Контакты

Миланский собор время работы. Миланский собор: история, интересные факты и как посетить. Условия посещения храма

Миланский собор Дуомо является символом не только этого многогранного города, но и Италии в целом за рубежом, поэтому говорить о нём не так-то просто.

Строительство Дуомо было начато в 1388 году и продолжалось до начала XIX столетия из-за постоянных приостановок и изменений проекта. В результате чего Миланский собор — это не один исторический стиль, а своеобразная смесь. Реинтерпретация готики, которая получила в последующем название пламенеющей готики.

Красота Миланского собора Дуомо, а также история, факты и легенды его возникновения — всё это вы узнаете ниже.

Чтобы рассказ не получился слишком монотонным, мы разбили его на две части, одна из которых посвящена внешнему облику собора, а другая – внутреннему. Начнем!

Легенда о происхождении Дуомо

История Собора начинается как сон, причем страшный сон. По легенде, однажды ночью в 1386 году во сне к Джану Галеаццо Висконти явился дьявол и приказал ему построить здание, украшенное множеством демонических изображений. В случае неповиновения, душа правителя будет обречена на вечные муки.

Джан Галеаццо Висконти, терзаемый адским пламенем, с ведома архиепископа Антонио Да Салюццо начал строительство архитектурного произведения искусства, содержащего сатанинские изображения. К сожалению, Джан Галеаццо умер в 1402, так и не увидев завершенную работу, для которой понадобилось более 500 лет упорного, невозмутимого труда.

Миланский собор , конечно, был построен не в честь дьявола, а в честь Святой Девы Марии. Но по своей тематике, внутреннему и внешнему оформлению. Благодаря тому, что 96 скульптурных композиций из 3400 были демонического характера, он напоминает о своем мистическом происхождении.

Место строительства Дуомо

Собор вырос на месте, где до него стояли собор Санта Марии Мадджоре, или зимний собор, и базилика Санта Текла, или летний собор (сегодня частично заметные в подвальной части Собора).

Выбор такого места для строительства, преимущественно, основывался на невозможности реставрации церкви Санта Марии Мадджоре, колокол которой, сорвавшись, разрушил часть нефа и фасад. Также на желании архиепископа построить новый большой собор в самой древней религиозной части города.

Многие сразу же начали перечислять деньги на строительство; на самом деле, многие делали это не из религиозных побуждений, а для того, чтобы получить индульгенции сначала от архиепископа, а затем от Папы Бонифация IX. Этот обычай не менялся веками. Даже сегодня можно перевести средства, которые запишут в Реестр Пожертвований, хранящийся в архиве Почетного Строительства Собора, основанном в 1387 и занимающимся проектированием, строительством и – в настоящее время – реставрацией Собора.

Дуомо и мрамор Кандолья

Собор целиком сделан из мрамора. Сам Джан Галеаццо Висконти пожелал, чтобы будущий Собор был построен не из кирпича, а из мрамора, чтобы у каждого, кто его увидит, захватывало дух. Для этих целей был выбран мрамор из карьеров Кандолья, расположенных более чем в ста километрах от Милана, но имеющих мрамор наивысшего качества, известный еще во времена Римской империи, но не используемый ранее в полной мере из-за сложности транспортировки. Эти трудности не смутили миланцев, и для транспортировки в эпоху судоходства стали использовать Великий Флот.

Напомним, что до середины 19в. Милан был крупным судоходным городом, пересеченным каналами, которые, в основном, использовались для перевозки грузов, так что огромные глыбы мрамора переправляли по воде и выгружали неподалеку от озера Сан Стефано. Именно там, где сегодня проходит улица Лагетто (одна из многих других улиц, свидетельствующих о каналах, находящихся сегодня под землей), мрамор специальными механизмами поднимали и на телегах перевозили к докам вблизи
Собора, так называемую сыроварню каменотесов, где им занимались уже разработчики, архитекторы, скульпторы.

На самом деле, сложность представляла не только доставка материала, но и его добыча, которая занимала много времени и даже в некоторой степени была связана с риском. Но и тогда никто не опустил руки! Вблизи карьеров построили хижины, где жили рабочие и куда доставляли продукты питания и необходимые инструменты. Только в 1874 году там была построена проезжая дорога.

В память об истории карьеров сегодня в Кандолья установлены две мемориальные плиты, целиком из мрамора. Зона добычи мрамора закрыта для посетителей, однако два раза в год для желающих устраивают экскурсии. Во время которых есть возможность посетить также реставрационные мастерские, куда доставляют пострадавшие от времени и под воздействием окружающей среды частички Миланского Собора, чтобы сделать копии. Отслужившие свой век частички не просто реставрируют, а уничтожают.

Небольшой исторический факт: мрамор Кандолья использовался только при строительстве Миланского Собора, следовательно, его экономическая ценность невероятно высока.

Проектирование Дуомо: Леонардо да Винчи, Браманте и Амадео

Архитекторов, инженеров и проектировщиков, работавших на строительстве Собора, было множество. Среди историй, связанных с долгим процессом строительства, вспомним проблему с тибуриумом (определенной архитектурной конструкцией куполов, типичных для эпохи Возрождения), который присутствовал в планах 14в., но не был реализован из-за технических проблем: при попытке его построить, он все время рушился.

Тем не менее, Людовико Моро все-таки удалось добиться осуществления его постройки.

