Контакты

Урок от средневековья к новому времени. Конспект урока и презентация по истории на тему "от средневековья к новому времени". Тип урока – Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков







План урока

2. Кризис традиционного общества. Черты нового общества.


Проблемный вопрос

  • Чем Новое время принципиально отличается от Средних веков?

1. Понятие и периодизация Нового времени

Задание: Изучив «ленту времени», охарактеризуйте понятие Нового времени


1. Понятие и периодизация Нового времени

Новое время - период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем .

формирование единой планетарной цивилизации.


1. Понятие и периодизация Нового времени

Хронологические рамки Нового времени: рубеж XV-XVI вв. – рубеж XIX-XX вв.

Этапы Нового времени:

Этап

Хронологические рамки

XV – XVIII века

XIX – XX века


2. Кризис традиционного общества. Черты нового общества

Аграрная цивилизация

Индустриальная цивилизация

  • Натуральное хозяйство.
  • Деление общества на сословия.
  • Ручной труд.
  • Ограниченная власть короля.
  • Взгляд человека на мир формировала религия.
  • Развитие товарных отношения.
  • Деление общества на классы.
  • Машинный труд.
  • Неограниченная власть короля.
  • Новое мировоззрение.

Задание: опираясь на текст учебника, ответьте на вопросы:

Какими чертами обладал человек нового времени?

Каким целям служил дух предпринимательства?



Домашнее задание

  • Стр. 5-8, ответить на вопросы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

От Средневековья к Новому времени

Цели и задачи урока. В предметном направлении: формирование у учащихся представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала. Пробудить интерес к изучению темы «От Средневековья к Новому времени». Сформировать у учащихся умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию. В метапредметном направлении: формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление. В направлении личностного развития: развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества. Задачи: - развивать интерес к истории, развивать навыки делового общения; - учить узнавать и применять пройденный материал в нестандартной ситуации; - воспитывать внимание, ответственность за качественное выполнение своего задания, формировать навыки самооценки.

Какие периоды (эпохи) в истории выделяют ученые?

1. Древний мир (Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

Средние века V в. н.э. – XV в.

Новое время (XVI – нач. XX в.) Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия, республика). Светская культура.

Новейшее время (Нач. XX в – нач. XXI в.)

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать?

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать? Примитивная техника и технология. Поступательное развитие Условная собственность на землю (земля – высшая ценность, но пользование ею сопровождается условиями: для рыцарей – военной службой сеньеру, для крестьян – уплата феодальной ренты. Господство натурального хозяйства. Строгая иерархическая структура общества. Неограниченная власть монарха. Теоцентризм – религия пронизывает все сферы жизни общества.\

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать? IV - VII вв. Великое переселение народов 486 Возникновение франкского государства 527 - 565 Правления византийского императора Юстиниана I 622 г. Зарождение ислама VII - VIII вв. Арабские завоевания VII - XI вв. Сутки викингов 732 г. Битва под Пуатье, Победа франков над арабами 800 г. Образование Франкской империи 843 г. Верденская соглашение, деление империи Карла Великого 962 г. Основание Священной Римской империи 1054 Разделение христианской церкви (схизма) на католическую и православную 1066 Нормандское завоевание Англии 1077 Встреча императора Генриха IV и папы Григория VII в Каноссе 1096 - 1270 Крестовые походы 1099 Взятие Иерусалим крестоносцами 1147 Первое письменное упоминание о Москве 1204 Взятие Константинополя крестоносцами 1209 - 1229 Альбигойские войны 1215 Великая хартия вольностей 1223 - 1242 Монголо-татарское нашествие на земли Восточной Европы 1265 Возникновение английского парламента 1291 Потеря крестоносцами последних крепостей в Палестине

1302 Возникновение Генеральных штатов во Франции 1309 - 1377 Авиньонскоепленение пап 1337 - 1453 Столетняя война между Англией и Францией 1347 - 1350 Эпидемия чумы в Западной Европе ("черная смерть ") 1378 - 1417 Великая схизма католической церкви 1380 Куликовская битва, начало освобождения Московской Руси от монголо-татарского нашествия 1389 Битва на Косово поле. Разгром турками сербского войска XIV - нач. XVI в. Объединение русских земель вокруг Москвы 1402 Битва у Анкары. Разгром турок Тимуром 1410 Грюнвальдская битва. Разгром Тевтонского ордена 1415 Сожжение Яна Гуса 1419 - 1434 Гуситские войны 1439 Флорентийская уния 1445 Изобретение книгопечатания И.Гутенбергом 1453 Взятие турками Константинополь 1477 Завершение объединение Франции. Поражение бургундцев. Гибель Карла Смелого 1455 - 1485. Война Алой и Белой розы 1479 Образование Испанского королевства 1480 Конец татарского господства в Северо-Восточной Руси 1492 Завершение Реконкисты Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

Когда появляется термин Новое время?

Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения в 15 в. как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. 1. Когда появляется термин Новое время?

Назовите исторические границы Нового времени.

Начало периода Нового времени: Английская революция середины XVII века, начавшейся в 1640 году Реформация (1517) О ткрытие испанцами в 1492 году Нового Света Падение Константинополя (1453) Начало Великой Французской революции (1789). Период новой истории закончился: Социалистическая революция в России в 1917 г. Первая мировая война 1914 – 1918 гг. Дискуссия по вопросу о периодизации новой истории продолжается и сегодня.

Какие существуют периоды Нового времени?

Раннее Новое время – XVI – XVIII вв. (7 класс) Позднее Новое время – XIX в. (8 класс) Граница - Наполеоновские войны - от Великой французской революции до Венского конгресса. 3. Какие существуют периоды Нового времени?

Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?

Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время? Рост значения централизованного государственного управления Великие географические открытия. Растущий интерес к античному наследию, человеку и изучающим его наукам. Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия, республика). Светская культура.

Р азвитие техники на рубеже XV-XVI веков. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. С наступлением Нового времени на смену ремесленному производству Средних веков приходит мануфактурный тип производства. На мануфактурах труд оставался ручным, но в отличие от средневековых мастерских было внедрено разделение труда, за счёт чего значительно выросла производительность труда. На мануфактурах мастера трудились не на себя, а на владельца мануфактуры. Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?

По каким источникам изучают историю Нового времени?

Обширную группу составляют документальные источники. Совершенствование делопроизводства привело к существенному упрощению формы и к унификации документов в западноевропейских странах. Преимущественно на основании этого материала складываются наши представления об экономике и социальных отношениях эпохи. В XVI-первой половине XVII в. были по-прежнему широко распространены традиционные документы, фиксирующие феодальные поземельные отношения: государственные земельные кадастры» сеньориальные описи земель - реитали, записи крестьянских повинностей, общинные уставы. Однако наряду с этим увеличилось число договоров срочной аренды, что свидетельствовало о постепенной замене крестьян-держателей арендаторами. Богатейшая информация относительно самых разных сторон социально-экономической жизни содержится в документах государственных учреждений и ведомств: центральных органов (королевских советов, канцелярий, казначейств, адмиралтейств, судебных и счетных палат) и местной администрации. Во второй половине XVI в. зародилась система записи актов гражданского состояния (рождений, браков, смертей) в регистрационных книгах церковных приходов, а позднее - и светских властей. Они являются важным источником сведений по демографии, генеалогии и социальной истории в целом. Обширен фонд документов церковной администрации на всех ее уровнях - от прихода до римской курии, включающий переписку пап, их буллы, донесения в Рим легатов и нунциев, миссионеров, протоколы заседаний синодов и соборов, собраний кальвинистских общин, церковных судов, инквизиции, индехсы запрещенных книг, послания и программные документы идеологов Реформации и других видных деятелей церкви.

Значение нарративных источников для изучения проблем социально-экономической и отчасти политической истории в эту эпоху несколько снижается из-за обилия и полноты документального материала. В ряду нарративных источников выделяются прежде всего исторические сочинения. В полной мере это относится и к мемуарам. Жанр мемуарной литературы достигает подлинного расцвета именно в XVI - первой половине XVII в., что было следствием развития ренессансной культуры с присущими ей интересом к человеческой личности, ее внутреннему миру и высоким престижем активной гражданской деятельности. Близки к мемуарам по характеру содержащейся в них информации дневники, получившие широкое распространение у представителей самых разных социальных слоев. Широко представлен среди нарративных источников эпистолярный жанр. Широкое распространение книгопечатания привело к расцвету принципиально новой разновидности повествовательных источников - публицистики. В рамках класса нарративных источников особое место занимают трактаты, которые по праву уже можно отнести к разряду научной литературы. Ценными историческими источниками являются также памятники художественной литературы этой эпохи с их ярко проявившимися национальными особенностями, а также народная поэзия, песенное творчество, популярная сатира.

Новое время – период всемирной истории, основным содержанием которого является переход от традиционного к индустриальному обществу.

Домашнее задание Стр. 5 – 8 Сообщения Проблемы периодизации Нового времени. Исторические источники по изучению Нового времени.

Предварительный просмотр:

План конспект урока по истории «От Средневековья к Новому времени» 7 класс

Цели и задачи урока.

  1. В предметном направлении:

формирование у учащихся представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала. Пробудить интерес к изучению темы «От Средневековья к Новому времени». Сформировать у учащихся умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию.

  1. В метапредметном направлении:

формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.

  1. В направлении личностного развития:

развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества.

