Контакты

Выразительные средства языка эпитеты метафоры сравнения. Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения: определения, примеры. Где используются средства художественной выразительности

Организация: Гимназия №12

Населенный пункт: г. Долгопрудный

Цели урока :

обучающие: ознакомить учащихся с лексическими средствами выразительности: эпитетом, сравнением, метафорой; научить находить их и понимать их роль в поэтических текстах; привить навык использования средств выразительности в своей речи;

развивающие: продолжить работу по обогащению словарного запаса обучающихся, по развитию образной речи и языкового чутья; по развитию навыков анализа поэтического текста;

воспитательные : прививать любовь к художественному слову, к русской литературе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: раздаточный материал, тексты стихотворений, карточки с заданиями, цветные карандаши, презентация.

(Условное обозначение: ПО – предполагаемый ответ.)

Ход урока.

(слайд №1)

Слово учителя .

Читая художественные произведения, мы испытываем различные чувства, плачем и смеемся, грустим, радуемся, отчаиваемся или воодушевляемся. А вы, ребята, задумывались: почему все это происходит с нами? Почему так сильно воздействуют на нас книги, которые мы читаем?

Художественная литература -- это вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова. Прозаики и поэты с помощью слова создают художественные образы, используя разнообразные лексические средства выразительности.

Одним из таких средств является эпитет. Запишем это слово в тетрадь.

(слайд №2)

Эпитет (от греч. epitheton –приложение) – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Например, поэт Сергей Александрович Есенин так описал осень: «Отговорила роща золотая/ Березовым веселым языком».

Подумаем, чем отличается эпитет от простого определения?У вас на столах лежат карандаши. Какие они?

(Ученики перечисляют признаки карандашей.)

Сделаем вывод.

ПО. Определение указывает на цвет, форму, размер предмета (красный, желтый, квадратный, круглый, маленький, огромный); указывает на то, из чего сделан предмет (деревянный, пластмассовый); то есть слова употребляются в прямом значении. Эпитеты дают оценочную характеристику определяемого предмета или явления.

В приведенных словосочетаниях укажите простые определения и эпитеты, объясните значение эпитетов.

Например: седые волосы – это определение, волосы поседели; седая ива – это эпитет, цвет листьев ивы похож на седину человека.

(Работа выполняется цепочкой, один ученик объясняет одно словосочетание.)

Весенний день, весеннее настроение, золотой характер, золотая цепочка, бархатное платье, бархатные лапки, гневный старец, гневное море, стеклянный взгляд, стеклянная дверь, каменное сердце, каменная плита, воробьиное перышко, воробьиная душа, пустая бочка, пустая голова, угрюмый мальчик, угрюмый лес.

Сделайте вывод: как появляются эпитеты?

ПО. Эпитет - красочное, эмоциональное, выразительное, образное определение. Он появляется благодаря сходству предметов по определенным признакам. Это слово в переносном значении.

Понаблюдаем за ролью эпитетов в художественном произведении. Послушайте стихотворение С.Есенина.

( Работа с текстом, ученики выделяют нужные слова цветными карандашами.)

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Вам все понятно в этом стихотворении? Нарисуйте картину, которую вы представляете, читая это четверостишие?

ПО. Раннее утро. На востоке восходит солнце. Его лучи окрашивают горизонт в красный цвет, проникают в лес, льются на поля, луга, добираются до деревни. Освещают огород, капустные грядки в росе. Солнечные лучи блестят в капельках росы, и она кажется красной. Вместе с солнцем просыпается все живое. И на окраине огорода маленький росточек клена встрепенулся после ночного сна и потянулся своими листочками к ласковому солнцу.

Как поэт относится к изображаемой природе? Какие слова помогают понять чувства автора?

ПО. Поэт любуется восходом солнца, замечает все изменения в окружающем мире. Он любит природу. Он так нежно говорит: "клененочек", как мы говорим о детенышах животных: котеночек, теленочек, цыпленочек. Уменьшительно-ласкательный суффикс подчеркивает нежное отношение Сергея Есенина ко всему живому.

А как вы понимаете последнюю строчку "Клененочек маленький матке зеленое вымя сосет"? Кто это -- матка?

ПО. Это мать клененочка -- земля. Мать-земля кормит своего сына клененочка, как все матери утром кормят своих детей.

А теперь найдите эпитет и определите его роль в этом стихотворении.

ПО. "Красной водой ". Вода, конечно, прозрачная. Но солнечные лучи, преломляясь в капельках воды, окрашивают ее в красный цвет. Эпитет помогает нарисовать картину восхода солнца.

Познакомимся еще с одним стихотворением С.Есенина и определим роль эпитетов в нем.

(Работа с текстом, ученики выделяют нужные слова цветными карандашами.)

