Контакты

Восточная Европа в конце ХХ – начале XXI вв. Презентация по истории « Европа в конце ХХ – начале XXI вв.» Страны западной европы в конце 20 начале 21 века

После десятилетия стабильности в политической жизни западноевропейских стран настало время социальных конфликтов. В 1960-е годы участились выступления разных слоёв населения под различными лозунгами.

Во Франции в 1961 -1962 гг. проходили демонстрации и забастовки (во всеобщей политической забастовке участвовали свыше 12 млн человек) с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил в Алжире (эти силы выступали против предоставления Алжиру независимости). В Италии прошли массовые выступления трудящихся против активизации неофашистов, ширилось движение рабочих, выдвигавших как экономические, так и политические требования. В Англии число забастовок в 1962 г. по сравнению с предшествовавшим годом возросло в 5,5 раза. В борьбу за повышение заработной платы включались также «белые воротнички» - высококвалифицированные работники, служащие.

Высшей точкой социальных выступлений в этот период стали события 1968 г. во Франции.

Даты и события:

  • 3 мая - начало студенческих выступлений в Париже с требованиями демократизации системы высшего образования.
  • 6 мая - осада полицией университета Сорбонны.
  • 9-10 мая - студенты строят баррикады.
  • 13 мая - массовая демонстрация трудящихся в Париже; начало всеобщей забастовки; к 24 мая число бастующих по стране превысило 10 млн человек; среди лозунгов, которые несли участники демонстраций, были и такие: «Прощай, де Голль!», «Десяти лет достаточно!»; рабочие автомобильного завода близ Манта и заводов «Рено» заняли свои предприятия.
  • 22 мая - в Национальном собрании поднят вопрос о доверии правительству.
  • 30 мая - президент Ш. де Голль распустил Национальное собрание и назначил новые парламентские выборы.
  • 6-7 июня - участники забастовки приступили к работе, настояв на повышении заработной платы на 10-19%, увеличении отпусков, расширении прав профсоюзов.

Эти события оказались серьёзным испытанием для властей. В апреле 1969 г. президент де Голль выдвинул на референдум законопроект о реорганизации местного самоуправления, рассчитывая получить подтверждение того, что французы по-прежнему его поддерживают. Но 52 % избирателей отклонили законопроект. Сразу после этого де Голль подал в отставку. В июне 1969 г. новым президентом страны был избран представитель Голлистской партии Ж. Помпиду. Основное направление своего курса он определил девизом «Преемственность и диалог».

1968 г. ознаменовался серьёзными политическими событиями и в других странах. Осенью этого года в Северной Ирландии активизировалось движение за гражданские права .

Историческая справка

В 1960-е годы в Северной Ирландии сложилась следующая ситуация. По религиозной принадлежности население делилось на две общины - протестантскую (950 тыс. человек) и католическую (498 тыс.). Правившая с 1921 г. Юнионистская партия состояла в основном из протестантов и выступала за сохранение связей с Великобританией. Оппозицию ей составляли несколько партий, поддерживавшихся католиками и выступавших за самоуправление Северной Ирландии, объединение Ирландии в одно государство. Ключевые позиции в обществе занимали протестанты, католики чаще находились на низших ступенях социальной лестницы. В середине 1960-х годов безработица в Северной Ирландии составила 6,1 %, тогда как в Великобритании в целом - 1,4 %. При этом безработица среди католиков была в 2,5 раза выше, чем среди протестантов.

В 1968 г. стычки представителей католического населения с полицией переросли в вооружённый конфликт, в который включились протестантские и католические экстремистские группировки. Правительство ввело в Ольстер войска. Кризис, то обостряясь, то ослабевая, затянулся на три десятилетия.


В условиях социальной напряжённости в конце 1960-х годов в ряде стран Западной Европы активизировались неофашистские партии и организации. В ФРГ успехов на выборах в ландтаги (парламенты земель) в 1966-1968 гг. добилась Национал-демократическая партия (НДП) во главе с А. фон Тадденом, которой удалось привлечь в свои ряды молодёжь, создав такие организации, как «Молодые национал-демократы» и «Национальнодемократический союз высшей школы». В Италии расширили свою деятельность Итальянское социальное движение (партия основана сторонниками фашизма ещё в 1947 г.), организация «Новый порядок» и др. «Боевые группы» неофашистов громили помещения левых партий и демократических организаций. В конце 1969 г. руководитель ИСД Д. Альмиранте заявил в одном интервью: «Фашистские молодёжные организации готовятся к гражданской войне в Италии...»

Социальная напряжённость и обострившееся противостояние в обществе находили особый отклик в молодёжной среде. Участились выступления молодых за демократизацию образования, стихийные протесты против социальной несправедливости. В Западной Германии, Италии, Франции и других странах появились молодёжные группы, занимавшие крайне правые или крайне левые позиции. И те и другие применяли в своей борьбе против существующего порядка террористические методы.

Ультралевые группировки в Италии, Германии осуществляли взрывы на вокзалах и в поездах, захваты самолётов и т. д. Одной из наиболее известных организаций такого рода стали «красные бригады», появившиеся в Италии в начале 1970-х годов. Основой своей деятельности они провозгласили идеи марксизма-ленинизма, китайской культурной революции и опыт городской герильи (партизанской войны). Печально известным примером их действий стало похищение и убийство известного политического деятеля, председателя Христианско-демократической партии Альдо Моро.


В Германии «новые правые» создавали «национал-революционные базисные группы», выступавшие за объединение страны силовым путём. В разных странах ультраправые, придерживавшиеся националистических взглядов, устраивали расправы над людьми других убеждений, национальностей, веры, цвета кожи.

Социал-демократы и социальное общество

Волна социальных выступлений в 1960-е годы привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них к власти пришли социал-демократические и социалистические партии.

В ФРГ в конце 1966 г. представители социал-демократов вошли в коалиционное правительство с ХДС/ХСС, а с 1969 г. уже сами формировали правительство в блоке со Свободной демократической партией (СвДП). В Австрии в 1970-1971 гг. впервые в истории страны к власти пришла Социалистическая партия. В Италии основу послевоенных правительств составляла Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то с левыми, то с правыми партиями. В 1960-е годы её партнёрами стали левые- социал-демократы и социалисты. Лидер социал-демократов Д. Сарагат был избран президентом страны (1964).

При различии ситуаций в разных странах политика социал-демократов в этот период имела некоторые общие черты. Своей главной, «никогда не кончающейся задачей» они считали создание социального общества, основными ценностями которого провозглашались свобода, справедливость, солидарность. В этом обществе они рассматривали себя как представителей интересов не только рабочих, но и других слоёв населения. В 1970- 1980-е годы эти партии стали опираться на так называемые «новые средние слои» - научно-техническую интеллигенцию, служащих. В экономической сфере социал-демократы выступали за сочетание разных форм собственности - частной, государственной и др. Ключевым положением их программ являлся тезис о государственном регулировании экономики. Отношение к рынку выражалось девизом «Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо». Особое значение придавалось «демократическому участию» трудящихся в решении вопросов организации производства, установления цен, зарплаты.

В Швеции, где социал-демократы находились у власти в течение нескольких десятилетий, была сформулирована концепция «функционального социализма». Предполагалось, что частного собственника не нужно лишать его собственности, но следует постепенно вовлекать в выполнение общественных функций путём перераспределения прибыли. Государству в Швеции принадлежали около 6 % производственных мощностей, зато доля общественного потребления в валовом национальном продукте (ВНП) в начале 1970-х годов составляла около 30 %.

Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы.

Государственные социальные расходы, % от ВВП

Продвижение в решении социальных проблем было одним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики: чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала формироваться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряжённо трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.

