей Воронин был занесен в Книгу рекордов Гиннесса — никогда еще на Эльбрус не поднимались такие юные альпинисты. Лучшие альпинисты мира — Алексей Болотов, Валерий Бабанов — выразили ему свое восхищение. Но не ради славы и рекордов вел батюшка детей в горы. Он убежден, что экстремальные походы необходимы для их воспитания: «Десять дней такого похода заменяют мне как минимум десять месяцев напряженной педагогической практики. И то я не уверен, что в тепличных условиях добился бы нужного результата. А в экспедиции добиваюсь именно той цели, которую ставлю заранее. Дети начинают доверять мне. Ведь современные детдомовцы изначально взрослым не доверяют, потому что родители и близкие родственники их предали. Попадая в детский дом, многие из них могут выражать привязанность к кому-то из взрослых, но не нужно строить иллюзий: это небескорыстно. Эти дети прагматичны, жизнь они понимают как выживание и сотрудников детдома хотят использовать для своих меркантильных целей. А без доверия ребенка к педагогу воспитание невозможно. В экстремальном походе, когда мы висим с ними на одной веревке, вместе мокнем по пояс в снегу, такое доверие возникает. Рискованно? Очень, но в данном случае риск себя оправдывает. Дети узнают свой запас прочности, начинают реально оценивать ситуацию и иначе взаимодействовать в коллективе, старшие помогают младшим. Такое в детском доме не смоделируешь, там сплошное потребление. Конечно, они дома участвуют в приготовлении еды, уборке. Но все прекрасно понимают, что, если они откажутся, за них сделает кто-то другой. В походе никто за них ничего не сделает. Там идет реальное выживание».

Отец Андрей не играет в азартные игры со смертью (чем грешат некоторые экстремалы). Он, имеющий опыт более сложных походов, никогда не помещает своих воспитанников в критические условия. Но детям многие походные ситуации кажутся именно критическими, на грани выживания.

За чистоту в коровнике отвечают сами мальчишки. Убирают по графику. Многие детдомовцы умеют и корову подоить, и уколы животным сделать, и покормить скотину, и принять отел у коровы

Куда подевались здоровые дети?

После восхождения в 2001 году отец Андрей Воронин еще три раза водил своих воспитанников на Эльбрус. Последний раз — в 2008-м. Сегодня на такие дальние поездки нет денег, но даже если бы были, нынешних воспитанников батюшка в горы не поведет. Он заметил, что после 2005 года резко ухудшилось здоровье детей, поступающих в детдом. Из нынешних воспитанников невозможно организовать группу для проведения такого экстремального похода.



Отец Андрей часто встречается с директорами других детдомов, и все замечают резкое ухудшение здоровья своих новичков именно за последние пять-шесть лет. Родители большинства предыдущих воспитанников выросли еще в советское время, в более или менее благополучных семьях. Многих из тех воспитанников рожали здоровые женщины, которые опустились потом, в девяностые годы, не выдержав социальных потрясений. Сегодня в детские дома в основном поступают дети, матери которых сами выросли в асоциальных семьях в те самые девяностые. Естественно, такие мамаши продолжали пить-курить-колоться и во время беременности. «Ни у одного из наших детей физическое развитие не соответствует возрасту, и почти у всех задержка психического развития», — говорит врач детского дома Галина Соколова, в недавнем прошлом главный педиатр Нерехты.


Дети живут семьями по восемь человек в двухэтажных квартирах: на первом этаже столовая, кухня, комната воспитателей, на втором - спальни

Роспотребнадзор против настоящих мужчин

Отец Андрей считает, что ослабленных детей тем более необходимо водить в походы. Восхождение на Эльбрус они не потянут, но подобрать маршрут с элементами экстрима по их физическим возможностям можно. Вот только с каждым годом организовать и провести такой поход становится все труднее. Главное препятствие — законы.


