Контакты

Вторая усобица. Междоусобная война на Руси (1015—1019). Явные и тайные причины возникновения междоусобиц

Киевская Русь Вернадский Георгий Владимирович

2. Междоусобная борьба сыновей Владимира (1015-1036 гг.)

2. Междоусобная борьба сыновей Владимира (1015-1036 гг.)

После смерти Владимира началась кровавая междоусобица его сыновей. Недостаток, братской любви между ними частично можно объяснить тем, что они были только сводными братьями. До своего крещения великий князь имел много жен, и в отношениях между разными семьями, вне всякого сомнения, существовало большое напряжение. Из его многочисленного потомства Ярослав, Мстислав и Изяслав считаются сыновьями Рогнеды. Святополк – сомнительного происхождения, сын вдовы Ярополка, на которой Владимир женился, когда она уже была беременной, если верить летописцу. Мать Святослава – чешская жена Владимира, Борис и Глеб – сыновья болгарской женщины, согласно «Повести временных лет». Однако, как описывается в «Сказании» о страданиях последних двух, впоследствии причисленных к лику святых, Глеб в момент убийства был совсем дитя (1015 г.). Если так, то он должен был быть сыном первой христианской жены князя, византийской княжны Анны.129

Судя по всему, Владимир намеревался передать свое государство Борису, одному из самых младших сыновей, которому во время своей последней болезни он доверил командование войсками, посланными против печенегов. Борис уже возвращался из похода и как раз достиг берегов реки Альты, когда получил известие о смерти отца и захвате Киевского трона Святополком. Дружина убеждала Бориса выступить против последнего, предупреждая, что в обратном случае Святополк убьет его. Позиция Бориса была типичной для той тонкой верхней прослойки русских людей, которые приняли христианство со всей серьезностью. Он не хотел противиться злу насилием, ему была ненавистна мысль о войне со старшим братом, поэтому он распустил дружинников и спокойно дожидался убийц. Его убили, но самой своей смертью Борис остался навсегда живым в памяти народа как символ братской любви. Борис и его брат Глеб, тоже убитый наемниками Святополка, стали первыми русскими, канонизированными Церковью. Другой брат, Святослав из Древлянской земли, бежал на запад, но был перехвачен посланниками Святополка на пути в Венгрию. Изяслав Полоцкий оставался нейтральным и ему не досаждали, Мстислав Тмутараканский тоже не видел для себя угрозы со стороны Святополка. Можно предположить, что между ними было какое-то соглашение, возможно договор о ненападении. В любом случае, Мстислав был занят расширением своих владений в Азовском регионе. В 1016 г. с помощью византийских войск он воевал с остатками хазар в Крыму.130

Единственным братом, который отважился подняться против Святополка, был Ярослав Новгородский, причину чего новгородцы видели в своем недовольстве Киевским верховенством над ними. Война между этими двумя людьми была скорее борьбой между Новгородом и Киевом, чем просто личной враждой братьев. Она длилась четыре года (1015-1019 гг.), и оба противника использовали наемные войска из других стран. Ярослав нанял варяжские отряды, а Святополк печенегов. После первого поражения Святополк бежал в Польшу и заключил союз с королем Болеславом I. Вместе они смогли отвоевать Киев у Ярослава (1018 г.), который, в свою очередь, бежал в Новгород. Решив, что опасность миновала, Святополк поссорился со своим польским союзником, и Болеслав возвратился домой, взяв с собой двух сестер Ярослава и бояр, симпатизировавших Ярославу, судя по всему, в качестве заложников. Он также воссоединил с Польшей червенские города.131 Триумф Святополка, однако, оказался кратким, потому что Ярослав через некоторое время атаковал его снова. Святополк опять нанял отряды печенегов и опять проиграл. Это поражение стало окончательным, он умер (1019 г.), вероятно где-то в Галиции, так как бежал на запад. Теперь у Ярослава появился новый противник – его брат Мстислав. К этому времени тот твердо закрепился в восточном Крыму и Тмутаракани. В 1022 г. косоги (черкесы) признали его своим сюзереном, после того как он убил в схватке их князя Редедю. Этот эпизод, видимо, описан в былине, на основании которой он и записан в «Повести временных лет».

Укрепив свое окружение хазарами, косогами и, возможно, яссами, Мстислав выступил на север и занял земли северян, бесспорно, договорившись с населением, так как они давали ему воинов. Когда он достиг Чернигова, Ярослав еще раз возвратился в Новгород и снова обратился за помощью к варягам. Хакон Слепой ответил, приведя в Новгород сильное варяжское войско.132

Решающая битва произошла при Листвене (недалеко от Чернигова), победа досталась Мстиславу (1024 г.). Ярослав решил пойти на компромисс, и братья договорились поделить Русь на две части по руслу Днепра. Хотя Киев при этом отошел к Ярославу, он предпочел остаться в Новгороде. Мстислав же сделал своей столицей Чернигов (1026 г.). Следует отметить, что одна из русских земель к северу от водораздела Днепра – Полоцкая – не затрагивалась договором. С этого момента она оказалась, в определенной степени, самостоятельной.

Ярослав и Мстислав поддерживали тесный союз, и в 1031 г., используя смерть короля Болеслава и последовавшие за ней беды Польши, они отбили червенские города и разграбили польские земли. Согласно «Повести временных лет», они также захватили в плен много поляков и разослали их в разные места. Ярослав расселил своих пленников по реке Рось.133 Интересно отметить, что в период сотрудничества между братьями-князьями Киев временно утратил свое господствующее положение в русской политике. Теперь в качестве ведущих политических центров выступали Новгород и Чернигов. За этой политической переменой можно предположить изменение направления главных торговых путей. Новгород, как и прежде, контролировал северную часть водного пути товаров из Балтики на юг, но из Чернигова товары теперь отправлялись по степным рекам и волокам в Азовский регион, а не по нижнему течению Днепра в Черное море и Константинополь. Возможно это произошло потому, что низовья Днепра в то время преграждались печенегами. Но сдвиг южного торгового пути мог также быть результатом сознательной политики Мстислава, представляющего, в таком случае, интересы купцов Тмутаракани. Азовский регион лежал на перекрестке нескольких торговых путей: в Туркестан, в Закавказье и – через Крым – в Константинополь.