Задачи:

Развивать интерес к истории, развивать навыки делового общения;

Учить узнавать и применять пройденный материал в нестандартной ситуации;

Воспитывать внимание, ответственность за качественное выполнение своего задания, формировать навыки самооценки.

Оборудование и материалы к уроку:

  1. Презентация «От Средневековья к Новому времени».
  2. Компьютер, проектор.

Используемая технология – квест-технология, системно-деятельностный подход.

Тип урока – изучение нового материала.

ХОД УРОКА.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Актуализация.

Учитель: давайте вспомним, что мы изучали в прошлом году.

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать?

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

В 7 классе вам предстоит познакомиться с опытом жизни людей в новую эпоху всеобщей истории, которую называют Новое время или Новая история.

Запишите тему урока «От Средневековья к Новому времени».

Отвечают (историю Средневековья, страны…)

Называют.

Преобладающее сельскохозяйственное производство, натуральное хозяйство, сословное неравенство, неограниченная власть монарха.

Отвечают

Слушают

Записывают.

Проблематизация.

А что такое Новое время?

Отвечают (предположительно – не знаем) .

Планирование.

Сформулируйте цель урока.

Сегодня, чтобы достичь цели урока я предлагаю вам поиграть по типу компьютерной игры «бродилки» (квест). Вам предстоит пройти 5 этапов.

Давайте ознакомимся с заданиями на сегодняшний урок.

  1. Когда появляется термин Новое время?
  2. Назовите исторические границы Нового времени.
  3. Какие существуют периоды Нового времени?
  4. Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?
  5. По каким источникам изучают историю Нового времени?

Учитель: как мы узнаем, что достигли цели?

Формулируют (- формирование представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории ) .

Слушают

Отвечают .

Изучение нового материала.

Вам предстоит пройти 5 этапов. Чтобы попасть на следующий этап, нужно выполнить задание предыдущего. Как и в компьютерной игре есть помощь – подсказки (в случае необходимости). Если вы правильно выполните все задания, сможете ответить на главный вопрос урока «Что такое Новое время?». Итак, начинаем.

Отвечают (сможем ответить на вопросы плана) .

Слушают.

Прохождение маршрута от загадки к загадке.

Учитель переходит с детьми от одного вопроса к другому.

Отвечают на вопросы каждого этапа.

Озвучивают свои ответы, дополняют друг друга.

Осмысление.

Просит детей ответить на главный вопрос урока: «Что такое Новое время».

Просит нескольких человек озвучить свои ответы.

Записывают ответ в тетради.

Проговаривают свои ответы – несколько человек.

Самооценка.

Просит учащихся оценит себя.

Оценивают себя.

Рефлексия.

Просит учащихся ответить на вопросы:

О чём говорили на уроке

Чему научились на уроке

Где эти умения и знания могут пригодиться

Высказываются.

(- о том, что такое Новое время)

(- сравнивать, анализировать, структурировать информацию)

(- умение заполнять таблицу, сравнивать пригодится на многих предметах

Домашнее задание.

Стр. 5 – 8

Сообщения:

Проблемы периодизации Нового времени.

Исторические источники по изучению Нового времени.

Записывают.


Конспект урока по истории

Тема: «От Средневековья к Новому времени»

Цели и задачи урока.

Предметные:

Формирование у учащихся представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала. Пробудить интерес к изучению темы «От Средневековья к Новому времени».

Метапредметные:

Формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Личностные:

Развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества.

Задачи:

Развивать интерес к истории, развивать навыки делового общения;

Учить узнавать и применять пройденный материал в нестандартной ситуации;

Воспитывать внимание, ответственность за качественное выполнение своего задания, формировать навыки самооценки.

Оборудование и материалы к уроку:

    Презентация «От Средневековья к Новому времени».

    Компьютер, проектор.

Используемые технологии –, системно-деятельностный подход, квест-технология

Тип урока – Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

ХОД УРОКА.

Деятельность ученика

Мотивационный этап

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Учитель: давайте вспомним, что мы изучали в прошлом году.

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать?

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

В 7 классе вам предстоит познакомиться с опытом жизни людей в новую эпоху всеобщей истории, которую называют Новое время или Новая история.

Запишите тему урока «От Средневековья к Новому времени».

Отвечают (историю Средневековья, страны…)

Называют.

Преобладающее сельскохозяйственное производство, натуральное хозяйство, сословное неравенство, неограниченная власть монарха.

Отвечают

Записывают.

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

Проблематизация.

А что такое Новое время?

Отвечают

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Сформулируйте цель урока.

Сегодня, чтобы достичь цели урока я предлагаю вам поиграть по типу компьютерной игры «бродилки» (квест). Вам предстоит пройти 5 этапов.

Давайте ознакомимся с заданиями на сегодняшний урок.

    Когда появляется термин Новое время?

    Назовите исторические границы Нового времени.

    Какие существуют периоды Нового времени?

    Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?