По воскресеньям и церковным праздникам детдомовцы выезжают на литургию в Преображенский храм города Нерехты, где настоятелем служит их директор отец Андрей Воронин. Новичков не торопят сразу исповедоваться и причащаться

26 апреля 2010 года главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко утвердил разработанные Роспотребнадзором «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул». «Теперь мы можем проводить походы только с разрешения Департамента социальной защиты Костромской области, — объясняет отец Андрей. — Я должен послать туда запрос с подробным описанием маршрута, климатических условий, утилизации отходов, детского меню во время похода. Одновременно такой же запрос делается в Роспотребнадзор. Как будто чиновники имеют представление о калорийности тех или иных продуктов, физических затратах при прохождении маршрута. Это распоряжение — формальная отписка с целью снять с себя любую ответственность в случае каких-то происшествий в походах. Палаточный лагерь можно проводить только при плюс 15 и выше. То есть отпадают все весенние и осенние походы, не говоря уже о зимних. В группе должны быть профессиональный повар и профессиональный медик. Все это связывает нам руки. А без разрешения Роспотребнадзора мне не даст разрешение Департамент соцзащиты, соответственно, не продадут железнодорожные билеты на группу. Если даже мне удастся купить билеты, при любой проверке (а детские группы в поездах проверяют тщательно) нас высадят из поезда, а я буду привлечен как минимум к административной ответственности. Сейчас мы ломаем голову, как дальше жить, потому что в потребительском обществе с таким количеством запрещающих инструкций (а альтернативы запрету у наших чиновников нет) невозможно заниматься полноценным воспитанием мальчишек, растить из них мужчин».


Путешествие на Памир, 2006 год. Восхождение на пик Ленина

Нормальные педагоги всегда идут в обход

Прошлым летом отец Андрей ходил с воспитанниками в байдарочный поход. Поставил Департамент соцзащиты в известность, что они едут на Костромской залив, но без уточнения деталей. Опытный турист, он прекрасно знает, какие меры безопасности необходимы в походе. Распоряжение Роспотребнадзора возмущает отца Андрея не потому, что он против правил, а потому, что правила эти, по его мнению, взяты с потолка, придуманы людьми, не понимающими специфики походов. Меры безопасности должны определять профессионалы, а не чиновники. «Я все равно буду проводить походы, учитывая физические возможности детей. Пусть не такие сложные, как на Эльбрус, но походы выживания. Иначе можно просто закрывать детский дом, — категоричен священник. — Этим детям необходимо создавать ситуации, в которых они смогут выйти за рамки своих стереотипов. Нужно научить их видеть красоту природы и удивляться ей: восходу солнца, закату, росе, насекомым, туману, всплескам на воде. Научить, чтобы развить их эмоциональный мир — они все эмоционально заторможены».


Отец Андрей Воронин с новым воспитанником. Контакт налаживается

Обходить инструкции приходится не только в походах. Начиная с Макаренко, в основе социальной реабилитации трудных подростков была трудотерапия. Нынешние законы это запрещают. В результате воспитанники покидают детдома, не имея элементарных бытовых навыков. Например, не знают, как вскипятить воду. В Ковалевском детском доме мальчишек к труду приучают. Но даже такая мелочь, как мытье посуды и уборка, противоречит правилам Роспотребнадзора. Что уж говорить о работе детей на ферме, принадлежащей детскому дому! На ферме есть доярка, скотник, ветеринар, механизатор, но им активно помогают воспитанники. Многие ребята умеют и корову подоить, и уколы животным сделать, и покормить скотину, и принять отел у коровы или опорос у свиньи. И за уборку в коровнике и свинарнике отвечают сами мальчишки. Убираются по графику, каждый день после обеда на ферму отправляется три-четыре человека. Любо-дорого было смотреть, как орудует вилами 13-летний Артем. Правда, отец Андрей в ответ на мое восхищение сказал, что это он при мне так старался. Но в любом случае подростки на ферме приобретают элементарные трудовые навыки.

Казалось бы, своя ферма, какое счастье! У детей есть уникальная в наше время возможность пить натуральное молоко и есть свежее мясо. Но это тоже противоречит инструкциям Роспотребнадзора! По санитарным нормам дети должны пить молоко из пакетов, то есть пастеризованное. Они его, естественно, не пьют, но пакет молока в холодильнике всегда стоит — на случай проверки. Мясо с фермы воспитанники едят тоже нелегально, поскольку свинину, даже покупную, детям есть запрещено, а свою говядину — можно только при наличии сертифицированной бойни. На ферме есть ветеринар, качество мяса проверяется специалистами. Но своей бойни нет, так что формально отец Андрей не имеет права кормить своих воспитанников этим мясом.