В 1487 году герцог Миланский объявил конкурс среди инженеров и архитекторов на поиск решения проблемы строительства тибуриума. На призыв, среди прочих, откликнулись Леонардо да Винчи и Браманте, представившие деревянный макет проекта, к сожалению, не сохранившийся до наших дней. Воплощавший их идею, по которому впоследствии был написан трактат Opinio super Domicilium seu Templum Magnum. Это единственный теоретический текст, частично дошедший до нас в переводе. Выиграл конкурс проект Джованни Антонио Амадео , близкий по решению к ломбардской традиции.

Миланский собор Дуомо — внешний облик

Скульптуры, гаргулии, шпили и Музей Дуомо

Миланский собора поражает количеством скульптур внешне, гаргулий, шпилей, которые невозможно оценить. К счастью, внутри Музея Собора можно наблюдать шпили Дуомо вблизи – зрелище непередаваемое.

Невозможно представить, насколько богаты элементы, пока не увидишь их с близкого расстояния и, возможно тогда вы сможете заметить изображение боксеров . Среди прочих скульптур выделяются четыре пары боксеров в процессе поединка. Эта композиция посвящена Примо Карнера, первому итальянскому чемпиону мира в тяжелом весе 1933 года и Эрминио Спалла, первому итальянскому чемпиону Европы. Спалла, известный также как скульптор и оперный певец, снимался в картине «Чудо в Милане».

Кроме боксеров можно увидеть и изображения самых «коренных» завсегдатаев Собора и площади – голубей!

Внутри Музея можно найти и материалы, связанные с историей строительства Собора, Сокровища, собранного из литургических предметов и предметов культа в период с 5 по 17в и принадлежавшего Почтенному Капиталу. Если вам удастся туда заглянуть, обязательно посмотрите на митру, сделанную из разноцветных перьев колибри (кажется, в мире существуют всего четыре таких).

Загадка колокольни

За всеми многочисленными украшениями Собора вы, скорее всего, не обратите внимание на отсутствие колокольни – одного из главных элементов классической церкви.

Однако знайте, что колокола есть и были здесь на протяжении 500 лет!

Их три , и спрятаны они в свободном пространстве тибуриума главного шпиля, между внешней и внутренней стеной, звонят в них с помощью подвижных молотков. До 1866 года колокола находились в колокольне, здании на террасе над центральным нефом, впоследствии разрушенной. По поводу строительства новой колокольни велись жаркие споры, которые так ни к чему и не привели.

Был один грандиозный проект Вико Вигано в 1938 году, включавший множество самых немыслимых архитектурных решений. Он даже был одобрен Муссолини. Однако, к сожалению или к счастью, идею раскритиковали, так как в противном случае по сложности и даже по высоте колокольня могла превзойти Собор.

Мадонна

Один из самых знаменитых элементов Собора – конечно же, Мадонна. Свое настоящее расположение – на центральном шпиле – она заняла только в 1774. Это творение скульптора Джузеппе Перего , резчика Джузеппе Антиньяни и ювелира Джузеппе Бини.

Поражает то, что статую Мадонны на шпиль водружали без всяких церемоний и ритуалов. Более того, говорят, что некоторые, а среди них и Пьетро Верри, миланский философ, историк, имели серьезные опасения, что под весом статуи может обрушиться церковь. А также и то, что сделанная из металла, она будет притягивать молнии.

Рассказывают также, что во время Второй мировой войны Мадонну завешивали тряпьем, чтобы ее позолоченная поверхность, отражающая лучи, не привлекала к церкви бомбардировщиков.

Уже в 1848 году, во время Пяти Миланских Дней Луиджи Торелли и Шипьоне Багадджи подняли трехцветный флаг над статуей Девы Марии. Он пробудил угасший дух борцов на баррикадах после пятидневного затишья, приведя их к победе. До сих пор во время религиозных и светских праздников на алебарде справа у Ассунта развевается итальянский флаг.

Статуя Мадонны высотой 4,16 м и весом около 399 кг, 585 кг весит несущая плита из нержавеющей стали, а 6, 75 кг – листы золота, которыми облицована статуя.

Самая знаменитая и любимая миланцами песня посвящена Мадонне с Собора. Ее написал Джованни Д’Анци одной из ночей в 1935 году. он подумал, что настало время сочинить песню для миланцев, равную аналогичным неаполитанским и римским, наводнившим улицы в тридцатые годы.

Вплоть до строительства Пиреллоне Собор с Мадонной оставался самым высоким зданием в Милане. Согласно закону, вышедшему в 30-е гг, башня Бранка Ди Джио Понти и башня Веласка должны стоять на почтительном расстоянии в 108,5 м от Мадонны. Возможно, из опасения просадки грунта – несколько метров земли у поверхности представляет собой пласт грунта, испытывающий давление каменных оснований построек. Только в 60-х построили Пиреллоне, который стал выше Собора. По традиции и из уважения к Деве Марии на небоскреб поместили копию статуи Мадонны с Собора.

Террасы Дуомо — захватывающая панорама Милана

Миланский собор конечно впечатляет своей красотой внешне, но это ещё не всё. Вы можете также насладиться захватывающим панорамным видом на город с террасы Дуомо. Обязательно уделите час вашего времени, чтобы подняться нас террасы, поверьте оно того стоит.