Без сомнения, именно чтобы установить полный контроль над Азовским регионом, Мстислав предпринял поход на яссов, которые жили в низовьях Дона к северу от Азовского моря. Они признали его власть в 1029 г.134

Летописец описывает Мстислава как «тучного и краснолицего, с большими глазами, храброго в битвах, милосердного и любившего свою дружину, не жалевшего для нее ни денег, ни еды, ни питья». 135 Как правитель Тмутаракани, Мстислав, видимо, носил титул кагана. Интересно отметить, что в «Слове о полку Игореве» черниговского князя Олега, который тоже какое-то время управлял Тмутараканью, также называют каганом. Таким образом, правление Мстислава – это, в определенном смысле, попытка заменить господство на Руси Киева господством Тмутаракани и возродить древнерусский каганат докиевских времен. В тот период, судя по всему, Тмутаракань являлась своего рода духовной столицей Руси.

Мстислав был увлеченным строителем. Во время схватки с Редедей он дал обет в случае победы построить в Тмутаракани церковь, посвященную Богоматери, и сдержал свое обещание. Когда он перенес столицу в Чернигов, то заложил величественный храм в честь Христа Спасителя. Летописец отмечает, что к моменту смерти Мстислава церковь была «выше, чем всадник, сидя на лошади, мог достать рукой». 136 Знаменательно, что по своему архитектурному стилю церкви Мстислава следовали канону восточно-византийского искусства (Закавказья и Анатолии). В этом случае, как и во многих других, художественные влияния распространялись по путям торговых связей.

Можно предположить, что существовала миграция населения между Тмутараканью и северными областями. Мстислав привел в Чернигов большой отряд косожских воинов. Некоторые из них, возможно, осели в той части земли северян, которая позднее стала известна как Переяславльская. Хотя об этом не упоминается в летописях, само название реки в этой области, Псол, является тому косвенным подтверждением, поскольку оно косожского происхождения: на языке черкесов псол означает «вода». Река Псол впадает в Днепр с востока. Недалеко от этого места, на западном берегу Днепра, находится город с названием Черкассы, что по-древнерусски значит «черкесы». Это название не встречается, однако, в источниках киевского периода и впервые упоминается в XVI веке. В то время не только косогов по-русски называли черкесами, но также и украинских козаков; это говорит о том, что, в сознании русских Московского периода, существовала определенная связь между косогами и козаками. И действительно, украинские ученые XVII века считали, что слово «козак» произошло от слова «косог». С другой точки зрения, козак (теперь обычно по-русски пишется «казак») произошло от тюркского «казак», что означает «свободный житель пограничной земли». Одним словом, вопрос непростой, и мы не можем здесь уделить ему необходимого внимания.137 Достаточно лишь сказать, что косоги Мстислава, возможно, поселились там, где через пять веков появились запорожские казаки как сильная военная община.

Возвращаясь теперь к политике Ярослава как правителя Новгорода, мы, прежде всего, должны упомянуть привилегии, дарованные им северной столице по законам 1016 и 1019 гг., дабы вознаградить новгородцев за поддержку в гражданской войне. К сожалению, не сохранились ни оригиналы, ни копии этих законов. В некоторых списках новгородских летописей их тексты заменены на текст «Русской Правды». Несомненно, что само составление так называемой «Правды» Ярослава как-то связано с выходом этих законов. Во вступительной статье к «Правде» провозглашается равенство виры138 новгородцев и киевлян. По-видимому, это являлось важным пунктом новгородских требований.

Поход Ярослава на чудь в Эстонии тоже, очевидно, был продиктован интересами новгородцев. Этот поход представлял собой попытку распространить в западном направлении контроль новгородцев над южными берегами Финского залива и прилегающими территориями. На завоеванной территории в 1030 г. Ярослав основал город, названный Юрьевым в честь его святого покровителя (Юрий – старая русская форма имени Георгий). После германского завоевания балтийских провинций в XIII веке город стал называться Дерпт (теперь Тарту).

Одной из печальных страниц нашей истории является раздробленность Древней Руси в Средние века. Но междоусобная война - это не прерогатива древнерусских княжеств. Межфеодальными войнами была охвачена вся Европа, в одной только Франции насчитывалось 14 крупных феодальных майоратов, между которыми велись непрерывные кровавые столкновения. Междоусобная война - характерная особенность Средневековья.

Слабая власть Киева и лествичное право

Основной причиной возникновения междоусобиц была слабая централизация власти. Периодически появлялись сильные лидеры, такие как Владимир Мономах или Ярослав Мудрый, радеющие о единстве державы, но, как правило, после их смерти сыновья опять начинали распри.

А детей всегда было много, и каждая ветвь рода, идущего от общего деда Рюрика, пыталась обеспечить себе верховенство. Усугубляла все специфика престолонаследия - лествичное право, когда власть передавалась не по прямому наследию к старшему сыну, а старшему в роду. Русь междоусобные войны трепали вплоть до кончины московского князя Василия II Темного, то есть до второй половины XV века.

Разобщенность

На ранних этапах развития государства периодически образовывались какие-то союзы между несколькими князьями, и войны велись блоками, или на время вся Киевская Русь объединялась для отражения набегов степных народов.

Но все это носило временный характер, и князья опять запирались в своих уделах, каждый из которых в отдельности не обладал ни силами, ни ресурсами, чтобы объединить под своим началом всю Русь.

Очень слабая федерация

Междоусобная война является гражданской войной. Это кровавое крупное противостояние между жителями одной страны, объединенными в определенные группы. Несмотря на то что в те далекие времена наша страна представляла собой несколько самостоятельных государств, в истории она осталась как Киевская Русь, и единство ее, пусть неактивное, все равно ощущалось. Это была такая слабая федерация, жители которой называли представителей соседних княжеств иногородцами, а иностранцев - чужеземцами.

Явные и тайные причины возникновения междоусобиц

Необходимо отметить тот факт, что решение идти войной на брата принимал не только князь, за ним стояли и горожане, и купечество, и церковь. Княжескую власть очень сильно ограничивали и Боярская дума, и городское Вече. Причины междоусобных войн лежат гораздо глубже.