На самой высокой точке Сибири, вершине горы Белуха. Высота 4500 м

Картошку, капусту, свеклу, лук воспитанники тоже выращивают сами. Ферма помогает убить двух зайцев: приучить детей к труду и кормить их экологически чистыми продуктами. И все это незаконно.

Кто выживет в современной школе, тот и в жизни не пропадет

Ковалевские воспитанники учатся в общеобразовательной школе в Нерехте. Отец Андрей категорически против того, чтобы создавать закрытую школу на территории детского дома: «После такого инкубатора выход в мир станет для детей сильнейшим шоком, который не все выдержат. Понятно, что современная школа — антипедагог. Мы должны набраться терпения и методично вырабатывать у них иммунитет ко всему негативному, развивать вкус, комментировать те или иные школьные ситуации. Дети должны уметь разруливать конфликты сами. Им плавать в этом мире. Пусть учатся».


Крым, плато Чатыр-Даг. Эти дети и под землей не пропадут

В школу и из школы детей возит детдомовский автобус. Старшеклассникам, у которых много дополнительных занятий, разрешают задержаться и вернуться в детский дом самостоятельно. Ходят ковалевцы и в гости к одноклассникам. Надо только заранее договориться с воспитателем, а если это совпадает с дежурством на ферме, поменяться с кем-то из товарищей. Зимой старших отпускают на городской каток, хотя в детском доме заливают и свой. Но на городском веселее — музыка, много народу.

Детей не изолируют от мира. А самое главное — их здесь любят. Неудивительно, что многие называют воспитательниц мамами. Живут семьями по восемь человек в двухэтажных квартирах. За каждой семьей закреплены три-четыре воспитательницы, которые меняются через сутки. Завтрак и ужин готовят в семьях, дети помогают воспитательницам. Раньше обедали тоже в семье, но, поскольку по требованиям Роспотребнадзора еда должна готовиться в централизованном пищеблоке, такой пищеблок с помощью благотворителей построили. Теперь обед в семьях готовят только по субботам-воскресеньям, когда у поваров выходные, в остальные дни воспитательницы берут готовый обед в столовой и приносят домой.

Удушение налогами

Сегодня в Ковалевском детском доме живет 24 мальчика от 6 до 17 лет. Несколько лет назад их было больше 50. На благотворительные средства построены и почти готовы к эксплуатации три новых корпуса, в которых можно поселить еще шесть семей по семеро детей в каждой. Всего в детском доме можно разместить 80 детей. Это потребует увеличения штата воспитателей. Благотворители готовы выделить средства на зарплату, но при нынешнем налоговом законодательстве отец Андрей не собирается увеличивать число детей и педагогов.


Максим - новенький, в Ковалево поступил этой зимой из областного детдома. Здесь для него все по-другому, не так, как он привык. Но самое удивительное - это то, что дети живут не в группах, а в семьях во главе с мамами-воспитательницами. Теперь при знакомстве с новым человеком Максим непременно сообщает: «А у меня есть мама!»

Детский дом платит налоги не только на имущество и на землю (140 тыс. рублей в год за 2,5 гектара земли), но даже с благотворительной помощи, за счет которой существует. «Мне стыдно смотреть людям в глаза, — возмущается директор детского дома. — Они жертвуют нам, на наши проекты, а немалая часть их денег перетекает в государственную казну. В прошлом году потребовали тридцать процентов! Правда, сами налоговики подсказали, что с пожертвования налог не берется. То есть благотворительная помощь и пожертвование в понимании наших бюрократов разные вещи. А в словаре Даля это синонимы».

Государственные социальные учреждения тоже платят налоги, но, поскольку их собственник — само государство, оно закладывает налоговую сумму в общий годовой бюджет каждого учреждения. То есть эти деньги поступают из государственной казны в детский дом или интернат, а потом возвращаются. Почему должен пополнять государственную казну детский дом, которому государство почти не помогает, понять трудно. Ковалевский детский дом государство финансирует по компенсационному принципу: сначала руководство детского дома присылает в финансовую службу подробный отчет о затратах, и только потом часть этих затрат (на питание, зарплату сотрудникам) государство компенсирует. И то не полностью. Впрочем, государство не спешит выполнять и эти скромные обязательства. Оно уже должно детдому два миллиона рублей, но в финансовом управлении отвечают коротко: нет денег.