Подняться наверх можно как на лифте, так и пешком: 201 ступенька отделяет землю от возможности насладиться панорамой Милана. Во время визита вы сможете увидеть 135 шпилей, более 180 статуй и кончено же главную золотую статую Дуомо — Мадонину.

С террас Дуомо можно также увидеть самые высокие вершины города. Небоскреб Кадорна, замок Сфорца в Милане, башню Веласка, башни Порта Гарибальди и Пирелли, небоскребы площади делла Репубблика.

Полезная информация о Дуомо

Адрес

Площадь Дуомо (Piazza del Duomo, Milan)

Как добраться

На автомобиле: для передвижения по Милану вы можете арендовать автомобиль или воспользоваться .

Миланский собор Дуомо расположен в историческом центре Милана, поэтому добраться до самого собора на машине не получится. Тем не менее, вы можете доехать до площади Фонтанов и после всего в 400 метрах по направлению к площади Дуомо пройти пешком.

На метро: добраться на метро до площади Дуомо, пожалуй самый удобный вариант. Остановка Миланский собор обслуживается красной линией (M1) и желтой (М3).

На трамвае: л инии, которые достигают площади Дуомо следующие:

  • трамвай 15, остановка на площади Фонтанов
  • трамвай 2 и 14, остановка на улице Виа Торино
  • трамвай 16, 24 и 27, Остановка на улице Виа Мадзини

Время работы

Дуомо: без выходных, с 7.00 до 19.00.

Террасы: без выходных, с 9.00 до 19.00.

Миланский кафедральный собор или Дуомо находится на знаменитой ) и является неподражаемым шедевром итальянской архитектуры в стиле Flamboyant («Пламенеющая готика»). Его фасад украшают огромное количество изумительных скульптур, тонких колонн, башен и шпилей, что придает собору столько изящества и утонченной готической красоты.

Внушительные размеры Дуомо делают его одним из самых больших христианских храмов в мире: его вместительность достигает значения 4000 человек.

Выстроенный полностью из белоснежного мрамора, собор восхитителен в любое время суток и при любом освещении. А в его внутреннем убранстве ценителям искусства предстанет настоящая кладезь бесценных сокровищ.

История возникновения Миланского собора

Строительство Миланского собора было начато в 1386 году при Джан Галеаццо Висконти и завершено только в 1813 году.

Само место, на котором воздвигнут Миланский собор, испокон веков наполнялось энергией священных сооружений. Так, во времена кельтской культуры здесь было святилище, в период Римской империи – храм минервы, с 4 по 6 век — церковь Санта-Текла, затем на этом месте была построена церковь Санта-Мария-Маджоре. Последнюю церковь пришлось разрушить для того, чтобы построить Миланский кафедральный собор.

Строительство собора

Первоначальный проект собора в готическом стиле принадлежит итальянцу Симоне де Орсениго. Далее архитекторы постоянно менялись и в 1470 году архитектором стал Джунифорте Солари, при котором в готический облик собора были добавлены декоративные элементы ранней эпохи Возрождения.

В итоге собор был украшен восьмиугольным куполом. Завершение строительства фасада собора в 19 веке проводилось уже под руководством архитекторов Амати и Занойя по заказу Наполеона.

Торжественное открытие Миланского собора состоялось в 1572 году кардиналом Карло Борромео.

Шпиль собора

В 1769 году собор был дополнен 106-метровым шпилем, на котором возвышается главная достопримечательность собора — статуя Мадонны, изготовленная из позолоченной бронзы. Общая высота собор составляет 158 метров.

Архитектура Миланского собора

Фасад Миланского собора поражает своей изумительной красотой каждого, кто впервые увидел это творение архитектуры.

Фасад

Бесконечное количество декоративных элементов, шпилей, башен, статуй святых, пророков, мучеников с самой главной статуей, возвышающейся над собором, – фигурой Мадонны. В общей сложности в экстерьере и интерьере собора насчитывается 3400 статуй.

Миланский собор, посвященный Рождеству Пресвятой Девы Марии, представляет собой единственный в Европе собор, выстроенный полностью из белого мрамора. Благодаря этому собор выглядит восхитительно в любое время суток – белый мрамор отражает солнечные лучи днем и выглядит мистически лунной ночью.

Интерьер

Внутреннее убранство Миланского собора представляет собой шедевр искусства, а хранящиеся в нем религиозные реликвии делают его местом паломничества католических верующих.

Чего только стоит один гвоздь с креста, на котором распяли Иисуса Христа, согласно преданию. Священный гвоздь хранится над алтарем. Ежегодно 14 сентября, когда верующие празднуют Воздвижение Честного Креста Господня, архиепископ опускает гвоздь вниз с помощью специального лифта в облаке, а по окончании празднества – поднимают его на место.

Также в соборе располагается знаменитый мавзолей Джан-Джакомом Медичи. Мавзолей украшен тремя статуями, мраморными плитами и изящными колоннами. Автором этого произведения искусства является Леоне Леони.

В числе главных достопримечательностей в интерьере собора также статуя мученика Святого Варфоломея, египетская ванна 4 века, которая в настоящее время используется для крещения, бронзовый подсвечник, длина которого составляет 5 метров.

На стенах и окнах Миланского собора восторженные поклонники искусства часами рассматривают многочисленные искусно вырезанные деревянные хоры и изумительные витражи 15 века, придающие собору особую таинственность и величие одновременно.