Ночь

Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывет задумчиво луна.

Долина тихая внимает

Журчанью мирного ручья.

И темный лес, склоняся, дремлет

Под звуки песен соловья.

Внимая песням, с берегами,

Ласкаясь, шепчется река.

И тихо слышится над нею

Веселый шелест тростника .

Какой вы почувствовали ночь в этом стихотворении?

ПО. Ночь очень тихая. За день все устали, утомились, и ночью хочется отдохнуть после трудового дня. И ночь располагает к отдыху. Все в природе умиротворилось: солнце погасло, волна затихла, лес дремлет. И только мирно журчит ручей и поет соловей, но их звуки еще сильнее убаюкивают темный лес и его обитателей. И в разлившейся тишине один тростник весело шелестит, но его шелест тих.

Какие эпитеты помогают создать образы природы?

ПО. Усталый день . Конечно же, не день устал, а все живое. Днем все заняты делами, устают и желают отдохнуть за ночь. И эпитет подготавливает создание образа тихой ночи, когда все располагает к отдыху.

Мирный ручей . Ручей не может прервать свой бег ни днем ни ночью. Но его журчание не нарушает ночной тишины, и понять это помогает эпитет.

Веселый шелест . Этот эпитет создает приподнятое настроение. Он несет в себе положительные эмоции, заряд бодрости, радости и дарит умиротворение.

Творческое задание.

А теперь попробуем свои силы. Подберите эпитеты к словам. Кто больше? (Ученики работают парами с карточками. Отвечает та пара, которая подберет больше эпитетов. Остальные подчеркивают те слова, которые называют отвечающие, и добавляют новые, если слово не было озвучено. )

Вечер

Утро

Зима

Море

Клен

Поле

Голова

Сын

Мать

Русь

(Работа с текстами по рядам. Учащиеся каждого ряда получают свое стихотворение. Отвечает тот ученик, который первым поднимает руку. Остальные сверяют со своими вариантами и уточняют.)

Вставьте пропущенные эпитеты в стихотворения русских поэтов. Но вначале давайте подумаем: в стихотворениях пропущено всего несколько слов, но что произошло со стихами?

ПО. Нарушился стихотворный ритм, в каких-то строчках пропала рифма.

А.А.Фет

Сплю я. Тучки______________________________

Вешние, жемчужные

Мчатся надо мной;

Смутные, узорные,

Тени их __________________________________ -

По полям грядой.

Подбежали к чистому

Пруду ___________________________________

И вдвойне светло.

Уж не тени _______________________________, -

Облака прозрачные

Смотрятся в стекло.

Сплю я. Безотрадною

Тканью ___________________________________

Тянутся мечты;

Вдруг сама заветная,

Кроткая, приветная,

Улыбнулась ты.

К.К.Случевский

В одежде выцветшей и бурой,

В каемках яркой желтизны,

Объят ты, лес, погодой _________________,

И блекнут все твои сыны.

На их _____________ обличья,

Пятном блестящим с высоты,

Льет солнце ______________ блеск величья

И греет __________________ листы.

Но в безнадежности природы,

Как изумруды зелены,

Заметны озимые всходы

И зелень ели и сосны.

И.А.Бунин

В темнеющих полях, как в безграничном море,

Померк и потонул зари _______________ свет –

И мягко мрак ночной плывет в степном просторе

Заре вослед.

Лишь суслики во ржи скликаются свистками,

Иль по меже тушкан, таинственно, как дух,

Несется быстрыми, неслышными прыжками

И пропадает вдруг…

(Слайды № 3, 4, 5)

Сравните свои варианты со стихотворениями поэтов. Какие можно сделать выводы из проделанной работы?

ПО. В стихотворениях каждое слово должно быть на своем месте, иначе нарушаются ритм и рифма. Поэты тщательно подбирают слова, точные, яркие, выразительные. Эпитеты помогают создавать художественные образы.

Слово учителя.

Еще одним средством выразительности является сравнение. Запишем слово в тетрадь.

(Слайд №6)

Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим. Например, « девушка, черноволосая и нежная, как ночь » (М.Горький).

Понаблюдаем, как сравнения помогают создать поэтические образы в стихотворениях.

А.К.Толстой

Не пенится море, не плещет волна,

Деревья листами не двинут,

На глади прозрачной царит тишина,

Сижу я на камне, висят облака,

Недвижные в синем просторе;

Душа безмятежна, душа глубока –

Сродни ей спокойное море!

Какую картину вы представляете, прочитав это стихотворение?

ПО. Тихое море. Его поверхность абсолютно гладкая, как зеркало. В прозрачной воде отражаются деревья, растущие на морском берегу, и облака на синем небе. На камне сидит человек. Он смотрит на море. Оно успокаивает его. Человек чувствует родство своей души и моря.