Важной стороной деятельности социал-демократических правительств западноевропейских государств стало изменение внешней политики. Особенно значительные, поистине исторические шаги в этом направлении были сделаны в Федеративной Республике Германии. Пришедшее к власти в 1969 г. правительство во главе с канцлером В. Брандтом (СДПГ) и вице-канцлером и министром иностранных дел В. Шеелем (СвДП) совершило принципиальный поворот в «восточной политике». Сущность нового подхода В. Брандт раскрыл в своём первом выступлении в бундестаге в качестве канцлера: «ФРГ нуждается в мирных отношениях в полном значении этих слов также и с народами Советского Союза, и со всеми народами европейского Востока. Мы готовы к честной попытке достичь взаимопонимания, чтобы можно было преодолеть последствия катастрофы, которую навлекла на Европу преступная клика».


Вилли Брандт (настоящее имя - Герберт Карл Фрам) (1913-1992) . После окончания гимназии начал работать в газете. В 1930 г. вступил в Социал-демократическую партию Германии. В 1933-1945 гг. находился в эмиграции в Норвегии, а затем - в Швеции. В 1945 г. участвовал в воссоздании Социал-демократической партии Германии, вскоре стал одним из её руководящих деятелей. В 1957-1966 гг. занимал пост бургомистра Западного Берлина. В 1969-1974 гг. - канцлер ФРГ. В 1971 г. награждён Нобелевской премией мира. С 1976 г. - председатель Социалистического Интернационала (международной организации социал-демократических и социалистических партий, основанной в 1951 г.).

Даты и события

  • Весна 1970 г. - первые за годы существования двух германских государств встречи их руководителей - В. Брандта и В. Штофа в Эрфурте и Касселе. Август 1970 г. - подписан договор между СССР и ФРГ.
  • Декабрь 1970 г. - подписан договор между Польшей и ФРГ. Оба договора содержали обязательства сторон воздерживаться от угрозы силой или применения силы, признавали нерушимость границ Польши, ФРГ и ГДР.
  • Декабрь 1972 г. - подписан договор об основах отношений между ГДР и ФРГ.
  • Декабрь 1973 г. - договор между ФРГ и Чехословакией признавал «ничтожными» Мюнхенские соглашения 1938 г. и подтверждал нерушимость границ между двумя государствами.

«Восточные договоры» вызвали острую политическую борьбу в ФРГ. Против них выступили блок ХДС/ХСС, правые партии и организации. Неонацисты называли их «договорами о распродаже территории рейха», утверждая, будто они приведут к «большевизации» ФРГ. За договоры высказались коммунисты и другие левые партии, представители демократических организаций, влиятельные деятели евангелической церкви.

Названные договоры, а также четырёхсторонние соглашения по Западному Берлину, подписанные представителями СССР, США, Великобритании и Франции в сентябре 1971 г., создали реальную основу для расширения международных контактов и взаимопонимания в Европе. 22 ноября 1972 г. в Хельсинки состоялась подготовительная встреча по проведению Международной конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Падение авторитарных режимов в Португалии, Греции, Испании

Начавшаяся в 1960-е годы волна социальных выступлений и политических перемен дошла и до Юго-Западной и Южной Европы. В 1974-1975 гг. сразу в трёх государствах произошёл переход от авторитарных режимов к демократии.

Португалия. В результате апрельской революции 1974 г. в этой стране был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществлённый Движением вооружённых сил в столице, привёл к смене власти на местах. Основу первых послереволюционных правительств (1974-1975) составил блок руководителей Движения вооружённых сил и коммунистов. В программном заявлении Совета национального спасения выдвигались задачи полной дефашизации и утверждения демократических порядков, немедленной деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Первыми преобразованиями новой власти стали национализация крупнейших предприятий и банков, введение рабочего контроля.

В ходе развернувшейся затем политической борьбы к власти приходили силы разной ориентации, в том числе правый блок Демократический альянс (1979-1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования. Находившиеся у власти в 1980-1990-е годы правительства основанной М. Соарешем Социалистической партии и Социал-демократической партии приняли меры по укреплению демократического строя и вхождению Португалии в европейские экономические и политические организации.

В Греции в 1974 г. после падения установившейся с 1967 г. военной диктатуры (или «режима полковников») власть перешла к гражданскому правительству во главе с К. Караманлисом. Были восстановлены политические и гражданские свободы. Правительства правой партии Новая демократия (1974-1981, 1989-1993, 2004-2009 гг.) и Всегреческого социалистического движения - ПАСОК (1981-1989, 1993-2004, с 2009 г.) при различиях во внутренней и внешней политике в целом способствовали демократизации страны, включению её в процессы европейской интеграции.

В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. С его одобрения начался постепенный переход от авторитарного режима к демократическому. По определению политологов, этот процесс сочетал в себе «демократический разрыв с франкизмом» и реформы. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. Оно сумело заключить соглашения с наиболее влиятельными, в том числе оппозиционными, левыми партиями.

В декабре 1978 г. на референдуме была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. Обострение экономической и политической ситуации в начале 1980-х годов привело к поражению руководимого А. Суаресом Союза демократического центра. В результате парламентских выборов 1982 г. к власти пришла Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), её лидер Ф. Гонсалес возглавил правительство страны. Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Особое внимание в её программах уделялось мерам по подъёму производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х годов правительство провело ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся, и др.). Политика социалистов, находившихся у власти до 1996 г., завершила процесс мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу в Испании.

1980-е годы: волна неоконсерватизма

К середине 1970-х годов в большинстве западноевропейских стран деятельность социал-демократических и социалистических правительств всё чаще наталкивалась на труднопреодолимые проблемы. Положение ещё больше осложнилось в результате глубокого кризиса 1974-1975 гг. Он показал, что необходимы серьёзные перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для неё при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало.

В сложившейся ситуации свой ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство, индивидуальную активность хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях (вложении денежных средств) в производство.

В конце 1970 - начале 1980-х годов консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.). В 1980 и 1984 гг. президентом США был избран республиканец Р. Рейган. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Прервалось многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах 1976 г. в Швеции и Дании, 1981 г. - в Норвегии.

Победивших в этот период консервативных деятелей не зря назвали неоконсерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперёд, способны на перемены. Их отличали хорошее понимание ситуации, напористость, политическая гибкость, обращение к широким слоям населения. Так, британские консерваторы, возглавляемые М. Тэтчер, выступили в защиту «истинных ценностей британского общества», к которым отнесли трудолюбие и бережливость, пренебрежение к лентяям; самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху; уважение законов, религии, устоев семьи и общества; содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. Использовались и новые лозунги. После победы на выборах 1987 г. М. Тэтчер заявила: «Наша политика заключается в том, чтобы каждый, имеющий доход, стал собственником... Мы строим демократию собственников ».


Маргарет Тэтчер (Робертс) родилась в семье торговца. С молодых лет примкнула к Консервативной партии. Изучала химию, а позже - юриспруденцию в Оксфордском университете. В 1957 г. избрана в парламент. В 1970 г. заняла министерский пост в консервативном правительстве. В 1975 г. возглавила Консервативную партию. В 1979-1990 гг. - премьер-министр Великобритании (по длительности непрерывного пребывания у власти установила рекорд в политической истории Великобритании XX в.). В знак признания её заслуг перед страной была удостоена титула баронессы.

Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись: свёртывание государственного регулирования экономики, курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике неоконсерваторы отвергли принципы равенства, перераспределения прибылей (М. Тэтчер в одном из выступлений даже пообещала «покончить с социализмом в Британии»). Они прибегли к понятию «общество двух третей», в котором считается нормой благополучие или даже «процветание» двух третей населения при том, что оставшаяся треть живёт в условиях бедности. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки.

В дальнейшем, в связи с началом перестройки в СССР, провозглашением М. С. Горбачёвым идей нового политического мышления в международных отношениях, западноевропейские лидеры вступили в диалог с советским руководством.