Что посмотреть

Безусловно, провести день на Соборной площади в Милане – это мечта каждого ценителя искусства и поклонника итальянской архитектуры. Миланским собором можно любоваться в любое время суток, особенно таинственно он выглядит ночью, когда луна освещает безупречно белый мрамор и бесчисленное количество изящных статуй на его фасаде.

Днем непременно стоит подняться на крышу Миланского собора — террасы, откуда открывается самый потрясающий вид на Милан. Подъем на террасы можно совершить или на лифте, или пешком по лестнице со стороны улицы.

Если вы оказались в Милане в ноябре или декабре, то вам повезло вдвойне. Именно в это время каждый год в соборе проходит выставка квадрони Святого Карло Борромео, выполненных итальянскими художниками в 17 веке. Это ряд из 54 очень красивых картин, изображающих сцены из жизни архиепископа Карло Борромео.

Как добраться до Миланского собора

Миланский собор находится по адресу: Piazza Duomo.

Добраться до Миланского собора легче всего на метро по первой и третьей линиям – необходимо выйти на станции Duomo. Собор виднеется издалека и возвышается высоко над городом, как и положено главной достопримечательности города.

Стоимость билета в Миланский собор

Цены на билеты представлены по состоянию на 2019 год. Посещение собора, Музея Дуомо и церкви Сан Готтардо, расположенной неподалеку, стоит:

  • 3 Евро для взрослых;
  • 2 Евро для детей от 6 до 12 лет;
  • бесплатно для детей до 6 лет.

Вход на террасу

Стоимость посещения террасы на крыше собора при подъеме наверх на лифте составляет:

  • 13 Евро для взрослых;
  • 7 Евро для детей с 6 до 12 лет.

Подъем пешком по лестнице – 9 Евро для взрослых и 4,50 Евро для детей в возрасте с 6 до 12 лет.

Комбинированный билет

Также можно купить комбинированный билет DUOMO PASS, по которому можно осмотреть собор, террасы на крыше, музей Дуомо и археологическую зону. Стоимость этого билета также отличается в зависимости от того, как вы планируете подниматься на террасы:

  • на лифте (DUOMO PASS A) – 16 Евро для взрослых и 8 Евро для детей с 6 до 12 лет;
  • пешком (DUOMO PASS B) – 12 Евро для взрослых и 6 Евро для детей с 6 до 12 лет.

Комбинированный билет действует на одно посещение в течение 72 часов после его валидации.

Где лучше купить билет

Билеты без больших очередей можно приобрести в Info Point в соборе или в Museo Duomo, расположенном в Королевском дворце справа от Миланского собора.

Часы работы Миланского собора

Миланский собор открыт с 8 утра до 19 часов каждый день. Подняться на террасы можно с 9 утра до 19 вечера ежедневно.

Официальный сайт Миланского собора www.duomomilano.it .

Посетите также

На знаменитой Соборной площади в Милане также расположены не менее значительные достопримечательности города: Королевский дворец и .

Налюбовавшись внешним и внутренним убранством Миланского собора, стоит посетить роскошный Королевский дворец. А отдохнув за чашечкой кофе, можно устроить прогулку по галерее Витторио-Эммануэле II со множеством бутиков и магазинов.

Пройдя через стеклянную галерею Витторио-Эммануэле II, вы окажетесь перед , расположенном на Via Filodrammatici, 2. Здесь можно провести незабываемый вечер, наслаждаясь спектаклем и познакомившись с историей знаменитого театра в его музее.

Экскурсии по Милану

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Милана?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

– безумно атмосферный, утонченный и разрозненный, спокойный и громкий, в общем, противоречивый город. Все, кто узнавал о том, что мне предстоит провести тут время, произносили сакральную фразу: «А, ну шопинг, Дуомо, а больше и делать-то нечего….» Но я упрямо отказывалась верить в то, что в мире вообще существуют города, в которых нечего делать. Ну а раз все говорят «Дуомо», то с него, пожалуй, и начнем.

Кафедральный собор Дуомо – главная, самая известная и поразительная достопримечательность Милана. Это четвертый по величине в собор в Европе, немыслимых размеров храм из белого резного мрамора, возвышающийся на одноименной площади, заполненной голубями и китайскими туристами. Челюсть сама невольно отваливается на пол (а точнее на великолепную брусчатку) при виде этого архитектурного чуда.

Как добраться

Добираться до Дуомо удобнее всего на метро – по желтой ветке (М3) или по красной (М1) до станции с логичным названием Duomo. Разовый проезд в метро стоит 1.5 евро, проездной на 10 поездок можно купить за 10 евро или приобрести суточную карту за 4.5 евро. Перед входом на станцию не забудьте прокомпостировать билет! Билет без отметки является основанием для штрафа в 100 евро. График работы метро в Милане- с 6.30 до 0.30, и, кстати, устроено оно достаточно просто и понятно, разобраться можно в два счета!

Официальный адрес:Duomo di Milano, Piazza del Duomo, Milano, Italy – если вы добираетесь на автомобиле.

Парковка в центре Милана, как и в любом другом мегаполисе, дорогая и проблематичная. Стоимость за час около 1.2 евро, но найти место не так просто. Оплата возможна через паркомат монетками, при помощи специальной карты Sosta Milano или через смс. Но если вы собираетесь гулять по центру Милана весь день, то лучше всего будет оставить автомобиль на одной их перехватывающих парковок Park & Ride.