В школах давно уже забыли о том, что такое уроки труда. В Ковалеве от них отказываться не собираются - настоящий мужчина должен уметь работать руками! Сергей (на фото), именуемый в штатном расписании детдома как «рабочий по ремонту», возится с мальчишками не меньше воспитателей. Как обращаться с деревом - пилить, выжигать, полировать, - воспитанники узнают в его столярной мастерской. По технике безопасности ребята не могут работать на сложных станках, но элементарные навыки по работе с инструментом получают все

Отец Андрей настроен пессимистически: «Всевозможные отчеты и так отнимают у меня много времени в ущерб детям. Станет больше детей — в несколько раз увеличится бюрократическая нагрузка. Я бы, может быть, все бросил и вообще закрыл детдом. Но это было бы предательством по отношению к детям и благотворителям. Поэтому буду работать в надежде, что у кого-то хватит ума и воли изменить систему. Только у меня нет уверенности, что государство в этом заинтересовано».

Леонид ВИНОГРАДОВ
фото Ирины СЕЧИНОЙ


Детский дом, если он даже очень хороший, не может заменить семью. В селе Ковалево, что под г. Нерехтой Костромской области, есть такой православный детский дом, коллектив которого един в устремлении создать обстановку, приближенную к домашней. 9 лет этому детскому учреждению, где упорно и кропотливо идет поиск оптимальных форм воспитания и образования детей- сирот. Дети Ковалевского детского дома не чувствуют себя чем-то обделенными, хорошо развиты, неплохо учатся, занимаются спортом, трудятся на большом хозяйстве и с огромным уважением и доверием относятся к самому близкому и родному для них человеку - директору детского дома, протоиерею отцу Андрею. Многие попросту зовут его отцом.

Мы просим рассказать об этом удивительном учреждении директора протоиерея Андрея Воронина, выпускника географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.


Батюшка, сколько детей в Ковалевском детском доме?

Около сорока мальчишек. Раньше это было негосударственное православное образовательное учреждение, а с этого года, когда департамент образования поставил ультиматум: либо они становятся единоличными учредителями, либо мы должны будем искать дополнительные источники финансирования, - детский дом стал государственным детским учреждением. Но остался православным.

Так Вы, о. Андрей, в какой должности в связи с этим?

Я являюсь директором как клирик Костромской епархии, благочинный Нерехтского округа.

Много времени прошло с момента объявления сотрудничества Церкви и Школы: состоялись уже четырнадцатые Рождественские образовательные чтения, повсюду проходят совместные конференции, семинары, где-то вводится предмет «Основы православной культуры» и т. п. - достаточно ли этого? И кто больше должен работать с детьми в духовно-нравственном направлении, задача ли это священника или нужно специально готовить преподавателей?

Я не думаю, что нужно разделять Церковь и педагогов, учителей! Церковь - это глобальная системообразующая структура, она должна быть и государствообразующей, формируя дух этого государства, его менталитет, его внешнюю и внутреннюю стратегию. А у нас все происходит довольно аморфно: Церковь вроде пытается что-то делать, но государство находится в таком кризисе, что количество проблем чудовищно, например, бездомных и беспризорных детей - «пропасть» - нужны огромные ресурсы для решения этих вопросов.

В отношении воспитания детей все должны выступать вместе, под началом Церкви, естественно. У Церкви своих проблем хватает.

Проблема детей - сирот Вам ближе всего, батюшка. Вместе с тем эта проблема присутствует и в самых обыкновенных семьях, есть беспризорные, безнадзорные дети, у них общие корни?

Корни эти существовали десятки лет, а сейчас они дали обильные всходы. Кризис состояния духа в нашем государстве - бездуховность, атеизм, как религия. За 80 лет сменилось 4 поколения, для которых человек не есть образ Божий и подобие Бога. Соответственно, без Бога все дозволено - и вот пожинаем совершенно страшные плоды. Крушение семьи, вымирание и деградация населения, - закономерный результат, который можно не заметить, если включить телевизор! К сожалению, государство достаточно вяло решает эти вопросы, возможно, там их некому решать, нет единой команды, которая вообще понимает куда идти и что делать…

В свое время Путин в выступлении сказал, что дети-сироты - это проблема национальной безопасности России - вскоре об этом забыли, а это действительно так! Это национальная проблема, общество и государство - все должны заниматься этой проблемой, не только Церковь!