На рубеже веков

Последнее десятилетие XX в. было наполнено событиями переломного характера. В результате распада СССР и восточного блока коренным образом изменилась ситуация в Европе, мире. Происшедшее в связи с этими переменами объединение Германии (1990) после более чем сорокалетнего существования двух германских государств стало одной из важнейших вех в новейшей истории немецкого народа. Г. Коль, который являлся в этот период канцлером ФРГ, вошёл в историю как «объединитель Германии».


Ощущения торжества идеалов и главенствующей роли западного мира возникали в 1990-е годы у многих лидеров западноевропейских стран. Это, однако, не устраняло собственных, внутренних проблем в названных странах.

Во второй половине 1990-х годов позиции консерваторов в ряде стран ослабли, к власти пришли представители либеральных, социалистических партий. В Великобритании правительство возглавил лидер лейбористов Энтони Блэр (1997-2007). Канцлером ФРГ в 1998 г. был избран социал-демократ Герхард Шрёдер. Однако в 2005 г. его сменила представительница блока ХДС/ХСС Ангела Меркель, первая в истории страны женщина-канцлер. А в Британии в 2010 г. коалиционное правительство сформировали консерваторы. Благодаря такой смене и обновлению власти и политического курса происходит саморегулирование современного европейского общества.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Согласно решениям ялтинской и потсдамской конференций глав великих держав (1945 г.) о послевоенном устройстве Европы, страны Восточной и Юго-Восточной Европы были включены в сферу интересов СССР. В большинстве из них были популярны компартии, поскольку именно они были организаторами антифашистского сопротивления. До 1948 г. советское руководство избегало грубого вмешательства в дела стран «народной демократии». Однако с развертыванием холодной войны, особенно, после создания блока НАТО такое вмешательство стало явным. Это привело к конфликту с Югославией, руководство которой ориентировалось на строительство социализма, но проявляло большую самостоятельность. После смерти Сталина «идеологический шовинизм» советского руководства не исчез, а, скорее, усилился. Хотя произошло относительное примирение с Югославией, но советское руководство (Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев) постоянно конфликтовало с проводившими самостоятельный курс лидерами Албании, КНР, КНДР, Кубы, Румынии. Особенно острым, вплоть до вооруженных столкновений в 1969 г., был конфликт с Китаем.

В Европе к началу изучаемого нами периода имелся блок социалистических стран, организационные структуры которого составляли Организация Варшавского договора (ОВД) и Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Вес социалистической системы в мировом хозяйстве был достаточно весом: на СССР в 1980 г. приходилось 25% мирового промышленного производства, ЧССР, ГДР и Румыния входили в десятку ведущих промышленных держав мира.

Однако степень укорененности государственного социализма советского типа была не слишком высокой, она была тем меньше, чем более послушно лидеры стран следовали советским рецептам. Политические режимы европейских соцстран к 1980-м гг. напоминали советский либерально-бюрократический режим (1953-1991 гг.), с политической и идеологической монополией правящей партии, реализуемой сравнительно мягкими методами. На протяжении всего послевоенного периода Западный блок добивался отрыва соцстран от СССР, что было важнейшей задачей спецслужб.

В Польской народной республике (ПНР) на рубеже 1970-80х гг. реальный социализм советского образца вошел в состояние кризиса. Тогда возник независимый профсоюз «Солидарность», руководителем которого стал Л. Валенса, электрик местной судоверфи. ставший оппозиционной силой. Вскоре «Солидарность» превратилась в массовое организован­ное социально-политическое движение (до 10 млн. членов) и начала попытки перехвата власти у Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). В декабре 1981 г. новый президент Польши генерал В. Ярузельский, популярный в стране, ввел во­енное положение и арестовал около 5 тыс. профсоюзных активистов, в стране было введено военное положение, «Солидарность» запрещена, но ее влияние сохранилось.

Во второй половине 1980-х гг. в контролируемой СССР части Европы заметили, что горбачевская перестройка имеет антисоциалистическую и прозападную направленность. Это вдохновило политическую оппозицию, существовавшую и иногда проявлявшую активность, на протяжении всего социалистического периода. Антисоциалистические и антисоветские движения в странах Восточной Европы на Западе традиционно именовали «демократическими».

Так, забастовочные выступления, организованные «Солидарностью» летом 1988 г., вынудили коммунистов пойти на переговоры с руководством «Солидарности». В связи с началом «перестройки» в СССР В. Ярузельский и его окружение были вынуждены согласиться на легализацию деятельности «Солидарно­сти», на конкурентные парламентские выборы, реформирование института президента страны и создание в сейме второй палаты - сената.

Июньские выборы 1989 г. закончились победой «Солидарности», а ее фракция в сейме сформировала правительство во главе с Т. Мазовецким. В 1990 г. лидер «Солидарности» Л. Валенса был избран президентом страны. Он поддержал план радикальных рыночных реформ Л. Бальцеровича, который на деле был разработан МВФ и Всемирным банком. При активном уча­стии нового президента Польша стала сближаться с НАТО и европейским сообществом. Экономические трудности, связанные с массовой приватизацией, а также выявление тайных связей в прежние времена со спецслужбами некоторых дея­телей из окружения Валенсы и его самого привели к тому, что во время президентских выборов 1995 г. победил А. Квасневский, в прошлом активный коммунист.

Уже в начале 1990-х гг. из страны были выведены российские войска. К этому времени уже прекратили существование Варшавский договор и Совет экономической взаимопомо­щи. В 1994 г. Польша объявила о своем стремлении войти в западные структуры, что ей и удалось: в 1999 г., несмотря на дипломатиче­ское осуждение со стороны России, она стала членом НАТО, а в 2004 г.- членом Европейского союза. В последние годы (период правления братье Качиньских) в российско-польских отношениях нарастали трудности, связанные с взаимными экономическими и политическими претензиями. Польша даже заблокировала подписание в 2006 г. нового соглашения о сотрудничестве ЕС и России. В настоящее время польское руководство согласно на размещение в стране американских объектов ПРО, что еще больше осложняет ситуацию.

Надо отметить, что Поль­ша - самое значительное по территории и населению (36 млн. человек) государство региона ЦВЕ и, в принципиальном плане, отношения с ней важны.

Осенью 1989 г. в Чехословакии (ЧССР) произошла т. н. «бархатная революция». Это государство возникло в 1919 г. В результате мюнхенского сговора (сентябрь 1938 г.) между западными дер­жавами и гитлеровской Германией, в марте 1939 г. Чехословакия пре­кратила свое существование. Чехия была присоединена к рейху со статусом протектората Богемии и Моравии. Ее мощный военно-промышленный комплекс до конца второй мировой войны работал на Германию. Сколь- нибудь заметного сопротивления и саботажа не было. СССР до 22 июня 1941 г. поддерживал формальные дипломатические отношения со Словакией, формально не­зависимой, но реально подконтрольной рейху.

Уже во время войны установились тесные отношения между чехо­словацким эмигрантским правительством и Москвой. В 1945 г. был подписан Договор о дружбе между Чехословакией и СССР. Тогда же Чехословакия отказалась от своих прав на Закарпатскую Украину, входившую в нее ранее. В первые послевоенные годы при наличии тесных отношений с Советским Союзом в Чехословакии сохраня­лись основные демократические институты. Тогдашняя популярность СССР способствовала тому, что влияние чехословацких коммунистов было очень велико. В феврале 1948 г. при поддержке СССР они оттеснили другие политические силы от власти и установили в стра­не режим, не отличавшийся от тех, кото­рые формировались в тот период во всем Восточно-Европейском ре­гионе.

Вплоть до конца 1960-х гг. в Чехословакии не было заметно каких-либо сильных антисоветских настроений. Ситуацию изменили события 1968 г., когда в ЧССР была сделана попытка либерализации существовавшего коммунистического режима, вызвавшая опасения и подозрения советского руководства. СССР и другие страны - уча­стники Варшавского договора ввели на территорию Чехословакии свои войска, что привело со временем к прекращению реформ и ра­дикальным переменам в руководстве страны и компартии. После этого на уровне массового сознания возникла реакция отчуждения от «старшего брата».