И если княжества воевали между собой, то для этого имелись сильные и многочисленные мотивы, в том числе и этнические, и экономические, и торговые. Этнические потому, что на окраинах Руси формировались новые государства, население которых начинало говорить на своих наречиях и имело свои традиции и уклад. Например, Белоруссия и Украина. К обособленности княжеств вело и желание князей передавать власть по прямому наследству. Борьба же между ними велась из-за недовольства распределением территорий, за киевский престол, за независимость от Киева.

Разобщенность братьев

Междоусобная война на Руси началась еще в IX веке, и мелкие стычки между князьями, в сущности, не прекращались никогда. Но были и крупные междоусобицы. Первая распря возникла в конце X - начале XI веков, после смерти Святослава. Три его сына, Ярополк, Владимир и Олег, имели разных матерей.

Бабка, великая княгиня Ольга, способная объединить их, умерла в 969 году, а спустя 3 года погиб и отец. Точных дат рождения ранних киевских князей и их наследников имеется мало, но есть предположения, что к моменту сиротства Святославичей старшему Ярополку исполнилось всего 15 лет, и у каждого из них уже был свой надел, оставленный Святославом. Все это не способствовало возникновению крепких братских уз.

Первая крупная междоусобица

Начало междоусобной войны приходится на момент взросления братьев - они уже набрали силу, имели дружины и следили за своими вотчинами. Конкретным поводом стал момент обнаружения Олегом в своих лесах охотников Ярополка, руководимых сыном воеводы Свенельда Лютом. После возникшей перепалки Лют был убит, и, по некоторым данным, его отец Свенальд сильно подбивал Ярополка на нападение и всячески подогревал ненависть к братьям, которые якобы мечтают о киевском престоле.

Так или иначе, но в 977 году Ярополк убивает своего брата Олега. Прослышав об убийстве младшего брата, Владимир, сидевший в Великом Новгороде, сбежал в Швецию, из которой вернулся с сильным войском наемников, ведомых его воеводой Добрыней. Владимир тут же двинулся на Киев. Взяв непокорный Полоцк, он осадил стольный град. Спустя некоторое время Ярополк согласился на встречу с братом, но не успел дойти до ставки, так как был убит двумя наемниками. Владимир воцарился на киевском престоле спустя всего 7 лет после гибели отца. Ярополк в истории, как ни странно, остался кротким правителем, и считается, что очень юные братья стали жертвами интриг, ведомых опытными и хитрыми приближенными, такими как Свенельд и Блуд. Владимир княжил в Киеве 35 лет и получил прозвище Красно Солнышко.

Вторая и третья междоусобные войны Киевской Руси

Вторая междоусобная война князей начинается после смерти Владимира, между его сыновьями, которых у него было 12. Но основная борьба развернулась между Святополком и Ярославом.

В этой распре погибают Борис и Глеб, ставшие первыми русскими святыми. В конце концов верх одерживает Ярослав, получивший позднее прозвище Мудрый. На Киевский престол он взошел в 1016-м и правил до 1054 года, в котором умер.

Естественно, третья крупная междоусобица началась после его смерти между семью его сыновьями. Хотя Ярослав при жизни четко определился с вотчинами сынов, а Киевский престол завещал Изяславу, в результате братоубийственных войн воцарился он на нем только в 1069 году.

Века раздробленности и зависимости от Золотой Орды

Последующий отрезок времени вплоть до конца считается периодом политической раздробленности. Начали образовываться самостоятельные княжества, а процесс дробления и возникновения новых уделов стал необратимым. Если в XII веке на территории Руси существовало 12 княжеств, то уже в XIII веке их насчитывается 50, а в XIV - 250.

В науке этот процесс получил название Даже завоевание Руси татаро-монголами в 1240 году не сумело остановить процесс дробления. Лишь нахождение в течение 2,5 века под игом Золотой Орды стало склонять киевских князей к созданию централизованного сильного государства.

Отрицательные и положительные стороны раздробленности

Междоусобные войны на Руси разрушали и обескровливали страну, не давая ей развиваться должным образом. Но, как отмечалось выше, междоусобица и раздробленность были недостатками не только Руси. Лоскутное одеяло напоминали и Франция, и Германия, и Англия. Как ни странно, но на каком-то этапе развития дробление сыграло и положительную роль. В рамках одного государства начали активно развиваться отдельные земли, превращаясь в крупные вотчины, возводились и расцветали новые города, строились церкви, создавались и оснащались крупные дружины. Политическое, экономическое и культурное развитие периферийных княжеств при слабой политической власти Киева способствовало росту их самостоятельности и независимости. И в некотором роде возникновению демократии.

Однако муждоусобицей на Руси всегда умело пользовались ее враги, которых было предостаточно. Вот и росту периферийных вотчин был положен конец нападением на Русь Золотой Орды. Процесс централизации русских земель потихоньку начался еще в XIII веке и шел до XV. Но и потом случались междоусобные столкновения.

Двойственность правил престолонаследия

Отдельных слов заслуживает начало междоусобной войны в Московском княжестве в После смерти Василия I власть переходит в руки его сына Василия II Темного, все годы правления которого были отмечены междоусобицами. Сразу после смерти Василия I в 1425 году вплоть до 1433-го война велась между Василием Темным и его дядькой Юрием Дмитриевичем. Дело в том, что в Киевской Руси до XIII века правила престолонаследия определялись лествичным правом. Согласно ему власть передавалась старшему в роду, и Дмитрий Донской в 1389 году назначил младшего сына Юрия наследником престола в случае смерти старшего сына Василия. Василий I умер, имея своих наследников, в частности сына Василия, который тоже обладал правами на московский престол, потому что с XIII века власть все чаще передавалась от отца старшему сыну.

Вообще первым нарушил это право Мстислав I Великий, правивший с 1125 по 1132 год. Тогда благодаря авторитету Мономаха, воле Мстислава, поддержке бояр остальные князья смолчали. А права Василия Юрий оспаривал, и часть родственников поддерживала его.