При выходе из метро сразу оказываешься на людной площади перед кафедральным собором, где заботливые ребята обязательно предложат тебе корм для птиц «фуд фор бёрдс», а потом потребуют за это баснословные 2-3 евро. Мне повезло, я на развод не повелась, хотя наблюдала многочисленных согласившихся.

Время работы и цены

И вот я, не в силах справиться с желанием сделать еще пару тысяч фото, стою перед миланским собором. Надо сказать, что собор – это целый комплекс культурных объектов, включающий в себя непосредственно собор, крипту внутри, церковь, террасы и крышу, музей и зону археологических находок.

В собор можно попасть каждый день с 8 утра до 7 вечера, террасы и крыша ждут гостей с 9 утра.

Стоимость посещения также будет зависеть от выбранного набора опций.

  • минимальная – 2 евро (собор и все, что внутри него),
  • максимум – 15 евро (церковь, собор, террасы на лифте, музей и раскопки).

Подробная и актуальна информация всегда есть на сайте самого собора . Если выбрать английский язык, то все понятно даже тем, кто «ландан ис зэ кэпитал оф грейт британ». Если совсем нет желания заниматься поиском касс, то билеты тут можно купить онлайн.

Экскурсии в собор проходят регулярно на итальянском и английском языках. Стоимость такой экскурсии начинается от 16 евро с человека и далее рассчитывается индивидуально, в зависимости от состава группы, языка, желаемой темы экскурсии и т.д.

  • начните осмотр с внутреннего убранства, а только потом, прикупив воды и невероятно вкусного итальянского мороженого, отправляйтесь наверх;
  • кассы с билетами есть с двух сторон собора. Вполне вероятно, что в одной кассе туристы стоят как в голодные годы за колбасой, а в другой кассе вообще нет очереди;
  • если планируете посетить собор, то стоит позаботиться о том, чтобы колени, плечи и живот были закрыты. При входе в собор вас могут попросить привести себя в подобающий вид.

Дуомо снаружи

Фасад миланского Дуомо можно рассматривать бесконечно. Несколько тысяч беломраморных скульптур взирают со шпилей и башенок на великолепный город. Поговаривают, что среди них прячутся не только святые, мученики и философы, но и Муссолини, и древний прототип статуи свободы . Я честно пыталась разглядеть их, но ничего не вышло.
Дуомо – настоящий итальянский долгострой. Заложили его еще в 1386 году, а считать объект законченным можно было только в начале девятнадцатого века, когда уже даже Наполеон не выдержал и распорядился завершить фасад храма. Хотя, если честно, мне показалось, что они и сейчас там что-то доделывают... Итальянцы привлекали к строительству ближайших соседей, так что строили, можно сказать, всей Европой, что не могло не отразиться на облике храма. Собор – вневременная компиляция всех стилей европейской готики. Кстати, одна из легенд гласит, что восьмиугольный купол Джомо – идея самого Леонардо, который тоже принимал участие в проектировании собора.


Дуомо внутри

От рассматривания фасада у меня заболела шея, слишком уже сильно и долго приходится задирать голову. Отличный повод прекратить это и зайти внутрь. Прохлада, пробивающийся сквозь громадные витражи свет, колонны, уходящие в бесконечный потолок, удивительные скульптуры и мрачные полотна – все это детали внутреннего мира собора, в котором теряешься и растворяешься.

Конечно, можно взять аудиогид (стоимость гида от 6 до 9 евро, в зависимости от набора опций) на русском языке и дотошно разбираться в подлинности шпалер и орнаменте пола... Но, на мой взгляд, стоит просто отдаться своему внутреннему чувству прекрасного и бродить по собору, замечая миллиарды деталей. Например, на полу собора можно увидеть металлическую полоску, вдоль которой расположены плитки с изображениями знаков зодиака. Это своего рода солнечные часы, указывающие на созвездие этого периода времени. Ходит слух, систематические ошибки в показаниях этих часов дали понять, что фундамент собора медленно проседает. Главная реликвия храма находится под самым потолком – это гвоздь из распятия Христова. Ежегодно, 14-ого сентября, его являют народу при помощи особого механизма, похожего на механическое облако.



Крыша Миланского собора

Интерьеры поражают, но мысль о том, что впереди еще крыша, не дает мне покоя, а значит, скорее, скорее наверх! Существует 2 варианта подъема: на лифте и пешком. На лифте, соответственно, дороже (от 7 до 13 евро), но быстрее. Наверх ведет достаточно узкая и неживописная винтовая лестница. Но, как мне кажется, подняться по ней можно достаточно спокойно без особого вреда для здоровья и нервной системы. Я так и сделала.

Здесь перед глазами открывается настоящее великолепие, расположившееся на 3-х уровнях существования. Первый, самый нижний – бурлящий жизнью город, с его модными бутиками, повседневной суетой и бесконечными птицами. Настоящий , шумный и очаровательный.

Крыша собора Дуомо – лучшая смотровая площадка в Милане, однозначно. На втором уровне, прямо перед глазами, десятки шпилей, с примостившейся на них мраморной публикой. А на самом верху, на третьем уровне – сияющая позолоченная дева Мария, покровительница города, добродушно взирающая на . В этих мраморных джунглях можно бродить бесконечно, ловя теплый итальянский ветер и любуясь видами.