В Чехословакии после начала «перестройки» в СССР генеральный секретарь ЦК КПЧ Г. Гусак отказался изме­нить политический курс и вступить в диалог с оппозицией и в 1988 г. был вынуж­ден уйти в отставку с поста лидера. В ноябре 1989 г. в Чехословакии произошла «бархатная революция», во время ко­торой под давлением массовых мирных протестов коммунисты были вынуждены со­гласиться на формирование правительства с участием представителей демократиче­ской оппозиции. Спикером парламента стал А. Дубчек, а президентом В. Гавел, пи­сатель-демократ.

Прага взяла курс на установление тесных отно­шений с западными странами. В 1992 г. из страны были выведены­ российские войска, а в 1993 г. само это государство распалось (без серьезных конфликтов) на Чехию и Словакию. В. Гавел был избран президентом Чехии. Стремле­ние обоих государств к интеграции в западные структуры сохрани­лось, правда, Чехия как экономически более развитая шла к этому быстрее и уже в 1999 г. стала членом НАТО. Словакия всту­пила в эту организацию только в 2004 г. В том же году оба государства стали членами ЕС. Словакия в течение 1990-х гг. проявляла больше заинтересованности в сотрудничестве с Россией, особенно в сфере экономики, однако дальше деклараций и заявлений дело так и не по­шло.

В отличие от Чехословакии, Венгрия была союзником гитлеровской Германии и вместе с ней потерпела поражение. Территория страны была занята советскими войсками, и СССР активно влиял на разви­тие венгерских политических процессов. К 1949 г. в Венгрии утвердился сталинистский режим во главе с лидером местной компартии Ф. Ракоши. Вопреки существовавшим национальным тра­дициям в стране начали детально копировать советскую модель социа­лизма, что привело к обострению социально-экономических и полити­ческих противоречий. Оставалось сильным влияние профашистских элементов, проводивших антикоммунистическую и антисемитскую пропаганду. Следствием этих противоречий стал глубокий внутриполитический кризис в Венгрии, который разразился осенью 1956 г. в виде вооруженных столкновений и едва не привел к краху венгерского социализма. После событий 1956 г. Советский Союз санкционировал проведение в Венгрии достаточно разумной и самостоятельной экономической политики, которая сделала страну относительно бла­гополучной в рамках социалистического лагеря. Но, с другой стороны, произошедшие изменения в какой-то степени размыли идеологиче­ские основы существовавшего режима, поэтому Венгрия, как и Поль­ша, раньше других восточноевропейских стран начала демонтаж со­циалистической системы.

В октябре 1989 г. в Венгрии коммунисты (Венгерская социалистическая рабочая партия) были вынуждены согласиться на принятие закона о многопартийности и деятельности партий. А затем в конституцию страны были внесены поправки. Они предусматривали «мирный политический переход к правовому государству, в котором реализуются многопартийная система, парламентская демократия и социально-ориентированная рыночная экономика». На состоявшихся в марте 1990 г. выборах в государственное собрание Венг­рии коммунисты потерпели поражение, а большинство мест в парламенте за­воевал венгерский демократический форум. После этого из конституции было ис­ключено всякое упоминание о социализме. В отличие от других стран региона переход Венгрии к «западным ценностям» проходил эволюционным пу­тем, но общий вектор ее движения в сторону интеграции в европейские структуры совпадал с вектором движения других посткоммунисти­ческих государств ЦВЕ. Венгрия входит в ЕС и НАТО.

Демократизация общественной и государственной жизни произошла и в ГДР, где на первых свободных выборах в марте 1990 г. победила демократическая оппози­ция. Затем произошло объединение Германии путем поглощения Западной Германией (ФРГ) Восточной Германии (ГДР).

При рассмотрении событий конца 1989 г. обязательно следует учитывать, что в начале декабря 1989 г. в ходе встречи М. Горбачева и Дж. Буша (ст.) на Мальте Горбачев фактически сдал советскую сферу влияния в Восточной Европе - Западу, точнее - США.

Исключительно драматично развивались события в странах Юго-Восточной Европы. Необходимо отметить, что наиболее значимые государства данного региона обрели сувере­нитет при деятельной поддержке России. Это относится к Болгарии, Румынии, а также входившим в состав бывшей Югославии Сербии и Черногории. Причем Россия часто оказывала это содействие в ущерб собственным внешнеполитическим интересам, исходя из панславян­ского романтизма, который стал доминировать в общественном мне­нии со 2-й половины XIX в. и сохраняет определенное влияние и сейчас.

В годы Первой мировой войны Болгария стала союзницей стран германского блока. В апреле 1941 г. Болгария участвовала в германской агрессии против Югославии и Гре­ции, но от участия в военных действиях против СССР болгарское правительство уклонилось, сославшись на сильные русофильские на­строения среди населения. После выхода Красной армии к границам Болгарии 5 сентября 1944 г. СССР объявил ей войну, но военных действий фактически не было, поскольку болгарская армия отказалась воевать, а в стране произошла смена власти. Правительство Отечественного фронта объявило войну Германии и ее союзникам, и болгарские войска на заключительном этапе войны сражались на стороне антигитлеровской коалиции. Фактически уже с 1944 г. нача­лось установление коммунистического режима, которое завершилось в 1948 г., когда была провозглашена Народная Респуб­лика Болгария.

До конца 1980-х гг. отношения между СССР и Болгарией развивались стабильно, внутри государства значимых антикоммунистических сил не было. Как и в других странах Восточной Европы, демократические изменения в Болгарии начались в конце 1989 г. При этом так же, как и в других государст­вах региона, практически сразу была поставлена задача интеграции в западные структуры. Позднее произошло резкое дистанцирование от России, с которой был установлен визовый режим. В настоящий мо­мент Болгария является членом НАТО, в 2004 г. она была принята в ЕС. Российско-болгарские отношения длительной время находятся в состоянии стагнации, взаимный товарооборот остается незначительным.

Соседняя с Болгарией Румыния также с самого начала активно участвовала в войне против СССР, в период 1941-1944 гг. в ее состав входили в качестве провинций не только Бессарабия, но и Северное Причерноморье, включая Одессу. При этом государство пыталось сохранять контакты с Великобританией и США. 23 августа 1944 г. в Румынии произошел государственный переворот, она порвала блок с Германией и присоединилась в антигитлеровской коалиции.. Примечательно, что румынский король Михай был удостоен выс­ший награды СССР - ордена Победы. Впрочем, уже в 1946 г. монар­хия в Румынии была упразднена, а в стране был установлен комму­нистический режим. Советско-румынские отношения с конца 1950-х гг. развивались несколько ина­че, чем отношения СССР с другими восточноевропейскими страна­ми. После прихода в 1965 г. к власти Николае Чаушеску Социалистическая республика Румыния (СРР) дистанцировалась от Советского Союза. Румынское руководство открыто выразило не­гативное отношение к вводу войск Варшавского договора в Чехослова­кию в 1968 г. Румыния была единственной социалистической стра­ной, сохранившей дипломатические отношения с Израилем после арабо-израильской войны 1967 г. Кроме того, Румыния демонстрировала определенный уровень самостоятельно­сти в рамках Варшавского договора и СЭВ. Мощное экономическое развитие страны привело ее к 1980 г. в первую десятку промышленно развитых стран мира. В декабре 1989 г. в ре­зультате вооруженного путча с имитацией «массового народного восстания» режим Н. Чаушеску (довольно либеральный, но с сильным культом личности президента) был свергнут. Сам президент вместе с женой Е. Чаушеску был убит. Это подавалось западной и советской (горбачевской) пропагандой как свержение «ненавистного коммунистического режима».

После падения социализма Румыния, так же как и другие восточноевропейские страны, взяла курс на интеграцию с Западом, Однако быстрое падение уровня жизни превратило Румынию в одну из самых бедных стран Европы, что не позволило быстро осуществить цель ее политики - вступ­ление в ЕС. Это произошла только в 2007 г. Отношения с Россией находятся в состоянии стагнации, при этом в самой Румынии популярны унитаристские настроения, касающиеся объединения с Молдовой.