Сильный правитель

Начало междоусобной войны в Московском княжестве сопровождалось уничтожением мелких уделов и укреплением царской власти. Василий Темный боролся за объединение всех русских земель. На протяжении всего своего правления, которое с перерывами длилось с 1425 по 1453 год, Василий Темный неоднократно терял трон в борьбе сначала с дядей, а потом его сынами и другими охочими до московского престола людьми, но всегда возвращал его. В 1446 году он отправился на богомолье в Троице-Сергиеву лавру, где был пленен и ослеплен, почему и получил прозвище Темный. Власть в Москве в это время была захвачена Но, даже будучи ослепленным, Василий Темный продолжал жесткую борьбу с татарскими набегами и внутренними врагами, рвущими Русь на куски.

Междоусобная война в Московском княжестве прекратилась после смерти Итогом его правления было значительное увеличение территории Московского княжества (он присоединил Псков и Новгород), значительное ослабление и потеря суверенитета других князей, которые вынуждены были повиноваться Москве.

Текст лекции.

15 июля 1015 г. великий князь Владимир Святославич скончался. Отделился Новгород, Киеву перестало подчиняться Тмутараканское княжество, где правил сын Владимира Мстислав, Полоцк попытался сбросить власть Киева. Печенеги, узнав о смерти Владимира, усилили свой натиск на русские земли. Болеслав I вознамерился вернуть Польше Закарпатье, отнятое в свое время Владимиром. Власть в Киеве вопреки воле отца захватил Святополк, старший, приемный сын Владимира, женатый на польской принцессе. Владимир же собирался завещать престол сыну Борису. Как и младший Глеб, он родился в христианском браке от византийской принцессы Анны, а потому был, вероятно, единственным законным наследником престола. Утром 24 июля 1015 г. заговорщики окружили шатер

князя Бориса и убили его. К муромскому князю Глебу, родному брату Бориса, Святополк срочно направил гонцов с просьбой прибыть в Киев, т.к. отец тяжело болен. Не заподозривший коварства Глеб с небольшой охраной отправился в путь. По дороге он получил известие от Ярослава о смерти отца и убийстве брата. И он был настигнут заговорщиками и убит. Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб стали символами праведности и мученичества во славу Руси. Оба князя уже в XI в. были причислены к лику святых мучеников.

После расправы над Борисом и Глебом Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, подослал убийц еще к одному брату - Святославу, который управлял Древлянской землей. Мстислав укрылся в Тмутаракани, а Ярослав повел на Киев 40-тысячную рать во главе с варягами. Святополк выступил против него со своей дружиной и нанятыми печенегами. Это был первый случай, когда в междоусобной борьбе русский князь воспользовался помощью степняков. Противники встретились на Днепре около Любеча зимой 1016 г. Святополк был разгромлен. Ярослав занял Киев в 1019 году. Первая большая смута на Руси привела к распаду государства, потере территорий, вторжению иноземцев. Новая встреча противников произошла на реке Альте, где Ярослав окончательно победил Святополка, который бежал в Польшу и по пути умер. С 1019 года начинается правление Ярослава. А в 1036 г. после смерти еще одного соперника - брата Мстислава Ярослав объединил всю Русь.

1) Великий князь укрепил систему управления страной. Продолжая линию деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения себе.

2) Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов - «Русскую правду». Она касалась прежде всего вопросов общественного порядка, защищала людей от насилий, бесчинств, драк. «Русская правда» строго наказывала за умышленное убийство. Она допускала кровную месть, но право мстить убийце имели только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя).



3) Великий князь проявил себя человеком исключительно разносторонним. По его инициативе в 1037 г. был заложен новый главный храм Киева - тринадцатиглавый собор Святой Софии, который соперничал по красоте и размерам со святыней Константинополя - Софийским собором.

4) Ярослав основал ряд новых городов. На Волге был заложен Ярославль, а в отвоеванной земле чуди (эстов) - Юрьев (нынешний эстонский город Тарту). Город был назван так в честь Юрия - святого покровителя Ярослава.

5) При нем были открыты школы, созданы первые библиотеки, на Руси появилось немало переводных греческих книг, зародилось летописание. Он поддерживал книжное дело. Ярослав любил книги, особенно церковные сочинения, и долгие часы проводил за их чтением. О его набожности и христианских добродетелях слагали легенды.

Ярослав вел и широкую внешнюю политику.

1) При нем утвердилась власть на западном берегу Чудского озера. предпринимались походы против воинствующих балтских племен литовцев и ятвягов.

2)Ярослав нанес поражение печенегам в 1036 году, под стенами Киева.

3) Вел войны с Византийской империей, в 1046 году Византия и Русь заключили договор и возобновили дружественные отношения.

При Ярославе Мудром Русь превратилась в великую державу. Ярослав умер в 1054 году на 76 году жизни, в ореоле славы. почитаемый русским обществом, любимый многочисленными детьми. Перед смертью он передал престол своему сыну Изяславу. Ярослав впредь завещал, что великим князем на Руси может быть старший в роду.



В 1068 г. братья потерпели поражение от нового грозного врага - половцев, перекочевавших в середине XI в. в степи к югу от Руси. Узнав о поражении князей, киевляне восстали, изгнали Изяслава. Правда, вскоре Святослав победил половцев, а Изяслав вернулся в Киев.

При братьях Ярославичах в 1072 г. была составлена основная часть Русской Правды. Закон детально регламентировал положение раз­личных слоен населения, а также наказания за преступления.

В 1073 г. между братьями начались усобицы. Святослав при под­держке Всеволода нагнал Изяслава и сам сел в Киеве. Однако вскоре он умер. Сын Святослава Олег с помощью половцев начал борьбу с другими князьями. С этою времени междоусобные вой­ны князей стали почти непрерывными. Они сопровождались на­бегами половцев. Результатом было разорение южной Руси, отток ее населения на север и запад.

История России с древнейших времен до конца XVII века Сахаров Андрей Николаевич

§ 2. Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб – князья-мученики

Как уже говорилось ранее, в пору болезни Владимира выявились определенные династические противоречия, за которыми стояла большая политика, религиозные, княжеские, боярские и дружинные кланы.