ПО. Как в зеркале, мир опрокинут. Морская поверхность сравнивается с зеркалом. На море полный штиль, а вода зеркальная, и в ней отражается все, только в перевернутом виде.

Душа безмятежна, душа глубока – Сродни ей спокойное море.

Это сложное сравнение. Душа человека сравнивается с морем. Сейчас она безмятежна и спокойна, как море. Но душа и глубока, как море. Значит, в душе человека скрыты такие глубинные тайны, как и в морской пучине. Как человек не может познать все тайны морского дна, так не может до конца познать и свою душу. Сравнение заставляет задуматься о сложности внутреннего мира человека.

Проанализируем еще одно стихотворение.

(Работа с текстом. Ученики цветными карандашами подчеркивают нужные слова.)

Я.П.Полонский

В хвойном лесу

Лес, как бы кадильным дымом

Весь пропахнувший смолой,

Дышит гнилью вековою

И весною молодой.

А смолу, как слезы, точит

Сосен старая кора,

Вся в царапинах и ранах

От ножа и топора.

Смолянистым и целебным

Ароматом этих ран

Я люблю дышать всей грудью

В теплый утренний туман.

Ведь и я был так же ранен –

Ранен сердцем и душой,

И дышу такой же гнилью

И такою же весной…

Все слова понятны в стихотворении? Как вы понимаете слово «кадильным»?

(Слайд №7)

Словарная работа.

Кадильным дымом.

Кадило – металлический сосуд для курения ладаном при богослужении.

Какие мысли и чувства пробуждает это стихотворение?

ПО. Если очень внимательно вдуматься в это стихотворение, то оно заставляет поразмышлять о многих важных проблемах. Потрясают старые сосны, стволы которых изуродованы ножом и топором. Но кто орудовал ножом и топором? Человек! Человек бездумно, беззаботно, жестоко поранил миролюбивые деревья. Люди наносят тяжелые раны не только живой природе, но и своим родным, близким. Ведь герой «ранен сердцем и душой», и эти раны могли нанести ему те люди, которые его окружали. Может быть, слово «гниль» указывает на все злое, жестокое, мрачное, что отравляет жизнь природы и человека. Но все-таки стихотворение жизнеутверждающее, потому что побеждает молодая весна.

Какова роль сравнений в этом стихотворении?

ПО. А смолу, как слезы, точит/ Сосен старая кора. Сравнение показывает, что деревья могут плакать, как люди, когда их обижают. Сосны плачут от боли, от унижения. Они беззащитны перед человеком с ножом и топором. И некому утешить старые деревья в их горе.

Лес, как бы кадильным дымом весь пропахнувший смолой. Сложное сравнение, которое заставляет размышлять. Кадильный дым появляется при богослужении, когда человеческие души настраиваются на общение с Богом. Человек, пришедший в лес, вдыхающий лесные запахи, очищается душой и чувствует божественную силу. Он ощущает связь времен, «дышит гнилью вековою» и устремлен в будущее, «дышит… весною молодой». Душа человека обновляется для дальнейшей жизни.

Творческое задание. Кто быстрей!

Попробуем свои силы. Подберите сравнения к словам.

(Работа с карточками парами. Отвечает та пара, которая первой поднимает руку. Остальные сверяют свои варианты и дополняют ответы.)

Лето как…

Дуб будто…

Небо словно…

Лес шумит, как будто…

Снег скрипит, словно…

Ручей журчит, будто…

Самолет летит, как…

Ивушка наклонилась, словно…

Лягушки расквакались, будто…

Машина затормозила, как будто…

Слово учителя.

Еще одним средством выразительности является метафора. Запишем слово в тетрадь.

(Слайд №8)

Метафора (от греч. metaphora – перенос) – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафору называют скрытым сравнением. Например, «Багровый костер заката» (И.А.Бунин).

Понаблюдаем, как метафоры помогают создавать поэтические образы.

(Работа с текстом. Ученики подчеркивают нужные слова цветными карандашами.)

И.А.Бунин

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами –

И снова глубоко синеют небеса

Над освеженными лесами.

Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,

На солнце бархатом пшеницы отливают,

И в зелени ветвей, в березах у межи,

Беспечно иволги болтают.

И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы.

Какие поэтические образы природы созданы при помощи метафор?

ПО. На солнце бархатом пшеницы отливают. Представляется огромное поле созревающей пшеницы. Тяжелые колосья, налитые зерном, в солнечных лучах после дождя похожи на бархат золотистого цвета.