Дело в том, что основная задача Церкви - объяснять людям, что существует Царствие Небесное. И если люди будут понимать это - у нас число сирот, да и вообще проблемных детей, будет уменьшаться, но когда Церковь, бросается на эту амбразуру, пытается решать проблемы воспитания сирот, у нее не хватает ни сил, ни ресурсов, не остается времени для своего главного дела.

Как Вы решаете самую трудную и главную задачу - как набираете педагогов? По какому принципу устроен детский дом?

Да, кадровая проблема - самая большая. Я думаю, в Москве ее было бы проще решить, а здесь, в Костроме, а тем более в Нерехте, фактически невозможное дело. Тут такая социальная катастрофа произошла, о которой можно отдельную беседу вести! Два градообразующих предприятия, в прошлом военные, закрыты…

В нашем детском доме жизнь строится по семейному принципу - по 6-8 мальчишек, у них есть воспитатель, круглые сутки. Хотели сделать так, чтобы мамы были в семье - по всей России рассылали приглашения - но кто же сюда поедет!

Но здесь прекрасные условия и для проживания, и для работы? В чем причина?
Во-первых, далеко. Во-вторых - мама должна быть верующим человеком, а с этим у нас катастрофа…. Их по сути дела нет! Если женщина верующая, то у нее наверняка есть дети, внуки - она востребована, а так, чтоб нашлись те, кто бы все бросил и поехал в какую-то Нерехту…! Мы подождали год, два и поняли, что надо подбирать своих сменных воспитателей!

Где учатся ваши ребята?

Они учатся в разных школах: все зависит от их возможностей и умственных способностей. Занимаемся с ними и здесь, дома - приглашаем репетиторов.

Что можно было бы сделать эффективно в решении проблем воспитания детей, если помечтать? Поможет ли, если в школу священники пойдут?

Разрушить останкинскую башню! Телевидение запретить - 95% нравственной заразы дети получают из «ящика», и их родители тоже! Идет тотальная деградация и детей, и взрослых, в том числе педагогов!

Наверное можно сделать альтернативное телевидение, журналы, Интернет - но на это должны быть брошены огромные ресурсы, и опять же, это по сути дела война, причем она из сферы информационной выйдет на финансовую - начнут падать рейтинги нынешних передач, пойдет отток зрителя… Но тут либо - либо: или медленная гибель, или открытая «война» на информационном, духовном, идеологическом полях!

Наша проблема в том, что у нас нет христианской общественности, все хотим, чтобы чего-то делали батюшки, епископы…Почему в школе должны работать священники? Человек может быть очень хорошим священником, замечательно принимать исповедь, прекрасно служить, но если он не педагог, возможно, что не сумеет разговаривать с детьми - он не почувствует их.

А Вы? Как случилось, что оказались рядом с сиротами?

Я не педагог, но так уж получилась, - не знаю как,- что я работаю с детьми.

Расскажите, почему выбрали альпинизм, экстремальный поход как метод воспитания? Неслучайно?

Конечно. Во- первых, дети, брошенные матерью не верят никому, внешне они могут слушаться и прочее, но только внешне, чаще это послушание у них носит потребительский характер. А внутри сидит недоверие к взрослым, и вот доверие ребенка нам надо завоевать, заслужить. Как? Нужно вместе с мальчишками преодолеть трудности.

Попутно решается задача преодоления "потребительства" и обучение основным навыкам самообслуживания. Но, пожалуй, главное - под куполом неба и у костра беседы о Боге, человеке и космосе приобретают совсем иную глубину. В сложных походах мы неожиданно для себя обратили внимание на один существенный факт: самые "тяжелые" дети удивительным образом адаптировались к непростым, в плане комфорта и выживания, ситуациям. Оказывается, в экстремальных ситуациях число жизненно важных задач сводится к минимуму, они становятся для них понятными. Наши "тяжелые" дети начинали на глазах раскрепощаться и удивительно уверенно вливаться в коллектив. Мы смогли по-новому посмотреть на некоторых наших воспитанников и пересмотреть наши педагогические методики и подходы ко многим из них. Теперь поход превратился из пусть трудного, но все же - отдыха, в кропотливую работу, где ставятся и решаются конкретные педагогические задачи. Результаты нас удивили. За 10 дней трудного похода (при слаженном и высококвалифицированном персонале, как у нас) мы добивались таких же результатов, как за 10 месяцев!