Самые тяжелые события с начала 1990-х гг. развернулись в Югославии. Россия на протяжении всего XIX в. активно содействовала стремлению Сербии к независимости от Османской империи. В 1878 г. в результате русско-турецкой войны независимость Сербии была признана Стамбулом. Страна была провозглашена королевством. Во главу угла внешней политики страны была поставлена задача объединения юж­ных славян в единое государство. Эта цель были достигнута после Первой мировой войны, когда образовалось Королевство сербов, хор­ватов и словенцев (с 1929 г. - Югославия).

Во внешней политике страна сохранила ориентацию на Антанту. Внутри государства с самого начала обозначились этнические проти­воречия, прежде всего между сербами и хорватами. 6 апреля 1941 г. Германия и ее союзники начали войну против Югославии и Греции. 10 апреля Хорватия провозгласила независимость, а 17-го Югославия ка­питулировала. В стране сформировалось очень сильное партизанское движе­ние, однако решающую роль в освобождении Югославии сыграла Красная армия, которая в октябре 1944 г. вступила на ее территорию. 11 апреля 1945 г. между странами был заключен договор о дружбе. Однако из-за стремления югославских коммунистов сохранить самостоятельность в принятии решений летом 1948 г. до­говор был денонсирован, а отношения между странами прекратились. Они нормализовались только в 1955 г., когда вновь был подписан до­говор о дружеских отношениях. Тем не менее, Югославия так и не стала членом Варшавского договора, а в СЭВ имела статус наблюда­теля. В конце 1980-х гг. в стране, с одной стороны, прекращается мо­нополия коммунистов на власть, с другой - происходят дезинтеграционные процессы, активно поддержанные Западом.

«Перестройка» в СССР и ослабление позиций коммунистов в восточной Европе привели к значительным изменениям в Социалистической Федеративной Республике Югославии, в которой доминирующее положение занимала Сербия и ее коммунистическое руководство. При этом Сербия стремилась сохранить сущест­вующую федерацию, а Словения и Хорватия настаивали на превращении ее в кон­федерацию (1991 г.). В июне 1991 г. скупщина Словении провозгласила ее независимость, а собор Хорватии принял декларацию о провозглашении независимости Хорватии. Тогда из Белграда против них направили регулярную армию, но хорваты и словенцы начали вооруженным пу­тем сопротивляться.

Попытки Белграда с помощью войск не допустить независимо­сти Хорватии и Словении закончились неудачей из-за поддержки сепаратистов со стороны Европейско­го союза и НАТО. Тогда часть сербского населения Хорватии, поддержанная Бел­градаом, начала вооруженную борьбу против независимости Хорватии. В конфликте приняли участие сербские войска, пролилось немало крови, конфликт между Хорва­тией и Сербией пошел на убыль после ввода в феврале 1992 г. в Хорватию миро­творческих войск ООН. Еще более кровавые события сопутствовали обретению не­зависимости Боснией и Герцеговиной. Последние привели к распаду страны в 1991 г.: Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, а также Македония объ­явили о независимости; причем только последней удалось сделать это мирным путем. В остальных случаях имел место вооруженный конфликт с центральным правительством. Россия признала их неза­висимость, но во всех конфликтах поддерживала сер­бов. Такая поддержка была обусловлена, прежде всего, цивилизационными факторами и привела к осложнениям в отношениях России как с другими странами данного региона, так и с главными державами Запада. Более всего это проявилось в 1999 г. во время Косовского кризиса, и прямой агрессии НАТО против Югославии, состоявшей уже только из Сербии и Черногории. Россия, поддерживая Белград, фактически оказалась на грани дипломатиче­ского конфликта с западными странами. При этом Сербия, где к власти пришли прозападные силы, весь этот период не демонстрировала готовность к широкому экономическому сотрудничеству, а в 2000 г., практически сразу после завершения Ко­совского кризиса, между Союзной Республикой Югославией и Рос­сийской Федерацией был введен визовый режим.

В 2008 г. Россия поддержала стремление Сербии сохранить территориальную целостность и осудила страны Запада за признание независимости края Косово.

В Албании коммунистический режим был демонтирован в 1992 г.

В начале 1990-х гг. в ряде восточноевропейских государствах были приняты но­вые конституции, или важные изменения в существовавших. Они меняли не только названия государств, но и сущность общественного и по­литического строя, воспринимали «западные демократические ценности». Конституции также закрепили и изменения функций главы государства, в роли которо­го перестал выступать коллективный орган. Повсеместно был восстановлен пост президента государства.

Рассматриваемый период был для стран Западной Европы и США мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий. Доминантой развития названной группы государств во второй половине XX в. принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустри­альному обществу. Однако и в эти десятилетия страны за­падного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений - всем тем, что называют «вызовами времени». Это были масштабные события и процессы в разных сферах, такие, как технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг., социальные выступления в 60-70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и ли­бералы, которые пытались укрепить свои позиции в ме­нявшемся мире.

Первые послевоенные годы в странах Европы стали временем острой борьбы в первую очередь вокруг вопросов общественного устройства, политических устоев государств. В ряде стран, например во Франции, нужно было преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А для Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма, создании новых демократических государств. Значительные политические баталии развернулись вокруг выборов в учредительные собрания, разработки и принятия новых конституций. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику» (страна была провозглашена республикой в результате референдума 18 июня 1946 г.).

Именно тогда заявили о себе силы, наиболее активно участвовавшие в борьбе за власть и влияние в обществе на протяжении последующих десятилетий. На левом фланге находились социал-демократы и коммунисты. На заключительном этапе войны (особенно после 1943 г., когда был распущен Коминтерн) члены этих партий сотрудничали в движении Сопротивления, позже - в первых послевоенных правительствах (во Франции в 1944 г. был создан согласительный комитет коммунистов и социалис­тов, в Италии в 1946 г. было подписано соглашение о единстве действий). Представители обеих левых партий входили в состав коалиционных правительств во Франции в 1944-1947 гг., в Италии в 1945-1947 гг. Но принципиальные расхождения между коммунистическими и социалистическими партиями сохранялись, более того, в послевоенные годы многие социал-демократические партии исключили из своих программ задачи установления диктатуры пролетариата, приняли концепции социального общества, по существу, перешли на либеральные позиции.

В консервативном лагере с середины 40-х гг. наиболее влиятельными стали партии, сочетавшие представительство интересов крупных промышленников и финансистов с выдвижением христианских ценностей в качестве непреходящих и объединяющих разные социальные слои идейных основ. К ним относились Христианско-демократическая партия (ХДП) в Италии (основана в 1943 г.), Народно-республиканское движение (МРП) во Франции (основано в 1945 г.), Христианско-демократический союз (с 1945 г. - ХДС, с 1950 г.- блок ХДС/ХСС) в Герма­нии. Названные партии стремились получить широкую поддержку в обществе, подчеркивали приверженность принципам демократии. Так, первая программа ХДС (1947) включала отражавшие дух времени лозунги «социализации» ряда отраслей хозяйства, «соучастия» рабочих в управлении предприятиями. А в Италии во время референдума 1946 г. большинство членов ХДП проголосовали за республику, а не за монархию. Противоборство правых, консервативных и левых, социалистических партий и составило основную линию в политической истории западноевропейских стран во второй половине XX в. При этом можно заметить, как изменения экономической и соци­альной обстановки в отдельные годы перемещали политический маятник то влево, то вправо.

От восстановления к стабильности (1945-1950-е гг.)