…белые березы/ Роняют тихий дождь своих алмазных слез/ И улыбаются сквозь слезы. Дождь прошел. Но мокрые деревья покрыты дождевыми каплями. Ветер качает ветви берез, и капли падают вниз, словно слезы. Березки как будто плачут от радости, что в летний зной дождик освежил их и принес облегчение.

Проанализируем стихотворение Игоря Северянина «Весенняя яблоня» и определим, как созданы поэтические образы с помощью эпитетов, сравнений, метафор.

(Работа с текстом. Ученики цветными карандашами подчеркивают нужные слова.)

(Слайд №9)

Игорь Северянин

Весенняя яблоня

Акварель

Весенней яблони, в нетающем снегу,

Без содрогания я видеть не могу:

Горбатой девушкой – прекрасной, но немой –

Трепещет дерево, туманя гений мой…

Как будто в зеркало, смотрясь в широкий плес,

Она старается смахнуть росинки слез

И ужасается, и стонет, как арба,

Вняв отражению зловещего горба.

Когда на озеро слетает сон стальной,

Бываю с яблоней, как с девушкой больной.

И, полный нежности и ласковой тоски,

Благоуханные целую лепестки.

Тогда доверчиво, не сдерживая слез,

Она касается слегка моих волос,

Потом берет меня в ветвистое кольцо, -

И я целую ей цветущее лицо.

Почему стихотворение имеет подзаголовок «Акварель»?

ПО. Акварель – это краски, разводимые на воде, мягкие, нежные, неяркие. И герои стихотворения трепетные, ласковые, доверчивые. Их душевная красота неяркая, но сильная. Они скрывают от людей свои чувства и проявляют их только тогда, « когда на озеро слетает сон стальной», то есть ночью, когда их никто не видит и не обидит. Яблоня стесняется своего горба, а герой понимает ее неловкость и старается не причинить ей лишних страданий. Подзаголовок «Акварель» - это своеобразная метафора.

Образ весенней яблони создан при помощи метафоры «в нетающем снегу». Яблоня так буйно цветет, что ее цветы, как снег, закрывают все пространство. Дерево сравнивается с горбатой девушкой, и из-за своего уродства плачет, метафора «росинки слез» показывает, что героиня стойко переносит свое горе, но слезы непроизвольно появляются сами собой. Сравнение «и ужасается, и стонет, как арба» помогает понять, какая тяжесть лежит на душе яблони-девушки, какие душевные муки она переживает. Эпитет «цветущее лицо» объясняет, как расцветает душа человека, когда он испытывает искренние чувства, когда к нему относятся с нежностью и лаской.

Рефлексия.

Подведем итоги. Давайте подумаем, а когда впервые мы познакомились с понятиями эпитет, сравнение, метафора? Вспомним, как наши мамы разговаривали с нами, когда мы были совсем крохотными. Они говорили: «Радость моя! Просыпайся. Солнышко встало. Оно шлет тебе свои ласковые лучи. Они, словно добрые ангелы, пришли сказать тебе: «С добрым утром!» Многие мамы говорили так или подобным образом. Сделаем вывод: зачем нам нужны эпитеты, сравнения, метафоры?

ПО. Эпитеты, метафоры, сравнения делают нашу речь красочной, образной, выразительной. Они развивают образное мышление, творческое воображение, помогают в привычных предметах, явлениях увидеть что-то необычное.

(Слайд №10)

Как мы сегодня работали? Какие виды работ мы выполняли? Свои ответы можно начать так:

На уроке я научился (научилась)…

На уроке я узнал (узнала)…

Я почувствовал (почувствовала) …

Я вспомнил (вспомнила)…

Я понял (поняла) …

На уроке сегодня мы работали…

Мы выполняли такие виды работ: …

(Слайд№11)

Домашнее задание.

  1. Запомнить, что такое эпитет, метафора, сравнение.
  2. По выбору учащихся: выбрать стихотворение русского поэта о природе и определить роль эпитетов, сравнений, метафор; или написать пейзажную зарисовку, используя эпитеты, сравнения и метафоры; или записать, какие эпитеты, метафоры, сравнения используют в своей речи члены семьи.

Список литературы:

  1. Краткий словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители: Л. И. Тимофеев, С.В.Тураев, Москва, «Просвещение», 1985;

2. Жизнь природы там слышна. Русская лирика природы XVIII - XIX веков. Москва, издательство «Правда», 1987;

3. Серебряный век русской поэзии. Москва, «Просвещение, 1993;

4. Коновалова М.В. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Конструктор урока. Ж-л «Русский язык и литература», издательская группа «Основа», №10, 2015

5. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Москва, «Интеллект-центр», 2017


Cлайд 1

Лексические средства Аллегория Метонимия Метафора Сравнение Олицетворение Гипербола Перифраза Паронимы Синекдоха Литота Оксюморон Парадокс

Cлайд 2

Основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе. Расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии ХIХ века. Формировать первичные представления о специфике лирических произведений, учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения. Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении. Развивать образное мышление и творческое воображение учащихся. Совершенствовать выразительность чтения.