В духовном плане ситуация также очень благоприятная: в экстремальной ситуации человек чаще задумывается на темы окружающего мира, своего места в нем, о взаимоотношении с ближним, о самоотдаче и подвиге, о чести и мужестве. Таких результатов можно добиться лишь в реальной экстремальной ситуации (высокогорье, пещеры, вода, Арктика, глубокая тайга и пустыня, походы зимой).

Многие наши дети прекрасно владеют альпинистскими навыками, спускались в суровые пещеры, проходили горные перевалы, совершают регулярные многодневные зимние походы на лыжах даже в 20-градусный мороз, с ночевками в палатках (не было даже насморка), походы под парусом и на веслах.

Словом, важно научиться «собираться», а современные дети расслаблены, особенно наши детдомовские, они не успевают адекватно реагировать в быстроизменяющейся ситуации, результатом чего становится пассивность, апатия, а порой и агрессия на сверстников. С возрастом это усиливается. Человек «собирается» в молитве, - этому детей научить трудно, вообще православие скорее может быть выстрадано, ему научиться нельзя! В походе все происходит очень естественно: жизнь заставляет собраться, научиться слушать, понимать другого, заботиться о нем. Преодоление внешних трудностей и своих немощей сопровождается внутренним восхождением человека на «свою» гору Фавор, преображением, помогает почувствовать Бога, найти уверенность в себе, придает крылья для жизни.

Можно добавить, что необычные, трудные, но привлекательные для подростков ситуации могут выступать мощным мотиватором изменения своей жизни, стремления достичь результатов и много другого.

О. Андрей, у Вас здесь созданы превосходные условия для жизни мальчишек: замечательные квартиры, мастерские, прекрасно оборудованный спортивный зал, походы - но самое главное, есть община, одна большая православная семья. Как построить такое ребячье сообщество для обычных мальчишек, ведь они тоже нуждаются в этом, во всяком случае, охотно сбиваются в «стайки»… Эффективны детские организации, например, скаутская; может быть, Вам известны другие ?

Что касается скаутов, то так называемый скаутинг - вещь сама по себе очень сомнительна, имею в виду основателя движения, его историю. Правда, несколько скаутских команд ко мне сюда приезжали, в целом, у меня очень хорошее впечатление осталось от людей, но в целом…есть большие сомнения.

Совершенно определенно можно сказать, что если мы не хотим потерять наших детей, то должны понимать, что чрезвычайно важно создать детскую организацию, ребята должны иметь общее дело, через которое могли бы получить и нравственные ориентиры, и социальный опыт. В этом деле, конечно, Церковь могла бы задать определенный импульс.

Короткий сюжет из жизни Ковалевского детского дома

В ходе кестонских полевых исследований нашей команде часто приходилось наблюдать и обсуждать и православные детские дома, и государственные (т. к. различные религиозные организации часто помогают разными способами государственным детским домам). И материалы СМИ, и наши личные встречи и беседы в разных концах страны говорят о неблагополучии в деле содержания, образования и воспитания многочисленных российских сирот. Тем не менее, долгое время мы не считали себя вправе высказываться на эту тему, считая себя недостаточно компетентными.

Однако запланированный случай - знакомство с работой протоирея Андрея Воронова, возглавляющего православный детский дом в Ковалеве под Нерехтой (официальное название - «Негосударственное образовательное учреждение Ковалевский детский дом»), подвигло меня рискнуть взяться за эту тему. И принципы отца Андрея, и их практическое исполнение представляются полным и убедительным ответом на большинство вопросов, связанных с сиротской проблемой.

Среди людей знакомых с церковной работой православных с сиротами распространено мнение о том, что детский дом основанный отцом Андреем – лучший православный детский дом в России. После убийственной и справедливой критики работы с детьми в Боголюбском монастыре Владимирской области, к которой и «Русское ревью» приложило свою руку (Сергей Филатов. Владимиро - Суздальское монастырское царство.- «Русское ревью», № 42), а также критических материалов о некоторых других церковных инициативах, возникает желание рассказать, как работа с беспризорными детьми может быть сделана хорошо.