Восстал Ярослав Владимирович.

Трудно сказать точно, когда это случилось, до болезни или уже в то время, как великий князь занемог; «Повесть временных лет» лаконично сообщает, что «хотящю Володимиру итн на Ярослава, Ярославъ же, послав за море, приведе варягы, бояся отца своего…». Но Владимир разболелся, «в се же время бяше у него Борисъ» сообщает далее летопись. В.Н. Татищев в своей «Истории Российской», опираясь на неизвестные летописные известия, расшифровывает последнее глухое упоминание Нестора таким образом: «Борис нареченный отцем на великое княжение», что в принципе не противоречит данным «Повести временных лет», сообщившей, что в это время Владимир приблизил к себе Бориса, посланного ранее княжить в Ростов. И еще одно событие происходит в эти дни: начинается очередной набег печенегов, и Владимир направляет против кочевников именно Бориса, предоставив ему свою дружину и «воев», т.е. народное ополчение. Затем летописец сообщает, что в момент смерти Владимира его старший приемный сын Святополк оказался в Киеве.

Таким образом, становится очевидным, что в последние недели жизни Владимира, возможно, уже во время его тяжелой болезни на Руси стал нарастать очередной политический кризис. Связан он был прежде всего с тем, что Владимир попытался передать престол, вопреки установившейся традиции, одному из своих младших и любимых сыновей, рожденному в христианском браке – Борису, с чем не смогли смириться ни Святополк, ни Ярослав. Кроме того, оба имели все основания ненавидеть Владимира. Святополк не мог не знать, что его истинный отец, боголюбивый и мягкий Ярополк погиб от рук отчима. Ярослав же, как и другие сыновья от полоцкой княжны Рогнеды, не мог не знать о кровавой расправе Владимира со всем семейством полоцкого князя во время захвата в 980 г. Полоцка, о насильственном принуждении их матери к замужеству, а также о последующей ее опале и изгнании после появления византийской принцессы в великокняжеском дворце. Сохранилась легенда о попытке одного из сыновей Рогнеды еще в малолетнем возрасте вступиться за мать.

К 1015 г. оба старших сына Рогнеды – Вышеслав и Иэяслав умерли и теперь старшим среди всех великокняжеских сыновей оставался Ярослав, княживший ранее в Ростове, а затем переведенный в Новгород.

Но вряд ли можно думать, что лишь личные мотивы побудили Ярослава выступить против отца. Дело было, видимо, и в том, что за Ярославом виделась новгородская верхушка, стоявшая на традиционно сепаратистских по отношению к Киеву позициях. Не случайно в источниках сохранилось свидетельство о том, что Ярослав отказался платить Киеву положенную ежегодную дань в 2000 гривен, а еще тысячу собирать с новгородцев для раздачи княжеским людям По существу, Новгород отказывался нести свои прежние финансовые обязательства перед Киевом. Практически Ярослав повторял судьбу отца, поддержанного новгородцами и варягами против Киева. Его личные династические амбиции совпали со стремлением Новгорода вновь подтвердить свое особое положение в составе русских земель и, опираясь на варяжскую помощь, еще раз сокрушить Киев. Теперь у Ярослава, который при жизни своих старших братьев не имел никаких шансов на престол, появилась реальная возможность воцариться в Киеве. В этом смысле он также повторял судьбу Владимира, бывшего младшим и «неперспективным» сыном Святослава Игоревича.

Итак, в момент смерти великого киевского князя его официальный наследник был в походе против печенегов, старший из его сыновей Святополк, опирающийся на своих бояр и часть киевлян, ждал в Киеве развития событий, а действительно старший из его собственных сыновей Ярослав уже собрал в Новгороде рать, чтобы выступить против занемогшего отца.

К этому дню Святополку было 35 лет, Ярославу, родившемуся где-то в середине 80-х годов X в., было около 27 лет. Возраст Бориса установить трудно, но, по всем данным, он был намного моложе своих братьев, так как христианский брак Владимира состоялся лишь в 988 г. Великая княгиня Анна умерла в 1011 г. Если принять версию о том, что Борис и Глеб родились от византийской принцессы, что косвенно может подтверждаться и стремлением Владимира сделать своим наследником именно Бориса, то можно признать, что в 1015 г. он был в возрасте 20 -ти с небольшим лет. К тому же в ряде источников о нем и о Глебе говорится как об очень молодых людях.

Если Борис был, как бы мы сегодня сказали, «вполне благополучным ребенком», то Святополк и Ярослав несли в своей душе колоссальные личные комплексы.

Святополк был не только приемным сыном Владимира, т.е. человеком, не обладавшим даже формальными правами на престол. Его мать, многострадальная красавица «грекиня», была наложницей Святослава, а потом досталась как военный трофей его старшему сыну Ярополку. Судя по тому, что она была единственной женой Ярополка в то языческое время, можно предположить, что она была любима Ярополком и имела на него большое духовное влияние. Недаром в ряде источников говорится о том, что Ярополк не противился христианам, а некоторые историки предполагают, что и сам Ярополк под влиянием жены стал скрытым христианином, что и обрекло его среди киевской языческой стихии на поражение в борьбе с ярым язычником Владимиром. Затем «грекиня» досталась женолюбивому Владимиру. Можно лишь предположить, какие страсти кипели в детской и юношеской душе Святополка, как он относился к своим сводным братьям, к отцу. Не случайно он оказался в темнице вместе со своей женой-полькой. Теперь наступал его час и нетрудно было предугадать, что в начавшуюся борьбу он должен был вложить всю свою энергию, весь пыл души, все свои явные и мнимые обиды.

Под стать ему был и Ярослав, обладавший железным характером отца и бешеной неукротимостью Рогнеды, потерявшей из-за Владимира и свою полоцкую родню, и честь. Не случайно дальнейшая ветвь полоцких князей – Изяслав Владимирович, Брячислав Изяславич, Всеслав Брячиславнч – на целых сто лет стала противником Киева. «Рогволдовы внуки» (убитого Владимиром отца Рогнеды Рогволда) в течение долгого времени отливали Киеву свои родовые обиды, которые, конечно, были подкреплены и сепаратистскими тенденциями самой Полоцкой земли, державшейся, как и Новгород, несколько обособленно в составе Руси.