Cлайд 3

Что такое тропы? Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называют тропами. Название «троп» – от греч. «тропус»,что значит «образное выражение, оборот».

Cлайд 4

Сравнение Сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно и др.Сравнения помогают глубже, ярче раскрыть описываемый предмет или человека. Нахмурился, словно туча. И берёзы стоят как большие свечки.

Cлайд 5

Эпитет Эпитет (греч. «эпитетон» – приложение) – образное определение предмета или действия. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными. Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. (А.С.Пушкин)

Cлайд 6

Метафора Метафора (греч. «метафора» – перенос) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ. Горит восток зарёю новой… (А.С.Пушкин) Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело. Принахмурилась земля. (Ф.И.Тютчев)

Cлайд 7

Олицетворение Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение – разновидность метафоры. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека. …Звезда с звездою говорит. (М.Ю.Лермонтов) …Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю.Лермонтов)

Cлайд 8

Метонимия Метонимия (греч. «метонимиа» – переименование) – перенос признаков с родного предмета на другой на основании их смежности. Метонимию можно отнести к разновидности метафоры, однако метафору легко переделать в сравнение, а метонимию – нет. Конечно, бродит не гармонь,а гармонист. Почему же поэт назвал человека словом, обозначающим инструмент?Для того, чтобы читатель сразу понял, что гармонист не только бродит, но играет, причем играет что-то грустное (гармонь одинокая) Ликует буйный Рим. (М.Ю.Лермонтов) Только слышно на улице где-то, Одинокая бродит гармонь. (М.Исаковский)

Cлайд 9

Аллегория Аллегория (греч «аллегорина» – иносказание) – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощается в образе осла, трусость –в образе зайца, хитрость – лисы.

Cлайд 10

Гипербола и Литота Гипербола, или художественное преувеличение. Литота, или художественное преуменьшение.

Cлайд 11

Определи какие художественные средства и приемы использованы в следующих отрывках стихотворений поэтов? Печальная береза У моего окна И прихотью мороза Разубрана она (А. Фет) эпитет

Cлайд 12

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой. (А. Пушкин) олицетворение Недаром помнит вся Россия Про день Бородина (М. Лермонтов) метонимия

Cлайд 13

Стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром!» Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

Cлайд 14

a-div-prezent" itemprop="thumbnail" src="https://bigslide.ru/images/44/43388/389/img14.jpg" alt="Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотво..." title="Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотво...">Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения? 1 строфа – небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом. 2 строфа – взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом. 3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком. Вывод: поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая крапива»), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.

Cлайд 16

Как поэт изображает эти явления природы? С помощью каких слов одушевляет явления природы? Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся. С помощью слов «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений.

Cлайд 17

Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка? Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые повторы согласных звуков [ш] и [с]), которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться. «шелестят», «сережки», «шепчет», «шаловливо». Подчеркнутые буквы передают звуки [ш], [с], создающие звуковой образ легкого, еле слышного ветерка.

Cлайд 18

Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению? «золотые», «румянит», «зеленые», «серебряные», «перламутром». Вывод: в иллюстрации надо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

  • фонетические;
  • лексические;
  • синтаксические.

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

Кто, если не мы?

Слушай, страна!

Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Тест «Средства художественной выразительности»

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

А.Пушкин

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения - все это средства художественной выразительности, активно применяемые в русском литературном языке. Их существует огромное многообразие. Они необходимы для того, чтобы сделать язык ярким и выразительным, усилить художественные образы, привлечь внимание читателя к мысли, которую хочет донести автор.

Какими бывают средства художественной выразительности?

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения относятся к разным группам средств художественной выразительности.

Ученые-лингвисты выделяют звуковые или фонетические изобразительные средства. Лексические - это те, которые связаны с определенным словом, то есть лексемой. Если выразительное средство охватывает словосочетание или целое предложение, то оно является синтаксическим.

Отдельно также рассматривают фразеологические средства (в их основе лежат фразеологизмы), тропы (особые обороты речи, используемые в переносном значении).

Где используются средства художественной выразительности?

Стоит отметить, что средства художественной выразительности применяются не только в литературы, но и в различных сферах общения.

Наиболее часто эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения можно встретить, конечно, в художественной и публицистической речи. На также они присутствуют в разговорном и даже научном стилях. Они играют огромную роль, так как помогают автору воплотить в жизнь свой художественный замысел, свой образ. Полезны они и для читателя. С их помощью он может проникнуть в потайной мир создателя произведения, лучше понять и вникнуть в авторский замысел.