Успех дела отца Андрея невозможно представить как результат удачи чисто технологического, менеджерского решения. Его личность, его жизненный путь – важная составляющая успеха. Андрей Воронин – коренной москвич. Во время учебы на географическом факультете МГУ Андрей Воронин увлекался мистическими восточными учениями. Случайно прочел Евангелие, и это изменило его жизнь. Тайно крестился в храме Всех Святых на Соколе и примкнул к кружку последователей священника Дмитрия Дудко. После окончания университета со специальностью гляциолога по распределению работал в Магадане. Затем три года проработал на Кавказе. Там познакомился и общался с пустынниками, проживавшими в тайных скитах нелегально. Постепенно в нем крепло желание стать священником. В 1988 году он отказался от успешной карьеры гляциолога и поступил в Троице-Сергиеву семинарию. Однако ему хотелось как можно скорее служить литургию. Он был рукоположен, перешел в заочники и уехал священником в глухие лесана севере Костромской области, в село Горелец. Там он организовал общину, состоявшую в основном из выпускников естественнонаучных факультетов МГУ. После того, как в маленькой и сплоченной общине было рукоположено еще два священника, костромской архиепископ Александр категорически заявил, что он не может позволить трем высокообразованным священникам продолжать служить для общинки человек в двадцать при крайнем дефиците духовенства в епархии.

Отец Андрей был направлен служить в город Нерехту, и вскоре был назначен нерехтским благочинным. Нерехта до 1992 г.была относительно развитым промышленным центром, в ней работало несколько заводов. В 1992 г., когда отец Андрей приехал в этот город, все заводы обанкротились. Город представлял собой удручающую картину тотальной социальной деградации. Безысходность, отсутствие всяких перспектив, всеобщее пьянство и нищета, распад семей. Больше всего сердце нового священника тронула картина стай брошенных детей, бесцельно слоняющихся по городу. Отец Андрей воспринял проблему брошенных детей как самую важную и решил создать детский дом. В первые годы работы над проектом отец Андрей не имел поддержки со стороны епархиального начальства, архиепископ Александр сильно опасался, что детский дом будет требовать значительных средств из епархиального бюджета и будет для него разорительным. Только когда архиерей убедился, что отец Андрей не будет просить денег, он стал морально поддерживать ковалевское начинание.

Отец Андрей пришел к выводу, что, не имея подходящего здания и гарантированного материального обеспечения, нельзя брать на себя ответственность за детей. Он нашел спонсоров среди своих друзей по учебе в МГУ, ставших успешными бизнесменами, и западных фондов (в первую очередь Конгресса русских американцев). Со временем детский дом стал получать частичное финансирование от департамента образования (которое никогда не превышало 35% бюджета). В 1996 г. здание было готово, первые воспитанники его заселили. С самого начала детский дом в Ковалево отвечал самым высоким стандартам. Жилищные условия, оборудование, нормы питания соответствуют европейским образцам. Детей возят в школу в Нерехту, но в самом Ковалево с ними занимаются педагоги, психиатр, дефектолог, репетиторы по основным предметам. Вместе со специалистами отец Андрей разрабатывает для каждого ребенка программу преодоления умственного и эмоционального отставания, психологической коррекции. Отец Андрей организует детские летние лагеря, байдарочные и парусных походы, а также поездки детей в горы, в том числе и на Эльбрус с восхождением на многотысячную высоту. Такие критические условия, утверждает о.Андрей, помогают подросткам освободиться от многих психологических комплексов и недостатков своего развития, почувствовать себя полноценными личностями и развить чувства солидарности и взаимопомощи.

Отец Андрей уверен, что в детских домах следует моделировать семью. В настоящее время в детском доме дети живут в комнатах по три человека со специальным педагогом, круглосуточно заменяющим им родителей.