Святополк, бывший в час смерти Владимира либо в Киеве, либо в Вышгороде, оставался ближе всех к Берестову. Однако близкие к Владимиру люди, видимо, сторонники Бо риса, поначалу решили скрыть смерть великого князя, выиграть время и послать гонцов к Борису. Гонцы еще были в пути, а Святополк уже овладел инициативой. Он приказал везти тело Владимира в Киев и по существу взял бразды правления в свои руки. Ярослав, как известно, обретался на севере, а Борис скакал по степи во главе княжеской дружины в поисках печенегов. Все данные говорят за то, что Свято– полк умело распорядился выгодами своего положения. Тело великого князя было доставлено по древнему обычаю на санях в столицу. Его смерть привела народ в горесть и замешательство. Тут же Святополк начал раздавать горожанам «имение», т.е. по существу подкупать их, привлекая на свою сторону. Но уже гонцы дочери Владимира и сестры Ярослава Предславы гнали коней в Новгород. Предслава, бывшая скрытой союзницей Ярослава, именно ему спешила сообщить весть о смерти отца и о захвате Святополком в Киеве власти. Гонцы из Киева нашли в степи, на реке Альте дружину Бориса, который, не обнаружив печенегов, готовился вернуться обратно в Киев. Близкие к Борису люди уговаривали молодого князя повести дружину на Киев и взять власть, завещанную ему отцом. Однако Борис отказался сделать это, то ли руководствуясь нравственными мотивами и не желая нарушать порядок престолонаследия, установленный ранее (именно на этом настаивают древние источники, подчеркивая безупречный, истинно христианский облик Бориса), то ли опасаясь штурмовать Киев, где Святополк уже успел собрать достаточно сил и сплотить своих сторонников.

Говоря о характере Бориса, следует заметить, что он не был таким непротивленцем, каким его рисуют позднейшие источники, созданные уже после канонизации Бориса и Глеба русской православной церковью. Отец поручил ему командование войском, доверял свою дружину, и уже сам этот факт говорит о многом, во всяком случае может представить нам Бориса, который к тому же долгое время сидел на княжении в Ростове, как решительного и опытного князя.

Получив от Бориса отрицательный ответ, дружина разошлась по домам: для опытных воинов и политиков было ясно, что отныне все люди, близкие к Борису, да и он сам, будут обречены.

Святополк не сразу пошел на организацию заговора против Бориса, а лишь после того, как до него дошли сведения, что дружина и «вой» покинули Бориса и он остался на Альте лишь с небольшим отрядом телохранителей, «съ отроки своими». Святополк собрал в вышгородском дворце своих сторонников; там же и был сформирован отряд убийц во главе с боярином Путшей, которые обещали князю сложить за него голову.

Когда отряд Путши поздним вечером появился на Альте, Борис уже был извещен о намерении Святополка убить его. Однако он либо не мог, либо не стал сопротивляться. Убийцы застали его в шатре, молящимся перед образом Христа.

Борис был убит, когда лег спать: нападавшие бросились к шатру и пробили его копьями в том месте, где находилась постель князя. Затем они разметали малочисленную охрану, завернули тело Бориса в шатер и повезли к Святополку. В Вышгороде убийцы обнаружили, что Борис еще дышит. По приказу Святополка верные ему варяги добили Бориса. Так Святополк убрал со своего пути самого опасного соперника, действуя решительно, быстро и жестоко.

Но оставался еще муромский князь Глеб, рожденный, как и Борис, в христианском браке Владимира от византийской принцессы и бывший теперь единственным законным наследником престола. Святополк направил к Глебу гонцов с просьбой прибыть в Киев, так как отец тяжело болен. Ничего не подозревавший Глеб с небольшой дружиной отправился в путь – сначала на Волгу, а оттуда к Смоленску и затем в ладье в Киев. Уже в пути он получил известие о смерти отца и убийстве Бориса. Глеб остановился и пристал к берегу. Здесь, на полпути к Киеву, на Днепре и застали его люди Святополка. Они ворвались на корабль, перебили дружину, а потом по их приказу повар Глеба зарезал его ножом.

Смерть юных братьев поразила древнерусское общество. Борис и Глеб со временем стали символами непротивления злу, праведности, добра и мученичества во славу светлых идей христианства. Оба князя были в XI в. объявлены православной церковью первыми русскими святыми, намного ранее княгини Ольги и князя Владимира.

Святополк уничтожил и еще одного из братьев – Святослава, который правил в Древлянской земле и, спасаясь от беспощадного Святополка, бежал в Венгрию. Убийцы настигли его в пути.

Теперь друг против друга вновь встали Киев, где окончательно утвердился Святополк, получивший в народе прозвище «Окаянного», и Новгород, где оставался Ярослав Владимирович. Теперь он вел на Киев сорокатысячную рать. Перед тем, как выступить в поход на юг, Ярослав, по свидетельству летописи, рассорился с новгородцами. Варяги, появившиеся по его призыву еще до смерти Владимира, начали чинить насилия и притеснения новгородцам, и те «иссекли» часть варягов. В ответ Ярослав расправился с «нарочитыми мужами», т.е. видными новгородцами. Каково же было чувство соперничества Новгорода по отношению к Киеву, если даже после этого, получив известие о смерти Владимира и узнав о вокняжении в Киеве после убийства других братьев Святополка, новгородцы откликнулись на призыв Ярослава и собрали значительную рать. Поистине Север вновь поднялся против Юга, как это было уже не раз в истории Руси. Святополк выступил навстречу Ярославу с киевской дружиной и нанятой печенежской конницей.

Противники встретились на Днепре ранней зимой 1016 г. близ города Любеча и встали на противоположных берегах реки.

Ярослав атаковал первым. Ранним утром на многочисленных ладьях его рать переправилась на противоположный берег. Зажатые между двумя уже замерзшими озерами воины Святополка пришли в замешательство и вступили на тонкий лед, который стал ломаться под их тяжестью. Печенеги, ограниченные в своих маневрах рекой и озерами, никак не могли развернуть свою конницу. Разгром Святополковой рати был полным. Сам великий князь бежал в Польшу.