***

Я поняла, почему в разговорах о Милане все сразу вспоминают Дуомо. Дело совсем не в том, что тут больше нечего смотреть. Просто собор настолько поражает воображение, что все остальное уходит на второй план.

Вывод: Дуомо – must see! И не забудьте про мороженку:)


Адрес: Италия, Милан
Начало строительства: 1386 год
Начало строительства: 1965 год
Координаты: 45°27"51.4"N 9°11"29.9"E

Duomo di Milano - символ Милана, посвященный рождению Девы Марии

Грандиозный, ошеломляющий, великолепный, неподражаемый, роскошный, восхитительный… - какими только высокопарными эпитетами не награждают Duomo di Milano - собор, расположенный на главной (одноименной с ним) площади Милана!

Вид Миланского собора с высоты птичьего полёта

Но даже они не в силах передать те чувства и впечатления, которые испытывают впервые увидевшие его люди.

Гигантский беломраморный собор, выполненный в витиеватом стиле пламенеющей готики (поздней готической архитектуры), стал символом Милана и одним из известнейших сооружений в мире. Официальное название собора - Santa Maria Nascente, он посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, но чаще его называют просто Миланским собором .

Начиная рассказывать о нем, гиды прежде всего упоминают следующие факты: Дуомо ди Милано является самым крупным готическим и 4-м по величине католическим собором в мире после Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро (Кот д"Ивуар), соборов Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне . По своей вместимости среди католических уступает лишь собору Св. Петра (Рим), среди готических - собору Мария-де-ла-Седе (Севилья). Общая площадь этого сооружения - 11,3 тыс. кв. м, высота - 106,5 м. В ясную погоду с крыши собора видны вершины Альпийских гор.

Более подробное знакомство с Миланским собором может затянуться надолго, поскольку его внушительные размеры - это далеко не единственное его достоинство.

Фасад собора

История строительства собора - дорога длиною в… 5 столетий

Первый камень будущего собора был заложен архиепископом Антонио ди Салуццо в 1386 г. В предшествующие этому событию времена на том же месте уже успели побывать кельтское поселение, храм Минервы, церкви Санта-Текла и Санта-Мария-Маджоре. Последнюю из них снесли, расчищая участок для Duomo di Milano.

Строилось это великое сооружение из лучшего мрамора, добываемого в карьерах Кандолья, расположенных близ городка Мергоццо в Пьемонте. Используемый в благих целях, этот очень ценный строительный материал по распоряжению пришедшего тогда к власти герцога Джана Галеаццо Висконти не подлежал обложению налогом. Тем не менее, несмотря на просто огромный народный и правительственный энтузиазм, которым сопровождалось строительство собора, оно растянулось на долгие годы, десятилетия и даже века.

Первоначальная разработка архитектурного проекта принадлежала итальянскому архитектору Симоне де Орсениго. Строить собор пригласили мастеров из других стран (Германии , Франции), поскольку сложные готические фасады были более характерны для Франции, нежели для Италии . Спустя 3 года архитектора итальянца заменили на француза - Николя де Бонавентура. Еще через 10 лет его сменил другой француз - Жан Миньо.

Вид собора с площади Милана

Всего в сооружении Миланского собора до 1470 г., в котором строительство возглавил Джунифорте Солари, успело поучаствовать более десятка известных европейских архитекторов . За это время собор из 3-нефного сооружения превратился в 5-нефное, из проекта исчезли часовни, вносились другие значительные и незначительные изменения. Солари и его консультанты Донато Браманте и Леонардо да Винчи внесли в создание архитектурного облика собора весьма значительную лепту: они приняли решение осовременить готику, разбавив ее отдельными ренессансными элементами. Так возник знаменитый 8-угольный купол.

В последующие века храм медленно, но верно продолжал расти, достраиваться и декорироваться. 106-метровый центральный шпиль с 4-метровой статуей Мадонны, выполненной из бронзы с позолотой, был установлен, например, только в 1769 году. (Шпиль разработал Франческо Кроче, статуя работы Джузеппе Перего). Тогда же, кстати, был издан указ с запретом строительства в Милане зданий, заслоняющих его святую покровительницу (увы, современность уже начала вносить в него свои коррективы - первым исключением стал небоскреб «Пирелли», крышу которого украсили точной копией статуи Мадонны).

Так и получилось, что начались работы по созданию этого беломраморного шедевра архитектуры в 1386 г., а завершились (и то не полностью) лишь в 19 веке, когда архитекторы Карл Амати и Джузеппе Занойя по личному распоряжению Наполеона срочно закончили оформление фасада. Главный алтарь Дуомо ди Милано, когда он не был еще даже достроен, в 1417 г., освятил папа Мартин V.

Для прихожан храм открыл свои двери в 1572 г., торжественное открытие провел кардинал Карл Борромео, ставший позднее святым католической церкви.

Оставшиеся строительные и отделочные работы доделывались в здании собора вплоть до 2-й половины прошлого века. Все это время собор достраивался, на его роскошном готическом фасаде находили место все новые и новые декоративные элементы и витражи, были построены главные врата. И только в 1965 г. строительство храма было официально завершено. Тем не менее, даже сейчас еще остались отдельные блоки фасада, которым еще только предстоит превратиться в скульптуры.