В зависимости от финансовых возможностей число воспитанников постоянно колеблется от 25 до 60. Жилищные условия позволяют содержать до 80 детей, но на это никогда не хватало средств. В Ковалевский детский дом принимают детей с 4 лет, только мальчиков. Под давлением некоторых феминистски настроенных американских спонсоров несколько лет назад отец Андрей принял нескольких девчонок, о чем сильно жалел. Сиротская сексуальная распущенность, приобретенная детьми еще до попадания в детский дом, создавала массу дополнительных проблем. Ценой огромных усилий отец Андрей сумел устроить всех этих нескольких девчонок в приемные семьи и с тех пор ни за что не соглашается на прием воспитанников женского пола.

К привлечению в церковную жизнь детей отец Андрей подходит очень деликатно. Принуждением у детей легко вызвать лицемерную, напускную религиозность, которая только способствует лживости. В соответствии с представлениями отца Андрея, привлечение в Церковь воспитанников носит мягкий, необязательный характер. Однако «дети коллективисты: вновь прибывшие видят, что старшие молятся и участвуют в богослужении; рано или поздно они начинают подражать старшим. Роль воспитателей в этом деле должна быть минимальной».

Подход к решению сиротских проблем отца Андрея в значительной степени избегает недостатков, свойственных большинству как государственных, так и церковных детских домов. Отец Андрей критичен по отношению к «мелочному, бессмысленному, а иногда и вредному регламентированию жизни детских домов со стороны государства». Государство много запрещает, много указывает, но полное исполнение этих запретов и предписаний совсем не формирует ответственной, развитой, активной и моральной личности. Требования формальны, но соблюдение этой формы не приводит к появлению содержания. Особенное недоумение вызывает у отца Андрея запрет привлекать воспитанников к труду, отчего «они вырастают лентяями с психологией потребителей».

При ковалевском детдоме существуют ферма крупного рогатого скота, свиноферма, птичник, большой огород. К развитию этого подворья привлечены профессионалы-специалисты.

Отец Андрей отмечает и типичные недостатки, православных приютов и детских домов. Церковные активисты часто берутся за работу с беспризорниками не будучи готовы к этому ни материально, ни профессионально. Не обладая достаточными средствами, православные иногда обрекают детей на жизнь в неприемлемых условиях, даже в тех случаях, когда они любят детей и профессионально подготовлены. Материальную необеспеченность нельзя преодолеть энтузиазмом.

Православные организаторы детских приютов иногда пытаются превратить свои учреждения в закрытые гетто, в которых задача воспитания глубоко православных людей подминает все остальные образовательные и воспитательные задачи. Из этого ничего хорошего не получается. Дети вырастают ущербными, да и добрых христиан из них не получается. С раннего детства детей призывают отрекаться от мира, а они даже не знают, что это такое – «мир». А когда они этот «мир» рано или поздно увидят, все увещевания пойдут прахом. Весьма дискуссионный вопрос – монастырские детские дома и приюты. Приют по канону не может находиться на территории монастыря. В большинстве своем наше современное монашество имеет смутные представления о том, как следует воспитывать детей. Монастырь успешно может содержать детский дом, духовно опекать его. Но основная ответственность и основная работа должна осуществляться светскими специалистами. В 90-е и нулевые годы в церковных учреждениях «дети в 2/3 случаях не были защищены по всем позициям».

По мнению отца Андрея, наибольших успехов в работе с детьми РПЦ достигла в организации летних детских лагерей, многие из которых могут служить образцом для светских организаторов детского отдыха на природе.

Отец Андрей – не только директор детского дома, но и благочинный Нерехты. И в этой своей работе он также, естественно, много внимания уделяет «детскому вопросу». Организованные им ежегодные Свято-Пахомиевских чтения в Нерехте, привлекают внимание местной общественности и администрации района к проблемам воспитания детей и православного просвещения. При его участии в Нерехте осуществляется несколько просветительских и социальных проектов, самый интересный из которых – центр «Отрада». Этот центр представляет из себя церковное общежитие–коммуну для выпускников детских домов, обучающихся в двух ПТУ Нерехты. Таким образом Церковь не оставляет выпускников детских домов на произвол судьбы и помогает им вступить во взрослую жизнь.

У многих православных детских домов и приютов есть серьезные недостатки, но есть и очень успешные примеры работы с беспризорниками. Если РПЦ будет последовательно распространять положительный опыт и решительно искоренять такие порочные явления, как «приют» в Боголюбском монастыре Владимирской области, то она теоретически сможет создать достойную альтернативу государственной системе.

Понравилась статья? Поделитесь ей