    По каким источникам изучают историю Нового времени?

Учитель: как мы узнаем, что достигли цели?

Формулируют (- формирование представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории) .

Отвечают .

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания .

Вам предстоит пройти 5 этапов. Чтобы попасть на следующий этап, нужно выполнить задание предыдущего. Как и в компьютерной игре есть помощь – подсказки (в случае необходимости). Если вы правильно выполните все задания, сможете ответить на главный вопрос урока «Что такое Новое время?». Итак, начинаем.

Отвечают (сможем ответить на вопросы плана) .

Прохождение маршрута от загадки к загадке.

Учитель переходит с детьми от одного вопроса к другому.

Отвечают на вопросы каждого этапа.

Озвучивают свои ответы, дополняют друг друга.

Осмысление.Первичное закрепление нового знания

Просит детей ответить на главный вопрос урока: «Что такое Новое время».

Просит нескольких человек озвучить свои ответы.

Записывают ответ в тетради.

Проговаривают свои ответы – несколько человек.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Просит учащихся оценит себя.

Оценивают себя.

Просит учащихся ответить на вопросы:

О чём говорили на уроке

Чему научились на уроке

Где эти умения и знания могут пригодиться

Высказываются.

(- о том, что такое Новое время)

(- сравнивать, анализировать, структурировать информацию)

(- умение заполнять таблицу, сравнивать пригодится на многих предметах

Домашнее задание.

Сообщения:

Проблемы периодизации Нового времени.

Исторические источники по изучению Нового времени.

Урок истории в 7 классе «От Средневековья к Новому Времени»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Цель: дать понятие перехода от Средневековья к Новому Времени

Задачи урока

1. Образовательная: получить начальное представление о периоде истории «Новое Время»

2. Воспитательная: вызвать у учеников интерес к новому периоду истории

3. Развивающая: развитие мышления на основе сравнения исторических периодов (традиционного общества, Средневековья и Нового Времени)

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:

    Учебник Всеобщей истории. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. – 5-е изд. – М.:, Просвещение, 2017.

    Мультимедиа аппаратура (компьютер, проектор, колонки)

ХОД УРОКА

    Организационный момент:

(Слайд 1) Слово учителя: «Здравствуйте! Сегодня у нас первый урок истории в этом учебном году. Мы начинаем изучать новый период истории – Новое время. В конце урока нам с вами необходимо ответить на вопрос: какое отражение в современной истории нашло Новое время? И прежде чем начать новую тему, нам необходимо вспомнить понятия изученные ранее.

2. Актуализация знаний

(Слайд 2)Что такое традиционное общество? (ответы учеников, если нет конкретного ответа, необходимо напомнить определение). Традиционное общество – общество, регулируемое традицией, общественный уклад характеризуется жёсткой сословной иерархией. Стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои.

(Слайд 3) Какой период времени охватывает Средневековье? Средние века или Средневековье - период истории Европы и Ближнего Востока, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

3.Изучение нового материала

(Слайд 4) В понятии Средневековья мы встречаемся со словами Новое время. Давайте запишем определение. Новое время – период разрушения традиционного общества. На смену натуральному хозяйству приходят рыночные отношения.

(Слайд 5) Рамки Нового времени определяются разными учеными по-разному, как и в разных странах. Но началом Нового времени всегда считается начало эпохи Великих географических открытий.

В ходе дальнейших уроков мы узнаем, что в это время рушится сословный строй, стираются рамки между сословиями.

Давайте вспомним с помощью каких исторических источников ученые смогли собрать для нас информацию о Новом времени? (Ответы детей и сравнение их с изображениями на слайде 6). Ответы:

    сохранившиеся документы (торговые договора, указы правителей и чиновников, сборники законов);

    книги;

    памятники культуры и искусства;

    находки археологических раскопок.

Как вы думаете, какие предметы Нового времени нашли отражение в нашей жизни? Что общего у нас и у людей того периода? (Ответы детей) (Слайды 7-9) Ответы: посуда, мебель, одежда.

(Слайд 10) Многие произведения культуры и искусства дошли до нашего времени и вызывают восхищение. На уроках музыки вы знакомились с произведениями композиторов XVI - XVII вв. Одним из них был Луиджи Росси. Прослушаем отрывок из его произведения «Орфей»

(Слайд 11) До сих пор любители живописи пытаются разгадать тайну улыбки Мона Лизы или Джоконды, написанной Леонардо да Винчи в 1503 году.

В период Нового времени складывается политическая система, как совокупность единого нормативного взаимодействия политических субъектов. Появляется парламент.

На дальнейших уроках истории мы отправимся в путешествие по волнам Нового времени и узнаем много интересного.

4. Закрепление полученных знаний

Теперь вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: какое отражение в современной истории нашло Новое время?

Понравилась статья? Поделитесь ей