Ярослав в 1017 г. занял Киев. В том же году он заключил союз с германским императором Генрихом II против Польши. Однако борьба на этом не кончилась. Святополк Окаянный вернулся на Русь вместе с Болеславом I и польским войском. Решающая схватка произошла на берегу Буга. Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород с четырьмя дружинниками. А Святополк с поляками занял Киев.

Польские гарнизоны были поставлены в русских городах. Поляки начали «чинить насилия» над людьми. В ответ население стало браться за оружие. В этих условиях Святополк сам призвал киевлян выступить против своих союзников. Тем самым князь пытался спасти собственный авторитет и сохранить власть.

Вскоре против поляков вспыхнуло восстание горожан. Поднялся каждый дом, каждый двор, поляков избивали повсюду, где они попадались вооруженным киевлянам. Осажденный в своем дворце Болеслав 1 принял решение оставить столицу Руси. Но уходя из Киева, поляки ограбили город, увели с собой в плен массу людей, и впоследствии вопрос об этих пленных не на один год станет камнем преткновения в отношениях между двумя государствами. Среди тех, кого Болеслав увел с собой, была и Пределава, сестра Ярослава Владимировича. Она стала наложницей польского короля. Ушел вместе с поляками и верховный иерарх русской церкви, знаменитый сподвижник Владимира грек Анастас, оставшийся верным законному правителю. Ушел, взяв с собой все ценности и всю казну Десятинной церкви. В прошлом он являлся херсонесским церковным иерархом, который в период осады Владимиром Херсонеса перешел на его сторону и помог русским овладеть городом. Как известно, после взятия Херсонеса Анастас перебрался в Киев и стал там иерархом главного собора Руси – Десятинной церкви, церкви Святой Богородицы («и поручи ю Настасу Корсуняннну, и попы корсунские прнставн служити в ней»).

Поразительно, что русские летописи, сообщив, пусть и противоречиво, о крещении Руси, кроме этой неясной фразы не обмолвились ни словом о том, какова же была организационная основа русской церкви, ее взаимоотношение с греческой патриархией, кто был первым русским митрополитом после крещения Руси. Все, что мы имеем, – это глухую фразу об Анастасе как главном священнике Десятинной церкви.

Это породило двухвековую полемику в мировой исторической литературе по поводу статуса русской церкви в первые годы после ее образования. Обращалось внимание на отсутствие известий о поставленин митрополита на Руси в эти годы и на то, что лишь под 1039 г. в летописи упоминается первый русский митрополит – грек Феопемт, освятивший Десятинную церковь. В дискуссии отмечалось, что позднейшие русские источники называли в качестве первых русских митрополитов, поставленных после крещения Руси, разных греческих церковных деятелей. Все это были лишь гипотезы. Но никто из историков прошлого не обратил внимания на запись в «Повести временных лет» о бегстве из Киева с поляками Анастаса и по существу об ограблении им главной русской православной святыни. А в этом факте кроется, возможно, ключ к разгадке и статуса русской церкви в первые годы ее существования.

В период утверждения христианства на Руси, как мы видели, Владимир был в значительной степени озабочен тем, чтобы вместе с новой религией на Русь не пришло византийское политическое влияние. Во многом именно поэтому он предпринял военную акцию против Византии на Крымском полуострове, именно поэтому широковещательно крестился в поверженном Херсонесе (что не исключало его первоначального индивидуального крещения и ранее), именно поэтому русы связали воедино крещение и женитьбу Владимира на прибывшей в захваченный Херсонес византийской принцессе Анне. В этой же связи следует рассматривать вопрос и о первом высшем русском церковном иерархе. Им не мог быть митрополит, поставленный из Византии на византийских же условиях. И не случайно на сцене появляется Ана стае, который в течение всей жизни Владимира и был, вероятно, главой вновь организующейся русской церкви. Во всяком случае известно, что он являлся главой Десятинной церкви с момента ее появления еще в деревянном варианте в 989 г. и до бегства в Польшу в 1017 г. Это без малого 28 лет.

Однако его бегство за рубеж, к врагам Руси, да еще «латинянам», какими воспринимались поляки уже после раскола церквей и, конечно, в пору создания «Повести временных лет» в начале XII в., являлось тяжким обвинением против первого русского прелата. Вполне возможно, именно поэтому его имя как первого русского митрополита, или во всяком случае епископа, поставленного Владимиром в Киеве и имеющего статус независимого от Византии иерарха, оказалось скрытым позднейшими летописцами. Митрополит изменник и вор – это было невыносимо для русского православного сердца. Так и возник в русском летописании вакуум сведений о первом русском митрополите на исходе X и в начале XI в.

Покинув Русь, оставив Святополка в Киеве без поддержки, поляки одновременно захватили и «Червенские города». Таким образом, новый узел острых противоречий завязывался в отношениях между двумя странами. В это время Ярослав в Новгороде набирал новую рать. Богатые горожане оказали ему поддержку, пожертвовав большие средства на наем войска. Собрав достаточно сил, Ярослав вторично двинулся на юг. Святополк не стал искушать судьбу. Слишком велико было против него негодование киевлян, не простивших ему привод в Киев поляков. Он бежал в степь к дружественным печенегам.

Соперники вновь встретились в открытом бою в 1018 г. Сражение произошло на реке Альте, неподалеку от того места, где был злодейски убит Борис. Это придало войску Ярослава дополнительные силы. Битва закончилась победой Ярослава. Святополк бежал в Польшу, а потом двинулся далее, в землю чехов, но умер в пути.

Любопытный штрих дает летопись по поводу последних дней Святополка уже во время его бегства за рубеж. Когда беглецы достигли пограничного с Польшей Берестья и остановились передохнуть, Святополк начал подгонять их:

«Побегнете со мною, женуть (т.е. гонятся) по нас». Когда же бывшие с ним дружинники возразили, что погони нет, князь настаивал на своем, и путники вновь двинулись в дорогу. В конце концов, Святополк полностью обессилел и был взят на носилки, но и в этом положении он, привставая, продолжал твердить: «Осе женуть, о женуть, побегни те» (т.е. «Вон гонятся, ой гонятся, бегите»). Так беглецы «пробежали» всю Польшу, Чехию и лишь смерть тяжелобольного, психически надломленного князя остановила этот сумасшедший бег.