После окончания войны в большинстве западноевропейских стран утвердились коалиционные правительства, в которых решающую роль играли представители левых сил - социалистов и в ряде случаев коммунистов. Основными мероприятиями этих правительств были восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы 5 крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено» (владелец которых сотрудничал с оккупационным режимом), несколько авиационных предприятий. Доля государственного сектора в выпуске промышленной продукции достигла 20-25%. В Великобритании, где у власти в 1945- 1951 гг. находились лейбористы, в собственность государства перешли электростанции, угольная и газовая промышленность, железные дороги, транспорт, отдельные авиакомпании, сталелитейные заводы. Как правило, это были важные, но далеко не самые процветающие и доходные предприятия, наоборот, они требовали значительных капиталовложений. К тому же бывшим хозяевам национализированных предприятий выплачивались значительные компенсации. Тем не менее национализация и государственное регулирование рассматривались социал-демократическими лидерами как высшее достижение на пути к «социальной экономике».

Конституции, принятые в западноевропейских странах во второй половине 40-х гг. - в 1946 г. во Франции (конституция Четвертой республики), в 1947 г. в Италии (вступила в силу с 1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной Германии, стали наиболее демократическими конституциями за всю историю этих стран. Так, во французской конституции 1946 г. в дополнение к демократическим правам провозглашались права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, права трудящихся на участие в управлении предприятиями, профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках за­конов» и др.

В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40-42-часовая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Это делалось в значительной степени под давлением трудящихся. Так, например, в Англии в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.

Особый период в истории западноевропейских стран составили 50-е годы. Это было время быстрого экономического развития (прирост продукции промышленного производства достиг 5-6% в год). Послевоенная промыш­ленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно-техническая революция, одним из основных проявлений которой стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, управ­лявших автоматическими линиями и системами, возрастала и их зарплата.

В Великобритании уровень заработной платы в 50-е гг. повышался в среднем на 5% в год при росте цен на 3% в год. В ФРГ на протяжении 50-х гг. реальная заработная плата выросла в 2 раза. Правда, в некоторых странах, например в Италии, Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же правительства периоди­чески «замораживали» зарплату (запрещали ее повыше­ние). Это вызывало протесты и забастовки рабочих.

Особенно заметным был экономический подъем в Федеративной Республике Германии и Италии. В послевоен­ные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х гг. расценивалась как «экономическое чудо». Оно стало возможным благодаря перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимии, электроники, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъема производства заключалось в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. С другой стороны, существовал значительный резерв дешевой рабочей силы (за счет переселенцев, выходцев из села).

Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х гг., когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации - сокращение рабочих мест и др.

Период стабильного развития совпал с приходом к власти консерваторов. Так, в ФРГ имя К. Аденауэра, занимавшего пост канцлера в 1949-1963 гг., связывали с возрождением германского государства, а Л. Эрхарда назвали «отцом экономического чуда». Христианские демократы отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили об обществе всеобщего благосостояния, социальных гарантиях для людей труда. Но вмешательство государства в экономику было свернуто. В ФРГ утвердилась теория «социального рыночного хозяйства», ориентированного на поддержку частной собственности и свободной конкуренции. В Англии консервативные правительства У. Черчилля, а затем А. Идена провели реприватизацию некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). Во многих странах с приходом к власти консерваторов началось наступление на провозглашен­ные после войны политические права и свободы, принимались законы, в соответствии с которыми граждане преследовались по политическим мотивам, в ФРГ была запрещена компартия.

Перемены 60-х гг.

После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений и перемен, связанных как с проблемами внутреннего развития, так и с крушением колониальных империй.

Так, во Франции к концу 50-х гг. сложилась кризис­ная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В такой обстановке все большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал генерал Ш. де Голль. В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернется Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть Республики» при условии от­мены конституции 1946 г. и предоставления ему чрезвы­чайных полномочий. Осенью 1958 г. была принята кон­ституция Пятой республики, предоставлявшая главе государства самые широкие права, а в декабре де Голля из­брали президентом Франции. Установив «режим личной власти», он стремился противостоять попыткам ослабления государства изнутри и извне. Но в вопросе о колониях, будучи политиком реалистичным, вскоре решил, что лучше провести деколонизацию «сверху», сохранив при этом влияние в бывших владениях, чем дожидаться позорного изгнания, например, из сражавшегося за независимость Алжира. Готовность де Голля признать право алжирцев решать свою судьбу вызвала в 1960 г. антиправительственный мятеж военных. Все в 1962 г. Алжир получил независимость.

В 60-е гг. в европейских странах участились выступления разных слоев населения под разными лозунгами. Во Франции в 1961-1962 гг. организовывались демонстрации и забастовки с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил, выступавших против предоставления Алжиру независимости. В Италии прошли массовые выступления против активизации неофашистов. Рабочие выдвигали как экономические, так и политические требования. В борьбу за повышение заработной платы включались «белые воротнички» - высококва­лифицированные работники, служащие.

Высшей точкой социальных выступлений в этот период стали события мая - июня 1968 г. во Франции. Начавшись как выступление парижских студентов, требовавших демократизации системы высшего образования, они вскоре переросли в массовые демонстрации и всеобщую забастовку (число бастующих по стране превысило 10 млн человек). Рабочие ряда автомобильных заводов «Рено» заняли свои предприятия. Правительство вынуждено было пойти на уступки. Участники забастовки добились повышения заработной платы на 10-19%, увеличения отпусков, расширения прав профсоюзов. Эти события оказались серьезным испытанием для властей. В апреле 1969 г. президент де Голль выдвинул на референдум законопроект о реорганизации местного самоуправления, но боль­шинство голосовавших отклонило законопроект. После этого Ш. де Голль подал в отставку. В июне 1969 г. но­вым президентом страны был избран представитель голлистской партии Ж. Помпиду.

1968 год ознаменовался обострением обстановки в Северной Ирландии, где активизировалось движение за гражданские права. Стычки представителей католического населения с полицией переросли в вооруженный конфликт, в который включились как протестантские, так и католические экстремистские группировки. Правительство ввело в Ольстер войска. Кризис, то обостряясь, то ослабевая, затянулся на три десятилетия.

Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии. В ФРГ в конце 1966 г. представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ) вошли в коалиционное правительство с ХДС/ХСС, а с 1969 г. уже сами формировали правительство в блоке со Свободной демократической партией (СвДП). В Австрии в 1970-1971 гг. впервые в истории страны к власти пришла Социалистическая партия. В Италии основу послевоенных правительств составляла Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то с левыми, то с правыми партиями. В 60-е гг. ее партнерами стали левые - социал-демократы и социалисты. Лидер социал-демократов Д. Сарагат был избран президентом страны.

При различии ситуаций в разных странах политика со­циал-демократов имела некоторые общие черты. Своей главной, «никогда не кончающейся задачей» они считали создание «социального общества», главными ценностями которого провозглашались свобода, справедливость, солидарность. Они рассматривали себя как представителей интересов не только рабочих, но и других слоев населения (с 70-80-х гг. эти партии стали опираться на так называемые «новые средние слои» - научно-техническую интеллигенцию, служащих). В экономической сфере социал-демократы выступали за сочетание разных форм собственности - частной, государственной и др. Ключевым положением их программ являлся тезис о государ­ственном регулировании экономики. Отношение к рынку выражалось девизом: «Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо». Особое значение придавалось «демократическому участию» трудящихся в решении вопросов организации производства, цен, зарплаты.

В Швеции, где социал-демократы находились у власти в течение нескольких десятилетий, была сформулирована концепция «функционального социализма». Предполагалось, что частного собственника не нужно лишать его собственности, но следует постепенно вовлекать в выполнение общественных функций путем перераспределения прибыли. Государству в Швеции принадлежало около 6% производственных мощностей, зато доля общественного потребления в валовом национальном продукте (ВНП) в начале 70-х гг. составляла около 30%.

Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы. Продвижение в решении социальных проблем явилось од­ним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики - чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала утверждаться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряженно трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.