Эпитет

Эпитеты в стихах - один их самых распространенных литературных приемов. Удивительно, что эпитет может быть не только прилагательным, но и наречием, существительным и даже числительным (распространенный пример - вторая жизнь ).

Большинство литературоведов рассматривают эпитет как один из основных приемов в поэтическом творчестве, украшающим стихотворную речь.

Если обратиться к истокам этого слова, то оно произошло от древнегреческого понятия, обозначающего в дословном переводе "приложенный". То есть являющееся дополнением к основному слову, главная функция которого сделать основную мысль понятнее и выразительнее. Чаще всего эпитет стоит перед основным словом или выражением.

Как и все средства художественной выразительности, эпитеты развивались от одной литературной эпохи к другой. Так, в фольклоре, то есть в народном творчестве, роль эпитетов в тексте весьма велика. Они описывают свойства предметов, либо явлений. Выделяют их ключевые особенности, при этом чрезвычайно редко обращаются к эмоциональной составляющей.

Позже роль эпитетов в литературе меняется. Она значительно расширяется. Этому средству художественной выразительности придают новые свойства и наполняют не присущими ему ранее функциями. Особенно это становится заметно у поэтов Серебряного века.

В наши дни, особенно в постмодернистских литературных произведениях, структура эпитета усложнилась еще сильнее. Усилилось и смысловое наполнение этого тропа, приводящее к удивительно выразительным приемам. Например: пеленки золотились .

Функция эпитетов

Определения эпитет, метафора, олицетворение, сравнение сводятся к одному - все это художественные средства, придающие выпуклость и выразительность нашей речи. Как литературной, так и разговорной. Особая функция эпитета - это еще и сильная эмоциональность.

Эти средства художественной выразительности, а особенно эпитеты, помогают читателям или слушателям воочию представить, о чем говорит или пишет автор, понять, как он относится к этому предмету.

Эпитеты служат для реалистичного воссоздания исторической эпохи, определенной социальной группы или народа. С их помощью мы можем представить, как говорили эти люди, какие слова окрашивали их речь.

Что такое метафора?

В переводе с древнегреческого языка метафора - это "перенос значения". Это как нельзя лучше характеризует это понятие.

Метафора может быть как отдельным словом, так и целым выражением, которое употребляется автором в переносном значении. В основе этого средства художественной выразительности лежит сравнение предмета, который пока не назван, с каким-то другим на основе их общего признака.

В отличие от большинства других литературных терминов, у метафоры есть конкретный автор. Это известный философ Древней Греции - Аристотель. Первоначальное рождение этого термина связано с представлениями Аристотеля об искусстве как о методе подражания жизни.

При этом те метафоры, которые использовал Аристотель, практически невозможно отличить от литературного преувеличения (гиперболы), обычного сравнения или олицетворения. Он понимал метафору намного шире, чем современные литературоведы.

Примеры употребления метафоры в литературной речи

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения активно применяются в художественных произведениях. Причем для многих авторов именно метафоры становится эстетической самоцелью, порой полностью вытесняя первоначальное значение слова.

В качестве примера литературные исследователи приводят в пример известного английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Для него нередко важен не житейский исходный смысл конкретного высказывания, а приобретаемое им метафорическое значение, новый неожиданный смысл.

Для тех читателей и исследователей, кто был воспитан на аристотелевском понимании принципов литературы, это было непривычно и даже непонятно. Так, на этом основании не признавал поэзию Шекспира Лев Толстой. Его точки зрения в России XIX века придерживались многие читатели английского драматурга.

При этом с развитием литературы метафора начинает не только отражать, но и сама творить окружающую нас жизнь. Яркий пример из классической русской литературы - повесть Николая Васильевича Гоголя "Нос". Нос коллежского асессора Ковалева, отправившийся в собственное путешествие по Петербургу, это не только гипербола, олицетворение и сравнение, но и метафора, которая придает этому образу новый неожиданный смысл.

Показателен пример поэтов-футуристов, творивших в России в начале XX века. Их главной целью было максимально отдалить метафору от ее первоначального смысла. Такими приемами часто пользовался Владимир Маяковский. Пример, заглавие его поэмы "Облако в штанах".

При этом после Октябрьской революции употреблять метафору стали намного реже. Советские поэты и писатели стремились к ясности и прямолинейности, поэтому необходимость в употреблении слова и выражения в переносном смысле отпала.

Хотя совсем без метафоры представить себе художественное произведение, даже советских авторов, невозможно. Слова-метафоры встречаются практически у всех. У Аркадия Гайдара в "Судьбе барабанщика" можно встретить такую фразу - "Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто".