В позднейших русских источниках, а также в знаменитом «Слове о полку Игореве» немало досталось проклятий на долю Олега Святославича, внука ЯросЛава Мудрого, который не раз во время междоусобных войн конца XI – начала XII в. приводил на Русь верных себе половцев. Однако эти печальные лавры Олег «Гориславич», как называет его «Слово», получил в истории незаслуженно. Первым в этом смысле был, конечно, Святополк, который не раз в борьбе с Ярославом Владимировичем водил на Русь печенегов. И позднее, задолго до Олега, этим сомнительным средством в междоусобных войнах пользовались дети и внуки Ярослава Мудрого, и Олег Святославич был лишь один из них.

Эта одиозная традиция сохранилась на Руси и позднее, когда в XII в. русские князья боролись друг с другом, опираясь на половецкую силу, и в XIII – XIV вв., когда половцев сменили татары, которых не раз водили друг против друга князья уже Северо-Восточной Руси.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Первая междоусобная война на Руси началась после смерти князя Святослава: его сыновья Ярополк, Олег и Владимир никак не могли поделить опустевший киевский престол. Решить вопрос полюбовно не представлялось возможным, поэтому избежать братского кровопролития не удалось. Впоследствии подобные истории повторялись неоднократно. Об усобицах, последовавших за этим конфликтом, – в нашем материале.

Источники:

Пресняков А. Е. «Княжое право в Древней Руси»
Боханов А. Н., Горинов М. М. «История России с древнейших времен до конца XX века»

Изображение для анонса на главной странице: tayni.info
Изображение для лида: kremlion.ru

Судьбу князя Владимира разделили и его дети: им тоже суждено было стать участниками междоусобной войны. Главными претендентами на киевский престол являлись Святополк, вошедший в историю под прозвищем Окаянный, и Ярослав, хорошо известный как Мудрый. В результате этого конфликта были убиты другие сыновья Владимира – Борис и Глеб (впоследствии они стали первыми русскими святыми). Святополк же бежал в Восточную Европу, но обосноваться там так и не успел: скончался от болезни.

В ходе междоусобицы были убиты Борис и Глеб

К слову, историки не исключают, что Святополка попросту «подставили»: отдать приказ об убийстве Бориса и Глеба мог и сам Ярослав, который, если следовать этой логике, затем поспособствовал формированию образа «окаянного» брата. Как говорится, кто победил, тот и добро.

Изображение: wikipedia.org

Еще одна междоусобица началась после гибели киевского князя Всеволода Ольговича. На сей раз основными противниками стали Изяслав Мстиславич и Юрий Владимирович, широко известный как Долгорукий. В первую очередь война велась за Киев. Точка в непримиримой борьбе была поставлена лишь тогда, когда Изяслав умер: только в скором времени после этого Юрий наконец сумел укорениться на киевском престоле.

Юрий Долгорукий укрепился в Киеве только после смерти Изяслава

Также Юрию Владимировичу удалось отделить Переяславль и Волынь от Киева. Правда, радовался своим достижениям князь недолго: обосновался в Киеве он в 1155 году, а уже в 1157-м скончался.

Изображение: runivers.ru

В 1158 году вновь развернулась борьба за княжение в Киеве и на других территориях. Над «матерью городов русских» в ту пору властвовал Изяслав Давыдович, однако ему, как водится, своих владений не было достаточно, и он ввязался в борьбу за Галицкое княжество. Это и привело к тому, что позиции Изяслава пошатнулись. На киевский престол обратили взор Ростислав Мстиславич, князь смоленский, и Мстислав Изяславич, князь волынский.

Изяслава Давыдовича убили черные клобуки

В результате борьбы Изяслав Давидович погиб. В ходе одного из вооруженных столкновений его убили черные клобуки – так называли тюркских наемников, служивших русским князьям.

Изображение: history.sgu.ru

Не успела завершиться междоусобная война 1094 – 1097 годов, как на смену ей пришла новая. На сей раз борьба велась за западные земли: Теребовль, Волынь, Перемышль. Самым ярким и, пожалуй, наиболее известным эпизодом этой усобицы стало ослепление теребовльского князя Василько Ростиславича, подробно описанное в «Повести временных лет». Это произошло сразу после Любечского съезда 1097 года, в рамках которого князья пытались договориться о прекращении распрей. Результат, однако, оказался противоположным.

После Любечского съезда князь Василько был ослеплен

В ходе войны киевский князь Святополк Изяславич сумел добиться присоединения Волыни и отдал ее своему сыну Ярославу Святополчичу. Один из главных участников этого конфликта, Давыд Игоревич, успевший побывать по обе стороны баррикад, был лишен Волыни со словами: «Не хотим тебе дать стола Владимирского, ибо вверг ты нож в нас, чего не бывало ещё в Русской земле». Однако взамен Давыд получил другие земли и даже денежный откуп.

Изображение: smallbay.ru

В 1094 году наследники Святослава Ярославича, сына Ярослава Мудрого, начали борьбу за земли, принадлежавшие их отцу. При этом Святослав был уже почти двадцать лет как мертв. В Киеве в ту пору княжил Святополк Изяславич, тоже внук Ярослава Мудрого.

Междоусобная война совпала с нападениями половцев

Вражда между Святославичами – Олегом, Давыдом и Ярославом – и Святополком, а также Владимиром Мономахом и другими князьями, обострилась как раз в тот период, когда южная Русь с трудом успевала отбиваться от половцев. Во многом именно это способствовало тому, что многие земли, ранее относившиеся к вотчине Святослава, его сыновьям все-таки удалось вернуть, хоть в ходе междоусобицы они и допустили массу стратегических ошибок. Однако Киев по-прежнему остался за Святополком Изяславичем.

Изображение: wikipedia.org

Понравилась статья? Поделитесь ей