Важной стороной деятельности социал-демократических правительств западноевропейских государств стало изменение внешней политики. Особенно значительные шаги в этом направлении были сделаны в Федеративной Республике Германии. Пришедшее к власти в 1969 г. правительство во главе с канцлером В. Брандтом (СДПГ) и вице-канцлером и министром иностранных дел В. Шеелем (СвДП) совершило принципиальный поворот в «восточной политике», заключив в 1970-1973 гг. двусторонние договоры с СССР, Польшей, Чехословакией, подтверждавшие нерушимость границ между ФРГ и Польшей, ФРГ и ГДР. Названные договоры, а также четырехсторонние соглашения по Западному Берлину, подписанные представителями СССР, США, Великобритании и Франции в сентябре 1971 г., создали реальную почву для расширения международных контактов и взаимопонимания в Европе. 4. Падение авторитарных режимов в Португалии, Греции, Испании. В середине 70-х гг. значительные политические перемены произошли в государствах Юго-Западной и Южной Европы.

В Португалии в результате Апрельской революции 1974 г. был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществленный Движением вооруженных сил в столице, привел к смене власти на местах. Первые послереволюционные правительства (1974-1975), состоявшие из руководителей Движения вооруженных сил и коммунистов, сосредоточились на задачах дефашизации и утверждения демократических порядков, деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Была проведена нацио­нализация крупнейших предприятий и банков, введен рабочий контроль. В дальнейшем к власти пришел правый блок Демократический альянс (1979-1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования, а затем коалиционное правительство социалистической и социал-демократической партий во главе с лидером социалистов М. Соарешем (1983-1985).

В Греции в 1974 г. режим «черных полковников» был сменен гражданским правительством, состоявшим из представителей консервативной буржуазии. Оно не проводило серьезных преобразований. В 1981 -1989 гг. и с 1993 г. у власти находилась партия Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), проводился курс демократизации политического строя и социальных реформ.

В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. При его одобрении начался переход от авторитарного режима к демократическому. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. В декабре 1978 г. была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. С 1982 г. у власти нахо­дилась Испанская социалистическая рабочая партия, ее лидер Ф. Гонсалес возглавлял правительство страны. Особое внимание уделялось мерам по подъему производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х гг. правительством был проведен ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся на предприятиях, и др.). Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Результатом политики социалистов, находившихся у власти непрерывно до 1996 г., стало завершение мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу.

Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XX - начале XXI в.

Кризис 1974-1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западноевропейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях в производство.

В конце 70-х - начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.)- В 1980 г. президентом США был избран республиканец Р. Рейган, победивший и на выборах 1984 г. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Было прервано многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах в 1976 г. в Швеции и Дании, в 1981 г. в Норвегии.

Пришедших в этот период к власти деятелей не зря назвали новыми консерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперед, способны на перемены. Их отличали политическая гибкость и напористость, обращение к широким слоям населения. Так, британские консерваторы, возглавляемые М. Тэтчер, выступили в защиту «истинных ценностей британского общества», к которым отнесли трудолюбие и бережливость; пренебрежение к лентяям; самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху; уважение законов, религии, устоев семьи и общества; содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. Использовались и лозунги создания «демократии собственников ».

Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки (ярким проявлением этого стала война между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских островов в 1983 г.).

Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие - объединение Германии в 1990 г., причастность к которому поставила Г. Коля в число наиболее значимых фигур германской истории. Вместе с тем в годы правления консерваторов не прекращались выступления разных групп населения за социальные и гражданские права (в их числе забастовка английских горняков в 1984-1985 гг., выступления в ФРГ против размещения американских ракет и др.).

В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы. В 1997 г. в Великобритании пришло к власти лейбористское правительство во главе с Э. Блэром, а во Франции по результатам парламентских выборов было сформировано правительство из представителей левых партий. В 1998 г. канцлером Германии стал лидер Социал-демократической партии Г. Шредер. В 2005 г. его сменила на посту канцлера представитель блока ХДС/ХСС А. Меркель, возглавившая правительство «большой коалиции», состоящее из представителей христианских демократов и социал-демократов. Еще раньше во Франции на смену левому правительству пришло правительство из представителей правых партий. Вместе с тем в середине 10-х гг. XXI в. в Испании и Италии правые правительства в результате парламентских выборов вынуждены были уступить власть правительствам во главе с социалистами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

1. Западная и Северная Европа в конце ХХ – начале XXI вв. 2. Восточная Европа в конце ХХ – начале XXI вв. Тема: « Европа в конце ХХ – начале XXI вв.»

2 слайд

Описание слайда:

Доминантой развития во второй половине XX в. принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса. Однако и в эти десятилетия западный мир столкнулись с целым рядом проблем, потрясений - всем тем, что называют «вызовами времени». технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг., социальные выступления в 60-70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов.

3 слайд

Описание слайда:

Франция Во Франции, нужно было преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. После окончания войны в большинстве западноевропейских стран утвердились коалиционные правительства. Основными мероприятиями были: восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы 5 крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено» (владелец которых сотрудничал с оккупационным режимом), несколько авиационных предприятий.

4 слайд

Описание слайда:

Во Франции была принята конституция Четвертой республики в 1946 г. Во французской конституции 1946 г. в дополнение к демократическим правам провозглашались права: на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, права трудящихся на участие в управлении предприятиями, профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов» и др. В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40-42- часовая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Это делалось в значительной степени под давлением трудящихся.

5 слайд

Описание слайда:

После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений. во Франции к концу 50-х гг. сложилась кризисная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В такой обстановке все большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал генерал Ш. де Голль. В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернется Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть Республики» при условии отмены конституции 1946 г. и предоставления ему чрезвычайных полномочий. Осенью 1958 г. была принята конституция Пятой республики, предоставлявшая главе государства самые широкие права,

6 слайд

Описание слайда:

В декабре де Голля избрали президентом Франции. Установив «режим личной власти», он стремился противостоять попыткам ослабления государства изнутри и извне. Но в вопросе о колониях решил, что лучше провести деколонизацию «сверху», сохранив при этом влияние в бывших владениях, чем дожидаться позорного изгнания, например, из сражавшегося за независимость Алжира. Готовность де Голля признать право алжирцев решать свою судьбу вызвала в 1960 г. антиправительственный мятеж военных. В 1962 г. Алжир получил независимость.

7 слайд

Описание слайда:

Во Франции в 1961-1962 гг. организовывались демонстрации и забастовки с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил. Высшей точкой социальных выступлений в этот период стали события мая - июня 1968 г. во Франции (число бастующих по стране превысило 10 млн. человек). Правительство вынуждено было пойти на уступки. Участники забастовки добились: повышения заработной платы на 10-19%, увеличения отпусков, расширения прав профсоюзов. Эти события оказались серьезным испытанием для властей. В апреле 1969 г. президент де Голль выдвинул на референдум законопроект о реорганизации местного самоуправления, но большинство голосовавших отклонило законопроект. После этого Ш. де Голль подал в отставку. В июне 1969 г. новым президентом страны был избран Ж. Помпиду.

8 слайд

Описание слайда:

В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы, во Франции по результатам парламентских выборов было сформировано правительство из представителей левых партий.

9 слайд

Описание слайда:

Германия и италия для Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма, создании новых демократических государств. значительные баталии развернулись вокруг выборов в учредительные собрания, разработки и принятия новых конституций. В Италии события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику» (страна была провозглашена республикой в результате референдума 18 июня 1946 г.). Конституции в 1947 г. в Италии (вступила в силу с 1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной Германии, стали наиболее демократическими конституциями за всю историю этих стран.