Фрагмент фасада собора

Несмотря на частую смену архитекторов, каждый из которых стремился внести в сооружение что-то свое, Миланский собор все же является абсолютно целостным произведением искусства, имеющим при этом совершенно уникальный облик. С одной стороны, он обладает ярко выраженным готическим стилем, который не спутаешь ни с каким другим. С другой стороны, в его фасаде чувствуется североитальянское, а еще точнее, ломбардское влияние, благодаря которому собор приобрел некоторую «приземленность» и тяжеловесность.

Восьмое чудо света и его достопримечательности

Позднеготическое здание Миланского собора отличается огромным количеством изящных шпилей (135 мраморных игл), остроконечных башенок и колонн , соединенных множеством парящих опор, изысканностью фасадов и изобилием скульптур, которых снаружи и внутри собора более 3 тысяч. Здесь присутствуют статуи библейских персонажей, химер, исторических личностей (Наполеона, Муссолини и др.). С крыши собора открываются потрясающие панорамные виды Милана, подняться сюда рекомендуется каждому посетителю, желающему получить полноценное представление об этом архитектурном шедевре в частности и о Милане в целом. Осуществить подъем можно как по лестнице от северной стены храма, так и на специальном лифте.

На крыши собора

Поразить воображение Дуомо ди Милано способен не только внешним обликом, но и внутренним убранством: характерный для позднеготического стиля интерьер, полные величия мавзолеи, уникальные деревянные хоры 16 века (работа Франческо Брамбильи), высочайшие крестовые своды, огромные арочные окна с невероятными цветными витражами, некоторые из которых сохранились еще с 15 века, и многое другое. Храм выглядит огромным и очень торжественным.

Внутреннее пространство храма, способного одновременно вместить до 40 тыс. человек, состоит из 5-ти нефов, разделенных между собой сорока 25-метровыми колоннами. Перед алтарем стоит 5-метровый бронзовый подсвечник Тривульцио с весьма изящным основанием из бронзовой виноградной лозы, изготовленный в 12 веке Николя Вердюном. А над алтарем, под самым куполом хранится главная святыня собора - священный гвоздь, который по преданиям взят непосредственно со Святого Распятия (с креста Спасителя). Каждый год, в ближайшую к 14 сентября субботу, гвоздь подлежит торжественному снятию - это действие выполняется архиепископом, который поднимается к гвоздю на подъемнике, сконструированном, как гласит предание, самим Леонардо да Винчи.

В соборе также располагаются саркофаги нескольких архиепископов Милана, относящиеся к 14-18 векам и выполненные известнейшими итальянскими мастерами. Заметной отличительной чертой собора является на первый взгляд неисчислимое количество статуй: только интерьер 8-угольного купола располагает статуями в 4 ряда по 15 штук в каждом! Самая известная в соборе - статуя Св. Варфоломея, созданная Марко д"Аграте в 1562 г. Обращают на себя внимание скульптуры Джан Джакомо Медичи (Леоне Леони, 16 век), Мартина V (Якопино да Традате,15 век), Владимира Мономаха.

Среди прочих достопримечательностей храма стоит отметить «Меридиан» - солнечные часы со знаками Зодиака (на знак, соответствующий текущему месяцу ровно в полдень безошибочно указывает солнечный луч); два больших органа; три уникальных алтаря работы Пеллегрино Пеллегрини; египетскую ванну 6 века, использующуюся в качестве крестильной купели, и другие произведения искусства.

Миланский собор в 21 веке

Несколько лет в начале нашего века (до 2009 года) - Миланский собор был закрыт на реконструкцию. До этого момента реставрационные работы в нем проводились лишь однажды - после 2 мировой войны, когда здание храма пострадало от воздушных налетов. Сейчас все работы завершены, и фасад здания вновь предстал перед жителями и многочисленными гостями Милана во всей своей могучей красе.

Миланский собор представляет истинную гордость всех итальянцев, но его красота заключается не столько в масштабности размаха, сколько в мельчайших деталях. Именно эти нюансы являются настоящим украшением здания, выполненного в готическом стиле. Стоит только взглянуть на многочисленные лики, библейские мотивы, скульптурные композиции, начинаешь понимать глубину проработки каждой линии, а также причины столь длительного строительства и декорирования.

Другие названия Миланского собора

Базилика является популярнейшей достопримечательностью города, поэтому текущее название больше фигурирует в ходе экскурсионных программ. Фактически это символ Милана, поэтому его и прозвали Duomo di Milano. Жители Италии предпочитают называть свое святилище Дуомо, что переводится как «кафедральный собор».

У церкви есть еще и официальное название в честь Девы Марии, покровительницы города. Оно звучит Санта-Мария Нашенте. На крыше собора установлена статуя святой Мадонны, которую видно с разных точек Милана.

Общая характеристика базилики

Архитектурный памятник находится в центральной части Милана. Площадь перед Миланским собором называют Соборной, отсюда открывается потрясающий вид на сооружение с множеством шпилей. Несмотря на сочетание стилей, подавляющим является готика, при этом весь собор сделан из белого мрамора, что почти не встречается в других подобных строениях Европы.