В советской поэзии 70-х годов Константин Кедров вводит в оборот понятие "метаметафора" или как ее еще называют "метафора в квадрате". У метафоры появляется новая отличительная черта - она постоянно участвует в развитии литературного языка. А также речи и самой культуры в целом.

Для этого метафоры постоянно употребляют, рассказывая о новейших источниках знаний и информации, используют ее для описания современных достижений человечества в науке и технике.

Олицетворение

Для того чтобы разобраться, что такое олицетворение в литературе, обратимся к происхождению этого понятия. Как и большинство литературоведческих терминов, оно уходит своими корнями в древнегреческий язык. В дословном переводе означает "лицо" и "делаю". С помощью этого литературного приема природные силы и явления, неодушевленные объекты обретают свойства и приметы, присущие человеку. Как бы одушевляются автором. Например, им могут придать свойства человеческой психики.

Такие приемы часто используют не только в современной художественной литературе, но и в мифологии, и религии, в магии и культах. Олицетворение было ключевым средством художественной выразительности в сказаниях и притчах, в которых древнему человеку объяснялось, как устроен мир, что стоит за природными явлениями. Они одушевлялись, наделялись человеческими качествами, ассоциировались с богами или сверхлюдьми. Так древнему человеку было проще принять и понять окружающую его действительность.

Примеры олицетворений

Понять, что такое олицетворение в литературе, нам помогут примеры конкретных текстов. Так, в русской народной песне автор утверждает, что "лыко горем подпоясалось" .

С помощью олицетворения появляется особое миросозерцание. Для него характерно ненаучное представление о природных явлениях. Когда, например, гром ворчит как старик, или солнце воспринимается не как неодушевленный космический объект, а как конкретный бог по имени Гелиос.

Сравнение

Для того чтобы разобраться в основных современных средствах художественной выразительности, важно понять, что такое сравнение в литературе. Примеры в этом нам помогут. У Заболоцкого встречаем: "Раньше он был звонкий, точно птица " или Пушкина: "Он бежал быстрее лошади" .

Очень часто сравнения используются в русском народном творчестве. Так мы наглядно видим, что это троп, в котором один предмет или явление уподобляются другому на основании какого-го общего для них признака. Цель сравнения - найти в описываемом объекте новые и важные свойства для субъекта художественного высказывания.

Подобной цели служит метафора, эпитеты, сравнения, олицетворения. Таблица, в которой представлены все эти понятия, помогает наглядно разобраться в том, чем они отличаются друг от друга.

Виды сравнений

Рассмотрим для детального понимания, что такое сравнение в литературе, примеры и разновидности этого тропа.

Он может использоваться в виде сравнительного оборота: мужик глуп, как свинья.

Бывают сравнения бессоюзные: мой дом - моя крепость .

Часто сравнения образуются за счет существительного в творительном падеже. Классический пример: он ходит гоголем .

Выразительность русской речи. Средства выразительности.

Изобразительно-выразительные средства языка

ТРОПЫ - употребление слова в переносном значении. Лексический аргумент

Перечень тропов

Значение термина

Пример

Аллегория

Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка.

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

Гротеск

Предельное преувеличение, придающее образуфантастический характер

Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

Ирония

Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Литота

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)

Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).

Метафора, развёрнутая метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)

Метонимия

Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения

Когда же берег адаНавек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А.Пушкин.)

На серебре, на золоте едал.

Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

Олицетворение

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

О чём ты воешь, ветр

ночной,

О чём так сетуешь безумно?

(Ф. Тютчев.)

Перифраз (или перифраза)

Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи

Царь зверей (вместо лев)

Синекдоха

Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Нап o леоны.

Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

Отговорила роща

золотая Берёзовым весёлым языком.

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

ФИГУРЫ РЕЧИ

Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие оттропов, не обязательно выступает в переносном значении. Грамматический аргумент.

Фигура

Значение термина

Пример

Анафора (илиединоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…

Антитеза

Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.

Градация

(постепенность)- стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости

Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Инверсия

Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи

Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.

Лексический повтор

Намеренное повторение в тексте одного и того же слова

Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!

Плеоназм

Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.

Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

Оксюморон

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

Мёртвые души, горькая радость,сладкая скорбь, звонкая тишина.

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.(Ф. Тютчев.)

Синтаксиче-ский параллелизм

Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской...

Умолчание

Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей

судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

Эллипсис

Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу

Мы сёла - в пепел, грады - в прах, В мечи - серпы и плуги. (В. Жуковский.)

Эпифора

Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания

Милый друг, и в этом тихом

Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом

ДомеВозле мирного огня. (А.Блок.)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ

Лексический аргумент

Термины

Значение

Примеры

Антонимы,

контекстные

антонимы

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы - именно в контексте они являются противополож-ными. Вне кон-текста эта противо-положность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)

Синонимы,

контекстные

синонимы

Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы - именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.