10 слайд

Описание слайда:

Особый период в истории западноевропейских стран составили 50-е годы. Послевоенная промышленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно-техническая революция, одним из основных проявлений которой стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, возрастала и их зарплата. В ФРГ на протяжении 50-х гг. заработная плата выросла в 2 раза. В некоторых странах, например в Италии, Австрии, показатели были не столь значительными. Правительства периодически «замораживали» зарплату. Это вызывало протесты и забастовки рабочих. Экономический подъем в ФРГ и Италии. В послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х гг. расценивалась как «экономическое чудо». Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла

11 слайд

Описание слайда:

Период стабильного развития совпал с приходом к власти консерваторов. Так, в ФРГ имя К. Аденауэра, занимавшего пост канцлера в 1949-1963 гг., связывали с возрождением германского государства, а Л. Эрхарда назвали «отцом экономического чуда». Христианские демократы отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили об обществе всеобщего благосостояния, социальных гарантиях для людей труда. В ФРГ утвердилась теория «социального рыночного хозяйства», ориентированного на поддержку частной собственности и свободной конкуренции.

12 слайд

Описание слайда:

Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии. В ФРГ в конце 1966 г. представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ) вошли в коалиционное правительство, а с 1969 г. уже сами формировали правительство. В Италии основу послевоенных правительств составляла Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то с левыми, то с правыми партиями. В 60-е гг. ее партнерами стали левые - социал-демократы и социалисты. Лидер социал-демократов Д. Сарагат был избран президентом страны. При различии ситуаций в разных странах политика социал-демократов имела некоторые общие черты. Своей главной, они считали создание «социального общества», главными ценностями которого провозглашались свобода, справедливость, солидарность. Ключевым положением их программ являлся тезис о государственном регулировании экономики. Отношение к рынку выражалось девизом: «Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо».

13 слайд

Описание слайда:

Важной стороной деятельности социал-демократических правительств западноевропейских государств стало изменение внешней политики. Особенно значительные шаги в этом направлении были сделаны в ФРГ. Пришедшее к власти в 1969 г. правительство во главе с канцлером В. Брандтом (СДПГ) и вице-канцлером и министром иностранных дел В. Шеелем (СвДП) совершило принципиальный поворот в «восточной политике», заключив в 1970-1973 гг. двусторонние договоры с СССР, Польшей, Чехословакией, подтверждавшие нерушимость границ между ФРГ и Польшей, ФРГ и ГДР. Названные договоры, а также четырехсторонние соглашения по Западному Берлину, подписанные представителями СССР, США, Великобритании и Франции в сентябре 1971 г., создали реальную почву для расширения международных контактов и взаимопонимания в Европе.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

В середине 70-х гг. значительные политические перемены произошли в государствах Юго-Западной и Южной Европы. В Португалии в результате Апрельской революции 1974 г. был свергнут авторитарный режим. Первые послереволюционные правительства (1974-1975), состоявшие из руководителей Движения вооруженных сил и коммунистов, сосредоточились на задачах: дефашизации и утверждения демократических порядков, деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. В дальнейшем к власти пришел правый блок Демократический альянс (1979-1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования, а затем коалиционное правительство социалистической и социал-демократической партий во главе с лидером социалистов М. Соарешем (1983-1985).

16 слайд

Описание слайда:

В Греции в 1974 г. режим «черных полковников» был сменен гражданским правительством, состоявшим из представителей консервативной буржуазии. Оно не проводило серьезных преобразований. В 1981 -1989 гг. и с 1993 г. у власти находилась партия Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), проводился курс демократизации политического строя и социальных реформ.

17 слайд

Описание слайда:

В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. При его одобрении начался переход от авторитарного режима к демократическому. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. В декабре 1978 г. была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. С 1982 г. у власти находилась Испанская социалистическая рабочая партия, ее лидер Ф. Гонсалес возглавлял правительство страны. Особое внимание уделялось мерам по подъему производства, созданию рабочих мест Результатом политики социалистов, находившихся у власти непрерывно до 1996 г., стало завершение мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу.

18 слайд

Описание слайда:

Кризис 1974-1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западноевропейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях в производство. В конце 70-х - начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г. В 1982 г. в ФРГ пост канцлера занял Г. Коль. Было прервано многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах в 1976 г. в Швеции и Дании, в 1981 г. в Норвегии.

19 слайд

Описание слайда:

В странах (Восточная Европа) проявился разрыв между конституциями и реальностью в сфере прав и свобод граждан. Нарушения их со стороны партийных коммунистических имели массовый характер. Это вызывало недовольство их населения, которые в условиях ослабления тоталитаризма в СССР в 1989-1990 годах привели к демократическим преобразованиям и краху всевластия коммунистов. В августе 1980 года в Польше, в Гданьске возникло свободное профсоюзное объединение, которое получило наименование «Солидарность». Руководителем его стал Л. Валенса, электрик местной судоверфи. Вскоре оно превратилось в массовое организованное социально-политическое движение (до 10 млн. членов). Новый лидер В. Ярузельский под давлением Москвы ввел в стране военное положение и арестовал 5 тысяч профсоюзных активистов. В связи с началом «перестройки» в СССР В. Ярузельский был вынужден согласиться на легализацию деятельности «Солидарности», на свободные парламентские выборы, учреждение поста президента страны и создание в сейме второй палаты - сената. Июньские выборы 1989 года закончились победой «Солидарности», а ее фракция в сейме сформировала демократическое правительство во главе с Т. Мазовецким.

20 слайд

Описание слайда:

В 1990 году лидер «Солидарности» Л. Валенса был избран президентом страны. Он поддержал план радикальных реформ Бальцеровича, который привел к временному болезненному снижению жизненного уровня населения. При его активном участии Польша стала сближаться с НАТО и европейским сообществом. Временные экономические трудности, связанные с массовой приватизацией, а также выявление тайных связей в прежние времена со спецслужбами некоторых деятелей из окружения Валенсы привели к тому, что во время президентских выборов 1995 года его победил А. Квасневский.

21 слайд

Описание слайда:

В Чехословакии после начала «перестройки» в СССР Г. Гусак отказался изменить политический курс и вступить в диалог с оппозицией и в 1988 году был вынужден уйти в отставку с поста коммунистического лидера. В ноябре 1989 года в Чехословакии произошла «бархатная революция», во время которой под давлением массовых мирных протестов коммунисты были вынуждены согласиться на формирование правительства с участием представителей демократической оппозиции. Спикером парламента стал А. Дубчек, а президентом В. Гавел, писатель демократ. В Чехословакии произошел мирный переход от коммунистической диктатуры к парламентаризму. Начались демократические преобразования в политической и государственной жизни. 1 января 1993 года Чехословакия разделилась на два государства - Чехию и Словакию. В. Гавел был избран президентом Чехии.

24 слайд

Описание слайда:

Демократизация общественной и государственной жизни произошла и в ГДР, где на первых свободных выборах в марте 1990 года победила демократическая оппозиция. В результате народного выступления был свергнут в Румынии ненавистный коммунистический режим Н. Чаушеску в декабре 1989 году. Борьба албанцев за ликвидацию коммунистического режима в своей стране закончилась в 1992 году. Не обошли стороной перемены и Болгарию, где к власти тоже пришли демократические силы. Согласно новой конституции 1991 года Болгарская народная республика стала Республикой Болгария. Процесс демократизации общественной и государственной жизни распространился и на Социалистическую Федеративную Республику Югославии. В начале 90-х годов в ряде восточноевропейских государствах были приняты новые конституции, а в конституции других были внесены важные изменения. Они меняли не только названия государств, но и сущность общественного и политического строя, воспринимали общечеловеческие демократические ценности. Согласно новой

25 слайд

Описание слайда:

Новая конституция Румынии была утверждена в ноябре 1991 года. Вместо Румынской народной республики появилось Республика Румыния. Конституция республики Сербия и Черногория, возникшей после распада Югославской федерации, была принята в апреле 1992 года. Конституции закрепили и изменения функций главы государства, в роли которого перестал выступать коллективный орган. Повсеместно был восстановлен пост президента государства. Предусматривалось нередко его избрание всенародным голосованием, а сам он наделялся значительными властными полномочиями, правом отлагательного вето, иногда и правом роспуска парламента (в определенных случаях).

Понравилась статья? Поделитесь ей