Массивная церковь строилась более 570 лет, зато теперь в ней может вместиться около 40 000 человек. Длина собора составляет 158 м, а ширина – 92 м. Самый высокий шпиль устремляется в небо на расстояние 106 м. И, хотя размеры фасадов впечатляют, гораздо интереснее, сколько скульптур было создано для их украшения. Количество статуй – около 3400 единиц, а лепного декора и того больше.

Исторические вехи Дуомо

История подарила немного средневековых храмов, ведь большая их часть была разрушена за последующие столетия. Миланский собор – один из представителей того века, хотя по архитектуре это трудно сказать. Базилика считается настоящим долгостроем, так как основу под нее начали закладывать еще в 1386 г.

До начального этапа строительства на месте будущей базилики стояли другие святилища, сменяющие друг друга по мере завоевания территории разными народами. Среди предшественников известны:

  • храм кельтов;
  • римский храм богини Минервы;
  • церковь Санта-Такла;
  • церковь Санта-Мария-Маджоре.


В годы правления герцога Джана Галеаццо Висконти решено было создать новое творение в готическом стиле, так как ничего подобного в этой части Европы еще не существовало. Первым архитектором стал Симоне де Орсениго, но он с трудом справлялся с возложенной на него задачей. Несколько раз создатели проекта менялись один за другим: назначались то немцы, то французы, то вновь возвращались к итальянцам. К 1417 г. уже был готов главный алтарь, который освятили еще до того, как была возведена полная конструкция храма.

В 1470 г. значимый пост по возведению собора достался Джунифорте Сопари. Чтобы привнести в строение уникальности, архитектор нередко обращался за советами к Донато Браманте и Леонардо да Винчи. В результате было решено разбавить строгую готику элементами Ренессанса, входящими в моду в то время. Только через сто лет, в 1572 г., состоялось открытие Миланского собора, хотя он все еще не был полностью украшен. Из описаний исторических событий известно, что в 1769 установили самый высокий шпиль, а также появилась позолоченная статуя Мадонны высотой в 4 м.

При правлении Наполеона архитекторами были назначены Карло Амати и Жузеппе Занойя, работавшие над оформлением фасада, выходящего на Соборную площадь. Новые мастера следовали общей идее основного проекта, в результате чего появилось более ста мраморных шпилей. Эти «иголки» напоминали собой диковинный лес из камня, что очень родственно пламенеющей готике. Их труды стали завершающим этапом по созданию кафедрального собора. Правда, часть украшений привносилась и позднее.

Многим интересно, сколько лет заняло строительство Миланского собора с учетом всех декораторских работ, ведь изобилие деталей подтверждает трудоемкость процесса. Общее число лет составило 579. Мало какие сооружения могут похвастаться столь серьезным и длительным подходом к созданию уникального произведения искусства.

Архитектура знаменитого собора

Дуомо способен удивить каждого туриста своим необычным исполнением. Можно часами разглядывать его фасады с тысячами скульптур и целыми композициями из Библии, которые настолько искусно сделаны, что каждый герой будто пропитан жизнью. Очень тяжело изучить все украшения собора, так как многие из них высоко расположены, зато картинки помогут получше рассмотреть внешнее оформление. На одной из стен выделено место под имена архиепископов города, список которых ведется уже очень давно. Тем не менее, еще остались места для нанесения новых записей для будущих представителей церкви.

Немало сюрпризов скрыто внутри Миланского собора. Во-первых, здесь есть необычная достопримечательность – гвоздь, которым был распят Иисус. При проведении службы в честь Воздвижения Честного Креста Господня над алтарем спускается облако с гвоздем для придания мероприятию большего символизма.

Во-вторых, в храме в качестве купели используется египетская ванна, датированная 4 веком. Также огромную значимость имеют статуя Святого Варфоломея и мавзолей Джан-Джакомо Медичи.

В-третьих, внутреннее убранство настолько богато и изысканно, что не обратить на него внимание просто невозможно. Огромные колонны уходят далеко ввысь, всюду роспись и лепнина. Главная красота заключается в окнах, где находятся витражи, созданные в 15 веке. Фотографии не способны передать игры цвета так, как это видно при личном присутствии внутри храма.

Конструкция собора такова, что можно прогуляться по крыше и полюбоваться на исторический центр. Кто-то разглядывает оформление статуями, кто-то любуется на городские пейзажи, а кто-то делает различные фото в окружении филигранных шпилей из мрамора.

В Милане существует особый декрет, запрещающий зданиям загораживать статую Мадонны. При строительстве небоскреба Пирелли пришлось пренебречь условием, но, чтобы обойти закон, решено было установить на крыше современного здания идентичную статую покровительницы города.

На полу в храме выложена мраморная плитка с изображениями знаков Зодиака. Считается, что солнечный луч попадает на ту картинку, покровитель которой в определенный период года является господствующим. Исходя из полученных сообщений, сегодня наблюдается некоторое расхождение с реальными числами, что связывают с проседанием основания.

Вход в Миланский собор платный, при этом билет с подъемом на лифте стоит почти в два раза дороже. Правда, отказаться от зрелища с крыши невозможно, ведь оттуда открывается настоящая жизнь Милана с суетящимися итальянцами и гостями города. Не стоит забывать, что это не просто достопримечательность, а, прежде всего, религиозное место, где женщины должны быть с закрытыми плечами и коленями, футболки с вырезом тоже запрещены.

Понравилась статья? Поделитесь ей