Желать - хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать

Омонимы

Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.

Колено - сустав, соеди-няющий бедро и голень; пассаж в пении птиц

Омографы

Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению.

Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)

Паронимы

Близкие по звучанию, но различные по значению слова

Геройский - героический, двойной - двойственный, действенный - действительный

Слова в переносном значении

В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное - образное, стилистически окрашенное.

Меч правосудия, море света

Диалектизмы

Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности

Драники, шанежки, буряки

Жаргонизмы

Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону - разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий.

Голова - арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...

Профессиона -лизмы

Слова, употребляющиеся людьми одной профессии

Камбуз, боцман,акварель, мольберт

Термины

Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие.

Грамматика, хирургический, оптика

Книжная лексика

Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.

Бессмертие, стимул, превалировать...

Просторечная

лексика

Слова, разговорного употребления,

отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять

Неологизмы (новые слова)

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы.

Будет буря - мы поспорим

И помужествуем с ней.

Устаревшие слова (архаизмы)

Слова, вытесненные из современного языка

другими, обозначающими те же понятия.

Изрядный - отличный, рачительный - заботливый,

чужестранец - иностранец

Заимствованные

Слова, перенесённые из словадругих языков.

Парламент,сенат, депутат, консенсус

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

Кривить душой - лицемерить, бить баклу-ши - бездельничать, на скорую руку - быстро

ЭКСПРЕССИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

Разговорная.

Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.

Грязнуля, крикун, бородач

Эмоционально окрашенные слова

Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.

Прелестный, чудный, отвратительный, злодей

Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

Миленький, зайчонок, умишко, детище

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ

Грамматический аргумент

1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.

Что-то воздуху мне мало,

ветер пью, туман глотаю... (В. Высоцкий.)

Мы отдыхаем в Сочах.

Сколько Плюшкиных развелось!

2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола

Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадо-вался я!

3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.

Со мной произошла преудивительнейшая история!

Я получил неприятное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

4. Использование междометий, звукоподражательных слов.

Вот ближе! Скачут... и на двор Евгений! «Ах!» - и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)

ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Средство

Значение термина

Пример

Аллитерация

Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой..

Альтернация

Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.

Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.

Ассонанс

Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков

Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)

Звукопись

Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...

(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Звукоподражание

Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы

Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин.)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА

Грамматический аргумент

1. Ряды однородных членов предложения.

Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих со-мнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)

2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными чле-нами.

Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)

3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложнопод-чинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, непол-ных и пр.).

Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как ос-нова моей личности. (К. Бальмонт.)

4. Диалогичность изложения.

- Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

- Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...

- Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе по-казался? Печален, задумчив?

- Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

- С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

5. Парцелляция - стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интона-ционную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируе-мые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными зна-ками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.

Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.Волков бояться – в лес не ходить.

7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

Тесты.

1. Выберите правильный ответ:

1) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блокапоследний раз... (Е. Замятин).

а) метафораб) гиперболав) метонимия

2.То стынешь в блеске лунного лака,

То стонешь , облитый пеною ран.

(В. Маяковский)

а) аллитерацияб) ассонансв) анафора

3.В пыли влачусь - и в небесах витаю;

Всем в мире чужд - и мир обнять готов. (Ф. Петрарка).

а) оксюморонб) антонимыв) антитеза

4.Пусть заполнится годами

жизни квота,

стоит

только

вспомнить это диво,

раздирает

рот

зевота

шире Мексиканского залива.

(В. Маяковский)

а) гиперболаб) литотав) олицетворение

5. Выберите правильный ответ:

1) Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. (В. Пастернак).

а) эпитетб) сравнениев) метафора

6.И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизниюв крови. (К. Батюшков)

а) метафораб) олицетворениев) гипербола

7. Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль .

(М. Ю. Лермонтов)

а) антитезаб) оксюморонв) эпитет

8.Алмаз шлифуется алмазом,

Строка диктуется строкой.

а) анафора б) сравнение в) параллелизм

9. При одном предположении подобного случая вы быдолжны были вырвать с корнем волосы из головы своей ииспустить ручьи... что я говорю! реки, озера, моря, океаны слёз!

(Ф.М.Достоевский)

а) метонимия б) градацияв) аллегория

10. Выберите правильный ответ:

1) Черные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н. Гоголь)

а) метафораб) метонимия в) олицетворение

11.Сидит лодырь у ворот,

Широко разинув рот,

И никто не разберет,

Где ворота, а где рот.

а) гиперболаб) литотав) сравнение

12. С наглой скромностью смотрит в глаза. (А. Блок).

а) эпитетб) метафорав) оксюморон

Вариант

Ответ

Понравилась статья? Поделитесь ей